Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современное состояние и перспективы развития экономического сотрудничества стран-членов ШОС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ШОС и его значения для развития стран-участниц. В настоящее время не вполне ясно как будет в дальнейшем развиваться ШОС: будет ли происходить реальная многосторонняя экономическая интеграция между странами-участницами или Организация останется международным институтом двустороннего сотрудничества. Требуют постоянной 4 актуализации практические достижения в области экономического сотрудничества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуально-методологические основы исследования международных региональных объединений
    • 1. 1. Сущность и факторы региональной интеграции
    • 1. 2. Модели и типы региональной экономической интеграции
    • 1. 3. Проблема множественности региональных организаций в одном регионе
  • Глава 2. Эволюция функций Шанхайской организации сотрудничества
    • 2. 1. Особенности ШОС как регионального объединения
    • 2. 2. Тенденция к расширению функций ШОС
    • 2. 3. Экономические институты ШОС
    • 2. 4. Развитие торгово-экономических взаимоотношений между странами-членами ШОС
  • Глава 3. Перспективы развития ШОС
    • 3. 10. некоторых идеях развития ШОС
    • 3. 2. Развитие транспортной инфраструктуры и энергетики
    • 3. 3. Вопросы превращения ШОС в региональный торговый
    • 3. 4. Возможные варианты развития ШОС

Современное состояние и перспективы развития экономического сотрудничества стран-членов ШОС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В мире существует большое количество региональных организаций и соглашений разного типа. Их число постоянно увеличивается, поскольку регионализация мировой экономики развивается параллельно с его глобализацией. В процессы регионализации включено и постсоветское пространство. В ряду организаций регионального сотрудничества особое место занимает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Если первоначально приоритет в рамках ШОС отдавался борьбе с терроризмом, наркобизнесом и т. д., то в последующем стала усиливаться ориентация стран-членов ШОС на развитие экономического сотрудничества.

Деятельность ШОС привлекает внимание политологов, экономистов, дипломатических и финансовых кругов. Некоторые эксперты склонны рассматривать ШОС в качестве противовеса Североатлантическому союзу (НАТО) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Однако, страны-участницы ШОС (Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан) постоянно подчеркивают, что эта организация — не военный блок, направленный против кого-либо, а открытая международная структура, ориентированная на широкое сотрудничество.

Большинство стран-членов ШОС одновременно являются участниками других региональных объединений: Содружества Независимых Государств (СНГ), ОДКБ, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Организации экономического сотрудничества (ОЭС), а также ряда международных программ: Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) и Специальной программы для экономик Центральной Азии (БРЕСА). В связи с этим возникает вопрос о предназначении ШОС, о функциях этой Организации в Евразии и на мировой арене, о значении для стран-членов. Учитывая, что членами ШОС являются такие «гиганты», как Россия и Китай, являющиеся членами Совета безопасности ООН, несколько настороженный интерес Запада к ШОС вполне объясним. Кроме того, в качестве наблюдателей в ШОС, помимо Пакистана, Ирана и Монголии, входит Индия. Таким образом, получается, что члены и страны-наблюдатели ШОС представляют почти половину человечества.

Анализ современных процессов развития ШОС, переход от взаимодействия исключительно в сфере поддержания мира и безопасности к взаимодействию во многих других областях (торговля, транспорт, энергетика, технологии и т. д.), взаимодействие с другими региональными организациями и программами, а также перспективы расширения взаимодействия между странами-членами ШОС — тема данного исследования.

Предпосылками данной работы послужил растущий научный и практический интерес к расширяющемуся внешнеэкономическому взаимодействию между странами-членами ШОС с точки зрения его влияния на развитие Организации в целом и экономики стран-участниц, к определению функций и перспектив ШОС относительно таких организаций как СНГ, ЕврАзЭС (Евразийский союз), ОДКБ. Углубление экономического сотрудничества в рамках ШОС могло бы позитивно отразиться на российской экономике в сферах развития производства и технологий, привлечения инвестиций, а также расширения рынков сбыта.

Еще одной причиной возрастания внимания к ШОС является весомость этой организации с точки зрения мировой энергетики и транспорта, создания в регионе новых энергетических и транспортных коммуникаций, ожидаемого роста энергопотребления в странах Организации.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью оценить современные особенности экономического сотрудничества в рамках.

ШОС и его значения для развития стран-участниц. В настоящее время не вполне ясно как будет в дальнейшем развиваться ШОС: будет ли происходить реальная многосторонняя экономическая интеграция между странами-участницами или Организация останется международным институтом двустороннего сотрудничества. Требуют постоянной 4 актуализации практические достижения в области экономического сотрудничества для выявления его перспективных направлений, а также вопросы столкновения интересов стран-участниц в экономической и политической сферах. Исследование ШОС актуально и с точки зрения анализа тенденций развития мирового регионализма, в частности, развития взаимодействия между отдельными региональными объединениями стран. Безусловно, изучение ШОС весьма важно в контексте интересов России в развитии тех или иных проектов регионального сотрудничества в евразийском регионе.

Объект исследования — страны ШОС и их взаимное экономическое сотрудничество.

Предметом исследования является взаимодействие стран в рамках ШОС, его институты, механизмы, динамика и перспективы в условиях действия в Центральной Азии ЕврАзЭС, СНГ, ОЭС и других региональных объединений.

Целью диссертационного исследования является исследование состояния и перспектив экономического сотрудничества государств в рамках ШОС, как региональной международной организации, ее места в процессах мировой регионализации и системе регионального сотрудничества в Центральной Азии (ЦА) в контексте российских интересов.

Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:

— изучить предпосылки, модели и этапы региональной интеграции, оценить проблему множественности региональных организаций в отдельных частях мира, в том числе в центральноазиатском регионе;

— изучить причины и цели формирования ШОС, а также по характеру выполняемых функций определить тип этой Организации;

— проанализировать результаты взаимодействия стран-членов ШОС в экономической сфере, в том числе в сфере торговли, энергетики и транспорта, а также определить место ШОС в линейке других региональных 5 структур (СНГ, ЕврАзЭС и др.): найти преимущества и слабые стороны и определить перспективы развития;

— исследовать факторы, определяющие заинтересованность стран-членов ШОС и, прежде всего, России в развитии тех или иных направлений деятельности Организациивыявить возможности для дальнейшего совершенствования сложившегося механизма сотрудничестваопределить необходимость и перспективы экономического сотрудничества стран-членов ШОС в условиях развития параллельных региональных объединений и возможных перспектив развития сотрудничества с АСЕАН и АТЭС.

Исследуемые вопросы имеют большое значение при выстраивании отношений с соседними странами, строительстве региональных объединений в контексте интересов России.

Поставленные цели и основные задачи определили структуру диссертации.

Теоретической, методологической и информационной основой исследования стали документы ШОС и стран-участниц по поводу ШОС и других региональных проектов, научные труды и публикации по проблемам региональных и межрегиональных объединений российских и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций, международных организаций, национальных статистических ведомств.

В качестве основной базы исследования автором использованы монографии и статьи в периодических изданиях ведущих отечественных и зарубежных экономистов, экспертные оценки (журналы «Вопросы экономики», «МЭиМО», «Дипломатический вестник», «Евразийская экономическая интеграция», «Мир перемен», «Международная экономика»,.

Проблемы Дальнего Востока", «Эксперт», а также сайты ШОС, МЭР и.

РБК), международные и национальные статистические издания, интернетпорталы ЕврАзЭС, СНГ, ШОС. Среди китайской научной литературы 6 соискателем были изучены сборники статей, а также монографии по общим вопросам отношений КНР со странами ЦАР и ШОС.

Важнейшие аспекты данной проблемы с учетом фактора интеграционного сотрудничества и проблематики ВТО были рассмотрены в работах Байкова А., Богомолова О. Т., Болятко A.B., Бляхмана JI.C., Булатова A.C., Вардомского JI.B., Глинкиной С. П., Гринберга P.C., Долгова С. И., Дюмулена И. И., Евдокимова А. И., Жукова Е. Ф., Захарова А. Н., Иноземцева В. Д., Киреева А. П., Клименко А. Ф., Колесова В. П., Кротова М. И., Кузьминой Е. М., Либмана В. М., Ливенцева H.H., Лузянина С., Матвеева В. А., Михеева В. В., Орешкина В. А., Осьмовой М. Н., Повалихина Т. И., Поспелова В. К., Рахматуллиной Г. Г., Ремчукова К. В., Рехмана Ф., Рубинштейна Т. Б.,, Семенова К. А., Смитиенко Б. М., Спартака А. Н., Устинова И. Н., Фаминского И. П., Хасбулатова Р. И., Хейфеца Б. А., Шишкова Ю. В. и др.

Использованы также отдельные положения трудов таких зарубежных исследователей, как Dawn Renata, James Н., Jawara Fatoumata, Jensen Bjarne S., Wong Kar-Yiu, Kenen P.B., Keohane Robert O., Korres George M., Krishna, Linn, Mattli Walter, Metzger Martina, Reichenstein Birgit, Hufner Klaus, Schiff Maurice, Woods N. и др.

Методология исследования основывается на использовании диалектической логики и системно-структурного подхода. В работе применялись общенаучные методы и приемы: научная абстракция, группировка, качественные экспертные оценки, количественные оценки, сравнительный анализ и синтез.

Это позволяет объединить разнообразные явления, выявить и оценить причинно-следственные связи между ними.

Степень разработанности темы. Избранная тема исследована довольно обстоятельно. Существует достаточно много работ по проблематике.

ШОС, но в большинстве своем они имеют характер политических или геополитических исследований. В то же время недостаточно внимания 7 уделяется экономическим вопросам деятельности и развития ШОС, вопросам ее соотношения с другими региональными организациями, анализу противоречий между странами — участницами и перспективам развития. Кроме того, ситуация в мире и в Евразии довольно быстро меняется, что сказывается на характере сотрудничества стран-членов ШОС.

Проблематика региональной интеграции в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) находит все большее отражение в публикациях и трудах научно-исследовательских институтов РАН и университетов.

Современное российское востоковедение включает следующие группы работ, пересекающихся с темой диссертации: 1) работы специалистов-международников универсального плана, таких, как Е. П. Бажанов, А. Д. Богатуров, В. В. Михеев, A.B. Островский, В. Я. Портяков, M.JI. Титаренко, Г. И. Чуфрин- 2) исследования по современной внешнеэкономической политике и экономике КНР A.B. Акимова, Я. М. Бергера, Л. Д. Бони, В. В. Карлусова, Л. И. Кондрашовой, С. Г. Лузянина, H.H. Котлярова, И. Н. Наумова, Л. В. Новоселовой, Э. П. Пивоваровой, М. А. Потапова, А. И. Салицкого, В. В. Чуванковой, В.И. Шабалина- 3) работы российских специалистов по вопросам деятельности ШОС: A.B. Болятко, Д. Н. Верхотурова, А. Ф. Клименко, И. Н. Комиссиной, A.B. Лукина, В. А. Матвеева, E.H. Самбуровой и др.- 4) исследования современных российских экономистов и политологов по проблемам Центральной Азии: З. А. Дадабаевой, Е. М. Кузьминой, A.A. Куртова, C.B. Жукова, О. Б. Резниковой, Б. А. Хейфеца и ряда других авторов.

Особую группу источников, послуживших теоретической основой диссертации, составили труды российских ученых Е. Ф. Авдокушина, О. Т. Богомолова, A.C. Булатова, С. П. Глинкиной, P.C. Гринберга, И. С. Долгова, И. И. Дюмулена, H.H. Ливенцева, В. А. Орешкина, М. Н. Осьмовой, Ф. Рехмана, Т. Б. Рубинштейна, А. Н. Спартака, И. П. Фаминского и других авторов.

В западной литературе наибольшее внимание к центральноазиатской проблематике проявляют такие эксперты, как С. Бланк, А. Коэн, Дж. Бэйтс, Р. Менон, Р. Х. Мунро, М. Оресман, Е. Румер, Н. Сванстрем.

К числу ведущих китайских специалистов по данной проблематике следует отнести Бао И, Ван Хайяня, Пан Гуана, Син Гуанчэна, Сюй Тункая, Ху Хао, Чжао Жуюя и ряд других исследователей.

Научная новизна диссертации состоит в следующем: -определено, что ШОС в системе региональных организаций, действующих в Евразии, занимает особое место, поскольку объединяет страны, сильно различающиеся по уровню развития, размерам экономики, геополитическим и экономическим интересам;

— объяснено, что множественность региональных организаций в одном географическом районе и характер их взаимодействия обусловлены стремлением стран в полной мере использовать эффекты регионализации для экономического развития и национальной безопасности;

— обоснована квалификация ШОС как организации форумно-проектного типа с постепенным переносом акцентов в деятельности с проблем региональной безопасности (сообщество безопасности) на проблемы широко понимаемого регионального сотрудничества;

— дана оценка месту ШОС в процессах евразийской регионализации, которые сегодня создают определенную конкуренцию процессам европейской, юго-восточноазиатской и тихоокеанской регионализации, но в будущем могут выступать в качестве связующих звеньев глобальной системы регионализации;

— разработаны варианты возможного развития ШОС и ее взаимодействия с ЕврАзЭС (ТС/ЕЭП), а в перспективе — с Евразийским экономическим союзом, реализация которых могла бы повысить эффективность экономического сотрудничества в ЦАР.

К авторскому вкладу в разработку темы исследования следует отнести также анализ вопросов становления ШОС и оценку современной ситуации экономического взаимодействия стран-членов ШОС.

Практическая значимость исследования заключается в создании научного обоснования согласованной экономической политики как внутри ШОС, так и при ее взаимодействии с прочими организациями и странами. Это позволит странам-членам скоординировать национальные политики и поиск наиболее эффективной формулы развития экономического сотрудничества в рамках Организации. Также результаты исследования могут быть полезны при формировании российской внешней политики по проблематике создания общего со странами-членами ШОС экономического пространства и выстраивания взаимоотношений с Китаем. Материалы исследования применимы в научной и преподавательской работе по указанной тематике.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в образовательном процессе в вузах в курсах по регионоведению и международным отношениям.

Основные положения, выносимые на защиту:

Деятельность нескольких региональных организаций в отдельном географическом регионе — одна из тенденций современных процессов регионализации. Это подтверждают процессы регионализации в регионе Центральной Азии.

ШОС относится к региональным организациям проектного типа, которая дополняет по функциям ЕврАзЭС, относящуюся к организациям с преференциальным торговым режимом.

Потенциал дальнейшего развития экономических отношений между странами-членами ШОС значителен. Все страны-участники ШОС заинтересованы в его более полном использовании путем расширения как двусторонних, так и многосторонних форм сотрудничества.

Российской и китайской сторонам следует согласовать свои интересы в ЦАР, создать механизмы разрешения возникающих противоречий в процессе реализации международных программ производственной и научно-технической кооперации и создании совместных предприятий и организаций.

Перспективы ШОС связаны как с ее территориальным расширением, так и углублением сотрудничества в рамках Организации. Избрание того или иного направления развития зависит как от интересов стран-участниц, так и от развития функций других организаций, действующих в регионе, прежде всего, ЕврАзЭС.

Россия заинтересована в таком развитии ШОС, которое бы содействовало укреплению ее позиций в регионе и в мире и одновременно создавало благоприятные предпосылки для роста ее экономики.

Заключение

.

1. ШОС — открытая международная организация, охватывающая почти 2/3 евразийского материкового пространства. Она ориентирована на поддержание мира и стабильности в регионе и развитие широкого международного сотрудничества. Организация прокламирует приверженность региональной безопасности, не направленность против третьих стран, участие в формировании многополюсного миропорядка, культивирование так называемого Шанхайского духа с целью построения «гармоничного мира». Стержневыми направлениями ее деятельности являются сотрудничество в области безопасности, экономики, культурно-гуманитарной и военно-политической сферах. Приняты десятки основополагающих договорно-правовых документов, касающихся различных направлений сотрудничества. ШОС активно наращивает внешние связи, ее международный авторитет неуклонно растет. Установлены официальные отношения с международными и региональными организациями. Все большее число государств стремится установить контакты с ШОС. Учитывая сохраняющуюся высокую степень политической напряженности и вероятность развития кризисных ситуаций в регионе, а также неопределенность перспектив развития ситуации в Афганистане, ШОС выступает как определенный гарант стабильности и институт сотрудничества в регионе.

2. ШОС является специфическим региональным объединением государств. В его основе лежат геополитические интересы Китая и России, политические и экономические интересы стран ЦА. В данном контексте для сохранения позиций России и определенной нейтрализации геополитических целей США в ЦАР российско-китайский тандем в формате ШОС оказался вполне эффективным.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытой экономической региональной группировкой как АСЕАН. Ее пока нельзя считать сформировавшимся.

141 интеграционным объединением: она лишь движется в этом направлении. Создание политических условий для стимулирования экономического роста и проведение структурных преобразований в экономике государств-членов Организации становится ее основной задачей на современном этапе ее развития.

ШОС объединяет разноуровневые по степени развития и величине экономики стран. Страны — участницы данного регионального проекта пытаются найти механизм согласования экономических интересов для равноправного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества на основе разработки и реализации проектов многостороннего сотрудничества, создания совместных предприятий и организаций. Совместная разработка, софинансирование и реализация ряда крупных социально-экономических проектов, дающих конкретные результаты и ощутимую прибыль, повышают геополитический статус Организации. Но все это пока не может в полной мере сблизить геополитические интересы России и Китая, различия в которых задают определенные рамки деятельности ШОС.

3. Регулярное проведение форумов руководителей стран-участниц в определенной степени повышает международный имидж ШОС. Однако, для организации более эффективного внутриэкономического, социального, гуманитарного сотрудничества этого недостаточно. Пока ШОС еще не проявила себя активным участником международного экономического процесса и не реализует в нем полностью свой огромный потенциал. Организация должна предпринимать больше усилий и практически вовлекать своих участников в совместную работу по реализации тех или иных экономических проектов, выступая единым целым, не подменяя участие в них развитием только двусторонних связей. Двустороннее сотрудничествоэто все-таки, в основном, элементы внешнеполитической и внешнеэкономической политики двух государств-лидеров ШОС. Экономические начала многосторонности, которые бы обеспечивали консолидацию пространства ШОС, пока действуют не в полную силу.

4. В практической деятельности ШОС не хватает информационной прозрачности. Организация существует в некоем информационном вакууме, опираясь на трактовку вопросов только узкого круга дипломатов, привлекаемых экспертов из ряда министерств и ведомств.

Крупный бизнес, деловые структуры недостаточно осведомлены о принятых экономических, энергетических, транспортных и иных проектах, что затрудняет возможность привлечения инвестиций, подключения к их реализации более широкого круга участников, в том числе и со стороны малого и среднего бизнеса.

Несомненным минусом ШОС является и то, что многие решения остаются лишь обговоренными на саммитах и других встречах в рамках Организации, в лучшем случае зафиксированными в документах, но, к сожалению, часто не выполняются.

5. Центральноазиатский регион, на территории которого в основном осуществляется деятельность ШОС, имеет все возможности для того, чтобы в будущем стать одним из влиятельных экономических центров мира. Он обладает крупными трудовыми и минеральными ресурсами. Имеются все возможности для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства. Одновременно это растущий рынок сбыта потребительских и инвестиционных товаров. Приняты Программа многостороннего экономического сотрудничества в формате ШОС и План по ее реализации, в рамках которого определены более ста проектов, охватывающих энергетику, транспорт, торговлю, телекоммуникации, экологию, сельское хозяйство, научные исследования и другие области.

Тем не менее, перспективы развития экономического сотрудничества в рамках ШОС пока не определены. ЦАР является местом геополитического и геоэкономического противостояния многих внешних сил. В условиях неравномерного распределения водных и земельных ресурсов между центральноазиатскими странами сохраняются серьезные разногласия.

Остается открытым вопрос об основе консолидации стран-участниц, о механизмах согласования интересов.

У России и центральноазиатских стран ШОС определенную озабоченность вызывает тот факт, что Китай имеет ряд неоспоримых экономических преимуществ перед партнерами по ШОС и стремится закрепить их. У России же имеются традиционные связи со странами ЦА. Их отношения скрепляют взаимные обязательства в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП. Для России ЦАР является зоной стратегических интересов. Здесь обширный рынок сбыта, богатые энергоресурсы, близость к ним потребителей, мощная экономика Китая. Более активное участие России в деятельности ШОС и большая заинтересованность ее предпринимательских кругов могут внести существенный вклад как в укрепление мегарегиона ШОС, так и в решение стратегических задач нашего государства.

Отмечается заметная активизация американского и европейского присутствия в регионе. Для реализации «конкурентных преимуществ» ШОС и поддержания ее жизнеспособности в условиях одновременного присутствия разновекторных интеграционных проектов представляется целесообразным определить зоны общих интересов стран-участниц.

Одной из угроз безопасности для большинства государств ЦА является их социально-экономическая уязвимость в виде недостаточных ресурсов развития национальных экономик. В этих условиях Россия и Китай могли бы наладить кооперацию по содействию развитию экономики региона. В этой связи Китай последовательно выступает за создание свободных экономических зон.

6. Реализация Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества до 2020 г. может создать благоприятные условия для взаимной торговли и инвестиций и постепенному переходу к свободному перемещению товаров, капитала, услуг и технологий на пространстве ШОС.

Среди приоритетных направлений сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой,.

Программа выделяет взаимодействие в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства.

Динамично развивающийся Китай через свой растущий спрос на топливо и сырье способствует экономическому росту стран ШОС. Большое влияние на развитие этих стран оказывают предоставляемые Китаем этим странами кредиты в рамках антикризисных мер ШОС. В Китае считают необходимым стимулировать экономический рост самых слабых экономик Центральной Азии. Китай входит в экономики ЦАР постепенно, используя двусторонние программы сотрудничества. Он настойчиво проводит идею об увеличении экономической составляющей в сотрудничестве в рамках ШОС. Китай настроен на реализацию проекта ЗСТ в ШОС.

Россия же делает ставку на Таможенный союз в составе ЕврАзЭС и зону свободной торговли в рамках СНГ, в которых участвуют большинство центрально-азиатских членов ШОС. Тем не менее, исходя из существующих трендов развития взаимной торговли и инвестиций, можно уверенно предположить, что экономическое влияние Китая в регионе будет усиливаться.

7. Наиболее перспективными и востребованными направлениями взаимодействия всех стран-членов ШОС сегодня являются вопросы транспортных коммуникаций, энергетики и ресурсопользования. Необходимо более активно стимулировать реализацию крупных проектов в рамках ШОС. Это привлекло бы внимание частных компаний к проектам в сфере инфраструктуры, охраны природной среды, по предотвращению опустынивания земель, рациональному использованию водных ресурсов;

Особо важное место занимает реализация идеи единого транспортного пространства государств-участников. Ведется определенная работа по модернизации автотранспортных коридоров, изучению возможностей прокладки новых маршрутов, в том числе железнодорожных, из западных районов Китая в Европу. Очевидно стратегическое значение новых транспортных коридоров, способных создать абсолютно новые векторы.

145 внешнеэкономических связей. Их позитивное влияние уже в краткосрочной перспективе скажется на ситуации не только государств ЦА, но и близлежащих стран. Расширение доступа к морским портам — это доступ к новым ресурсам развития, к новым рынкам, к новым отношениям.

8. Другим вариантом может быть расширение Организации за счет соседних государств. В Секретариат ШОС продолжают поступать заявки на вступление в ряды Организации. В уставных документах обозначены три основные формы участия в деятельности объединения: членство, статус.

1 ЛО наблюдателя и статус ассоциированного члена. На саммите в Екатеринбурге в 2009 г. две страны получили статус партнера по диалогуШри-Ланка и Белоруссия. На саммите в Пекине в 2012 г. Турция также получила данный статус.

На сегодняшний день в ШОС введен мораторий на прием новых членов. Это происходит из-за боязни не справиться эффективно с теми проблемами, которые неизбежно привнесет новое членство, учитывая сравнительно недавний срок существования Организации (вопросы безопасности, нормативно-правовой базы, учет интересов новых членов). Кроме того, существует опасение, что численное увеличение стран-участниц приведет к распылению финансов ШОС.

Хотя, безусловно, географическое расширение могло бы привнести и положительные моменты, такие как укрепление политического потенциала, в первую очередь, создание более обширной транспортной инфраструктуры, что способствовало бы укреплению многостороннего сотрудничества.

9. Перспективным направлением развития ШОС видится расширение партнерства и кооперации с другими объединениями стран. Для ШОС представляют интерес АСЕАН, АТЭС, ОЭС, СНГ, ЕврАзЭС с точки зрения возможного партнерства, конкуренции и обмена опытом.

108 Кроме этих трех форм, на саммите в Душанбе в августе 2008 г. было подписано Положение о статусе партнера по диалогу ШОС. Статус является промежуточным звеном между наблюдателем и членом ШОС. См. :1дар//у?у. postsoviet.ru/page. рЬр? р1с1= 1308.

Вместе с тем, существование в регионе других организаций затрудняет координацию и сотрудничество в самой ШОС. Избежать этого можно через четко определенные и согласованные сторонами приоритеты деятельности, исключив дублирование функций других организаций и через взаимный информационный обмен, который позволит консолидировать усилия на совпадающих направлениях и тем самым повысить эффективность работы в целом.

Развитие ШОС, ЕврАзЭС, СНГ очевидно взаимозависимо. Быстрое развитие одного объединения ведет к ослаблению интеграционного взаимодействия в другом. Чем успешнее будет сотрудничество в формате ТС, куда входят Казахстан и Россия, тем очевиднее станет разрыв в условиях хозяйствования с другими странами ЕврАзЭС, а также с Китаем и Узбекистаном, которые не являются членами этого объединения. И тем сложнее будет взаимодействовать в рамках как ЕврАзЭС, так и ШОС.

Поэтому, приоритетной задачей является выработка механизма взаимодействия ЕврАзЭС, а в его составе ЕЭП, и ШОС. И чем успешнее будет интеграционное сотрудничество в ШОС, тем станет актуальнее проблема нахождения такого механизма согласования действий.

10. В целом перспективы ШОС достаточно широки. Это определяется, прежде всего, географической близостью всех стран-членов ШОС, взаимосвязанностью их исторического развития, сложившимися прочными традициями дружественных контактов, общими проблемами и угрозами. Все страны-члены ШОС нуждаются в сохранении стабильности и безопасности как внутри своих стран, так и по периметру внешних границ, поэтому заинтересованы в достижении этих целей, в том числе совместными усилиями.

ШОС в нынешнем виде обладает рядом черт, не свойственных другим региональным интеграционным организациям. Следовательно, вектор ее развития не может быть схож ни с каким другим региональным объединением государств. Эволюция ШОС подтверждает выводы концепции.

147 переплескивания" (spillover), философия которой указывает на неизбежность не только распространения интеграции на все новые области, но и на ее качественное развитие, углубление, то есть переходу на более высокий уровень интеграционного строительства.

Для России же центрально-азиатский регион является зоной стратегических интересов. Здесь обширный рынок сбыта, богатые энергоресурсы, близость к ним потребителей, мощная экономика Китая. Более активное участие России в деятельности ШОС и большая заинтересованность ее предпринимательских кругов могут внести существенный вклад как в укрепление мегарегиона ШОС, так и в решение стратегических задач нашего государства.

Если страны-участницы устранят внутренние противоречия, четко расставят приоритеты и создадут действенные механизмы их реализации, то в будущем мы сможем наблюдать появление региональной структуры, способной конкурировать с крупнейшими региональными объединениями в мире. Стремление, переходящее в динамику, несомненно, даст свои результаты.

Структура экспорта России в Киргизию в январе-декабре 2009 г.

100%, —-и Прочее.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%.

5,5%.

6,8%.

9.6%.

66,9% з Металлы и издел из них.

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

Машины, оборудование, транспортные средства.

Продукция химической промышленности.

Продовольственные товары Минеральные продукты.

Источник: на основе данных Россия в цифрах 2010, изд. ФСГС, М., 2010.

Структура импорта России из Киргизии i январе-декабре 2009 г.

100% т 1.

27,1%.

60,1% Прочее Драгоценные камни и металлы D Машины, оборудование транспортные средства ¦Текстильные изделия и обувь.

0 Продовольственные тов.

Источник: на основе данных Россия в цифрах 2010, изд. ФСГС, М., 2010.

Структура импорта в Китай из стран ЦАР в 2009 г.

Текаильнс^рочее сырье 9% Химическое aSfibe.

Источник: на основе данных Direction of Trade Statistics, IMF, UNCTAD.

Внешнеторговый оборот РФ с некоторыми странами ШОС и его доля в общем внешнеторговом обороте России 2011;2012 г.

2012 январь-октябрь 2011 январь-октябрь.

Млн. долл. % оборота Млн. долл. % оборота.

Китай 72 650 10,6 67 232 10,1.

Казахстан 18 267 2,7 17 838 2,7.

Киргизия 1483 0,2 1064 0,2.

Таджикистан 605 ол 672 ОД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Меморандум о мерах доверия в районе советско-китайской границы от 24 апреля 1983 г.
  2. Шанхайское соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 г.
  3. Московское соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 г.
  4. Алмаатинское совместное заявление от 3 июля 1998 г.
  5. Декларация о создании ШОС от 15 июня 2001 г.
  6. Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 г.
  7. Хартия Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 г.
  8. Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества от мая 2003 г.
  9. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества от 17 июня 2004 г.
  10. Соглашение о межбанковском сотрудничестве в рамках ШОС от 26 октября 2005 г.
  11. Декларация пятилетия Шанхайской Организации Сотрудничества от 15 июня 2006 г.
  12. Положение «О Секретариате Шанхайской организации сотрудничества» (утверждено Решением Совета глав государств-членов ШОС № 3 от 15.06.2006).
  13. Бишкекская декларация от 16 августа 2007 г.
  14. Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств -членов ШОС от 16 августа 2007 г.
  15. Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области культуры от 16 августа 2007 г.
  16. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 17 августа 2007 г.
  17. Программа сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007−2009 гг.
  18. Итоговое коммюнике второго Совета глав правительств ШОС в Бишкеке, 2004 год.
  19. Конвенция ШОС против терроризма, Екатеринбург, от16 июня 2009 г.
  20. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области сельского хозяйства, Ташкент, от 11 июня 2010 г.
  21. Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью, Ташкент, от 11 июня 2010 г.
  22. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств-членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, Астана, от 15 июня 2011 г.
  23. Декларация глав государств ШОС о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания, Пекин, от7 июня 2012 г.
  24. Соглашение государств-членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, не являющимися государствами -членами Таможенного союза, Москва, от 17 декабря 2012 г.
  25. Монографии, брошюры и справочные издания
  26. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004.
  27. Анализ экономики. Под ред. Рыбалкина В. Е. М.: Международные отношения, 2006.
  28. Большой энциклопедический словарь. Под ред. Гершовича Я. Г. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
  29. A.B. ШОС к новым рубежам сотрудничества, РАН ИДВ.- М.: 2008.
  30. JT.C., Кротов М. И. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия. С-Пб., 2001.
  31. A.C. Мировая экономика и международные экономические отношения М.: Магистр, 2008.
  32. Внешнеэкономическая деятельность. Под ред. Смитиенко Б. М., Поспелова B.K. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  33. Внешнеэкономические связи России. Под ред. Орешкина В. А., Спартака А.Н.-М.: ВАВТ, 2003.
  34. Восточные соседи СНГ: факторы и проблемы сотрудничество, под. ред. Л. Б. Вардомского, М. Е. Трегубенко, Е. М. Кузьминой, М., ИЭ РАН, 2010.
  35. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. Под ред. Колесова В. П., Осьмовой М. Н. М.: ТЕИС, 2002.
  36. И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2003.
  37. Евроазиатское бюджетное пространство: вызовы интеграции. Под ред. Лаврова A.M. М.: Серия «Общественные финансы». Вып. 7, 2007.
  38. А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных отношений. М.: МГИМО, 2005.
  39. В.Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические последствия. -М.: Экономика, 2003.
  40. Интеграция в Западном полушарии и Россия. Под ред. Глинкина А. И. -М.: ИЛА РАН, 2004.
  41. Интеграционные процессы в странах СНГ: Межвуз. сб.// Под ред. Рязанова В. Т. С-Пб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.
  42. Е.М. Геополитика Центральной Азии М.: Наука, 2007.
  43. Кузьмина Е. М. Адаптация экономик Центральной Азии к геополитическим вызовам современности, М., ИЭ РАН, 2010.
  44. A.M., Хейфец Б. А. Модели региональной интеграции: Монография. -М.: Экономика, 2011.
  45. H.H. «Международная экономическая интеграция» М.: Экономиста, 2006.
  46. В.К. Мировая экономика М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  47. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Красавиной Л. Н. М.: Финансы и статистика, 2006.
  48. Международное экономическое право / Пер. с франц. Серебренникова В. П., Шумилова В. М. М.: Международные отношения, 2001.
  49. Международные экономические отношения. Под ред. Евдокимова А. И. -М.: Проспект, 2004.
  50. Международные экономические отношения. Под ред. Ливенцева H.H. -М.: Проспект, 2008.
  51. Международные экономические отношения. Под ред. Смитиенко Б. М. -М.: ИНФРА-М, 2007.
  52. Международные экономические отношения. Интеграция. Под ред. Щербанина Ю. А. М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 2005.
  53. Мировая экономика / Под ред. Л. Тарасевича. СПб.: Питер, 2005.
  54. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Юристь, 2003.
  55. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Под ред. Хасбулатова Р. И. М.: Гардирики, 2006.
  56. Международная экономическая интеграция. Под ред. Ливенцева H.H. -М.: Экономистъ, 2006.
  57. Мир и Россия на пороге XXI века. Вторые Горчаковские чтения. Антология. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.
  58. В. Китай и ШОС: проблемы взаимодействия «великих держав» и перспективы организации. //ШОС: становление и перспективы развития. -Алматы, 2005.
  59. Национальные особенности проявления мирового финансового кризиса в постсоветских странах, под. ред. Л. Б. Вардомского, М.:ИЭ РАН, 2010.
  60. А. Значимые для России сферы российско-китайского регионального экономического сотрудничества в ШОС. Москва: Центр стратегических разработок, 2006.
  61. Т.Н. История мировой экономики и международных экономических отношений. М.: Современная школа, 2007.
  62. Проблемы развития внешнеэкономических связей России на современном этапе / Центр внешнеэкономических исследований РАН/ М.: ЭПИКОН, 2002.
  63. Проблемы региональной интеграции. Политические, экономические и культурные процессы. Под ред. Гаврилова Ю. М.: РАГС, 2007.
  64. Россия 2015: оптимистический сценарий / Институт экономики РАН. -М.:ИЭ РАН, 1999.
  65. Россия: интеграция в мировую экономику. Под редакцией Зименкова Р. И. М.: Финансы и статистика, 2003.
  66. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2006.
  67. К. А. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие. М.: МУПК, 2003.
  68. К.А. Международные экономические отношения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  69. Ю. А., Рожков К. JL, Рыбалкин В. Е., Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. М.: ЮНИТИ, 1997.
  70. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. М.: Фин. акад. При Правительстве РФ, 1997.
  71. Экономический словарь. Под ред. Архипова А. И. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  72. Renata Dawn. International Policing in Peace Operations: The Role of Regional Organizations. Oxford University Press, 2004.
  73. Global Economic, Financial and Development Organizations Directory. -International Business Publications INC, 2005.
  74. H. James. The End of Globalization: lessons from the Great Depression. -Harvard College, 2001.
  75. Fatoumata Jawara. Behind the Scenes at the WTO: The Real World of International Trade Negotiations/Lessons of Cancun Publisher. Zed Books Ltd, 2003.
  76. Bjarne S. Jensen, Kar-Yiu Wong. Dynamics, Economic Growth, and International Trade (Studies in International Economics (Ann Arbor, Mich.).) -University of Michigan, 2006.
  77. Robert O. Keohane. After Hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton University Press, 2005.
  78. George M. Korres. Regionalisation, Growth and Economic Integration. -Springer, 2007.
  79. В. Kenen. The International Economy. Cambridge University Press, 2000. Krishna. Regional Trading Blocs and Preferential Trade Arrangements. -Cambridge University Press.
  80. Walter Mattli. The Logic of Regional Integration: Europe and Beyond. -Cambridge University Press, 2000.
  81. Martina Metzger, Birgit Reichenstein, Klaus Hufner. Challenges for International Organization in the 21st Century: Essays in Honor of Klaus Hufner. -Palgrave USA, 2000.
  82. Maurice Schiff. Regional Integration and Development. World Bank Trade and Development Series, 2003.
  83. N. Woods. The Political Economy of Globalization. New York: St. Martin’s Press, 2000.
  84. Balassa B. The Theory of Economic Integration. London: George Alien & Unwin, 1962.
  85. Bjorn Hettne. Globalisation and the New Regionalism: the Second Great Transformation. // Hettne, В., Inotai, A. and Sunkel, O. (eds.). Globalism and the New Regionalism. London, Macmillan, 1999.
  86. Hilpert H.G., Moller К., Wacker G., Will G. China 2020: Perspektiven fur das internationale Auftreten der Volksrepublik. SWP Studie S 32, 2005, Oktober.
  87. Johannes Linn, Oksana Pidufala. The Experience with Regional Economic Cooperation Organisations: Lessons for Central Asia, 2009.
  88. Alexander Libman. Regionalisation in Central Asia, 2009.
  89. Ван Чжаньго, Чжао Цзихун, Пицзянь Дуннин телу коуаньдэ таньтао (Изучение вопроса строительства железнодорожного погранперехода в Дуннине), Сиболия яньцзю № 4, апрель 2002 г., том 29.
  90. Ли Готянь, Гуньюй вошэн сюаньцзэ чухай тундаодэ сыкао (Рассуждения о выборе нашей провинцией выхода к морю) Хэйлунцзян дуйвай цзинмао, 2001, № 2.
  91. Син Гуанчен. Чжунго хэ синь дули дэ ЧжунЯ гоцзя гуаньси (Отношения Китая с новыми независимыми государствами Центральной Азии). Харбин, 1996.
  92. Чжао Хуашэн. Китай, Россия, США: интересы, позиции, взаимоотношения в Центральной Азии. «Центральная Азия и Кавказ», 2004, № 5(35).
  93. Чжао Хуашэн. Некоторые замечания по поводу перспектив развития ШОС// Гоцзи вэньти яньцзю. 2006 № 3.
  94. Научные статьи в журналах и средствах массовой информации, выступления на конференциях по проблематике ШОС
  95. А.Ю., Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Восточный вектор российской внешней политики. Итернет ресурс. Режим доступа: www.mid.ru.
  96. А. Нестандартная интеграция и стареющие стандарты. //Международные процессы.-2010, май-август.
  97. Байков А. .// Международные процессы. -2008, сентябрь-декабрь.
  98. A.B., Клименко А. Ф. Проблемы совершенствования Шанхайской организации сотрудничества // Аналитическая записка по итогам «круглого стола» в Институте Дальнего Востока РАН, май 2005.
  99. Н.Ю. Проблемы экономического взаимодействия в рамках ШОС // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС». Алма-Аты: КИСИ при Президенте PK, 31 мая 2006.
  100. JI. Сдвоенные преобразования: российские реформы в контексте общемирового развития//МЭ и МО, № 9 1999.
  101. В. Интеграция России в мировое хозяйство: структурные проблемы // МЭ и МО, № 7 1999.
  102. JI. и Либман А. 4 Оптимальное экономическое пространство: проблема размеров. — Мир перемен, 2007, № 2.
  103. Информационное сообщение о заседании Совета глав государств -членов Шанхайской организации сотрудничества//Дипломатический вестник, июль 2004.
  104. Китай это надолго//ВВС News, 27.12.2005.
  105. Г. В. Долгий путь к «Шанхайской пятерке». //Международная жизнь, № 3 2003.
  106. А., Хусаинов Б. Проблемы интеграции государств Центральной Азии//Центральная Азия и Кавказ, № 1 2001.
  107. A.B., Мочульский А. Ф. Шанхайская организация сотрудничества: структурное оформление и перспективы развития//Аналитические записки Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России, выпуск 2(4) февраль 2005.
  108. A.B. Шанхайская организация сотрудничества: проблемы и перспективы/УМеждународная жизнь, № 3 2004.
  109. May В. Российская экономика в зарубежном зеркале//Профиль, № 43/20 ноября 2006.
  110. А. Догнать и перегнать Америку. Новые горизонты китайской экономики в XXI веке. Итернет ресурс. Режим доступа: www.rusref.nm.ru/china2.htm.
  111. Правительству России везет лишь с 2003 г//Коммерсантъ, № 56 5 апреля 2007.
  112. Г. Г. Перспективы создания энергетического клуба ШОС//Сборник материалов международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС». Алма-Аты: КИСИ при Президенте PK, 31 мая 2006.
  113. Ф. ШОС: экономические проблемы//Сборник материалов международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС». Алма-Аты: КИСИ при Президенте РК, 31 мая 2006.
  114. Тоска по «нефтяной игле» начнется в 2010 г.//Коммерсантъ, № 50 28 марта 2007.
  115. Г. И. Меняющиеся приоритеты ШОС//Международная жизнь, № 12 2006.
  116. А. Россия получит новую экономику к 2011 г.//Коммерсантъ, № 56 5 апреля 2007.
  117. К.Б. ШОСсе к другому: ни США, ни ЕС не угнаться//Сборник материалов международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС». Алма-Аты: КИСИ при Президенте РК, 31 мая 2006.
  118. Ю.В. Европа и процессы глобализации экономики // Современная Европа № 1 2000.
  119. ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии//Материалы международной конференции (5 октября 2005 г.) Алма-Аты: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2005.
  120. А. Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия//МЭ и МО? №№ 1, 2 1999.
  121. Е. Поражение или отступление? (российские реформы и финансовый кризис)//Вопросы экономики, № 2 1999.
  122. Информационный Бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств.- Санкт — Петербург, 2005.
  123. Ю. Глобализация экономики и развитие интеграционных процессов в СНГ//Российский экономический журнал, № 1 2001.
  124. Д.А. Медведева на саммите ШОС в Екатеринбурге 16 июня 2009.
  125. Речь президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на саммите в Екатеринбурге 2009 г.
  126. Интервью Ху Цзиньтао в Доме народных собраний (ИТАР-ТАСС) 30 июня 2005 г.
  127. Статистические материалы и ресурсы глобальной сети Интернет
  128. Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации. Интернет ресурс. Режим доступа: www.economy.gov.ru.
  129. Сайт посольства Китайской Народной Республики в США. Интернет ресурс. Режим доступа: www. china-embassy.org.
  130. Официальный сайт министерства транспорта Российской Федерации. Интернет ресурс. Режим доступа: www.mintrans.ru.
  131. Информационный портал «Обзор СМИ». Интернет ресурс. Режим доступа: www.polpred.ru.
  132. Информационный портал «Итоги саммита ШОС-2006». Интернет ресурс. Режим доступа: www.russian.scosummit2006.org.
  133. Сайт Министерства коммерции КНР. Интернет ресурс. Режим доступа: www.russia.mofcom.gov.cn.
  134. Официальный сайт Президента Российской Федерации. Интернет ресурс. Режим доступа: www.president.kxemlin.ru.
  135. Радио-Маяк. Интернет ресурс. Режим доступа: www.radiomayak.ru.
  136. Сайт Посольства России в Китае. Интернет ресурс. Режим доступа: www.russia.org.cn.
  137. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Интернет ресурс. Режим доступа: www.veb.ru.
  138. Компания АТОН. Интернет ресурс. Режим доступа: www.aton.ru.
  139. Информационное агентство «Интерфакс». Интернет ресурс. Режим доступа: www.interfax.ru.
  140. Федеральная служба государственной статистики. Интернет ресурс. Режим доступа: www.gks.ru.
  141. Официальный сайт министерства иностранных дел Российской Федерации. Интернет ресурс. Режим доступа: www.mid.ru.
  142. Сайт Группы Всемирного банка. Интернет ресурс. Режим доступа: www.worldbank.org.
  143. Словари и энциклопедии «Академик». Интернет ресурс. Режим доступа: www.dic.academic.ru.
  144. Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества. Интернет ресурс. Режим доступа: www.sectsco.org.
  145. Аналитический портал «Ракурс-арт». Интернет ресурс. Режим доступа: www. rakurs-art.ru.
  146. Официальный сайт председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2009 году. Интернет ресурс. Режим доступа: www. shos2009welcome.ru.
  147. Информационный портал «Banki.ru». Интернет ресурс. Режим доступа: www.banki.ru.
  148. Центральная азия. Стратегическое партнерство Казахстана и Китая в энергетической сфере. Интернет ресурс. Режим доступа: www.easttime.ru/analitic/l/3/557p.html.
  149. Сайт посольства Республики Туркменистан в Российской Федерации. Интернет ресурс. Режим доступа: www.turkmenembassy.ru.
  150. Информационно-аналитический портал Империя. К подписанию Договора о строительстве газопровода Туркменистан Афганистан -Пакистан — Индия. Интернет ресурс. Режим доступа: www.imperiya.by.
  151. Агентство экономической информации «Прайм». Интернет ресурс. Режим доступа: www. prime-tass.ru.
  152. Сайт Конференции ООН по торговле и развитию. Интернет ресурс. Режим доступа: www.unctad.com.
  153. Сайт Международного валютного фонда. Интернет ресурс. Режим доступа: www.imf.com.1. Периодические издания
  154. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2009. № 5.169. Ведомости. 2007, № 4.
  155. Вопросы статистики. 2009, № 3.
  156. Вопросы экономики. 2011, № 9.
  157. Дальний восток на рубеже веков. 2011, № 2.
  158. Дипломатический вестник. 2007. № 11.174. Известия. 2008. № 6.175. КоммерсантЪ. 2008. № 3.
  159. КоммерсантЪ-Власть. 2008. № 11.
  160. КоммерсантЪ-Деньги. 2009. № 2.
  161. Международная жизнь. 2008. № 8.179. МЭиМ0.2009. № 11.
  162. Независимая газета. 2007. № 22.181. Профиль. 2007. № 7.
  163. Российская газета. 2011. № 34.
  164. Финансовые известия. 2008. № 7.
  165. Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 9.
  166. Экономика и жизнь. 2010. № 15.186. Эксперт. 2010. № 68.
  167. Евразийская экономическая интеграция. 2010. № 2.о
Заполнить форму текущей работой