Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явились философские положения. о природе и сущности творческой деятельности, мышления, о единстве теории и практики, о единстве нормативного и творческого, сущности и явления, абстрактного и конкретного, фундаментальные положения теорий личности, деятельности и общенияСй.А.Бердяев, В. С. Библер, А. А. Богданов, Д. Н. Богоявленский, А. А. Бодалев, Ж. Божович… Читать ещё >

Содержание

  • ВВ5ЩЕНИЕ. Актуальность исследования
  • Глава I. ТЕОРЕтОЧИОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ШШШШЗШЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ШТГЕГРАТИВНОМУ КАЧЕСТВУ 1ЩАШГИЧЕС КОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Сущность понятий «творческая деятельность», педагогическое творчества". 14г
    • 1. 2. Пути и способы решения проблемы подготовки учжшщ. к творческой деятельности: становление и современное состояние
  • Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ И РАЗВИВАЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. .
  • П. 1. Педагогическая! культура в контексте общечеловеческой культуры
  • П. 2. Компоненты педагогической культуры и их технологические характеристики
  • П.З. Нетрадиционные знания о развитии человека как компонент педагогической культуры.. I3I-I
  • П. 4. Педагогическая, культура в контексте развит вающего обучение. 15в-Г?в
  • Глава. Ш. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К
  • РАЗБИВАЩЕМУ ОБУЧЕНИЮ
  • Ш. 1. Общая характеристика технологии воплощения: дидактической системы подготовки учителя-. к развивающему обучению.177-Б
  • Ш. 2. Обучение учителя операциям мышления как пропедевтический этап его подготовки к развивающему обучению. I86-I'
  • Ш. З. Подготовка учителя к комплексному анализу учебного процесса в условиях развивающего обучения
  • Ш. 4.Подготовь учителя, к конструированию., проведению и комплексному анализу и самоанализу урока в условиях развивающего обучения
  • ПГ.5″ Проверка эффективности дидактической системы подготовки учителя: к развивающему обучению
  • ВШШЕЗШ
  • ШЖЖ ЛШРШШ ПЕШЮЖЕЕЕШ

Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования J Основная тенденция развития современного образования заключается в переходе на использование теорий и методик развивающего обучения.

Разработаны учебные программы и учебники, в основу которых положены принципы дидактических систем развивающего обучения. Технологии развивающего обучения «пошли» в массовую школу. Более 40% начальных школ России внедряют различные системы развивающего обучения^ Только в г. Майкопе Республики Адыгея в 27 школах из 30 большая. часть учителей начальных классов внедряет дидактические системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Теории и методические системы развивающего обучения, требующие высокой педагогической культуры, структурной и содержательной перестройки учебного процесса, представляющие собой целостные системы решения проблем обучения, не могут быть использованы в массовой практике без предварительной подготовки учителей. Попытки непрофессионального переноса этих методик приводили, а нежелательным ситуациям.

Изучение и анализ состояния внедрения технологий развивающего обучения, свидетельствуют о возникновении ряда противоречий.

Основная: масса учителей пытается внедрить технологии развивающего обучения: без предварительной подготовки (переподготовки), на освоив теоретических основ, положений, принципов этих технологии.работают. по «Л.В.Занкову» или" Д.Б.Эльконину-В.В.Давыдову1,не осмыслив не осознав основополагающих положений их концепций. Такой дилетантски! подход дискредитирует в целом педагогическую науку .Даже многие из тех учителей., которые прошли специальную подготовку по внедрению этих технологий, не в состоянии осмыслить их диалектической связи с обще дидактическими закономерностями и п ршципами, соотеести я±с методологическими постулатами педагогической науки, с проблемой целеполагания и т. п. Как бн профессионально и добросовестно энтузиасты — последователи концепций развивающего обучения ни организовывали переподготовку учителей «через ИПК решение проблемы по объективным причинам носит автономный характер, осуществляется без ее интеграции в общепедагогическую подготовку.

Анализ ситуации свидетельствует и о том, что противоречие усугубляется рядом факторов:-отсутствие в региональных Институтах переподготовки учительских кадров достаточно подготовленных специалистов, способных обеспечить решение проблемы. Это означает или приглашать из центра специалистов для повышения квалификации учителей или командировать их в центральные ИПК, при этом обеспечив массовый охват. Это требует больших финансовых затрат, а командирующие организации не в состоянии эти затраты оплатить- - допустим, что все учителя начальных классов и теоретически, и практически, и эмоционально готовы к организации развивающего обучения. Известно, что выпускники той части учителей, которые высоко профессионально организуют развивающее обучение, выгодно отличаются: в своем развитии от учащихся, обучавшихся по традиционной системе, Это обнаруживается: сразу, когда они переходят на сред нею и старшую ступени обучения. Уровень притязаний таких учащихся, их уровень развития и интересы за редким исключением не удовлетворяются в дальнейшем обучении.

Педагог более или менее знакомый с литературой о психологии бессоз нательвого (подсознательного) знает, что сознание неотделимо от глубин ных течений психической активности. Позднее, а иногда на более ранней ступени человек обнаруживает опасные последствия отрицательных эмоций^ Скука, недоверие, неудовлетворенность, раздражение, f это те эмоции, которые может испытывать ученик,? придя к другому учителю, не способному и не готовому удовлетворять его когнитивные и эмоциональные потребности и которые могут вызвать конфликтные ситуации, как внешние, так и внутренние.

К факторам, усугубляющим ситуацию, относятся и: а) внутренняя противоречивость теорий и методик, входящих в понятие развивающего обученияб) отсутствие обобщающего подхода, позволяющего строить государственную политику в решении проблем подготовки педагогических кадров на основе использования теории развивающего обучения.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема совершенствования подготовки педагогических кадров рассматривается как одна из ключевых. Общетеоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя изложены в трудах О. А. Абдудшшой, Н. Б. Александрова, С. И. Архангельск ого, Е.П.Белозер-цева, Ф. Н. Гоноболина, Б. И. Загвязинского, Е. В. Кузьминой, Ю.Н.Кулют-кша, Л. А. Орлова, П.й.Пидкасистого, А. Й. Нискунова, В. А. Сластёнина, Л. Ф. Спирина, Г. С. Сухобской, Н. Ф. Талызиной, А. И. Щербакова и др.

Структуре и содержанию деятельности учителя, ее творческому характеру, проблемам педагогического творчества, педагогического мышления и педагогического сознания, дидактической подготовке учителя посвящены работы О. А. Абдуллиной, Д. Акмурадовой, Ю.К.Бабанско-го, Г. Г. Браже, С. А. Гильманова, С.й.Высоцкои, Б. И. Загвязинского, Н. Ильясова, В.А.Кан-Калика, В. Б. Краевского, Й. В. Кузьминой, Ю.Н.Ку-люткина, И. Я. Лернера, Ю. Л. Львовой, Н. Д. Никандроза, А. А. Орлова, М. М. Поташника, М. П. Раченко, Н.й.Романенко, Г. С.Сухобско®, Я. А. Тураевой, 4.Й.7мана, Н. А. Шайденко, В. С. Кубинского, Н. М. Яковлева и др.

В последние годы активно разрабатываются вопросы, связанные с педагогической культурой. Этой цроблеме посвящены исследования Н. В. Барабанщикова, Б. В. Бондарезской, Н. Е. Воробьева, И. Ф. Исаева, Б.А. Кан-ТСалика, Н. Б. Хршовои, С. С. Муцынова, Н. Д. Никандрова, Н. З. Седовой, З. И. Шиянова и др.

Анализ литературы позволил вскрыть, что проблема подготовки учителя к развивающему обучению не только не подвергнута должному исследованию, но и не поставлена.

Ш изложенного вытекает проблема исследования, заключаящаяся в поиске путей и способов целенаправленной подготовки педагогических кадров на основе разработки целостных представлений о возможностях преодоления существующих противоречий в теориях и методиках развивающего обучения и подготовки и переподготовки на этой основе педагогических кадров.

Решение данной проблемы составляет цель исследования. В соответствии с вышесказанным и формулируем тему диссертационного исследования: Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению.

Объект исследование — соотношение теорий и методик развивающего обучения и подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Предмет исследования — формирование педагогической культуры будущего учителя, обеспечиваемой на основе программно и системно организуемой учебно-воспитательной деятельности в педвузе.

7з цели исследования вытекали следующие задачи:

— определить и обосновать совокупность положений, составляющих методологическую основу разработки теоретических и практических основ подготовки учителя к развивающему обучению;

— выявить противоречие между концепциями развивающего обучения в рамках одного направления’и пути преодоления этого противоречия;

— раскрыть сущнооть понятия педагогической культуры, обеспечива мой на основе программно и системно организуемой учебно-воспитательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя;

— разработать дидактическую систему подготовкиьучителя к орга-ь низации развивающего обучения.

Методологической основой исследования явились философские положения. о природе и сущности творческой деятельности, мышления, о единстве теории и практики, о единстве нормативного и творческого, сущности и явления, абстрактного и конкретного, фундаментальные положения теорий личности, деятельности и общенияСй.А.Бердяев, В. С. Библер, А. А. Богданов, Д. Н. Богоявленский, А. А. Бодалев, Ж. Божович, Л. Н. Бойко, Е.В.Бон-< даревская, А. В. Брушлинский, Г. Я. Буш, Н. К. Вахтомин, Л. С. Выготский, П.Я. • Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Э .И. Ильенков, Е.К.Кабанова-Меллер, З. И. Калмыкова, Б. М. Кедров, В. Т. Кудрявцев, Т.3.Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Й. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, В. М. Межуев, Н. А. Менчинская, В. Н. Мясищей, С. Л. Рубинштейн, Д. Сорокин, Б. М. Теплов, Н. Ф. Талызина, П. А. Флоренский, И.Хейжинга. А. Швейцер, О. Шпенглер, В. С. Шубинский, Д. Б. Эльконин и др.)': а также труды, посвященные методологическим проблемам педагогики j (В.П.Беспалько, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, И. К. Куравлев, А.й. Кочетов, В. В. Краевский, Й. Я. Лернер, Н. Д. Никадров, В. М. Полонский, М. Н. Турбовской и др.).

Методологическими ориентирами исследования явились также историков генетический подход, позволивший проследить тенденции развития теории общепедагогической подготовь и и проблемы подготовки учителя к творческой деятельностицелостный, системный подход, и деятельностный подход к процессу обучения- 'идея гуманизации профессионального становления педагога как ключевого элемента нового педагогического мышления, куль- | турологический подход, ориентирующий рассмотрение проблем, в контексте мировой и отечественной культуры.

Исследование базируется на принципиальных положениях концепции педагогического образования. Определенное значение в исследовании имели нетрадиционные знания, нетрадиционные подходы к проблеме развиj тия, человека, его совершенствования. | V.

Идея исследования находит свое отражение и конкретизацию в гипоте-| зе исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: J проблема подготовки учителя к развивающему обучению может быть успеш—-1 но решена при следующих условиях:

— выявления противоречия между концепциями развивающего обучения в рамках одного направления и путей преодоления этого противоречия;

— раскрытия понятия педагогической культуры, обеспечиваемой на основе программно и системно организуемой учебно-воспитательной деятельности в педвузе;

— разработки дидактической разноуровневой парадигмы (содержательно-целевой, методической, процессуальной) подготовки учителя к организации развивающего обучения.

19ЖРЖ-Д— Для решения, выдвинутой проблемы и задач исследования использовался комплекс методов: методы теоретическо-} го ана^шза (историографический, сравнительннй, логический), педагогическое наблюдение, мониторинг, экстраполяция, анкетирование, беседа, изучение ж анализ учебно-методических комплексов, изучение опыта учи-<* теле®-" моделирование, устный и письменный опрос, педагогический эксперимент, оценивание-рейтинг, методы математической j обработки.

Базой исследования является Адыгейский государственный университет.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1984;1988 гг.) был посвящен изучению, систематизаw ции и анализу философской, психолого-педагогяческой, методической литературы, определению, исходных позиций исследования, наблюдению за учебным процессом в школе и вузе, сбору информации, эмпирических данных о недостатках, затруднениях и успехах в профессионально-педагогической деятельности учителей, методистов ИУУ.

Второй этап (1989;1992 гг.) был посвящен определению проблемы и плана исследования, основных направлений общей гипотезы, методологии, отработке понятийного аппарата, конкретизированию задач, разработке теоретической концепции, связанной с подготовкой учителя к организат цяй развивающего обучения, положенной в основу дидактической системы решения проблемы.

Третий этап (1993;1997 гг.) связан с разработкой дидактической системы практической подготовки учителя к организации развивающего обучения, с осуществлением проверки гипотезы и конкретизацией условий, обеспечивающих повышение эффективности процесса подготовки учителя к организации развивающего обучения, с окончательным обобщением результатов исследования и оформлением диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

— Фундаментальной категорией в системе подготовки будущего учите> ля к организации развивающего обучения является педагогическая культура, интегральными качествами которой является педагогическое творчество, творческая, деятельность и выступающая как сущностная характеристика личности и развивающей профессиональной деятельности учителя и которая в контексте нашего исследования может быть рассмотрена как макро-и микропедагогическая культура;

— опираясь на философские идеи о человеке как единстве духовного и физического начал, творце исторического процесса, ответственном за все содеянное перед будущими поколениями, способном к жизнетворчеству и культуротворчеству, считаем возможным в качестве глобальной цели педагогического образования рассматривать формирование учителя высокой педагогической культуры, как условия его подготовки к организации развивающего обучения, как условия сотворения человека культуры;

— педагогическая культура представляет собой добротворческий и культуротворческий феномен, призванный планомерно и целенаправленно творить интеллектуально, творчески, эмоционально-ценностно и духовно развитую личность, способную утверждать культуру, в какой бы сфере она ни бала деятельна;

— без решения проблем общепедагогической подготовки учителя эффекгивная подготовка к развивающему обучению не представляется возможней. Именно целостной общепедагогяческой подготовке принадлежит веду> щая роль в формировании общепедагогической культуры, она обеспечивает формирование педагогических знаний и умений, педагогическое мышление и педагогическое сознание, т. е. выполняет важные социальные, морально-этические и профессиональные функции. Поэтому необходимо ориентировать всю учебно-воспитательную деятельность на интеграцию решения проблем общепедагогическоИ подготовки и специальной подготовки учителя к развивающему обучению;

— эффективность подготовки учителя к развивающему обучению, фор) мирования его педагогической культуры предусматривает: а) в содержательном аспекте — изучение наряду с традиционными проблемами программы педагогического образования теорий, методик развивающего обучения, Ф их технологических характеристик, способа конструирования, организаций и анализа учебного процесса (в условиях развивающего обучения: формирование в комплексе умений конструировать, организовать и анализировать урок в условиях развивающего обучения, ознакомление с нетрадиционными знаниями по проблеме развития человека как элементом педа гогической культурыб) в организационном аспекте — использование.

I способа проблемного обучения в качестве основного/организации учебного процесса в педвузе, в качестве основных форм занятий (наряду с лекциями и семинарами) аудиторных практических и лабораторно-практических занятий, внеаудиторных лабораторно-практических занятий (коллоквиумов по сетевому графику), внеаудиторных лабораторно-практических занятий в школе;

— эффективность обучения учителя конструированию, проведению и ада лизу урока обеспечивается: а) организацией процесса его подготовки в контексте содержательно-целевого, процессуального, методического и практически-результативного аспектов. При этом обеспечивается реализация: этих аспектов на двух уровнях: в модели организации педагоги-^ ческого образования, т. е. преподаватель^—^ студент и в модели организации студентом учебной деятельности учащихся, т. е. учитель4—> ученикб) сотрудничеством педагогов, методистов по спецпредметам, щ., учителей школ;

— внедрение технологий развивающего обучения, осуществление его принципов создает в свою очередь в дальнейшем противоречие в педагогическойдеятельности. Известно, что выпускники начальной ступени обучения, организованной по дидактическим системам развивающего обу чения, выгодно отличаются в своем развитии от обучавшихся по традиционным системам. Это обнаруживается, когда они переходят на среднюю ступень обучения. Уровень притязания этих учащихся, их уровень раз-&витияи интересы, за редким исключением, не удовлетворяются в дальней шем обучении, организуемой традиционно. Это противоречие возможно разрешить только при условии целенаправленной подготовки к развивающему обучению будущих учителей не только для начальной, но и средней и стерней ступеней обучения" Это решает проблему преемственности меж-> ду учителями разных ступеней обучения. ^ и теоретическое значение исследования.

Разработанная концепция, определяющая построение и эффективное функционирование процесса формирования готовности учителя к органи-зацйй развивающего обучения, содеркит решение крупной научной проблемы профессионально-педагогической подготовки педагога: систематизированы и охарактеризованы сложившиеся в теории и практике педагогического образования пути и способы подготовки учите ля к творческой деятельности, как интегративнйму качеств^ педагогической культуры;

— выявлены сущность противоречий между различными теориями и методиками развивающего обучения и пути их преодоления;

— раскрывается понятие «педагогическая культура» как основы преодоления противоречий между теориями развивающего обучения;

— разработана разноуровневая дидактическая парадигма подготовки учителя к развивающему обучению, предусматривающая формирование его педагогической культуры;

— обоснованы содержание, структура и критерии готовности учителя к организации развивающего обучения, предусматривающие овладение методикой конструирования, проведения и анализа урока в условиях развивающего обучения—.

— в целом определены и предложены теоретические и эмпирические основы подготовки учителя к организации развивающего обучения.

Практическая значимость исследованияСодержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают реальные предпосылки для обеспечения профессионально-педагогической подготовки учителя к организации развивающего обучения. Учителя, обучающиеся по предложенной дидактической системе, овладевают качественно новыми элементами содержания педагогической деятельности, которые приобрести при традиционном педагогическом образовании не представляется возможным. Полученные в исследовании результаты могут использоваться в массовой практике подготовки и переподготовки учителей. Прогностический потенциал исследования дает возможность организации дальнейшего исследования, к примеру, в направлении совершенствования предлагаемой педагогической технологии подготовки к развивающему обучению. Материалы исследования могут быть использованы методистами ИУУ и учителями школ. ^.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные по ложеI ния. и выводы исследования получили отражение в монографии, учебно- | методическом пособии, методических рекомендациях, научных статьях, докладах и тезисах, общий объем которых составляет более 45 печатных листов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Адыгейского госпединститута (ныне Адыгейского госуниверситета), на ежегодных научных конференциях преподавателей АТУ,, на межвузовских научных и научно-практических конференциях и семинарах (Майкоп, 1986;1997; Карачаевок, 1988; Краснодар, 1989; Сочи, 1990; Нальчик, 1989; Астрахань, 1990) — на международных научно-практических конференциях (Тула, 1997; Москва, 1997) — на ХУ1 Южно-российских психолого-педагогических чтениях (Волгоград, 1997).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в непосредствен ной педагогической и пропагандистской деятельности автора в педагогическом институте в процессе чтения лекций, проведения семинаров, прак тических и лабораторно-практических занятий, педагогической практики, чтения, спецкурса «Педагогическая, культура», лекций и семинаров в Дды.

Адыгейском педагогическом ~ училище |им. X. Андрухаева, гейском республиканском ЙУУ, Уна курсах аспирантов АГУ, при руководстве курсовыми, научными и дипломными работами студентов, в лекциях и на семинарах для преподавателей средних специальных учебных заведений Черноморской зоны Краснодарского края.

Структур^ диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы и приложений. В работе приведены 8 таб лиц. Слисок литературы содержит АЪБ источников.

Вывод.

Формула.

Умение записывать формулу.

Умение делать выводы, обобщать.

1,2 3 3.

Символы-буквы, их функции.

2 2.

Умение выполнять действия с предметами.

Умение определять функции буквенных символов, знаков, значение буквенных выражений. Умение решать, объяснять, аргумен-тировать.

Вопрос, побуждающий к самостоятельному выводу, обобщению ч/ го со.

Задание, побуждающее записать в тетрадь.

Задание, включающее в дея" тельности-демонстрацию опыта.

Вопрос, побуждающий определить функции буквен. символов, их значение.

Развитие умений и навыков решать, сравнивать, аргументировать способ решения.

30.Откройте учебники на стр. 19. Порешаем и объясним ход решения.

Формирование умения обобщать.

Развитие математ. языка, речи, формирование абстрактного мышления.

31.Подведение итогов. Итак, ребята, чему мы научились сегодня? Что мы установили?

32.Давайте попробуем этот вывод сформулировать словами.

Дети решают, Решение объясняют ход задач решения. В работу вовлекаются вое. Можно предложить 2−3 ученикам (с учетом ин див. особенностей) еще раз уточнить ход решения:

Мы установили, Формула, что если А=Б, правило, а Б=С, то А=С.

1,2.

Умение делать выводы, обобщать.

1,2,3.

Задание, побужу дающее к закреплению умений, знании.

Задание, вопрос, побуждающий к обобщению.

Если два предмета равны и второй из них равен третьему j то и первый равен третьему.

Правило Умение формулировать правило, вывод.

Задание, побуждающее к выводу, обобщению *.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В качестве основной характеристики тенденции образования в современной социокультурной ситуации можно обозначить разработку стратегии образования, определение перспектив эволюции педагогического знания и педагогического образования XXI века, попытка преодоления свойственных этому процессу противоречий.

Такая тенденция обусловлена целым рядом негативных факторов социокультурной ситуации: продолжающееся, падение престижа образования, утрата его личностного смысла, невостребованность общечеловеческих ценностей, непрофессионализм педагогических кадров.

Выход, из кризиса не представляется возможным при всех прочих условиях без формирования педагогической культуры учителя.

Особое значение в контексте сказанного приобретает проблема подготовки учителя к организации развивающего обучения, как обучения, призванного формировать не только знания и умения, но и опыт творческого, теоретического мышления, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие потенциальных возможностей каждого школьника. Такое обучение в состоянии обеспечить только тот учитель., который обладает высокой педагогической культурой, способен разрешать возникающие противоречия, теории и практики обучения.

Педагогическая культура естьсущностная характеристика личности и развивающей педагогической деятельности учителя. Интегратив-ным качеством педагогической культуры учителя является творчество, творческая деятельность, направленная на сотворение развитой культуротворящей личности. Педагогическая культура, как и любое творчество, есть единство нормативного и креативного, причем значение последнего в условиях обновления образовательной практики средней и высшей школы должно быть особенно актуализированно.

В настоящее время сложились объективные условия для разработки разноуровневой дидактической парадигмы по формированию': педагогической культуры будущего учителя, стало быть его готовности к успешной организации развивающего обучения.

Решение обозначенной проблемы базируется на философских и психологических положениях о. природе и сущности творчества, творческой деятельности^мышления, о сущности культуры, о единстве теории и практики, абстрактного и конкретного, теоретического и эмпирического, на теорию личности и теорию деятельности (Н.А.Бердяев, B.C. Библер, Д. Н. Богоявленский, А. В. Брушлинский, Н. К. Вахтомин, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, Е.н.Кабанова-Меллер, З. И. Калмыкова, Б. М. Кедров, А.н.Леонтьев, Н. А. Матюшкин, В.М.Межх/.ев, Н. А. Менчинская, В. Н. Мясшцев, С. Л. Рубинштейн, Б.М.Теп-лов, Н. Ф. Талызина и др.).

Исследование основывается на принципиальных положениях педагогического образования, личностно-ориентированного образования, на идею гуманизации профессионального и личностного становления педагога как основополагающего элемента нового педагогического мышления, культурологического подхода, теорию общепедагогической подготовки учителя, формирования педагогического мастерства, педагогического творчества, развития творческой педагогической деятельности (О.А.Абдуллина, Ю. П. Азаров, Н. В. Александров, С. Ж. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревекая, Н. Ф. Гоноболин, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Ю. Г. Круглов, И. Я. Лернер, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, В. С. Шубинский и др.).

Исследование основывалось' на методологических положениях, сфор'рду Жированных в трудах ученых (Ю.К.Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. И. Кочетов, И. Я. Лернер, Н. Д. Никандров,.

М.Н.Скаткин, Я. Е. Турбовской и др.).

Определенное значение имели исследования по проблемам дидактической подготовки учителя, его обучения конструированию и анализу урока (Д.Акмурадова, Л. Ф. Спирин, Н. А. Тураева, А. И. Уман и др.). Определенное значение для исследования имели также труды авторов нетрадиционных знаний (Д.Андреев, А. Безант, Дж. Кришнамур-ти, М. Лаитманн, Свами-Вишну-девананда, П. Д. Успенский, Р. Штайнер, Э. Шюре, Шри Ауробиндо, Ошо (Шри Раджниш), Н. К. Рерих, Е. И. Рерих и др.), труды русских философов-космистов (Н.А.Бердяев, В.Й.Вернад-скиа, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и др.) работы современных авторов о нетрадиционных знаниях (А.Х.Алиев, А. А. Астрогор, Л.П.Гри-мак, В. И. Додонов, А. Залманов, В. П. Казначеев, А. Клизовский, С. Н. Лазарев, Н. Ф. Яркина и др.).

Анализ изученных источников позволяет выделить основные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя, подвергаемые активному исследованию: — проблема творческой направленности деятельности педагога, проблема общепедагогической подготовки учителя, проблема формирования педагогического мышления, проблема педагогического творчества, проблема дидактической подготовки учителя., проблема подготовки учителя к реализации целостного педагогического процесса, проблема технологического подхода в школьном и вузовском образовании, проблема методологической культуры педагога.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на то, что в школьной практике внедрение технологий развивающего обучения. приобрело массовый характер, проблема подготовки будущего учителя к организации развивающего обучения не только не подвергается должному исследованию, но и не поставлена. Это одно из многих противоречий школьного и педвузовского образования, необходимость разрешения: которого давно назрела.

Формирование педагогической культуры учителя, способного успешно организовать развивающее обучение, обеспечивается на основе программно и системно организуемой учебно-воспитательной деятельности в процессе его профессионально-педагогической подготовки.

Педагогическая культура учителя в контексте развивающего обучения, предполагает особое мастерство, умение осмыслить, принять и творчески реализовать теории и методические системы развивающего обучения, требующие структурной и содержательной перестройки учебного процесса, осмысления и осознания противоречий в теориях и практике развивающего обучения, она предполагает гибкие творческие умения-конструировать учебный процесс, разрабатывать сценарий урока, реализующий потенциальные интеллектуальные и эмоционально-ценностные возможности каждого ученика. Педагогическая культура учителя., способного организовать успешно развивающее обучение, представляет собой своеобразную микропедагогическую культуру. у/.

Для формирования педагогической культуры учителя, его готовности к успешной организации развивающего обучения разработана дидактическаяразноуровневая система (содержательно-целевой, методический, процессуальный) его подготовки к развивающему обучению, разработана модель теоретической и практической подготовки учителя, включающая: — усвоение теоретических знаний по проблемам развивающего обучения на лекционных и практических аудиторных занятиях- - наблюдение, фиксация, анализ учебного процесса в условиях развивающего обучения на лабораторно-практических занятиях в школе- - конструирование дидактических моделей «развивающего урока» в контексте содержательно-целевого, методического, процессуального и практически-результативного аспектов на аудиторных лабораторно-практических занятиях- - проведение, анализ и самоанализ развивающего" урока студентами в аудиторных семинарских и лабо-раторно-практических занятиях- - самостоятельная работа по изучению первоисточник ов^, программ и школьных учебников по дидактическим системам развивающего обучения и проведение коллоквиумов по самостоятельной работе (по сетевому графику факультета).

Опытно-экспериментальная проверка подтвердила высокую эффективность разработанной дидактической системы подготовки будущего учителя к развивающему обучению. Проведенное исследование позволило сформулировать педагогические условия, обеспечивающие подготовку учителя, к успешной организации развивающего обучения.

Исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения круга вшгросов по проблеме подготовки учителя к развивающему обучению соотношение теорий развивающего обучения и теории проблемного обучения в подготовке учителяконтроль качества знаний, умений и навыков учащихся в системе развивающего обучениякоммуникативная деятельность в условиях развивающего обученияформирование опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Абдуллина О, А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования, 2-е изд. -М., 1990. -141с,
  2. О.А. Профессионально-практическая подготовка учителя-: некоторые предпосылки моделирования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практич.конф. М., 1994, с.26−27.
  3. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика сту дентов: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. — М., 1989. — 175 с.
  4. Агни-Йога: Готовность. Допустить. Рига, 1991. — 61 с.
  5. Агни-Йога. Новосибирск, 1990.
  6. Ю.П. Педагогическая интуиция // Народное образование. 1966. — № 8.
  7. Ю.П. Радость учить и учиться. М., 1989. — 335 с.
  8. Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
  9. Д. Обучение студентов педагогических вузов целое ному анализу урока: Автореферат дис. канд.пед.наук. М., 1989.
  10. Н.В. О задачах исследований в области высшего педагогического образования)) Советская педагогика. 1973. -№ 3, о, 9−10.1. Александрова Э. Й. Математика. 2 кл. Томск, 1992.
  11. Э.И. Математика. I кл. М., 1995.
  12. Э.И. Математика. Рабочий вариант для 3 кл. -М., 1995.
  13. И.Ю. Обучение студентов творческому использованию теоретических знаний при решении педагогических задач) Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб.науч.тр. М., 1990, с.44−54.
  14. X. Кточ к себе. Этюды о саморегуляции. М., 1993.
  15. Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  16. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1994.
  17. Ш. А. Здравствуйте, дети! : Пособие .для учителя. -М.Просвещение, 1983. 208 с.
  18. Ш. А. Как живете, дети? Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  19. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  20. .Г. О проблемах совеременного человекознания. -М., 1977.
  21. Д. Роза мира. М., 1991. — 288 с.
  22. И.И., Занков Л. В. Математика: I кл. 1991.
  23. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М., 1980.
  24. С.И. Роль и функции дидактической подготовки студентов // Формирование социально активной личности учителя: Межвуз.сб.науч.тр. М.: МГПИ им. Ленина, 1984, с.60−79.
  25. А.А. Кармическая медицина. Книга чувств. М., 1995.
  26. АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. М., 1990. — Ш 1−4.
  27. Аюрведа. Наука самоисцеления. Пер. с англ. СПб, 1993.
  28. . Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М., 1978.
  29. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. 1987. — }? 2, с.3−8.
  30. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах): 2-е изд. Киев, 1983. -287с.
  31. Н. Второе дыхание системы Л.В.Занкова // Народное образование. 1994. — № I.
  32. Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. — М., 1990. — 184 с.
  33. А.В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры. М., 1980. — 208 с.
  34. С.П. Сущность процесса обучения. М., 1983.
  35. . А. Что такае .теософия. АУМ № 01. — М., Терра, 1990
  36. А. От интеллекта к интуиции. Перев. с англ. Новочеркасск, 1994.
  37. Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль, 1982. — 107 с.
  38. БелнапН., Стил Т. Логика вопросов и ответов. / Пер. с англ. М., 1981. — 228 с.
  39. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  40. Е.П. Педагогическое образование: реалии и перс пективы // Педагогика. 1992. — № 1−2, с.61−65.
  41. Н.А. Смысл истории. М., 1990. — 176 с.
  42. Н.А. Самопознание. М., 1991. — 448 с.
  43. В.П., Татур Ю. Т. Системно-методическое обеспече ние учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М. 1989.
  44. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 1977, 304 с.
  45. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  46. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995. 336 с.
  47. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  48. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М., 1990. — 413 с.
  49. В.Т. Теоретические вопросы проблемы профессионально-педагогических умений / Профессионально-педагтгические умения и пути формирования. Межвуз.сб.науч.тр. Воронеж, 1985, с.20−23.
  50. А.А. Тектюлогия: (Всеобщая организационная наука. В 2-х кн.: Кн.1. М., 1989. — 304'с.
  51. А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн.2. М., 1989. — 351 с.
  52. В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория практике / Под ред.И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994.
  53. В.И. Педагогическая технология /7 Советская педагогика. 1991. — X' 9, с. 123−128.
  54. Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. 1969. — № 2.
  55. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981,? 10.
  56. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  57. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
  58. А.Н. Единство теории и практики в подготовке учителя // Советская педагогика. 1985. — № I, с.63−69.
  59. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителей // Советская педагогика. 1989. — & 8, с.89−94.
  60. С.М. Учите детей сравнивать. М.: Знание, 1981, № 9. — 96 с.
  61. А.В. Психология мышления и проблемное обучение М.: Знание, 1983, Да 6. — 96 с.
  62. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985.
  63. М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. М., 1992. — 255 с.
  64. Н.К. Генезис научного творчества: факт, идея, теория. М., 1973.
  65. Введение в педагогическую культуру: Учеб.пособие. -Ростов н/Д: РГПУ, 1995. 172 с.
  66. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб.науч.тр. М., 1990. — 102 с.
  67. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект / Под ред. Я. С. Турбовского. М., 1993. — 194 с.
  68. В.И. Биосфера. М., 1967.
  69. Возрастные возможности усвоения знаний / Под.ред.Д.Б.Эльг-конина, В. В. Давыдова. М., 1966.
  70. И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. 80 с.
  71. Н.Е., Суханцева В. К. и др. О педагогической куль туре будущего учителя // Педагогика. 1992. — 1−2, с.66−71.
  72. Воспитание и развитие в процессе обучения. М., 1981.
  73. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972.
  74. Л.С. Мышление и речь. Собр.соч. в 6 томах, т.2. М., 1982.
  75. I.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1969.
  76. I.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. -M., JI., 1935.
  77. Л.С. Избранные психологические исследования. -М., 1956.
  78. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  79. С.И. Дидактические аспекты проблемы педагогического проектирования // Ыовые исследования в педагогических науках. 1984. — № 2.
  80. С.И. Дидактико-методологический подход к анализу деятельности учителя в процессе обучения // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Межвуз.сб. науч.тр. «Челябинск, 1988, с.90−102.
  81. .З. Учитель: профессиональная духовность //' Педагогика. 1995, — № 2, с.48−52.
  82. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в современной психологии. М., 1966.
  83. Гершунский В. СiФилософия» образования для XXI века'(Впоисках практико-ориентированных образовательных концепций)7М., 1997. 697 с.
  84. .С. Стратегические приоритеты развития образования: в России // Педагогика. 1996. — $ 5, с.46−54.
  85. С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Автореферат дис. д-ра пед.наук. -Казань, 1996.
  86. С.Н., Ильин B.C. Целостный подход в подготовке будущего учителя // Советская педагогика. 1987. — № 5, с.80−84.
  87. Ф.И. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.260 с.
  88. З.П. Педагогическая практика студентов: Новые научные подходы // Педагогика. 1996. — $ 5, с.63−69.
  89. B.C., Ключарев Г. Н. Понятийное мышление и становление единой науки о человеке // Философские науки. 1989. — II, с. 1629.
  90. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении // Педагогика. 1995. — Л I, с.45−51.
  91. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М., 1991. — 175 с.
  92. Л.П. Магия биополя. Энерго-информационное лечение. -М., 1994.
  93. В.Е. Русский космизм. М., 1994.
  94. В.В., Зинченко В. П. Принципы развития в психологии // Вопросы философии. 1980. — $ 12.
  95. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992. — 116 с.
  96. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. — № I, с.29−30.
  97. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -240 с.
  98. М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
  99. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина, М., 1982.
  100. Дидактика / Под ред.Б. П. Есипова. М., 1967.
  101. П.Я., Товпинец И. П. Естествознание: 3 кл. -М., 1995.
  102. В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца ХГХ-начала XX в. М., 1994.
  103. О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
  104. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. — 160 с.
  105. А.П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. -М., 1989.
  106. Дурай-Новакова S.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореферат дис. д-ра пед.наук. М., 1983. — 32 с.
  107. НО. Дьяков Н. Н. Формирование умений дидактического общения у студентов педвузов: Автореферат дис. канд.пед.наук. Алма-Ата, 1990. — 24 с.
  108. С.Б. Основы профессионального самовоспитания учителя: Учеб. пособие для. студентов пвд. ин-тов. М., 1989. -189с.
  109. Естествознание: Учебник .идя I кл. трехлетней начальной школы / Авт.-сост. Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец. Л., 1995.
  110. В.И. Взаимосвязь: педагогической науки и практики. М., 1984. — 176' с.
  111. Журавлев VLK. Через доказательства к убеждениям. М., 1980.1. ЙОМЗЧ
  112. И.К. Система прзнавательньоо/по учебному предмету // Советская педагогика. 1982. — й 9.
  113. И.К. Учебник в сизтеме обучения // Современная дидактика: теория практике J Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1993.
  114. В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986. — 40 с.
  115. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987. 160 с.
  116. Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М., 1962.
  117. З.И. Учитель как исследователь. М.:3нание, 1987, с. 80.
  118. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.:Знание, 1991. — 64 с.
  119. А. Тайная мудрость человеческого организма. -М., 199I.
  120. Л.В. Беседы с учителями (Вопросы обучения в нач. классах). Изд. 2-е. -М., 1975, 191 с.
  121. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1976. — 176 с.
  122. Л.В. Убранные педагогические труды. -М., 1990.
  123. Н. М. Касьян А.А. Методологическое знание в содержании образования // Педагогика. 1993. — № I" с.9−12. i
  124. И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. -^ М, 1997. 480 с.
  125. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  126. Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М., 1983, вып.З.
  127. Л.Я. Требования к раскрытию дидактических щей в пособиях для учителя // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики / Межвуз.сб.науч.тр. Челябинск, 1988, с.102−112.
  128. ИЗнуманаф Н. Развитие современных педагогических технологий: Автореферат дис.канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1994.
  129. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  130. Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.
  131. Т.И. Проблемное обучение понятие и содержание J} Вестник высшей школы. — 1976. — Ш 2.
  132. Е.Н. Рождение урока. М., 1986.
  133. Е.Н. Принцип методы // Педагогика наших дней. -Краснодар, 1989.
  134. Е.Н. Шаги навстречу. М., 1987.138. йшина Т. А. Актуальные вопросы вузовской педагогики J J Советская педагогика. 1972. — 4, с.48−59.
  135. Н. Научно-педагогические основы совершенствования готовности будущего учителя к творческой профессиональной деятельности: Автореферат дис.канд.пед.наук. Алма-Ата, 1986.25 с.
  136. Ильясов И.#. Структура процесса учения. М., 1986.
  137. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. 96 с.
  138. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности. — М., 1968, 288 с.
  139. В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск, 1973.
  140. В.П. Великое объединение наук // Наука и религия^ 1990. — J6 8.
  141. В.П. Реабилитация древних знаний J/ Наука и религия. 1990. — № 12.,
  142. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, Наука, 1991.
  143. Каким быть учебнику: дидактический принцип построения /
  144. Под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева. М., 1992. обучения
  145. З.И. Психологические принципы развивающегоN-М.: Знание, 1979. 48 с.
  146. З.И. Некоторые вопросы диагностики умственного развития в процессе обучения // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности. М., 1964.
  147. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. — 200 с.
  148. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
  149. Кан-Калик В. А. Педагогическая импровизация, и педагогическое открытие. Грозный, 1971.
  150. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Можно. ли научиться творчеству? // Народное образование. 1989. — J® II.
  151. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М. :Педагогика, 1990. 144 с.
  152. Ю.Л. Основы медитации. Санкт-Петербург, 1991, 332 с.
  153. Карлгрен, Франс. Воспитание к свободе / Пер. с нем. М., Московский центр вальдорфской педагогики, 1992. — 272 с.
  154. .М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии. 1965. — № 12.
  155. Г. Д. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В сб.: Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Л., 1989.
  156. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980. — 159 с.
  157. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 224 с.
  158. А. Основы миропонимания новой эпохи, т.1. -Рига, 1990. г
  159. Л. Проблемы теории обучения. Пер. с нем. М., 1984. — 256 с.
  160. С.Ю. Провозвестница огня (Повесть-исследование о S.И.Рерих). Новосибирск, 1991.
  161. А.К. Развивающаяся личность и педагогическая технология. СПб, 1992, — 104 с.
  162. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. -М., 1989. 225 с.
  163. JT.B. Сборник педагогических задач: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1987. — 144 с.
  164. П.В. Введение в марксистскую гносеологию. -Киев, 1966.
  165. Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода: Дис. д-ра пед.наук. ~М., 1994. 64 с.
  166. В.М. Воспитывающее обучение. М., 1980.
  167. .И. Роль, педагогической теории в подготовке учителя.// Советская педагогика. 1985. — $ I, с.75−79.
  168. .И. Учение процесс творческий. Кн. для учителя. — 2-е изд. — М., 1989. — 159 с.
  169. A.M. Отражение, познание, творчество // Творчество и социальное познание. М., 1982.
  170. Г. С. Избранные психологические труды. М., 1988. -304 с.
  171. В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань, 1977.
  172. А.И. Культура педагогического исследования. -2-е изд. Минск, 1996. — 328 с.
  173. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977.
  174. В.В. Формирование содержания образования как часть- педагогического конструирования // Вопросы конструирования содержания, общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского.-М., 1980.
  175. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., 1977.
  176. В.В., Кутьев 0.0. Методология педагогики: о чем спорим? И Советская педагогика. 1991. — Л 7.
  177. В.В. Педагогика между философией и психологией П Педагогика. 1994. — Л 6.
  178. Э.М. Свободные вальдорфские школы, 2-е изд., пер. с нем. М.Парсифаль. — 1993.
  179. Кришнамурти Джидду. Учеба свобода любовь. Ассоциация Кришнамурти России, Красная поляна, 1992.
  180. Кришнамурти Джидду. Свобода от известного. Пер. с англ.-К.: «София», 1991. 88 с.
  181. Кришнамурти Джидду. Подумайте об этом. М., 1993.
  182. Кришнамурти Джидду. Проблемы жизни / Пер. с англ. М., 1993. — 448 с.
  183. Ю.Г. О концепции высшего педагогического образования- // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. Сб.науч.тр. -М., 1992, с.3−29.
  184. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод.пособие. М., 1990. — 142 с.
  185. Т.В. О проблемном обучении как способе умственного развития U Обучение и развитие. М., 1966.
  186. Т.В. Проблемное обучение понятие и содержание. Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы /I Вестник высшей школы. — 1984. — J® 4.
  187. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, пер спективы. Мж: Знание, I99L. — 80 с.
  188. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. — 183 с.
  189. Н.В. Методы исследования педагогической, деятель ности. I., 1970.
  190. Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. I., 1985.
  191. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 196I.
  192. Н.Н. Единство теории и практики как общий принцип профессиональной подготовки будущего учителя // Профессионально-педагогические умения, и пути их формирования. Межвуз.сб.науч тр. Воронеж, 1985, с.7−20.
  193. Ю.Н. Педагогическая задача // Творческая направ ленность деятельности педагогов. Л., 1978.
  194. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — $ 2, с.21−30.
  195. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления учащихся. Л., 1967.
  196. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. -М., 1989.
  197. Внеурочная деятельность школьника. М., 1983.
  198. С.Н. Диагностика кармы. Система полевой регуляции. Книга I СПб, 1993.
  199. Лайтман Михаэль. Кабала. Тайное еврейское учение. -Новосибирск, 1993.
  200. .П., Орлов В. А. и др. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. — $ 5.
  201. М.М. Нормативные требования к формированию у студентов профессионально-технических умений // Научные труды МГЛУ щ. В. И. Ленина. -М., 1994, с. 15−22.
  202. B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. -М., 1980.
  203. А.Н. Эмоции. Мотивы. Личность// Избр.психол. произв.: В 2-х т. Т.2. М., 1983.
  204. А.Н., Гальперин П. Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика. 1994.10, с.56−65.
  205. А.Н. Деятельность" Сознание. Личность. -М., 1975.
  206. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 186 с.
  207. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  208. И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. -М., 1968.
  209. И.Я. Проблемное обучение. М.:3нание, 1974. — 64
  210. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения) истории. Пособие для учителей. М., 1982. — 191 с.
  211. И.Я. Педагогическое сознание явление действитель ности и категория науки // Сов.педагогика.-1985. — $ 3, с.52−57.
  212. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций Ц Педагогика. 1996. — № 2, с.7−11.
  213. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995. — 44 с.
  214. И.Я., Журавлев К. К. Творчеству можно и должно учить // Современная дидактика: теория и практика / Под ред.И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -М., 1994.
  215. И.Я. Болевые точки процесса обучения Ц Советская педагогика. 1991. — $ 5, — С.24−29.
  216. Лиймет.с Х. И. Групповая работа на уроке. М., 1975.
  217. Х.И. Кая воспитывает процесс обучения. М., 1984 96 с.
  218. .Т. Развитие педагогических знаний }} Советская педагогика. 1990. — Jfe II.
  219. Д.С. Письма о добром и вечном. М., 1989.223. 'Логвинов ИЛ'1 ."Дидактика философия, теория, инженерия. М., 1996. — 44 с.
  220. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учи теля в педагогическом вузе. Ташкент, 1986.
  221. Лук А. Творчество // Наука и жизнь, 1973. — 1,2.
  222. С.Н. Когда легко учиться. М., IS85.
  223. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980.
  224. К.Н. Педагогика гармонии и синтеза // Педагоги ка. 1996. — № 2, с.37−40.
  225. З.А. Тринадцать лет спустя: американская школа-96 // Педагогика. 1996. —? 5, с.102−110.
  226. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  227. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. — 192 с.
  228. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М., 1972.
  229. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — $ 6.
  230. .Г. Нетрадиционная педагогика. '.'., 1994. — 96 с.
  231. МЛ. Современный урок. 2-е изд. — М., 1985.
  232. МЛ. Проблемное обучение. -М., 1975.
  233. З.И. Пс жолого-логическпе основы управления учебной деятельностью. Киев, 1287.
  234. Межу ев ?>.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. М., 1920.
  235. Марев Иван. Методологические основы дидактики / Пер. с болг. М., 1987. — 224 с.
  236. Н.А. Мышление в процессе обучения. В сб.: исследование мышления в советской психологии. 1966.
  237. Н.А. Психологические вопросы развивавшего обучения и новые программы // Советская педагогика. 1263. — «6.
  238. З.К. Теоретические и практические ос:-.овы развивающего обучения. Майкоп: Изд. Адыгейского госуниверсите. та, 1994. — 228 с.
  239. З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению / Южное отделение Российской академии образования Адыгейский государственный университет. Майкоп: Изд.-во Адыгейского госуниверситета, 1997. — 244 с.
  240. З.К. Из опыта работы передовых учителей школ ГДР. Майкоп, 1977.
  241. З.К. Методические рекомендации по комплексному анализу урока. Майкоп, 1989.
  242. З.К. Прием обучения как условие и способ развития творческого мышления учащихся // Проблемы воспитания и обучения в адыгейской школе. Майкоп, 1990.
  243. Методические рекомендации для учителей начальных классов: Типические свойства методической системы начального обучения, направленного на общее развитие учащихся / Под ред. М. В. Зверевой. М., 1983.
  244. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя, к реализации целостного педагогического процесса: Автореферат дис. д-ра пед.наук. М., 1992. — 32 с.
  245. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителейj Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
  246. В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М., 1985. — 80 с.
  247. З.П., Пидкасистый Л. И. Подготовка учителя к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991. — $ 10, с.88−93.
  248. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.
  249. B.C. Детская психология. М., 1983.
  250. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М., 1990. 140 с.
  251. В.Н. О связи склонностей и способностей J) Уч. зап. ЛГУ. Сер.: Психология, 1962.
  252. В.А. О функциях общеобразовательной школы // Педагогика. 1992. — № 9−10.
  253. А.Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика. 1992. — т 7−8, с.15−19.
  254. И.П. Биоэнергетическая: сущность человека // Здоровье в ваших руках. М., 1993.
  255. К.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978. — 279 с.
  256. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя)! Советская педагогика. 1982. — № 4, с.91−92.
  257. Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка учителя к педагогическому творчеству // Советская педагогика. 1987. — $ 6, с.105−108.
  258. Н.Д. Понятие и система методологических проблем дидактики J J Методологические проблемы современной педагогичес кой науки и практики: Межвуз.сб.науч.тр. Челябинск, 1988, с.3−12.
  259. Н.Д. Педагогическое образование и общество в США // Педагогика. 1992. — А* 1−2, с.124−126.
  260. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. 280 с.
  261. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 2 кл.: Кн. для учителя / И. И. Аргинская, Н. Я. Дмитриева, А. В. Полякова, 3.И.Романовская, И. П. Товпинец. М., 1993. — 160 с.
  262. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.
  263. О введении учебно-методического комплекса для трехлетней начальной школы новой дидактической системы обучения // Вестник образования. М., 1991. — № 8.
  264. В. Основы проблемного обучения. М., 1968. — 208с.
  265. Оконь 3. Введение в общую дидактику. -М., 1990. 382 с.
  266. Отто-Френкль-Лундборг. Что такое антропософия / Пер. с нем. Калуга, 1992.
  267. Ошо. Психология эзотерического. Корни и крылья. М., 1992. — 435 с.
  268. К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988. — 64 с.
  269. Е.М. Профессиональное становление будущего учителя.// Советская педагогика. 1990. — $ II, с.64−69.
  270. Педагогика высшей школы / Под ред.Н. Д. Никандрова. -Л., 1974. 116 с.
  271. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. — 604 с.
  272. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. — Т.2.
  273. А.П. Психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих учителей // Советская педагогика. 1983. — JS 9, с.66−72.
  274. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М., 1985. — 80 с.
  275. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Советская педагогика. 1985. — 12, с.42−47.
  276. Платон. Диалоги. М., 1986. — 607 с.
  277. И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб, зав. М., 1996. — 432 с.
  278. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред.Й. Я. Лернера. -М., 1972. 240 с,
  279. Д. Как решать задачу. М., 1959, — 208 с.
  280. В.М. Оценка знаний школьников. -М., 1981. -96 с.
  281. Полонский В, М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика. $ 1995. — $ 5.
  282. В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики // Педагогика. 1997. — $ I, с.14−19.
  283. А.В. Русский язык. Пробный учебник для I класса. М., 199 Г.
  284. А.В. Русский язык. Пробный учебник для 2 класса. М., 1992.
  285. А.З., Товпинец И. П. Развивающее обучение в начальной школе // Современная дидактика: теория практике. / Под ред. И. Я. Кернера, И. К. Журавлева. М., 1993.
  286. Я.А. Фазы творческого процесса // Исследования проблем психологии творчества. М., 1983.
  287. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М., 1989.
  288. Е.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. Казань, 1989.
  289. М.М. Как развивать педагогическое творчество. -М&bdquo-, 1987.
  290. М.М., Загвязинский В. И. Оптимизация или творчество // Народное образование. 1990. — 9/.
  291. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев, 1988.
  292. М.М. Б поисках оптимального варианта. М, '.Педагогика, 1988. — 192с.
  293. Проблемы высшего педагогического образования. Материалы конф. Ред. коллегия: Н. Д. Никандров и др. Л., 1971.
  294. Проблемное и программированное обучение. М., 1973.
  295. Программа развивающего обучения. Русский язык. Математика. 1−5 классы. Харьков-Томск, 1992. — 56 с.
  296. Программы развивающего обучения (по системе Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова). 1-У классы. Русский язык. Математика. -М., 1992.
  297. Н.И. Подготовка будущего учителя к формированию у школьников интеллектуальных умений: Автореферат дис.канд. пед.наук. М., 1986. — 16 с.
  298. Психологические механизмы целеобразования: Об.науч.тр. / Отв.ред. О. К. Тихомиров. М., 1977.
  299. Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. Ж., 1992.
  300. Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  301. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1996.1. J5 5.
  302. Э.Л. Философский словарь. М., 1913. г
  303. Развитие личности ребенка / Пер. с анл. М., 1987.
  304. И.П. НОТ учителя. 2-е изд. — М., 1989. — 238 с.
  305. Резерв успеха творчество / Под ред. Г. Койнера, В. Кал-вейта, Х. Клейна: Пер. с нем. — М., 1989. — 120 с.
  306. В.В. Русский язык. I кл. Программа развивающего обучения: 3-е изд. Харьков-Москва, 1993.
  307. Н.В. Что такде развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск, 1993. — 64 с.
  308. В.В. Что такое развивающее обучение? // Начальный этап развивающего обучения русскому язику в средней школе. Харьков- Томск, 1982.
  309. В.В. Русский язык. 2 кл. Программа развивающего обучения. Изд. 2-е, переработанное. Томск, 1994. — 227 с.
  310. В. В. Русский яз. 3 кл., I часть. Программа развивающего обучения. Харьков-Томск, 1995. — 144 с.
  311. Н. Держава света. Священный дозор. Рига, 1992. -285 с.
  312. Н. Культура почитание света // Мир через культуру (ежегодник). -М., 1990.
  313. Н. Пути благословения. Минск, 1991. — 103 с.
  314. Р. Жизнь Рамакрипны- Жизнь Вивекананды. Л., 1991. — 320 с.
  315. Н.М. Воспитание у будущих учителей основ творческого подхода к педагогической деятельности: Автореферат дис. канд.пед.наук. Волгоград, 1990.
  316. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровьев. М1989. 239 с.
  317. С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. -594 с.
  318. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М., 1958.
  319. РувиншшЗ Л. И. Перспективы профессионально-деятельностной подготовки учителей // Советская педагогика.-1988.-Гз 7, с.70−73.
  320. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.
  321. Г. И. Закон эффективности обучения // Педагогика,-1993. Js I. — С.13−18.
  322. Свами Вишну-девананда. Подная иллюстрированная книга йоги / Пер. с англ. Ж., 1990. — 206 с.
  323. Е.К. Прием обучения как способ реализации единства преподавания и учения. Диссертация на соискание ученой степени канд.пед.наук. Ж., 1982.
  324. М.Н., Лернер л.Я. Современный урок }} Народное образование. 1985. — Л I.
  325. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
  326. М.Н. Проблемы дидактики. М., 1984.
  327. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
  328. В.А. Формирование личности учителя, советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., 1976.
  329. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. -1991. Л 10, с.79−84.
  330. З.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы междун.конф. -М., 1994, с.47−48.
  331. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
  332. Советский энциклопедический словарь. М., 1981.
  333. П. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  334. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль-, 1976.
  335. Л.Ф., Фрумкин М. Л. Обучение студентов решению педагогических задач // Советская педагогика. 1984. — $ 7, с. 7478.
  336. Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1985.
  337. В.А. Избранные педагогические сочинения. 3 3-х т. T.I. — М., 1979.
  338. В.А. Разговор с молодым директором школы. -М., 1982.
  339. Н.Ф. Формирование, познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
  340. Тандит1 .С. Учитель, Вы не правы // Учительская газета. -1992. I 2.
  341. К.Н., Кривонос И. Ф. Обучение будущих учителей основам педагогического мастерства // Сов.педагогика. 1983.
  342. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989. — 320 с.
  343. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
  344. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  345. .М. Способность и одаренность. В кн.: Ученые записки Института психологии. Т.2, 1941.
  346. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 92 с. студентов
  347. Н.А. Содержание и организация обучения/пединстиурока-тута конструированию и анализуVАвтореферат дис. канд.пед.наук. -М., 1992. 15 с.
  348. Я.С. Развитие профессионального творческого мышления студента педвуза // Советская педагогика. 1977^<2-.
  349. Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема // Методологические проблемы педагогики. М., 1985.
  350. Я.С. Передовой опыт: от формализма к технологии // Народное образование. 1990. — $ 7.
  351. Я.С., Провоторов В. П. Диагностические основы целеполагания. в образовании. М., 1995. — 118 с.
  352. А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: Учеб.пособие. Орел, 1993. — 128 с.
  353. П.Д. Психология возможного развития человека // АУМ, $ 2,3,4. М., 1990.
  354. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (Предпосылки. Опыт). Л., 1989.36'4.» Филонов Г. И. Формирование личности школьника. М., 1983.
  355. Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970.
  356. П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. -М., 1992.
  357. Формальная логика. Л., 1977.
  358. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. — 448 с
  359. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». В 2-х т. Тбилиси, 199I.
  360. А. Лекции по введению в детский психоанализ. М., 1991.
  361. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987. — 224 с.
  362. Хаббард Л.Рон. Дианетика. Современная наука душевного здо ровья / Пер. с англ. М., 1993. — 576 с.
  363. И. Нотао fudens . В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. М., 1992. — 464 с. 1. К"
  364. ХельмутУ Лечебная педагогика, основанная на антрософии / Пер. с нем. Калуга, 1992.
  365. Г. М. Подготовка, студентов к творческой педагогической деятельности: Автореферат дис. канд.пед.наук. Алма-Ата, 1978.
  366. А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей // Педагогиа. 1997. — $ I.• 377. Цукерман Г. А. Кооперация со сверстниками как необходимое условие развивающего обучения // Новые исследования в психологии. 1984.? 2.
  367. Г. А. Ввды обобщения в обучении. Томск, 1993. -268 с.
  368. Е.А., Букварева Е. Н. Естествознание. 2 кл. -М., 1994.
  369. О.В. Формирование профессиональной направленности мышления будущего учителя в процессе изучения педагогики: Автореферат дис. канд.пед.наук. М., 1992.
  370. Н.Н. Система обучения Л.В.Занкова и современная психология. // Педагогика. 1993. — $ 3, с.16−19.
  371. В.Д. О реальной добродетельной педагогике // Советская педагогика. 1991. — № 7.
  372. Г. С. Формула здоровья, и долголетия. М1992. 112 с.
  373. В.Ф. Педагогическая проза. М., 1980. — 96 с.
  374. В.Ф. Точка опоры. М., 1987. — 160 с.
  375. Ю.В. Формирование духовных потребностей школьника.1. Новосибирск. «1967.386^ Шайденко Н. А. Содержание дидактического образования впедагогическом вузе // Современные проблемы образования. Тула:
  376. Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1987. С.183−190.
  377. С.Т. Убранные педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1980.
  378. А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. -М., 1992. 576 с.
  379. В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Советская педагогика. 1991. — № 7.
  380. Е.Н. О ценностном подходе к формированию социально активной личности учителя. -М., 1986.
  381. Е.К. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская., педагогика. 1991. — & 9, с.80−84.
  382. Шпенглер 0. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
  383. Шри Ауробиндо. Интегральная йога. М., 1992.
  384. Штайнер ?. Вопрос воспитания как социальный вопрос / Пер. с нем. Калуга, 1992. — 108 с.
  385. Р. Порог духовного мира / Пер. с нем. М., 1991.
  386. Р. Какую пользу может извлечь медицина из применения духовно-научного метода // АУМ. $ I, Терра. — М.:1990.
  387. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  388. B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. 1990. — 12, с.60−67.
  389. Э. Великие посвященные. IL, 1990. — 420 с.
  390. А.й. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. 1., 1967.
  391. М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М., 1986. — 176 с.
  392. Г. Й. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., 1988. — 208 с.
  393. Р.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972.
  394. Г. И. От общей теории развития человека к формированию личности школьника в процессе обучения // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Л., 1985.
  395. Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний. -М., 1966.
  396. Д.Б. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М., 1987.
  397. Д.Б. Как учить детей читать. М., 1991.
  398. Д.Б. Введение в психологию развития. В традиции кульп? урно-ист.орической теории Л. С. Выготского. М., 1994. — 167 с.
  399. П.К. Теория творчества. СПб, 1910.4Г0. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Т.21.
  400. ПЛ., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактической единицы при обучении математике. М., 1986.
  401. П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология. обучения. В 2 ч. 4.1. — М., 1992. — 175 с.
  402. И.М. Профессиональное самосознание педагога // Советская педагогика. 1989. — $ 12.
  403. Я.С. Развивающее обучение. М., Г979.
  404. Н.М. Процесс творческой работы изобретателя. -М.-Л., 1934.
  405. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск, 1987.
  406. Т.Ф. Концепция целостной школы в современной немецкой педагогике // Советская педагогика. I992.-J5J® 7,8, с. II0- 116'.1. ООП С'
  407. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека и его формирова ния в биоэнергетическом срезе. -М., 1996. -38 с.
  408. Т.ф. Проблемы духовного мира человека на пороге но> осферной эпохи // Педагогика. -1996. -2, с. 40−47.
  409. Drews Ursula. Zum dialektischen Charakter des Unterrich-tsprozesses in allgemeinbildenden Schule // Beitrage zur Padagogik. -Berlin. 1983.
  410. Geisler E. Algemeine Didaktik // Grandlagen eines erzleVien-den Unterrichts. Stuttgart. 1981.
  411. Holistische Schule. Expose zur Grundung etner Ersatzschule in freier Tragerschaft und / oder zur Durchfuhrung eineswissenschaftlich begleiteten Schulversuch.
  412. H. Roder, Ch. Roder. H. Briber. -Weierbusch. 1990.
  413. Faust H. Zur Bestimmung von Niveaustufen der geistigen Tatigkeit. -In: WZ der Karl-Marx Universitat.1.ipzig. 1969. N4
  414. Faust H. Zur Entwicklung geistiger Fahigkeiten im Unter * richtsprozess // Zeitschrlft fur den Endkundenunterrcht, 3/1970, S. 90−106
  415. Faust H. Schopfertum und SelbstandigKeit. der Schiller fceim Ausarbeiten von Unterrichtsmethoden beriicksichtigen
  416. Padagogik, 6/1972, S. 569−585. 425. Theoretische und experimented Untersuchungen zur Entwick f lung geistiger Fahigkeiten / Autorenkollektiv unter Leitungvon J. Lompscher. -Berlin. 1972.
  417. Kron F.W. Grundwissen Padagogik. Munchen, Basel. Ernst Reinhardt Veriag. 1988. 362 Г. '
  418. Week H. Selbstandiges Problemerkennen und Problem! osen. Berlin. 1988. und
  419. Winkel R. Antinomische Padagogik4! kommunikative Didaktik. Studien zu den Widerspruchen und Spannungen in Erziehung und Schule.-Diisseldorf. Schwann. 1988.
  420. Spezielle Probleme der Denk- und Erkenntnisarbeit im Gesc -hichstsunterricht der Oberschule. -Postdam. 1965.
  421. Walsch W. Erziehung der Schuler zur Selbstandigkeit. im Den-^ ken. -Padagogik. 9/1960.
  422. Rudolf Steiner. Wahrheit und Wissenschaft. Dornach/Gchweiz.1966.43C. Rudolf Steiner. Die Mvstik im Aufdange des neuzeitlichenit
  423. Geistlebens und ihr Verbaltnis zur modernen Weltanschaung. -Dornach / Schweiz. 1969. лг
  424. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА УРОКА
  425. Определить.: I. Корректно ли сформулированы цели урока.
  426. Осмысленно ли учителем соотношение: цель результат?
  427. Знает ли и осознает ли учитель современные подходы к проблеме целеполагания.
  428. П. Определить тип и структуру урока.
  429. Для этого аргументированно решить следующие вопросы:
  430. Для этого определить, как решены следующие вопросы:
  431. У. Реализована ли развивающая функция урока и как?
  432. УЛ. Соблюдалось ли оптимальное сочетание традиционных и проблемных методов обучения».
  433. Ж. F^w3 деятельности учителя на уроке (организаторская, коммуникативная, гностическая, перцептивная, экспрессивная, контрольно-оценочная, диагностическая и др.).
  434. Имела ли место педагогическая импровизация и оправдана ли она?
  435. Перцептивная деятельность учителя (восприятие, наблюдательность, чуткость). Дает ли урок право утверждать, что у учителя сформирована такая профессиональная способность как перцептивная способность.
  436. X. Санитарно-гигиенические требования к.уроку. Наличие порядка в классе (доска, тряпка, мел, рабочее место учителя, освещение, проветренность помещения, и др.).
Заполнить форму текущей работой