Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конкурентоспособность промышленных предприятий и пути ее повышения в условиях глобализации экономического пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения диссертационного исследования являются развитием теории конкурентного анализа в части, посвященной оценке основных конкурентных преимуществ промышленных предприятий. Практическая ценность проведенных исследований состоит в том, что проведенные исследования и разработки дают возможность повысить уровень конкурентоспособности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ 12 ПРЕДПРИЯТИЙ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
    • 1. 1. Теоретические подходы к исследованию конкурен- 12 ции и конкурентоспособности предприятия
    • 1. 2. Конкуренция предприятий в условиях глобализации хо- 33 зяйственной деятельности
    • 1. 3. Влияние глобализации мировой экономики на 51 конкурентоспособность промышленных предприятий
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И 68 ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Методика оценки конкуренции и конкурентной среды 68 предприятия
    • 2. 2. Потенциал конкурентоспособности отечественных 88 промышленных предприятий в глобальной экономике
    • 2. 3. Методический подход к оценке и обеспечению 105 конкурентоспособности предпринимательских структур в глобализирующемся мире
  • ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 115 РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 3. 1. Роль стратегического маркетинга в управлении 115 конкурентоспособностью промышленного предприятия
    • 3. 2. Организационно-управленческие инновации как 134 фактор конкурентоспособности промышленных предприятий
    • 3. 3. Совершенствование деятельности промышленных 151 предприятий для укрепления конкурентных позиций в глобализирующемся пространстве
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкурентоспособность промышленных предприятий и пути ее повышения в условиях глобализации экономического пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсут-* ствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Глобальная конкуренция разворачивается на специфическом фоне процессов интернационализации сферы производства и обращения, когда национальный контроль над трансграничными перемещениями товаров, капиталов и трудовых ресурсов становится все менее эффективным. Глобальное рыночное пространство становится сферой конкурентной борьбы крупных и 1 крупнейших транснациональных компаний и банков, распространяющих свои культурные и экономические стереотипы по всему миру.

Глобальные трансформации, произошедшие в мировом развитии начиная с последней четверти XX столетия, обусловили существенные изменения в мировой хозяйственной среде. Это коснулось практически всех аспектов экономической теории и практики и, в том числе, теоретических основ и практического функционирования такой важнейшей подсистемы рыночного механизма, как конкуренция. Именно с конкуренцией связано основное положительное последствие глобализации. Изменение структуры экономики, рост открытости национальных хозяйств под воздействием процессов глобализации, постепенная трансформация хозяйственных процессов сторону формирования экономики знаний приводит к изменению содержания конкуренции и конкурентоспособности. Глобальность рыночных принципов означает не что иное, как глобальность конкуренции.

В ходе экономических реформ промышленные предприятия России претерпели существенные изменения, как с точки зрения социально-экономической природы собственности, так и с точки зрения качественных и количественных характеристик своих производственных возможностей. Изменившаяся коренным образом внешняя среда потребовала навыков ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции. Развитие экономики России свидетельствует о том, что экономические реформы, направленные на обеспечение и поддержку перехода промышленных предприятий к рыночным условиям хозяйствования к настоящему времени пока не достигли ожидаемых результатов. Это подтверждается неустойчивостью основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и крайне низкой конкурентоспособностью на внутренних и внешних рынках как самих предприятий и выпускаемой ими продукции, так и государства в целом.

В современных условиях, когда российская экономика интенсивно интегрируется в мировое экономическое пространство, трансформируется в высоко конкурентную среду, актуальным становится вопрос о повышении конкурентоспособности российских промышленных предприятий, адекватной реакции на требования глобализирующегося товарного рынка. Динамически меняющийся рынок, в условиях которого функционируют субъекты современного бизнеса, диктует необходимость создания системы оценки эффективности предприятия, которая бы позволяла в кратчайшие сроки наглядно определит^ состояние основных направлений деятельности коммерческой организации.

Перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования, ее научную и практическую актуальность. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с одним из основных направлений научных исследований Орловского государственного института экономики и торговли «Конкурентоспособность коммерческих структур: факторы и оценка» (регистрационный номер 01.200.201 790). | ргепень изученности проблемы. Тема исследования предопределила обращение к работам, посвященным феномену конкуренции. В трудах Д. Ри-кардо, П. Самуэльсона, А. Смита, Ф. Кене, А. Курно, К. Маркса, А. Маршалла, С. Милля, Ф. Найта, В. Нордхауса, П. Сраффы, Ф. Хайека, П. Хейне, Э. Чемберлена, Й. Шумпетера, Ф. Эджуорта осуществлен анализ теории конкуренции и теории конкурентоспособности. Современная история конкуренции получила свое развитие в последней четверти XX в. благодаря работам М. Портера, А. Стриклеида и А. Томпсона, И. Ансоффа, достаточно широко известных в России. Среди отечественных ученых, занимающихся исследованиями в области конкуренции следует назвать С. Авдашеву, Г. Азоева, М. Гельвановского, П. Завьялова, П. Забелина, Л. Куракова, В. Лунева, А. Моисееву, Ю. Рубина, А. Субето, Р. Фатхутдинова, Т. Философу, В. Хруцкого, А. Челенкова, А. Юданова и др. Названные ученые посвятили свои исследования, в том числе, изучению конкурентоспособности.

Различные аспекты глобализации в настоящее время очень активно исследуются зарубежными и отечественными учеными. К числу наиболее значимых зарубежных исследований можно отнести труды 3. Бжезинского, М. Интри. рлигейтора, А. Кацовича, Г. Колодко, Т. Левитта, Дж. Стиглица, А. Тойнби, и др. Российские ученые также проводят исследования понятия глобализации и дают ему уточнения в соответствии с изменяющимися теоретическими > положениями. Сущность и особенности процесса глобализации рассматривали П. Д. Баренбойм, Н. Загладин, А. Д. Железняк, Е. Л. Миков, М. Делягин,, Э. Кочетов, Б. Смитиенко и Т. Кузнецова, И. Фаминский, М. Чешков, ОЧерковец, Ю. Шишков и др.

Проблемы взаимосвязи глобализации и конкуренции в обобщенном виде проработаны в трудах В. Гордеева, В. Гусейнова, И. Пилипенко, свидетельствующих о наличии жесткой конкурентной среды глобализационных процессов, обострении международной конкуренции среди стран и регионов, предъявляющей новые требования к поведению государств. Серьезным источником для исследования вопросов конкурентоспособности в условиях глобализации послужили работы М. Гаджиевой, Н. Говоровой, А. Кокошина, Г. Кочеткова, Н. Петракова.

Цроведенный автором анализ, степени изученности проблемы позволяет заключить, что в рамках современной науки создана определенная теоретическая и | фактологическая база для углубленного изучения проблемы конкурентоспособности российских промышленных предприятий в условиях глобализационных процессов. Однако на сегодняшний день отсутствуют целостные комплексные работы, посвященные данной проблематике. Всё это создаёт объективную необходимость углубленного и комплексного изучения теоретико-методических вопросов глоблизационных аспектов конкурентоспособности промышленных организаций.

Цель и задачи исследования

Целью работы является теоретико-методическое обоснование подходов и разработка научно-практических положений по повышению конкурентоспособности российских промышленных предприятий в условиях глобализации мировой экономики.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— обобщить существующие теоретико-методологические подходы в исследованиях конкуренции и конкурентоспособности предприятия и дополнить трактовку сущности конкурентоспособности предприятия;

— определить характер и векторы влияния процессов глобализации на конкурентоспособность российских промышленных предприятий;

— проанализировать существующие методические подходы оценки конкурентной среды предприятия и обосновать авторский вариант;

— оценить потенциал конкурентоспособности российских промышленных предприятий в глобальной экономике;

— предложить методический подход к оценке и обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур в глобализирующемся миреразработать мероприятия по повышению конкурентоспособности российских промышленных предприятий.

Дредмет исследования. Предметом является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе оценки конкурентоспособность российских промышленных предприятий в условиях глобализации мировой экономики.

Объект исследования. Объектом исследования являются экономические системы промышленности.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Содержание диссертационной работы соответствует паспорту специальности 08.00.05, пунктам:

1.1.3. Механизмы формирования корпоративных образований в российской экономике с учетом глобализации мировой экономики.

1.1.9. Инструменты функционирования товарных рынков с ограниченной и развитой конкуренцией в условиях глобализации мировой экономики и свободной торговли.

1.1.15. Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкуренции и конкурентоспособности, монографии и статьи экономистов, занимающихся проблемами повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, а также материалы научно-практических конференций.

В процессе исследования использовались как общенаучные методы познания: исторически и логический, сравнительный и системно-структурный, абстрактно-логический, так и традиционные методы экономического анализа: регрессионный, расчетно-конструктивный, экспертной оценки, социологический, табличный и графический.

Информационно-эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования стали нормативно-правовые документы Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ и администрации Орловской области, ресурсы сети Интернет, мате-. риалы, опубликованные в научной литературе и периодических изданиях. Также была использована отчетность исследуемых предприятий — ОАО «Промррибор» и ОАО «ГМС Насосы», не являющаяся коммерческой тайной.

Рабочая гипотеза. Существующее положение отечественных промышленных предприятий, состояние конкурентоспособности России в глобализирующемся мире не соответствует ее исторической и геополитической ролй в мире, не отвечает ее стратегии, целям и приоритетам, что диктует насущную потребность в выработке направлений и механизмов повышения конкурентоспособности промышленных организаций, необходимость разработки соответствующей политики.

Научная новизна исследования заключается в теоретико-методическом обосновании предложений и рекомендаций по оперативной оценке и повышению конкурентоспособности промышленного предприятия. Наиболее существенными, содержащими научную новизну результатами являются следующие:

1. Уточнено определение конкурентоспособности предприятия как способности организации функционировать в динамичной конкурентной среде таким образом, чтобы привлекать и сохранять потребителей своей продукции (постоянно повышая его качество), повышая конкурентные преимущества и увеличивая долю на рынке (п. 1.1.9. Паспорта ВАК специальности 08.00.q5).

2: Разработана методика оценки конкурентной среды и конкурентоспособности промышленного предприятия. Отличительной особенностью которой является применение индикаторов, позволяющих оценивать конкуренцию на различных уровнях в целях определения направлений устойчивого развития предприятий в условиях глобализации мировой экономики (п. 1.1.3. Паспорта ВАК специальности 08.00.05).

3. Предложен методический подход к обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур в глобализирующемся мире, новаторским преимуществом которого является использование параметров потенциальной. конкурентоспособности, позволяющих на внешнем уровне — расширять предельную доходность промышленного предприятия, а на внутреннем уровне — снижать предельные издержки (п. 1.1.15 Паспорта ВАК специальности 08.00.05).

4. Обоснована модель внедрения организационно-управленческих инновации, опирающаяся на управление конкурентоспособностью предприятия, путем | использования параллельно функционирующих программно-целевых блоков, позволяющий обеспечить его устойчивое развитие в условиях рынка (п. 1.1.15. Паспорта ВАК специальности 08.00.05).

5.' Разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности промышленных предприятий в целях укрепления конкурентных позиций в глобализирующемся пространстве (п. 1.1.15. Паспорта ВАК специальности 08.00.05).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения диссертационного исследования являются развитием теории конкурентного анализа в части, посвященной оценке основных конкурентных преимуществ промышленных предприятий. Практическая ценность проведенных исследований состоит в том, что проведенные исследования и разработки дают возможность повысить уровень конкурентоспособности промышленного предприятия, что обеспечивает ему устойчивые рыночные позиции. Материалы работы могут быть также использованы преподавателями дисциплин «Маркетинг» и «Экономика предприятия» в высшей школе. пробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение ' в монографиях, сборниках материалов научных исследований, сборниках материалов международных научных конференций.

Научно-практические разработки, выдвинутые в диссертации, нашли применение в деятельности ОАО «Промприбор», в работе Администрации г. Орла ц Орловской области, что подтверждается соответствующими актами.

Положения диссертационной работы используются в учебном процессе ГОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», что подтверждается соответствующим актом.

Положения работы, содержащиеся в ней рекомендации и выводы опуб-. ликованы в 38 печатных работах: 1 коллективных монографиях, 1 монографии, 1 брошюре, 3 статьях в журналах, рекомендованных ВАК России, 24 сборниках трудов международных конференций, 8 журналах. Общий объем публикаций 26,1 п.л., авторский вклад составляет 21,2 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация содержит 213 страниц основного текста с приложениями, 17 таблиц, 20 рисунков, 7 приложений, а также список литературы из 179 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретические и прикладные разработки, касающиеся анализа экономического состояния отечественной промышленности, убедительно подтверждают вывод о том, что рыночные отношения требуют новых методов управления конкурентоспособностью предприятия. В диссертационной работе в соответствии с поставленными целями и задачами были получены следующие результаты:

1. В условиях интеграции российской экономию! в мировое хозяйство сложность и особенность управления предприятием обусловлены резким обострением конкуренции и конфликтов, вызванных высокой степенью глобализации и интеграции мировой экономики. Проведенный анализ научной литературы позволил установить факт крайне низкой конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий и выпускаемой ими продукции на мировых и внутренних рынках. Данное обстоятельство объясняет необходимость разработки соответствующих моделей и методов количественной оценки уровня конкурентоспособности, а также организационно-экономических мероприятий направленных на ее повышение.

2. Анализ методов количественной оценки конкурентоспособности промышленного предприятия и особенностей их применения позволил установить факт того, что на сегодняшний день в России и за рубежом не существует ни общепринятого понятия конкурентоспособности промышленной организации, ни общих методических подходов к данной проблеме, чтов конечном итоге создает проблемы при оценке конкурентоспособности.

3. Разработана модель количественной оценки уровня конкурентной среды промышленных предприятий. Предлагаемая методика предназначена для оценки состояния конкурентной среды и может быть использована для оценки условий ведения бизнеса в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, анализа эффективности реализации мер, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования экономики.

4. В процессе исследования ОАО «Промприбор» установлена квадратичная функциональная зависимость объема финансовых средств, выделяемых на улучшение факторов конкурентоспособности предприятия, от процента повышения уровней этих факторов в результате использования данных средств, что позволило разработать модель оптимального распределения финансовых средств предприятия, реализация которой повысила эффективность использования производственных ресурсов предприятия.

5- Разработанный автором комплекс задач по оценке, анализу и прогнозированию конкурентоспособности предприятия позволил разработать методй подготовки и принятия управленческих решений в системе маркетинга предприятия, дающие возможность: комплексно изучать и прогнозировать конъюнктуру рынка и рыночный спросреально оценивать возможности предприятия по повышению своей конкурентоспособностиразрабатывать стратегию маркетинговой деятельности предприятияразрабатывать организационно-экономические мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности.

Разработанные методы и модели составили основной научный результат диссертации.

На примере ОАО «Промприбор» рассмотрен и проанализирован процесс получения основных показателей конкурентоспособности предприятия, на базе которых разработан организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью, а также, сформированы и реализованы первоочередные мероприятия повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.П. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности Текст. / Ю. П. Адлер, В. В. Липкина // Стандарты и качество. 2000. — № 10. — С.14−22.
  2. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика Текст. / Г. Л. Азоев. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. —208 с.
  3. , Г. Л. Организация внешнеэкономический деятельности предприятия Текст. / Г. Л. Азоев, А. И. Ковалев, H.A. Кузнецов. М.: НПО «Труд», 1990. — 96 с.
  4. Альтернативные направления инновационной стратегии фирмы и минимизация инновационных рисков Текст. / C.B. Валдайцев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.5.Экономика. 1994. — N2. — С. 40−47.
  5. , В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике' Текст. / В. Д. Андрианов // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 3. — С. 47−49.
  6. , И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф. -М.: Экономика, 1989. 519 с.
  7. , М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики Текст. // Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С.75−86.
  8. , B.C. Конкуренция в бизнес-системах Текст. / В. С. Баландин, Н. С. Яшин, Э. А. Багиров. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001.-- 159 с.
  9. , П.Д. Глобализация в сфере корпоративного управления: возможные негативные последствия Текст. / П. Д. Баренбойм // Право и экономика. 2003. — № 3. — С. 5−11.
  10. , В. Потенциал экономического развития и научно-технический прогресс Текст. / В. Безруков, В. Новосельский // Экономист.2002. -№ 1.-С. 3−6.
  11. , А. Конкурентоспособность фирмы как основополагающая часть конкурентоспособности национальной экономики Текст. / А. Белов // Российское предпринимательство. — 2009. № 4. — С. 59−62.
  12. , В.И. Конкурентный преимущества хозяйствующего субъекта Текст. / В. И. Белых, О. В. Щеголева. 2009. — № 1(2). — С. 50−54.
  13. , В. Руководство по оценке эффективности инвестиций Текст. / В. Беренс, П. Хавранек. М.: АОЗТ «Интерэксперт" — ИНФРА-М, ' 1995.-528 с.
  14. , М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития Текст. / М. Бест. М.: ТЕИС, 2002 — 356 с.
  15. , Д.К. Конкурентоспособность — стратегическая цель фирмы Текст. / Д. К. Бобрышев // Проблемы технологии, управления и экономики: материалы и доклады. 4.1. / Под общ. ред. Панкова В. А. -Н.Новгород, 2002. С. 158−160. ,
  16. , А. Железный марш Текст. / А. Борисов // Профиль. — 2005. -?№ 15−16. -С. 58−65.
  17. , М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление Электронный ресурс. // URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu.
  18. , М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление Текст. / М. Брун // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 3. — 1998. — С. 11−17.
  19. , В.Ф. Маркетинг: путь к успеху на рынке Текст.: учеб. пособие /В.Ф. Брылеева. Ставрополь: Изд. центр „Развитие“, 1994. — 198 с.
  20. , В. Применение локально-аппроксимационного метода моделирования при оценке конкурентоспособности Текст. / В. Варивода // Предпринимательство. № 5. — С. 141−142.
  21. А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация /Монография. — Луганск: Изд-во Восточноукраинского национального университета, 2000. 315 с.
  22. , A.A. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий Текст. / A.A. Воронов //Машиностроитель. -2000. -№ 12.-С. 27−29.
  23. , К. Глобальная интерсистема: эволюция, структура, перспективы Текст. / К. Воронов // Мировая экономика и международные отношения. 2007. — № 1. — С. 18−27.
  24. , Н. Конкуренция в условиях глобализации: новые аспекты Текст. / Н. Галица // Общество и экономика. 2009. — № 1. — С. 40−44.
  25. , М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро- уровневом измерениях Текст. / М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова//Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С. 67−77.
  26. , И.Н. Менеджмент Текст.: учебник / И. Н. Герчикова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 480 с.
  27. Глобализация мирового хозяйства Текст. / под ред. д-ра экон. * наук, проф. М. Н. Осьмовой. — М.: Инфра, 2006. 376 с.
  28. Глобализация мирового хозяйства и место России: монография / под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмова. — М: ТЕИС, 2000. 230 с.
  29. , Е. Ресурс конкурентоспособности орудий труда Текст. / Е. Горбач // Бизнес-информ. 1999. — № 13−14. — С.146−147.
  30. , Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности Текст.: учебное пособие. Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 207 с.
  31. , В. Две тенденции в эволюции конкуренции Текст. / В. Гордеев // Мировая экономика и международные экономические отношения. --2007.-С. 42−48.I
  32. , А. Не ниже среднего Текст. / А. Громов //Эксперт. -2005. № 19. — С. 47−50.
  33. Гуманитарное развитие в России и за рубежом. Экспертно-аналитический портал / Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009−2010 Электронный ресурс. // URL: http://gtmarket.ru.
  34. , И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий Текст. / И. Б. Гурков. М.: ТЕИС, 2003.-236 с.
  35. , М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации Текст. / М. Г. Делягин. М., 2003. — 186 с.
  36. , В. Конкурентная Россия. Метаморфозы конкуренции. Конкурентная политика. Экономический рост Текст.: монография / В. Димов. М.: Изд. Моск. ун-та, 2004. — 415 с.
  37. , Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель Текст. / Э.Дж. * Долан, Д. Линдсей. Пер. а англ. В. Лукашевича. С.-Пб., 1992. — 496 с.
  38. , М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции Текст.: учеб. пособие / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. — М.: Изд-во стандартов, 1998. 128 с. ленной продукции Текст. / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. М.: Экономика, 1991.-128 с.
  39. , В. Причины, последствия и противоречия глобализации Текст./ В. Драшкович // Экономическая наука современной России.. 2006. -№ 1(32).-С. 29−38.
  40. Дуб, П. Анализ факторов, влияющих на эффективность промышленных предприятий Текст. / П. Дуб // Предпринимательство. 2006. — № 6. — С. 67−71.
  41. , A.A. Конкурентоспособность России в глобальной экономике Текст. / A.A. Дынкин, Ю.В. курентов, Ю. Л. Адно [и др.] М.: Изд-во „Международные отношения“. — 2003. — 374 с.
  42. , Д. Большой толковый социологический словарь Электронный ресурс. / Д. Дэвид, Дж. Джери // URL: http://voluntaiy.ru/dictionaty/567/word/%CA%CE%CD%CA%D3%D00/oC5%CD%D6.
  43. , Э.В. Качество как фактор повышения конкурентоспособности Электронный ресурс. / Э. В. Едренкина // URL: http:// www. marketing. spb. ru/coni79/42.htm.
  44. Долинская, М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промыш
  45. , Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий Текст. / Ю. Я. Еленева. М.: „Янус-ЕС“, 2001. — 296 с. *
  46. , В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях Текст.: учеб. пособие / В. П. Еферин, В. В. Мотин. М., 2003 — 312 с.
  47. , А.Д. Закономерности воздействия глобализации на функционирование экономических систем Текст.: автореф. дис.. канд. экон. Наук / А. Д. Железняк. Саратов, 2006. — 38 с.
  48. , П.В. Основы стратегического управления Текст.: учеб. пособие. / П. В. Забелин, Н. К. Моисеева. М.: Информационно внедренческий центр „Маркетинг“», 1998. — 256 с.
  49. , П.П. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран Текст. / П. П. Завьялов // Маркетинг. 1996. — № 2. -С.24−33.
  50. , П.С. Конкурентоспособность и маркетинг Текст. / П. С. Завьялов // Российский экономический журнал. 1995. — № 12. — С. 66−69.
  51. , П.С. Кооперация в мире капитала: международные аспекты ¡-промышленного кооперирования Текст. / П. С. Завьялов. М.: Мысль, 1979. — 215 с.
  52. , П.С. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность Текст. / П. С. Завьялов // Маркетинг. 1996. — № 4. — С. 48−55.
  53. , В. Государство на новом этапе экономической глобализации. 2009. — № 5. — С. 43−51.
  54. , В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предпри- • ятий Текст. / В. И. Захарченко // Машиностроитель. 2001. — № 11. — С. 13−17.
  55. , И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарпаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С.21−25.
  56. , Н. Глобализация и общество: проблемы управления Текст. / Н. Иванов // Мировая экономика и международные отношения.2008.-№ 4.-С. 3−23.I
  57. , В.А. Глобализация: иллюзии и реальность Текст. // Свободная мысль. 2000. — № 1. — С. 25−28.
  58. Интеллектуальная Россия (Интелрос) / Послание Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию РФ: «Россия на рубеже эпох» Электронный ресурс. // URL: http://www.intelros.org/lib/elzin/1999.htm.
  59. , М. Глобализация мировой экономики: выгоды и издержки Текст. / М. Интриллигейтор // Мир перемен. 2004. — № 1. — С. 118−137.
  60. , С.М. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке: тенденции спада и линии укрепления / Иовчук С. М. // Проблемы, прогнозирования. 1999. — № 1. — С. 113−126.
  61. , В.Н. Диагностика стратегического формирования кон- • курентоспособности промышленной организации Текст. / В.Н. кабанов, С. Н. Михайлов // Российское предпринимательство. 2008. — № 2(2). — С. 12−16.
  62. , П. Оценка уровня конкурентоспособности предприятий: возможный подход Текст. / П. Камшилов, Н. Яшин // Власть. 1999. -№ 10. — С.36−41.
  63. , Ю. Проблемы национальной конкурентоспособности и приоритеты конкурентной политики в Украине Текст. / Ю. Киндзерский, Г. Паламарчук // Экономика Украины. — 2006. № 8. — С. 31−38.
  64. , И.М. Конкуренция и предпринимательство Текст. / И.М. Кирцнер- пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-239 с.
  65. , К. Как превзойти конкурентов Электронный ресурс. / К. Койн, Р. Буарон, Р. Фостер, А. Бхайд // URL: http://www.mckinsey.com/russianquarterly.
  66. , Г. Глобализация и экономический рост Текст. / Г. Ко-лодко // Мир перемен. 2004. — № 1.— С. 137−143.
  67. , В. Корпоративный сектор и государство в стратегии глобальной конкурентоспособности Текст. / В. Кондратьев // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2009. — № 3. — С. 24−31.
  68. , В. Корпоративный сектор и государство в стратегии глобальной конкурентоспособности Текст. / В. Кондратьев. 2009. — № 3. — С. 24−31.
  69. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия Текст. / В. А. Динес, В. Н. Ларин, Р.Ю.ЛоскутОв, Н. С. Яшин. Саратов: Изд. центр СГЭА, 1999. — 277 с.
  70. Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановый макроэкономический анализ Текст. / М. И. Гельвановский, И. А. Бушмарин [и др.]. М.: ИМЭМО, 2000. — 146 с.
  71. Конкуренция и антимонопольное регулирование Текст.: учеб. пособие / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов- под общ. ред. А. Г. Цыганова. М.: ЛОГОС, 1999. — 368 с.
  72. , Ю. Международная кооперация крупный резерв развития экономики России Текст. ДО. Кормнов, Н. Кузнецова // Экономист. — 1995.-№ 4.-С. 33−42.
  73. , Ф. основы маркетинга Текст. / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1991.-736 с.
  74. , Э.Г. Глобалистика. Теория, методология, практика * Текст.: учебник для вузов / Э. Г. Кочетов. М.: НОРМА, 2002. — 648 с.
  75. Л.Г. Конкурентоспособность предпринимательства и конкурентная разведка Текст. / Л. Г. Кравец С.А. Обрезанов. М.: «Права человека», 2002. — 184 с.
  76. , А. Трансформации в российской промышленности и подходы к созданию комплексных производственно-экономических систем Текст. / А. Краев // Предпринимательство. 2009. — № 3. — С. 28−34.
  77. , А.И. Современный взгляд на глобализацию мировой экономики Текст. / А. И. Кукоба // Российское предпринимательство. 2009. --№ 1(2).-С. 8−13.
  78. , Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов Текст./ Л. П. Кураков, В. Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2001.-720 с.
  79. , Л.П. Экономическая теория Текст.: учебное пособие / Л. П. Куранов. -М.: Пресс-сервис, 1998. 688 с.
  80. , К. Туроу. Будущее капитализма: как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир Текст. / Туроу К. Лестер. Но- * восибирск: Сибирский хронограф, 1999. — 432 с.
  81. , И.М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг Текст.: -М.: Юрайт-М, 2001. 224 с.
  82. , И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг Текст.: учебное пособие / И. М. Лифиц. М.: Юрайт — Издат, 2004.-335 с.
  83. , В.К. Мировая экономика Текст.: учебник / В. К. Ломакин. М.: ЮНИТИ, 2007. — 672 с.
  84. Лунев, В. Л. Управление зарубежной промышленной фирмой
  85. Текст^: курс лекций / В. Л. Лунев. Новосибирск, 1995. — 110 с.
  86. , Д. Экономика бизнеса. Конкуренция, макростабильность и глобализация Текст. М.: Бином. 2007. — 695 с.
  87. , Г. Ф. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия. Практическое пособие по качеству для руководителей и специалистов предприятий / Г. Ф. Макалов. -Тольятти, 2000. 54 с.
  88. , К. Экономикс: принципы, проблемы и политика Текст. / К. Макконнелл, С. Брю. М., 1995. — 400 с.
  89. , Г. Тенденция гуманизации и дегуманизации экономики Текст. /Г. Малашхия // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Вып. I / под ред. Б. Маркова, Ю. Солонина, В. Парцвания. СПб.: Петрополис, 2001. С. 87−99.
  90. , О.Ю. Модернизация российской экономики может иметь Только глобализационную направленность Текст. / О. Ю. Мамедов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. — № 3. -г С. 5−9.
  91. , Б. Человек и глобализация мира Текст. / Б. Марков // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Вып. I / под ред. Б. Маркова, Ю. Солонина, В. Парцвания. СПб.: Петрополис, 2001. С. 100−122.
  92. , К. Избранные письма Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1948. 388 с.
  93. , К. Полное собрание сочинений Текст. Т. 4/ К. Маркс, -Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1955. — 386 с.
  94. , А. Принципы политической экономии Текст. Т. 1 /А. Маршалл. — М.: Прогресс, 1983. 416 с.
  95. , А. Принципы политической экономии Текст. Т. 2 /А. Маршалл. М.: Прогресс, 1984. — 312 с.
  96. , А. Принципы политической экономии Текст. Т. 3 /А. Маршалл. М.: Прогресс, 1984. — 352 с.
  97. , М. Основы менеджмента Текст. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1998. — 704 с.
  98. , М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Хедоуриф. М.: Дело, 1993. — 665 с.
  99. , В.П. Проблемы и перспективы развития российского бизнеса в условиях глобализации Текст. / В. П. Мешалкин, И. А. Петров // Российское предпринимательство. 2002. — № 5(1). — С. 92−94.
  100. , E.JI. Государственное регулирование естественных монополий в условиях глобализации мирохозяйственных связей Текст.: автореф. дис.. канд. экон. Наук / Е. JI. Миков. Краснодар, 2006. — 28 с.
  101. , Дж. С. Основы политической экономии Текст. В 3-х т. / Дж. С.-Милль. Т. 1. — М.: Прогресс, 1980. — 492 с.
  102. , Ю. Американцы вкалывают, а мы вмазываем? Текст. / Ю. Миронова // Просторы России. 2007. — № 36. — С. 6.
  103. , B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы / B.C. Ми-саков. j-M.: Финансы и статистика, 1998. 225 с.
  104. , Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке Текст. М.: Экономика. 2000. — 187 с.
  105. , Н.И. Россия и глобализация Текст. / Н. И. Мурадов // Российское предпринимательство. 2007. — № 1. — С. 24−28.
  106. , В.И. Конкурентоспособность и реструктуризация промышленных предприятий Текст. / В. И. Мысаченко // Российское предпринимательство. 2008. — № 7(2). — С. 20−24.
  107. , Ф. Риск, неопределенность и прибыль Текст. / Ф. Найт. — М.:Дело, 2003.-360 с.
  108. . Приростно-целевой метод управления конкурентоспособностью Текст. / Б. Одинцов, Г. Островский // Консультант директора. 2002. -N7(163). — С.29−31.
  109. , М. Реструктуризация путь повышения конкурентоспособности производства Текст. / М. Одинцов, JI. Ежкин // Экономист. -2000.-№ 10.-С.58−65.i
  110. , H.H. Некоторые аспекты участия государства и регионов в обеспечении конкурентоспособности промышленных предпринима- • тельских структур Текст. / H.H. Ползунова. 2008. — № 8. — С. 15−18.
  111. Политическая экономия Текст.: учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. М.: Политиздат, 1989. — С. 50−51.
  112. , М. Конкуренция Текст. / М. Портер. М.: Вильяме, 2000. — 495 с.
  113. , М. Международная конкуренция Текст. / М. Портер! -М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  114. , Б.А. Программно-целевое планирование и управление Текст.: учебник / Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко. М.: ИНФРА-М, 2002. — 432 с.
  115. , Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное Текст. / Д. Рикардо. М.: Эксмо, 2007. — 960 с.
  116. , Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции Текст. / Дж. Робинсон. М.: Прогресс, 1986. — 518 с.
  117. , Н. Почему большинство россиян мало зарабатывает Текст. / Н. Родионова // Человек и труд. 2005. — № 10. — С. 51−55.
  118. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными Текст. // Вопросы экономики. 2007. ¦- № 3. — С. 4−34.
  119. Российский статистический ежегодник. 2009 Текст.: стат.сб. — М.: Росстат, 2009. 795 с.
  120. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности Текст. // Вопросы экономики. — 2006. № 2. — С. 46−64.
  121. , Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю. Б. Рубин, В. В. Шустов. М.: Знание, 1990. — 340 с. '
  122. , Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы Текст. / Ю. Б. Рубин, В. В. Шустов. М.: Знание, 1990. — 62 с.
  123. , Е.Е. Новая экономическая энциклопедия Текст. -М.: ИНФРА-И, 2006. 810 с.
  124. , Я.Ю. Формирование маркетинговых стратегий в условиях конкуренции Текст. / Я. Ю. Салихова, С. Г. Светуньков. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. — 143 с.
  125. , П. Экономика Текст. / П. Самуэльсон, Д. Нордхаус.- М.: «Издательство БИНОМ», 1997. 800 с.
  126. , С.Г. Информационное обеспечение управление конкурентоспособностью Текст. / С. Г. Светуньков // Бизнес и банки. 2004. -№ 1.- С. 25−31.I
  127. , А. Разработка гибких стратегий как новый аспект конкурентоспособности промышленных корпораций Текст. / А. Севастьянов // Предпринимательство. 2008. — № 7. — С. 122−126.
  128. , А.З. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции Текст./ А. З. Селезнев // Экономист. 1996. — № 2. — С. 9−25.
  129. , А.З. К вопросу о конкурентных преимуществах на товарных рынках Текст. / А. З. Селезнев // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 1996. — № 5. — С. 10−16.
  130. , И.В. Экономика предприятия Текст.: учебное пособие / • И. В. Сергеев. -М.: Финансы и статистика, 2000.— 304 с.
  131. В.И. Методы обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции Текст. // Вестник машиностроения. 2000. — № 9. — С.3−8.
  132. , В.И. Конкурентная среда, необходимая для производства конкурентоспособной продукции Текст. / В. Синько // Стандарты и качество. 2000. — № 6. — С. З 8−42.
  133. , E.H. Методические основы управления конкурентным потенциалом промышленного предприятия Текст. / E.H. Скляр, Д. В. Галушко // Российское предпринимательство. 2008. — № 1. — С. 42−44.
  134. , А. Исследование о природе и причине богатства народов Текст. / А. Смит. М.: Соцэкгиз, 1962. — 333 с.
  135. , Б.М. Противоречия глобализации мировой экономики. Современный антиглобализм и альтерглобализм Текст.: монография / Б. М. Смитиенко, Т. А. Кузнецова. М., 2005. — 132 с.
  136. Современный экономический словарь Электронный ресурс. / URL: http://www. slovari.yandex.nj/dict/economic/article/ses3/ses-6735.htm?text=npou.Dl.
  137. , И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России Текст. / И. А. Спиридонов. — * М.: ИНФРА-М, 1997. 170 с.
  138. Становление социально-экономического развития России: инновационный путь Текст. // Российский экономический журнал. 2000. — № 4. — С. 28−33.
  139. , И.В. От монополизма к конкуренции Текст. / И. В. Стародубская. -М.: Политиздат, 1990. 172 с.
  140. , А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (этюды креативной онтологии) Текст. / А. И. Субетто. М.: Издательство «Логос», 1992.-204 с.
  141. , Э. Революционное богатство Текст. / Э. Тоффлер, X.. Тоффлер. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. 569 с.
  142. , Т.И. Конкуры современной российской государственной промышленной политики Текст. / Т. И. Точеная // Экономическая наука современной России. 2006. — С. 68−80.
  143. , Л.К. Будущее капитализма Текст. / Л. К. Туроу. М.: Сибирский хронограф, 1999. — 432 с.
  144. , И.З. Глобализация и геоэкономика: новые правовые парадигмы мироустройства Текст. / И. З. Фархутдинов // Законодатель- -ство и экономика. 2004. — № 4. — С. 12−18.
  145. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент Текст. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  146. , P.A. Конкурентоспособность: Россия и мир. 19 922 015 Текст. / P.A. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 606 с.
  147. , P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление Текст. / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 с.
  148. , P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление Текст.: учеб. пособие для вузов / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000.-312 с.
  149. , P.A. Стратегическая конкурентоспособность Текст.: учебник / P.A. Фатхутдинов. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2005.-504с.
  150. , P.A. Стратегический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности России Текст. / P.A. Фатхутдинов // Стандарты и качество. 2000. — N 8. — С.42−49.
  151. , P.A. Управление конкурентоспособностью Текст. /P.A. Фатхутдинов // Стандарты и качество. 2000. — N 10. — С. 10−13.
  152. , P.A. Управление конкурентоспособностью организации Текст. Изд-во «Эксмо», 2004. — 544 с.1 $ 2. Федеральная служба государственной статистики Электронный ресурс. / URL: http://www.gks.ru/wps/portal/OSIVT.
  153. , К.П. Понятие конкурентоспособности, ее критериев и факторов Текст. / К. П. Федоренко // Российское предпринимательство. -2007.-№ 11(1).-С. 73−78.
  154. Физиократы. Избранные экономические произведения / под общ. ред. П. Н. Клюкина. М.: Эксмо, 2008. — 1200 с.
  155. , O.K. Проблемы повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятий Текст. / O.K. Филатов // Пищевая промышленность. 1999. — № 3. — С. 30−31.
  156. , П.А. Особенности оценки производственного и финансового потенциала промышленного предприятия Электронный ресурс. / П. А. Фомин, М. К. Старовойтов // URL: http: // www. cis2000.ru.
  157. Ф. Индивидуализм и экономический порядок Текст. / Ф. Хайек.- М.: Изограф, 2000. — 256 с.
  158. , Ф. Конкуренция как процедура открытия Текст. / Ф. Хайек // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. № 12. -С. 3−15.
  159. , Ф. Познание, конкуренция и свобода Текст. / Ф. Хайек. -СПб.: Пневма, 1999. 288 с.
  160. , П. Экономический образ мышления Текст./ П. Хейне. Пер. с англ. под ред. С. Чайкун. М.: Издательство «Каталаксия», 1993. — 544 с.
  161. , Э. Теория монополистической конкуренции Текст. / Э. Чемберлин- пер. с англ. Э. Г. Лейкина. М.: Экономика, 1996. — 340 с.
  162. , A.A. Планирование развития конкурентоспособности предприятия Текст. / A.A. Черников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. — № 3. — С. 57−66.
  163. , Г. Н. Диагностика потенциала предприятия Электронный ресурс. / Г. Н. Чернышева, Е. В. Лавренова // URL: http: // www.Immf.ru.
  164. , Ю. Россия в системе международных производственных связей Текст. / Ю. Шишков // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2008. — № 11. — С. 15−23.
  165. , Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования Текст. / Б. Шпотов // Проблемы теории и практики управления 2001 — № 3. — С. 5−11.
  166. , И.А. Капитализм, социализм и демократия Текст. /Пер. с англ.- под общ. ред. B.C. Автономова. М.: Экономика, 1995. — 540 с.
  167. Эко, У. Несколько сценариев глобальной войны Электронный ресурс. / У. Эко // Пер. с англ. СПб.: Сайт Философского факультета СПб. ГУ // URL: http: antropologia.spbu.ru.
  168. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика Текст. / А. Ю. Юданов. М.: Изд-во «АЕСАЛИС», 1996. — 272 с.
  169. , Н.С. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методология, оценка регулирование / Н. С. Яшин. Саратов: Изд. центр СГЭА, 1994. — 248 с.
  170. , Н.С. Методы государственного регулирования конкурентоспособности промышленных предприятий Текст. / Н. С. Яшин. Саратов: Изд. центр СГЭА, 1996. — 93 с.
  171. Ansoff, I. The New Corporate Strategy. N.Y.: John Wiley & Son, 1998.-382 p.
  172. Birn, R. The Effective Use of Market Research / A. Guide for Ma-nagment. -N.Y.: Kogan Page, 1988. 160 p.
  173. Coopetition / Wikipedia: the free encyclopedia // URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Coopetition.
  174. Cournot A. Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des Richesses, Paris: Hachette, 1838.-438 s.
  175. Edgeworth, F. Mathematical Psychics. London, 1881.- 457 p.
  176. Levitt, Th., The Globalization of Markets. N. Y. 1983.
  177. Porter, M. Competitive Advantage of Nations. N.Y.: Free Press, 1990. — 855 p.
  178. Sraffa, P. The Laws of Returns under Competitive Conditions. The economic Journal- Dec. 1926.
  179. World Economic Forum / The Global Competitiveness Report 20 102 011 /URL: http ://www3 .weforum.org/docs/WEFGlobalCompetitivenessReport2010−11.
Заполнить форму текущей работой