Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие стратегий государственного воздействия на теневую экономику: институциональный подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе данного исследования мы пришли к выводу о том, что наиболее приемлемой стратегией государственного воздействия на теневую экономику является либеральная, представляющая собой комплекс мер, направленных, в первую очередь, на контроль в сфере денежно-кредитных отношений и налогообложения и прежде всего в тех областях, где материальный ущерб наиболее велик. Основными направлениями в рамках… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теневая экономика: содержание и формы проявления
    • 1. 1. Сущность теневой экономики: теоретико-методологические подходы
    • 1. 2. Теневая экономика как социально-экономическое явление
    • 1. 3. Формы проявления теневой экономики и закономерности их развития
  • II. Теневая экономика как угроза национальной безопасности
    • 2. 1. Масштабы развития теневой экономики и методы их оценки
    • 2. 2. Институциональные ловушки: причины возникновения и возможные пути выхода из них
    • 2. 3. Необходимость укрепления экономической безопасности
  • III. Основные направления решения проблем теневой экономики
    • 3. 1. Международный опыт воздействия на теневую экономику
    • 3. 2. Концепция комплексного государственного воздействия на теневую экономику
    • 3. 3. Стратегии государственного воздействия на теневую экономику в России в
  • XXI. веке

Развитие стратегий государственного воздействия на теневую экономику: институциональный подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная экономическая система характеризуется широким распространением теневой экономики. Интенсивное развитие теневой деятельности обуславливает необходимость ее концептуального и практического анализа.

Данные о масштабах изучаемого явления, предоставляемые международными и российскими организациями и специалистами, неоднородны. В России в настоящее время объемы теневой деятельности согласно различным источникам оцениваются в пределах от 25% до 60% ВВП1. В подобных масштабах теневая экономика часто становится угрозой для экономической стабильности и национальной безопасности страны.

Можно констатировать закрепление на российском рынке теневых институтов и развитие процесса институционализации теневой деятельности, означающее, что из ряда обособленных экономических операций теневая экономика становится структурированной и комплексной социально-экономической системой, имеющей свои собственные законы развития.

Актуальность исследования теневой экономики определена негативными последствиями ее воздействия на экономическую, социальную и политическую системы, а также необходимостью разработки теоретических и практических рекомендаций по выведению теневой экономики в сферу законной экономической деятельности.

Цели и задачи исследовании. Общей целью работы является анализ возможностей государственного воздействия на теневую экономику и разработка стратегий государственной политики, направленных как на локализацию, так и на противодействие теневой деятельности.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: — определить сущность и охарактеризовать основные формы проявления теневой экономики;

Мы оцениваем объем теневой экономики на уровне 40% ВВП. проанализировать причины возникновения теневого секторавыделить основные критерии классификации теневой экономикипроанализировать классификацию методов оценки объемов теневой сферысистематизировать существующие подходы к решению проблемы теневой экономикивыявить угрозу роста теневой экономики и необходимость укрепления национальной безопасностипровести сравнительный анализ существующих подходов противодействия теневой деятельности в России и в мировой практикепредложить комплексную концепцию государственного воздействия на теневую экономику.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является теневая экономика в России. Предметом исследования выступает совокупность основных подходов и стратегий государственного воздействия на теневую экономику в ее различных сегментах.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу исследования составили такие научные методы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, методы обобщения и сравнения, аналогии, методы группировок, исторического и логического анализа, метод экспертных оценок, а также междисциплинарный подход к анализу теневой экономики.

Теоретические разработки были сделаны на основе институциональной экономической теории. Полученные выводы опираются на теорию институтов, теорию трансакционных издержек, теорию институциональных изменений и др. Авторское исследование проводилось на стыке экономики, социологии и права. Теоретическую основу исследования составили фундаментальные работы по институциональной экономической теории российских и зарубежных специалистов, материалы научных периодических изданий, научных конференций и семинаров.

Информационная база исследования. Информационной базой послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, документы органов государственной власти, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, данные проведенных социологических опросов, экспертные оценки, а также другие' информационные и аналитические материалы. Также в ходе исследования активно использовались доклады и отчеты международных организаций.

Научная новизна исследования. К основным результатам исследования, обладающим элементами научной" новизной, относятся следующие положения:

1. Уточнено’понятие теневой экономики, в которую включаются различные виды деятельности, осуществляемые гражданами и негражданами страны на территории государства и наносящие прямой или опосредованный ущерб или урон государственной целостностидоходам бюджетной системы, национальной безопасности, росту и стабильности. экономики. Конкретизированы структурные составляющие теневой1 экономики (помимо криминальной, деятельности, теневого производства, теневых операций, с использованием денежных средств, в понятие теневой экономики* включаются неформальные отношения2, что способствует возникновению теневого капитала).

2. Проанализированы последние тенденции в развитии теневой экономики: создание устойчивых схем проведения1 теневых операций и закрепление неформальных отношенийразвитие теневой экономики, на международном уровне на фоне процесса глобализации-и развития’электронных технологийопережающий рост теневого сектора услуг по сравнению с промышленностью и сельским хозяйствоминституционализация1 различных форм* проявления теневой экономики.

2 Неформальные отношения, согласно нашему мнению, возникают в тот момент, когда решение о предоставлении какого-либо блага происходит согласно приоритетному, отношению к другой стороне (связанное со взаимовыгодными отношениями, получением взятки, дружескими или родственными связями и т. д.), а не согласно справедливому конкурентному праву.

3. Проведен анализ достоинств и недостатков используемых методов измерения теневой деятельности с учетом дополнительных критериев: 1) степени охвата теневой экономики, что позволяет выделить узкий подход, при котором анализируемая часть теневой экономики ограничена объемами теневого производства, и широкий подход, включающий в себя измерение теневой экономики не только на стадии производства, но и распределения, обмена и потребления- 2) видов используемых индикаторов, которые подразделяются на прямые, основывающиеся на социологических опросах и различных процедурах проверки (налоговые проверки, таможенные допросы и др.), и косвенные (оценка различий между официальной и реальной занятостью населения, анализ потребления электроэнергии, проводимых крупных транзакций и т. д.) — 3) количества используемых индикаторов, что позволяет строить различные эконометрические модели.

4. Разработаны основы концепции комплексного государственного воздействия на теневую экономику в России в XXI веке, которая базируется на двух основных направлениях, связанных с изменением пропорций теневой и легальной экономики: 1) снижении доли теневой экономики- 2) укреплении и развитии легальной экономики, что обусловит противодействие теневым составляющим. В рамках первого направления изначально должны быть выбраны те сферы экономики, в которых циркулирует наибольший объем денежных средств. В целях уменьшения объемов теневой деятельности предполагается использование инструментов прямого и косвенного воздействия на теневую экономику. Вместе с тем приоритетами в направлении укрепления легальной экономики является рост темпов экономического развития путем внедрения крупных промышленных и строительных проектов на базе частно-государственного партнерства, развитие городов-центров помимо Москвы, которые смогут стать зонами активного саморазвития и т. д.

5. Обоснованы и предложены стратегии реализации государственного воздействия на теневую экономику с рассмотрением их основных достоинств и недостатков (консервативная, либеральная, радикальная и антикоррупционная политика), а также возможности их применения. Консервативная стратегия предусматривает борьбу, прежде всего, с криминальной составляющей, либеральная нацелена, в первую очередь, на осуществление контроля над денежными и кредитными потоками и таким образом на значительное снижение доли теневой экономики, а радикальная — направлена на полное искоренение всех форм теневой экономики. Автор доказывает необходимость использования либеральной стратегии государственного воздействия на теневую экономику, включающую также меры по противодействию коррупции.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В условиях отсутствия единой концепции теневой экономики значимость данной работы состоит в развитии и дополнении категориального аппарата, классификации видов теневой экономики, методов ее исследования, полученных выводах и рекомендациях.

Предложенные в работе варианты стратегий государственного воздействия на теневой сектор могут найти практическое применение в сфере противодействия различным формам проявления теневой экономики.

I Теневая экономика, содержание и формы проявления.

Заключение

.

Природа теневой экономики неоднородна и многосферна, вследствие этого формы ее проявления различны. Вместе с тем теневая экономика достаточно мобильна и подвержена изменению своей структуры и основных секторов роста в ходе эволюционного развития. Данный факт обуславливает необходимость рассмотрения категории теневой экономики в рамках динамической теории. Важными факторами, которые следует учитывать при разработке стратегии государственного воздействия на теневую деятельность, являются временной и страновой.

При этом, на наш взгляд, жизнеспособность теневой экономики обусловлена самовоспроизводством и закреплением ее в социально-экономической сфере в виде институционализации многих форм проявления особенно в силу укоренения неформальных отношений.

В связи с этим необходимым, на наш взгляд, является государственный контроль над развитием общественных институтов и четкий анализ социальных потребностей для осуществления возможности внедрения необходимых элементов в действующие институты и организацию новых. Регулирование институциональных изменений полностью находится в компетенции и области влияния государства.

Одна из основных проблем в исследовании теневой экономики заключается в том, что данное явление весьма неоднородно и его проявления различны по качественным характеристикам и значительно отличаются по своей сущности. Следовательно, анализ теневой экономики в целом предопределяет недостаточность изучения каждой составляющей, а уделение пристального внимания каждой форме проявления теневой деятельности обуславливает упущение их взаимосвязей и общего комплекса теневых составляющих. В связи с этим основополагающим является изучение взаимосвязей и следственно-причинных связей внутри рассматриваемой категории.

Согласно нашему мнению, государство является единственным институтом, способным разработать стратегии по воздействию на теневой сегмент, организовать и провести целостный комплекс мер и контролировать их выполнение на практике.

В ходе данного исследования мы пришли к выводу о том, что наиболее приемлемой стратегией государственного воздействия на теневую экономику является либеральная, представляющая собой комплекс мер, направленных, в первую очередь, на контроль в сфере денежно-кредитных отношений и налогообложения и прежде всего в тех областях, где материальный ущерб наиболее велик. Основными направлениями в рамках данной стратегии является ужесточение контроля над банками и оптимизация налогообложения. Решение данных аспектов позволит увеличить материальные фонды, которыми распоряжается государство, и значительно снизить осуществляемые в настоящее время теневые операции в финансовой сфере. Рассматриваемая стратегия допускает долю теневой экономики в общем объеме ВВП до 10%, но при этом теневые действия не должны затрагивать сферы национальной и экономической безопасности государства. Вместе с тем, мы считаем, что либеральная стратегия должна осуществляться единовременно с мерами по противодействию коррупции и криминальной составляющей экономики.

Акценты государственного воздействия с течением времени меняются. Так, несколько лет назад основной целью было противодействие отмыванию денежных средств и финансированию терроризма В настоящее время основное внимание направлено на антикоррупционные меры, что обуславливает выделение в настоящей диссертационной работе антикоррупционной политики как отдельной стратегии, так как на сегодняшний день данная область является наиболее охваченной вниманием со стороны государства и приравнена к государственной национальной программе.

Мы отмечаем необходимость перманентного изучения изменяющихся форм проявления теневой экономики и позиционирования вопросов государственного воздействия на теневую деятельность как составляющих национальной программы. При этом государственная политика должна быть определенной, четкой и жесткой, покрывая все необходимые аспекты, особенно затрагивающие вопросы национальной безопасности.

В настоящей работе мы выделяем либеральную стратегию, как наиболее адекватную современным российским реалиям. Она базируется на жестком контроле над денежно-кредитной системой, и, в первую очередь, над банковской сферой, предполагает противодействие теневыми денежно-кредитными отношениями, а также нацелена на контроль над сбором налогов.

Целью либеральной стратегии является создание здоровой и полноценной экономико-социально-правовой системы, что позволит создать необходимые условия, для того, чтобы теневая деятельность стала невыгодной и нецелесообразной, что будет способствовать самопротиводействию процессу теневизации. Именно укрепление легальной экономики, на наш взгляд, может стать толчком к снижению доли теневой сферы. На наш взгляд, должна быть принята комплексная государственная программа по противодействию теневой экономике, на основе которой будет разработана стратегия государственного воздействия на теневую сферу. Вместе с тем при проведении антитеневой государственной политики мы предполагаем участие и содействие в ее реализации также со стороны неправительственных и общественных организаций, а также профсоюзов и отдельных граждан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. № 1711−1 «О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».
  2. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
  3. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».
  4. Федеральный закон «О продовольственной безопасности РФ» (декабрь 1997 г.).
  5. Федеральный Закон о валютном регулировании и валютном контроле от 10.12.2003 N 173-Ф3 (принят ГД ФС РФ 21.11.2003).
  6. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом" — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ „О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма“.
  7. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ „О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию“.
  8. Федеральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ „О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности“.
  9. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“.1. Книги:
  10. Alatas S.H. Corruption: its Nature, Causes and Consequences — Aldershot: Avebury, 1990.
  11. Alatas S.H. The sociology of corruption: The nature, function, causes a. prevention of corruption — Singapore: Times books intern., Cop., 1980, 87p.
  12. Dallago B. The irregular economy: The „underground“ economy and the „black“ labour market. Aldershot (Hants.): Dartmouth, Cop.1990 XXI, 202p.»
  13. Posner R. Economic Analysis of Law, Boston: Little, Brown, 1972.
  14. Rose-Ackerman S. Corruption: A study in Political Economy, NY.: Academic Press, 1978.
  15. А.А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А. А. Аузана — М: ИНФРА-М, 2005,416 с.
  16. А.А., Додлова М. Ч., Подколзина Е. А. Причины оппортунистического поведения в иерархических структурах. Препринт WP10/2006/07. — М.: ГУ ВШЭ, 2006, 36 с.
  17. С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социолический анализ- Гос. ун-т Высш. шк. Экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, ООО МАКС Пресс, 2004, 446 с.
  18. С.Ю. Теневая экономика и теневая политика: механизмы сращивания. Препринт WP4/2006/01. М.: ГУ ВШЭ, 2006, 48 с.
  19. О.С., Чепко И. Б. Экономическая безопасность и ее роль в обеспечении общественного благосостояния. Отв. ред. В. Н. Овчинников- Рост. гос. ун-т, Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003, 119 с.
  20. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания, Пер. Е. Руткевич, Московский Философский Фонд «Медиум», М.: 1995, с. 303.
  21. А.Э. Коррупция. — М., Известия, 2005, 342 с.
  22. A.B. Неформальные экономические отношения в современной России. М.: Наука, 2004, 101 с.
  23. . К критике политической экономии знака, М.: Библион-Русская книга, 2003, 272 с:
  24. Дж. Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т.1./ Фонд экономической инициативы- Гл. ред. кол.: Нуреев P.M. и др. М., «Таурус Альфа», 1997, Глава 7.
  25. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. Российская Академия Наук, Институт мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 2005, 314 с.
  26. В.В. Курс лекций по институциональной экономике. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000, 90 с.
  27. С.С. Экономическая безопасность и теневая экономика в РФ. М.: МАКС Пресс, 2007, 200 с.
  28. А.Н. Теневые процессы в экономике современной России: Монография, изд. 2-е. М.: МГИУ, 2006, 343 с.
  29. В.Е. Занятость в неформальном секторе в России: угроза или благо? М.: ГУ-ВШЭ, 2002, 50 с.
  30. А.И. Налоговая политика — «теневая» экономика. — Краснодар, 2006, 285 с.
  31. Дж. К. Новоиндустриальное общество.— Гармондсворт: Пенгвин, 1969- Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество: пер. с англ., — М.: ACT- СПб.: Транзиткнига, 2004: Тип. изд-ва Самар. Дом печати, 602 с.
  32. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. Пер. с англ. Б. Пинскер. М.: Catallaxy, 1995, 320с.-
  33. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире 2 тираж / Эрнардо де Сото. М.: Олимп-Бизнес, 2004, 272с.
  34. Западно-европейская социология XIX века: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996, 322 с.
  35. В.О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997, 189 с.
  36. В.Ю. Бегство капитала из России. М.:Анкил, 2002, 198 с.
  37. Киц A.B., Новичков С. Б., Строганов А. Г. Вирусы в экономике, или тернистый путь инвестиций в Россию. — М.: ОАО «Компания АСТШ», 2004, 304с.
  38. И., Тимофеев J1. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: Рос. Гос. Гуманитарн. Ун-т, 2000, 591 с.
  39. И.М., Тимофеев J1. Теневой образ жизни: Социологический автопортрет постсоветского общества- Рос. гос. гуманитар, ун-т. Центр по изучению экон. деят-сти. М.: РГГУ, 2000, 67 с.
  40. А. Коррумпированная Россия.— ОЛМА Медиа Групп- ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 640с.
  41. М., Маимбо С. М., Вильсон Дж. Ф. Неофициальные системы перевода денежных средств. Анализ неофициальной системы, перев. A.B. Малютин Hawala, M., 2004, 69 с.
  42. К. «Грязные» деньги — что это такое?: Справочник по налоговому законодательству в области «грязных» денег: пер. с нем. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998, 704 с.
  43. A.A. Диагностика ущерба от функционирования теневой экономики на отраслевом и региональном уровне — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003, 44 с.
  44. Ю.В., Ковалев С. Н. Теневая экономика- под ред. д.п.н., д.ю.н., проф. В.Я. Кикотя- д.э.н., проф. Г. М. Казиахмедова. М.: Норма, 2006, 336 с.
  45. C.B., Порк В. А. Бизнес и безопасность: толковый терминологический словарь. М.: Изд-во ЦКСИиМ «Ягуар», 1995, 278 с.
  46. М. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. — М., 2001.
  47. . Басня о пчелах, или Пороки частных лиц — блага для общества. — М.: Наука, 2000, 291с.
  48. И.С., Бараненкова Т. А., Кубшин Е. С. Неформальная занятость в России: тенденции развития и неоднозначность социального эффекта. М.: Ин-т экономики РАН, 2004, 61 с.
  49. Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT Хранитель, 2006, 873 с.
  50. Р. Явные и латентные функции / В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994, С. 379−448.
  51. А.Г., Огнивцев С. Б. Запретная экономика: монография. М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2007, 343 с.
  52. А.Г., Огнивцев С. Б. Запретная экономика: монография — М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2007, 343с.
  53. Г. Азиатская драма: Исследование нищеты народов. Т. 1−3 Нью-Йорк, 1968, 2221 с. // Социология стран Азии и Африки, вып. VI (специальный). Академия Наук СССР. М., 1970, 204 с.
  54. Г. Современные проблемы «третьего» мира. Издательство Прогресс. — М., 1972, 767 с.
  55. Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис. Т .1. Вып .2. М, 1993, С. 73.
  56. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики- пер. с англ. А.Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997, 180 с.
  57. А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005, 416с. (тема 6, с.155−186).
  58. Р. А. Экономический анализ права в 2 т.- пер. с англ. под ред. В. JI. Тамбовцева — СПб.: Экон. шк., 2004
  59. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. Препринт #98/004. М.: Российская экономическая школа, 1998, 42 с.
  60. В. Экономическая социология Курс лекций.— М.: Аспект Пресс, 1997, С.64−79.
  61. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: Причины, следствия, реформы- Пер. с англ. О. Ф. Алякринского.— М.: Логос, 2003 ГУП ИГЖ Ульян. Дом печати, 343 с.
  62. .Т., Чурилова Э. Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. М.: Финансы и статистика, 2003, 144 с.
  63. .Т., Чурилова Э. Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. — М.: Финансы и статистика, 2003, 144 с.
  64. И.П., Халиков М. С. Экономическая социология (региональный аспект): Учебное пособие.— М.: МАКС Пресс, — 2003, 396 с.
  65. Сен А. Развитие как свобода / Пер. с англ. под ред. и с послеслов. P.M. Нуреева, М.: Новое издательство, 2004, 432с.
  66. Сен А. Об этике и экономике (пер. с англ.). М.: Наука, 1996, 160 с.
  67. П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России. М., 2007, 271 с.
  68. П.А. Истребование долгов и организованная преступность. — М.: Юристь, 1997, 152 с.
  69. Л. М. Экономическая теория права / Под ред. Л. М. Тимофеева и Ю. В. Латова. М.: РГГУ, 2002, 138 с.
  70. Тимофеев Л: М. Черный рынок как политическая система: Публицист. Исследование. М.: Вильнюс: VIMO, 1993, 271с.
  71. Э. Экономическое поведение и институты / Пер. англ. — М.: Дело, 2001, 408 с.
  72. О. Экономические институты капитализма, — СПг., 1996, 702 с.
  73. Т. Неформальная экономика, М.: Логос, 1999, 574 с.
  74. А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999, 464 с.
  75. А. Е. Новая институциональная экономическая теория- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. 3. изд.—М.: ТЕИС, 2002, 591 с.
  76. Н.Д., Логинов Е. Л., Казиахмедов Г. М. и др. Экономика и право. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов/ Н. Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, 256 с.
  77. , Н.Д., Артемьев Н. В. и др. Экономика и право. Теневая экономика: учеб. Пособие для студентов вузов- 3-е изд., перераб. и доп.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 448с.
  78. Явлинский’Г. А. Периферийный капитализм. Лекции^ об экономической системе России на рубеже XX—XXI вв.еков. М.: Интеграл-Информ, 2003, 159 с. 1. Журналы:
  79. Becker G.S. Crime and Punishment: The Economic Approach // 76 Journal of Political Economy, 1968, pp. 169−217.
  80. Bourguignon F. Crime, Violence and Inequivavle Development // Paper prepared for the Annual World Bank Conference on Development Economics. April, 1999. Mimeo.
  81. Cagan Ph. The Demand for Currency Relative to the Total Money Supply // ' Journal of Political Economy — 1958, Vol.66/3, pp. 302.
  82. David P. Clio and the Economics of QWERTY // American Economic Review, 1985, Vol. 75, № 2, p. 332−337.
  83. Desai P. Russian Retrospectives on Reforms from Yeltsin to Putin // Journal of economic Perspectives, 2005, Vol. 19, № 1, pp. 87−106.
  84. Ehrlich I. The deterrent effect of capital punishment: a question of life and death / American Economic Review, 1975, pp. 397−417
  85. Ehrlich, I. Participation in illegitimate activities: A theoretical and empirical investigation // Journal of political economy, 81, 1973, pp.521−565.
  86. Fajnzylber P., Laderman D., Loayza N. Crime and Victimization: An Economic Perspective // Economia. Fall, 2000.
  87. Feige E. Overseas holdings of U.S. currency and the underground economy // Exploring the Underground Economy. Editor: Pozo S., Kalamazoo, Michigan, 1996, p. 5.
  88. Frey B., Oberholzer-Gee F., Eichenberger R. The Old Lady Visits Your Backyard: A Tale of Morals and Markets // The Journal of Political Economy, 1996, Vol. 104, No. 6, pp. 1297−1313.
  89. Gillespie K., The Political Dimensions of Corruption Cleanups: A Framework for Analysis / Kate Gillespie- Gwenn Okruhlik // Comparative Politics Vol. 24, No. 1 (Oct., 1991), pp. 77−95.
  90. Granovetter M, Robertson A.F., Friedland R. The Old and the New Economic Sociology: A history and an Agenda // Beyond' the Marketplace: Rethinking Economy and Society, NY, 1990, p. 89−112.
  91. Gupta1 S, Davoodi H., Tiongson E. Corruption and the Provision of Health Care and Educational Services // IMF Working Paper, 2000, 32 p.
  92. Guriev S., Rachinsky A. The role of Oligarchs in Russian Capitalism // Federal Reserve Bank of Chicago, Economic Perspectives, 2005, № 1Q, pp. 131 150.
  93. Hart K. Informal urban income opportunities and urban employment in Ghana // Journal of Modern African Studies, A quarterly survey of politics, economics & related topics in contemporary Africa, Cambridge University Press Vol.11 № 1, march 1973 p.61−89.
  94. Hellman J.S., Jones G., Kaufmann D* Seize the State, Seize the Day: an empirical analysis of State Capture an Corruption in Transition // Paper prepared for the ABCDE 2000 Conference, Washington- D.C., April 18−20, 2000.
  95. Hellman J.S. Winners take all The politics of Partial Reform in Postcommunist Transitions // World Politics, A quarterly journal of international relations, Volume 50, № 2, January 1998/ Princeton University, p.203−234.
  96. Hirst P., Thompson G. Globalization and the future of the nation state // Economy and Society, 1995- Volume 24, Number 3, pp. 408−442.
  97. Isachsen A., Strom S. The size and growth of the hidden economy in Norway // Review of Income and Wealth, 1985, Vol.31/1, p. 21.
  98. Kebschull H. Political Corruption: Making It the «Significant Other» In Political Studies // Political Science and Politics Vol. 25, No. 4 (Dec., 1992), pp. 705−709.
  99. Lacko M. Hidden Economy An unknown quantity: Comparative analysis of hidden economics in Transition countries 1989−95 // Economics of Transition, 2000, Vol.8/1, pp.117.
  100. Nas T., Price A. C., Weber Ch. T. A Policy-Oriented Theory of Corruption // The American Political Science Review > Vol. 80, No. 1 (Mar., 1986), pp. 107−11.
  101. Nice D. C. The Policy Consequences of Political Corruption // Political Behavior Vol. 8, No. 3 (1986), pp. 287−295.
  102. Sah R.K. Social osmosis and patterns of crime // Journal of Political Economy, 99, 1991, pp. 1272−1295.
  103. Sandholtz W., Gray M. M. International Integration and National Corruption // International Organization Vol. 57, No. 4 (Autumn, 2003), pp. 761−800.
  104. Schneider F., Enste D. Shadow Economies: Size, Causes, and Consequences // Journal of Economic Literature, Vol. 38- № 1 (Mar., 2000), pp. 77−114.
  105. Schneider F. Shadow Economies and Corruption All Over the World: What Do We Really Know? // Johannes Kepler University of Linz, Austria, Discussion Paper, March 9, 2007.
  106. Shah A. Tailoring the Fight against corruption to country circumstances // World Bank, 2007, p.233−254.. v, •
  107. Shleifer A. Corruption / Andrei Shleifer- Robert W. Vishny // The Quarterly Journal of Economics Vol. 108, No. 3 (Aug., 1993), pp. 599−617.
  108. Shleifer A., Treisman D. A normal Country: Russia after communism //Journal of economic Perspectives, 2005, Vol. 19, № 1, pp. 151−174.
  109. Stigler G. J. The optimum enforcement of laws // Journal of Political Economy, 78, 1970, p.533.
  110. Tanzi V. Uses and Abuses of Estimates of the Underground Economy // The Economic Journal. 1999, Vol.109/456, pp. 338−347.
  111. Tanzi V. Uses and Abuses of Estimates of the Underground Economy. // The Economic Journal, 1999, Vol.109/456, P.3380.
  112. Tanzi V. Corruption around the world: cases, consequences, scope, and cures / V. Tanzi // IMF Working Paper. — 1998. — № 63, p. 63.
  113. Tanzi V., Davoodi H. Roads to Nowhere: How corruption in Public Investment Hurts Growth // Washington: IMF, 1998 12p. (Economic Issues).
  114. White R. Information, Markets, and Corruption: Transcontinental Railroads in the Gilded Age // Journal of American History Vol. 90, No. 1 (Jun., 2003), pp. 1943.
  115. А.И. О трансформации экономики России (с позиций эволюционно-институционального подхода) // Экономика и математические методы, 1999, № 1
  116. Ю.В. Благосостояние и неравенство в доходах как криминогенный фактор // Экономика и математические методы, 2004, том 40, № 4, с.102−111.
  117. Е. Нечеткие институты, культура населения и институциональная энтропия // Общество и экономика, 2007, № 5−6, с. 37−53.
  118. Е. Экстернальные факторы эволюции институтов // Общество и экономика, 2006, № 1, с. 156−177.
  119. С.Ю. Неформальная экономика: понятие, структура, традиции изучения // Общество и экономика, 2003, № 11, с. 102−120.
  120. С.Ю., Звягинцев В. И. Механизмы «политического инвестирования», или как и зачем бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь // Экономическая социология, 2006. Т. 7. № 2.
  121. С. Неформальная экономика: уточнение понятия и специфика сегментов // Общество и экономика, № 1, 2006, с. 142−155.
  122. С. Ю. Методы оценки теневой экономики: критический анализ // Вопросы статистики, № 5, 2003, с. 14−23.
  123. С.Ю. Неформальная экономика: понятие, структура, традиции изучения // Общество и экономика, 2003, № 11, с. 102−120.
  124. Т. Криминально-бюрократичеческая составляющая хозяйственной жизни и проблемы ее преодоления // Общество и экономика, 2006, № 9, с. 32−50.
  125. В., Васильев В., Гулюгина А., Одинцова Е., Смирнов М. Качество и уровень жизни населения: Территориальный разрез // Экономист, 2008, № 1, с.39−45.
  126. Ю.Н., Шамраев A.B., Пчелкин Д. А. Альтернативные (неформальные) системы денежных переводов: международные тенденции и российские аспекты // Деньги и Кредит, 2004, № 10, с. 19−24.
  127. М.Ю. Применение современных информационных технологий с целью противодействия мошенничеству в финансовой отчетности, (на примере XBRL) //Банковский бизнес, № 2, 2007, с. 13−22.
  128. Н.В., Мельникова O.A. Изучение теневой экономической деятельности на региональном уровне: Пример Калининграда // Вопросы статистики, 2003, № 5, с. 24−32.
  129. И., Шмидт А. Разработка стратегии борьбы с отмыванием денег в банках // Банки: Мировой опыт, 2004, № 4, С. 44−46.
  130. Е. Занятость в неформальном секторе // Человек и труд.2004, № 10, с. 47.
  131. В.А. Теневая экономика и Калининградская проблематика // Вопросы статистики, 2004, № 11, с. 18−20.
  132. Е.Э. ' Институционализм как’альтернатива неоклассической и марксистской экономической теории // Квартальный бюллетень клуба экономистов, 2000, № 4, с. 164−180.
  133. О.Н. Разработка индекса социальной защищенности человека — перспективное* направление экономической теории // Экономика и финансы, 2005, № 2, с.76−77.
  134. В.А. Институциональный подход к проблемам кризиса российской экономики // Экономика и математические методы, 1999, № 1.
  135. Вьенк 3. Гражданские «сторожевые псы» пытаются следить за политическим жульничеством // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 38−39.
  136. В.П. Коррупция как проблема экономической теории // Финансы и Кредит, 2004, № 18 (156), с. 71−78.
  137. В.П. Коррупция как фактор, искажающий функции государственного механизма и конкуренции // Финансы и Кредит, 2007, № 36 (276), с. 58−64.
  138. Е., Левин М. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти (опыт эмпирического анализа) // Вопросы экономики, 2007, № 1, с. 1932.
  139. В. А. Теневая экономика и коррупция: происхождение и противодействие // Финансы и Кредит, 2007, № 35 (275), с. 2−7.
  140. В. Институциональный подход в экономической теории / В. Гамильтон // Обзор экономики США, 1919, № 9.
  141. С., Клейнер Г. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России // Российский экономический журнал, 2003, № 5−6, С.3−13.
  142. С.П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения // Восток, 2000, № 1, с.77−82.
  143. Н.М., Перекислов, В.Е., Фадеев В. А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб.: Питер, 2003, с. 22−25.
  144. С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? // Вопросы экономики, 2007, № 1, с. 11−18.
  145. С. Среда наибольшего благоприятствования // Коммерсантъ, 2006, 17 июля.
  146. X. Законы о свободе информации на страже честности власти // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 30−33.
  147. В., Спеклер М. Правовые институты и экономический рост в странах с переходной экономикой // Общество и экономика, 2007, № 2−3, с. 91 110.
  148. А. Правильный инструктаж как помощь в борьбе с коррупцией // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 49−51.
  149. Н.В. Экономический рост Сокращение теневой экономики как фактор экономического роста России // Вопросы экономики переходного периода, 2007, № 4, с. 21−31.
  150. Н.В. Экономический рост Сокращение теневой экономики как фактор экономического роста России // Вопросы экономики переходного периода, 2007, № 4, с. 28.
  151. И.И., Щирина А. Н., Капралова Е. Б. Определение объема теневой деятельности на. основе макроэкономических показателей // Вопросы статистики, 2004, № 4, с. 18−31.
  152. Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории // Вопросы экономики, 2007, № 1, С.33
  153. , Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории / Н. Епифанова // Вопросы экономики, 2007, № 1, с. 3344.
  154. М.Г. Институциональные изменения и экономическое развитие // Экономика и математические’методы, 1998, Вып. 3.
  155. В.И. Проблемы оценки ненаблюдаемой экономики в республике Беларусь // Вопросы статистики, 2004, № 11, с. 7−9.
  156. В. Заслон от «грязных» денег // Национальный Банковский Журнал, ноябрь 2004, с. 46−48.
  157. В.А. Эффективно противодействовать легализации преступных доходов // Финансы, 2003, № 11, с. 3.
  158. М. Новый подход облегчает измерение коррупции // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 47−48.
  159. Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы, 1998, № 9, с. 30−32.
  160. Коммонс Дж Институциональная экономика //Обзор экономика США, 1931, № 21.
  161. Е.А. Проблемы оценки «нефидимой» (теневой) экономики // Банковский бизнес, 2007, № 2, с. 3−12.
  162. А. Злоупотребление и коррупция в госзаказах // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 64−66.
  163. , М.А. Опыт стран СНГ в измерении ненаблюдаемой экономики / М. А. Королев, Ю. Н. Иванов, B.JI. Карасева // Вопросы статистики, № 11, 2004.-С. 3−6
  164. JI. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики, 1998, № 10, с.59−80.
  165. Л.Я., Рывкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования, 2002, № 4, с. 13−21.
  166. Л.Я., Рывкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России// Социологические исследования, 2002, № 4, С. 13−21.
  167. Кроссен К. Global Witness как непосредственный свидетель влияния коррупции на права и ресурсы // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 35−37.
  168. Я., Бендукидзе К., Юдкевич М. Как наука о рынках становится наукой об обществе // Вопросы экономики, 2005, № 12, с. 65.
  169. Ю. Длинные тени общества «Светлого будущего»: два опыта интерпретации // Вопросы экономики, 2000, № 8.
  170. . Мощный спурт антикоррупционной индустрии // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с.17−26.
  171. X. Доноры в поисках правильного подхода к проблеме коррупции // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 3−10.
  172. С. Клиента нужно знать в лицо // Национальный банковский журнал, декабрь, 2006, с. 38−41.
  173. А. Пределы институционализма // Экономист. 2005, № 6, с. 74.
  174. Т.А. Коррупция и культура // Экономическая теория преступлений и наказаний № 4/2.
  175. О.Н., Федорова JI.M., Неманова Н. М. О проблемах учета элементов ненаблюдаемой экономики при исчислении валового регионального продукта // Вопросы статистики, 2004, № 11? с. 9−13.
  176. Р. Институционализм: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы экономики, 1999, № 1, с. 131.
  177. В.П. Обеспечение экономической безопасности России при ее интеграции в мировое хозяйство // Проблемы глобальной безопасности. М., 1995. -f
  178. JI.H. Насущная необходимость закона // Финансы- 2004, № 3, с. 61−64.f
  179. А.Н. Институциональные ловушки постприватизационного периода в России // Вопросы экономки, 2004, № 67.
  180. М. Рассредоточение власти и общество в переходный период. Лекарства от коррупции, распада и замедления темпов экономического роста // Экономика и математические методы, Т. 31, Вып. 4, 1995, с. 53−81. *' 1
  181. И. К анализу1 показателей социальной дифференциации в России // РЭЖ, 2006, № 9−10, С.91−93. j
  182. В., Хадури Н. Об институциональном анализе теневойо экономики и особенностях ее проявления // Общество и экономика* 2003, № 6, с. 213−230. j'
  183. И. О роли финансовой разведки в антикриминальном мониторинге движения капиталов: к обобщению мирового и первого отечественного опыта // РЭЖ Научные сообщения. Форум журнала, — 2003, № 56, с. 88−92.. I ,
  184. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы //Экономика и математические методы, 1999, № 2. ~>г
  185. В. Теневая экономика в России: изменение контуров / В. Радаев // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 1. Зима, с. 5−24.
  186. В. Теневая экономика в СССР/России: основные сегменты иГдинамика //Восток. 2000. № 1. с. 89−97.
  187. Р. От теневой экономики к теневому обществу // Pro et contra.1999. Том 4,№ I.e. 29.
  188. А.И. Негативная экономика где искать -критерии? // Восток, 2000, № 1, с. 83−85.
  189. Г. Динамика коррупции в условиях аномальной экономики // Информационные ресурсы России, 2005, № 6 (88), с. 3−6.
  190. , Г. Как измерять и контролировать коррупцию // Вопросы экономики, 2007, № 1, с. 4−10.
  191. В .Я. Практика и некоторые особенности измерения ненаблюдаемой экономики в республике Коми // Вопросы статистики, 2004, № 11, с. 13−18.
  192. Т.В. Сущность теневой экономики постиндустриального общества в контексте институционального подхода // Известия высших учебных заведений. Сев.- Кавк. регион. Общественные науки, 2004, № 4- с. 68.
  193. С. Бизнес и коррупция // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 82−86.
  194. B.JI. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность, 1999, № 5.
  195. А.Н. Ваша жалобная книга или как умело противостоять чиновничьему произволу // Российская газета, Выпуск № 5. Агенство (ЗАО) «Библиотечка РГ», 2006.
  196. М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 2, с. 19−23.
  197. Е.А. Учет незаконной экономике в СНС: «за» и «против» // Вопросы статистики, 2004, № 4, с. 32−34.
  198. В. Россия: проблемы трудовой миграции // Общество и экономика, 2008, № 1, с. 175
  199. Е.Б., Муханова O.A. Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах / Е. Б. Фролова, // Вопросы статистики, 2004, № 4, с. 35−42.
  200. Д. Уроки антикоррупционной деятельности доноров // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 27−29.
  201. Дж. Скрытые механизмы убеждения: институты и индивиды в экономической теории // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2003, Том 1, № 4, с. 11−30.
  202. Дж. Какова сущность институциональной экономической теории? // Экономические вопросы, 2000, № 3, с. 13.
  203. С. В стране коррупции и теневой экономики // Валютный спекулянт, 2005, № 12 (74), с. 82−86.
  204. С. Индустрия коррупции // Финансовый контроль, 2005, № 7 (44), с. 78−81.
  205. А., Цуриков В. Экономический подход к анализу корыстных преступлений // Вопросы экономики, 2007, № 1, с. 45−54.
  206. В.В. Деятельность Банка России по контролю за кредитными организациями в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Деньги и Кредит, 2004, № 7, с. 11−12.
  207. В. Денежные переводы как лазейка для нелегального оборота // Валютный спекулянт, 2005, № 12 (74), с. 87.
  208. К. Фонды ЕС и новые члены открыты для мошенничества // Государственное управление в переходных экономиках, весна 2004, с. 12−16.
  209. Е.П. К созданию системы противодействия легализации (отмыванию) преступных капиталов в финансово-банковской сфере // Финансы, 2003, № 5, с. 56−58.1. Сборники материалов:
  210. В.М. Институциональная Динамика и теория реформ // Эволюционная экономика и «мэйнстрим». Сборник докладов. — М.: Наука, 2000, с. 31−54.
  211. Теневая экономика: проблемы и решения. Сборник материалов. Ответственный редактор Г. И. Иванов. —М.: РАГС, 2005.
  212. Теневая экономика — 2007. Научный ежегодник // Сост. Ю.В. Латов- под общ. ред. Л. М. Тимофеева. М.: РГГУ, 580 с. 1. Статистические сборники:
  213. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Росстат.-М., 2006, 806 с. 1. Отчеты:
  214. С.В. Социальная обусловленность и пути локализации теневой экономики в современной России (политико-социологический аспект): дис. на соискание ученой степени кандидата политических наук, М., 1999, 151 с.
  215. В.Г. Концессии в экономических отношениях государства и частного сектора: дис. доктора экономических наук: 08.00.05. М., Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2003, 379 с.
  216. A.A. Статистическая оценка масштабов теневой экономики: дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону. 1999, 204 с.
  217. A.B. Воздействие финансовых инноваций на общественного благосостояние: теоретически аспект: дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2006, 199 с.
  218. Л.З. Проблемы формирования антикоррупционной политики в современной России: дис. на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва, 2007, 170 с.
  219. Ю.И. Теневые финансовые потоки в Российской экономике и пути их минимизации: дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2003, 170 с.
  220. К.В. Теневая экономика в демократическом и тоталитарном государстве (теоретико-правовое исследование): дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук. С-Пб., 1998, 374 с.
Заполнить форму текущей работой