Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические основы обучения «Технике» в общеобразовательной школе Республики Польша

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методические основы совершенствования системы технического обучения школьников, способствующие формированию технической культуры, адаптации в информационно и технологически насыщенном обществе (подготовка учащихся к преобразовательной деятельностиразвитие мышления и творческих способностейсоздание условий для развития личности в процессе участия в различных видах учебной и трудовой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки разработки дидактических основ обучения школьников технике как области общего образования
    • 1. 1. Генезис технического обучения
    • 1. 2. Техническое обучение в общеобразовательных учреждениях разных стран
    • 1. 3. Предмет «Техника» как область общего образования
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. Диагностика состояния обучения
  • Технике" в общеобразовательной школе Польши
    • 2. 1. Критерии и методика оценки технической обученности школьников
    • 2. 2. Анализ состояния обученности технике учащихся 1−8 классов
    • 2. 3. Условия, влияющие на успешность технического обучения школьников
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. Дидактические условия повышения эффективности обучения предмету «Техника»
    • 3. 1. Совершенствование содержания и учебно-материальной базы предмета «Техника»
    • 3. 2. Организационные формы, методы и дидактические средства, обеспечивающие развитие творческой активности школьников в процессе обучения технике
    • 3. 3. Развитие у школьников положительной мотивации к изучению предмета «Техника»
    • 3. 4. Внеклассные и внешкольные формы технического обучения школьников
  • Выводы по 3 главе
  • ГЛАВА 4. Совершенствование подготовки и повышения квалификации учителей предмета «Техника»
    • 4. 1. Оценка студентами и учителями системы подготовки и повышения квалификации к преподаванию предмета «Техника»
    • 4. 2. Интеграционные тенденции в подготовке будущих учителей техники
    • 4. 3. Оптимизация обучения будущих учителей дидактическим основам предмета «Техника»
  • Выводы по 4 главе

Дидактические основы обучения «Технике» в общеобразовательной школе Республики Польша (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования. Дидактические основы трудового обучения как самостоятельная проблема в польской педагогической науке и практике в последние 10 лет исследовалась недостаточно. Сложилось положение, при котором трудовое обучение школьников не учитывает социальный заказ общества, не использует возможности предмета «Техника» для формирования технической культуры, не развивает мотивацию к обучению.

В этой связи нельзя не отметить противоречие между необходимостью обеспечить обучение школьников технике на современном уровне (т.е. осуществление технического обучения с позиций общей культуры и целостной технической картины мира) и недостаточной разработанностью дидактических основ его реализации.

Устранение этого противоречия требует совершенствования содержания обучения технике, использования инновационных форм и методов в преподавании, подготовки и повышения квалификации учителей предмета «Техника» и др.

Существующие теоретические и практические подходы к техническому обучению школьников и подготовке учителя предмета «Техника» имеют немаловажное значение для разработки дидактических основ обучения «Технике» на современном уровне с учетом социально-экономических преобразований, происходящих в Польше.

Проблеме технического образования учащейся молодежи посвятили свои исследования польские ученые: Т. Новацки, 3. Домбровски, В. Зажецка, А. Маршалэк, С. Шаек, Р. Польны, X. Поханке, В. Фурманек и др.

Влияние технического образования на разностороннее развитие личности изучали: X. Поханке, 3. Француз, Й. Напюрковский, С. Стасилович, 3. Волк, М. Фрейман и др.

Значительный потенциал для решения исследуемой нами проблемы заложен в фундаментальных работах российских ученых: П. Р. Атутова, С .Я. Батышева, М. И. Махмутова, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина и др. [7,8,9,13,1450,51,62,63,64,65,74,75,76].

Существенной базой для нашего исследования послужили работы, связанные с совершенствованием трудового обучения школьников в условиях социально-экономических перемен, (А.Ф. Аменд, Н. И. Бабкин, А. К. Бешенков, В. М. Казакевич, И. А. Сасова, В. Д. Симоненко и др.) [11,12,15,16,17,40,41,68,69,70,72,73].

Важное значение для нас имели работы ученых, посвященные подготовке учителя трудового обучения в вузе, (Э.А. Аксенова, А. Ф. Ахматов, П. Н. Андрианов, О. И. Гогиашвили, А. С. Лында, В. Д. Путилин, В. А. Сластенин, Д. А. Тхоржевский, Н. А. Шайденко и др.) [1,3,87,88].

Между тем остается не раскрытой сущность дидактических основ обучения технике учащихся образовательных школ Польши. Техническая подготовка школьников не рассматривается с точки зрения освоения технических процессов и новых технологий обучения школьников обобщенным способам преобразования действительности и развития творческого мышления. Не определены дидактические условия повышения эффективности обучения технике с использованием интегративного подхода, когда в урочной и внеурочной деятельности школьников структурируется информация из различных образовательных областей.

Таким образом, актуальность проблемы, ее педагогическая значимость, недостаточная теоретическая разработанность в психолого-педагогических исследованиях, а также потребность школьников и общества в повышении роли технической подготовки определили выбор темы нашего исследования: &bdquo-Дидактические основы обучения «Технике» в общеобразовательной школе Республики Польша" .

Цель исследования: разработка дидактических основ технического обучения учащихся общеобразовательных школ с учетом социально-экономических и технических преобразований в Республике Польша.

Объектом исследования является система обучения «Технике» учащихся общеобразовательной школы.

В качестве предмета исследования выступают дидактические основы обучения «Технике» учащихся общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования. Обучение учащихся «Технике» в современной общеобразовательной школе Польши будет эффективным, если:

— содержание предмета «Техника» и его реализация на каждом этапе общего образования (начиная с начального обучения) будут направлены на формирование у учащихся основ технической культуры;

— в зависимости от содержания обучения, преобладающего вида и характера деятельности учащихся будет применен адекватный комплекс методов, организационных форм и дидактических средств;

— процесс обучения предмету «Техника» будет направлен не только на передачу учащимся определенной суммы знаний и умений, но и на формирование у них мотивации к обучению;

— подготовка будущих учителей предмета «Техника» и повышение квалификации работающих учителей будут учитывать задачи общеобразовательной школы в области технического обучения.

Реализация поставленной цели и основных положений гипотезы требует решения следующих исследовательских задач:

1. Выявить основные тенденции развития трудового обучения в Польше и других странах с целью их использования при совершенствовании системы обучения предмету «Техника».

2. Определить причины и характер основных недостатков в работе общеобразовательной школы, отрицательно влияющих на процесс трудового обучения учащихся.

3. Разработать содержание технического обучения школьников, целью которого станет формирование у учащихся основ технической культуры.

4. Усовершенствовать содержание, сконструировать модули, обеспечивающие экологическую подготовку школьников, разработать комплекс методов, организационных форм, дидактических средств, способствующих повышению эффективности технического обучения учащихся общеобразовательной школы.

5. Разработать методику и критерии оценки технической обученности школьников. Обосновать условия, способствующие формированию у школьников мотивации к обучению технике.

6. Определить условия совершенствования материально-технической базы школы, обеспечивающей реализацию целей трудового обучения.

7. Определить направления и условия совершенствования подготовки учителей предмета «Техника».

Методологической основой исследования являются философское положение о ведущей роли деятельности в формировании личности, о диалектическом единстве теории и практики, о системном подходеведущие положения педагогической науки в области политехнического образования, трудового обучения и воспитания, комплексного подхода в обучении и воспитании, целостного подхода к познавательной деятельности человека.

Общеметодологической базой и теоретической основой исследования являются теория познания, теория личности и теория деятельности (А.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, В. А. Сластенин, В. С. Леднев и др.).

В области методологии в работе используются теория обучениятеория воспитаниянаучные положения о политехническом и профессиональном образовании.

В решении обозначенных исследовательских задач применялся системный междисциплинарный выбор методов. На различных этапах исследования использовались методы: изучение и обобщение опытацеленаправленное наблюдениепедагогический экспериментизучение и анализ отечественной и зарубежной научной литературыдиагностическое зондирование с помощью анкет, тестов, наблюдений, интервьюстатистические методы.

Этапы исследования. Исследования проводились с 1992 по 2001 гг. в рамках научных программ Высшей Педагогической школы им. Тадеуша Котарбиньского в Зеленой Гуре (Республика Польша) и плана НИР Института общего среднего образования Российской академии образования.

Первый этап (1992;1996 г. г.) — поисковый, в процессе которого осуществлялся научно-теоретический поиск, выявлялись противоречия в системе обучения предмету «Техника» в польской общеобразовательной школе, определялись проблема и тема исследования, проводился анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе, осуществлялся констатирующий эксперимент по диагностике состояния обучения технике в общеобразовательных школах Польши.

Второй этап (1996;1998 г. г.) — моделирующий. Он предусматривал усовершенствование содержания, разработку комплекса методов, организационных форм, дидактических средств, способствующих повышению эффективности обучения учащихся техникеразработке критериев оценки технической обученности школьников.

Третий этап (1998;2000 г. г.) — формирующий, в процессе которого проводилась экспериментальная проверка предложенных нововведенийобосновывались условия, способствующие формированию мотивации к обучению техникеразрабатывались новые подходы к формированию учебно-материальной базы школы, способствующей реализации современных целей обучения школьников технике.

Четвертый этап (2000;2001 г. г.) — обобщающий аналитический. Он позволил подвести итоги эксперимента, уточнить содержание, формы, методы и средства, способствующие формированию мотивации школьников к изучению техникиопределить направления и условия совершенствования подготовки и повышения квалификации учителей предмета «Техника».

База исследования. В различных видах педагогического исследования участвовали 2509 учащихся общеобразовательных школ- 225 учителей предмета «Техника" — 142 студента Высшей педагогической школы им. Тадеуша Котарбиньского (Зелена Гура, Республика Польша).

Экспериментальная работа проводилась на базе школ № 2, 7, 22 в г. Зелена Гура, школы № 9 и Молодежного Центра «Хартеж» г. Легница, школы № 5 г. Любин, в Институте усовершенствования учителей и в Высшей педагогической школе в г. Зелена Гура. Анкетный опрос учителей (по почте) проводился в Зеленогурском, Щецинском, Вроцлавском и Конинском воеводствах.

Научная новизна исследования: усовершенствовано содержание технической подготовки школьников, предусматривающее интеграцию технического образования с другими учебными дисциплинами. Разработаны и введены в практику технического образования экологический модуль и модуль по правилам дорожного движенияразработана система использования различных методов, организационных форм и дидактических средств, способствующих повышению эффективности технического образования школьников (проблемно-задачный, поисковый, исследовательский, учебных задач и заданий, экспериментальный и др.) — разработана методика и критерии оценки технической обученности школьников (технические умения по технологии, монтажу, конструированию, обслуживанию и консервацииграфические умениязнания об основных материалах и способах их обработкиотношение ученика к трудукачество продуктов практической деятельности ученикапредметная тетрадьтехническая документация) — обоснованы условия, способствующие формированию у школьников мотивации к обучению технике (место проведения уроков техники, материально-техническое оснащение процесса обучения, дидактическое обеспечение, отношение школьной администрации и родителей учащихся к предмету «Техника») — определены направления и условия совершенствования подготовки учителя предмета «Техника» (интеграция общенаучной, педагогической, психологической и общетехнической подготовкииспользование методов, активизирующих познавательную и профессиональную деятельность будущих учителейтворческое применение дидактических знаний в процессе обучения в вузе и в педагогической практике и др.).

Теоретическая значимость исследования.

Выявлены основные тенденции развития технического обучения в Польше и других странах с целью их использования при совершенствовании системы обучения школьников предмету «Техника». Разработаны теоретические основы совершенствования системы технического обучения школьников и формирования у них основ технической культуры, предусматривающие переход от традиционного аккумулирования знаний к осмыслению и применению знаний и умений в творческой и преобразовательной продуктивной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании направлений и средств организационного и дидактического совершенствования технической подготовки учащихсяв раскрытии возможностей технического обучения в системе общего образования в школах Польшив разработке комплекса технических задач, формирующих разностороннюю активность школьников и мотивацию к изучению техникив разработке новых подходов к формированию материально-технической базы школы, обеспечивающей реализацию современных целей обучения учащихся предмету «Техника" — в разработке методики оценки состояния обученности школьников техникев выявлении возможностей внеклассной и внешкольной деятельности по технической подготовке учащихсяв разработке рекомендаций по обучению будущих учителей предмета «Техника».

На защиту выносятся:

— теоретико-методические основы совершенствования системы технического обучения школьников, способствующие формированию технической культуры, адаптации в информационно и технологически насыщенном обществе (подготовка учащихся к преобразовательной деятельностиразвитие мышления и творческих способностейсоздание условий для развития личности в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельностиформирование потребности в труде за счет повышения мотивациивключение учащихся в реальные трудовые отношениявоспитание культуры личности во всех ее проявленияхформирование универсальных умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда и проявить готовность принять нестандартные решения);

— усовершенствованное содержание технической подготовки школьников, способствующее пониманию целостной технической картины мира, интеграции содержания предмета «Техника» с другими учебными дисциплинами;

— комплекс методов (проблемно-задачное обучение, исследовательская и практическая деятельность, обобщение и структурирование и др.) и дидактических средств (разработка школьниками технологических карт и графического обеспечения в зависимости от индивидуальных или коллективных форм организации трудапривлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности и др.) обучения технике;

— условия совершенствования подготовки и повышения квалификации учителей техники (введение специального предмета «Конструкторские мастерские" — интеграция общевузовской технической подготовки студентов с потребностями школьной практикимодернизация программ и обработка результатов студенческой практикииспользование металл анов и других методов, активизирующих деятельность студентов).

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались и были одобрены на международных научно-практических конференциях: «Личность, рынок и профессиональное самоопределение молодежи» (1994, Москва), «Общее и профессиональное образование в условиях свободной экономической зоны» (1995, Калининград), «Образование как средство развития человека, общества, государства» (1997, Витебск), «Подготовка кадров для общетехнического образования молодежи» (1998, Быдгош), «Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации учителей» (1998, Зелена Гура), «Наука и повышение качества жизни» (1998, Вильгус), «Техническая деятельность как средство общетехнической подготовки (1998;1999, Баньска Быстрица-Слования), «Педагогическая наука и практика в непрерывном образовании: проблемы интеграции» (1999, С.-Петербург), «Дидактика техники: прошлое, настоящее и будущее» (1999, Зелена Гура), «Модернизация технического образования» (1999, Оломунец — Чехия), «Совершенствование технического образования студентов в ВУЗах» (2000, Храдец Крологе — Чехия), «Управление технической деятельности» (2000, Оломунец), а также на 12 конференциях и семинарах в Польше. Материалы исследования представлены в 35 публикациях автора, на многие из которых получены положительные отзывы преподавателей ВУЗов и учителей школ.

Внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования внедрены в учебный процесс школы № 5 г. Люблина, школ № 2, 7, 22 Зеленой Гуры, школы № 9 и Молодежного Центра «Хартеж» в г. Легница, Института «Техники» в ВПШ и Института усовершенствования учителей в Зеленой Гуре, а также используются в образовательных учреждениях Зеленогурского, Щецинского и Конинского воеводств Республики Польша.

Выводы по 4 главе.

1. Проведенные диагностические исследования показали, что значительная часть учителей, как начальных классов, так и учителей 4 -8 классов оценила свою подготовку к преподаванию техники как удовлетворительную. Из самооценок опрошенных учителей 1−3 классов следует, что они чувствуют себя лучше подготовленными в психологическом (86.9%) и педагогическом (89.5%) отношении, чем материально-техническом (теоретическом — 33.9%, практическом -30.4%). Они выше оценивают свою теоретическую подготовку (60.5%), чем практическую (54.4%). Учителя в своих ответах часто обращали внимание на неудовлетворительную подготовку по электротехнике (11.6%), электронике (14.9%), информатике (24%). В других областях техники опрашиваемые оценивали свою подготовку достаточно высоко.

2. Из ответов опрашиваемых учителей 4−8 классов следует, что 66.7% учителей считают достаточной свою теоретическую дидактическую подготовку- 63.0% удовлетворены практической подготовкой. Несмотря на достаточно высокую самооценку, опрашиваемые отметили недостаток знаний в сфере проектирования (26.5%) — подбора и применения методов и средств, вызывающих активность учеников (26.5%) — подбора и связи технических задач различного характера (20.0%) — разрешения проблем в ученическом коллективе (22.0%) — планирования дидактическо-воспитательной работы (19.1%).

3. По результатам проведенного исследования при нашем непосредственном участии в Высшей Педагогической Школе в Зеленой Гуре в планах и программах обучения по специальности «техническое воспитание» учтены в значительной мере разработанные нами основы современной дидактики, а именноинтеграции содержания обучениясвязи теоретических знаний с практической деятельностью, а также структуризации и систематизации знаний и умений. Это проявляется в предметах материаловедение и технология, введенных вместо нескольких изолированных ранее дидактических дисциплин (технология металлов и материаловедение, неметаллическое материаловедение, мастерские технических работ по дереву и искусственных материалов).

4. Согласно нашей концепции содержание предмета «конструкторская мастерская», которое охватывает задачи, связанные с проектированием и выполнением различных изделий на основе предметной интеграции, было акцентировано на дидактическую подготовку студентов к обучению школьников предмету «Техника».

5. Разработан и внедрен инновационный опыт работы с будущими учителями в области получения теоретических знаний, а именно: переход от информационной к моделирующе регулируемой работе, позволяющей студентам активно, самостоятельно индивидуально получать широкий спектр знаний и умений.

6. Выявлены основные трудности, с которыми встречаются студенты во время педагогической практики в школе. На этой основе разработана общая программа студенческой практики, уточнены задания для студентов и учителей-кураторов школ, предложены графики наблюдений и образцы отчетов проведенных дидактических занятий.

7. Определен круг вопросов, которые должны быть охвачены при повышении квалификации учителей техники: совершенствование знаний и умений в соответствии с достижениями науки и техникиспособы обучения предмету «Техника" — умение находить и поддерживать контакты с предприятиями, организациями и родителями учащихся.

8. Раскрыты возможности методических объединений учителей техники, предметно-методических конференций и последипломного образования для повышения квалификации учителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Раскрыты противоречия между необходимостью обеспечить обучение школьников технике с позиции общей культуры и целостной технической картиной мира и недостаточной разработанностью дидактических основ его реализации.

Выявлены основные тенденции развития трудового обучения в Польше и других странах. Общей позицией педагогов разных стран является то, что в условиях, когда техника вошла во все сферы жизни человека, школа не может оставаться в стороне от этих изменений. Трудовое обучение не может ограничиваться только знаниями и умениями по обработке различных материалов. Оно призвано формировать техническую культуру, позволяющую выпускникам школы ориентироваться в технологических процессах, происходящих в повседневной жизни, на производстве, в строительстве, искусстве, экономике, экологии и т. д.

2. Определены причины и характер основных недостатков в работе общеобразовательных школ Польши, отрицательно влияющих на техническое образование учащихся. Это: отсутствие дидактических концепции, критериев и показателей оценки уровня технической обученности школьниковметодики оценки состояния технических знаний, умений и отношения к технике учащихся 1- 8 классовусловий, влияющих на совершенствование технической обученности школьников и др.

3. Разработана комплексная методика оценки технической обученности школьников. Определены критерии (технические знания, умения, отношение к труду и техникепродукты практической деятельности) и показатели для каждого критерия. Разработаны уровни (низкий, средний, высокий) проявления самостоятельности учащихся в планировании и использовании результатов деятельности.

Установлено, что усвоение программного материала учащимися 8 классов ниже, чем учащимися 3 классов. Особенно низкий уровень знаний восьмиклассники проявили в области технической информации, экологии, экономики, технического чертежа и технического оборудования.

4. Обоснованы условия, способствующие формированию у школьников мотивации к обучению технике (место проведение уроков техники, материально-техническое оснащение процесса обучения, дидактическое обеспечение, отношение школьной администрации и родителей учащихся к предмету «Техника»), Особое значение приобретает использование методов обучения, активизирующих деятельность учащихся.

5. Разработаны теоретические основы совершенствования системы технического обучения школьников (вовлечение учащихся в решение технических проблем и преобразующую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людейсоздание условий для развития личности в учебной и трудовой деятельностиповышение мотивации к трудувоспитание культуры личности во всех ее проявлениях, формирование универсальных умений, позволяющих учащимся быстро овладевать новыми видами трудаусиление экологических аспектов в техническом оборудовании и др.).

6. Усовершенствовано содержание технической подготовки учащихся. Введены материалы, связанные с экологическим образованием и безопасностью на дорогах. Разработана система использования различных методов (поискового, проблемного, игрового, метаплана, экспериментального и исследовательского и др.), дидактических средств и организационных форм (урочная и внеурочная техническая подготовка) для повышения эффективности обучения школьников технике.

Предложенные нововведения позволили повысить уровень технической обученности восьмиклассников в экспериментальных классах. Так количество учащихся, получивших оценки «отлично» возросло с 0 до 1.6%, «очень хорошо» — с 0.8 до 10.4%, «хорошо» — с 11.2 до 17.6%, «удовлетворительно» — с 16.8 до 34.4%, снизилось количество учащихся, получивших оценки «посредственно» — с 35.2 до 21.6% и «неудовлетворительно» с 36.0 до 14.4%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.А. Воспитание у школьников технологической культуры- Книга для учителя. — М.: ИОСО РАО, 1999.-195 с. (в соав.).
  2. П.Н. (составитель). Техническое творчество учащихся. (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1986. — .128 с.
  3. П.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. (Авторы составители В.М.
  4. У* Казакевич, А.В. Марченко) М.: Дрофа, 2000.
  5. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ПУ НИИ ОШ РАО, -1994.-227 с.
  6. А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1986.-95 с.
  7. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М., 1983.
  8. П.Р. Политехническое образование школьников. М.: Педагогика, 1986. — 175 с.
  9. П.Р. Трудовая подготовка школьников: прошлое, настоящее, будущее. Часть 1. М.: 1995. — 139 с.
  10. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  11. В.Г. О системном подходе в социальном познании. -М.: Вопросы философии, 1973. № 6. С. 33−46.
  12. Н.И. Идеи новой школы в педагогической системе М.Н. Скаткина // М. Н. Скаткин и современное образование/Под ред. В. М. Мясникова т. 1-М., 2000.
  13. Н.И. Социальная педагогика: Методические рекомендации. — М.: ИСТ, 1998.
  14. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.-672 с.
  15. С.Я. Трудовая подготовка школьников : Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  16. А.К. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии (Авторы — составители: В. М. Казакевич, А.В. Марченко) М.: Дрофа, 2000.
  17. А.К. Технический труд: Учебное пособие для учащихся 8 классов общеобразовательной школы. // Школа и производство, 2000. -№№ 6,7.
  18. А.К. Технические задачи (7−8 классы). // Школа и производство, 2000. № 1.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
  20. .И., Зайцев В. К. Педагогические основы творческой деятельности учителя: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: МГОПИ «Альфа», 1992 — 185 с.
  21. Буш Г. Рождение изобретательских идей. — Рига: Лиясма, 1976. -127 с.
  22. С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. М.: Прометей, 1996.
  23. С.И. Молодежный рынок труда и возможности решения проблемы ее занятости. М.: Перспектива, 2000.
  24. Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966. — 440 с.
  25. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. -93с.
  26. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966 № 6. — 62 с. — 76.
  27. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
  28. А.К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973. — 343 с.
  29. Гастев.А. К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда. Изд. 2-е. -М.: Экономика, 1972. -478 с.
  30. В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  31. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения. Томск: Пеленг, 1992. — 112 с.
  32. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина М.: Просвещение, 1982. -319 с.
  33. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть1 / Под ред. П. Р. Атутова М.: ИОСО РАО, 1997. — 203 с.
  34. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть2 /Под ред. П. Р. Атутова М.: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
  35. ДригаВ.И. Информационное образование: некоторые проблемы, направления и возможности развития. // Проблемы активизации учебно-познавательской деятельности учащейся молодежи в современном педагогическом процессе. Магнитогорск: МГПИ.-С.59−64
  36. А.Г., Бешенков А. К. Конструирование на занятиях в школьных мастерских. М, 1969.
  37. М.А. Дидактические проблемы политехнического трудового обучения. Доклад на соиск. учен, степени доктора, пед. наук. -Л., 1969.
  38. Зарубежный и отечественный опыт подготовки к труду в условиях рыночных отношений. / Отв. ред. Сасова И. А. М.: НИИ ТП и ПО АПН СССР.-135 с.
  39. М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). -М.: МТИУ, 1996.
  40. В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика, 1997.- № 5.
  41. В.М. Информационное технологическое моделирование обучения труду: теория и методика. / Под ред. Полякова В. А. М. АПО, 1997.
  42. В.М. Пропевдевтика информационной методики обучения труду. М.: АПО, 1997.
  43. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  44. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  45. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  46. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  47. И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики. // Советская педагогика, 1989, № 11 — С. 10−17.
  48. Э.А. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. (в соав.)
  49. Э.А. Педагогическое обеспечение высшего образования. //Известия РАО, 1999, № 1.
  50. А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  51. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. -362 с.
  52. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  53. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников : Избр. психол. тр. -М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  54. Методика курса «Основы производства. Выбор профессии»: Пособие для учителей / под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987.
  55. Методика занятий в школьных мастерских, под ред. А Г. Дубова. -М., 1966.5 5. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М:. Педагогика, 1973. — 300 с.
  56. A.M. Динамика формирования трудовых умений и навыков. М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1973. — 136 с.
  57. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. Профпедагогика. -М.: Высшая школа, 1986. 288 с.
  58. П.А. Построение учебных программ с учетом необходимости творческого развития учащихся. // На пути к 12-летней школе. М.: ИОСО РАО, 2000.
  59. М.Б. «Технология» новый учебный предмет в школе. -С.-Пб.: Либра, 1992. — 140 с.
  60. М.Б. О проектном подходе к разработке содержания нового учебного предмета «Технология» // Школа и производство, 1993, -№ 5,-С.43−45.
  61. Г. В. Подготовка воспитанников детских домов и школ-интернатов к сельскохозяйственному труду в современных условиях. М.: Планета — 2000. — 1998.
  62. В. А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников. М.: Просвещение, 1977. — 80 с.
  63. В. А. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. // Школа и производство 1990, № 1. -1218 с.
  64. В.А. Социально-педагогические проблемы перехода молодежи от учебы к работе // Материалы международной конференции «Общее и профессиональное образование в условиях СЭЗ» (13−14 апреля 1995 г.). Калининград, 1995. 47−51 с.
  65. В.А. Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы. / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика, В. А. Полякова. М.: ИОСО РАО 1998. (в соав.)
  66. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников / под ред. Менчинской Н. А. М., 1968.
  67. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-пресс, 1994. — 205 с.
  68. И.А. Содержание образования в двенадцатилетней школе. -М.: МО РФ, 2000.
  69. И.А. Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12- летней школе) // Школа и производство. № 3.
  70. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  71. А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи. М.: Высшая школа, 1988. — 331 с.
  72. В.Д. Технология-9: Учебник для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. -М.: ВентанаГраф, 1999. (в соав.)
  73. В.Д. Основы предпринимательства: Учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. -Брянск: Б ГПУ, 1999.
  74. М.Н. Проблемы научного творчества и дидактика. М.: Советская педагогика, 1971. — № 10 — С.138−140.
  75. М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982.-С. 10.
  76. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2- изд. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  77. В.Н. Исследование проблем содержания образования. -М.: Советская педагогика, 1980. № 11.
  78. Ю.С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1991. — 191 с.
  79. Учащаяся молодежь и рынок: Сборник материалов международной конференции в г. Бресте. М., 1992. -С.26−28.
  80. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду / под ред. П. Н. Андрианова и Д. П. Ельникова. Донецк, 1986.- 136 с.
  81. С. Теоретические основы профессиональной ориентации.- М.: Изд-во МГУ, 1989. 108 с.
  82. К.Ю. Примерная программа ручного труда для начальных школ с 4 годичным сроком обучения //Трудовое воспитание. 1914, № 4- О преподавании ручного труда в средней школе.// Материалы по реформе средней школы. — Пт., 1915. — (в соав.).
  83. К.Ю. Систематическое руководство по ручному труду. -СП.6., 1899.
  84. В.В. Психология трудового обучения. // Трудовые умения и навыки и условия трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
  85. С.Н. Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1998.
  86. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  87. Н.А. Дидактическое образование и подготовка студентов по методике. // Взаимосвязь дидактики и частных методик в обучении. М., 1999.
  88. Н.А. Дидактическая подготовка учителя технологии в педвузах России. // Подготовка кадров для преподавания техники. -М., 1998
  89. Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников: Метод, реком. для руководителей школ. / МГТТИ им. В. И. Ленина.-М.: 1981.-84 с.
  90. Т.И., Нефедова К. А. Развитие системы непрерывного образования. //Педагогика, 1992, — № 9. — С. 75−79.
  91. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 томах / под ред. Н. П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980.Т. 1. — 304 е., т. 2−414 с.
  92. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.-80 с.
  93. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьников. -М.: Педагогика, 1988.-203 с.
  94. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  95. Adamek I., Reforma szkolna w Austrii, «Chowanna» 1998, nr 4.
  96. Altszuler I., Badania nad funkcj^ oceny szkolnej, Warszawa 1960.
  97. Ambroziewicz W., Wladystaw Przanowski i jego dzieto, Warszawa 1964.
  98. An Overiev of Canadian Education Association, Toronto, Ontario 1984.
  99. Banka J., Filozofla techniki. Czlowiek wobec odkrycia naukowego i technicznego, Katowice 1980.
  100. Barska A., Oswiata w Hiszpanii nauczanie techniki, w:. Problemy ksztalcenia i doskonalenia nauczycieli techniki, Opole 1994.
  101. Barski Т., Struktura systemu oswiatowego w Portugalii, w:. Problemy ksztalcenia i doskonalenia nauczycieli techniki, Opole 1994.
  102. Bezpieczenstwo ruchu drogowego. Program edukacyjny dla klas I-VIII szkoly podstawowej, Warszawa 1995.
  103. Botkin J.W., Elmandjra M., Malitza M., Uczyc siq bez granic, Warszawa 1982.
  104. D^browski Z., Od nauki rzemiosl do rozwijania kultury technicznej, «Wychowanie Techniczne w Szkole» 1978, nr 9.
  105. Dydaktyka techniki, pr. zb. pod red. H. Pochanke, Warszawa 1985.
  106. Ecole elemetaire. Complements aux programmes et instructions du 13 mai 1985. Ministere del' Education Nationale. 01.06.1986, Paris.
  107. Edukacja ogolnotechniczna. Dylematy teorii i praktyki, pr. zb. pod red. R. Parz^ckiego, Bydgoszcz 1996.
  108. Encyklopedia pedagogiczna pod red. W. Pomykalo, Warszawa 1997.
  109. Encyklopedia popularna PWN, Warszawa 1982
  110. Encyklopedia powszechna, t. II, Warszawa 1984.
  111. Francuz W.M., Dydaktyka przedmiotow zawodowych, Krakow 1999.
  112. Frejman M. Rola praktyk pedagogicznych w rozwijaniu inicjatywy metodycznej przyszlych nauczycieli, Organizacja i koncepcja zawodowego przygotowania kandydatow na nauczycieli, Krakow 1990.
  113. Frejman M., Integracyjne tendencje w ksztalceniu metodycznym nauczycieli pracy-techniki, w. JPotrzeby i mozliwosci integracji w ksztalceniu politechnicznym, pr. zb. pod red. K. Uzdzicki, H. Wolffgramm, Zielona Gora 1989.
  114. M., О pelniejsz^interpretacj? i realizacje tresci programowych pracy techniki w zakresie informacji technicznej. Praca — technika, z.3., Zielona Gora 1990.
  115. Frejman M., Pochanke H., Zalozenia reformy systemu ksztalcenia nauczycieli techniki, «Przegl^d Pedagogiczny» 1975, nr 1.
  116. Frejman M., Problemy edukacji ogolnotechnicznej mlodziezy w warunkach gospodarki rynkowej, w:. Problemy edukacji ogolnotechnicznej dzieci i mlodziezy w warunkach gospodarki rynkowej, pr. zb. pod red. Z. Wolka, Zielona Gora 1995.
  117. Frejman M., Przydatnosc zawodowa nauczycieli techniki, Zielona Gora 1982.
  118. Frejman St.D., Czynniki determinuj^ce wyniki pracy szkolnej mlodziezy szkol srednich, w:. Calozyciowa edukacja zawodowa,
  119. Problemy teorii i praktyki, pr. zb. pod red. B. Pietralewicza, Zielona Gora 1997.
  120. Frejman St.D., Frejman M., Aktiwni metody nawczannia ucziteliw techniki w Polszczi, w:. Naukowi Zapiski. Sena: pedagogika i psichologia, nr 6 Ternopil 1999.
  121. Frejman St.D., Looking for Effective Didactical Methods of Technical Teachers Education, w:. Technicke vzdelanie ako sucast vseobecneho vzdelania, Zbornik prispevkov z medzinSrodnej vedecko-odbornej konferencie, Banska Bystrica 1999.
  122. Frejman St.D., Motiwacja uczenija i truda uczaszczichsja obszczeobrazowatielnych szkot i licejew, Witebsk 1999.
  123. Frejman St.D., Motywy szkolnego uczenia si? techniki uczniow szkol podstawowych (doniesienie z badan), «Wychowanie Techniczne w Szkole» 2000, nr 1.
  124. Frejman St.D., Nauczanie integruj^ce pracy-techniki w toku praktyk szkolnych, w:. Potrzeby i mozliwosci integracji w ksztalceniu politechnicznym, pr. zb. pod red. K. Uzdzicki, H. Wolffgramm, Zielona Gora 1989.
  125. St.D., О poziomie przygotowania technicznego absolwentow szkol podstawowych, «Chowanna» 1979.
  126. Frejman St.D., Praktika studentow w szkole-put к integracji nauki i praktiki, w:. Pedagogiczeskaja nauka i praktika w nieprzerywnom obrazowanii: problemy integracji, Sankt-Peteterburg 1999.
  127. Frejman St.D., Praktyka pedagogiczna jako element przygotowania zawodowego studentow wychowania technicznego, w. J Studia i materialy XLV, pedagogika pracy, z. 3, Zielona Gora 1998.
  128. Frejman St.D., Preparing trainee teachers to apply behavioural learning objectives in the teaching of Technical Education, w:. Modernizace vysokoskolskS vyuku technickych predm^tu, Sbornik prispSvku z mezinarodni konference, Hradec Kraiove 2000.
  129. Frejman St.D., W poszukiwaniu efektywnosci cwiczen z dydaktyki techniki, w:. Formy i metody cwiczen z dydaktyk przedmiotowych, pr. zb. pod red. M. Sinicy, Zielona Gora 1999.
  130. Furmanek W., Podstawy wychowania technicznego, Rzeszow 1987.
  131. W., Walat W., О nalezne miejsce edukacji ogolnotechnicznej w polskim systemie edukacji, Rzeszow 1999.
  132. Furmanek W., Zrozumiec technik^, Rzeszow 1998.
  133. Grzegorczyk A., Problem integracji nauk przyrodniczych i spolecznych, w:. Model wyksztalconego Polaka, pr. zb. pod red. B. Suchodolskiego Warszawa-Wroclaw-Krakow 1980.
  134. Historia wychowania, t. II, pr. zb. pod red. L. Kurdybackiej, Warszawa 1967.
  135. Kiernicki В., Rozwoj koncepcji ksztalcenia ogolnotechnicznego w swietle historii programow nauczania, «Wychowanie Techniczne w Szkole» 1977, nr 2.
  136. Kraszewski K., Edukacja ogolna i ogolnotechniczna w Austrii, «Wychowanie Techniczne w Szkole» 1998, nr 1.
  137. Kruszewski K., Ksztalcenie w szkole wyzszej, Warszawa 1988.
  138. Kupisiewicz Cz., Szkolnictwo w procesie przebudowy, Warszawa 1982.
  139. Kwiatkowska H., Nowa orientacja w ksztalceniu nauczycieli, Warszawa 1998.
  140. Leksykon mlodego czytelnika, Warszawa 1989.
  141. Lobocki M., Metody badan pedagogicznych, Warszawa 1984.
  142. Maly slownik psychologiczny, Warszawa 1965.
  143. Niemierko В., Mi^dzy ocen^ szkoln^ a dydaktyk^. Blizej dydaktyki, Warszawa 1997.
  144. Niemierko В., Testy osi^gni^c szkolnych. Podstawowe poj^cia i techniki obliczeniowe, Warszawa 1975.
  145. Nowacki Т., Proby politechniczne, Warszawa 1961.
  146. Nowacki Т., Tradycje, rzeczywistosc i projekty w ksztalceniu nauczycieli techniki, w:. Politechniczny profil ksztalcenia nauczycieli techniki, Zielona Gora 1985.
  147. Nowacki Т., Tresc i proces ksztalcenia politechnicznego, Warszawa 1966.
  148. Nowacki Т., Wprowadzenie, Praca technika w klasach I-III, Przewodnik metodyczny, Warszawa 1978.
  149. Okon W., Podstawy wyksztalcenia ogolnego, Warszawa 1969.
  150. Okon W., Sfownik pedagogiczny, Warszawa 1981.
  151. Okon W., Szkola wspolczesna, Warszawa 1979.
  152. Okon W., Zarys dydaktyki ogolnej, Warszawa 1985.
  153. Pachocinski R., Szkolnictwo amerykanskie, «Nowa Szkola» 1994, nr 1.
  154. Pedagogika, pr. zb. pod red. B. Suchodolskiego, Warszawa 1984.
  155. Pieter J., Psychologia uczenia si? i nauczania, Katowice 1970.
  156. Pilch Т., Zasady badan pedagogicznych, Warszawa 1995.
  157. Pochanke H., Podstawy nauczania pracy techniki, Warszawa 1988.
  158. Pochanke H., Szkolna forma pracy produkcyjnej uczniow, «Wychowanie Techniczne w Szkole» 1977, nr 4.
  159. Podstawowe zalozenia projektowanego ustroju szkolnego i warunki jego realizacji. Ministerstwo Oswiaty i Wychowania. Nr RE-400−0150−19/80, Warszawa 1980.
  160. Polny R., Nauczanie techniki w szkole ogolnoksztalcqcej, Warszawa 1981.
  161. Poplucz J., Motywuj^ca ftmkcja nauczyciela, «Nowa Szkola» 1980, nr 6.
  162. Poplucz J., Nauczyciel о motywowaniu uczniow na lekcjach, «Ruch Pedagogiczny» 1983, nr.5.
  163. Praca technika. Klasy IV-VIII, Program szkofy podstawowej, Warszawa 1985.
  164. Prace r^czne 8-letniej szkoty powszechnej, Program nauki, Warszawa 1947.
  165. Prace r^czne. Program nauki w szkole powszechnej, Warszawa 1945.
  166. Praktyki uczniowskie. Klasy IV-VIII. Program szkofy podstawowej. Cz. II, Warszawa 1985.
  167. Praktyki uczniowskie. Program liceum ogolnoksztalc^cego. Klasy I-IV, Warszawa 1985.
  168. Program liceum ogolnoksztalc^cego, Technika klasa I, Warszawa 1990.
  169. Program liceum ogolnoksztalc^cego. Praca technika, Warszawa 1985.
  170. Program nauczania klas I-VI, w:. Program nauczania osmioletniej szkoly podstawowej, Warszawa 1963.
  171. Program nauczania liceum ogolnoksztalc^cego, klasy I-IV. Wychowanie Techniczne, Warszawa 1966.
  172. Program nauczania liceum ogolnoksztalc^cego, klasy I-IV. Wychowanie Techniczne, Warszawa 1972.
  173. Program nauczania pocz^tkowego, klasy I-III, Warszawa 1992.
  174. Program nauczania przedmiotu technika dla klasy II liceum ogolnoksztalc^cego, Warszawa 1990.
  175. Program nauki w szkole podstawowej, Prace r^czne, Warszawa 1945.
  176. Program szkoty podstawowej, Technika klasy IV-VIII, Warszawa 1990.
  177. Program wychowania w przedszkolu, Warszawa 1992.
  178. Psychologia, pr. zb. pod red. T. Tomaszewskiego, Warszawa 1975.
  179. Racinowski S., Problem oceny szkolnej, Warszawa 1966.
  180. Siedmiograj J., Bifenko Т., Halas Т., P^kszyc F.J., Nauka zr^cznosci jako srodek wychowawczy w szkole ludowej praktyczne prowadzenie i historyczny jej rozwoj w obcych i u nas, Lwow 1891.
  181. Slownik pedagogiki pracy, Wroclaw 1986.
  182. Szaniawski I., Ksztalcenie politechniczne a praca r^czna, Warszawa 1959.
  183. Szewczuk W., Psychologia, T. II, Warszawa 1975.
  184. Szlosek F., Wst^p do dydaktyki przedmiotow zawodowych, Radom 1995.
  185. Tchorzewski D.O., Funkcje przedmiotu nauczanie pracy w ukrainskiej szkole ogolnoksztalc^cej, «Wychowanie Techniczne w Szkole» 1998, nr 1.
  186. Technische Bildung fur alle, Dtisseldorf 1994.
  187. Urbanski R., Technika a wartosci spoteczne, Poznari 1989.
  188. Ustawa о rozwoju szkolnictwa z dn. 11 marca 1932 roku, Dz. URP 1932, nr 38.
  189. Wegrzyn Z., Kontrola i ocena ksztalcenia, w:. Podstawy dydaktyki medycznej pod red. J. Wasyluka, Warszawa 1986.
  190. Wielka encyklopedia powszechna, t. 5, Warszawa 1965.
  191. Wi?ckowski R., Edukacja wczesnoszkolna jej istota, podstawowe problemy, «Zycie Szkoty» 1991, nr2.
  192. Zaj^cia pozalekcyjne. Program nauczania liceum ogolnoksztalc^cego, Klasy I-IV. Wychowanie Techniczne, Warszawa 1966.
  193. Zaj^cia praktyczno-techniczne, Program szkoly podstawowej, Warszawa 1963.
  194. Zarzecka В., Ksztalcenie ogolnotechniczne w krajach kapitalistycznych, «Wychowanie Techniczne w Szkole» 1970, nr 5.
  195. Zarzecka В., Polskie tradycje ksztalcenia do dzialalnosci praktycznej zapocz^tkowane przez Komisj? Edukacji Narodowej, «Wychowanie Techniczne w Szkole» 1973, nr 8.
  196. Zarzecka В., Szkola szwedzka dzisiaj, «Wychowanie Techniczne w Szkole» 1987, nr 5.
Заполнить форму текущей работой