Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политизация этничности как социологическая проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая база исследования. Диссертант использовал методы общей теории систем, метод единства исторического и логического анализаг методы КСИ — контентя т-т я ггтдсг тестировапние, анкетный опрос, нолевые исследования проводились в Карачаево-Черкессии и ставропольском теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том. что материал и выводы диссертации могут быть… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОЦИОЛОГИЯ ЭТНИЧНОСТй
    • 1. 1. Междисциплинарные связи в изучении этносов
    • 1. 2. Этничность как предмет интереса социологии
    • 1. 3. Сущность этничности
  • Глава 2. ФАКТОРЫ ПОЛИТИЗАЦИИ ЭТНИЧНОСТИ В
  • РЕГИОНАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Образовательное поле полиэтничного общества
    • 2. 2. Политизация этничности как идентификация: проблема смешанных браков
    • 2. 3. Политизация этничности как результат социализации

Политизация этничности как социологическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Ныне каждому известно об осложнениях, которыми отмечены национальные отношения в нашем государстве. Время показало, что активизация властных и имущих групп, сумевших реализовать в своих целях национальную этикетку, спровоцировало соперничество и породило внутригосударственную напряженность. Ярким примером здесь служат события в Карачаево-Черкесской республике после первых выборов президента (август 1999 г.). Это отчетливо просматривается также в различных областях социальной жизни других постсоветских субъектов федерации.

Между тем в этой, на первый взгляд, ненормальной ситуации есть своя неумолимая логика. Постепенное истот Л Т Т •— Т Г" 1—1 Т Т>—ч -1 Т—1 Т Т Т /Г Т—1 —1 Т Т Т Л '—' 1—ч ТТТ|Т1 ТТ Т Т Т ТЛТ Г ТТ Т т т Т ТГ" 1 ^—Г !— ТТ *Т/1 ^ Т Т Т Л г~г пи^аппушаписициалопи г^улоту л.^х'^ нилилсшш различных наций в условиях демократизации государственного устройства расширяет возможности политической конкуренции их лидеров, использования последними этнических рычагов для утверждения собственных и групповых позиций. Не потому ли сегодня вызывает сомнение тезис о том, что предубеждения и конфликты ослабевают, если контактирующие группы обладают одинаковым статусом. Скорее наоборот, быстрые изменения в статусе отстающих групп ведут к большей конфликтности.

Обострение национальных отношений может иметь двоякое проявление — институциональное и личностное. И то, и другое находятся во взаимодействии, постоянно дополняют друг друга. Государственность отражает институциональные перемены в национальных отношениях, которые произошли с распадом СССР. Главное, что случилось — это полное дарственного до группового уровня, причем неооходимость.

Т Т —I Т-1ТТТТТ" ^ 7-ТТТТ Т Г 1 т Т ТТ ^^ ГТП Т /Г 1—1 1 '—1 т—1 ТТГ •—Т Т ОГЧ ТТТ Т—ГТ^ (— тт гтт /г по-О^ооШИлу Щп. уу о х-НЫХ иЬ о ^•з.ср'сгдгэ ^и^с^сл-кх лась на макроуровне — в экономических, политических и идеологических срезах. Однако, необходимо учитывать, что проблемы строительства нового государства органически переплетены со всей совокупностью межличностных национальных связей и контактов.

Нам представляется, что основу межнациональных отношений именно в политическом плане составляют не только процессы, происходящие на макроуровне, и не столько они, сколько характер сформированных этнополитических установок. Связь между интегрированностью личности, обладающей такими установками в полиэтничную среду и государственными стандартами национально-федеративных отношений в России актуализируется в политизации зтничности. Следовательно, формирование и функционирование последней определяет протекание многих этносоциальных процессов, а управление ими не возможно без научно обоснованных исследований этничности и способов ее политизации.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблем политизации этничности имеет непростую и не очень длинную историю. Собственно политизированная этничность — предмет обсуждения последних лет. До этого можно проследить постепенное формирование внутри социологии интереса к проблеме этничности как таковой.

Впервые трактовка этого термина появилась в Оксфордском словаре английского языка только в 197 2 г. Приоритет же его введения в научный оборот, по-видимому, принадлежит американцам Л. Уорнеру и И. Лунгу, использовавшим это понятие в работе «Статусная система современной общины» (1942 г.).

В отечественной литературе с нынешнего века ветрефами этнической проблематики в 60−80-х годах привела к появлению оригинальной и не имеющей аналогов в западной науке «теории этноса» .

Этническими проблемами в тех или иных аспектах занимаются различные социальные науки: психология, философия, история, политология, социология. Первым этносоциологи-ческим исследованием принято считать работу У. Томаса и Ф. Знанецкого (1916 г.), посвященную изучению положения польских эмигрантов в Америке. В настоящее время этносоциальные исследования за рубежом ведутся, в основном, в рамках социальной психологии (Т. Парсонс, П. Л .Ван дер Берге, А. Инкельс, А. Кардинер, Р. Линтон, С. Либерзон и др.) и культуроантропологии (К. Гирц, С. Нанда) .В обобщенном виде это направление представлено в работах В, Вундта Р. Линтона и Д. Левинсона, выводящих свойства национального характера из так называемой базовой и модальной личности, формирующейся под воздействием специфических для каждого этноса воспитания детей. Отечественная традиция этнопсихологии ведет начало от работ В. Ключевского, П. Лаврова, И. Бодуэна де Куртене, уделивших пристальное внимание, в частности, воздействию географической среды и уровня технического развития на психический склад народа. Их научное наследие получило дальнейшую разработку в трудах Л. Выготского, А. Лурия, позже — А. Леонтьева, И. Кона и других.

Современные межнациональные конфликты актуализировали интерес к этноконфликтологии, ведущие отечественные этнополитологи, в частности, Р. Абдулатипов, А. Здравомыслов, В. Тишков, Э. Паин, В. Тадевосян предлагают конкретные решения этнополитических коллизий, «приложив» академический подход к национальной политике в Российской Федерации. Надо отметить, что этнополитоло.

ОДЫТв НашвГО государства, Чм’О Сп’ЛИЧВбт ±зЫВО, цЫ ученых от классических положений, изложенных Д. Ротшильдом в его «Этнополитике», а также от неомарксизма. Специфика не-• омарксистского подхода к этническим и расовым отношениям становится очевидно!^ благодаря наиболее значимым исследованиям О. Кокса, М. Райха, Р. Майлса, Дж. Солома-са.

Оригинальный подход к социологическим проблемам эт-ничности отличает работы А. О. Бороноева, Л. Дробижевой, В. Кунициной, С. Лурье, , Н.Седовой.

В то же время вопрос о политизации этничности нельзя считать не только решенным, но и до конца ясным. Новые события социальной реальности порождают новые вопросы об отдельных аспектах этничности в ее политическом выражении, поэтому пока мы находимся на стадии первичных обобщений, предшествующей концептуальному осмыслению.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является обобщение и оценка внеполх^тических факторов политизации этничности на общероссийском и региональном (Северный Кавказ) уровне. Реализация этой цели потребова.

ТТ «Л /— ТТТ Т ТТ /Г I—Г 1—— ТТ ПТ ТТГ1ТТТТ Л Г Т Т Л ТТ ГТ /—V Т—1 т ТТ Т Г 1 ТТ '—1 т т • ла мсшсапл ^лслл'шщпл и^илс/дипатслсиаил оада^ >

• проанализировать междисциплинарные связи в изучении этносов и определить специфику социологического под эксплицировать сущность этничности и определить параметры ее политизации;

• рассмотреть процесс политизации этничности в образовательном полерассмотреть возможность политизации этничности как идентификацию личности в институте смешанных браков;

• попытаться выяснить особенности процесса социализации в формировании политизированной этничности. иогьектом исследования являются этнические группы современной России, в частности, Северо-Кавказского ре — гиона (русские, карачаевцы, черкесы, ногайцы, абхазы и, частично, чеченцы).Предметом исследования является процесс формирования этничности у представителей этих групп,.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые обосновано положение о детерминантной роли вне-политических факторов социализации в формировании политизированной этничности, а также в рассмотрении регионально!^ специфики проявления некоторых из этих факторов, которые, по мнению автора, являются ведущими в исследуе.

Л Л/" Т1 П Т—Г-1ГТ Т.

Новизна исследования раскрывается в положениях, вы-ыо с имых на за щи т у.

1.Междисциплинарный подход в изучении этничности.

1—Г Г~> Г—1 ТТ ГТ т Т Т ТТ ТТ Т Л т Т Т—Т Т ТТ Г~ Т~>Т Л Т Т /— Г~ 1ЛТ/ Т Т Т—I '—1 ТТ Т I—Г Т П Т п ТЛ-ТТ Т—1 Т Лниопиллст гэт/дсл^'х'о 11 ОИХ*^ ли -1- VI и^писапущ иппамп ант базисных установок этнического сознания, который ак-¦т у, а л и зиру е т с я в политизации этничности только в контек— сте макросоциальных процессов.

9 Глттттт-гглгтт^ по птлттдот/гплп д иипй офимпцпгтптл озк’тт1ЛЦаР, т1г'Сг «V уШ,-! -1- 'V V — -IJ—' А 1 А -1. У ± У -1- ^ -1—> Ш 1 N—' Л. —-' Л. Л. Л. X Л. -1-VI .-> 1Л- ——- V— Vь в самоидентификации личности с этносом-государством, что объясняет ее социальную роль как стабилизирующего начала в благополучных обществах и как катализатора межнациональных конфликтах в обществах переходного типа, к которым относится современная Россия/.

3. Формирование политизированной этничности происходит, как правило, в образовательном поле конкретного государства, при этом монополия государства на установление образовательных стандартов выступает непосредст-вбнньм фактором политизации этничности/.

4.Политизация этничности в семье происходит, в осность этнополитическои определенности всей его последующей жизни;

5.Политическая социализация есть решающий фактор формирования различных моделей этнической идентификации, отражающихся в соответствующих этнических стереотипах.

Методологическая база исследования. Диссертант использовал методы общей теории систем, метод единства исторического и логического анализаг методы КСИ — контентя т-т я ггтдсг тестировапние, анкетный опрос, нолевые исследования проводились в Карачаево-Черкессии и ставропольском теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том. что материал и выводы диссертации могут быть использованы в деле урегулирования межнационя пкниту к’пнтттмуггпв и идгтпнп^тттд та юо птлглт-т о ГРНРПНПГП.

Кавказа, а также могут служить базой для разработки программ социологических исследований. Выводы диссертации могут быть положены в основу образовательных программ в неблагополучных в этнич еском отношении регионах,.

Апробация работы. По материалам исследования опубликованы три научных статьи, разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса в филиале МГСУ (г.Кисловодск). Автор принимал участие в региональных и международных конференциях и совещаниях по национальной политике (Москва, 1996 и 1997 гтогп-. 1 чч7 т/т 1 ччй 1 ччч т/г ПО.) ~ автором программы использовались в проведении социологических исследований по проблеме межнациональных браков ,.

13ППП .1—I ^ азраоотанные.

П^ОВО «ИВШИХСЯ В В 1 У У Ъ.

I м ч >< ттп.

— 1- ^ О о- -Х.

Структура работы. Диссертация Состоит из Введения,.

1. Филиппе А. Ф. О понятии «Теоретическая социология» /7 Социол. Журнал. 1997.? ½, С. 5−36.

2. Что происходит с социологией. (Беседа с Г. В. Осиновым) /7 Социол. исслед. 1997.? 5. С. 8−14.

3. Социология в современной России. (Интервью с В.А. Ядовым) /7гаттд/^тг тлг>рттр"тт 1 ООн П 1 О сV-' «V. 1. «Д V ~ • I,. 1 УУ и. I-1 1 1 V/.

4. Проблемы теоретической социологии / Под ред. А. О, Бороное-ва. Вып. 1 и 2. СПб, 1994 и 1996.

5. Бобосов Е. М. Катастрофы: социологический анализ. Минск, 1. аоч1 У У ^ .

6. Энциклопедический социологический словарь. Ред. Г. В. Осипов./Г 1 пл г10. Давыдов А. А. модульный анализ и консгруктирование социума. м., 1994.

7. Кузьмин С. А. Социальные системы: опыт структурного аналиг < лл лза. м., 1у9о.

8. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа. Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. м., 1997.

9. Баразгоеа Е. С. Нетрадиционная социология в России? // СоциЛ ГГГ~г I-1 1 лол. исслед. 19/. и ш.

10. Бурдъе П. Оппозиции современной социологии /7 Социол. исслед. 1996.? 5. С. 36−50.

11. Яковлев И. Функциональный и спектральный подходы к структуре общества /7 школа гуманитарных наук. 1997. 02, с, 35−37.

12. Штомпка П. Социология социальных изменений, м., 1996.

13. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. С. 74.

14. Седова Н. Н. Человек-этнический. Волгоград, 1994. С. 9.3.Седова Н. Н. Там же. С. 8.

15. Сорокин П. А. Проблема социального равенства //' Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 248.

16. Ещич М. Б. Развитие системы образования в мпоги-нацииналыю Югославии // Образование в Вып. 4. М.: ИНГЮ. 1994.

17. Функционирование языков в многонациональном обществе // Материалы международного коллоквиума «Функционирование языков в многонациональных странах». М.,-1 Г Г «11 У У 1 .

18. Чаба Т. Современные проблемы защиты прав меньшинств в их международном аспекте. Ростов-на-Дону, 1994 .й.Лебек С. Происхожение франков. 5−1 1 века. Т. 1. М.: Скарабей. 1993.

19. Алексахина H.A. Этническая реидентификация и лингвистическая русификация: бывший Советский Союз и Российская Федерация / в сб.: Социальная трансформация российского общества. М.: ИСЭПН, 1995.

20. Волков А. Г. Этнически смешанные семьи и вопро-изводство этнической структуры населения. Доклад на семинаре «Население бывшего СССР в XXI веке». Амстердам, 1992 .

21. Рыбаковский ЛЛ. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М.: ИСПИ РАН, 1996.

22. Некоторые показатели, характеризующие национальный состав населения Российской Федерации. По данным переписи населения 1989 г. М.: 1989, тт. 1, 2.

23. Основные итоги микропереписи населения 19 94 / Госкомстат России. М.: 1994.

24. Непримерова Г. А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования. М.: 1979.

25. Сусоколов A.A. Межнациональные браки в СССР. М.: Мысль, 1987. С. 10.

26. Кон И. С. Психология предрассудка /'/' Новый мир. 19 9 б. № 9. С. 18 8 .

27. Кон И. С. К проблеме национального характера /'/' История и психология. М., 1971. С. 130.

28. См. Шестопал Е. Образ власти в России: желания и реальность (политико-психологический анализ) // Полис, 19 95. № 4.

29. Абдулатипов Р. Г, Власть и совесть: политика, люди и природа в лабиринтах смутного времени. М., 1994. 227 с.

30. Абдулатипов Р. Г. Природа и пародоксы национального «Я». М.: Мысль, 19 91. 169 с.

31. Абдулатипов Р. Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. 224 с.

32. Авксентьев A.B., Авксентьева В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. 222 с.

33. Авксентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология. /'/' Социологические исследования, 199 6, № 12. С.

34. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М.: Политиздат, 1988. 352 с.

35. Алексахина H.A. Этническая реидентификация и лингвистическая русификация: бывший Советский Союз и Российская Федерация / в сб.: Социальная трансформация российского общества. М.: ИСЭПН, 1995 .

36. Алексеев В. П, Происхождение народов Восточной Европы. М.: Наука, 1969. 324 с.

37. Алексеев В. П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986. 173 с.105Ю.Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства. // Общественные науки и современность, 1991, № 1. С. 105 114 .

38. Араб-иглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. //' Вопросы философии, 1.990, № 8. С. 10−13.

39. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие = Peoples and kuitures. Their development and interaction. M.: Наука, 1.989. 243 с.

40. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., КондратьевB.C., Сусоколов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984. 255 с.

41. Барабанов Е. В. Русская философия и кризис идентичности.//' Вопросы философии, 1991, №. 8.C. 102−117.

42. Бацын В. К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М. 1998 .

43. Бердяев H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 240 с.

44. Бодуэн де Куртуне. Избранные труды по общему языкознанию: В 2-х т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. Т. 1. 384 с.

45. Бороноев А.и. Методологические вопросы исследования национальной психологии. Канд. дис. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1969. 164 с.

46. Бороноев А. и. Основы этнической психологии. Учебное пособие. СПб. М.: Наука, 1991. 143 с.

47. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. М.: Изд. дом Сатис, 1992. 264 с.

48. Вромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

49. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. -333 с.

50. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечествоэто народы. М.: Мысль, 19 90. 391 с.

51. Бромлей Ю. В., Шкаратан О. И. О соотношении истории, этнографии и социологии. // Советская этнография, 1969, № 3.

52. Брук С. И. Население мира: Этнодемографиче-ский справочник. М.: Наука, 1981. — 880 с.

53. В раздумьях о России. XIX век. Сб. ст. М., 1996. 146 с.

54. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

55. Вебер М. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.

56. Волков А. Г. Этнически смешанные семьи и вопроизводство этнической структуры населения. Доклад на семинаре «Население бывшего СССР в XXI веке». Амстердам, 1992.

57. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В б-ти т. М.: Педагогика, 1982. Т.2. 504 с.

58. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1998. 699 с.

59. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с.

60. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991. — 157 с. 34.Гоголь Н.В.

61. Горский A.A., Пушкарев Л. Н. Мировосприятие и самосознание русского общества (Х1-ХХ). М., 1994 .

62. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. /'/' Вопросы философии, 1992, № 1. С. 52−61.

63. Гулыга А. Понять Германию понять Россию. // Наш современник, 1995, № 2. — С. 135−148.

64. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: ЭКОПРОС, 1992. 334 с. 3 9. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. 495 с. i 08.

65. Даль В. И. Пословицы русского народа. М.: Гослитиздат. 1957. 991 с.

66. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.

67. Дильман А., Седова Н. Сегодня и завтра российских немцев. Волгоград, 1993.4 3. Драгунский Д. В. Макрополитика. (Заметки о детерминантах национального поведения). /,/ Политические исследования, 1995, № 5.

68. Дробижева Л. М. Штрихи национального самосознания. /'/' Русские: Э т н о с о ци о л о г и ч е ски е очерки. М.: Наука, 1992. 342 с.

69. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола»).// Вопросы философии, 1995, № б. С. 3−4 9.4 6. Ещич М. Б. Развитие системы образования в мпогинацииналыю Югославии // Образование в Вып. 4. М.: ИНГЮ. 1994.

70. Закон РФ «Об образовании"-//' Российская газ. 1992. 31 июля.

71. Здравомыслов А. Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1997. 286 с.

72. Зильберманн Д. Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность. /'/' Вопросы философии, 1996, № 4. С. 72−89.1895u, Игнатьев А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности. // Вопросы философии, 1995, № 6, С 4 9−65.

73. Ильин И, А. О России, М.: Студия «ТРИТЭ» -«Рос. Архив», 1991. 31 с,.

74. Ильин И, А, Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.

75. Исаев М. И. Языковое строительство в СССР. М.: Наука. 1979.

76. Итс Р. Ф. Века и поколения: Этнографические этюды. Л.: Лениздат, 1986. 236 с,.

77. Кантор В. К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы». /'/' Вопросы философии, 1994, № 5. С. 27−35.

78. Кантор K.M. Немецкая идеология Маркса Энгельса и русский марксизм. // Вопросы философии, 1995, № 12. С. 88−109.

79. Кантор K.M. Четвертый виток истории. /'/' Вопросы философии, 1996, № 8. С. 19−2 4.

80. Кантор K.M. Является ли Россия исторической страной. /'/' Вопросы философии, 1997, № 4.

81. Карлов Н. В. Честь имени, или О русском национальном сознании. // Вопросы философии, 1997, № 4 .

82. Карсавин Л, Государство и кризис демокра.

83. Л О /1 / / TT. ^ 1 Л Л 1 ИТл-1 Г~ п 1ТИИ ll^J^l). ././ НОВЫЙ мир, 1УУ1, IM" J. и. 04-O-L.110.

84. Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. В 9-ти т. М.: Мысль, 1987. Т. 1−5. с.

85. Козлов В. И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры. //' Советская этнография, 1979, № 3. С. 31−40.

86. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

87. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С. 130.

88. Кон И. С. К проблеме национального характера. // История и психология. М.: Наука, 1971.

89. Кон И. С. Психология предрассудка // Новый-1 АЛЛ тт" <" «/—чI Г~ ГЛ Лмир. 1УУО. 1 М! У. с. ± о о .

90. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: утварь, одежда, пища и пи= тье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М.: Экономика, 19 93. 397 с.

91. Крапивенский С. Э. К анализу категории «социальная революция». Волгоград: Нижн.-Волжск. кн. изд-во, 1971. 183 с.

92. Крапивенский С. Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992.' 191 с. 1.l.

93. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия П пол. ХУШ начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989. — 478 с.

94. Куницина В. П. Этнические стереотипы // Психологический журнал, 1989, № 4. С. 47−58.

95. Лавров П. Философия и социология. Избранные произведения. В 2-х т. М.: Мысль, 1965. Т. 12 .

96. Ланщиков А. П. Национальный вопрос в России. М.: Современник, 1991. 238 с. 7 4. Лебек С. Происхожение франков. 5−1 1 века. Т. 1. М.: Скарабей. 1993.

97. Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. /'/' Поли. собр. соч. Т. 24. 1980. 568 с.

98. Ленин В. И. и манифесте «Союза армянских социал-демократов» /'/' Полн. собр, Соч. Т. 7.•1 А П Л ГГ1У / У. ООУ с.

99. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

100. Леонтьев А. Н. Философия психологии. М.:JT-T—it т -1 /~Л Л /" >ivll'У, 1УУ4. Zt5 / С .

101. Лихачев Д. С. О национальном характере русских. /./ Вопросы философии, 1990, № 4.Ви.Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991.

102. Лосский H.и. История русской философии. -М.: Высшая школа, 1991. 559 с.

103. Лосс. кий Н. О. Характер русского народа. /'/' Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 19 91. 367 с.

104. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.

105. Лурье C.B. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия. // Отечественные науки и современность, 1997, № 2. С.

106. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. С.

107. Макаренко В. П. Российский политический менталитет. // Российская ментальность (материалы «круглого стола»). //' Вопросы философии, 1993, № 5 .

108. Макаров В. В. Отечество и патриотизм: логико-методологический анализ. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. 159 с.

109. Малахов B.C. Русская духовность и немецкая ученость. /'/ Вопросы философии, 1993, № 5. С.

110. Маркарян Э. С. Проблемы культурных традиций. /'/' Советская этнография, 1981, № 2. С. 7 985 .

111. Марченко Г. И. Формирование этнической идеи. .// Социально-политический журнал, 19 94, № 11−12. С.94−99.113.

112. Матвеев С. Я. Новая русская мечта и кризис самоидентификации. // Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов. Ч. 1. М., 1994. 254 с.

113. Межнациональные отношения в СССР: история и современность. Коллектив авторов. М.: ИНИОН, 1991. 178 с.

114. Милль Дж. Ст. Размышления о представительском правлении. СПб., 18 63. С.

115. Миронов В. Б. Пир мудрецов: Учебное пособие. М., 1994. 304 с. 9 5. Моисеев Н, Есть ли будущее у России? /'/ Наш современник, 1996, № 10. С. 81−90.

116. Морозова Г. Ф. Иммиграция реальная угроза будущему страны. // Общественные науки и современность, 1996, № 3. — С. 30−3 6.

117. Мюллер М. Наука о мысли. СПб, изд. A.C. Семенова, 1891. 474 с.

118. Мюллер Э.И. В. Киреевский и немецкая философия. // Вопросы философии, 1993, № 5.

119. Народы мира: Историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988. -624 с.

120. Народы России: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. 479 с.

121. Национальные проблемы и политика (по материалам ФРГ). М., 1989. 52 с. 114.

122. Некоторые показатели, характеризующие национальный состав населения Российской Федерации. По данным переписи населения 1989 г. М.: 1989, тт. 1, 2.

123. Непримерова Г. А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования. М.: 1979.

124. Огурцов А. П. Трудности анализа ментально-сти. // Российская ментальность (материалы «круглого стола»). // Вопросы философии, 1994, № 1. -С. 25−54.

125. Парсонс Говард Л. Человек в современном мире: Со, М.: Прогресс, 1985, 428 с.

126. Песков A.M. Германский комплекс славянофилов. /'/' Вопросы философии, 1992, № 8. С. 105 121.

127. Песков A.M. У истоков русского философствования: шеллингианские таинства любомудров. // Вопросы философии. 1994, № 5.

128. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 вв. М.: Русич., 1995. 317 с. 116 .Плотников Н. С., Колеров М. А. Макс Вебер и его русские корреспонденты. /'/' Вопросы философии, 1 л л /1 -«т. у^. ¦—г л r—ir1 у у 4 f до z. С. / 4 — / У .

129. Попипо В. А. Кавказская война. Т. 1−5. Ставрополь. 1994.

130. Поршнев Б. В. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979, 232 е.

131. Предвечный Г. П. Основные условия и факторы, формирующие состояние напряженности на Северном Кавказе. // Межнациональные отношения сегодня. Ростов-на-Дону Донецк: Изд-во Ростовского ун-та, 1994. — 252 с. 116.

132. Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период. М.: Мин. oJ 1991.

133. Прокоп Я. Жажда смысла, ,/'/ Россия и современный мир, 1996, № 4. С. 14−21.

134. Прот. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. — Париж, 1948.

135. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М.: Наука, 1989, 357 с.

136. Распутин В. Г. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 3. М.: Молодая гвардия, 19 94. 496 с.

137. Расы и общество. Кол. Авторов. М.: Наука, — joz о.

138. Рогачев П. М., Свердлин М. А. Патриотизм, классы. Революция, М.: Политиздат, 197 9. 208 с.

139. Россаде В. Социокультурный и этнокультурный подходы к проблемам преобразования Европы. //Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Спб., 1995. С. 69−76.

140. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М.: Наука, 1993. 368 с.

141. Русские народные традиции и современность: М.: Наука, 1995. 304 с,.

142. Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992 с. 27 0.1 11 1 /.

143. Русские: историко-этнографические очерки. Сб. ст. М., 1997. 222 с.

144. Русский народ: историческая судьба в XX столетии («круглый стол»). Вестник МГУ. Серия 8. История. 1993. 95 с.

145. Рыбаковский. ЛЛ. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М.: ИСПИ РАН, 1996.

146. Сагатовский В. И. Русская идея: продолжим ли прерванный путь?: СПб., 1994.

147. Седова H.H. Интернационализм. Патриотизм. Личность. Волгоград: Нижн.-Волжск. кн. изд-во, Л Г ГЛ Г Г1УЬУ. 1ZO С.

148. Седова H.H. Философия Человека. Курс лекций для студентов и аспирантов медицинских вузов. Волгоград,. 1997″ - С.

149. Седова H.H. Человек этнический. Волгоград. 1994. — С.

150. Сикевич 3.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие.- М.: Механик, 1996, 208 с.

151. Силницкий Ф. Национальная политика КПСС (1917;1922). 3-е изд. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы. 1990. — 312 с.

152. Скворцов Н. Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 183 с.

153. Скворцов Н. Г. Этничность и тансформцион-ные процессы. /'/' Этничность. Национальные отношения. Социальная практика. Сб. ст. С.-Петербург, 1995. -336 с.

154. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 687 с.

155. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России.: Соч. в 2-х т. Т.1. М., 19 90. 892 с. 119.

156. Соловьев С. М, Наблюдения над исторической жизнью народов.: Соч. В 18-ти т. Книга ХУЛ. М.: Мысль, 1996. С. 202.'.

157. Сорокин П. А. Человек, цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542 с.

158. Социальное и национальное. | | Опыт этно-социологических исследований, по материалам Татарской АССР. М.: Наука, 1973. 331 с.

159. Социально-культурный облик советских наций. // По результатам этносоциологических исследований. М.: Наука, 1986. 453 с.

160. Социально-культурный облик советских наций. По результатам этносоциологического исследования / Под ред. Ю. В. Бромлея и Ю. В. Арутюняна. М.: Наука, 1986.

161. Социология конфликта. Вып. 2: Проблема конфликта в западной социологии. Нижний Новгород, 1994.-108с.

162. Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном городе: Социологические очерки. Л.: Наука. 1987. 174 с.

163. Степун Ф. А. Дух, лицо и стиль русской культуры. // Вопросы философии, 1997, № 1. С. 154−166.

164. Тишков В. А. Современная Этнография: преодоление кризиса. /'/' Советская этнография, 1992, №. С, 7−18.

165. Тишков В. А. Что есть Россия? (перспективы нациостроительства). // Вопросы философии, 1995, № 2. С. 3−17.

166. Тойби А. Д. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.

167. Тойнби А. Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 73 6 с.

168. Традиции в современном обществе: Исследования этнокультурных процессов. Сб. ст. М.: Наука, 1990. 247 с.

169. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1987. 44 6 с.

170. Усенко О. Г. К определению понятия «менталитет». ,// Русская история: проблемы менталитета. М., 19 94.

171. Федотова В. Г. Судьба России в зеркале методологии. Вопросы философии, 19.95, № 12.

172. Философский энциклопедический словарь. -М., 1994. С.

173. Хабибулин К. Н., Скворцов Н. Г. НациональТ Т г— / ч —II ДГ1 1 / ч 1 1 у Т * 7 Т Т Т /Г Г'. Т Л Т Я Т Т ГП / ч Т Т «А Т Т Т Я У Т Т ТТ Т Л / Ч ГП Т/ТТА .О ТЛ /. Т—Г г ч Тчами ь и о па пи с у±пп'Х' српациип алУ1 ниосдение. д.: Знание, 1989, 34 с.

174. Хакимов Р. Закат империи. Тамар иле / Татарские края, 1993, № 9−13.

175. Хатингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России. // Общественные науки и современность, 1995, № 3. С. 34−41.

176. Чаба Т. Современные проблемы защиты прав меньшинств в их международном аспекте. Ростов-на-Дону, 1994.17б.Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985. 271 с.

177. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1998.4 00 с.

178. Чешков М. А. Развивающийся мир и посттоталитарная. Новые конфигурации мирового пространства. Россия. М.: Наука, 19 94. 176 с.

179. Чикобава A.C. Проблема языка как предмета языкознания. М.: Учпедгиз, 1959. 179 с.

180. Шеотопал Е. Образ власти в России: желания и реальность (политико-психологический анализ) /'/ Полис, 1995. № 4.

181. Шлегель К. Немецкий образ России в первой трети 20-го столетия: попытка реконструкции. /'/' Вопросы философии, 1994, № 5. С.

182. Шпенглер 0. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Новосибирск: Наука, 1993. -584 с.

183. Эйдельман Н. Я. Быть может за хребтом Кавказа. М.: Наука, 1990.

184. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. 446 с.

185. Этнические процессы в странах зарубежной Европы Сб. ст. М,: Наука, 197 0. 284 с. 18 6. Этнические процессы как предмет исследования. /'/'Современные этнические процессы в СССР. M.: Наука 1984. 243 с.

186. Этнические стереотипы поведения. Сб. ст. Л.: Наука, 1985. 325 с.

187. Этнография и смежные субдисциплины. Школы и направления. Методы. М.: Наука, 1988. 222 с.

188. Этнознаковые функции культуры: Сб. ст. -М.: Наука, 1991. 223 с.

189. Этнологическая школа за рубежом: проблемы. поиски, решения: со. стmнаука, п Г f~ п1УУ1187 с.

190. Hsy F.L.K. Psycholocial Antropology: Approaches to Cuitura and Personality. Homewood Dorsey' Press, 1961/.

191. Inkeles A. and Levinson D.J. The Study of Modal Personality arid Sociocultural Systems. In: Lindsey C. and Aronson E. (eds) The Handbook of Social Psychology. i Massachusetts (Calif.), London, Addison-Wesley, 1969, vol, 1Y,.

192. Clifton J.A. Cultural Anthropology: Aspiration and Approaches. New York, 1968.

193. Cohen A. The Lesson of Ethnicity. In: Cjhen A (ed.) Urban Ethnicity, London, 1974.

194. Kardiner A. arid Liptori R. Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945,.

195. Lieberson S.A. Societal Theory of Race and Ethnis Relations j | American Sociological Rewiew. 1961, № 26.

196. Nanda S. Cultural Antropology. Belmont (Calif.): Waasworth Publ., 1991.

197. Parsons T. Some Tnoreticai Considerations on the Natura and Thends of Ethnicity. In: Glazer N. and Moynihan D. (eds) Ethnicity. Theory and Experience, Cambridge Mass: Harvard University Press, 1975,.

198. Riggs F.W. Ethnicity. Nationalism, Race, Minority, j i International Sociology, 1991. vol. 6., № 3.

199. Tneodorson G.A. Modern Dictionary of Sociology. New York, 1969,.

200. Werner H. Comparative Psychology of mental development. Chicago: Foilet Publishing, 1961.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой