Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционные принципы формирования гражданского общества в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под конституционными-принципами гражданского общества следует понимать основополагающие правовые нормы, как непосредственно" закрепленные в, Конституции, так и выработанные в результате интерпретационной практики Конституционного суда, регламентирующие правовойхтатус существующих внутриобщества и создаваемых гражданами^ негосударственных образований в различных сферах общественных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. Гражданское общество: понятие, сущность, содержание. ^
    • 2. Принципы гражданского общества: история осмысления и нормативного выражения
  • ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССйД- ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
    • I. Конституция Российской Федерации и принципы гражданского общесТва
    • 2. Проблемы реализации конституционных принципов формирования гражданского общества в Республике Дагестан

Конституционные принципы формирования гражданского общества в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход в новое тысячелетие ознаменован в мировой науке как этап, определяющий прогрессивное развитие человечества, общества и государства. На современном этапе общественного развития различные элементы гражданского общества находят свое воплощение во всех демократических государствах мира: Формирование и функционирование гражданского общества' выступает объективным законом современного этапа развития! мирового" сообщества и потому существует насущная необходимость конституционного регулирования этого процесса.

Особую значимость проблема формирования гражданского общества имеет для тех стран, где еще недавно царили тоталитарные и авторитарные режимы, идеологизированные общественно-политические системы. Исключением не является и современное российское общество. Потому проблемы, становления и функционирования гражданского общества выдвигаются и в России в центр внимания политологии, правоведения, философии, социологии, всего социально-гуманитарного знания.

Зарубежными и отечественными учеными в последние десятилетия исследованы как общие теоретические проблемы гражданского общества, так и основные направления в области конституционного строительства правового государства и формирования гражданского общества. Однако не все аспекты данной проблемы решены, вокруг многих из них дискуссии только начинают разворачиваться.

Актуальность темы

исследования обусловлена и тем, что на современном этапе развития Российского государства само утверждение конституционных принципов гражданского общества происходит в условиях модернизации как государственной власти, так и общества в целом. Жизненно важно в процессе модернизации российского общества добиться сбалансированного сочетания, равноправного сотрудничества и координации деятельности государственных органов власти и негосударственных структур: партий, общественных объединений, ассоциаций, движений, союзов и т. п. А без серьезных теоретических разработок осуществить такое невозможно.

Однако, несмотря на1 теоретическую и практическую актуальность проблемы конституционного закрепления принципов гражданского общества, фундаментальных исследований в этой области можно назвать немного. В" большинстве из имеющихся исследований доминирует обращение к истории идей о гражданском обществе, анализу прошлого исторического опыта, нежели к изучению современных реалий и объективных механизмов утверждения конституционных принципов организации и функционирования гражданского общества.

Становление гражданского общества — составная часть общемирового процесса модернизации, перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному и постиндустриальному. Конечной целью конституционного закрепления принципов гражданского общества выступает создание условий, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение разнообразных материальных, духовно-культурных и иных потребностей свободных личностей. Формирующееся гражданское общество должно способствовать созданию объективных предпосылок для реализации возможностей и способностей граждан, подлинного народовластия, свободы выбора ориентации личности в социально-экономической, политико-правовой, иных сферах жизни общества.

Россия вступила на путь демократического развития значительно позднее, чем страны Западной Европы и США. По этой причине конституционное строительство гражданского общества в нашей стране осуществляется в основном с ориентацией на евроатлантическую модель общества. Однако спорным остается вопрос о путях и механизмах утверждения конституционных принципов гражданского общества в России с опорой лишь на западный опыт общественного развития. Это объясняется и тем, что российское общество имеет свою собственную, отличающуюся от Запада социокультурную, этноконфессинальную и политическую идентичность.

Обозначая актуальность проблемы становления гражданского общества в нашем Отечестве, мы исходим из того очевидного факта, что этот проI цесс в России осуществляется не по тем классическим вариантам, по которым гражданское общество формировалось в западных странах. В России гражданское общество организуется сверху, преимущественно усилиями государственной власти, которая стремится не только разбудить частную инициативу граждан, но и найти и утвердить оптимальные формы и способы соединения сферы частного интереса с интересом публичным. Потому и решение проблем практического утверждения гражданского общества в нашей стране тесно увязано с проблемой законодательного, прежде всего конституционного, закрепления принципов его организации и функционирования.

Мы полагаем, что основополагающие регулятивные принципы, будучи закрепленными в Конституции, способны оказывать первостепенное воздействие на реальные процессы, происходящие в обществе. От нормативной детализации конституционных принципов во многом будет зависеть эффективность функционирования гражданского общества в России. Несмотря на очевидную актуальность, вопрос о конституционных принципах гражданского общества остается на сегодняшний день одним из наиболее малоисследованных областей отечественной науки конституционного права.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика становления гражданского общества уходит своими корнями вглубь веков, во времена Античности, доказательством чего являются труды известных мыслителей древности: Аристотеля, Платона, Цицерона и др. Позднее, в ХУ11-Х1Х вв., гражданское общество нашло свое отражение в многообразных идеях, представленных в трудах государствоведов и философов Т. Гоббса, И. Канта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Г. Гегеля и других мыслителей Нового времени. Тогда же был введен в научный оборот и термин гражданское общество". Идеи гражданского общества нашли свое отражение в утопических учениях А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др.

В объективно-рационалистической традиции идеи гражданского&rsquoобщества наиболее полно представлены в работах английских философов и экономистов — таких, как* А. Смит, Д. Юм, Д. Риккардо, а также французских историков. времени реставрацииФ. Г изо, О. Тьерри и др. Определенный вклад в развитие представлений о гражданском обществе внесли и классикт марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс. Вопросы, гражданского общества немало занимали и русскую юридическую литературу, в том числе ту, которая придерживалась концепции государственной школы (Б.Н. Чичерин, А.Д. Градов-ский, П. А. Сергеевич и др.).

Надо отметить и то, что на протяжении советского периода в истории Российского государства проблемам формирования гражданского общества не уделялось должного внимания в силу известных объективных причин, связанных с особенностями общественного и государственного устройства социалистической России. Только в начале 1990;х гг. проявился интерес отечественных ученых к проблемам становления и развития гражданского общества в условиях России. Это нашло отражение в трудах современных го-сударствоведов: С. А. Авакьяна, Н. М. Айбатова, P.M. Акутаева, В. В. Бойцовой, К. С. Гаджиева, В. Д. Зорькина, А. П. Кочеткова, Ю. С. Красина, Е. И. Козловой, Г. К. Кострова, Т. Н. Комковой, O.E. Кутафина, Ш. Б. Магомедова, Н. И. Матузова, Г. В. Мальцева, Г. Н. Манова, А. М. Муртазалива, У. А. Омаровой, Т. Б. Рамазанова, О. Г. Румянцева, C.JI. Серебрякова, З. М. Черниловского, Шапиевой О. Г. и других.

Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы затрагиваются в диссертационных исследованиях таких авторов как С. В. Калашникова, В. Н. Влазнева, М. П. Кулиева, М. А. Мирзаева и других. И, тем* не менее, следует отметить, что в отечественной юридической литературе ни одного комплексного диссертационного или монографического > исследования по проблемам формирования, регулирования и, соответственно, утверждения конституцич онных принципов организации гражданского общества в условиях современной России не проводилось, что вызывало у автора, с одной стороны, научный интерес, а, с другойсоздавало определенные сложности.

Объектом исследования является реальный процесс становления и функционирования гражданского общества в современной России.

Предметом исследования* выступают конституционно-правовые принципы формирования и организации, гражданского общества в Российской Федерации и в Республике Дагестан.

Цель диссертационной работы заключается висследовании проблем правового закрепления конституционных принципов как основ формирования гражданского общества и их утверждения в жизнедеятельности российского общества.

Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:

— анализ идей, концепций и выведение понятийного определения «гражданское общество»;

— рассмотрение сущностных характеристик принципов организации и функционирования гражданского общества;

— выявление особенностей и тенденций правового закрепления базовых принципов гражданского общества в модернизирующейся России;

— исследование проблемы практической реализации конституционных принципов гражданского общества в Российской Федерации и, в частности, в Республике Дагестан- .

— обозначение путей совершенствования конституционного законодательства по проблемам закрепления основополагающих принципов организации и функционирования^гражданского общества в России.

Методологическая и теоретическая основы исследования* представлены совокупностью приемов и методоввыработанных в юридической и политологической науке. Основными методологическими принципами диссертационного исследования являются: системно-структурный и функциональный анализ принципов гражданского общества, объективностью всесторонность рассмотрения, историзм и др. Проблема исследовалась, в различных ракурсах: а) как-тенденция объективного развития^ социально-правовой, реальностиб) как субъективное отражение объективной тенденции, с позиций признанных авторитетов правовой науки-.в) с точки’зрения автора диссертационного исследования, который исходил из бесспорных" достижений политико-правовой и социально-философской науки, позволивших осмыслить отечественный и зарубежный опыт формирования и функционирования гражданского общества.

Теоретико-правовой основой диссертационного исследования выступает все многообразие идей, высказанных такими, мыслителями прошлого и современности, как Аристотель, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, А. Грамши, В. В. Витюк, Н. И. Матузов, Б. М. Коваль, С. А. Авакьян, А. М: Перфильев, А. П. Кочетков, Э. Н. Примова, О. Г. Румянцев и др.

Нормативной базой диссертационного исследования служат: Конституция' Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», федеральные законы «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституция Республики Дагестан, Закон Республики Дагестан «О» референдуме Республики Дагестан" и др. '.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка комплексного1 исследования конституционных принципов формирования гражданского общества как в Российской Федерации в целом, так и на примере конкретного субъекта — Республики Дагестан, с учетом культурных и национальных традиций. На основе этого сформулированы и намечены пути решения новой проблемы науки конституционного права в России, каковой выступает проблема законодательной конкретизации и практической реализации конституционных принципов организации и функционирования* гражданского общества на современном этапе модернизации российской государственности.

В рамках кандидатской" диссертации исследованы различные аспекты утверждения конституционных принципов гражданского общества, их закрепления в конституционном законодательстве Российской Федерации и законодательстве Республики Дагестан, а также нормативной адаптации применительно к различным сферам общественных жизни. В исследовании на основе анализа положений Конституции Российский Федерации и Конституции Республики Дагестан автором предложена собственная классификация конституционных принципов организации и функционирования гражданского общества.

Диссертантом сформулированы также практические предложения по совершенствованию российского законодательства в плане нормативного закрепления в нем принципов организации гражданского общества в целях оптимизации основных направлений деятельности государства и функциониро вания гражданского общества.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Гражданское общество — это совокупность взаимоотношений между индивидами и социальными институтами в политической, социальной, экономической, культурной, духовной сферах жизни общества, обеспечивающая реализацию личностью своих законных прав и свобод и достойные свободного человека условия существования. Государство тесно связано с гражданским обществом, именно оно устанавливает правовое поле организации и функционирования гражданского общества. Оказывая прямое воздействие на гражданское общество, одновременно’государство само подвергается-обратному влиянию со стороны гражданского общества. В этой связи полноценное функционирование институтов гражданского общества возможно лишь при условии достижения баланса между публичными и частными интересами, объективированными в нормативно-правовых актах. •.

2. Под конституционными-принципами гражданского общества следует понимать основополагающие правовые нормы, как непосредственно" закрепленные в, Конституции, так и выработанные в результате интерпретационной практики Конституционного суда, регламентирующие правовойхтатус существующих внутриобщества и создаваемых гражданами^ негосударственных образований в различных сферах общественных отношенийвключая* общественные организации, местное самоуправление, объединения по интересам и т. д. К подобным принципам следует отнести: демократизмпризнание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностьюразделение властейсвободу экономической деятельности и многообразие форм собственностиидеологический и политический плюрализмразвитое местное самоуправлениенезависимые средства массовой информации.

3. История взаимоотношений* государства и гражданского общества в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные как местом конкретного государства и общества в современном’глобализирующемся мире, так и региональными, национальными, конфессиональными, культурными и иными факторами, традиционными для данного общества. Становление гражданского общества в России детерминировано, с одной стороны, историческими особенностями развития российской' государственности, с другой стороны, тем, что с начала 90-х годов XX столетияинституты гражданского общества создавались преимущественно путем социального реформирования «сверху» и нормативно-правового закрепленияпределов* их функционирования. Поэтому проводимые сверху реформы не решили главной проблемы формирования гражданского общества, а именно, утверждения идеи гражданского общества в массовом сознании и пробуждения позитивной гражданской энергии и инициативы.

4. Конституция Российской Федерации определила пределы государственного вмешательства в деятельность гражданского общества и его отдельных институтов, которые задаются большой совокупностью конституционных принципов. Закрепленные в Основном Законе принципы должны постоянно интерпретироваться и наполняться новым юридическим содержанием, соответствующим каждому новому этапу развития гражданского общества. Поэтому необходима' гибкая и деликатная интерпретация конституционных принципов, обеспечивающая стабильность и динамизм в развитии гражданского общества на основе признания за законодателем широкой дискреции в их истолковании.

5. В Российской Федерации на сегодняшний день еще не сформировано законодательство, обеспечивающее устойчивое развитие гражданского общества. Имеющаяся в Российской Федерации крайне слабая законодательная база регулирующая функционирование институтов гражданского общества приводит к тому, что уже принятые законы, регламентирующие деятельность Общественной палаты, некоммерческих организаций, общественных советов при Министерстве внутренних дел и прочих институтов гражданского общества как бы «зависают» в правовом вакууме. Поэтому злобой дня остается создание целостной системы законодательства, поддерживающей гражданское общество.

6. В основе формирующейся в России правовой базы гражданского общества должен лежать закон, конкретизирующий основополагающие принципы гражданского общества, обозначенные в Конституции. В целях обеспечения поступательного формирования&rsquoгражданского общества предлагается принять специальный Закон «Об организации и функционировании гражданского общества в Российской Федерации», который бы аккумулировал и наполнил необходимым содержанием конституционные принципы. гражданского общества в России.

7. Формирование гражданского общества в Республике Дагестан имеет свои особенности, обусловленные, во-первых, социально-экономическими, политико-правовыми, и духовными процессами, происходящими в российском обществе в" целом, во-вторых, историко-культурной спецификой Северокавказского региона. Эти особенности. требуют принятия республиканского закона, регламентирующего организацию и функционирование гражданского* общества в республике. В качестве возможного для Республики Дагестан мы предлагаем проект Закона «О'принципах организации и функционирования* гражданского общества в Республике Дагестан», включающего 9 I статей.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют системно, с конкретно-исторических позиций, взглянуть на природу гражданского общества и определить основные конституционные принципы гражданского общества. Материалы диссертации могут быть использованы в научных разработках проблем становления и утверждения конституционных принципов формирования гражданского общества, в совершенствовании законодательной* базы организации и функционирования гражданского общества.

Представляется целесообразным использование выводов диссертационного исследования в развитии взаимоотношений между институтами гражданского общества и государственными структурами, а также в практике применения и реализации конституционных принципов формирования гражданского общества.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в практической работе по различным направлениям деятельности государства, правоохранительных органов, местного самоуправления, правозащитных и иных общественных объединений, других институтов* гражданского общества.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертации были представлены в докладах и выступлениях на 6 всероссийских и 4 региональных научно-практических конференциях. По теме диссертационного исследования опубликованы: 1 монография, 19 научных статей и тезисов докладов. Общий объем публикаций — 26,6 п.л. Диссертация обсуждена на заседании кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Дагестанского государственного университета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографии. Данная структура определена целью исследования и отражает последовательность решения познавательных задач. Содержание диссертации изложено на 189 страницах.

1. Конституция Российской Федерации. — М., 2010.

2. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». — М.: Омега-Л, 2009.

3. Федеральный закон «О политических партиях» — М.: Омега-Л, 2009.

4. Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации» // Новый сборник законов Российской Федерации: Сб. законов Российской Федерации. -М.: Дом славянской книги, 2005.

5. Федеральный закон «О средствах массовой информации» // Новый сборник законов Российской Федерации: Сб. законов Российской Федерации. -М.: Дом славянской книги, 2005.

6. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Новый сборник законов Российской Федерации: Сб. законов Российской Федерации. — М.: Дом славянской книги, 2005.

7. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Новый сборник законов Российской Федерации: Сб. законов Российской’Федерации. М.: Дом славянской книги, 2005.

8. Федеральный закон «Об общественных объединениях». М., 2008.

9. Федеральный закон «О некоммерческих организациях». М., 2004.

10. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации». -М., 2009.

11. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — М., 2009.

12. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». — Новосибирск, 2008.

13. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». — М., 2008.

14. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. // Новый сборник законов Российской Федерации: Сб. законов Российской Федерации. — М.: Дом славянской книги, 2005.

15. Указ Президента Российской Федерации «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и их территориальных органах» // kremlin.ru.

16. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. N 209−0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Куркиной Е. А. на нарушение ее конституционных прав статьей 535 ГК РСФСР // www.lawbase.ru.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой