Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культурно-досуговая деятельность и семейное воспитание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специалистами отмечается, что наиболее общие кризисные моменты первых лет супружества весьма похожи у большинства молодых пар, хотя и существенно различаются у мужчин и женщин. Мужчины, в целом, несмотря на традиционное отнесение их к сильному полу, более чувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации. Женщины же проявляют наибольшую обеспокоенность… Читать ещё >

Культурно-досуговая деятельность и семейное воспитание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особое значение для педагогики досуга имеет культурно-досуговая деятельность, направленная на укрепление межличностных взаимоотношений в современной семье. Именно низкая культура таких взаимоотношений часто является основной причиной распада семей, внутрисемейных конфликтов, социального неблагополучия многих семей. В основе многих супружеских и родительских проблем лежит противостояние различных отношений у каждого из супругов, родителей к одним и тем же событиям, фактам, иногда достигающее уровня взаимного острого неприятия друг друга как самоценных личностей. Проблемы между супругами могут принимать форму открытой или скрытой агрессии. В обоих случаях их действие может оказаться достаточно разрушительным для благополучия ребенка в семье.

Проблема супружеской жизни обычно связана с той или иной сложной психологической проблемой. В период становления молодой семьи такие проблемы переживаются особенно тяжело.

Среди наиболее распространенных причин возникновения проблем в браке между супругами можно выделить завышенные притязания супругов на брак как главное условие жизненного благополучия. В последнее время все чаще встречаются такие источники супружеских проблем как супружеская неверность, пьянство одного из супругов, грубость и различия в духовных интересах и потребностях.

Определение характера проблем зависит от того, способствуют ли они сохранению и развитию супружеских отношений. По этому основанию все имеющиеся проблемы в семье рассматриваются как конструктивные (они желательны и даже иногда необходимы для развития положительных взаимоотношений в браке) и деструктивные (препятствующие адаптационным процессам). Следствием деструктивных проблем является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных проблем считают реальной угрозу развода. Конструктивные проблемы предполагают снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.

Специалистами отмечается, что наиболее общие кризисные моменты первых лет супружества весьма похожи у большинства молодых пар, хотя и существенно различаются у мужчин и женщин. Мужчины, в целом, несмотря на традиционное отнесение их к сильному полу, более чувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации. Женщины же проявляют наибольшую обеспокоенность недостаточностью (с их точки зрения) проявления со стороны своих супругов чувства любви и уважения, потерей романтического тона добрачных ухаживаний. Новый, весьма сложный образ жизни, груз семейных обязанностей, неустроенность быта и прочие связанные с началом совместной жизни вещи оказываются для многих супружеских пар неожиданной, неприятной, а порой и неподъемной ношей. К числу основных причин супружеских проблем и разводов в семьях относят установку на брак как на нечто легкое. Проявляется эта установка в следующих четырех факторах:

  • • неподготовленность молодых людей к резкому изменению образа жизни;
  • • сложность отношений между поколениями (в первую очередь, с собственными детьми);
  • • гедонистическое отношение к браку (когда от него ждут одних только приятных неожиданностей);
  • • отсутствие подготовки к выполнению всего комплекса функций, необходимых в браке.

Все эти проблемы могут быть в значительной мере решены средствами культурно-досуговой деятельности. Это — семейные клубы выходного дня; организация семейных праздников в школьных учреждениях; разнообразные зрелищно-игровые программы, способствующие укреплению семейных взаимоотношений, повышению культуры семейного досуга, общения родителей с собственными детьми.

Наиболее распространенной причиной и мотивом расторжения брака по данным исследований является несовместимость характеров и соответствующее пренебрежение к личностным особенностям друг друга.

Около 25% семей распадаются из-за супружеской неверности и примерно столько же из-за утраты чувства любви.

Мотив развода «несходство характеров» является трудно определяемым. Чаще всего он скрывает за собой неприятие каких-то личностных черт супруга, не сводимых в своей совокупности к характеру отвергаемого. Соответственно, разнообразный опыт семейного досуга (например, в семейных клубах) позволяет супругам лучше узнать друг друга, выработать разумные компромиссы в решении семейных конфликтов, найти больше общих интересов, минимизирующих личностные различия членов семьи, отрицательно влияющих на личность ребенка в семье.

Особенно обострены проблемы в период первичной брачной адаптации, когда формируются общие представления супругов о браке и семье. Как правило, это происходит в результате столкновения взглядов мужа и жены на семейную жизнь. Наиболее устойчивой проблемой в браке является резкое несовпадение у супругов представлений о супружеской жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Очевидно, что необходима разнообразная информационно-просветительная работа среди детей и подростков в досуговых, внешкольных учреждениях, позволяющая им своевременно выработать общие цивилизованные представления о нормах семейной жизни, расширить свои представления о супружеских обязанностях. Достаточно сослаться на пример массового клубного движения в США «Юные домохозяйки Америки», представляющего собой систему клубов девочек, начиная с младшего школьного, кончая старшим школьным возрастом. Здесь будущие жены и матери обучаются основам домоводства, умению одеваться, общаться, различным досуговым занятиям, видам искусства, так или иначе формирующих образ будущей хранительницы очага.

Не менее важно создание культурно-досуговых программ, способствующих сохранению романтических отношений между мальчиками и девочкам и способствующих, в дальнейшем, складыванию прочных семейных союзов. Особая роль здесь принадлежит литературе и искусству, празднично-игровым программам, организуемым в культурнодосуговых учреждениях.

Детскими психологами отмечается, что подавляющее число проблем детей и подростков связано с неотлаженными взаимоотношениями родителей. В свою очередь, супружеские конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Супружеские конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов.

Выделяемые специалистами наиболее типичные супружеские конфликты могут рассматриваться, одновременно, и как направления соответствующей досуговой деятельности, содействующей разрешению этих конфликтов. Это:

  • • ограничение свободы активности, действий, самовыражения супругов (соответственно, актуальна организация культурно-досуговых программ, способствующая реализации творческого потенциала супругов, начиная от различных хобби, кончая семейной самодеятельностью). Именно в таких семьях дети и подростки получают наглядные образцы творческого досугового поведения;
  • • отклоняющееся поведение одного или обоих супругов (алкоголизм, наркомания и т. д.); необходимо общее повышение культуры досуга семей, включая праздничного застолья, празднования различных дат (дни рождения детей, именины, другие детские праздники);
  • • наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из супругов (возможна психологическая помощь, консультирование супругов, проведение игровых психологических тренингов для родителей, способствующих их лучшему взаимопониманию);
  • • авторитарный, жесткий тип взаимоотношений, сложившихся в браке в целом; «разомкнуть» эту авторитарность лучше всего через организацию общения между собой различных семей (например, через семейные клубы, создаваемые на базе культурно-досуговых учреждений), чтобы появилась возможность коррекции той или иной авторитарности в сравнении с другим семейным опытом;
  • • наличие трудноразрешимых материальных проблем, необходимо расширение социальных связей между семьями через клубное общение, межсемейный клубный досуг повышает шансы взаимопомощи семей, в том числе и для решения воспитательных проблем (как это распространено, например, в религиозных общинах).

Первый кризисный период в развитии супружества наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов в этот период составляет до 30% от общего числа браков.

Второй кризисный период связан с появлением детей. Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. У супругов появляются новые нелегкие обязанности по уходу за ребенком, его воспитанию. В связи с этим у них существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации своих интересов. Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по вопросам воспитания ребенка. В этот период усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений.

Третий период кризиса супружества совпадает со средним супружеским возрастом (10—15 лет совместной жизни), который характеризуется насыщенностью друг другом, появлением дефицита чувств. А это как раз подростковый возраст их ребенка.

Очевидно, что неудачные браки, таким образом, связаны в значительной мере с низкой культурой внутрисемейных взаимоотношений, что отрицательно сказывается на социализации детей и подростков.

Можно сделать вывод о том, что большинство проблем родителей, негативно влияющих на личность детей и подростков, связано не с внешними факторами, а личностными характеристиками супругов, которые в значительной мере могут формироваться через разнообразную культурно-досуговую деятельность с участием семей.

Особую роль в семейном благополучии играет организация досуга детей. Даже в школьном возрасте (уже не говоря о дошкольном возрасте) культурно-досуговая деятельность все же остается тем фундаментом, на основе которого осуществляется становление личности ребенка как активного субъекта социальной жизни. Кроме того, само поведение детей вне школы испытывает влияние и учебной деятельности, которое выражается в усилении стремления к реализации получаемых знаний в досуговых занятиях.

Отметим, что игровая деятельность и стремление к самостоятельному освоению знаний об окружающем мире являются доминантами внешкольной активности ребенка в этом возрасте, сохранившей и многие черты дошкольного поведения (в первую очередь, игрового поведения) .

Важной психологической особенностью детей уже в первые годы сознательной жизни можно считать по данным различных наблюдений стремление к спонтанному (самопроизвольному) поведению, прежде всего, на материале игр. Причем ребенок чаще всего по-новому проигрывает известные ему социальные ситуации, порождает новые сюжетные схемы и знаковые средства игровой деятельности.

Важная особенность психики детей, характерная для их активности вне школьных учреждений, заключается в стремлении воспринимать мир индивидуально и непосредственно, сопоставлять знания, полученные в образовательном учреждении с собственными впечатлениями и интересующей ребенка информацией.

Особая роль в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни принадлежит сексуальному воспитанию средствами культурнодосуговой деятельности. В младшем школьном возрасте, благодаря совместному обучению мальчиков и девочек, а также расширению репертуара самостоятельного внешкольного поведения, проявляются более резко гендерные различия. Здесь уместно вспомнить о так называемой «детской сексуальности». Данная особенность психики ребенка должна стать объектом пристального внимания педагогов и психологов (например, рецидивы первой влюбленности, раннее знакомство с «взрослой» телепродукцией).

Учитывая, что сексуальная культура личности, в первую очередь, формируется через опыт межличностных взаимоотношений в сфере досуга, имеет смысл остановиться на этой культуре более подробно применительно к возможностям организации досуга.

Исследователи отмечают, что сексуальная культура личности должна связываться, в первую очередь, с выраженностью половой идентичности индивида (в данном случае вторичных половых признаков: в психике, поведении, взаимоотношениях с окружающими). В социальнопедагогическом контексте сексуальная культура, понимаемая таким образом, означает способность к социализации и социальной адаптации в соответствии с психогенетическими предрасположенностями пола, заложенными в индивида от рождения. Соответственно, можно говорить о вторичных «мужских» и «женских» моделях социального поведения, соответствующим первичным половым качествам. Для организатора досуга школьников, исходя из данной установки, формирование сексуальной культуры личности должно осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование культурного имиджа, выражающего эстетические характеристики своего пола.

Сюда можно включать: формирование культуры одежды, косметики, тела, его гигиены, этикет, включая правила поведения по отношению к лицам противоположного пола. Данное направление работы многими педагогами воспринимается несколько однобоко: или как замещение формирования «чувства пола» общими приличиями поведения, или лишь как изысканный «довесок» к сексуальной культуре (последняя больше понимается как культура непосредственно полового акта).

Мы придерживаемся позиции, согласно которой внешние публично демонстрируемые признаки сексуального поведения являются основой, фундаментом общей сексуальной культуры личности. Матерящаяся публично девочка, как и «вдребезги» пьяный подросток уже выпадают из полноценной сексуальной культуры, так как этот их имидж, так или иначе, будет воплощен и при непосредственном сексуальном контакте, выводя его за рамки культурного контекста.

2. Развитие у детей и подростков способности к самопознанию в аспекте своего жизненного призвания, своей социальной значимости.

На первый взгляд, кажется, что это направление организации досуга лежит в стороне от непосредственной задачи формирования сексуальной культуры личности. На самом деле, как для мальчиков, так и для девочек очень важно самореализоваться с учетом своей гендерной специфики именно в социальном пространстве. Трудно себе представить полноценное развитие мужчины без формирования его как «защитника», «воина», «добытчика» по отношению к женщине, Родине (характерно, что само понятие «Родина» имеет в русском языке гендерный оттенок — «Родина-мать»). Также трудно себе представить полноценное развитие женщины без ее подготовки к роли матери, хранительницы очага.

3. Формирование эмоциональной культуры личности.

Ничто так сильно не разрушает сексуальную культуру в обществе как технократизм и прагматизм отношений, приносящий в жертву человеческие гуманистические взаимоотношения. Необходима организация практики таких взаимоотношений, имеющая специфику в сексуальном отношении. Его желательные характеристики можно свести к следующим.

  • 1. Искренность и честность в сексуальном общении. При этом особая роль должна принадлежать женщине как объекту поклонения, восхищения, любования. Соответственно, актуально обучение цивилизованным формам флирта, ухаживания, раскрепощающего эмоциональные возможности сексуальных партнеров.
  • 2. Развитие самоуважения и взаимоуважения в сексуальном общении как основного критерия сексуальной зрелости. Здесь важно преодоление двух крайностей сексуального поведения — превращение одного из партнеров в «слугу» другого партнера («Чего изволите?») и зацикленность на собственных сексуальных переживаниях без учета интересов партнера. В сексуальном общении это может проявляться как измена «мужским» и «женским» моделям поведения. Женщина и мужчина меняются местами — мужчина становится женщиной и наоборот.
  • 3. Способность к психологической глубине сексуального общения, предполагающей максимальное сопереживание с партнером, заинтересованность его внутренним миром, мыслями, чувствами. Нелишне вспомнить, что в религиозной традиции (но не в религиозном фанатизме) общепринято выражение «познать женщину» (а не овладеть ею). В этом отношении мужская часть населения сильно задолжала перед слабым полом. Но многое здесь зависит от поведения женщины, вполне способной активнее заявлять свои права на самостоятельное мышление, позицию, мироощущение.

Не менее важно формировать лирико-сентиментальное мировоззрение (особенно у подрастающего поколения). И здесь огромную роль могут сыграть произведения литературы и искусства.

Важно преодоление распространенного, особенно в подростковомолодежном социуме, культа телесности в сексуальной культуре при полном пренебрежении к внутреннему миру человека. К происходящим модернизационным изменениям в сексуальной сфере необходимо относиться крайне вдумчиво и творчески, следя за тем, чтобы не произошла незаметная подмена здоровой сексуальности, основанной на взаимных влечениях полов как влечения души и тела, на скрытую гомосексуальность, при которой сексуальный партнер становится средством самоудовлетворения кого-либо одного из партнеров, то есть неодушевленным объектом, «вещью» и т. д.

Соответственно, основная педагогическая стратегия по формированию сексуальной культуры личности средствами культурно-досуговой деятельности должна заключаться в дальнейшей гуманизации сексуальной сферы через соответствующие формы работы: вечера отдыха, игровые программы, клубные объединения и т. д. Основным содержанием этих форм должно быть оказание помощи участникам культурно-досуговой деятельности в овладении нравственным содержанием сексуальных отношений с учетом их социально-демографических и социально-культурных характеристик (стандартов поведения данной социально-культурной группы, обычаев, традиций, типа религиозности, экономического положения).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой