Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коррекция недостатков развития конструктивной деятельности у дошкольников с косоглазием и амблиопией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами были разработаны методические рекомендации по специальному коррекционному предметно — практическому обучению конструированию. В них учитывались особенности конструктивной деятельности дошкольника с нарушением зрения — осуществлялся индивидуально — дифференцированный подход в зависимости от состояния зрения, особенностей развития конструктивных навыков у детей с косоглазием и амблиопией… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ литературных данных по развитию у детей дошкольного возраста конструктивной деятельности
    • 1. 2. Теоретические основы проблемы обучения конструированию в тифлопедагогике
    • 1. 3. Цель, задачи и методы исследования
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ ШМБЛИОПИЕЙ
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Особенности воспроизведения постройки по образцу
    • 2. 3. Своеобразие формирования образа постройки
    • 2. 4. Характеристика конструктивных предметно-практических действий при создании символических и графических изображений
    • 2. 5. Взаимодействие зрения и осязания при анализе формы, величины, пространственных отношений
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ В РАЗВИТИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Основные методические подходы к организации коррекционной работы на занятиях по конструированию
    • 3. 2. Развитие зрительного восприятия при обучении детей конструированию
    • 3. 3. Преодоление трудностей в формировании предметно -практических конструктивных действий
    • 3. 4. Пути преодоления недостаточности образов в конструктивной деятельности
    • 3. 5. Результаты обучающего эксперимента

Коррекция недостатков развития конструктивной деятельности у дошкольников с косоглазием и амблиопией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребёнка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными формами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, A.B. Запорожец и др.).

И такое развитие, как указывают эти исследователи, происходит в присущих ему деятель, но стях: игре, изобразительной деятельности, конструировании.

Зрительные нарушения осложняют и изменяют процесс познания детьми окружающего мира.

Теоретическими обоснованиями коррекции вторичных отклонений при слепоте и слабовидении подчёркивается важность изучения процесса психического развития детей в условиях дефицита или отсутствия зрительных представлений, но особо выделяется роль адекватных условий обучения и воспитания детей со зрительной патологией (М.И.Земцова, В. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, Л. И. Плаксина, В. З. Денискина, Б. К. Тупоногов и др.).

Обеднённость предметных представлений свойственна всем дошкольникам с особенностями в развитии. Исследования Г. Л. Выгодской, О. П. Гаврилушкиной, Л. А. Катаевой, Л.П.Носко-вой и др. показали трудности ориентации в предметном мире также у глухих, умственно отсталых детей и детей с нарушением речи.

Однако, при некоторой общности в характеристике детей с отклонениями в развитии, зрительный дефект накладывает свой специфический отпечаток на психическое развитие детей. При этом в первую очередь отмечается, что у детей страдает овладение предметным миром.

Своеобразие развития и формирования конструктивной деятельности слепых раскрыты в исследованиях Л. И. Солнцевой. Она показала компенсаторную роль памяти, речи, мышления, организации деятельности по определённому плану в преодолении трудностей, возникающих у слепых детей при овладении конструированием.

В целом, таким образом, зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и конструирования у детей со зрительной патологией, и это положение явилось для нас основополагающим при изучении развития конструктивной деятельности у детей с косоглазием и амблиопией.

Вместе с тем эта проблема применительно к детям с косоглазием и амблиопией не разрабатывалась. До настоящего времени не было специальной программы и методики развития конструктивной деятельности для этой категории детей, а изучение опыта работы педагогов в этих дошкольных учреждениях указывает на особую потребность в разработке научно — методических рекомендаций. В свете сказанного изучения особенностей развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения является весьма актуальным.

Научная новизна. В исследовании впервые рассмотрена зависимость развития конструктивной деятельности от состояния органа зрения. На примере конструктивной деятельности подтверждена зависимость между перцептивными возможностями испытуемых и формированием предметно — практических действий, которые развиваются замедленнее у детей с косоглазием и амблиопией в сравнении с нормально видящими дошкольниками, а также недостаточность использования ими сохранных анализаторов для компенсации неполноценного зрительного восприятия.

Изучены своеобразие и особенности конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

На основании полученных данных разработаны методические рекомендации по развитию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.

Практическая значимость определяется разработкой системы коррекционных занятий по формированию конструктивной деятельности, в которой предусмотрены комплексные задания по развитию предметно — практических действий, преодолению диспропорции в развитии перцептивной деятельности, что позволило обусловить место и взаимосвязь коррекционно — педагогической и лечебно — восстановительной работы в общей системе обучения и воспитания детей с косоглазием и амблиопией.

Положения, выносимые на защиту.

1. Развитие конструктивной деятельности зависит от зрительной патологии. Зрительные нарушения при косоглазии и амблиопии, являющиеся причиной отклонений в развитии зрительного восприятия, представлений о форме, величине, пространственной ориентировки, зрительно — моторной координации отрицательно сказываются на развитии конструктивной деятельности.

2. Наличие специфических особенностей и нарушений в развитии конструктивной деятельности детей с косоглазием и амблиопией требуют специального коррекционного воздействия.

3.Преодоление специфических нарушений конструктивной деятельности, обусловленных зрительной депривацией, может быть достигнуто в условиях привлечения оптимальных средств коррекционной помощи в процессе предметно — практической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ литературных данных показал, что проблема обучения конструированию детей с косоглазием и амблиопией до настоящего исследования не рассматривалась. Отечественная тифлопсихология и тифлопедагогика не располагают научно — методическим обеспечением коррекционной работы по конструированию в детских садах для детей с нарушением зрения.

Экспериментально удалось доказать своеобразие развития конструктивной деятельности у детей с косоглазием и амблиопией, которое объясняется недостаточностью представлений об окружающей действительности, поскольку зрительная депривация дошкольников затрудняет процесс восприятия окружающего мира. В связи с этим представления о предметах у детей неполны, фрагментарны, отличаются от представлений зрячих сверстников сниженной степенью обобщённости.

Исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией, предпочитая визуальную ориентацию, не используют сохранные анализаторы для восполнения недостающей зрительной информации. Так нами была доказана рассогласованность в действиях глаза и руки, в результате чего не происходит слияния зрительного и осязательного образов при овладении сенсорными эталонами. Успешность же конструктивной деятельности напрямую зависит от адекватного взаимодействия глаза и руки, точности движений рук со зрительным контролем, поэтому очень важно раннее формирование зрительных сенсорных координаций.

Нарушения бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняют восприятие формы, величины, пространственных отношений. При монокулярном характере зрения, нецентральной фиксации наблюдались сложности при выделении предметов в пространстве, соотнесении расстояния, определении взаимоотношений между объектами, невозможность обеспечения операционально — технической стороны конструктивной деятельности. Детям с трудом давались такие операции как накладывание, совмещение, вкладывание и т. д. Освоение этих действий на полисенсорной основе способствует развитию взаимодействия обеих рук и пальцев, что в значительной мере компенсирует несовершенные зрительные возможности. Целенаправленные движения с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия формируют определённые взаимосвязи между глазомером и двигательной памятью.

Снижение перцептивных возможностей отрицательно сказывается на формировании предметности зрительного образа. Действия соотнесения формы предметов, их моделей к заданным эталонам формы, выделение размера объекта, установление пространственных отношений между объектами выполнялись детьми с косоглазием и амблиопией медленнее, их действия часто были неупорядоченными, фрагментарными. У некоторых детей наблюдался сниженный интерес к результату деятельности. Это также можно объяснить зачастую недостаточно скоординированными движениями рук, отсутствием взаимодействия в системе «глаз — рука» у детей с косоглазием и амблиопией. Так разрушение построек из — за неточного наложения конструктивных деталей, возникающее в некоторых случаях неоднократно, приводило детей к отказу от конструирования, дети переключали своё внимание на доступные и более интересные для них виды деятельности.

Обеднённость предметно — практических действий детей с косоглазием и амблиопией отрицательно влияет на развитие опосредованных умственных действий. Нами замечен разрыв между результативностью предметных и наглядно — образных действий.

Нарушенное сенсорное отражение сказывается на успешности развитая мыслительных операций, необходимых для опознания предметов, обедняет представления детей.

Дета не умеют описывать свои практические действия, поскольку формирование умения строить описательный рассказ сдерживается из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта.

На основе выявленных особенностей и трудностей развития конструктавной деятельности разработаны содержание коррекционно — педагогических приёмов и способов повышения эффективности обучения детей с косоглазием и амблиопией конструированию с учётом возрастных, индивидуальных и специфических особенностей их развития, а так же первичного дефекта, основной формой которого было косоглазие и сопровождающая его дисбинокулярная амблиопия.

Прежде всего был выделен пропедевтический этап в обучении конструированию, целью которого было формирование и развитие дифференцированных движений пальцев рук и навыков ориентировочных действий при целенаправленном обследовании объекта под контролем зрения — сенсорных эталонов с помощью предметных образцов — умения выделять признаки реального объекта, модели, символического и графического изображений — умений расчленять объект на части, выделять его структуру, соотносить части и их признаки, объединять части в целое — навыков сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с объектом и хранящего в памяти образа — эталона — предметно — пространственных представлений, умения воспроизводить пространственное расположение объектов, их частей — умение соотносить реальные объекты с их моделями, символическими и графическими изображениями.

Учитывая важность коррекции недостаточности умений планировать предметно-практические действия у детей с косоглазием и амблиопией, в обучении широко использовались символические и графические изображения, схемы, ориентиры, указывающие на последовательность действий, раскрывающие предметное содержание задачи, взаимосвязь и зависимость между явлениями, о которых говорится в задании. При этом предметное действие становилось основой для формирования опосредованных умственных действий.

Нами были разработаны методические рекомендации по специальному коррекционному предметно — практическому обучению конструированию. В них учитывались особенности конструктивной деятельности дошкольника с нарушением зрения — осуществлялся индивидуально — дифференцированный подход в зависимости от состояния зрения, особенностей развития конструктивных навыков у детей с косоглазием и амблиопией, общих умственных способностей. Разработан коррек-ционный материал (игры и занимательные упражнения) и система взаимодействия коррекционно — педагогической работы на занятиях по конструированию с восстановительным лечением зрительной патологии.

Использование в работе с детьми данной системы коррекционно — педагогической работы позволило систематизировать знания дошкольников об основных признаках предметов, сформировать умение дифференцировать признаки объектов с помощью сохранной чувствительности разной модальности, обогатить представления о предметном мире за счёт активизации полисенсорных способов восприятия. Всё это в свою очередь обогатило конструктивную деятельность детей с косоглазием и амблиопией, сделало её более содержательной, позволило детям освоить программный материал по разделу конструирования. Материал, представленный в экспериментальном обучении, апробирован на практике через методические рекомендации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.С. Охрана зрения детей М.: Медицина, 1975.272 с.
  2. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  3. Е.М. Гигиена зрения детей дошкольного возраста. М.: Медицина, 1975. — 25 с.
  4. P.M. Аномальные дети // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965. — С. 22−48.
  5. И.И., Индик Н. К. Практические действия // Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — С. 207 238.
  6. Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969.-363 с.
  7. Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. -№ 3. — С. 46−52.
  8. Н.Б. Об усвоении ребёнком систематизации внешних свойств предметов // Вопросы психологии. 1970. — № 4. — С. 77−86.
  9. Воспитание и обучение в детском саду.-М., 1976.-560 с.
  10. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой. М., 1967. — 174 с.
  11. Восприятие и действие / Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П. и др.-М., 1967.-322 с.
  12. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.-500 с.
  13. З.Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. -№ 6. — С. 62−76.
  14. JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. M.-JI.: Учпедгиз, 1935. — 135 с.
  15. О.П. Конструирование // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993.-С. 164−180.
  16. О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1991. — 94 с.
  17. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.-52 с.
  18. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера- М.: Педагогика, 1976. 254 с.
  19. В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. M.-JI.: Наука, 1966.-204 с.
  20. В.Д., Цуккерман И. И. Информации и зрение. M.-JL: изд-во Акад. наук СССР, 1961.-183 с.
  21. Л.А., Катаева A.A., ОбуховаТ.И. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. — С. 105−117.
  22. Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психологический журнал. 1988.- т. 9.-№ 2.-С. 97−107.
  23. Л.П., Кондратьева С. И., Сташевский C.B. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия // Дефектология. 1988. — № 6. — С. 10−17.
  24. Л.П., Сташевский C.B. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
  25. Учебно-методическое пособие. М., 1990. — 98 с.
  26. Л.А. Лечебно восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием //Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. — М.: Просвещение, 1978. — С. 24−41.
  27. Л. А. Лечебно восстановительная работа в условиях специализированного детского сада по лечению амблиопии и косоглазия // Вопросы изучения, обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1974. — С. 41−43.
  28. Л.А., Компоненко Т. Н., Крейнина Е. И. Лечение амблиопии с нецентральной фиксацией в специализированных детских садах//Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологии. М., 1971. — С. 87−89.
  29. Г. Развитие элементов конструктивного мышления и трудовых действий у детей подготовительной группы детского сада в работе с деревом: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1968.- 19 с.
  30. А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1976.- 79 с.
  31. В.З. Средства обучения математике в начальных классах школ слепых. Пособие для учителей. -М.: ВОС, 1991. -92 с.
  32. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Феоктистова, Т.Г. Васильева- Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 1978. — 96 с.
  33. О.М. К вопросу об использовании схематизированного образа как средства решения пространственных задач в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1973. — № 2. — С. 89−98.
  34. В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. М.: Просвещение, 1987. — 63 с.
  35. Ермаков В. П, Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Справ. методич. пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1990. — 222 с.
  36. В.П., Кормакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблио-пией. М.: ВОС, 1989. — 56 с.
  37. Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной игровой деятельности : Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1967. -23 с.
  38. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1989. 124 с.
  39. A.A. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1977. — 33 с.
  40. A.A., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения для умственно отсталых дошкольников. — М.: Просвещение, 1991. -191 с.
  41. Е.И. Берегите зрение детей. М.: Медидина, 1976. -56 с.
  42. .И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика. Вып. 1.-М., 1962.-286 с.
  43. .И., Коваленко Н. Б., Куличёва Н. И. Тифлопедагогика. Вып. 2−4. М, 1975.- 119 с.- 200 с- 248 с.
  44. Э.С. Формирование у дошкольников умений действовать в плане представлений : Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1978.-25 с.
  45. С.И., Сташевский C.B., Григорьева Л. П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частично-зрячих учащихся // Дефектология. 1987. — № 2. — С. 16−22.
  46. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста / Под ред. Т. П. Свирдюк. Киев, 1984.- 57 с.
  47. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой.- М.: Педагогика, 1989.- 176 с.
  48. Н.С. Значение предметных представлений для коррекции речи слепого младшего школьника // Дефектология. 1988. -№ 3.- С. 70−74.
  49. A.A. Психология слепых и её значение для общей педагогики. Изд. авт., 1926. 231 с.
  50. Леон Лоренсо С. Роль овладения графическим планированием конструкций в умственном развитии детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 21 с.
  51. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  52. А.Г. Некоторые теоретические вопросы тифлопсихологии // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников: Сб. науч. тр. Вьш.З. Л., 1972. — С. 191−204.
  53. A.A. Сравнительный анализ деятельности детей дошкольного возраста в предметной ситуации и её схеме : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 17 с.
  54. З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1967. -151 с.
  55. З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1971. — 175 с.
  56. В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3−6 лет) знаний о материалах и их признаках (качествах и свойствах): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1965. — 18 с.
  57. В. А. Формирование мыслительной операции сравнения у слабовидящих младших школьников // Аномалии развития и кор-рекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей / Под ред. М. И. Земцовой. М., 1980. — С. 55−60.
  58. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978.-224 с.
  59. А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 34−64.
  60. А.А. Роль речи в развитии восприятия у детей дошкольного возраста // Вопросы детской и общей психологии. -М, 1954.-С. 3−30.
  61. Л.И. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах-яслях. Кишинёв: Изд-во Штиинца, 1976. — 120 с.
  62. Методические рекомендации по организации коррекционно -воспитательного процесса в дошкольных учреждениях с патологией зрения. Киев, 1977. — 38 с.
  63. Методические рекомендации по организации лечения детей с косоглазием и амблиопией в специализированных дошкольных учреждениях. М., 1978. — 27 с.
  64. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  65. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
  66. Некоторые вопросы воспитания и лечения детей дошкольного возраста с патологией зрения. Методические указания работникам дошкольных учреждений. Киев, 1977. — 32 с.
  67. В.Г. Конструирование в детском саду. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1961. — 160 с.
  68. В.Г., Корзакова Е. И. Строительные игры в детском саду.- 2-е изд. М.: Просвещение, 1966. — 140 с.
  69. Обучение и воспитание дошкольников с нарушенным зрением / Под ред М.ИЗемцовой. -М.: Просвещение, 1978.
  70. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. С.-Пб.: Образование, 1995. — 131 с.
  71. Особенности приёма и переработки зрительной информации при нарушении зрения у детей / Л. П. Григорьева, H.H. Зисли-на, Л. А. Новикова и др. М.: Педагогика, 1978. — 176 с.
  72. Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  73. Л.А. Конструирование//Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1978. — С. 226−260.
  74. Л.А. Конструирование из строительного материала как средства умственного воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 28с.
  75. Л.А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании. О системе обучения конструированию // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. H.H. Поддъякова. М.: Педагогика, 1980. — С. 162−204.
  76. Л.А. Формирование обобщённых представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности//Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1972. — С. 5887.
  77. Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников // Дефектология. -1991.-№ 4.-С. 68−70.
  78. Л.И. Коррекционно восстановительная работа в детских садах для детей с нарушением зрения // Материалы Всесоюз. симпоз. по дошк. воспит. детей с нарушением зрения. -М., 1980.-С. 39−46.
  79. Л.И. Математика в детском саду. Методическое пособие для детей с нарушением зрения. М., 1994. — 94 с.
  80. Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей // Дефектология. 1983. -№ 6. — С. 69−74.
  81. Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1985. — 118 с.
  82. Л.И. Развитие элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией. М., 1980. -160 с.
  83. H.H. Конструирование // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н.НЛоддъякова. М.: Просвещение, 1969. — С. 77−98.
  84. H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.-271 с.
  85. H.H. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного восприятия в детском саду / Под ред А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1965. — С. 73−99.
  86. E.H. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М.: Логос, 1995. — С. 5−29.
  87. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  88. Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними: Межвуз. Сб. науч. тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л.: ЛГПИ, 1990. 150 с.
  89. .М. Пространственное воображение как одна из важных способностей к технической деятельности / Вопросы психологии. 1965. — № 5. — С. 36−49.
  90. Т.В. Зрительное восприятие. Образная память // Психология глухих детей / Под. ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф и др. -М.: Педагогика, 1971. С. 38−56, 87−107.
  91. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-Т.1.-488 е.- Т.2.-328 с.
  92. Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — С. 74−85.
  93. Т.И. Подготовка слабовидящих детей к школе. Киев: Рад. школа, 1984. — 95 с.
  94. ЮО.Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения (при косоглазии и амблиопии): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1885. — 17 с.
  95. Ю1.Сековец Л. С. Состояние двигательной сферы у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в период окклюзион-ного лечения // Дефектология. -1991. № 3. — С. 85−87.
  96. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 326 с.
  97. И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого. Осязание как чувство, соответствующее зрению // Избранные философские и психологические произведения. -М, 1947.-С. 551−556.
  98. Л.И. Преодоление недостатков сенсорного развития у слепых детей дошкольного возраста// Обучение и развитие. М., 1966. — С. 178−180.
  99. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М: Педагогика, 1980. — 192 с.
  100. А.И. Умственное воспитание в детском саду. -М: Просвещение, 1975. 175 с.
  101. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения .-С.-Пб.: Образование, 1995. 162 с.
  102. Ю8.Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. Д. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М.: Просвещение, Владос, 1994.-216 с.
  103. Теория и практика сенсорного восприятия в детском саду / Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. М., 1965.- 188 с.
  104. Ю.Тупоногов Б. К. Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слабовидящих детей. М.: ИКПРАО, 1995.- 125 с.
  105. Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.НЛоддъяькова. М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  106. Фан И-Ин. Развитие умений, навыков и мышления детей в процессе работы с «Конструктором»: Автореф. дисс.. канд.пед. наук. Л., 1960. — 24 с.
  107. З.Феоктистова В. А., Егорова Л. В., Незнамова Е. С. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием // Опыт изучения аномальных дошкольников. Л., 1978. — С. 123 126.
  108. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / В. З. Денискина, Р. Д. Максютова, И. В. Новичкова, Л. И. Плаксина и др. Калуга: изд-во Адэль, 1998. — 140 с.
  109. Пб.Хализева Л. М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1978. — № 3. — С. 141−143.
  110. С.М. Обучение слепых дошкольников опосредованной оценке различных свойств предметов//Вопросы активизации обучения в школах для детей с нарушением зрения. М., 1976.-С. 73−77.
  111. Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с англ. М.: изд. Мир, 1990. — 239 с.
  112. . Овладение построением и использованием графических моделей в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1977. — № 12. — С. 37−42.
  113. Л.И. Формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности дошкольника: Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1976. — 14 с.
  114. Ш. Шаламон Е. Возрастные особенности элементарного конструирования у школьников (I, Ш, V кл.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1957.
  115. Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольного возраста // Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.-С. 108−157.
  116. С.Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. -1957. -№ 3. С. 81−87.
  117. Das blinde und Sehenschwache Kind. Verantwortliche Redaktion. Dr. Pead. Gerhard Brix. Berlin, 1971. — 87 S.
  118. Das Kind Herausgeber Grine Uhlmann. OMR. Dr. Gunter Liebing. -Leipzig, 1975. S.587−596.
  119. Erziehung zur Freiheit: Die Padagogik Rudolf Steiners: Bilder und Berichte aus der internationalen Waldorfschulbewegung / Text von Frans Garlgren- Vorwort von R. Heinrich u. W.Hering. Leipzig: Forum, 1990.- 363 S.
  120. Rist, Georg, Schneider, Peter. Die Hiberniaschule: Von der Lehrwerkstatt zur Gesamtschule: Eine Waldorfschule intergriert berufliches und allgemeines Lerhen. Berlin: Volk u. Wissen, 1990. — 348 S.
Заполнить форму текущей работой