Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические аспекты обучения художественной обработки материалов в образовательной области «Технология» с использованием компьютерных технологий: На примере обработки керамики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: анализ научно-методической, научно-популярной, психолого-педагогической, философской, учебной, нормативной литературы по теме исследованияизучение педагогического опыта учителей, работающих по традиционным методикам и с использованием новых технологийпедагогические наблюдения, беседы со специалистами по изобразительному искусству, компьютерным технологияманкетированиеопрос… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 1. Ведущие тенденции модернизации современного образования
    • 1. 2. Художественная обработка материалов в образовательной области «Технология» (ООТ)
      • 1. 2. 1. Цели и задачи обучения художественной обработке материалов в ООТ
      • 1. 2. 2. Содержание обучения в разделе «Художественная обработка материалов» ООТ
      • 1. 2. 3. Основные методы обучения в «Технологии»
      • 1. 2. 4. Проектная деятельность по художественной обработке материалов в ООТ
      • 1. 2. 5. Дидактические средства обучения в ООТ
    • 13. Развитие творческих способностей школьников на занятиях художественной обработкой материалов
      • 1. 3. 1. Сущность творчества и его роль в процессе формирования личности 44 1.3.2. Дидактические основы развития творческих способностей школьников на занятиях художественной обработкой материалов
      • 1. 4. Экспериментальная учебная программа «Художественная керамика»
      • 1. 5. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ В ООТ
    • 2. 1. Основные тенденции информатизации учебного процесса
    • 2. 2. Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в технологическом обучении школьников
    • 2. 3. Компьютерные технические средства, подходящие для занятий по художественной обработке материалов в ООТ
    • 2. 4. Основные способы использования компьютеров на занятиях по «Технологии»
      • 2. 4. 1. Компьютерная демонстрация наглядной информации
      • 2. 4. 2. Использование электронных редакторов для обработки учебной информации
      • 2. 4. 3. Использование компьютерных сетей для поиска нужной информации
      • 2. 4. 4. Компьютерное управление техническими устройствами
      • 2. 4. 5. Компьютерная диагностика и контроль усвоения учащимися знаний и умений
    • 2. 5. Разработка компьютерных программных учебных средств
    • 2. 6. Основные проблемы компьютеризации учебного процесса
    • 2. 7. Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ С (НА ПРИМЕРЕ ОБРАБОТКИ КЕРАМИКИ)
    • 3. 1. Компьютерная поддержка учебного курса «Художественная керамика»
      • 3. 1. 1. Компьютерное программное обеспечение курса
      • 3. 1. 2. Планирование занятий с использованием компьютерных технологий
      • 3. 1. 3. Условия благоприятного протекания учебного процесса с использованием компьютерных технологий
    • 3. 2. Экспериментальная работа по разработанной методике
      • 3. 2. 1. Констатирующий этап эксперимента
      • 3. 2. 2. Поисковый этап исследования
      • 3. 2. 3. Обучающий этап эксперимента
    • 3. 3. Выводы по третьей главе 1
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические аспекты обучения художественной обработки материалов в образовательной области «Технология» с использованием компьютерных технологий: На примере обработки керамики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы в социальной, производственной, образовательной и других областях происходят значительные перемены. Меняется общеобразовательная школа, в частности, технологическая подготовка учащихся. Ведутся научные работы по обновлению ее содержания, определению путей повышения ее педагогической эффективности, идет разработка методического обеспечения, отвечающего требованиям современного общества.

Введение

образовательной области «Технология» (ООТ) поставило перед общеобразовательной школой новые задачи. Разделы программ по технологии открывают большие возможности для многогранного развития и воспитания учащихся. Много внимания уделяется развитию творческих качеств, самостоятельности, умению находить нужную информацию, эстетическому воспитанию и т. д. Важную роль в этом играет изучение технологий художественной обработки материалов и основ проектной деятельности.

Современное интенсивное развитие во многих сферах человеческой деятельности во многом обусловлено компьютерной революцией, широким использованием информационных технологий. Это подготовило почву для перехода от индустриального к постиндустриальному — информационному обществу. Научно-технический прогресс побуждает искать новые, современные подходы, как в производстве, так и в обучении. Внедрение в образовательный процесс обновленных учебных программ, взаимопроникновение учебных предметов, раскрытие перед учащимися современных технологий наряду с традиционными являются на сегодняшний момент чрезвычайно важными задачами.

Технологический аспект в той или иной форме — составная часть школьного образования [93]. Уроки технологии преследуют своей целью не только обучение каким-либо конкретным производственным технологиям, здесь осуществляется работа по развитию интеллектуальных, творческих способностей, общетрудовых навыков, моторики и др.

Наряду с этим, в современном мире определяющую роль в развитии цивилизации играет умение оперировать информацией [56, 61, 92, 93, 110 и др.]. Все человеческие возможности, связанные с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации, — неотъемлемые технологические знания и умения: умение искать, выделять и добывать информацию из обширного потокаумение понимать информацию, видеть за информацией, выраженной в печатном или зрительном, звуковом или другом виде, мысль, передаваемую источником информацииумение выражать свои мыслиумение самостоятельно работать, индивидуально и в коллективе.

Школьника надо обучать комплексу знаний и умений, делающих жизнь человека разносторонней, полноценной. Это исконные народные ремесла, современное производство, информатизация, автоматизация и т. д. Учащийся должен быть уверен, что изучаемое им сегодня — современно, применимо в его жизни, в быту [26].

Занятия по художественной обработке материалов в рамках преподавания «Технологии» в школе — широкое поле деятельности, направленной на формирование творческой, активной, многосторонне развитой личности. Одним из направлений, открывающим большие возможности для самовыражения, творчества, развития и воспитания учащихся является художественная обработка керамики.

Разработки в области структуры и содержания образовательной области «Технология» велись П. Р. Атутовым, О. А. Кожиной, В. П. Овечкиным, Б. И. Орловым, В. Д. Симоненко, К. А. Скворцовым, Ю. Л. Хотунцевым и др.

В методику преподавания «Технологии» вливается накопленный опыт преподавания трудового обучения. В частности, следует указать научные труды по общей проблематике теории обучения Ю. К. Бабанского, В.П. Беспапь-ко, М. А. Данилова, В. И. Орлова, М. Н. Скаткина, Д А. Тхоржевского и др.

Вопросам развития творческих способностей школьников в процессе занятий прикладным искусством, ознакомлению с культурой, историей, истоками ремесла посвящены работы Н. Н. Алексахина, П. Н. Андрианова, Н. С. Боголюбова, Г. Федотова и др.

Рассматривая технологии обработки керамики, следует упомянуть авторов работ, связанных с керамическим производством: Л. Ф. Акунову, Л. Г. Алферова, А. И. Захарова, Г. Е. Лукича, В. А. Крапивина и других.

Прикладное и народное искусство характеризуется наличием канонов гармонии формы предмета, цвета, функций. Этой темы касаются работы Г. И. Кулебакина, И. Г. Сапего, A.M. Шепелева и др.

Проблемам компьютеризации образования, психолого-педагогическим и дидактически аспектам посвятили труды Р. Вильяме, К. Маклин, А. П. Ершов, В. М. Монахов, Е. И. Машбиц, Е С. Полат, А. Н Романов, B.C. Торопцов, Д. Б. Григорович и другие. Применение на уроках современных компьютерных технических средств и программного обеспечения освещено в работах Г. И. Кругликова, Г. М. Коджаспировой, К. В. Петрова и др.

Известен ряд кандидатских диссертаций, затрагивающих проблематику воспитания и развития детей средствами декоративно-прикладного искусства (Т В. Саляева, С.Э. Маркуцкая), проблемы компьютеризации образования (В.И. Елисеева, В. К. Колесников и др.).

В исследованиях вышеперечисленных авторов проблема политехнической и эстетической подготовки школьников средствами художественной обработки материалов на базе мастерских общеобразовательной школы с использованием новых технологий освещена недостаточно. Существующие методики технологического обучения школьников с помощью компьютерных технологий являются недостаточно проработанными и быстро устаревают в условиях стремительного научно-технического прогресса. Не раскрыты в полной мере научно-теоретические основы методики обучения школьников художественной обработке керамики согласно задачам, поставленным образовательной областью «Технология» (ООТ). Практически отсутствуют методические пособия и рекомендации по изучению художественной обработки керамики с использованием современных компьютерных средств в общеобразовательных школах.

Таким образом, накопленный опыт в методике преподавания трудового обучения не может в полной мере обеспечить необходимый уровень обучения технологии в школе. Это определяет актуальность исследования повышения качества технологического образования посредством применения новых технологий. Проблема данного исследования обусловлена противоречием между требованиями информационного общества по информатизации технологического образования и отсутствием научно обоснованных методик обучения по ряду направлений художественной обработки материалов, в частности, керамики, с опорой на современные компьютерные технологии.

Для разрешения данного противоречия необходимо разработать новую специальную методику обучения художественной обработке материалов в рамках технологического образования, опирающуюся на использование современных компьютерных технологий в соответствии с требованиями прогресса.

Нами была сформулирована цель научного исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования технологических знаний и умений в совокупности с творческим развитием и эстетическим воспитанием школьников 10−11 классов общеобразовательной школы при изучении художественной обработки материалов в ООТ с использованием компьютерных технологий (на примере обработки керамики).

Объект исследования: методика обучения художественной обработке материалов в общеобразовательной школе в рамках образовательной области «Технология».

Предмет исследования: методика обучения художественной обработке материалов (в частности, керамики) с использованием современных компьютерных технологий.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если разработать методику обучения художественной обработке материалов в рамках ООТ, опирающуюся на использование современных компьютерных технологий, то это позволит усилить познавательный интерес и творческую активность учащихся и обеспечить уровень знаний и умений, соответствующий требованиям современного общества, повышая, таким образом, эффективность обучения.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. На основе анализа литературных и других источников информации рассмотреть цели, задачи, основные принципы обучения художественной обработке материалов в ООТ, применяемые методы, формы, средства для проведения занятий в общеобразовательной школе. В соответствии с ними сформулировать цели, задачи, отобрать содержание учебного курса художественной обработки керамики в рамках технологического обучения.

2. На основе анализа различных источников информации определить способы применения современных компьютерных технологий в технологическом обучении, в частности, обучении художественной обработке материалов, для повышения его эффективности.

3. Исходя из целей и задач технологического обучения, разработать новые, дополнительные средства обучения, базирующиеся на современных компьютерных технологиях, а также методы и формы их использованиясформулировать условия организации занятий.

4. Осуществить проверку эффективности разработанной методики путем проведения педагогического эксперимента.

Методологической основой исследования являются философские представления о сущности информационного общества, концепция информатизации образования в современной школе как основы ее развития, общие принципы дидактики, научные работы в области теории и практики технологического образования, в области применения в учебном процессе новых компьютерных технологий.

Методы исследования: анализ научно-методической, научно-популярной, психолого-педагогической, философской, учебной, нормативной литературы по теме исследованияизучение педагогического опыта учителей, работающих по традиционным методикам и с использованием новых технологийпедагогические наблюдения, беседы со специалистами по изобразительному искусству, компьютерным технологияманкетированиеопрос и тестирование учащихсяанализ и обобщение полученных данныхпроектирование методики обучения, учитывающей предшествующий опыт и одновременно опирающейся на использование возможностей современных компьютерных технологийразработка компьютерного программного обеспечения учебного курсаличное преподавание по разработанной методикепедагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

• Обоснована необходимость создания новой методики обучения художественной обработке материалов в рамках образовательной области «Технология» с использованием современных компьютерных технологий.

• Сформулированы цели, задачи, отобрано содержание обучения старшеклассников общеобразовательной школы художественной обработке керамики в рамках ООТ с использованием компьютерных технологий. В частности, с помощью компьютеров предлагается осуществлять ознакомление с историко-культурными сведениями, технологиями производства продукции, методами художественно-дизайнерской и проектной деятельностипоиск нужной информацииконтроль усвоения материала. Предложена тематика практических работ, проектной деятельности учащихся.

• Показана целесообразность реализации таких способов применения современных компьютерных технологий в процессе обучения художественной обработке материалов в ООТ, которые расширяют, дополняют известные. Среди них: моделирование, дизайн эскизов средствами векторной, трехмерной графикиработа с электронной библиотекой изображений изделийразработка и решение творческих задач на составление, коррекцию технологических картвыстраивание технологической последовательности — и другие.

Практическая значимость исследования.

Разработана и внедрена в учебный процесс научно обоснованная методика обучения старшеклассников общеобразовательной школы в совокупности с их творческим развитием и эстетическим воспитанием на занятиях по художественной обработке керамики с использованием современных компьютерных технологий. Создана программа учебного курса «Художественная керамика». Разработан комплекс компьютерных дидактических пособий, щ предложены формы и методы их использования.

На защиту выносятся следующие положения. S Целесообразна разработка новой методики обучения художественной обработке материалов в рамках ООТ, опирающейся на использование современных компьютерных технологий, ввиду потребности формирующегося информационного общества в модернизации технологического образования и рационализации существующих форм, методов и средств обучения, ф S В обучении художественной обработке материалов в ООТ целесообразно использовать современные компьютерные технологии, в частности, для усиления мотивации учебной деятельности, решения задач технологического и художественно-дизайнерского характера (более разнообразно и экономно, чем на бумаге), освоения способов поисковой деятельности, самообучения, применения периферийных устройств, формирования знаний при использовании эффектов мультимедиа, контроля усвоения полученных знаний. S Важную роль в достижении целей технологического обучения играет ряд щ выделенных компьютерных программных продуктов (в том числе разработанных автором с учетом основных принципов и требований дидактики). S Применение разработанной методики обучения художественной обработке материалов с опорой на использование компьютерных технологий наряду с традиционными позволяет усилить познавательный интерес и творческую активность учащихся и обеспечить уровень знаний и умений, соответствующий требованиям современного общества, способствуя повышению качества технологического образования.

Степень достоверности и обоснованности результатов исследования обеспечивается использованием комплексных методов работы над проблемой, анализом достоверных источников информации, проведением тщательно разработанного педагогического эксперимента.

Апробация исследования осуществлялась посредством выступлений и обсуждения результатов:

• на VI, УП и VTII Международных конференциях по технологии (2000, 2001, 2002 гг.) — на конференциях по итогам научно-исследовательской работы МПГУ (2001, 2002 гг.);

• на заседаниях кафедры ОТД МПГУ, научно-практических семинарах ФТиП МПГУ (1999;2002 гг.);

• на научно-методических семинарах с научными руководителями региональных экспериментальных школ, со слушателями ФПК при МИПКРО, со студентами факультетов технологии и предпринимательства МПГУ и МГПУ на базе Центра образования № 293 г. Москвы (1999;2002 гг.);

• на научно-методическом семинаре с дипломантами Всероссийский выставки на ВВЦ «Образовательная среда на рубеже XXI века» (2000 г.), организованной МОРФ и Комитетом образования г. Москвы для участников и гостей Всероссийского совещания работников народного образования;

• на заседании ФЭС МО РФ, посвященного обсуждению учебной программы курса «Художественная керамика» (2001 г.).

• на Московских и Всероссийских олимпиадах школьников по технологии, в которых принимали участие обучаемые по разработанной методике (20 002 002 гг.).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех.

Результаты исследования получили отражение в подготовке концепции и в создании Московского государственного образовательного Центра № 293.

Таким образом, по итогам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что подтверждается выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что научно обоснованное построение учебного процесса художественной обработки материалов в рамках образовательной области «Технология» с органичным использованием компьютерных технологий способствует усилению познавательного интереса и творческой активности учащихся, обеспечивает уровень знаний и умений, соответствующий требованиям современного общества. Задачи исследования выполнены.

Также можно с уверенностью сказать, что компьютеризация технологического образования является перспективным направлением научной и практической исследовательской деятельности. Дальнейшие разработки по созданию и совершенствованию учебного программного обеспечения и сопутствующих методик способны обеспечить совершенствование технологического образования в условиях быстро растущих требований современного и формирующегося информационного общества.

Применение компьютерной техники возможно и желательно при изучении художественной обработки материалов, это предоставляет новые формы и методы работы. Как показал эксперимент, современные школьники способны воспринимать и усваивать крупные объемы данных, представленные с помощью компьютерных средств, они достаточно подготовлены и, в большинстве своем, испытывают интерес к самостоятельной работе с ними.

При введении компьютерной техники в образовательный процесс, при разработке курсов, опирающихся на ее использование, следует помнить, что компьютер — это только инструмент в руках человека. Он перерабатывает, 4 хранит и предоставляет большие объемы информации, его можно настроить на выполнение множества разнообразных задач. Но так же, как и другие инструменты, он способен и принести пользу и нанести ущерб. Поэтому необходима тщательная проработка его роли в процессе обучения, учитывающая дидактические, психолого-педагогические, медико-физиологические, эргономические условия.

Педагогический эксперимент подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что научно обоснованное построение учебного процесса * художественной обработки материалов в рамках образовательной области.

Технология" с органичным использованием компьютерных технологий способствует усилению познавательного интереса и творческой активности учащихся, обеспечивает уровень знаний и умений, соответствующий требованиям современного общества. Важную роль в достижении целей технологического обучения играет ряд выделенных компьютерных программных продуктов (в том числе разработанных автором с учетом основных принципов и требований дидактики).

ЩКомпьютеризация технологического образования — перспективное направление научной и практической исследовательской деятельности, призванное решать педагогические проблемы современного общества.

Заключение

.

1. Проведен анализ научно-методической, психолого-педагогической, философской, нормативной, учебной и популярной литературы, а также практики технологического обучения. Выявлено отсутствие проработанных методик и дидактических материалов для обучения художественной обработке керамики в рамках ООТ с помощью современных компьютерных технологийсуществующие разработки в области технологической подготовки школьников быстро устаревают в условиях стремительного научно-технического прогресса.

2. Рассмотрены цели, задачи, принципы, содержание, методы и средства обучения художестве иной обработке материалов в ООТ. В соответствии с этим сформулированы цели, задачи, отобрано содержание для обучения учащихся 10−11 классов художественной обработке керамики с использованием компьютерных технологий. В частности, с помощью компьютерной техники предлагается осуществлять знакомство с историко-культурными сведениями, производственными технологиями, методами художественно-дизайнерской и проектной деятельностипоиск информацииконтроль усвоения материала.

3. Произведен обзор современных компьютерных технических и программных средств для работы с текстом и графикой, моделирования, обучения и диагностики усвоения знаний. Выявлены способы, охарактеризованы методы и формы применения их в технологическом обучении.

4. В соответствии с разработанной методикой создан учебный курс «Художественная керамика» для 10−11 классов общеобразовательной школы с опорой на использование современных компьютерных технологий. Предложен набор компьютерных программ (в том числе созданных автором) для проведения занятий. К ним относятся: тематическая подборка электронных изображений изделий и оборудованияряд презентаций (слайд-фильмов) и анимационных роликов, гипертекстовое учебное пособие, графические и текстовые редакторы, программа для тестового контроля знаний учащихся с возможностью создания и редактирования тестовых заданий. Описаны перспективы дальнейшего совершенствования программного обеспечения.

5. Выявлено, что эффективным методом формирования технологических знаний и умений учащихся, способствующим их эстетическому и творческому развитию является проектный метод обучения. Использование при работе над проектом компьютерной техники оптимизирует его подготовку, оформление и представление. Важную роль играет подбор объектов труда с учетом функциональных, эстетических, технологических, экономических, экологических требований, а также новизны, актуальности и личных интересов школьников. Предложена примерная тематика работ и проектной деятельности учащихся.

6. Определены условия эффективной организации процесса обучения художественной обработке материалов с использованием компьютерной техники и программ: психолого-педагогические, организационные, гигиенические.

7. Выявлено, что компьютерные средства полезны при подготовке учителя к уроку, при разработке дидактических средств (пособий, раздаточных материалов), в процессе самообразования учащихся и начинающего учителя.

8. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что опора на использование современных компьютерных технологий при обучении художественной обработке материалов в рамках ООТ, позволяет усилить познавательный интерес и творческую активность учащихся и обеспечить уровень знаний и умений, соответствующий требованиям современного общества, повышая эффективность обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Arts and Crafts. Pottery and ceramics /Text by Joanna Wissinger. Chronicle books, San Francisco, 1994- 64 p.
  2. Duffy Tim. Computing concepts. Wadsworth Publishing Company, Belmont, California, a division of Wadsworth inc., 1992.
  3. Hebenstreit J. Computers in Education the Next Step //Education and Computing.-№ 1 — 1885.-P. 37−43.
  4. Абдеев Р Ф. Философия информационной цивилизации — М.:ВЛАДОС, 1994.
  5. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ. /А.Ф. Чернявский, A.M. Мухарский, А. В. Орлов и др.- Под. ред. А.Ф. Чернявского-Минск: Изд-во БГУ, 1980 175 с.
  6. Л.Ф., Крапивин В. А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. Москва, Высшая школа, 1984.
  7. Н.Н. Голубая сказка.- М.: Народное образование, 1996.-112 с.
  8. Н.Н. Волшебная глина М.:Издательство «АГАР», 1998 — 48 с.
  9. Н.Н. Программа кружка «Гжельская роспись». //Школа и производство.- 1994- № 4 С.60−62.ю. Алферов Л. Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс, 2000. 352 с.
  10. П.Н. Техническое творчество учащихся. М. .Просвещение, 1986.
  11. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы — М.. Педагогика, 1986 176 с.
  12. П.Р., Кожина О. А., Овечкин В. П., Симоненко В. Д., Хотунцев Ю. Л. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе //Школа и производство 1999.- № 1 — С.5−13.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы).-М., Просвещение, 1982 192 с.
  14. В.И. П.П. Блонский о народной трудовой школе. //Школа и производство- 1999-№ 2.
  15. А.В. Образовательная область «Технология» и технология образования. Развитие инновационных процессов в системе «Школа-вуз». Материалы международной науч.-пр. конф., СПб, 1998.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  17. В.П. Программированное обучение: Дидактические основы-М.: Высшая школа, 1970.- 229 с.
  18. С.А., ГейнА.Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов /Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 144 с.
  19. Билл Игер. Работа в Internet. Пер. с англ. — М.: Бином. — 320 е.: ил.
  20. Бобровский С.И. Delphi 5: Начальный курс М.: Издательство «ДЕСС», 1999.-271 с.
  21. А.Н., Коптелов А. В., Некрасова Г. Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях: Учебное пособие.-Киров: Изд-воВПГУ, 1998.
  22. Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие дляучителя, — 2-е изд., дораб.- М.: «Просвещение», 1986. 128 е., ил.
  23. А.Д. Организация и методика педагогических исследований.- М., 1981, — 43 с.
  24. ВансловВ.В. Что такое искусство- М. Изобразительное искусство, 1989.-328 с.
  25. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова М.: Прогресс, 1988. — 336 е.: ил.
  26. М. Самаркандский фарфор //Наука и жизнь.- 1982 № 12. —1. С. 125−126.
  27. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие /Под ред. Т. Я. Шпикалковой, Г. А. Поровской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.
  28. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1973.
  29. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы.— М.: Просвещение, 1982- 144 с.
  30. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. /Под ред. В. Ф. Венда. М.: Издательство «Мир», 1968. — 518 с.
  31. В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. М. Просвещение, 1991 — 128 е.: ил.
  32. С.И. О трудовой школе //Школа и производство.-! 999.-№ 4.-С. 17−18.
  33. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы, — М. Информационно-издательский центр Гос-комэпидемнадзора России, 1996- 64 с.
  34. А.Е. Методические основы активизации познавательной деятельности учащихся 5−9 классов в курсе технологии. Дисс.. канд. пед. наук, — М., 2001, — 204 с.
  35. А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. М., 1958.
  36. Г. С. Методические основы введения элементов национальной культуры в трудовое обучение учащихся в рамках образовательной области «Технология» (на примере башкирской культуры). Автореф. дисс- М., МПГУ, 1999.
  37. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. М. А. Данилова и
  38. М.Н. Скаткина, М., «Просвещение», 1975. 40. Дидактика технологического образования, Ч. 2-я, М., 1998. ^ 41. Дидактика: учебно-методические материалы по курсу /Под ред. О. А. Абдуллиной. М.: изд-во «Прометей» M11J У им. В. И. Ленина, 1992, — 249 с.
  39. В.И. Применение компьютерной техники как средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994.
  40. А.П., Монахов В. М. «Основы информатики и вычислительной техники» в 2-х книгах, М.: Просвещение, 1985.
  41. О.В., Моисеева М. В., ШафринЮ.А. Практикум по компьютер* ной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие.
  42. М.: ABF, 1997, шт., 560 с.
  43. О.Б. Создание орнаментов на компьютере //Школа и производство, — 1999, — № 2 С.29−30.
  44. Ю.М. Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов в условиях рынка. //Реформирование содержания начального профессионального образования: Материалы между* нар. конф., СПб, 1999.
  45. А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие / РХТУ им. Д.И. Менделеева- М., 1999.- 79 с.
  46. Из кризиса к достойной жизни. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. //Учительская газета — № 43. 17.10.2000, — С.6
  47. Изучение новых видов технологий в старших классах. // Школа и производство.- 1999, — № 6, — С.21−25.
  48. В.М. О проекте Российского стандарта образовательной облас-* ти «Технология». // Школа и производство 1994 — № 1.
  49. В.А. Информатика: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001, — 272 с.
  50. B.C. Методика занятий по разделу «Проект в 5−7-х классах». //
  51. Школа и производство 1999 — № 4.
  52. А.А. Верный ориентир востребованность знаний и умений // Школа и производство — 1999 — № 4.
  53. К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в проф.-тех. училищах.- 2-е изд.- М.: Высшая школа, 1976 335 с.
  54. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН-ЛТД, 1994.
  55. Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения: пер. с англ. М., «Радио и связь», 1987.
  56. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 256 с.
  57. О.А., Малюков Н. Н., Алямовская Н. А. Тестовые задания для образовательной области «Технология» //Школа и производство 1999.-№ 2-С. 15−19.
  58. В.К. Использование компьютерной техники как средства технологической подготовки учащихся 5−7 классов в процессе трудового обучения в школьных мастерских. Дисс.. к. п. н М., 1990.
  59. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Введение в информатику с позиций математического моделирования./ Авт. пред. А. А. Самарский — М.: Наука, 1988.
  60. В.Б., Коцюбинский А. О. Современный самоучитель работы на персональном компьютере. Быстрый старт.: Практ. пособ. М.: Издательство ТРИУМФ, 1997 368 е.: ил.
  61. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя М.: Просвещение, 1989.
  62. Е.Г. Формирование у учащихся 5−7 классов знаний и умений по технологии выполнения художественно-прикладных работ и изделий народного промысла. Дисс.. канд. пед. наук М., 1990
  63. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983.- 224 с.
  64. Н.В. Современные подходы к проблемам трудового воспитания. // Школа и производство, 1999, № 2.
  65. Г. И. Формы организации занятий по технологии. //Школа и производство 1999.- № 2.
  66. Г. И. Дидактические средства на занятиях по технологии. //Школа и производство 1999- № 4- С.24−28.
  67. Г. И. Системы обучения учащихся технологии. //Школа и производство- 1999.-№ 6.
  68. Г. И. Рисунок и основы композиции: Учеб. для СПТУ / Под ред. Т. Л. Кильпе. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. кш., 1988. — 128 с.
  69. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллинн.: Валгус, 1980. 334 с.
  70. О.Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат. //Контроль качества и оценка в образовании: Материалы междунар. конф., СПб, 1998.
  71. B.C., Краевский В. В., Полонский В. М., Штульман Э. А. Требования к диссертациям по педагогическим наукам. М.: ВАК (Экспертный совет по педагогике и психологии), 1990. — 20 с.
  72. Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  73. Лепка. Сост. Левадный B.C. М.: «Арфа СВ», 1999. — 192 с.
  74. Н.А. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999, — 165 с.
  75. И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  76. П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании //Шко
  77. Школа и производство 1999- № 2- С.21−24.
  78. П.С., Пустовойтов В. П., Голованова Е. В. Учебные видеофильмы по технологии. /ЛПкола и производство.- 1999 № 1 — С.27−28.
  79. О.Б. Мировая художественная культура: Часть I: Древний мир. Учеб. пособие для старших классов общеобразовательной школы СПб: Спец-Лит, 2000.-319 с.
  80. .Ф. Человек наука — техника. Система наук о человеке. //Философия и социология науки и техники, ежегодник, 1983.
  81. Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. Москва, «Высшая школа», 1979.
  82. Д.С., Шкаев А. В., Шумейко И. В. Графический редактор Paintbrush. М.: Радио и связь, 1994. 144 е.: ил.
  83. А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Избр. пед. соч. М., 1977, т. 1.
  84. Е.А. Методика обучения механике с применением компьютерных технологий в основной общеобразовательной школе (на примере темы «Основы кинематики»). Автореф. дисс.- М.: МПГУ, 2001.
  85. С.Э. Методические основы обучения учащихся 5−7 классов прикладным художественным работам в образовательной области «Технология». Дисс.. канд. пед. наук М., 1998 — 146 с.
  86. Д.А. Содержание раздела «Художественная обработка материалов». //Школа и производство, 1999, № 6.
  87. Е.И. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ Киев: Типография В, А ПВО СВ, 1986- 109 с.
  88. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. Д.А. Тхоржевского- 2-е изд., дораб. и доп.- М.: Просвещение, 1982 286 с.
  89. Методика трудового обучения с практикумом: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев, Б. И. Бухалов и др.- подред. Д. А. Тхоржевского.-М.: Просвещение, 1987.-447 е.: ил.
  90. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие Л., Издательство Ленинградского Университета, 1980. — 172 с.
  91. Мультимедийные презентации в бизнесе / Девид Хеллер, Дороти Хеллер- пер. с англ. В.Ю. Миронченко- под ред. В. Р. Гинзбурга К.: BHV, 1997 .— 272 с.
  92. А.А. Технологии в школе. LEGO и компьютер.- Технологическое образование, Москва, Российская Федерация, 1−5 июля 1996 г., С.140−141.
  93. Г. Н., Четверикова Л. Г. Применение игровых программных средств в технолого-экономической подготовке школьников: Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. — 72 с.
  94. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя-3-е изд.—М. Издательство «Эгвес», 1999.- 104 с.
  95. И.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующими программами на занятиях по физике. Автореф. дисс М.: МПГУ, 1999.
  96. И.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующими программами на занятиях по физике. Дисс.. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1999.
  97. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Под ред. Р. С. Александровой. Издательство Казанского университета, 1989. 142 с.
  98. В. И. Методические основы обучения— М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000- 72 с.
  99. Основы современной цивилизации: Учебная хрестоматия для средней школы. Авт.-сост. П. А. Белоусов, О. Н. Козлова, Г. А. Нечаева и другие -М.: Изд-во «Геликон», 1992.
  100. Педагогическая энциклопедия. Т.4: Изд-во Советская энциклопедия, М., 1968.
  101. Ю5.ПодласыйИ.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.
  102. Юб.Примерная программа «Основы технологической культуры"/(10−11-е классы)./ Сост. В. Д. Симоненко // Школа и производство, 1999, № 2.
  103. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов: 5−11 классы. Министерство образования Российской Федерации, 1992.
  104. Проблемы методической подготовки учителя трудового обучения. Межвузовский сборник научных трудов М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.-158 с.
  105. Ш. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  106. Л.В. Допрофессиональное образование учащихся на народных традициях художественной обработки дерева на уроках «Технологии» в 8— 9 классах общеобразовательной школы. Автореф. дисс М., 2ООО.
  107. Рекомендации по проектированию педагогических программных средств (психолого-педагогический аспект). Рабочая группа по теме «Методология разработки прикладных программ для ЭВМ в школе». М.: НИИШОТСО АПН СССР, 1990. — 50 с.
  108. Реформирование образования: Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. // Учительская газета. № 22. 30.05.2000 С. 6, 14−15.
  109. И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы- Перспективы использования.- М.: Школа-пресс, 1994.- 205 с.
  110. Н.Ф., Тряпицына А. П. Образованность обучающихся как один из показателей качества образования. // Сб. Контроль качества и оценка в образовании: Материалы междунар. конф., СПб, 1998.
  111. А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования- М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000, — 303 с.
  112. Русский художественный фаянс 18−20 веков. Государственный Ордена Ленина Исторический Музей. Альбом фотографий.
  113. А.К., ЯпшнБ.Л. Философия: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. пособие для студ. вузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  114. С.Л. Работа с глиной, гипсом и папье-маше. М, 1975 г.
  115. Саляева Т В. Развитие творческих способностей школьников (5−11 класс) на занятиях художественной керамикой. Дисс.. к. п. н. М., 1998.
  116. Ш. Самогородский П. С. Основы разработки творческих проектов- Книга для учителя технологии и предпринимательства. Брянск: Изд-во Брянского гос-педуниверситета, 1995.
  117. И.Г. Предмет и форма. Москва. «Советский художник». 1984.
  118. А.В. Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5−8 кл. современной школы. Дисс. к. п. н., СПб, 1997.
  119. О.М., Тамарчак Д. Я. Моделирование в проектах по экологии. // Школа и производство, 1999, № 4, С. 22.
  120. Сеттлер Пол. Технические средства обучения. // «Народное образование -США», 1970 г. Стр. 56−63.
  121. Симонович С В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс М.: АСТ-ПРЕСС: Инфор-ком-Пресс, 2001- 480 с.
  122. С.В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие М.: АСТ-ПРЕСС. Инфорком-Пресс, 2001.- 480 с.
  123. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  124. Смертельно опасные игры. // Известия. 2002. — 26 июля. — С.6.
  125. JI.B. Методические рекомендации по реализации концепции реформирования начального профессионального образования. //Реформирование содержания начального профессионального образования: Материалы междунар. конф., СПб, 1999 С. 149.
  126. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / О. А. Айт, Е. Е. Аронов, А. В. Батаршев и др.- Под ред. А. А. Кыверялга, А. В. Батаршева М.: Высш. шк., 1990.-150 с.
  127. Терский В Н., КелъО.С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников.-М.: «Просвещение», 1966 304 с.
  128. А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения- М.:Педагогика, 1988.
  129. А.П. Инновационные процессы в образовании. // Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. ст. СПб, 1997.
  130. Х.Г. Проективно-эстетическая парадигма образования: региональный подход. Дисс. д.ф.н., Нальчик, 1997, 280 с.
  131. Н., Свиридов Ю. Delphi 5. Создание мультимедийных приложений. — М.: Издательство «Нолидж», 2000. 376 с.
  132. Ш. Угринович Н. Д., Новенко Д. В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. -М.: Школа-Пресс, 1999, выпуск 10. -48 с.
  133. В.А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе. М.: «Просвещение», 1990. -206 с.
  134. Г. Послушная глина. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1997.
  135. Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1985. 255 с.
  136. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В В. Давыдова-М.: Педагогика, 1981 — 176 с.
  137. И.Т. Актуальные философские и социальные проблемы науки и техники // Философия и социология науки и техники, ежегодник, 1983.
  138. Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. М., Устойчивый мир, 2001. 224 с.
  139. Нб.Хотунцев Ю. Л., Симоненко В. Д., Кожина О. А. и др. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство, 1994, № 4, С. 84−89.
  140. Ю.Л., Симоненко В. Д., Кожина О. А. и др. Роль проектов в курсе «Технология» // Директор школы, 1994, № 4, С. 39−45.
  141. С.А. Украшение гончарных изделий ангобами. М.: НИИХП, 1948.-94 с.
  142. Т.И. Активизация учения школьников.-М., 1976.
  143. А.Н. Использование закономерностей дизайна в проектнойдеятельности школьников (на примере образовательной области «Технология»). Дисс.. к. п. н., СПб, 1999.
  144. А.М. Лепка в доме и квартире. Справ, пособ. М.: Стройиздат, 1992. 408 е.: ил.
  145. Школа учитель — искусство: Альбом репрод. учеб. и творческих работ студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов и учащихся худож.-граф. отд-ний пед. училищ /Сост. А. М. Лавров. Под ред. Н. Н. Ростовцева — М.: Просвещение, 1981, — 191 с.
  146. Энциклопедия народных промыслов и ремесел, составленная И. Панкее-вым. в 2 т. Т.1. М. ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 496 с.
  147. Н.Н., Карначук В. И., Коновалова А. Н. Математическая технология- В кн.: Фундаментальные и прикладные исследования в условиях НТР. Новосибирск, 1978.
  148. Н.В. Технология: преемственность и обновление. //Школа и производство, — 1999 № 4.
  149. Программа учебного курса «Художественная керамика"10.11 классы) с учетом замечаний, сделанных в рецензии (см. приложение 2)10.й класс
  150. Вводное занятие. Правила работы в мастерской (2 ч.)
  151. Цели и задачи курса. Содержание предмета. Правила внутреннего распорядка в мастерской.
Заполнить форму текущей работой