Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как показывает практика, в полной мере оправдывает все финансовые и иные затраты, требуемые для её полноценного существования. Она имеет ряд существенных преимуществ, главным среди которых является то, что данная форма устройства для некоторых детей может стать единственной возможностью обрести семью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие и особенности приёмной семьи
    • 1. «Платное семейное воспитание» в истории развития детского призрения России
    • 2. Приёмная семья и её особенности
  • Глава 2. Договор как основание возникновения приёмной семьи
    • 1. Преддоговорные отношения
    • 2. Понятие и правовая природа договора о-передаче ребёнка в приёмную семью
    • 3. Изменение и расторжение договора о передаче ребёнка в приёмную семью
  • Глава 3. Правовой статус участников договора о передаче ребёнка в приёмную семью
    • 1. Права и обязанности приёмных родителей
    • 2. Права воспитанника приёмной семьи
    • 3. Права и обязанности органа опеки и попечительства

Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Забота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок. Недаром в публикациях последнего времени появились высказывания о том, что за последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после 1 мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. Однако, если в 1945 г. в России было около 678 тысяч сирот, то на начало 2004 г. их уже более 700 тысяч. Эти цифры говорят о необходимости безотлагательной разработки целого комплекса вопросов, способствующих созданию наиболее благоприятных правовых предпосылок жизни осиротевших детей в семье, заменяющей родительскую,.

С целью реализации права каждого ребёнка на жизнь и воспитание в семье (п. 1 ст. 54 СК РФ) необходимо, с одной стороны, развивать семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а, с другой — предпринимать активные попытки сокращения числа государственных детских учреждений. Причины такого шага, представляются, достаточно вескими. Налицо негативные последствия общественного воспитания, которые проявляются у воспитанников и выпускников государственных учреждений. Кроме этого, уже давно подсчитано, что содержание ребёнка в детском доме обходится государству гораздо дороже, нежели его проживание в семье, в том числе и при установлении, так называемых, платных форм воспитания детей-сирот (приёмная семья, патронат). Вот почему актуально совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с организацией и деятельностью приёмной семьи.

Между тем данные государственной статистики свидетельствуют о росте числа государственных детских учреждений. Так детских домов было в 2000 г. — 1294, в 2001 — 1265, а по состоянию на 01.01. 2003 г. — 12 881. И это тогда, когда детский комитет ООН в своих рекомендациях от 18.02.1993 выразил беспокойство таким положением дел. Ещё более жёсткие рекомендации были даны им 10.11.1999: определять национальную политику, основываясь на отказе от государственных детских учреждений, отдавая предпочтение устройству детей-сирот в приёмные семьи.

Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как показывает практика, в полной мере оправдывает все финансовые и иные затраты, требуемые для её полноценного существования. Она имеет ряд существенных преимуществ, главным среди которых является то, что данная форма устройства для некоторых детей может стать единственной возможностью обрести семью, родительский дом. Это касается, прежде всего, сирот, детей старшего возраста, а также имеющих какие-либо физические или психические заболевания, которые делают их «непривлекательными» для усыновителей, опекунов (попечителей). Кроме этого, приёмная семья способна внести весомый вклад в решение различных социальных проблем, а также стать альтернативой усыновлению российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Несмотря на это, приёмная семья в России явление крайне редкое. Статистические данные последних пяти лет говорят о низкой «популярности» приёмной семьи среди граждан, желающих принять участие.

1 Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации 2003 год», — М.-МТЛСР РФ, 2003, -С. 113. в жизни и воспитании несовершеннолетних детей, лишённых собственной семьи и родительской заботы. Так, на воспитании в приёмных семьях находились (без учёта родных детей) в 1999 г. — 3,5 тыс. несовершеннолетних детей, в 2000 г. — 4, 4 тыс., в 2001 г. — 5,2 тыс., по состоянию на 01.01.2003 -6,5 тыс. детей2. И это в то время, как институт приёмной семьи в Российской Федерации существует уже чуть более девяти лет и назвать его абсолютно новым никак нельзя.

Незначительное количество существующих в России приёмных семей можно объяснить множеством причин. В их числе, во-первых, отсутствие теоретического обоснования многих юридически значимых аспектов, имеющих важное практическое значение в процессе организации и деятельности приёмной семьи, среди которых молено выделить определение сущности приёмной семьи, отраслевой принадлежности договора о передаче ребёнка в приёмную семью и т. д. Во-вторых, наличие пробелов в законодательных актах федерального значения, регулирующих отношения, связанные с приёмной семьёй. Данное замечание касается, прежде всего, тех нормативных актов, которые не упоминают приёмных родителей в качестве законных представителей детей, передаваемых на воспитание в их семьи. В-третьих, наличие противоречий по вопросам функционирования приёмной семьи в нормативных актах Российской Федерации и её субъектов. В-четвёртых, правоприменительная деятельность в этой области имеет определённые проблемы и нуждается в соответствующих научно обоснованных рекомендациях. В-пятых, недостаточное материальное обеспечение рассматриваемой сферы, а также отсутствие достаточной информации в печатных и иных информационных источниках об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмные семьи.

2 Там же. С. 110.

Таким образом, тема настоящего диссертационного исследования является актуальной и практически значимой.

Степень разработанности темы диссертационного исследования. В настоящее время вопросы приёмной семьи находят всё большее отражение не только в отдельных публикациях и учебной литературе, но и в диссертационных исследованиях последнего времени (Р.А. О. Шукуров, г. БелгородВ.А. Цветков, г. Томск). Тем не менее, отдельные проблемы, связанные с организацией, функционированием и прекращением её деятельности, остаются неисследованными, либо исследованными не до конца, что негативно отражается на правоприменительной практике. Поэтому в настоящей работе рассматриваются в комплексе проблемы, как теоретического, так и практического характера, разрешение которых диктуется реальной действительностью.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы является: комплексное, всестороннее и объективное изучение института приёмной семьи в целоманализ федеральных актов и актов регионального нормотворчества, регулирующих отношения в процессе организации и деятельности приёмной семьиизучение проблемных вопросов, наиболее часто встречающихся в теории и правоприменительной практикеразработка теоретических рекомендаций, направленных на совершенствование теории, повышение эффективности законодательной и правоприменительной деятельности в области организации и деятельности приёмной семьи как формы реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жизнь и воспитание в семье.

Для достижения поставленных целей автор поставил перед собой следующие задачи:

— проследить исторические этапы развития российского законодательства, посвященного призрению детей, оставшихся без попечения родителей, на возмездной основе;

— раскрыть понятие и выделить характерные особенности приёмной семьи;

— определить содержание условий создания приёмной семьи и подвергнуть их детальному рассмотрению;

— определить место приёмной семьи в системе форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан;

— определить правовую природу договора о передаче ребёнка в приёмную семью;

— охарактеризовать правовой статус участников договора о передаче ребёнка в приёмную семью;

— выработать предложения по совершенствованию законодательства о приёмной семье с целью его единообразного толкования и применения;

— определить прогнозы относительно перспектив развития института приёмной семьи в современной России.

Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа является комплексным исследованием, в котором последовательно и детально анализируются все фазы становления приёмной семьи. При этом особое внимание уделяется преддоговорным факторам, оказывающим влияние на желание претендентов на роль приёмного родителя образовать приёмную семью. Поэтому автор исследует ранее неизученные вопросы, связанные с мотивацией их действий. Отличаются новизной и предложенные автором критерии подбора приёмных родителей (возрастные ограничения, разница в возрасте между родителем-воспитателем и его воспитанником). Новизна работы состоит и в предложении заключать два договора: семейно-правовой (договор об условиях воспитания и материального обеспечения ребёнка в приёмной семье) и трудовой. Одновременно впервые обосновывается необходимость совершенствования трудовых правоотношение приёмных родителей и органов опеки и попечительства. Впервые тщательно проанализирован правовой статус воспитанника приёмной семьи, приёмного родителя, а также органов опеки и попечительства. Обосновывается предложение о введении института помощника приёмного родителя.

Проведённый анализ законодательных актов Российской Федерации, посвященных организации и деятельности приёмной семьи, позволил поставить вопрос о необходимости их совершенствования, а также об унификации федеральных и региональных актов нормотворчества, касающихся приёмной семьи.

Результаты проведённого диссертационного исследования позволили сформулировать следующие положения., выносимые на защиту:

1. Приёмная семья есть семья с элементами профессионального выполнения родителями-воспитателями своих обязанностей, предусмотренных законодательством РФ и договором.

2. В словосочетании «приёмная семья» приоритет принадлежит термину «семья», а его особенности отражает дефиниция «приёмная». Особенности приёмной семьи можно разделить на три группы, каждая из которых обусловлена: характером её образованияспецификой прав и обязанностей приёмного родителя и его воспитанникаструктурой приёмной семьи,.

3. Принципы организации и деятельности приёмной семьи заключаются: в важности и уникальности получения ребёнком, оставшимся без попечения родителей, опыта семейного общения и воспитанияв устройстве в приёмную семью ребёнка любого пола, возраста, состояния здоровья, этнического происхождения и гражданствав добровольном характере отношений при решении вопроса организации приёмной семьив необходимости предварительной подготовки и обучения приёмных родителейв поднадзорном характере воспитательной деятельности приёмного родителяв разнообразной поддержке приёмной семьи со стороны государства в лице региональных органов власти субъектов Российской Федерации в части, касающейся материального обеспечения приёмного ребёнка, его воспитания, образования, лечения, организации отдыха.

4. Качество приёмной семьи во многом зависит от способности потенциального приёмного родителя осуществлять возложенные на него обязанности. Поэтому родителями-воспитателями могут быть граждане не моложе 30 лет и не старше 60 лет. Минимально возможная разница между приёмным родителем и приёмным ребёнком может быть 12 лет. Целесообразно предусмотреть в Положении о приёмной семье испытательный (адаптационный) для приёмного родителя срок, установить, что на воспитание в приёмную семью может быть передано от 1 до 5 детей, оставшихся без попечения родителей, а их общее число, включая родных и усыновлённых, не должно превышать 8 человек. В случае увеличения количества детей, такой семье должна быть предоставлена возможность в упрощённом порядке получить статус детского дома семейного типа.

5. Под договором о передаче ребёнка в приёмную семью следует понимать соглашение органа опеки и попечительства и гражданина (приёмного родителя) о передаче ребёнка (приёмного ребёнка), оставшегося без попечения родителей, в семью приёмного родителя (приёмную семью) на определённый срок за вознаграждение в виде ежемесячной заработной платы. По своей отраслевой принадлежности данный договор является семейно-правовым.

С целью придания «внешней содержательности» договору, направленному на создание приёмной семьи, предлагается закрепить в Семейном кодексе РФ его название: «Договор об условиях воспитания и материального обеспечения ребёнка в приёмной семье». Указанный договор должен заключаться с одним из супругов, на каждого ребёнка отдельно.

6. Наряду с договором об условиях воспитания и материального обеспечения ребёнка в приёмной семье предлагается заключать также трудовой договор, предметом регулирования которого является выполнение приёмным родителем определённой трудовой функции — семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы выплаты заработной платы родителю-воспитателю. С целью соблюдения прав приёмных родителей предлагается урегулировать на федеральном уровне минимальный размер его заработной платы с указанием на право (обязанность) субъектов РФ устанавливать более высокую плату за их труд. Рекомендуется принять за основу единый способ определения размера оплаты труда приёмного родителя, а именно исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ).

7. Целесообразно различать освобождение приёмного родителя от выполнения обязанностей по воспитанию приёмного ребёшса от его отстранения. В первом случае речь идёт о добросовестном воспитателе, не способном по уважительным причинам, выполнять возложенные на него права и обязанности, во втором — имеет место недобросовестное выполнение им принятых на себя обязательств, что является основанием для отказа в просьбе быть усыновителем, опекуном (попечителем), а также приёмным родителем в будущем. Расторжение договора о передаче ребёнка в приёмную семью в случае нарушения прав одного из его участников должно осуществляться в судебном порядке.

8. В связи с тем, что многие федеральные законы РФ не упоминают приёмных родителей в качестве законных представителей своих несовершеннолетних воспитанников, предлагается внести соответствующие дополнения в следующие нормативные акты: в ст.ст. 20, 26, 27, 28, 171, 1073 Гражданского кодекса РФв п. 3 ст. 53 Федерального закона РФ «Об актах гражданского состояния" — в ст.ст. 8, 10, 20, 21, 22 Федерального закона РФ «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации" — в п. 5 ст. 286, 373 Таможенного кодекса РФв п. 5 ст. 12 Уголовно-процессуального кодекса РФв ст. 25.3 Кодекса об административных правонарушениях РФв ст. 37 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве" — в ст. 7 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании».

Объектом диссертационного исследования является совокупность правовых отношений, возникающих в процессе устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан (приёмные семьи) на возмездной основе, отношения, имеющие место в процессе её функционирования и прекращения деятельности, а также связанные с обеспечением реализации прав и обязанностей субъектов данных правоотношений (приёмных детей, приёмных родителей, органа опеки и попечительства).

Методологическая основа диссертационного исследования. При написании диссертации автором были использованы исторический, логический, формально-юридический и метод сравнительного правоведения, анализ ранее и ныне действующего законодательства.

Теоретическую основу диссертационного исследования образуют научные труды учёных дооктябрьского периода истории нашего государства: М. Ошанина, К. П. Победоносцева, В. И. Сергеевича, Г. Ф. Шершеневича. Исследования специалистов в области теории права: А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, Е. А. Киримовой, А. И. Лепёшкина, Г. Н. Манова, А. В. Малысо, Н. И. Матузова, P.O. Халфиной, Б. В. Щетининагражданского права: М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, Д. М. Генкина, А. Ю. Кабалкина, Ю. Х. Калмыкова, И. Б. Новицкого, А. П. Сергеева, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого.

Исследование приёмной семьи в рамках семейного права позволило рассматривать в качестве теоретической основы труды специалистов в области семейного права: М. В. Антокольской, Ю. Ф. Беспалова, Е. М. Ворожейкина, З. И. Ворониной, А .Г. Гойхбарга, В. И. Данилина, Ю. А. Королёва, О. Ю. Косовой, Н. В. Кравчук, Л. Б. Максимович, Г. К. Матвеева, Л. Ю. Михеевой, В. П. Никитиной, А. М. Нечаевой, А. И. Пергамент, JI.M. Пчелинцевой, A.M. Рабец, В. А. Рясенцева, Н. Н. Тарусиной и др.

Большей глубине исследования проблем, связанных с особенностями приёмной семьи, способствовало изучение работ, посвященных социальным проблемам детского сиротства, принадлежащих перу С. Бахрушина, М. Д. Горячева, А. И. Довгалевской, В. А. Лыткина, П. И. Люблинского, М. Попова и др.

Особенности приёмной семьи, роль психологического климата в жизни осиротевших детей объясняет изучение трудов специалистов в области педагогики, психологии, медицины: С. А. Ананьина, И. А. Бобылёвой, О. В. Заводилкиной, Т. В. Ермоловой, Н. П. Ивановой, B.C. Мухиной, В. И. Ослон, Е. М. Рыбинского, Е. О. Смирновой, М. Ф. Терновской.

С целью изучения правовой природы оплаты труда приёмных родителей изучены работы по трудовому праву: И. Н. Половцева, Г. С. Скачковой.

Острота проблемы устройства детей, лишившихся родительского попечения, в семьи, породила появление на свет большого числа статей практиков, занимающихся проблемами приёмных семей. Среди них: Н. В. Волкова, И. Н. Володина, Н. Игошина, Г. Писарчик и др.

Использованная законодательная база. В процессе изучения основных характеристик приёмной семьи автор исходил из положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, профильных федеральных законов и законов субъектов РФ о приёмной семье, иных нормативных актов, а также постановлений Пленумов.

Верховного Суда РФдореволюционного законодательства России в части, касающейся платного призрения.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что теоретические положения и конкретные выводы, сделанные в результате проведённого исследования, могут быть учтены в процессе дальнейшей научной разработки и изучения вопросов, касающихся развития и усовершенствования института приёмной семьи, а также при формировании и корректировании семейного и другого отраслевого законодательства как федерального, так и регионального уровня. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки и преподавания курса «Семейное право».

Кроме того, выводы, касающиеся условий создания приёмной семьи, а также заключения и прекращения договора о передаче ребёнка в приёмную семью, могут служить основой для методических рекомендаций, и применены в практической деятельности органов опеки и попечительства.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные научные выводы, составляющие теоретическую основу настоящего исследования, практические предложения и рекомендации по теме исследования нашли отражение:

— в сообщении на заседании кафедры семейного и ювенального права Российского Государственного Социального Университета (21 сентября 2005 г.);

— в докладе («Приёмная семья как способ защиты детей муниципальными органами (органами опеки и попечительства)») на научно-практической конференции Российского Государственного Социального Университета, на тему: «Проблемы теории и практики местного самоуправления на современном этапе» (23 апреля 2003 г.);

— в выступлении на конференции, прошедшей в Институте государства и права РАН, на тему: «Защита прав ребёнка в современной России» (22−23 октября 2003 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих восемь параграфов, заключения,' списка нормативных материалов и научной литературы, а также приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В России накоплен большой положительный опыт применения, так называемых, платных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование современного института приёмной семьи — явление закономерное и необходимое. Его вклад в общее дело воспитания, образования, формирования личности детей, лишившихся собственной семьи и родителей, достаточно значителен и практически ощутим.

Проведённое исследование правового регулирования отношений, возникающих в процессе организации и деятельности приёмной семьи, на основе анализа нормативных актов федерального и регионального значения позволяет автору данной работы сделать следующие основные выводы:

1. Одним из приоритетных прав каждого ребёнка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 Семейного кодекса РФ. Оно должно быть реализовано и тогда, когда несовершеннолетний по тем или иным причинам лишился родительского попечения. В этом случае приёмная семья есть способ, благодаря которому восстановление данного нарушенного права становится реально возможным.

2. Приёмную семью следует рассматривать в двух качествах. Во-первых, как один из самостоятельных институтов семейного права, представляющий собой совокупность правовых норм, объединённых в главе 21 СК РФ и направленных на регулирование отношений по организации и деятельности приёмной семьи, прав и обязанностей её субъектов на различных этапах её формирования, в конечном итоге имеющих своей основной целью устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, обеспечение их прав и законных интересов приёмными родителями, а также оказание им иной необходимой помощи. Во-вторых, как: форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. В этом качестве под приёмной семьёй следует понимать организацию жизнедеятельности таких детей в условиях семейного воспитания и обеспечение приёмного ребёнка необходимыми материальными и иными ресурсами родителями-воспитателями и органами опеки и попечительства.

3. С учётом особенностей присущих приёмной семье можно отметить, что приёмная семья представляет собой семью с элементами профессионального выполнения родителями-воспитателями своих обязанностей, предусмотренных законодательством РФ и договором.

4. Формулирование принципов организации и деятельности приёмной семьи имеет принципиально важное значение. К их числу автор относит: 1) признание важности и уникальности получения каждым ребёнком, лишившимся родительского попечения, опыта семейного общения и воспитания- 2) устройству в приёмную семью подлежит любой ребёнок независимо от его пола, возраста, состояния здоровья, этнического происхождения и гражданства- 3) добровольный характер отношений при решении вопроса об организации приёмной семьи- 4) необходимость предварительной подготовки и обучения приёмного родителя- 5) поднадзорность деятельности приёмных родителей со стороны органов опеки и попечительства- 6) поддержка приёмной семьи со стороны государства в лице региональных органов власти субъектов РФ.

5. Создание приёмной семьи включает в себя два тесно взаимосвязанных этапа — преддоговорной и договорной.

Преддоговорная фаза является по своей сути вспомогательной. От того насколько тщательно, всесторонне и квалифицировано будут, во-первых, соблюдены права и интересы участников отношений по устройству ребёнка на воспитание в семью и, во-вторых, проведена подготовка, обучение будущих приёмных родителей, во многом зависит успех конечного результата — своевременное заключение безупречного договора о передаче ребёнка на воспитание в семью.

Договорная фаза состоит в совершении действий, направленных на заключение указанного договора. Договор о передаче ребёнка в приёмную семью является по своей правовой природе семейно-правовым. С целью придания внешней содержательности заключаемого договора предлагается ввести название: «договор об условиях воспитания и материального обеспечения ребёнка в приёмной семье». С точки зрения специфики деятельности приёмных родителей представляется возможным заключение двух договоров: договора об условиях воспитания и материального обеспечения ребёнка в приёмной семье и трудового договора.

6. Детальный анализ правового статуса родителя-воспитателя и воспитанника приёмной семьи показывает, что каждый из них обладает правами и несёт обязанности аналогичные тем, которые имеют родители и дети, усыновители и усыновлённые, опекуны (попечители) в отношении подопечных. В то же время в их правовой статус включены и такие права и обязанности, наличие которых обусловлено специальными требованиями, предъявляемыми к приёмной семье.

7. Несовершенство действующего как федерального, так и регионального законодательства о приёмной семье, а также имеющиеся материальные трудности тормозят развитие и повсеместное распространение приёмной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Устранение данных недостатков, а также более внимательное отношение к проблемам, возникающим в процессе деятельности родителей-воспитателей и органов опеки и попечительства, и их своевременное решение позволит вывести приёмную семью на качественно новый уровень, а значит возможность помочь большему числу детей, нуждающихся в семье, станет реальнее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: ФЗ РФ от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. — № 9. — ст. 4552.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ // СЗ РФ. 2005. — № 1. — ст. 13.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 14 ноября 2002 г. № 137-Ф3 // СЗ РФ. 2002. — № 46. — ст. 4531, 4532- в редакции
  4. Федеральный закон РФ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. -2001.-№ 17.-ст. 1643.
  5. ФЗ // СЗ РФ. 2004. — № 49. — ст. 4853- от 28.12.2004 № 187-ФЗ // СЗ РФ. -2005. -№ 1 (ч. 1).-ст. 13.
  6. Федеральный закон РФ от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. — № 47. — ст. 4909.
  7. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 185−1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. — № 33. — ст. 1913.
  8. Закон Мурманской области от 10 января 1999 г. № 126-Ol-3MO «О размере оплаты труда приёмных родителей и льготах, предоставляемых приёмной семье» (с последующими изменениями и дополнениями) // Вестник образования. 1999. — № 8.
  9. Закон Пермской области от 5 июня 1997 г. № 771−112 «О приёмной семье» (с последующими изменениями и дополнениями) // Бюллетень Законодательного собрания и администрации Пермской области. 1997. — № 4
  10. Закон Ярославской области от 6 июня 1997 г. № 12-з «О размере оплаты труда приёмных родителей и льготах, предоставляемых приёмной семье» (с последующими изменениями и дополнениями) // Губернские вести. -10.06.1997. -№ 19.
  11. Закон Курской области от 10 июня 1997 г. № 11-ЗКО «Об оплате труда приёмных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приёмной семье» (с последующими изменениями и дополнениями) // Бюллетень Курской областной Думы. 1997. — № 3.
  12. Закон Липецкой области от 5 июля 1997 г. № 72−03 «О материальном обеспечении приёмной семьи в Липецкой области» // Липецкая газета. -15.07.1997- в редакции Закона Липецкой области от 31.10. 2000 № 114−03 // Липецкая газета. -16.11.2000.
  13. Закон Белгородской области от 14 июля 1997 г. № 124 «О приёмной семье» // Думские Ведомости. 1997. — № 9- в редакции Закона Белгородской области от 10.05.2000 № 96 // Думские Ведомости. — 2000. — № 5.
  14. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г. № 46−03 «Об оплате труда приёмных родителей и льготах приёмным семьям» (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ Ханты-Мансийского автономного округа. 1997. — № 6.
  15. Правила организации детского дома семейного типа. Утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» // Российская газета. 30 марта 2001 года.
  16. Положение о приёмной семье. Утв. Постановлением Правительства РФ от17 июля 1996 г. № 829 // СЗ РФ. 1996. — № 31. — ст. 3721- в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49.
  17. Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми: Письмо Министерства образования РФ от 29 марта 2002 г. № 483/28−5 // Вестник образования России. 2002. — № 16.
  18. О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приёмными родителями: Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 // Российские вести. 17 октября 1996 года.
  19. О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью: Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. №№ 369, 641 // Российские вести. 24 апреля 1996 года.
  20. Б. Утратившие силу или не подлежащие применению
  21. О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих посёлках: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР // СУ и Р РСФСР. 1928. — № 64. — ст. 462.
  22. О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. // СУ и Р РСФСР. -1936. № 9. — ст. 49.
  23. О создание детских домов семейного типа: Постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. № 1022 // СП СССР. 1988. — № 30. -ст. 85.
  24. В. Постановления высших судебных органов48, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» // БВС РФ. 1997. — № 9.
  25. Н.А. Гей-брак: семейный статус одиноких пар в международном, национальном и местном праве. М.: БЕК, 2002. — 416 с.
  26. П.В., Бондов С. И., Гришин И. П. Семейное право. -М., 2002.
  27. М.В. Семейное право: Учебник. -М.: Юристь, 1996. 366 с.
  28. С.Н., Забейворота А. И., Глисков А. Г., Бородич К. Ю. Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ (порядок, условия, правовые последствия). -М.: МЦФЭР, 2004. 175 с.
  29. С. Организация попечения о беспризорных детях в Москве. -М., 1916.-22 с.
  30. В.В. Сиротские детские учреждения России. Исторический очерк. М.: Изд-во «Дом» РДФ, 1993. — 21 с.
  31. Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребёнка в Российской Федерации. Владимир: Изд-во ВГПУ, 2000. — 190 с.
  32. Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребёшса в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во «Ось -89», 2004.-191 с.
  33. М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М.: Статут, 1999.-254 с.
  34. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: общие положения. -М.: Статут, 2002. 841 с.
  35. С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госизд. юрид. лит., 1950.-368 с.
  36. О.В. Правовой статус ребёнка в Российской Федерации. -Краснодар, 2002. 120 с.
  37. А.Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Новый Юрист, 1998.-622 с.
  38. Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 1999.-415 с.
  39. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1985. -175 с.
  40. Вопросы и ответы о приёмных семьях / Составители: В. Б. Тасеев, Ю. М. Смоляков. Самара: Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Адм-ции Самар. обл. и Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 1998. -21 с.
  41. Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.: Юрид. лит., 1972.-336 с.
  42. Д.М., Новицкий И. Б., Рабинович Н. В. История советского гражданского права. -М.: Юрид. издат., 1949. 514 с.
  43. А.Г. Сравнительное семейное право. -М.: Юрид. издат., 1925. 232 с.
  44. М.Д. Социальная опека над ребёнком. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1998. — 151 с.
  45. Гражданское право: Учебник / Под ред. С. П. Гришаева. М.: Юристъ, 1999.-484 с.
  46. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1997. — 600 с.
  47. Гражданское право. Часть третья: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -М.: Проспект, 2003. 783 с.
  48. Гражданское право. Том первый: Учебник / Отв. Ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 1998.-785 с.
  49. В.И., Реутов С. И. Юридические факты в советском семейном праве. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 155 с.
  50. И.Ф., Олиференко Л. Я. Приёмная семья институт защиты детства: Методические рекомендации. — Серия: семья и воспитание. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. — 56 с.
  51. А.И. Семейное воспитание приёмных детей. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во МП РСФСР, 1948. — 112 с.
  52. Договор в народном хозяйстве. Вопросы общей теории / Отв. Ред. М. К. Сулейменов. Алма-Ата: Наука, 1987. — 175 с.
  53. Ю.А. Семейное право России: Учебное пособие. М.: Изд. Дом «Данилов и К», 2000. — 64 с.
  54. Н.А., Королёв Ю. А., Седугин П. И. Новое в законодательстве о браке и семье. -М.: Юрид. лит., 1970. 134 с.
  55. Н.П., Бобылёва И. А., Заводилкина О. В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М.: БФРГТЗ «Слово», 2002. — 99 с.
  56. Н.П., Заводилкина О. В. Дети в приёмной семье. М.: Дом, 1993. -31 с.
  57. А.Ю. Гражданско-правые договоры в России. Общие положения: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 2002. — 223 с.
  58. О.А. Усыновление, опека и попечительство над детьми. М.: «Приор», 1998. — 94 с.
  59. В.В. Договор на оказание возмездных услуг: Учебное пособие. -Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2002. 74 с.
  60. Е.А. Правовой институт: понятие и виды. Саратов: Изд-во Сарат гос. академия права, 2000. — 50 с.
  61. Книга для приёмных родителей / Под общей ред. Г. И. Гусаровой. -Самара: Комитет по вопросам семьи, материнства и детства и Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 1998. 86 с.
  62. Ю.А. Семейное право России: Учебное пособие. М.: Юрид. лит., 1999. — 335 с.
  63. А.И. Правовое положение советских граждан. М.: Мысль, 1966.-56 с.
  64. Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. -Томск, 2003. 143 с.
  65. В.А. История социальной работы в России. Калуга: Калужский гос. пед. ун-т, 1997. — 128 с.
  66. Г. К. Советское семейное право. -М.: Юрид. лит., 1985. 237 с.
  67. Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие / Под ред. Р. П. Мананковой. М.: Изд-во «Палеотип», 2002.-247 с.
  68. A.M. Семья и закон. М.: Наука, 1980. — 126 с.
  69. A.M. Семейное право: Курс лекций. М.: Юрист, 2000. — 318 с.
  70. A.M. Россия и её дети (ребёнок, закон, государство). -М.: Изд-во «Граль», 2000. 239 с.
  71. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми и Модель образовательного учреждения нового типа для детей, нуждающихся в государственной защите. М.: Изд-во «Квадрум», 2000. — 135 с.
  72. Определение воспитанников детдомов и беспризорных детей в крестьянские семьи. Тамбов, 1927. — 14 с.
  73. Организация работы с приёмными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей / Под общей ред. Г. И. Гусаровой.- Самара: Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Адм-ции Самар. обл., 1998. 102 с.
  74. М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912. — 283 с. Пелевин М. С. Брачно-семейное и наследственное право исламской республики Иран. — Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та, 1998. — 78 с.
  75. А.И. Опека и попечительство. М.: Юрид. лит, 1966. — 159 с.
  76. К.П. Курс гражданского права. Часть вторая. СПб, 1896.- 676 с.
  77. М. Детская беспризорность и патронирование. Издание Областной Деткомиссии Ивановской промыш. области, 1929. — 32 с.
  78. Приёмные семьи: проблемы становления (советы приёмным родителям). -Самара, 1999.- 190 с.
  79. Программа подготовки приёмных родителей / Составители: Е. М. Рыбинский, Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина, И. А. Бобылёва. М., 1999.
  80. Пчелинцева J1.M. Семейное право России: Учебник. М.: НОРМА, 2002.- 679 с.
  81. A.M. Обязательства по возмещению вреда, причинённого жизни и здоровью: Федеральный фонд ОМС. -М., 1998. 296 с.
  82. A.M. Семейное право. Белгород, 1998.
  83. Т.А., Ромм М. В. и др. Исторические очерки российской социальной работы. Новороссийск: Новорос. гос. пед. ун-т, 1999. — 132 с.
  84. О.А. Семейное право: Учебно-практическое пособие. М.: Экзамен, 2003. — 255 с.
  85. Е.М. Сиротское детство России. Что делать? М.: НИИ детства РДФ, 1997. — 110 с.
  86. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: Основные институты / Под ред. В. В. Залесского. М.: Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2004. — 309 с.
  87. В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб, 1903. — 664 с.
  88. Советское семейное право / Под ред. В. А. Рясенцева. М.: Юрид. лит, 1982.-255 с.
  89. Н.Н. Семейное право: Учебное пособие. -М.: Проспект, 2001. -142 с.
  90. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. -М.: Юристъ, 1999. 672 с.
  91. Теория права и государства: Учебник / Под ред. Г. Н. Манова. М.: БЕК, 1995.-323 с.
  92. М.И., Кочеткова С. Ю., Фетюхин Ю. М. Приёмная семья как форма опеки и попечительства. Волгоград: Перемена, 2000. — 65 с.
  93. P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974. -353 с.
  94. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: Пособие для сотрудников Центра / Под ред. Г. М. Иващенко. М., 1999. — 190 с.
  95. Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). -М.: Спарк, 1995.-556 с.
  96. Юридическая энциклопедия / Под общей ред. академика Б. Н. Топорнина. -М.: Юристъ, 2001. 874 с.
  97. Б. Комментарии законодательства
  98. А.Н. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации: Научно-практическое издание. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. -494 с.
  99. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. М.: Юрист: Право и закон, 2003. — 874 с.
  100. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. 2-е изд. — М.: Норма-ИНФРА-М, 2001.-479 с.
  101. Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: «Юридический дом «Юстицинформ», 2003. — 414 с.
  102. В.Ф., Кузнецова О. В. Проблемы применения Семейного кодекса: комментарий законодательства. Челябинск, 1999. — 211 с.
  103. И.Н. Краткий комментарий к Закону Санкт-Петербурга «О размере оплаты труда приёмных родителей». СПб: «ГЕЛИКОН-ПЛЮС», 2001.-55 с.
  104. Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2003. — 825 с. 1. В. Статьи
  105. С.А. Медицинские проблемы здоровья и оздоровления воспитанников детских домов // Проблемы сиротства и деятельность учреждений замещающих семейное воспитание. Выпуск 2. — М.: Институт социологии РАН, 1992. — С. 38−45.
  106. Ю.Ф. Определение места жительства ребёнка // Российская юстиция. 2002. — № 2. — С. 28−32.
  107. М.С. О детском доме семейного типа // Закон и право. 2001. -№ 8. -С. 51−52.
  108. Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Советское государство и право. 1965. — № 2. — С. 42−50.
  109. Н.В. Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные проблемы правоведения. -2003. -№ 1−2 (4−5). -С.164−169.
  110. А.З. Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей // Юридический мир. 1997. — № 8. — С. 12−17.
  111. Ю. Мама на окладе // Социальная защита. 2003. — № 4. — С. 28−31.
  112. А.И. Приёмные дети // Семья и школа. 1946. — № 6. — С. 57.
  113. А.И. Воспитание приёмных детей в колхозной семье Гавриловых // Семья и школа. 1946. -№ 12.-С. 16−18.
  114. Н. Родители-воспитатели спрашивают: «А что дальше?» // Дитя человеческое. 2004. — № 1−2. — С. 21.
  115. Н., Морозова Е., Щербакова А. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Народное образование. -2001. -№ 7.-С. 185−189.
  116. Н.П. Услуга как объект гражданского правоотношения // Проблемы права социалистической государственности и социального управления. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 73. -Свердловск: Свердловский юрид. институт, 1978. — С. 32−36.
  117. Ю.Х. К понятию по оказанию услуг в гражданском праве // Советское государство и право. 1966. — № 5. — С. 116−119.
  118. Л.П. Необходимо универсальное понятие семьи // Правоведение. 1980. -№ 1. — С. 63−65.
  119. С.А., Логинова Ю. В. Проблемы адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни // Сироты России: проблемы, надежды, будущее / Министерство социальной защиты населения РФ и др. М., 1994. — С. 42−43.
  120. П.И. Охрана детей и борьба с беспризорностью // Право и жизнь. 1927. — № 8. — С. 27−36.
  121. Л.Ю. Правовое регулирование патронатного воспитания детей // Российская юстиция. 2003. — № 7. — С. 39−41.
  122. Л.Ю. Проблемы систематизации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребёнка в современной России: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. профессор А. М. Нечаева. М.: ИГПРАН, 2004. С. 115−123.
  123. A.M. Правовые аспекты деятельности приёмной семьи // Актуальные проблемы современного детства. Сборник научных трудов / Под общей ред. Е. М. Рыбинского. Выпуск 5. — М.: НИИ детства РДФ, 1998. — С. 32−37.
  124. A.M. Семейное право: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 1999. — № 3. — С. 69−75.
  125. A.M. Защита прав ребёшса: законодательство и правоприменительная практика // Защита прав ребёнка в современной России: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. профессор A.M. Нечаева. М.: ИГПРАН, 2004. С. 3−15.
  126. В.Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения сиротства в России // Вопросы психологии. -2001.-№ 3.-С. 79−90.
  127. Г. Дети на подряде // Российская газета. 2003. — 25 февраля.
  128. Г. С. Особенности правового регулирования труда приёмных родителей // Трудовое право. 2003. — № 8. — С. 24−28.
  129. В.А. Задачи совершенствования законодательства о браке и семье // Развитие законодательства о браке и семье / Редкол.: М. Я. Булошников, А. И. Пергамент. М.: Институт государства и права АН СССР, 1978.-С. 27−43.
  130. Е.О., Галигузова JI.H. и др. Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи // Сироты России: проблемы, надежды, будущее / Министерство социальной защиты населения РФ и др. -М., 1994.-С. 57−58.
  131. С.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в приёмной семье // Защита прав ребёнка в современной России: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. профессор A.M. Нечаева. М.: ИГПРАН, 2004. С. 146−158.
  132. В. Альтернатива социальному сиротству // Народное образование. -2001,-№ 9.-С. 105−109.
  133. С. Родители по найму // Российская газета.-2004. 1 июня.
  134. Шукуров Р.А. О. Приёмная семья как правовая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные проблемы правоведения. -2004. -№ 2 (8).-С. 143−146.
  135. .В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. 1975. — № 2. — С. 1−10.
  136. Г. Диссертации и авторефераты
  137. И.Ф. Правовое регулирование семейных отношений: соотношение семейного и гражданского права. Автореферат дис. на соискание учёной степени канд. юрид. наук: Самара, 2004. — 23 с.
  138. Ю.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребёнка в Российской Федерации. Дис. на соискание учёной степени докт. юрид. наук: М., 2002. — 348 с.
  139. З.И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дис. на соискание учёной степени канд. юрид. наук. -Санкт-Петербург, 1993. 234 с.
  140. Н.И. Роль договора в трудовом праве (теоретические аспекты). Дис. на соискание учёной степени канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. -171 с.
  141. О.Ю. Основания возникновения семейных правоотношений. Дис. на соискание учёной степени канд. юрид. наук. Ленинград, 1986. — 216 с.
  142. Л.Б. Брачный договор в российском праве. Дис. на соискание учёной степени канд. юрид. наук. М., 2002. — 179 с.
  143. О.Н. Договорное регулирование имущественных отношений супругов. Дис. на соискание учёной степени канд. юрид. наук. Казань, 1999. -192 с.
  144. В.П. Правовые проблемы регулирования имущественных отношений в советской семье. Автореферат дис. на соискание учёной степени докт. юрид. наук. Л., 1976. — 40 с.
  145. В.Н. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот. Дис. на соискание учёной степени канд. психол. наук. М., 2002. — 281 с.
  146. В.А. Приёмная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации.
  147. Автореферат на соискание учёной степени канд. юрид. наук. Томск, 2005. -22 с.
  148. Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. Автореферат дис. на соискание учёной степени докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. — 42 с.
  149. Шукуров Р.А. О. Приёмная семья по семейному праву России. Автореферат дис. на соискание учёной степени канд. юрид. наук. Белгород, 2004.-22 с.
  150. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2003 год». М.: МТЛСР РФ, 2003. — 126 с.
Заполнить форму текущей работой