Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Создание основ анализа экологических опасностей и рисков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До Маркса и Энгельса социальные мыслители рассматривали природу как самостоятельную от человеческого бытия субстанцию, как средство жизни человека, фактор развития общества, видели во власти человека над природой благо, источник прогресса и развития человеческой цивилизации. Маркс и Энгельс были первыми, которые диалектически подошли к проблеме взаимоотношений природы, общества, человека. Так… Читать ещё >

Создание основ анализа экологических опасностей и рисков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До Маркса и Энгельса социальные мыслители рассматривали природу как самостоятельную от человеческого бытия субстанцию, как средство жизни человека, фактор развития общества, видели во власти человека над природой благо, источник прогресса и развития человеческой цивилизации. Маркс и Энгельс были первыми, которые диалектически подошли к проблеме взаимоотношений природы, общества, человека. Так, они понимали человека как природно-общественное существо, для которого природа «является жизнью, а не средством к жизни». Общество и люди через конкретный способ производства связаны многочисленными нитями с природой, которая обратно влияет на социальные отношения. «На каждом шагу, — замечал Энгельс, — факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее»[1]. Если производство в своей основе носит варварский характер по отношению к природе, то это представляет опасность разрушения самого общества. Вот один из примеров, приводимый им: «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их, вместе с лесами, центров скопления и сохранения влаги»[2]. При этом Энгельс особо подчеркивал ненамеренные последствия эксплуатации человеком природы, отмечая призрачность побед над ней. «За каждую такую победу она (природа — С. К.) нам мстит. Правда, каждая из этих побед имеет в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых»[3][4].

Из этих высказываний вытекает методологический принцип изучения потенциальных опасностей взаимодействия человека и природы и, соответственно, экологических рисков — их следует анализировать в контексте общественных отношений, определяющих характер их влияния на природную среду и ее обратное влияние на общество и человека; т. е. всякий экологический риск является, по сути, социально-экологическим. И более конкретно — для каких обществ, с каким способом производства характерно отношение к природе, основанное на ее порабощении и эксплуатации, что в конечном счете дегуманизирует природно-социальное окружение человека. Современная социальная экология как отраслевая социология в значительной степени использует положения диалектико-материалистической социологии. Суждения Маркса о человеке как природно-общественном существе также широко используются в инвайронмептальпой социологии*.

  • [1] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М.:Господ итиздат, 1961. С. 496.
  • [2] Там же.
  • [3] Там же. С. 405—496.
  • [4] Yanitsky О. N. Russian Environmentalism. The Yanitsky Reader. Moscow: Taus, 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой