Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические условия развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема выбора является одной из. ведущих проблем изучения в философии, социологии, этике, психологии. В философии выбор рассматривается в связи с проблемами возможности и действительности, необходимости и свободы (Б. Е. Бродский, Г. Е. Васильев, В. Е. Давидович, Б. М. Кедров, В. И. Корниенко, Г. Д. Левин, Н. М. Маковка, А. А. Миголатьев, В. К. Самохвал ова и Др.)> изучением проблем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности
    • 1. 1. Устойчивость выбора предпочтений профессиональной деятельности как психологический феномен
    • 1. 2. Личностно-типологическая изменчивость как противоположность устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности
      • 1. 2. 1. Понятие личностно-типологической изменчивости в психологии
      • 1. 2. 2. Причины и условия личностной изменчивости студентов
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Психолого-педагогические условия развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов
    • 2. 1. Теоретический анализ психолого-педагогических 53 условий развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности
    • 2. 2. Психолого-педагогическая поддержка устойчивости 64 выбора предпочтений профессиональной деятельности как фактор личностного развития студентов
      • 2. 2. 1. Психолого-педагогическая поддержка личности в контексте 64 современного образования
      • 2. 2. 2. Модель психолого-педагогической поддержки развития 77 устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий поддержки развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности
    • 3. 1. Задачи, методы и средства реализации психологопедагогической поддержки развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности
    • 3. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы
      • 3. 2. 1. Общая характеристика диагностического инструмента! Ю эксперимента
      • 3. 2. 2. Анализ результатов исследования устойчивости предпочтем выбора профессии на этапе констатирующего эксперимента
      • 3. 2. 3. Сравнительный анализ результатов опытноэкспериментального исследования психолого-педагогической поддержки оптимизации устойчивости предпочтений выбора профессии студентов
  • Выводы по 3 главе

Психолого-педагогические условия развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям. В настоящее время социальная ситуация такова, что общество потеряло возможность удовлетворить потребность человека и реализации своих духовных качеств. Очевидно, что именно поэтому и обнаруживается психологическая склонность индивидуума к различным вариантам девиантного поведения, что объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону.

Сфера образования призвана противостоять — разрушительным тенденциям современного общества, и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные, реализующиеся, посредством действия социальных институтов, транслятором которых является высшая школа.

Процесс обучения выступает дляобучающихся как процесс социализации^ индивида1, которыйсоответствует именно тому уровню-развития, на котором находится человек. Высшее образование способствует стабилизации личностного психотипа индивида, выработке именно тех характеристик, которые формируют индивида как личность со свойственными ему психотипами. К условиям стабилизации личностной, изменчивости субъектов образования относится" наличие и выраженность субъективной активности студентов, и содействие в стремлении студентов к саморазвитию и самоактуализации.

Личность представляет собой социально-психологическое образование, формирующееся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения общественно-исторического опыта человечества. Жизнь человека представляет собой цепочку выборов, посредством которых он создает, конструирует самого себя. Именно совершаемый, человеком выбор определяет его движение к целостности или от него.

Проблема выбора является одной из. ведущих проблем изучения в философии, социологии, этике, психологии. В философии выбор рассматривается в связи с проблемами возможности и действительности, необходимости и свободы (Б. Е. Бродский, Г. Е. Васильев, В. Е. Давидович, Б. М. Кедров, В. И. Корниенко, Г. Д. Левин, Н. М. Маковка, А. А. Миголатьев, В. К. Самохвал ова и Др.)> изучением проблем многовариантности исторического процесса и теоретическими проблемами социального выбора (М. А. Барг, В. Ж. Келле, Г. С. Кнабе, М. Я. Ковальзон и др.) и выбора отдельными историческими личностями и сообществами в критических ситуациях, возникающих в обществе на определенных этапах его развития (В. И. Бакштановский, К. Манхейм, В. В. Орлов, С. М. Шалютин и др.). В этике выбор рассматривается как проявление присущей человеку свободы, не обусловленное никакими природными или социальными законами (С. Ф. АнисимовР. Р. Апресян, В: И. Бакштановский, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Е. Л. Дубко, А. В. Зелепукин, Е. В: Золотухина-Аболина, И. С. Преловская, А. Ф. Шишкин, Ю. А. Шрейдер и. др.). Всоциологии выбор, его структура, внутренние зависимости, процессы не являются предметомспециального научного изучения, исследуются лишь его прикладные аспекты, при этом в качестве определяющей рассматривается социальная детерминация выбора (В. П. Бондаренко, В. Н. Шубкин и др.).

В психологии к проблеме выбора обращались представители* психоаналитического направления (3. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг и др.), когнитивного направления (К. Левин, Л. Фестингер, Ф. Хайд ер, Дж. Брунер и др.), символического интерационизма (Дж. Мид, Г. Тэджфел, Р: Харре и др.), бихевиоризма (Дж. Роттер, Б. Скиннер, А. Бандура и др.), гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). В результате, в психологии оформилась многозначность определения понятия «выбор». В экзистенциальном и гуманистическом подходах выбор рассматривается как неотъемлемая сущностная характеристика человека (А. Маслоу, Р. Мэй, К.

Роджерс, В. Франкл, и др.). В когнитивном направлении это понятие обозначает составляющую процесса познания (Дж. Келли, Ж. Пиаже, С. Плаус, Л. Фестингер и др.), один из этапов принятияфешения (С. Вербин, Д. Канеман, Ю. Козелецкий, О. И. Ларичев, О. Моргенштерн, Дж. фон Ньюман, Г. Саймон, А. Тверски и др.).

К настоящему времени содержательно изучены внутренние и внешние детерминанты выбора (В. Т. Ганжин, Д. А. Леонтьев, К. Левин, А. Маслоу, Дж. Мид, Н. В. Пилипко, Б. Скиннер, А. И. Титаренко, 3. Фрейд), условия его эффективного осуществления- (В. И. Бакштановский), психологические-факторы значимого жизненного выбора (А. А. Комлев), процессы принятия решений как проявления выбора в социальной, профессиональной и личностной сферах (X. Т. Ванг, А. В. Карпов, Б. Д. Парыгин, Е. А. Савина, Р. Швери).

Сам по себе профессиональный выбор представляет собой, сложноедействие, достаточно часто с трудом рефлексируемое самим его субъектом, и, тем более, вызывающее-трудности интерпретации внешним наблюдателем. Однако известно, что студенты, неудовлетворенные совершенным профессиональным выбором, но оптимистично — воспринимающие будущее, характеризуются инфантильностью, неконкретностью и нереалистичностью временной перспективы, нацеленностью на продолжение образования, предпочтением откладывать размышления о будущем, сосредоточенностью на переживаниях актуальных событий. Неудовлетворенные своим профессиональным выбором и ориентированные на перемену профессии студенты отличаются нереалистичностью и несамостоятельностью в планировании будущей жизни, спутанностью целей и ценностейих представления о будущем расплывчатыи неконкретны. Молодых людей, неудовлетворенных выбранной специальностью, нопринимающих негативные стороны своего профессионального будущего можно охарактеризовать как пессимистичных и в тоже время готовых к самопожертвованию во имя личностно значимых целей и ценностей. Их представления о будущем сфокусированы на отдаленных событиях, при этом ближняя и средняя перспективы неконкретны и нереалистичны (Бодалев А.

А.).

В связи с отсутствием полной гарантированности удовлетворенности субъекта совершенным профессиональным выбором, возникает необходимость более концентрированного анализа проблемы, красной нитью проходящей через всю имеющуюся в психологии характеристику психологических аспектов устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности.

Таким образом, если количество исследований, в которых отражены общие проблемы профессионального выбора, профессионального становления личности в период профессиональной подготовки в вузе и т. п. достаточно велико, то работ, посвященных непосредственно проблеме-изучения содержания и развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов практически нет.

Недостаточная разработанность. вопросов развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной-деятельности'у студентов, а также психолого-педагогическая поддержка этого процесса определила выбор темы нашего исследования: «Психолого-педагогические условияразвития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности у студентов вуза».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы сущностные характеристики, структура и содержание устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности, а также психолого-педагогические условия развития этой устойчивости в системе профессиональной подготовки студентов в вузе. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — личностное развитие студентов в период их обучения в вузе.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития устойчивости, выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов в вузе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что:

1) профессиональный выбор, адекватный конституционально-типологической структуре студента, обусловливает нормальное функционирование личности, успешную адаптацию и мотивацию достижения успеха к поставленной цели;

2) устойчивость предпочтений выбора профессиональной деятельности как способность сохранять свои личностные позиции по сознательному выбору трудовой деятельности с учетом собственных интересов, желаний, возможностей и способностей поддается развивающим воздействиям при учете:

— определенных психолого-педагогических условий;

— основных направлений психолого-педагогических поддерживающих воздействий на компоненты устойчивости;

— этапов реализации модели психолого-педагогическойподдержки, этого процесса.

• В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

• выявить сущностные характеристики понятия устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности, обосновать ее структуру и содержание основных компонентов;

• выделить и обосновать основные психолого-педагогические условия развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов в условиях вуза;

• определить основные направления психолого-педагогической поддержки развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов в условиях вуза;

• разработать теоретическую модель данного вида поддержки и апробировать ее в образовательном процессе вуза;

• осуществить опытно-экспериментальную работу по ' изучению и развитию устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов в условиях вуза.

Цель, задачи и гипотеза обусловили совокупность методов исследования, в качестве которых выступили: формально-логический анализ различных аспектов исследуемой проблемы, методы абстрагирования, обобщения, систематизации, теоретическое моделирование. В' качестве эмпирических методов исследования использовались: констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, тестирование, устный опрос, экспертная оценка, различные психологические диагностики. Обработка полученных экспериментальных данных осуществлялась с помощью методов математической статистики.

Теоретико-методологической основой исследования явились: принцип детерминизмапредполагающий, что процесс развития является преломлением внешних воздействий на человека через его внутренние условия (С. Л. Рубинштейн) — принцип деятельностного подхода, предполагающий изучение процессов развития личности с позиций сущностных характеристик и структуры деятельности (А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков и др.) — принцип системного подхода, проявляющийся в понимании феномена развития в его организованной целостности (Б. Ф. Ломов, П. К. Анохин, Б. Б. Коссов, В". Д. Шадриков и др) — принцип единства теории — эксперимента — практики (Б. Ф. Ломов, Ю: М. Забродин и др.) — а также отечественные и зарубежные концепции психического развития и развития личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) — теории и концепции личности, разработанные в русле системного подхода, рассматривающие ее как субъекта деятельности, жизни и собственного развития (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Г. А. Берулава, Б. С. Братусь, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков и др.) — теории и концепции деятельности (А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Шадриков) — концепции, ориентированные на личностное, ценностно-смысловое развитие человека (Э. Ф. Зеер, И. Б. Котова, Б. Б. Коссов, Л. М. Митина, А. В. Непомнящий, Т. Я. Решетова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.) — представления о роли смысловых установок личности в регуляции ее взаимодействия с миром (А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев) — концепции активности субъекта как механизма личностного и профессионального роста (А. Г. Асмолов, Е. И. Головаха, В. А. Петровский, А. А. Кроник) — аксиологический, личностный и деятельностный подходы в образовании (Ю. П. Ветров, А. В. Непомнящий, Н. К. Сергеев, В. К. Шаповалов, И. С. Якиманская и др.) — труды, посвященные исследованиям психологических механизмов осуществления профессионального выбора личности (Т. Л. Бухарина, Ю. П. Вавилов, А. Е. Голомшток, В. Ю. Москалюк, А. В. Тышковский).

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в" три этапа с 2004 по 2008 гг.

1. Теоретический этап (2004;2005 гг.) На данном этапе:

— определен общий исследовательский замысел, сформулирована проблема и основная исследовательская цель;

— определена база исследования, сформулирован его объект и предмет;

— продумана и сформулирована гипотетическая часть исследования, поставлены наиболее общие исследовательские задачи;

— осуществлен поиск и качественный анализ научных источников по исследуемой проблемеопределена и научно обоснована методологическая основа исследования проблемы развития устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов вузавыявлены и проанализированы сущностные характеристики устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности;

— определены и обоснованы психолого-педагогические условия развития устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов вуза, а также основные направления психолого-педагогических поддерживающих воздействий;

— определена и обоснована теоретическая модель психолого-педагогической поддержки развития устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов вуза.

2. Экспериментальный этап (2005;2007 гг.). На данном этапе было реализовано следующее:

— на основе сформулированных выводов теоретического анализа проблемы определены и обоснованы критерии и показатели устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности;

— в контексте обоснованных критериев и показателей подобран, и разработан комплекс методов и методик по изучению динамики компонентов устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов вуза;

— осуществлено констатирующее исследование первоначального уровня развитости компонентов устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов вуза;

— на основе полученных первоначальных констатирующих данных разработана программа психолого-педагогической поддержки развития устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов вуза;

— осуществлен формирующий эксперимент и проанализирована динамика развития компонентов устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов вуза в ходе формирующего эксперимента, а также разработаны практические рекомендации в области исследуемой проблемы.

3. Аналитический этап (2008. г.). На данном этапе были окончательно оформлены результаты осуществленного исследования в текстовой форме в контексте необходимых требований.

Экспериментальной базой исследования выступили 408 студентов Ставропольского государственного университета женского и мужского пола в возрасте 18−21 года, обучающиеся на факультете психологии (62 студента 2 курса и 53 студента 4 курса), физкультуры и спорта (61 студент 2 курса и 49 студентов^ 4 курса), экономическом факультете (103 студента 2 курса и 80 студентов 4 курса).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• конкретизировано определение устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов, как их способности сохранять свои личностные позиции по сознательному выборутрудовой' деятельности с учетом, собственных интересов, желаний, возможностей и способностей, преобразовывать внешние обстоятельства и собственное поведение в соответствии с намеченными профессиональными целями;

• выявлены и охарактеризованы компоненты, устойчивости предпочтений выбора^ профессиональной деятельности: личностный^ мотивационный и поведенческий;

• обоснованы психолого-педагогические условия развития устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов: организация психолого-педагогической поддержки развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентовсопровождение развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов комплексным мониторингомсистематическая подготовка преподавателейк осуществлению развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов;

• разработаны основные направления психолого-педагогической поддержки развития устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов;

• разработана теоретическая модель развития устойчивости предпочтений выбора профессиональной деятельности студентов, состоящая из трех этапов: подготовительного, теоретического и экспериментального, каждый из которых решает четко поставленные задачи;

• экспериментально выявлены закономерности влияния на профессиональный выбор и его устойчивость конституционально-типологической структуры личности студента.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• обобщены, систематизированы и интегрированы данные об устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности личности на этапе ее профессионального становлениям вузе;

• теоретически обоснована необходимость психолого-педагогической поддержки устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов;

• предложены методы исследования и система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на развитие устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

•• разработана авторская экспериментальная технология развития* устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов;

• научно обоснованы рекомендации по организации и осуществлению процесса развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов;

• описаны пути реализации модели психолого-педагогической поддержки развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов в условиях образовательного пространства вуза;

• разработанная модель психолого-педагогической поддержки развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов может быть положена в основу создания комплексных программ развития профессионализации студентов;

• материалы диссертации могут быть использованы при диагностических обследованиях студентов различных факультетов, направленных на изучение уровня их профессионализациипри психологическом консультировании, а также в «групповой и индивидуальной психокоррекционной работе со студентами, имеющими разную степеньопределенности представлений о своем профессиональном будущем;

• основные положения диссертации могут быть использованы в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатовюбусловлены. четкостью методологических позицийполнотой ¡-и системностью раскрытия предмета исследованиявнутренней непротиворечивостью гипотетических положений и теоретических выводовобеспечиваются>использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью объема выборокиспользованием математических методов при анализе полученных результатов и статистической значимостью экспериментальных данныхдлительностью исследования, которое осуществлялось долговременно^ на-теоретическом и экспериментальном уровнях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональный выбор, адекватный конституционально-типологической' структуре студента, обусловливает нормальное функционирование личности, успешную адаптацию и мотивацию достижения успеха к поставленной цели. Студенты, которые ошиблись в профессиональном выборе, чаще всего в процессе обучения подвергаются аномальной личностной изменчивости.

2. Устойчивость выбора предпочтений профессиональной деятельности студента — это его способность сохранять свои личностные позиции по сознательному выбору трудовой деятельности с учетом собственных интересов, желаний, возможностей и способностей, преобразовывать внешние обстоятельства и собственное поведение в соответствии с намеченными профессиональными целями. Она включает в себя личностный, мотивационный и поведенческий компоненты.

2. Психолого-педагогические условия развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов представляют собой устойчивые обстоятельства, выраженныекак требования образовательной среды вуза, определяющие ход и специфику протекания данного процесса и направленные на достижение оптимально возможных результатов процесса профессионализации.

Они направлены на следующее:

• организация психолого-педагогической поддержки, развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов, ориентированной на:

— развитие субъектности и индивидуальности личности студентов;

— рефлексию личностных особенностей студентов при использовании способов, приемов и форм профессионального образования, соответствующих поставленной целимоделирование ситуаций, отражающих множественность функциональных взаимодействий студентов как субъектов профессионального образования с действительностью;

• сопровождение развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов комплексным мониторингом;

• систематическая подготовка преподавателей к осуществлению развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов.

3. Психолого-педагогическая поддержка развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов — это вид межличностного взаимодействия между преподавателем и обучаемым в образовательном процессе, направленный на помощь субъекту обучения в сохранении своих личностных позиций в выборе трудовой деятельности, необходимых для успешного профессионального и личностного роста, а также чувства уверенности в себе, в своих возможностях.

4. Реализация теоретической модели психолого-педагогической поддержки развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов проходит в три этапа — подготовительный, теоретический и экспериментальный, каждый из которых решает определенный блок задач.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию на заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного университета (2005, 2006), на 10 Международной конференции «Общество и психическое здоровье» (г. Ставрополь, 2005) — региональной, конференции «Университетская наукарегиону» (Ставрополь, 2006) — на Международной конференции «Психология индивидуальности» (г. Москва, 2006).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.

Существенным для развития личности будущего специалиста является правильный выбор профессиональной деятельности, что позволяет сформировать усердие в учебе, прочные навыки профессионала уже в процессе учебы. Это отражается на успешности деятельности личности студента в целом. Следовательно, профессиональный выбор, адекватный конституционально-типологической структуре студента, обусловливает нормальное функционирование личности, успешную адаптацию и мотивацию достижения успеха к поставленной цели. Студенты, которые ошиблись в профессиональном выборе, чаще всего в процессе обучения подвергаются аномальной личностной изменчивости. И в этом случае задача образования вовремя распознать, какие возможности студента скрыты, помочь в построении личностного профессионального плана, возможно, помочь пересмотреть траекторию профессионального выбора.

Основываясь на анализе имеющихся теоретических и практических исследований, а также полученных результатов констатирующего эксперимента в области развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности, мы определили эффективные средства и методы воздействия педагогической психологической поддержки на развитие составляющих компонентов данной устойчивости.

Подводя итог формирующему эксперименту, можно отметить, что у студентов экспериментальных групп прослеживается стабилизация личностных особенностей индивида в результате реализации психологопедагогических поддерживающих воздействий на оптимизацию устойчивости предпочтений выбора профессии студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная опытно-экспериментальная, работа по изучению психолого-педагогических условий развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студента подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила решить поставленные задачи. Вщелом мы пришли к следующим выводам.

1. Устойчивость выбора предпочтений профессиональной деятельности студента. — это егоспособность: сохранять свои" личностные позиции по сознательному выбору трудовойдеятельности" — с учетом собственных интересов, желаний, возможностей и способностей, преобразовывать внешние обстоятельства исобственное поведение всоответствии с намеченными профессиональными целями. Вее структуре возможно выделение поведенческого, мотивационногошшичностного компонентов.

2. Противоположностью устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности — является: — личностно-типологическая-изменчивость, нарушающая процесс профессионализации:

3. Основными^ причинами, влияющими на формирование иразвитие личностно-психотипологических особенностейявляются экологические и социальные, которые как негативно, — так, ипозитивно влияют на личность и вырабатывают соответствующие линии поведения у студента.

4. Психолого-педагогические условия развитияустойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов представляют собой устойчивые обстоятельства, выраженные как требования образовательной среды вуза, определяющие: ход и специфику протекания-данного процесса* и направленные: на! достижение1 оптимально возможных, результатов процесса профессионализации. Они представляют собой организацию психолого-педагогической поддержки, реализацию комплексного мониторинга и специальную подготовку преподавателей? к реализации первых двух условий.

5. Психолого-педагогическая поддержка развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов — это вид межличностного взаимодействия между преподавателем и обучаемым в образовательном процессе, направленный на помощь субъекту обучения в сохранении своих личностных позиций в выборе трудовой деятельности, необходимых для успешного профессионального и личностного роста, а также чувства уверенности в себе, в своих возможностях.

6. Реализация теоретической модели психо лого-педагогической поддержки развития устойчивости выбора предпочтений профессиональной деятельности студентов проходит в три этапа — подготовительный, теоретический и экспериментальный, каждый из которых решает определенный блок задач.

7. Студенты, находящиеся в континууме нормы-акцентуаций характера, демонстрируют гибкое поведение, активность в постановке и достижении новых задач, мотивацию достижения успеха. Студенты, выявляющие высокий уровень психопатизации и невротизации, как правило, коррелирующий ' с хроническими пропусками занятий, академической неуспеваемостью, требуют пристального внимания со стороны психологов и преподавателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова- М.: Издат. Центр «Академия», Раритет. 1997.
  2. , Г. С. Практикум по психологическому консультированию Текст. / Г. С. Абрамова. Екатеринбург, 1995. — 119 с.
  3. , А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер. СПб., 1997.
  4. , Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование Текст. / Ю. Е. Алешина. М .: Социальное здоровье России, 1993. — 172 с.
  5. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001
  6. , Г. М. Психология социального познания Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. С. Абрамова. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 429 с.
  8. , М. Психология счастья Текст. / М. Аргайл. М., 1990.
  9. , Е. Ю. Вероятностные методы в психологии Текст. / Е. Ю. Артемьева, Е. М. Мартынов. -М.: МГУ, 1975.
  10. , А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. — 1986. — № 1.
  11. , А. Г. Содействие ребенку развитие личности Текст. / А. Г. Асмолов // Забота — поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» / под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — с. 39 — 44.
  12. , В. М. Тревога и тревожность Текст. / В. М. Астапов. — СПб.: Питер, 2001.
  13. , О. А. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга Текст. / О. А. Ахвердова, И. В. Боев, Н. Н. Волоскова. Ставрополь, 2001
  14. , Э. П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе Текст.: дисс.канд. пед. наук / Э. П. Бакшеева. Сургут, 2002. — 246 с.
  15. , В. М. О темпераменте человека Текст. / В. М. Банщиков, Г. Д. Новинский, О. М. Эфендиев. -М., 1973.
  16. , Д. Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов Текст.: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Д. Е. Белова. Екатеринбург: УрГУ им. A.M. Горького, 2004. — 25с.
  17. , Я. Я. Единое образовательное пространство Текст. /Я. Я. Береговой // Учительская газета. — 1996 — № 32.18
Заполнить форму текущей работой