Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Медико-социальный анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовка высококвалифицированных кадров специалистов в высших учебных заведениях в современных условиях постиндустриального периода развития государства является одной из важнейших предпосылок успешного решения задач экономического, культурного и социального развития общества. Вопрос о кадрах был и остается основным звеном в обеспечении научно-технического и социального прогресса, и требования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
    • 1. 1. Медико-демографические характеристики состояния здоровья студентов высших медицинских учебных учреждени й
    • 1. 2. Состояние и проблемы здоровья студентов российских медицинских ВУЗов за последние 20 лет
    • 1. 3. Организация медицинского обслуживания учащихся медицинского ВУЗа
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 2. 1. Программа комплексного медико-социального исследования влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа
    • 2. 2. Социально-гигиеническая характеристика студентов-медиков
    • 2. 3. Ценностные ориентации современных студентов-медиков
    • 2. 4. Мотивационное поведение студентов-медиков в 88 формировании здорового образа жизни и сохранении здоровья
    • 2. 5. Девиантное поведение современных студентов-медиков
  • ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (по данным социологического опроса)
    • 3. 1. Заболеваемость студентов высшего медицинского образовательного учреждения
    • 3. 2. Характеристика учебного процесса и медицинская активность студентов-медиков
    • 3. 3. Наличие взаимосвязи состояния здоровья студентов-медиков с элементами учебного процесса
    • 3. 4. Факторная модель влияния элементов учебного процесса на состояние здоровья студентов-медиков
    • 3. 5. Оценочно-прогностическое моделирование возможных патологических состояний студентов-медиков
    • 3. 6. Организация медико-социальной помощи студентам-медикам

Медико-социальный анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Охрана здоровья студенческой молодежи считается одной из важнейших социальных задач общества. Проблема здоровья студентов является особенно актуальной в характерных для текущего периода сложных социальных и экономических условиях. Студенты высших учебных заведений являются будущим социально-экономическим, интеллектуальным, творческим потенциалом страны. Вместе с тем, студенчество можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы современных студентов накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.

Современный период развития общества выдвигает проблему здоровья человека в качестве глобальной мировой проблемы. По многочисленным научным данным [80, 81, 90, 138, 212, 213] в последние время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья населения и в том числе студенческой молодежи, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовывать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь — в профессиональной деятельности.

Подготовка высококвалифицированных кадров специалистов в высших учебных заведениях в современных условиях постиндустриального периода развития государства является одной из важнейших предпосылок успешного решения задач экономического, культурного и социального развития общества [90, 101, 197, 198]. Вопрос о кадрах был и остается основным звеном в обеспечении научно-технического и социального прогресса, и требования к их подготовке это непосредственный результат объективно складывающихся потребностей государства. Таким образом, количество и профессиональный состав специалистов, уровень их теоретической и практической подготовки диктуется объективными закономерностями общественного развития, а условия обучения — конкретными достижениями науки, техники, общественного производства и культуры, перспективными тенденциями развития современного общества. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния здоровья и работоспособности студенческой молодежи [195, 202].

Негативные тенденции в динамике здоровья населения — рост общей смертности и снижение рождаемости, относительно высокие уровни младенческой смертности привели к обострению многих проблем в социальной, экономической сферах жизни нашего общества, а также в здравоохранении как на федеральном, так и региональном уровнях [139]. Глубокие социально-экономические преобразования, не всегда положительные, вовлекли в процесс серьезных изменений систему обеспечения здоровья населения в Российской Федерации, поэтому, с учетом региональных особенностей, достаточно сложно и, вместе с тем, необходимо оценивать закономерности и динамику изменений показателей здоровья и воспроизводства населения и факторов, влияющих на них.

В сложившейся ситуации глубокий анализ и осмысление современных тенденций здоровья студентов-медиков, поведенческих характеристик социально-гигиенических факторов и факторов учебного процесса, влияющих на здоровье, является одним из важнейших путей совершенствования медицинской помощи данной категории населения и обеспечения здоровья учащейся молодежи.

Степень разработанности проблемы.

Студенчество, как самостоятельная социальная группа, всегда являлось объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодёжи занимают ключевые позиции в связи с целым рядом факторов. Во-первых, молодёжьосновной резерв и значительная часть трудовых ресурсов народного хозяйства, во-вторых, состояние здоровья молодёжи сегодня — это общественное здоровье, здоровье нации через 10, 20, 30 лет [4, 5, 79].

Здоровье учащихся высших образовательных учреждений в настоящее время является социально-значимым показателем медико-демографической характеристики населения России, так как частая заболеваемость приводит к уменьшению эффективности учебной, а впоследствии, и профессиональной деятельности [1, 136, 167, 178, 189].

Развитие ситуации в указанном направлении обусловлено тем обстоятельством, что количество студентов специальной медицинской группы за последние пять лет увеличилось с 10 до 20−25%, в некоторых ВУЗах достигает 40% и по прогнозам к 2007;2008 годам приблизиться к 50% от общего количества студентов [153]. Анализ функционального состояния здоровья студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень — 1,8%- средний — 7,7%- низкий — 21,5%- очень низкий — 69% [153]. Согласно проведенным исследованиям отмечается ухудшение состояния здоровья учащихся высших образовательных учебных заведений с переходом на старшие курсы [190]. Так, если ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, то к четвертому — на 43% [11, 58].

Таким образом, в течение последних лет исследователи обращают внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья студентов, одновременно указывая на ряд трудностей, к которым относят: специфичность и широкий спектр представленности данной социальной группы (гуманитарные и технические ВУЗы, срок и форма обучения и т. п.) — динамичность факторов риска и их зависимость от региональных условийтруднодоступность данных официальной статистики и др. [16].

Следствием подобной ситуации можно считать фрагментарность научных изысканий, а также отсутствие единой комплексной программы исследований. Это, с одной стороны, не позволяет своевременно выявлять общие (для всей учащейся молодежи) и специфические (например, для студентов медицинского ВУЗа) факторы риска, а также особенности социально-гигиенических и медико-биологических характеристик, непосредственно влияющих на состояние здоровья студентов, с другой — дать научно обоснованную медико-социальную оценку состоянию здоровья и определить пути совершенствования организации медицинской помощи студентам конкретного высшего учебного заведения.

Вышеизложенное определило выбор темы, цели и задач настоящего исследования.

Цель исследования: разработать систему рекомендаций, направленных на оптимизацию состояния здоровья студентов медицинского ВУЗа на основе комплексного изучения влияния учебного процесса на состояния здоровья, поведенческих характеристик и образа жизни студентов.

Задачи исследования:

1. На основе разработанной комплексной медико-социальной программы проанализировать состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения и дать оценку основным тенденциям патологии;

2. Выявить факторы риска развития заболеваний со стороны учебного процесса, определить приоритетность их влияния на состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения в современных условиях;

3. Провести социологическое исследование образа жизни и сформулировать основные жизненные приоритеты современных студентов, а также оценить уровень доступности и степень удовлетворенности студентов медицинской помощью;

4. Провести оценочно-прогностическое моделирование возможных патологических состояний у студентов медицинского ВУЗа.

5. Разработать предложения по сохранению и улучшению состояния здоровья студентов-медиков и оптимизации оказания медико-социальной помощи учащимся высшего медицинского образовательного учреждения.

Объект исследования — студенты высшего медицинского образовательного учреждения Астраханской области в возрасте от 16 лет и старше.

Предмет исследования — состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа Астраханского региона и процесс влияния учебного фактора на здоровье студентов высшего медицинского образовательного учреждения.

Гипотеза исследования. По мнению современных исследователей, проблема сохранения здоровья студентов-медиков, дальнейшая разработка теории и методов научных исследований в указанной среде требует повышенного внимания [2, 15, 93, 100, 103, 118, 152, 167, 169, 173, 253]. Ведь студенты-медики — это наиболее динамичная социальная группа, к основным медико-социальным характеристикам которой можно отнести следующее:

— находятся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости;

— наличие способности адаптироваться к широкому спектру факторов социального и природного окружения;

— подвержены высокому риску нарушений в состоянии здоровья.

В — связи с этим к комплексу наук, изучающих общественное здоровье, предъявляются повышенные требования — они должны выступить инициатором и организатором целенаправленной и эффективной научно-исследовательской работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенческого контингента. В указанном контексте изучение места и роли подсистемы «студент — социальная среда» через призму системы «личность — общество» дает возможность прогнозирования процесса здоровья на индивидуальном, групповом и общественном уровняха значит и его формирования. При этом состояние здоровья студентов является связующим звеном и одновременно индикатором отношений «человеческих факторов», с одной стороны, и социальных характеристик образа жизни и критериев качества окружающей среды.

Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что состояние здоровья студентов-медиков детерминировано элементами и условиями их учебы. В этой связи появляется необходимость установления зависимости между конкретными объективными ее элементами (продолжительность учебного дня, время, затраченной на подготовку к занятиям, температурный режим, вентиляция учебных помещений, условия обучения и т. д.) и субъективно-объективными показателями состояния здоровья студентов-медиков, а также определения количественных характеристик этих возможных зависимостей.

В качестве гипотезы нами было выдвинуто предположение о наличии корреляции между переменными и признаками, характеризующими процесс обучения студентов-медиков в Астраханском регионе. Известно, что на здоровье студентов-медиков оказывают влияние факторы учебного процессаобъективная основа условий обучения. Вместе с, тем не менее, важными являются самооценочные, субъективные, характеристики, то есть блок латентных показателей, зависящий как от индивидуальных функциональных возможностей и здоровья индивидуума, так и образа жизни студентов-медиков.

Под здоровым: образом жизни (студента) — понимается совокупность форм и способов культурной поведенческой жизни, личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы, ре1улируемой ими деятельности и ее результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному, неограниченному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций (Н.А. Агаджанян, B. LLL Дегтярев, Е. И. Русанова и др., 1997).

В этой связи следует отметить, что при оценке здоровья в нашем исследовании учитывалась характеристика социально-гигиенических условий и жизнеобеспечения студентов-медиков, а также, показатели физического здоровья и заболеваемости, дополненные данными профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, посещений здравпункта учебного учреждения.

Исследования отечественных ученых показывают, что у студентов перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических сил организма, особенно в первые годы обучения (С.С. Вялов, В. И. Кузнецов, Т. А. Васина, 2004). При этом в период обучения они подвергаются воздействию факторов, к которым относят факторы окружающей среды, социально-экономические, социально-психологические, биологические факторы и факторы учебного процесса, которые играют огромную роль в формировании и развитии важнейших социально значимых заболеваний.

Вместе с тем, действия факторов на студентов являются сугубо индивидуальными, и вероятность развития того или иного заболевания зависит от адаптационных возможностей организма. Поэтому, в данном случае ведущую роль играют исследования связи между факторами, точнее совокупностью факторов и состоянием здоровья студентов-медиков, что позволяет эффективно и целенаправленно определять индивидуальные и групповые лечебно-профилактические и оздоровительные рекомендации.

Отсюда вытекает необходимость выделить и в иерархическом порядке построить совокупность факторов, которые наиболее полно отражают и влияют на состояние здоровья конкретной социальной группы, именуемой «студенты-медики», в нынешних политико-экономических и социальных и экологических условиях, с региональной привязкой.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведено многоэтапное комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья и образа жизни студентов в Астраханской области в условиях социально-экономических реформ на основе параллельного изучения демографических показателей здоровья населения региона. Дана характеристика образу и условиям жизни учащихся высшего медицинского образовательного учреждения, которая позволила определить основные тенденции в динамике, структуре и уровне заболеваемости. Сформулирована интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни студентов. Установлена зависимость состояния их здоровья от факторов учебного процесса, медико-демографических и социальногигиенических показателей, выявлены наиболее значимые из них. Проведено моделирование и прогнозирование нарушений состояния здоровья с учетом условий и образа жизни студентов медицинского ВУЗа. Выявлены и в иерархическом порядке построены факторы риска их здоровья. Составлена оценочно-прогностическая таблица комплексного влияния выявленных факторов на состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения на основе оценочно-прогностических коэффициентов и их информативности. На основе обобщения полученных материалов разработаны предложения по оптимизации состояния здоровья студентов высшего медицинского образовательного учреждения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Комплексная социально-гигиеническая и медико-демографическая характеристика учащихся высшего медицинского образовательного учреждения.

2. Оценка состояния здоровья студентов медицинского ВУЗа на региональном уровне.

3. Факторы учебного процесса, влияющие на состояние здоровья студентов и степень их значимости в современных условиях.

4. Моделирование и прогнозирование заболеваемости у учащихся высшего медицинского образовательного учреждения с учетом факторов учебного процесса.

5. Результаты анализа социологического исследования образа жизни современных подростков.

6. Научно-обоснованная программа мероприятий по совершенствованию организации медико-социальной помощи студентам высшего медицинского образовательного учреждения в новых социально-экономических условиях на региональном уровне.

Теоретическая и практическая значимость.

В результате исследования выяснены региональные особенности состояния здоровья студентов медицинского ВУЗа. Представлена комплексная характеристика состояния здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения. Установлены ведущие медико-социальные характеристики образа жизни студентов. Выявлена зависимость состояния здоровья студентов-медиков от факторов учебного процесса, медико-демографических и социально-гигиенических показателей, выявлены наиболее значимые из них. Проведен корреляционный анализ состояния здоровья с факторами учебного процесса и образа жизни учащихся высшего медицинского образовательного учреждения как основы выявления закономерностей их заболеваемости. Построена иерархически зависимая модель влияния социально-гигиенических факторов на состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учрежденияРазработаны рекомендации по оптимизации состояния здоровья студентов и совершенствованию организации медико-социальной помощи студентам высшего медицинского образовательного учреждения.

Список опубликованных работ по теме диссертации: По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ, в том числе 1 статья в рецензируемом научном издании ВАК РФ.

1. Шагина И. Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов// Астраханский медицинский журнал, 2010; № 2. — 0,4 п.л.

2. Шагина И. Р. Поддержка психологического статуса во время экзаменов.//Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье как социально-философская проблема» г. Уфа, РИЦ БашГУ, 2009 г. — 0,2 п.л.

3. Шагина И. Р. Здоровье молодежи — основа здорового общества. //Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье населения — основа процветания России», Анапа, Изд-е филиала РГСУ, 2010 г. — 0,2 п.л.

4. Шагина И. Р. Укрепление здоровья молодежи.//Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы демографической политики и состояния здоровья населения Российской Федерации» г. Астрахань, АГМА, 2009 г. — 0,3 п.л.

5. Шагина И. Р., Сердюков А. Г. Прогноз и профилактика экзаменационного стресса.//Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, «Актуальные проблемы демографической политики и состояния здоровья населения Российской федерации» г. Астрахань, АГМА, 2009 г. — 0,3 п.л.

Структура диссертации.

Диссертация изложена на 169 страницах машинописного текста. Состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 286 источников литературы, в том числе 259 отечественных и 27 зарубежных, приложений. Работа проиллюстрирована 45 таблицами и 23 рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Здоровье как целостный социально-психологический феномен является интегративным критерием и показателем качества не только самой личности или социальной группы, к которой она принадлежит, но и современного образования. Поэтому, в связи с достаточно сложной и напряженной социокультурной ситуацией российской действительности, имеющимися фактами несоответствия условий обучения и учебной нагрузки возрастным возможностям молодежи, вопросы медико-социальной помощи выступают важнейшей составляющей образовательного процесса в образовательных учебных заведениях различных форм и уровневого представительства. Мониторинг современного состояния здоровья студентов-медиков показал, что положение здоровья на вершине жизненных потребностей для них носит скорее теоретический аспект, так как на практике оно занимает далеко не первые позиции. Низкий рейтинг здоровья среди учащихся высшего медицинского образовательного учреждения подтверждается тем, что большая часть студентов не соблюдают здорового образа жизни. У данной категории людей преобладает стремление к значительному расходованию средств на развлечения и т.н. «вещизму» в ущерб своему здоровью. Поэтому у многих имеются те или иные факторы риска и низкая медицинская активность. Большинство исследователей к основным факторам, влияющим на здоровье студентов, относят: биологические, природные, социальные, учебного процесса и медицинские или организация медицинской помощи. При этом, как и большинство отечественных и зарубежных исследователей, мы исходим из позиции, что индивидуальное и общественное здоровье — понятия, которые по форме и содержанию не противоречат друг другу. Поэтому встает вопрос оценки здоровья социальных групп, объединенных по конкретному признаку, в частности, студентов-медиков, с целью прогнозного моделирования состояния здоровья и как следствие организации эффективной медико-социальной помощи.

Сложность ситуации заключается в том, что в настоящее время отсутствуют массовые диспансерные мероприятия на системной основе, которые бы охватывали значительную часть различных социальных слоев активного населения России. Это в свою очередь не позволяет в полной мере реализовать, принципы общественной профилактики заболеваний с одной стороны и выявлять закономерности появления, наличия и специфики протекания заболеваний различной этиологии в многообразных социальных группах. В этой связи системный подход в оценке здоровья через призму учета индивидуальных, групповых, когортных особенностей, включающих в себя элементы общественного здоровья, но имеющих четкую индивидуальную направленность в настоящее время является наиболее перспективным, так как он позволяет обнаруживать такие закономерности. Поэтому изучение здоровья студентов-медиков проводилось по комплексной медико-демографической и социально-гигиенической программе, которая включала оценку влияния на нее совокупности региональных демографических, природных, социально-экономических предпосылок при учете медико-биологических особенностей организма и влияния на него условий обучения и учебных нагрузок. Это, в свою очередь, позволило конкретизировать признаки условий обучения и учебных нагрузок изучаемой социальной группы, которые влияют на состояние здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения. В процессе исследования была разработана и апробирована комплексная методика, в которой учитываются медико-демографические и социально-гигиенические признаки, как основы изучения состояния здоровья, структуры и уровня заболеваемости, а также выявления зависимости состояния здоровья от факторов учебного процесса студентов-медиков. Это позволило разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию организации медико-социальной помощи учащимся высшего медицинского образовательного учреждения. Исследование показало, что 63,0% студентов-медиков Астраханской государственной медицинской академии, принявших участие в научном исследовании соискателя в течение 2006;2008 годов, имеют наследственную предрасположенность к различным заболеваниям. В частности, к: гипертонии — 58,1%- ИБС — 26,9%- инфаркту миокарда — 17,0%- инсульту -20,0%- сахарному диабету — 17,0%. На каждого обучающегося ВУЗа, таким образом, приходитсяпримерно 1,4 наследственных заболеваний. Вместе с тем, в процессе проведения опроса установлено, что 87,1% респондентов считают себя практически здоровыми (отнесли себя к 1 и 2 группам здоровья), в то время как 22,5% из них имеют хронические заболевания и на каждого студента-медика в год приходится 2,1 острых заболеваний. При этом в связи с ухудшением социально-экономических условий только 12,9% опрошенных имеют возможность выезжать летом для отдыха за пределы региона- 62,1% студентов ведут гиподинамический образ жизни, из которых 65,9%о девушек. Из 41,9% курящих студентов 33,5% - девушки. Почти 49,0% студентов употребляют алкоголь от 3 раз в месяц до 2 раз в неделю. Из общего числа участников исследования, 57,4% - юноши и 39,8% девушки употребляют спиртные напитки с вышеуказанной частотой. Анализ социально-гигиенических особенностей жизнедеятельности студентов-медиков показал, что бытовые условия в общежитии, по мнению 68,9% респондентов, неудовлетворительны в связи с его перенаселенностью, неудовлетворительным температурным режимом и отсутствием вентиляции. Только 34,5% студентов питаются в столовой во время обеда, у остальных нет времени или денег на обед. Вместе с тем, 69,3% студентов-медиков считают свое питание хорошим, в то время как удовлетворительным только 30,7%. На уровне социальной группы, анализ социально-гигиенических особенностей учебного процесса показал, что 39,6% опрошенных студентов-медиков указали на ухудшение состояния здоровья в период сессии или сразу после экзаменов. Не удовлетворен процессом обучения каждый третий студент (29,1%), в основном из-за нерационально составленного расписания (35,0%) и недостатка учебных материалов, выдаваемых библиотекой ВУЗа (54,6%). Обработка данных рейтингового отношения дисциплин показала, что приоритет остается за теми предметами, где подача материала ведется не только на достаточно высоком квалифицированном уровне, но и на рациональном распределении часов, особенно отведенных на практическую часть, что подтверждает уровень комфорта и нагрузки студентов с невысоким показателем здоровья. Каждый пятый студент медицинского ВУЗа не удовлетворен взаимоотношениями с преподавателями, около 40,0% считают требования педагогов завышенными. Немаловажным фактором оказывающим влияние на здоровье учащихся является учебная нагрузка. Высокая учебная нагрузка на студентов в ВУЗе приходится на практические занятия (с точки зрения 38,8% студентов), на лекции (32,8%), при подготовке к занятиям (47,3%), при работе в библиотеке (23,7%), при выполнении общественных поручений (8,9%), при работе в кружке (17,0%). 30,1%) студентов-медиков отметили дискомфортные условия учебных аудиторий, особенно заметен рост количества студентов, неудовлетворенных условиями пребывания в аудиториях, при переходе к клиническим формам обучения. Указанные черты условий обучения и учебной нагрузки в медицинском ВУЗе детерминируют негативные процессы по формированию хронических и острых заболеваний. Так, применение математического аппарата при обработке эмпирических данных показало, что наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, высокая учебная нагрузка, неудовлетворенность психологическим климатом на занятиях, дискомфортные условия обучения, на фоне наличия негативной тенденции увеличения количества и интенсивности употребления табака, алкоголя, ведения гиподинамического образа жизни приводят к ухудшению состояния здоровья и росту количества острых и хронических заболеваний у студентов-медиков. Исследование также выявило, что действия различных факторов на студентов являются сугубо индивидуальными, и вероятность развития того или иного заболевания зависит от адаптационных, возможностей организма. При этом факторный анализ выделил 18 признаков, которые наиболее полно отражают влияние учебного процесса на состояние здоровья студентов-медиков, большинство из которых принято называть факторами риска. К ним, в частности относятся: Фактор 1 — «Курс обучения" — Фактор 2 — «Удовлетворенность студента учебной программой" — Фактор 3 — «Совмещение учебы с работой" — Фактор 4 — «Учебная нагрузка на практических занятиях" — Фактор 5 -«Учебная нагрузка при подготовке к занятиям" — Фактор 6 — «Учебная нагрузка в библиотеке" — Фактор 7 — «Усталость после занятий" — Фактор 8 -«Учебная нагрузка на лекциях" — Фактор 9 — «Ухудшение состояния после сессии" — Фактор 10 — «Комфортность пребывания в учебных аудиториях" — Фактор 11 — «Пропуски занятий и лекций по болезни" — Фактор 12 -«Общественная нагрузка" — Фактор 13 — «Учебная нагрузка в научном кружке" — Фактор 14 — «Ухудшение здоровья за время учебы в ВУЗе" — Фактор 15 — «Длительность учебного дня" — Фактор 16 — «Форма обучения (бюджетная или коммерческая)" — Фактор 17 — «Удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями" — Фактор 18 — «Удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками». С другой стороны 18-ти факторная модель определила признаки, имеющие факторную нагрузку (веса), которые в определенной степени влияют на состояние здоровья студентов-медиков. Для выявления диагностических возможностей и информативности выявленных факторов нами, было осуществлено оценочно-прогностическое моделирование возможных патологических состояний у студентов-медиков. Сформированная таблица позволяет на первоначальном этапе медико-социальной помощи выявлять наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья учащихся высшего медицинского образовательного учреждения, а значит принимать решение на проведение дополнительного обследования. Нами предложена концептуальная модель медико-социальной помощи студентам-медикам. В ее основу заложена 18-ти факторная модель влияния элементов условий обучения и учебной нагрузки на состояние здоровья студентов-медиков и оценочно-прогностическая таблица возможных патологических состояний у учащихся высшего медицинского образовательного учреждения. При этом в рамках первичной профилактики применение стандартизированной скрининговой анкеты и оценочно-прогностической таблицы позволяют разработать комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний среди студентов-медиков посредством устранения причин и коррекции факторов риска. В рамках вторичной профилактики появляется возможность организовать комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний среди студентов-медиков.

Таким образом, примененный в исследовании системный подход в изучении состояния здоровья студентов-медиков позволил выявить элементы учебного процесса, влияющие на состояние здоровья студентов-медиков, а значит определить пути и направления проведения профилактики заболеваний среди студентов-медиков. Это позволит значительно улучшить оказание медико-социальной помощи студентам высшего медицинского образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Ю. Состояние здоровья и самосохранительное поведение молодежи (комплексное медико-социальное исследование по материалам Республики Татарстан): автореф. дис.. д-ра мед. наук / М. Ю. Абросимова. Казань, 2005.-22 е.
  2. Н.А. Экология человека / Н. А. Агаджанян, В. И. Горшин.-М: 1994.-186 с.
  3. Н.А. Очерки по экологии человека / Агаджанян Н. А. с соавт. Москва-Астрахань: 1996.-211 с.
  4. Н.А. Экология, здоровье, качество жизни / Н. А. Агаджанян, Г. Л. Ступаков, И. Б. Ушаков, И. Н. Полунин, В. Г. Зуев. Москва-Астрахань: Изд. АГМА.-1996.- 249 с.
  5. Н.А. Проблема адаптации и здоровья студентов 1 Н.А. Агаджанян, К. Е. Ветчинкина // Научные основы охраны здоровья студентов: сб. науч. тр. М. — 1987., С. 3−13.
  6. Н.А. К вопросу о состоянии автоматизированных систем профосмотров студентов и обработки научных данных / Н. А. Агаджанян, В. А. Кичигин // Медико-социальные аспекты охраны здоровья студентов: сб. науч. тр. -Красноярск, 1989. С. 117−121.
  7. Н.А. Проблема здоровья студентов и перспективы развития / Н. А. Агаджанян, В. В. Пономарёва, Н. В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всероссийской науч. конф. М., 1995.-С.5−9.
  8. Н.А. Экология, здоровье, качество жизни / Н. А. Агаджанян, Г. Л. Ступаков, И. Б. Ушаков. -М.: Астрахань, 1996. 249 с.
  9. Л.А. Функциональные возможности детей и подростков / Агапова Л. А., Рапопорт И. К., Васенко Ю. Ю. // Материалы IX съездапедиатров России. Детское здравоохранение России: стратегия развития. -М., 2001 С. 12−13.
  10. Актуальные проблемы исследования социального здоровья молодежи, ч.П. Информационно-аналитические материалы / Под ред Зобова Р. А.: Уч. пос. СПб., 2005.-c.27
  11. .Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: дис. канд. мед. наук / Б. Г. Акчурин. Уфа, 1996. — 132 с.
  12. О.А. Комплексная программа здоровья / О. А. Александров. М.: Медицина, 1988. — 96 с.
  13. М.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: Учеб. пособие / М. Н. Алиев. Тула: изд-во ТГПИ им. Л. Н. Толстого, 1993.- с. 17.
  14. С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов / С. Ю. Алькова // Теория и практика физ. культуры. 2003. — № 4. — С. 10−12.
  15. В.Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. / В. Ю. Алъбицкий, А. А. Баранов. Казань, 1986. — 184 с.
  16. Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н. М. Амосов. Донецк: Сталкер, 2002. — 590 с.
  17. Н.М. Раздумье о здоровье / Н. М. Амосов.-М., 1987 с. 59.
  18. Ан Р. Характеристика состояния здоровья подростков допризывного, призывного возрастов и концепция по его укреплению, в том числе в период подготовки юношей к военной службе (по материалам
  19. Волгоградской области): авторе, дисс. докт. мед. наук / Р.Ан. М., 2003.- 37 с.
  20. Ю.Г. Валеологическое содержание социально-гигиенического мониторинга здоровья интернов / Ю. Г. Ананич, К. С. Жижин, А. Р. Квасов, А. Ф. Степаненко // Валеология. 2008. — № 3. — С. 25−30.
  21. В.А., Волков В. Ю., Давиденко Д. Н. и др. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие / Под ред. проф. Д. Н. Давиденко. СПб.: СПбГТУ, 2001.
  22. Д.Ю. Экзаменационный психоэмоциональный стресс студентов / Д. Ю. Андрияшек, А. И. Киколев, Т. Н. Васильева // Гигиена труда и профзаболеваний. 1983. — № 11. — С. 38−40.
  23. И.Г. Динамика физического развития и состояния здоровья студентов мединститута / И. Г. Антипов, М. Я. Безматерных, Н. Ф. Петухов // Научные основы охраны здоровья студентов: сб. науч. тр. М., 1987.-С. 160 162.
  24. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г. Л. Апанасенко. СПб: МГН «Петрополис», 1992.- с. 17.
  25. Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л: А. Попова. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 248 с.
  26. Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / ГЛ. Апанасенко // Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья, 1993. Вып. 1. — СПб: наука. — С. 31.
  27. С.Л. Медико-психологические аспекты реабилитации студентов, перенесших соматические заболевания / С. Л. Арефьев, В. А. Черепов // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов: сб. науч. тр. Л., 1987.- С. 54−57.
  28. И.С. Состояние, здоровья и физическое развитие студентов младших курсов медицинского вуза / И. С. Артюшенко, М.Н. Баранова//Советское здравоохранение. 1981- С.41−43.
  29. Асхабова J1.M. Медико-социальные аспекты характеристики здоровья студентов-медиков / JI.M. Асхабова, И. М. Махулова // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всероссийской науч. конф. М., 1995. — С. 24−26.
  30. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. М.: Медицина, 1979. — 195 с.
  31. С.Г. Оптимизация гигиенического воспитания студентов в учебном процессе: автореф. дис. канд. мед. наук. / С. Г. Ахмерова. М., 1994. -24 с.
  32. Э.Ф. Гигиенические аспекты профилактики наркотизации детей и подростков: автореф. дис. канд. мед. наук. /Э.Ф. Ахметзянова. Казань, 2000. — 23 с.
  33. К. Здоровый образ жизни / К. Байер, JI. Шейнберг. Пер. с англ.-М.-Мир.-1997.-368 с.
  34. В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоров’я, 1987. — 224 с.
  35. М.М. Особенности формирования здоровья детей раннего возраста в зависимости от типа семьи: автореф. дис. канд. мед. наук / М. М. Балыгин. Оренбург, 1997. — 21 с.
  36. М.М. Основные медико-демографические параметры развития детей и подростков г. Москвы / Балыгин М. М. с соавт. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины.-2001.-№ 6.-С. 14.
  37. А. А. Состояние здоровья детей и задачи Союза педиатров России / А. А. Баранов. Педиатрия, 1995. — № 4. — С. 7−11.
  38. А.А. Социальная педиатрия — проблемы, поиски, решения / А. А. Баранов // Материалы научно-практической конференции посвященной 60-летию профессора Н. Г. Веалова. СПб ГПМА, 2000.-С. 3−10.
  39. А.А. Здоровые дети России в XXI веке./ А. А. Баранов. -М., 2000. 250 с.
  40. А.А. с соавт. Детское здравоохранение России / А. А. Баранов. М., 2001. — 712 с.
  41. А.А. Репродуктивные демографические показатели / А. А. Баранов. Казань, 1994. — 120 с.
  42. А.А. Состояние здоровья детей в современных социально-экономических условиях / А. А. Баранов // Экологические проблемы педиатрии (сб. лекций). М., 1997. — С. 5−15.
  43. А.А. Экологические и гигиенические проблемы педиатрии / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 3.- С. 5−7.
  44. А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / А. А. Баранов, J1.A. Щеплягина (ред.). М., 2000. — 584 с.
  45. А.А. Профилактика детских потерь от внешних причин / А. А. Баранов, JI.A. Никольская // Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. М. — Издательский Дом «Династия», 2003. -С. 331−344.
  46. В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. Г. Бауэр // Теория и практика физ. культуры. 2001. — №-1. — С. 50−56.
  47. В.И. Энциклопедия здоровья / В. И. Белов. М.: Химия, 1993.-400 с.
  48. В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В. И. Белов, Ф. Ф. Михайлович. М., 1999. — с. 61.
  49. А.А. Общее состояние здоровья и принципы организации диспансерного наблюдения за студентами в условиях Крайнего Севера / A.JI. Безродных, В. И. Гагарин. М., 1987. — С. 93−98.
  50. В.И. Изучение некоторых психофизиологических функций у студентов вузов/В.И. Берзин//Гигиена и санитария.-1981. -№ 8,-С. 84−86.
  51. В.П. Физическое воспитание студентов творческих специальностей / В. П. Бизин, B.C. Гуменный. ХГАДИ (ХХПИ). — Харьков, 2003.-№ 2.-С. 85−93.
  52. БилогурВ.Е. Обоснование содержания теоретико-методического обеспечения физического воспитания студентов / В. Е. Билогур // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. ХГАДИ (ХХПИ). -Харьков, 2002. — № 1. — С. 94−98.
  53. П.П. Возрастная педология / П. П. Блонский. JL, 1930.
  54. Боровиков В. STATISTIKA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. / В. Боровиков. СПб.: Питер, 2003.-688 с.
  55. Е.Н. Гинекологическая заболеваемость у детей и подростков / Е. Н. Богданова, О. Г. Фролова.- М., 1992. 141 с.
  56. В.В. Репродуктивное здоровье женщин в России (по результатам исследований, проведенных в Перми, Екатеринбурге и Ивановской области в 1996 и 1999 гг.) /В. В. Бодрова, X. Голдберг // Социология медицины. -2002. -№ 1.-С. 21−32.
  57. Т.В. / Т.В. Бойко, JI.B. Дрегель, Т. Н. Дядькина // Съезд педиатров России. 8-й: Материалы. М., 1998. — С. 117.
  58. И.И. Человек и биологически активные вещества / И. И. Брехман. М.: Наука, 1980. — 120 с.
  59. И.И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. М., 1990.
  60. С.М. Адаптация к экзаменационному стрессу у учащихся различного профиля обучения / С. М. Будылина, А. И. Надеждина, А. П. Тычкина // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всероссийской науч. конф.- М: Изд-во РУДН, 1995. -С.39−40.
  61. E.JI. Социологические исследования состояния здоровья студентов-медиков / E.JI. Бурак, В. М. Стариков, М. Ж. Тенянко // Здравоохранение Беларуси. 1990. — № 12. — С. 19−22.
  62. И.М. Рабочая нагрузка студента Татарского коммунистического университета / И. М. Бурдянский, M. J1. Юровская. -Казань, 1926.- 64 с.
  63. А.И. Адаптация студентов к обучению в вузе /А.И. Бурханов, JI.M. Носова, Ж. Л. Бапгутанов // Гигиена и санитария. -1992.-№ 7(8).-С. 53−55.
  64. Н.Н. Задачи первичной медико-социальной помощи детям в свете концепции развития здравоохранения в России / Н. Н. Ваганов // Российский педиатрический журнал, 1998.-№ 5.-С. 5−9.
  65. Н.Н. Стратегия охраны здоровья матерей и детей в условиях социально-экономических реформ Российской Федерации: автореф. дисс.. д-ра мед. наук / Н. Н. Ваганов. М., 1996. — 88 с.
  66. Н.Н. Педиатрическая служба в условиях реформирования здравоохранения / Н. Н. Ваганов, В. М. Шилова, С. М. Степанова. М.: ГРАНТЪ, 1999. — 232 с.
  67. Ваганова Найлулина JI.A. Медико-социальные проблемы совершенствования системы охраны здоровья матери и ребенка в сельской местности: автореф. дисс.. канд. мед. наук. — СПб. — 2000. — 20 с.
  68. М.М. Комплексная медико-социальная оценка репродуктивного здоровья девочек: автореф. дисс.. канд. мед. наук / М. М. Васильев. СПб. — 1995. — 22 с.
  69. О. Л. Заболеваемость, образ жизни и пути совершенствования медицинского обслуживания студентов высших учебных заведений: автореф: дисс.. канд. мед. наук / О. Л. Васильева. Н. Новгород, 2001.-22 с.
  70. Т.П. К вопросу о формировании репродуктивного и контрацептивного поведения молодежи / Т. Н. Васильева // Репродуктивное здоровье и сексуальное воспитание молодежи: материалы II Российской конф. по планированию семьи. -М, 1995.- С. 187−189.
  71. В.Ю. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья студентов технического вуза: автореф. дисс.. канд. мед. наук / В. Ю. Ватясов. Казань, 2001. — 18 с.
  72. Е.В. Медико-социальные аспекты охраны здоровья учащейся молодежи: автореф. дисс. канд. мед. наук / Е. В. Веселова. Воронеж, 1992.-22 с.
  73. Ю.Е. Экология и здоровье детей. / Ю. Е. Вельтищев, В.В. Фокеева//Материнство и детство. 1992. — т.37. — № 12. — С. 30−35.
  74. Ю.Е. Экологически детерминированные нарушения состояния здоровья детей / Ю. Е .Вельтищев // Материалы III Конгресса педиатров России. М., 1998. — С. 13−14.
  75. В.А. Программа «Здоровье студента и учителя» / В. А. Виноградов // Комплексные гигиенические исследования в районах интенсивного освоения: материалы Всероссийской конф. Новокузнецк, 1991. -Т.1.-С. 16−18.
  76. М.Я. Основы здорового образа жизни: учебн. пос. / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. М.: МНЗПУ, 1995. — 90 с.
  77. О.В. Двигательная активность основа здорового образа жизни / О. В. Виндюк // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — ХГАДИ (ХХПИ). — Харьков, 2003. -№ 1. — С. 72−75.
  78. Е.П. Медико-социальный аспект пропаганды физической культуры среди студентов-медиков / Е. П. Войтенко, Л. И. Гугучкина // Учебно-исследовательская работа студентов: сб. научно мед. работ. — Харьков: ХГИФК, 1995, с. 264−269.
  79. Н.Ю. Профессиональное развитие субъекта деятельности / Н. Ю. Вотянюк // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. ХГАДИ (ХХПИ). — Харьков, 2003. — № 2. — С. 37−47.
  80. Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STAT1STIKA и EXEL /Э.А. Вуколов. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. -464 с.
  81. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А. Гапонова// Психологический журнал. 1994.-Т. 15, № 3.-С. 131.
  82. Н.Ф. Проблемы реализации государственной политики в области здравоохранения на региональном уровне / Н.Ф.
  83. , О.Ю. Александрова, И.Ю. Григорьев // Медицинское право. -2003.-№ 3.-С. 9−10.
  84. Н.Д. Совместная работа врача и педагога в управлении тренировочным процессом / Н. Д. Граевская // Спортивная медицина (ред.
  85. A.В. Чоговадзе, JI.A. Бутченко). М.: Медицина, 1984, с. 152−169.
  86. И.Ю. О праве граждан на охрану здоровья / И. Ю. Григорьев, Ю. И. Григорьев. Известия ТулГУ. Вып. 10. — Тула: изд-во ТулГУ, 2004. — С. 23−30.
  87. В.Н. Здоровье школьников как социальная проблема /
  88. B.Н. Григорьева // Материалы научно-практической конференции посвященной 60-летию профессора Н. Г. Вялова.- СПб ГПМА, 2000.-С. 14−17.
  89. Государственный доклад о состоянии здоровья населения в Российской Федерации в 2000 году / Здравоохранение РФ.-2002.-№ 2. с. 923.
  90. B.C. Физическое воспитание студентов творческих специальностей / B.C. Гуменный, Т. И. Лошицкая. ХГАДИ (ХХПИ). -Харьков, 2003. — № 4. — С. 97−104.
  91. И.А. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И. А. Гундаров. М., 1989.
  92. Е.В. Адаптивное физическое воспитание в системе специального отделения вуза / Е. В. Давиденко, И. И. Вржесневский, С. Г. Сесюнин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. -ХГАДИ (ХХПИ). Харьков, 2003. — № 1. — С. 90−94.
  93. Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов: учебное пособие / Д. Н. Давиденко, Ю. Н. Щедрин, В. А. Щеголев. Под ред. проф. Д. Н. Давиденко. СПб.: СПбГТУ, 2005.
  94. Л.А. Здоровье человека и качество жизни: проблемы и особенности управления / Л. А. Дартау, Ю. Л. Мизерницкий, А. Р. Стефанюк. -М.: изд., 2002 г. 400 с.
  95. О.П. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов / О. П. Добромыслова, О. Г. Маймулов. Гиг. и сан., 1991.-№ 3.-С. 42−46.
  96. Е.И. К вопросу использования ресурсов здравоохранения / Е. И. Дубынина, А. А. Резников /Экономика здравоохранения, 1997. № 3/15. — С. 28−31.
  97. Д.О. Инвалидность как компонент оценки здоровья детского населения Астраханской области / Д. О. Ермолаев, А. Г. Сердюков, Ю. Н. Ермолаева. Материалы IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М. — 2004. — С. 144 — 145.
  98. Д.О. Региональный анализ экономических потерь в результате детской смертности / Д. О. Ермолаев, О. Н. Донская, Ю. Н. Ермолаева, А. Г. Мордовцев. Сборник материалов X Съезда педиатров России. — М., 2005. — С. 602.
  99. Т.Г. Комментарий к Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / Т. Г. Жданович, О. А. Шевченко. Система ГАРАНТ, 2007.
  100. В.И. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы / В. И. Жолдак, JI.A. Калинкин // Теория и практика физической культуры, 1997. № 8. — с. 2−7.
  101. В.П. Валеология учение о здоровье: учебн. пос. / В. П. Зайцев. — Харьков: ХГИФК, 1996. — 161 с.
  102. В.П. Здоровье человека и профилактика заболеваний / В. П. Зайцев, И. Д. Варавин, И. И. Варавин и др. Белгород: БелГТАСМ, 1998.216 с.
  103. А.В. Социально-гигиеническое исследование образа жизни, репродуктивного поведения и здоровья девочек-подростков: автореф. дис.. канд. мед. наук / А. В. Зарубина. М., 1998.-24 с.
  104. Здоровье молодежи — необходимость перемен: Руководство ЮНИСЕФ по разработке программ в области охраны здоровья и развития молодых людей. Женева, 1997,
  105. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян и др. М., 1997. — 199с.
  106. Здравоохранение в РФ: Статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 1995.-С. 142.
  107. М.К. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и здоровья студентов / М. К. Зубрицкий, Г. А. Залезинская // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всероссийской науч. конф. М., 1995.-С. 91−93.
  108. Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1999.-280с.
  109. ЗинченкоВ.П. Введение в эргономику / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. М.: Наука, 1979. — 344 с.
  110. О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Мысль, 1979. — 436 с.
  111. .Г. Адаптационные уровни экологии человека / Б. Г. Иоганзен, Е. Д. Логачев // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных. Кемерово, 1978. — 412 с.
  112. И.Г. Отношение населения к медицинской информации / И. Г. Игнатов. // Здравоохранение Российской. Федерации. 1998. — № 4: — С. 38−41.
  113. А. Как Россия потеряла XX столетие / А. Илларионов // Вопросы экономики 2000. — № 1. — С. 4−27.
  114. В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев. М., 1983. — С. 73−81.
  115. В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. Новосибирск, 1980. — 192 с.
  116. В.П. Донозологаческая диагностика, в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, В. П. Берсенева. Л.: Медицина, 1980. — 208 с.
  117. Н.Г. Состояние здоровья, успеваемость и условия жизии школьников (комплексное социально-гигиеническое исследование)./ Н. Г. Карлсен: автореф. дис.. канд. мед. наук. М, 1980.-24 с.
  118. И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И. А. Камаев, О. Л. Васильева // Здравоохранение Российской Федерации. 2002. — № 1- С. 26−29.
  119. И.А. Образ и условия жизни студентов техникумов и ПТУ: Сб. трудов государственного технического университета Н. Новгорода / И. А. Камаев, С. А. Молодцов, Е. А. Перевезенцев. Н. Новгород. — 2005. -№ 10.-С. 111−116.
  120. КиютаГ.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов на уроках спецдисциплин / Г. А. Киюта // Применение современных технологий обучения студентов в средних специальных учебных заведениях. М.: Педагогика, 1997. — 320 с.
  121. М.А. Состояние- здоровья студентов медицинского института / М. А. Камалиев, В. И. Лисицын, Т. В. Возженникова // Здравоохранение Казахстана. 1992. — № 1. — С. 65−67.
  122. Т.В. Карасева Современные особенности образа жизни студентов / Т. В. Карасева // Образ жизни и здоровье студентов Материалы I Всероссийской науч. конф. М., 1995.- С. 96−98.
  123. С.Е. Факторы образа жизни и здоровья студентов за период их обучения в вузе / С. Е. Квасов, Д. А. Изуткин // Сов. здравоохранение. -1990. -№ 1. -С. 26−30.
  124. Ко лесов Д. В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Д. В. Колесов. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
  125. Н.Г. Динамика характеристик личности студента / Н. Г. Кольцова / Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа: тез. докл. к 17 съезду Общества психологов СССР. М.: Мысль, 1989. — 316 с.
  126. Ю.М. Рынок в здравоохранении: что сейчас и что потом? / Ю. М. Комаров. Экономика здравоохранения. — 2003. — № 8 (76). -С.13−19.
  127. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон.-М.:Наука, 1967.-383 с.
  128. П.Р. Управление медицинской помощью: Практическое руководство в 2-х т.: Пер. с англ. / Под общей ред. акад. РАМН О. П. Щепина. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 743 с.
  129. Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи / Т. К. Кончанин. Ч.2.- Тарту, 1971. — С. 89−91.
  130. А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. канд. пед. Наук / А. П. Кормилицын. М., 1997. — 24 с.
  131. А.Б. Комплексная динамическая оценка состояния здоровья студентов / А. Б. Косолапов, С. В. Горшков, Р. Б. Спиридонов. -Валеология. № 1. — 2006. С. 41−45.
  132. В.П. Философия науки в вопросах и ответах / В. П. Кохановский и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 352 с.
  133. Н.А. Информационное обеспечение ориентирования студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления / Н. А. Красноперов // Валеология. № 1. -2006. — С. 59−64.
  134. Г. В. Психологические основы профобучения / Г. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1988. — 216 с.
  135. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Просвещение, 1990.- 117 с.
  136. М.А. Дихотическое тестирование учеников младших классов интерната для слепых детей и общеобразовательной школы / Куликов М. А., Быкова Л. Г., Кравцов К. Г., Гулинская О. А. // Вопросы психологии, 1996. -№ 1. С. 115.
  137. В.З. Проблемы профилактики в условиях реформ здравоохранения / Кучеренко В. З., Сырцова JT.E. // Проблемы соц. гигиены и истории медицины, 1996.-№ 1.-С. 42−46.
  138. В.Р. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария, 1993.-№ 11.-С. 4−7.
  139. В.Р. Современные задачи подготовки врачей по проблеме охраны здоровья детей и подростков / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария, 1994.-№ 9.-С. 17−19.
  140. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях / В. Р. Кучма. -М. ММА имени И. М. Сеченова, 1996.-282 с.
  141. В.Р. Особенности состояния здоровья школьников в 19 602 000 годы: материалы IX съезда педиатров России / В. Р. Кучма, 19−22 февраля 2001 г. С. 330.
  142. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма. М., 2001.-376 с.
  143. В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.) / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария, 2000.-№ 1.-С. 36−40.
  144. В.Р. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников / В. Р. Кучма, Н. Н. Суханова, Н. А. Катечкина, С. А. Каретина // Гигиена и санитария.-1996.-№ 1.-С. 27−28.
  145. Д.И. История социально-гигиенических исследований студентов / Д. И. Кича, М. И. Паначина // Советское здравоохранение. 1987.-№ 7.- С. 63−66.
  146. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека/ Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пос. для студ. ВУЗов / Э. М. Козин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: ВЛАДОС, 2000.-192 с.
  147. И.П. Особенности образа жизни и состояния здоровья студентов Южного Урала / И. П. Круглякова, Л. Г. Розенфельд // Здоровье студентов: тезисы докладов международной науч. конф. М., 1999.-С. 16−17.
  148. ЛагеревВ.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В. В. Лагерев. М.: Просвещение, 1991. — 48с.
  149. А.П. Береги здоровье смолоду / А. П. Лаптев. М.: Медицина, 1988. — 144 с.
  150. Н.Т. Социально-гигиенические аспекты здоровья студентов / Н.Т. Лебедева//Здравоохранение Беларуси. 1993. — № 9. -С. 53−56.
  151. И.Л. К методике оценки состояния здоровья людей, проживающих в промышленных зонах / И. Л. Левашова, О. А. Варенкова // Проблемы мониторинга за здоровьем населения промышленных городов.-Ангарск, 1989.-С. 105−106.
  152. Г. П. Состояние системной гемодинамики студентов Ленинградского медицинского вуза/ Г. П. Лесняк, В. Н. Макридин, СБ. Петоров // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. Л, 1987.-С. 33−39.
  153. О.Д. Влияние режима питания на показатели напряженности умственного труда студентов / О. Д. Лившиц // Гигиена и санитария.- 1992.-№ 1.- С. 31−33.
  154. Ю.П. Основной вопрос медицины: образ жизни, общественное здоровье, санология: актовая речь / Ю. П. Лисицын. М., 1987.
  155. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Ю. П. Лисицын. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
  156. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. М: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 517 с.
  157. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. М.: Медицина, 2002. — 416 с.
  158. Ю.П. Слово о здоровье / Ю. П. Лисицын. М., 1993.
  159. Ю.П. Влияние образа жизни и факторов риска / Ю. П. Лисицын // Превентивная кардиология: Руководство под ред. Г. И. Косицкого. М.: Медицина, 1987, с. 53−67.
  160. В. Эскиз к портрету: Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи (По материалам социологических исследований) / В. Лисовский. М., 1969.
  161. ЛишукВ.А. Основы здоровья: Обзор. Актуальные задачи, решения, рекомендации / В. А. Лишу к, Е. В. Мосткова М.: РАМН, 1994. -134с.
  162. ЛишукВ.А. Девять ступеней к здоровью / В. А. Лишук, Е. В. Мосткова. М.: Книжная Компания, 1997. — 320 с.
  163. С.И. Здоровье и физическая активность студентов-первокурсников на урбанизированном Сибирском севере / С. И. Логинов, К. А. Шаманский // Валеология. № 2. — 2008 С. 83−90.
  164. Люблинская хартия реформирования здравоохранения: Принята государствами-членами Совета Европы / Европейская конф. ВОЗ по реформам в области здравоохранения. 17−20 июня 1996 г., Словения. -Любляна: WHO, 1996. 21 с.
  165. Ф.В. Взаимодействие предприятий промышленности с научно-технологическими парками вузов (формы методы результативность): дис.. канд. экон. Наук / Ф. В. Любочкин. М, 2003 181 с. РГБ ОД, 61:048/96−8.
  166. B.C. Социальное и индивидуальное развитие в процессе физического воспитания / B.C. Макеева // Физкультурное и валеологическое образование на рубеже XXI века: Сб.научн. тр.-Тула: Изд-во Тул.гос.пед. унта, 2000. С 86−89.
  167. В.П. Принципы подростковой медицины / В. П. Медведев, A.M. Куликов // Эколого-социальные: вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век: материалы 4 международного конгресса. СПб., 1998. — С.46−48.
  168. В.А. Заболеваемость населения история, современное состояние и методология изучения.- М: Медицина, 2003. — 512 с.
  169. В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В. А. Медик, A.M. Осипов. М: Логос, 2003. — 200с.
  170. В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: в 3 ч / В. А. Медик, В. К. Юрьев. М.: Медицина, 2001−199с.
  171. Медико-социальные аспекты формирования- здоровья в современных условиях / Н. К. Барсукова и др. // Здравоохранение Российской Федерации.-1996.-№ 1. С 30−33.
  172. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Милле. -М.: Просвещение, 1981. 278 с.
  173. Т.Ш. Актуальные вопросы университетской медицины / Т. Ш. Миннибаев // Здоровье студентов: тезисы докладов международной науч. конф. М, 1999. — С. 23−24.
  174. Т.Ш. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний у студентов / Т. Ш. Миннибаев // Гигиена и санитария.- 1993. -№ 3.-С. 55−57.
  175. Т.Ш. Социально-гигиеническое значение изучения бюджета времени студентов / Т. Ш. Миннибаев // Здравоохранение Российской Федерации. 1985. — № 4. — С. 23−26.
  176. Т.Ш. Гигиена труда и здоровье студентов высших учебных заведений на современном этапе / Т. Ш. Миннибаев, Л. Ю. Кузнецова, А. И. Кузнецова // Медицина труда и промышленная экология. -1996.-№ 10.-С.15−18.
  177. И.И. Этюды оптимизма / И. И. Мечников. М., 1964.
  178. В.Ю. Оздоровительные мероприятия для студентов в условиях санатория-профилактория учебного заведения / В. Ю. Мищенко, В. П. Зайцев // Современные проблемы физической культуры и спорта: Сб. научн. работ. Белгород: БГУ, ХГИФК, 1997, с. 442−444.
  179. Н.Б. Система здравоохранения в РФ: организационно-правовые аспекты / Н. Б. Найговзина, М. А. Ковалевский. -М., 1999.
  180. О. А. Опыт внедрения программы «Образование и здоровье» в Оренбургском государственном университете / О. А. Науменко.-Оренбург: ОГУ, 2005. № 11. — С. 16−19.
  181. JI.B. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / JI.B. Нефедовская. М.: Литтерра, 2007. — 192 с.
  182. Образование в РФ. Статистический ежегодник. М., 2005.372 с.
  183. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2002.
  184. В.И. Количественные методы в социологических исследованиях / В. И. Паниотто, B.C. Максименко. Киев: Наукова думка, 1982.- 160 с.
  185. Т.Э. Здоровье российской молодежи: комплексный подход / Т. Э. Петрова // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 5. — с. 252−259.
  186. О.Н. Здоровье студентов, как предмет научного анализа / О. Н. Петрова, Г. Н. Соломонова // Вестник СевКав ГТУ. Гуманитарные науки. 2004. — № 2.
  187. Письмо Минобразования РФ от 3 мая 2001 г. N 29/1530−6 «О совершенствовании и развитии оздоровительной работы с обучающимися в образовательном учреждении» // Вестник образования.-2001.-№ 11, — с. 51.
  188. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 2010 годы"с изм. и доп. от 5 мая 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января. 2006. — № 2. — с. 186.
  189. А.Г. Практическое руководство по детским болезням. Т. 10. / А. Г. Румянцев // Восстановительное лечение в педиатрии. М.: Медпрактика. — М, 2008.
  190. П.А. От великой спортивной державы к здоровой России / П. А. Рожков //Теория и практика физ. Культуры. — 2001. — № 1. -С. 2−8.
  191. С.Ю. Предложение труда в России: микроэкономический анализ экономической активности населения / С. Ю. Рощин. Препринт WP3/2002/6 Серия WP3 Проблемы рынка труда. -М., ГУ-ВШЭ- 2002.
  192. Р.Б. Реформа системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: Пер. с англ. / Р. Б. Салтман, Дж. Фигейрас. -М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. 432 с.
  193. Н.Н. Некоторые аспекты состояния здоровья студентов медицинского институтам / Н. Н. Сайкинова: материалы научно-практ. конф, посвященной 70-летию санитарно-эпидемиологической службы. Пермь, 1992.- С.75−76.
  194. СанПиН 2.1.4.1074−01 Питьевая вода: гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.
  195. Г. Р. с соавт. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни.//Сб. науч. статей: Клинические вопросы современной медицины,-АГМА.-Астрахань.-2003.-Т.29.-С.40−45.
  196. Население как фактор экономического роста / Население России на рубеже XX—XXI вв.еков: проблемы и перспективы / Под ред. Ионцева В. А., Саградова А. А. МАКС Пресс, 2002.
  197. И.А. Медико-социальная и организационная основа формирования здоровья студенческой молодежи / И. А. Свиридова // Валеология. № 3. — 2006. С. 5−11.
  198. Н.Ф. Питание и здоровье / Н. Ф. Сорока. Минск: Беларусь, 1994. — 350 с.
  199. В.И. О состоянии здравоохранения и мерах, направленных на его улучшение / В. И. Стародубов // Здравоохранение РФ -1999. № 2.-С. 3−6.
  200. В.Ю. Сравнительный анализ адаптационного потенциала системы кровообращения и уровня здоровья студентов младших курсов Воронежского госуниверситета / В. Ю. Сулин, В. А. Шерстяных // Валеология. 2001.-№ 3.-С 47−50.
  201. А.Г. Здоровье- и физическое воспитание, детей и подростков/А.Г. Сухарев.-М., 1991.
  202. С.В. О некоторых социально-гигиенических аспектах состояния здоровья подростков региона / С. В. Супрун, О. И. Супрун, А. Г. Сердюков // Астраханский медицинский журнал, 2006. № 2. с. 12.
  203. С.В. Медико-демографические и социально-гигиенические аспекты состояния здоровья подростков / С. В. Супрун, О. И. Супрун, А. Г. Сердюков. Астрахань: АГМА, 2008.- 286с.
  204. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2008 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2009.
  205. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2007 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2008.
  206. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2006 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2007.
  207. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2005 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2006.
  208. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2004 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2005.
  209. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2003 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2004.
  210. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2005 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2006.
  211. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2004 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2005.
  212. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2003 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2004.
  213. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2002 году (статистические материалы к итоговой коллегии). Астрахань.-2003.
  214. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2001 году (статистические материалы к итоговой коллегии). -Астрахань.-2002.
  215. Состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области в 2000 году (статистические материалы к итоговой коллегии).//Астрахань.-2001.
  216. Т.Н. Состояние здоровья подростков и планирование оздоровления в условиях детской поликлиники / Т. Н. Суровина с соавт. // Материалы IX съезда педиатров России, 19−22 февраля 2001 г.-С. 533−534.
  217. Е.П. Проблемы организации помощи подросткам / Е. П. Тамазян с соавт. // Материалы IX съезда педиатров России, 19−22 февраля 2001 г.-С. 564.
  218. JI.A. Здоровый образ жизни студентов и его формирование / JI.A. Терентьев, Н. В. Долматова. Анапа: Московский государственный социальный университет, 2003.
  219. Т.И. Морфофункциональное состояние студентов-медиков на пороге XXI века: автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. И. Толстова.-Рязань, 2000. 21 с.
  220. Н.Д. Лечебно-профилактические учреждения в системе обязательного медицинского страхования / Н.д. Тэгай, П. В. Колосов // Здравоохранение. 1996. — № 1. — С. 15−29.
  221. Н.С. Комплесное социально-гигиеническое исследование семей сельских жителей (методические подходы). / Н. С. Усачев // Новые эффективные формы организации медицинской помощи сельскому населению. М. — 1984. — С. 50−52.
  222. Н.С. К уточнению понятия «медицинская активность» / Н. С. Усачев // Сов. здравоохранение. 1990. — № 8: -С.41−45.
  223. Г. В. Влияние режима двигательной активности на физическое развитие и состояние здоровья студентов: автореф. дис.. канд. мед. наук / Г. В. Усков. Челябинск, 1990.- 27 с.
  224. А.Д. Ноосферная стратегия перехода России к устойчивому развитию /А.Д. Урсул. М.: РАГС, 1997. — С. 239.
  225. А.С. Коррекция, уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья / А. С. Фаустов, Ю. В. Щербатых // Здравоохранение Российской Федерации.- 2001. № 4. -С. 38−39.
  226. В.В. Репродуктивное поведение молодежи / В. В. Федорова, Е. А. Пинегина // Подросток на рубеже веков: тезисы докладов Хабаровской краевой научно-практ. конф. Хабаровск, 2001. -С. 164−166.
  227. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // «Российская газета» от 13 апреля. 2000. — № 72.
  228. Физическая культура студента: Учебник / Под ред.1. B.И. Ильинича. М., 1999.
  229. Физкультура в режиме продленного дня школы / Под ред.
  230. C.В. Хрущева. — М.: ФиС, 1986. — 112. с.
  231. В.Б. Здравоохранение как социальный институт / В. Б. Филатов, И. Э. Чудинова, Я. Д. Погорелов // Экономика здравоохранения. -2000. № 7−8. — С. 12−15.
  232. Физиология трудовой деятельности / В. И. Медведев и др. -М.: Наука, 1993.-528 с.
  233. Н.Н. Медико-социальные проблемы подростков в современных условиях / Н. Н. Филатов, Г. И. Куценко // Сб. Социальная педиатрия посвященный 60-летию профессора Н. Г. Вялкова. СПб.- ГПМА.-2000.-С. 74−81.
  234. Н.А. Способ оздоровления и реабилитации студентов / Н. А. Фудин, А. А. Хадарцев, Ю. И. Цкипури // Здоровье студентов: сб., тез. междун. научно-практ. конф. М: Изд-во РУДН, 1999. — С. 83−84.
  235. Характеристика гигиенических навыков студентов в процессе учебного курса по формированию здоровья / Ахмерова С. Г. и др. // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С. 44−47.
  236. И.М. Комплексное медико-социальное исследование распространенности вредных привычек и их влияние на здоровье студентов: автореф. дисс.. канд. мед. наук / И. М. Харисова. -М-., 1991.-23 с.
  237. Г. В. Век прогресса без болезней / Г. В. Царегородцев // Коммунист. 1987. — № 4. — С. 61.
  238. В.Т. Математико-статистические основы социалогических исследований / В. Т. Цыба. — М.: Финансы и статистика, 1981. — 255 с.
  239. Человеческий капитал и экономико-демографическое развитие / под ред. А. А. Саградова. М.: МАКС Пресс, 2002.
  240. Ю.И. Современные взгляды врачей на традиционные нравственные ценности / Ю. И. Чепцов // Сов. здравоохранение. 1990:-№ 1. -С. 26−29.
  241. .Н. Профессионализм и соматическое здоровье / Б. Н. Чумаков //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сб. матер, между нар. конф. М.: МГУ, 2000. — Ч. 2. -С. 64−69.
  242. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения / И. М. Шейман. М.: Издатцентр, 1998. — 336 с.
  243. А.О. Оценка здоровья студентов в Сибирском регионе / А. О. Шепилов, С. М. Абдуллаев, М. Б. Васильева //Здоровье и образование в XXI веке: материалы 3 междунар. науч.-практ. конф. М., 2002.-С. 431.
  244. Т.В. Методические и организационные основы совершенствования диспансеризации студентов: автореф. дис.. канд. мед. наук/ Т. В. Шурова. Астрахань, 1985. — 23с.
  245. JI.A. Морфофункциональные особенности подросткового возраста / JI.A. Щеплягина с соавт. //Российский педиатрический журнал.-1999.- № 2.-С.31−36.
  246. Юрьев В: К. Методология оценки и состояния репродуктивного потенциала девочек и девушек / В. К. Юрьев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 2000. — № 4. — С. 3−5.
  247. А.А. Уровень физического развития и конституциональные особенности как диагностические критерии его здоровья / А. А. Яйленко, Н. И. Зернова, Т. Н. Легонькова / /Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1998. — Т. 4, № 5. — С. 11−13.
  248. Н.Л. Составление модели специалиста на основе психогеометрического теста / Н. Л. Ямщикова, В. В. Власов // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. Москва, 12−14 мая, 2004, С. 396.
  249. Alexander F. Psychological aspects of medicine / Alexander F.// Advances, 1984. 1: 53−60.
  250. Armstrong T. The myth of the ADHD child/ Armstrong T. // New York: Plume Books, 1997.
  251. Barkley R.A. Attention deficit-hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment / Barkley R.A. New York: Guilford, 1990.
  252. E.S. & Lacy B. A context for hyperactivity in children, over time. Child Development / Battle E.S. & Lacy B, 1972. P. 757−773.
  253. European Health Care Reforms / Analysis of current Strategies // WHO. Regional Office for Europe. Copenhagen, 1997. — P. 96.
  254. S. (Eds.). Attachment Theory: Social, Developmental and Clinical Perspectives. / Goldberg S., Muir R. & Kerr J. (Eds.) // Hillsdale, NJ: The Analytic Press, 1995.
  255. Caplan P. They say you’re crazy: How the world’s most powerful psychiatrists decide who’s normal / Caplan P. // Cambridge, MA: Perseus, 1996.
  256. Carey W. Is ADHD a valid disorder? Invited address to the National Institute of Health, Consensus Conference on ADHD / Carey W. // Available from William Carey, MD, 511 Walnut Lane Swarthmore, 1998, November 16−18. PA 19 081−1140.
  257. Commoner B. Unraveling the DNA myth: The spurious foundation of genetic engineering. / Commoner B. // Harper’s, 2002. P. 304, 39−47.
  258. Deutsch C.K. Over-representation of adoptees in children with attention deficit disorder / Deutsch C.K., Swanson J.M., Bruell J.H., Cantwell D.V. // Behavioral Genetics, 1982. P. 12, 231−238.
  259. Division of Adolescent and School Health. A cost benefit analysis of exemplary health education. — Atlanta (GA) US Centers for disease Control and prevention. — 1995. — P. 18 — 27.
  260. Edelbrock A twin study of competence and problem behavior in childhood and early adolescence / Edelbrock et al. // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1995. P. 36, 775−786.
  261. Everly G. A clinical guide to the treatment of the human stress response / Everly G. // New York: Plenum Books, 1989.
  262. Improving School Health Programs barriers and strategies. The WHO Expert committee on Conprehensive School Health Education and promotion.-Geneva.-1996.-P. 5−6.- Mental Health: 1999, Sen K., 2000- WHO., 2000.
  263. Deatom A. Inequalities in income, and inequalities in health/ A. Deaton // WP 7141, NBER. 1999.
  264. Dustmann С. Wages and the Demand for Health a Life Cycle Analysis / C. Dustmann.-IZA. 2000.
  265. IvaschenkoO. Adult health and earnings in the Ukrainian labor market / 0. Jvaschenko // The 16th Annual Congress ESPE, Bilbao, Spain, June 13−15-Spain, 2002.-P. 34−35.
  266. Gatto J.T. The Underground History of American Education / Gatto J.T. // Oxford, NY: Oxford Village Press, 2001.
  267. Keirsey D. Please Understand Me: Character and temperament Types / Keirsey D., Bates M. // Gnosseology Books Ltd, 1984. P. 26.
  268. Kreger D.W. Self-esteem, stress and depression among graduate students / Kreger D.W. // Psychological Reports, 1995. P. 76, 345−346.
  269. Lambert N.M. Temperament profiles of hyperactive children / Lambert N.M. // American Journal of Orthopsychiatry, 1982. P. 52 458−467.
  270. Lee S.W. Factor structure of the Center for Epidemiological Studies Depression Scale in Hong Kong adolescents. / Lee S.W., Stewart S.M., Byrne В., Wong J.P.S., Ho S.Y., Lee P.W.H. & Lam Т.Н. // Journal of Personality Assessment, 2008. 90:1- P. 11.
  271. Mitchell J.M. Disentangling the effect of arthritis on earnings: a simultaneous estimate of wage rates and hours worked / J.M. Mitchell // Applied Economics. I990.-Vol. 22. — P. 1291 -1310.
  272. Hinton J.W. Available in the National Library of Australia collection. /Hinton J.W. 1849−1922- 190 p.
  273. Holt J. How Children Fail. / Holt J. // New York: Perseus Books, 2000.
  274. Gurrie J. Health, health insurance and the labormarket / J. Gurrie// Hand book of Labor Economics.-1999. Vol: 3.
Заполнить форму текущей работой