Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теория и практика развития региональной системы высшего образования: На материалах Сибири 1917-1941 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные тенденции становления и развития высшего образования в исследуемом регионе в изучаемый период отражают влияние господствующих в советском обществе политико-идеологических и психолого-педагогических подходов, определивших новую концепцию профессионального высшего образования, сформулированную Государственным ученым советом Наркомпроса (ГУС). В ней наряду с отчетливо выраженными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы высшего профессионального образования в контексте новых социальных изменений
    • 1. 1. Понятие и сущность системы высшего образования в контексте устойчивого развития современного мира
    • 1. 2. Концептуальные основы развития высшего образования на федеральном и региональном уровнях
    • 1. 3. Особенности управления системой высшего образования в условиях рыночной экономики
    • 1. 4. Новая социальная реальность и перестройка системы высшего образования
  • ГЛАВА II. Историко-педагогические основы и особенности регионального развития системы высшего образования
    • 2. 1. Социально-педагогические условия развития высшего образования в Сибири
    • 2. 2. Изменение численности и социального состава студенчества — как фактор реализации идеи демократизации образования
    • 2. 3. Становление и реорганизация сети вузов, формирование их материальной базы и социальной инфраструктуры
    • 2. 4. Подготовка, повышение эффективности труда и социальная защита научно-педагогических кадров высшей школы
    • 2. 5. Идеалы социалистического воспитания и их реализация в деятельности высшей школы
  • ГЛАВА III. Основные тенденции трансформации содержания образования в высшей школе в новых социальных условиях
    • 3. 1. Развитие форм и методов активизации учебной деятельности студентов
    • 3. 2. Основные пути повышения эффективности учебного процесса в вузах в период массовой подготовки специалистов
    • 3. 3. Становление новых организационно-образовательных структур подготовки кадров в системе высшего образования в Сибири
    • 3. 4. Формирование системы социально-гуманитарного образования в высшей школе

Теория и практика развития региональной системы высшего образования: На материалах Сибири 1917-1941 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в образовательной сфере.

Эти изменения не только находят отражение, но и обусловливают изучение различных систем образования как одного из наиболее приоритетных направлений долговременной стратегии экономического и социального развития любого цивилизованного государства. Они ставят перед обществом новые вопросы, полноценный ответ на которые нельзя дать без учета исторического опыта и его актуализации в новых геополитических и образовательных реалиях.

В современных условиях большую теоретическую и практическую значимость приобретают проблемы осмысления противоречивого опыта российских реформ, что позволяет глубже и полнее осознать роль образования, и, прежде всего высшей школы, особенности становления и развития региональных систем высшего образования. Исторический опыт развития региональных систем высшего образования, изучение его в контексте новых социальных изменений в обществе позволяет также с необходимым упреждением учесть назревающие преобразования в материальной и социальной сферах, предвидеть изменения в различных областях науки, техники, производства, научно обосновать цели реформирования высшей школы на современном этапе.

К настоящему времени накоплен большой теоретический и эмпирический материал по этим вопросам. Однако анализ имеющихся исследований показывает, что проблема развития региональной системы высшего образования в ее историко-педагогическом аспекте в условиях Сибири пока не являлась объектом специального, целостного рассмотрения.

Возникает объективная необходимость поиска путей в разработке нового — особенного подхода к ее освещению. Именно на базе такого подхода становится возможным и необходимым наметить пути синтеза историко-педагогического процесса, историко-документального, организационно-структурного и философского анализа развития высшего образования в Сибири, заложить основу для более широких обобщений, позволяющих соединить историческое рассмотрение проблемы с ее исследованиями на основе теоретических положений, раскрывающих не только особенности региональной системы, но и сущность социально-экономических процессов нашего общества.

Иными словами, учитывать единство национальных и общечеловеческих, региональных и федеральных интересов, а также своеобразие того или иного региона с его этнокультурной и социально-экономической спецификой.

Конечно, в историческом опыте развития советской системы высшего образования было немало негативных, противоречивых наслоений, просчетов и деформаций как идеолого-политического, так и теоретически-практического плана. Критическое переосмысление исторического пути, пройденного высшей школой, использование ее положительного опыта, раскрывают социальные, культурные, исторические, экономические и национальные особенности системы высшего образования, определяют в своем синтезе духовно-нравственные ценности российского государства.

Таким образом, историко-педагогические исследования приобретают особую значимость, что позволяет определить специфические особенности регионального развития высшей школы, проанализировать педагогические инновации того времени, осуществить преемственность педагогического настоящего с прошлым. Исторический опыт деятельности высших учебных заведений того времени (при критическом отношении и соотношении его с новыми социальными реалиями) позволяет прогностически подойти к определению как организационных, институциональных, так и содержательных направлений реформирования высшего образования, границ применения действий по его модернизации, отвечающей тенденциям глобального развития мирового сообщества.

Изучение процесса реформирования высшей школы в первые десятилетия послеоктябрьского периода дает возможность глубже понять деятельность победившего политического режима, мотивы классовой борьбы. Объективно оценить результаты социально-экономического и культурного развития нашего общества.

Созданный в 20-е — 30-е годы XX века научно-теоретический и программно-методический потенциал, заключенный в радикальном преобразовании всей системы высшего образования, который, на наш взгляд, недостаточно проанализирован с новых методических позиций (в особенности его региональный аспект) представляет особый интерес для дальнейшего рассмотрения.

Исследование исторически сложившегося регионального опыта представляет его конструктивно-практическое переосмысление. Историко-педагогический опыт создания и функционирования региональных систем высшего образования может быть использован при решении современных проблем социально-экономического развития.

Актуальность исследования определяется не только теоретической необходимостью создания обновленной концепции развития высшего образования, соответствующей данному периоду экономического, политического и социального развития России, но и практическим потребностям качественного улучшения подготовки специалистов высокого уровня.

Она обусловлена также необходимостью реализации подхода, свободного от идеологической доминанты, потребностью научного анализа соответствия образовательных целей и адекватных им педагогических средств в исследуемый исторический период. Объективность исторического анализа требует вернуть в предметное русло науки рассмотрение многих исторических и педагогических фактов и явлений, выявить закономерности их развития. Конкретно-исторические результаты исследования по частным сюжетам помимо всего прочего призваны создать необходимую базу для формирования исторического сознания российских граждан.

Выбор региона исследования обосновывается географическим положением, природно-климатическими условиями, особенностями социально-экономического развития, административнотерриториального деления, демографическими тенденциями, богатством национально-культурного и духовного наследия народов, населяющих Сибирь, особенностями социально-педагогических предпосылок для развития высшего образования. Сопоставление процесса развития теории и практики высшего образования в Сибири наиболее продуктивно по отношению к общероссийским тенденциям.

Сибирь является крупнейшим по территориальным масштабам регионом России. На ее долю приходится 40% территории страны и 16,3% населения. Регион выделяется уникальным по объему и качеству природно-ресурсным потенциалом. В Сибири сосредоточено 62% валовой ценности балансовых запасов полезных ископаемых страны. Она богата гидроэнергетическими ресурсами, запасами лесопромышленного сырья. Благодаря широкомасштабному освоению природно-ресурсного потенциала Сибирь стала главной энергетической и сырьевой базой страны, фундаментом финансовой устойчивости государства. Все территории Сибири (Алтайский край, Красноярский край, Омская область, Томская область, Новосибирская область, Кемеровская область, пять автономных республик: Алтай, Бурятия, Тува, Хакасия, Якутия, Ямало-Ненецкий автономный округ) близки по своим экономическим, демографическим, социокультурным условиям, много общего в историческом пути проживающих на ее территории народов. Все это обусловило внутренне однородные особенности социально-экономических, демографических процессов национального развития, в том числе в сфере образования и культуры.

Степень разработанности проблемы. В условиях новых социальных изменений стали появляться работы, содержащие более обоснованные фактическим материалом выводы и более объективные оценки советского этапа развития высшей школы. Однако, несмотря на то, что количество работ по данной проблематике постоянно увеличивается, обнаруживается явный недостаток комплексных исследований по всему периоду становления и развития высшей школы. Традиционно исследовались лишь проблемы начального и среднего образования.

Иного методологического инструмента требует рассмотрение периодизации развития высшего образования (особенно в Сибири). Здесь требуется выделение не единичных, а совокупных факторов, научное обоснование выделяемых периодов, соблюдение четкой последовательности освещаемых событий.

Исследователи выделяют в процессе становления и развития советской высшей школы несколько этапов, которые, как правило, совпадают с завершением выполнения тех или иных задач экономического и социально-политического развития страны.

Развитие системы высшего образования в Сибири в рассматриваемый период прошло три основных этапа.

Первый этап — охватывает трехлетний период с 1917 по 1920 г. Сразу после свершения Октябрьской революции в Сибири началась большая работа по расширению сети учебных заведений, по перестройке системы высшего образования, по его демократизации. Однако временное падение советской власти и победа контрреволюции в Сибири в корне изменили условия развития образования и культуры. После освобождения Сибири от интервентов и белогвардейцев в кратчайшие сроки были открыты новые учебные заведения, нормализован учебный процесс, открылись первые рабочие факультеты (1920 г.), начался процесс пролетаризации вузов.

Второй этап охватывает период 1921;1928 гг. Этот период соответствует годам восстановления и реконструкции народного хозяйства страны и характеризуется реализацией основных принципов развития высшего образования: регионализации образования, партийно-государственного управления, опережающей подготовки кадров в регионах, широкого доступа к высшему образованию, идеологизация процесса преподавания.

Третий этап охватывает 1929;1941 гг.1 Это период роста, отражающий расширение системы высшего образования и «плановой эйфории». В этот период времени партийно-государственные органы, осуществляя централизованное руководство системой высшего образования, резко усилили масштабы и темпы подготовки кадров специалистов. В условиях индустриализации страны проблема подготовки специалистов приобретает особую значимость. Резко увеличивается и стабилизируется на этом этапе сеть вузов и возрастает контингент студентов, появляются новые формы обучения (вечерняя, заочная), усиливается пролетаризация и идеологизация высшей школы, укрепляется материальная база учебных заведений и улучшается качество учебного процесса, увеличивается выпуск специалистов. Данный период в развитии высшей школы продолжался до начала Великой Отечественной войны.

Анализ имеющихся исследований показывает, что проблема развития высшего образования в сибирском регионе пока не являлась объектом специального рассмотрения, что существует объективная необходимость поиска путей в разработке нового концептуального подхода к ее решению. Именно на базе такого подхода стало возможным и необходимым наметить пути синтеза психолого-педагогического, историко-документального, организационно-структурного, экономического и философского анализа развития высшего образования, заложить основы для более широких обобщений, которые позволили бы соединить прикладную разработку проблемы с.

1 По мнению большинства историков 1941 год считается рубежом этапа развития культуры и образования в связи с тем, что война прервала созидательную, творческую деятельность советского народа: ее исследованием на основе теоретических положений и концепций, раскрывающих сущность социально-экономических процессов нашего общества.

Большое значение в преодолении локальности научных публикаций и воссоздании исторического процесса в неразрывности и взаимосвязи его основных частей имеет пятитомное исследование «История Сибири», в котором история сибирских вузов получила частичное отражение.

В последнее десятилетие масштабы исследования высшего образования значительно расширились. Это обусловлено следующими факторами:

— по мере расширения вузов, усложнения их организационных структур, усиления их зависимости перед органами государственной власти и обществом, у них значительно возросли потребности в большем объеме информации о себе (о своей истории и перспективах развития) — рост потребности исполнительной власти в научных исследованиях, необходимых для планирования развития системы высшего образованиясоздание во многих регионах России плановых и координационных органов в сфере высшего образования, которые нуждаются в научной информации о путях и перспективах развития региональной сети высшего образования.

В проведенных исследованиях большое внимание уделялось процессу становления сибирской высшей школы, анализировалось ее.

См. Культурная жизнь в СССР. 1917;1927. Хроника. M., 1975. С. 7. Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917;1941 гг.). Новосибирск: «Наука», 1980. С. 15. место, роль и значение в обществе, рассматривались процессы подготовки и деятельности различных отрядов сибирской интеллигенции. По истории культурного строительства в Сибири выделяются работы В. Л. Соскина, в которых рассматривались как проблемы сибирских вузов, так и характер политической эволюции научно-педагогических кадров2.

Отдельные вопросы становления высшего образования в Сибири рассматриваются Н. Е. Таскаевым3, И.М. Поспеловым4.

Большой интерес представляют исследования, посвященные формированию различных отрядов сибирской интеллигенции — В. А. Миндолина, С. А. Красильникова, Г. Г. Халиулина, JI. Г. Баландиной и А. А. Елфимова5.

Анализ исторического опыта подготовки интеллигенции из представителей малочисленных народов Сибири дан в работах В. Н. Андронника, В. А. Асочакова, И. А. Соктаева, И. М. Таксами, К. X. Халзанова, И. И. Осинского. В работах этих авторов рассматривалась подготовка специалистов через вузы и техникумы на примере автономных республик Сибири.

Теория национального и регионального образования в.

2 Соскин В. Л. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны. Новосибирск, 1965; он же. Высшая школа Сибири в начале 20-х годов — В кн. Культурное строительство в Сибири. Новосибирск, 1965. С. 38−50- он же. Сибирские вузы 1924;1927 гг. — В кн. Сибирь в период строительства социализма. Новосибирск, 1966. С. 81−104- он же. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа. Новосибирск, 1971 и др.

3 Таскаев Н. Е. Партийное руководство подготовкой специалистов в вузах Томска в 1925;1930 гг. / Материалы научной конференции по истории Сибири. Томск, 1967;

4 Поспелов И. М. Роль рабфаков Сибири в подготовке специалистов в годы довоенных пятилеток (19 281 937 гг.)/Социалистическое и коммунистическое строительство в Сибири. Вып. 6. Томск, 1970.

Миндолин В. А. Коммунисты Сибири в борьбе за подготовку кадров в вузах, техникумах и на рабфаках (1917;1928 гг.). Автореф. канд. дис. Новосибирск, 1972; Красильников С. А. Социально-политическое развитие интеллигенции Сибири в 1917 — сер. 30-х гг. Автореф. докт. дис. Новосибирск, 1995; Халиулин Г. Г. Формирование социалистической производственно-технической интеллигенции в Западной Сибири (19 211 937 гг.). Томск: Изд. Том. гос. ун-та, 1983. — 209 е.- Баландина Л. Г. Пролетариат и высшая техническая школа (из опыта деятельности Западно-Сибирской партийной организации в 1925;1934 гг.). — Науч. труды Новосиб. ун-та. Ист. сер., 1967. Вып. 1. Вопросы истории советской Сибири (1925;1934 гг.). С. 148−172- Елфимов А. А. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по идейно-политическому воспитанию кадров научной интеллигенции (1928;1933 гг.). — В кн. За тесную связь науки с производством и ускорение научно-технического прогресса. Новосибирск, 1970. С. 5−22. педагогической истории России нашла отражение в трудах П. П. Блонского, А. Л. Бугаевой, М. В. Богуславского, Т. С. Буториной, И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Б. С. Гершунского, С. И. Гессена, О. И. Давыдовой, В. И. Додонова, В. А. Мясникова, Н. Д. Никандрова, З. Г. Найденовой, З. И. Равкина, Ф. Ф. Шамахова. Отдельные исследования посвящены рассмотрению современных тенденций и особенностей развития системы образования — В. Н. Гинецинский, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский.

В контексте исследования представляют интерес работы по истории формирования советской интеллигенции. Однако в этих трудах в соответствии с идейно-политическими требованиями правящей коммунистической партии историки раскрывали вопросы о ленинских принципах формирования социалистической интеллигенции, о руководящей роли партии в этом процессе, об основных направлениях коммунистического воспитания студенческой молодежи. В то же время надо отметить, что исследования отличались: комплексным подходом к анализу культурных преобразований советской власти, выявлением противоречий и сложностей исторической практики, системным подходом к изучению форм и методов учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы. Исследователи проблемы «культурной революции» рассматривали и историю высшей школы: вопросы создания новых вузов, принципы управления высшими учебными заведениями, направления финансирования, методы обучения и воспитания студентов, динамику изменения социального состава обучающихся.

Исследованию высшей школы посвящены работы А. Я. Синецкого, А. С. Бутягина, Ю. А, Салтанова, и др., в которых рассматривались различные стороны деятельности коммунистической партии по становлению и перестройке системы высшего образования.6.

Недостатки освещения исследуемой проблемы, порожденные политической коньюктурой, особенностями различных этапов и периодов нашей истории, дает возможность определить степень изученности проблемы, создающую основу для освещения тех аспектов, которые по каким-либо причинам были обойдены вниманием исследователей. Специальных исследований, посвященных целостному рассмотрению развития высшего образования в Сибири в его многочисленном проявлении, не проводилось.

Таким образом, проблема развития высшего образования в сибирском регионе выдвигается в число наиболее актуальных и приобретает особую значимость.

Существующее состояние высшего образования в Сибири, необходимость разрешения накопившихся в этой сфере противоречий в современных условиях развития нашего общества, с учетом всей системы непрерывного образования, а также недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Теория и практика развития региональной системы высшего образования (на материалах Сибири 1917;1941 гг.)».

6 Синецкий А. Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. M., 1950; Бутягин А. С., Салтанов Ю. А. Университетское образование в СССР. М., 1957; Галкин К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. М., 1958; Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М., 1961; Украинцев В. В. КПСС — организатор революционного преобразования высшей школы. М., 1963; Чинбарисов Ш. X. Формулирование советской университетской системы 1917;1938 гг. Уфа, 1973; Сафразян Н. Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы 1921;1927 гг. М., 1977; Елютин В. П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980; Ульяновская В. А. Формирование народной интеллигенции в СССР. 1917;1937 гг. М., 1966; Федюнин С. А. Великий Октябрь и интеллигенция: из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. М., 1972; Катунцева H. М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М., 1977; Иванова Л. В. Формирование советской научной интеллигенции. М., 1980; Всемиров В. В. Создание советской системы высшего образования и студенчества 1917;1927 гг. Автореф. докт. дис. Саратов, 1966; Кондрашова М. И. Коммунистическая партия — организатор формирования социалистической интеллигенции в 1917;1937 гг. Автореф. докт. дис. Свердловск, 1988; Веселое В. Р. Деятельность КПСС по формированию советского учительства и усилению его роли в социалистическом строительстве в СССР в 1917;1937 гг. (на материалах РСФСР). Автореф. докт. дис. Кострома, 1983.

Объект исследования — система высшего образования Сибири в 1917;1941 гг. как часть образовательного пространства России.

Предмет исследования — историко-педагогический процесс развития теории и практики системы высшего образования в Сибири в первые послеоктябрьские десятилетия.

Цель исследования. На основе историко-педагогического анализа раскрыть основные тенденции и особенности процесса становления и развития высшей школы Сибири в 1917;1941 гг. и определить в изучаемом историческом опыте то, что представляет научно-педагогическую ценность для модернизации российской системы высшего образования на современном этапе.

Гипотеза исследования — устойчивое и эффективное развитие региональных систем высшего образования и в целом высшей школы России будет обеспечено, если:

— выполнен системный анализ историко-педагогических основ и творчески переосмыслен опыт предшествующих этапов развития высшей школы;

— региональная система высшего образования Сибири рассматривается как составная часть образовательного пространства России;

— в основу концепции регионализации высшего образования положены методологические принципы единства общего, особенного и единичногогуманностиразвитие национально-региональных компонентов содержания высшего образованияпереход от ведомственной ориентации вузов к региональной их ориентации;

— учтено своеобразие социально-педагогических условий, уровень экономического развития и демографические особенности региона;

— региональное в системе образования определяется как конкретная социальная среда, в которой происходит социализация и индивидуализация личностиобразовательное пространствоусловия и средства решения задач системы образованияобъект приложения сил всех субъектов системы образованиясодержание образования;

— главной целью высшего образования в условиях регионализации образовательных систем становится обеспечение региона специалистами, способными самореализоваться в специфических условиях региона, которые активно участвуют в его социально-экономическом, научно-техническом и культурном развитии.

Цель, предмет, объект исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

— изучить историко-педагогические особенности региональной системы высшего образования Сибири в рассматриваемый период;

— обосновать теоретико-методологические основы процесса становления и реформирования сибирской высшей школы;

— выявить социально-педагогические и социально-экономические условия, определявшие региональные особенности процесса развития высшего образования в Сибири в первые десятилетия послеоктябрьского периода;

— обосновать ведущие позитивные тенденции, специфические особенности, системообразующие идеи исследуемого процессарассмотреть причины, которые осложняли процесс развития высшей школы в Сибири;

— раскрыть с позиций историзма структуру и сущность основных компонентов содержания высшего образования в рассматриваемый период;

— разработать рекомендации по использованию позитивного регионального исторического опыта развития высшей школы для современного этапа реформирования системы высшего образования.

Методологической основой научного исследования проблемы, имеющей междисциплинарный характер, являются философские идеи о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессахтеории и практики развития личностиоб образовании как форме развития личности и общества, как деятельном способе создания национальных и общечеловеческих культурных ценностей (Розов Н. С., Гершунский Б. С., Щедровицкий П. Г., Равкин 3. И., Межуев В. М., Степин В. С., Ушинский К. Д., Филиппов Ф. Р., Миронов А. В.) — системный подход к анализу педагогических явлений (Архангельский С. И., Безруков В. С., Краевский В. В., Королев Ф. Ф. И др.) — о значении духовных и национальных ценностей в воспитании и образовании личности (Богуславский М. В., Никандров Н. Д., Пряникова В. Г., Равкин 3. И., и др.) — концептуальные положения о роли социокультурной среды в развитии образования (Буторина Т. С., Колесникова И. А., Костина И. А., Львов Ю. В., Максимова В. Д., Савина С. Н.) — по обоснованию образовательного процесса (Бабанской Ю. К., Батышев С. А., Леднев В. С., Дик Ю. И., Чистякова С. Н., Пинский А. А.) — о приоритетности единого образовательного пространства, особенностях региональных образовательных систем (Беликова А. П., Буторина Т. С., Мясников В. А., Соловьева А. А., Сусоколов А. А.).

В своем исследовании мы опирались на общие законы развития человеческой деятельности и сознания, взаимосвязанного развития личности и общества, активной роли личности в ходе социального развития.

В связи с этим суть методологического подхода выражается в том, что мир представляет собой целостность, противоречивое единство. Законы целостности распространяются как на природу, так и на человеческое общество. Исходной позицией здесь выступает учение В. И. Вернадского о ноосфере, а также учение о едином процессе производства и воспроизводства общественной жизни. Данный процесс состоит из двух взаимосвязанных компонентов: производства материальной предметной жизни и производства социальной жизни и самого человека (Ковалев А. М., Миронов А. В.). В процессе производства социальной жизни акцент делается на приоритетность процесса образования. Образование выступает органически присущим, необходимым структурным, относительно самостоятельным элементом целостного процесса производства и воспроизводства общественной жизни. Более того, в эпоху перехода от индустриальной цивилизации к информационной образование становится приоритетным социальным явлением.

Таким образом, методологический подход автора данного исследования сложился на основе:

— целостного видения мира и признания коэволюции человека с природой;

— изучения законов развития современной духовной жизни;

— обобщения реального исторического опыта функционирования образовательной системы в России.

Для решения поставленных задач и научного обоснования исходных положений использовались следующие методы исследования:

— методы теоретического анализа (логический, онтологический, историографический, фактологический, детерминантный);

— системный анализ, включая морфологический, структурный, функциональный, генезисный;

— абстрагирование, конкретизация, обобщение, синтез;

— индукция, дедукция.

Хронологические рамки исследования (1917;1941 гг.) избраны на основе изучения и выявления специфики, качественного своеобразия процесса становления и развития высшего образования в Сибири. Выбор периода исследования обусловлен сложностью и противоречивостью, неоднозначностью прежних и современных методологических подходов к его пониманию и оценке. Это обстоятельство требует осуществить научно-объективный анализ процесса реформ и новаций в освещаемый период, во многом напоминающий переживаемый сегодня этап в области реформирования системы высшего образования.

Этапы исследования охватывают период с 1971 по 2002 г., логично включая работу по исследованию научно-методических основ истории образования и педагогики, понятийно-терминологической системы этой области знания и профессиональной деятельности, изучению и введению в научный оборот новых архивных данных.

На первом этапе (1971;1979 гг.) осуществлялось: изучение и анализ научной и научно-методической литературыпоиск и систематизация архивных источников в области становления и развития вузов Сибириопределение уровня разработанности проблемыобоснование основных направлений научного поискаразработка методики исследования.

На втором этапе (1980;1991 гг.) осуществлялось: изучение и анализ научной и научно-методической литературы по проблемам высшей школы, анализ архивных и документальных источниковвыявление общих тенденций в развитии высшего образования в Сибириразработка концепции исследования, рабочая гипотеза. Разработка и внедрение ряда полученных результатов в практику развития системы высшего образования в Афганистане (1979;1983 гг.).

На третьем этапе (1991;2002 гг.) проводилась систематизация и обобщение накопленного архивного и теоретического материала. Теоретическое обобщение результатов исследования нашло системное отражение в ряде изданных печатных трудов, монографиях, учебных пособиях, методических разработках, представляющих авторские подходы к решению проблем высшего образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что это целостное, обобщающее историко-педагогическое исследование региональной системы высшего образования. Определения и оценки научного и культурного потенциала отечественной высшей школы и его реализация в первые десятилетия послеоктябрьского периода, откорректированные с позиций современного научно-педагогического знания и с учетом научных оценок конкретного исторического времени, могут служить научным ориентиром для модернизации российского высшего образования. Выявлена перспективность разработки этого направления исследования и его прогностический потенциал.

Выделены, обобщены и систематизированы основные факты и данные процесса становления и развития региональной системы высшего образования в Сибири. Показана детерминирующая роль социо-культурных факторов в становлении высшего образования в регионе.

Предложена периодизация процесса развития сибирской высшей школы, позволяющая анализировать критические моменты в развитии региональных систем высшего образования как социо-культурного феномена.

Становление и развитие региональной системы высшего образования как новой социо-культурной реальности рассмотрено в органическом взаимодействии теории и практикивыявлены и обоснованы исторические традиции высшей школы, особая роль отечественной педагогической науки в этом процессе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— выявлены социально-экономические и педагогические условия и предпосылки становления и развития высшего образования в России в отдельном регионе;

— научно-обоснованы ведущие направления становления и развития высшего образования в Сибири на основе ретроспективного анализа;

— определены теоретико-методологические основы высшего образования в России (подходы, принципы управления, социальные функции, условия, структура, содержание);

— изучен научно-педагогический опыт высшей школы Сибири на методологическом, теоретическом и практическом уровняхвыявлены тенденции становления и трансформации социально-гуманитарного образования в сибирских вузахкритически переосмыслены направления, формы и методы воспитания студенчества как фактор возрождения духовнонравственной культуры российского общества;

— выявлены негативные и позитивные последствия реформирования системы высшего образования первых десятилетий послеоктябрьского периода;

— обоснованы идеи интеграции образования, культуры и науки как важнейшего условия динамики социально-экономического развития Россиивыявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия эффективной подготовки многочисленных кадров специалистоввведены в научный оборот неизвестные и малоизвестные исторические материалы, архивные документы, касающиеся становления и развития высшего образования в Сибири;

— переосмыслены традиционные оценки послеоктябрьского исторического периода в развитии российской системы высшего образования. Идеологическая обусловленность анализа в советский период, закономерная инерционность современных исследований, опосредуемых историческим материалом, в котором преобладают негативные оценки, с нашей точки зрения, до сих пор не позволили провести адекватный анализ, вскрыть объективную сущность и закономерность периода 1917;1941 гг. в развитии высшей школы;

— научно обоснован концепт преемственности положительного опыта сибирской высшей школы исследуемого периода с развитием современной высшей школы России.

Теоретические результаты и выводы можно рассматривать как определенные методологические ориентиры в разработке перспективных направлений модернизации российской высшей школы.

Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения его результатов. Обобщенный в исследовании историко-педагогический опыт позволяет внести новые идеи и принципы в практику современной государственной образовательной политики и национальную доктрину образования Российской Федерации.

В исследовании раскрываются новые аспекты познаваемого исторического периода в области форм и методов вузовского учебного процесса, в возможности использования данного материала при проектировании образовательных инноваций.

Выводы, заключенные в диссертации, могут служить научно-обоснованными практическими рекомендациями для модернизации современной высшей школы отдельных регионов (нормативно-правовая база, финансирование, научно-педагогические кадры).

Источниковедческая база исследования. В ходе исследования были использованы постановления ЦК КПСС и советского Правительства по народному образованию, статистические сборники, различные издания, отражающие отдельные аспекты развития высшего образования. Широко использованы материалы фондов следующих архивов: Государственный архив Новосибирской области (ГАНО), Государственный архив Кемеровской области (ГАКО), Государственный архив Иркутской области (ГАИО), Государственный архив Красноярского края (ГАКК), Государственный архив Алтайского края (ГААК), Государственный архив Омской области (ГАОО), Государственный архив Томской области (ГАТО), Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО), Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИ ОО), Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИ ИО), Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИ КК), Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК), Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), Российский государственный архив экономики (РГАЭ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).

Все это позволило в достаточной степени обосновать результаты исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

— наличием объективно обоснованного методологического фундамента;

— использованием комплекса историко-педагогических методов исследования, адекватным его целям и задачам, природе изучаемого явления;

— соблюдением требований историко-диалектического, сравнительно-типологического системного анализа конкретных проблем на всех этапах исследования;

— наличием репрезентативной научно-документальной базы исследования, основанной на архивных, нормативно-правовых, научных источниках.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Основные результаты исследования, выводы и практические рекомендации нашли свое отражение в авторских курсах: «История государственного и местного самоуправления в России», «Социальная политика» и спецкурсах по истории сибирской интеллигенции, прочитанных для студентов в Новокузнецком государственном педагогическом институте, Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета, для государственных служащих в Московской академии государственного и муниципального управления.

Результаты исследования представлялись в докладах и выступлениях на конференциях международного, федерального, республиканского и межвузовского уровня, в частности, на II Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии в дополнительном образовании: проблемы и перспективы» (11−17 мая 2002 г., г. Дагомыс) — на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции православной педагогики и гуманизации образования» (1999 г., Новокузнецк) — на межвузовской региональной конференции «Подготовка специалистов для рыночной экономики: теория и практика, современное состояние и проблемы развития» (1999 г., Кемерово) — на Всесоюзном совещании «Совершенствование учителей труда в условиях непрерывного образования» (1990 г., Новокузнецк) — на региональной конференции сибирского отделения АН СССР «Диалектика мировоззрения и социальная практика в условиях перестройки» (1989 г., Новокузнецк) — на Республиканской научно-практической конференции (24−26 апреля 1979 г., Москва) — на I, II, III научно-практических конференциях Кабульской педагогической академии (ДРА, г. Кабул) и других конференциях.

Содержание диссертации нашло свое отражение в научных публикациях автора, в том числе в двух монографиях, шести учебных пособиях и более семидесяти статьях по теме диссертации, а также в учебных программах различных учебных курсов и спецкурсов.

Практическая реализация ряда идей и положений исследования осуществлялась автором в процессе работы в высших учебных заведениях.

Результаты научного исследования были внедрены в учебно-воспитательный процесс Новокузнецкого государственного педагогического института, Кемеровского государственного университета, Московской академии государственного и муниципального управления.

Соискатель принимал участие в заседаниях УМО (по ряду экономических и психолого-педагогических специальностей), в проведении теоретических семинаров для сотрудников Совета Федерации и Государственной Думы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В отечественной образовательной традиции всегда признавалась значимость использования отечественного историко-педагогического наследия как основа целостного восприятия исторического прошлого и условия формирования личностного отношения к духовным традициям, культуре, образованию. Несмотря на определенную деформацию восприятия историко-культурного наследия в советское время, традиции его использования развивались и обогащались, в том числе и за счет историко-педагогической проблематики. Современная педагогическая наука рассматривает историко-педагогическое наследие как важнейший компонент современности, обеспечивающий связь поколений, процесс национальной идентификации.

2. Современные тенденции роста самостоятельности регионов России в сферах социально-экономической, культурной, законотворческой и, в частности, образовательной диктуют необходимость шире использовать исторически сложившийся в регионах своеобразный, самобытный, духовный потенциал. В связи с чем, региональные историко-педагогические исследования при осуществлении необходимых теоретико-методологических исходных положений могут явиться одним из важных компонентов более глубокого изучения и развития науки об отечественном историко-педагогическом процессе, выявлении и раскрытии его специфических, типологических характеристик, основанных на анализе и обобщении позитивных и негативных сторон регионального историко-педагогического опыта. Цель такого рода исследований заключается в раскрытии общего и особенного в историко-педагогическом процессе конкретного региона с учетом присущих ему специфических особенностей социально-экономического, демографического, этнографического, социокультурного развития.

3. Основные тенденции становления и развития высшего образования в исследуемом регионе в изучаемый период отражают влияние господствующих в советском обществе политико-идеологических и психолого-педагогических подходов, определивших новую концепцию профессионального высшего образования, сформулированную Государственным ученым советом Наркомпроса (ГУС). В ней наряду с отчетливо выраженными приоритетами господствующей в обществе идеологии декларировался ряд принципов и идей, направленных на модернизацию содержания высшего образования с учетом передовых научно-технических достижений, педагогических идей, духовной культуры того времени. В плане разработки и внедрения в учебный процесс новых методов и организационных форм обучения серьезное внимание уделялось активизации познавательной деятельности студентов, развития у них творческих начал, укреплению связи вузов с производством, теории с практикой. В условиях острого дефицита кадров специалистов в Сибири, специфика учебно-воспитательного процесса вузов состояла в том, что в учебных планах длительное время политико-идеологический компонент был ослаблен, основное внимание уделялось технологическому циклу обучения.

4. Развитие высшего образования в Сибири в рассматриваемый период характеризовалось следующими тенденциями: на содержательном уровне: в организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях Сибири наряду с реализацией общероссийских установок Наркомпроса РСФСР осуществлялась регионализация образовательного пространства. Содержание высшего образования адаптировалось к конкретным социально-экономическим и социокультурным особенностям региона. Сибирские вузы постоянно повышали качество образования. Наиболее значимыми направлениями повышения качества образования были: усиление связей вузов и предприятийсоздание в вузах атмосферы, ориентирующей студентов на постоянное улучшение качества образованиядостижение соответствия уровня преподавания требованиям к качеству подготовки специалистовориентирование студентов на практическое применение получаемых знаний.

Содержание высшего образования изменялось в направлении унификации, отказа от принципа «концентрации» (выделения в учебном плане небольшой группы основных предметов) как основы учебного плана. В содержании высшего образования соотношение социально-гуманитарного и профессионального компонентов менялось в пользу последнегона организационном уровне: в период 1917;1941 гг. в Сибири сложилась многотипная и многофункциональная система высшего образования, где наиболее широкое развитие получили технические вузы. На процесс становления высшего образования в данном регионе негативное влияние оказали: низкий уровень социокультурного развития края, отсутствие стабильного как центрального, так и местного финансирования и материально-технического снабжения вузов, слабая экономика региона. Система высшего образования Сибири отражала, с одной стороны, установки Наркомпроса РСФСР, с другой, социально-экономические, этнокультурные, образовательные потребности и особенности региона.

В развитии «активных» методов преподавания ведущая роль принадлежала Наркомпросу и центральным вузам России. Лучшая материальная и кадровая оснащенность позволяла разрабатывать и внедрять в практику этих учебных заведений такие методы. В силу ряда объективных и субъективных причин сибирские вузы продолжали работать по-старому, подвергая резкой критике, использование новых методов обученияна управленческом уровне: в первое послеоктябрьское десятилетие шло интенсивное формирование системы управления высшим образованием. Появилось множество партийных и государственных органов (центральных, региональных, местных), занимавшихся вопросами управления и контроля высшего образования. Сущность процесса управления развитием высшего образования заключалась в решении таких актуальных для того периода времени задач: открытие новых вузов и их рациональное территориальное размещениесовершенствование содержания профессионального высшего образования и административное внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня профессиональной компетентности научно-педагогических кадров и формирование механизма их социальной защиты, пролетаризация социального состава студенчества, вопросы идеологического завоевания вузов и др. Новая система управления вузами отличалась от дореволюционной большей оперативностью в разрешении организационных вопросов, социально-педагогических проблем, привлечением к управлению образованием учителей, вузовских работников, студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Период социалистического развития России позволил решить целый пласт социальных проблем — выравнивание гражданских прав, развитие народного образования, подготовку многочисленных кадров специалистов, повышение культуры и уровня жизни.

Реформирование российской системы высшего образования, развернувшееся в последнее десятилетие, побуждает историков, педагогов, управленцев изучать и учитывать опыт ее развития, модернизации в предшествующие исторические периоды. Без этого реализация даже самых передовых начинаний, намерений может иметь эффект, обратный тому, на который рассчитывали реформаторы. Проводя процесс модернизации системы высшего образования, необходимо обеспечить ее нормальное функционирование, исключить сбои в ее работе. В связи с этим реформирование необходимо проводить на основе научноразработанной, четко выверенной концепции, не ломать и разрушать старое, а брать все ценное, положительное, устоявшееся из старой системы образования. В этом отношении особо интересен послеоктябрьский период реформирования и дальнейшего развития системы высшего образования. Достижения и ошибки прошлого — это прекрасный материал для размышлений, научных выводов, поисков новых путей развития высшей школы.

Система образования в России представляет собой феномен российской культуры, ее духовного менталитета. Она формировалась в течение столетий, впитав в себя идеи просвещения различных стран и народов.

Становление, формирование и дальнейшее развитие системы высшего образования в России обусловлено трансформациями государственного устройства. Высшая школа была создана ввиду конкретных целей государственного строительства, и впоследствии практически каждое новое государственное правление в России начиналось с перестройки системы высшего образования. Взрывной характер реформ общественного устройства России передался и реформам высшей школы. Российская высшая школа не имела сил для самоподдержания и саморазвития без осознанной социальной потребности в ней, без достаточных средств для обеспечения ее жизнедеятельности, наконец, без системы среднего образования (источника потенциальных студентов). Таким образом, российскую систему высшего образования выше указанные обстоятельства делали бесправным заложником государственной политики.

После Октябрьской революции большевики, реформируя систему высшего образования, были озабочены прежде всего тем, чтобы преодолеть в развитии отечественной высшей школы те тенденции, которые представлялись им опасными. Главным средством реформирования признается сосредоточение максимального числа функций управления вузами в руках государства.

Важнейшей заботой партийно-государственного руководства становится решение проблемы пролетаризации социального состава студенчества. В студентах, выходящих из «нетрудовых» социальных групп населения, большевики видели потенциальную опасность советскому строю.

Важнейшей функцией высшей школы объявляется воспитательная функция (наряду с учебной), что означало: высшая школа должна не столько заниматься подготовкой кадров ученых, специалистов, сколько заботиться о том, чтобы оградить систему преподавания в пределах нового государственного устройства и государственной идеологии.

Опасной для новой власти была признана ранее существовавшая университетская автономия. Здесь государство берет на себя право назначения ректора, право контроля над выбором профессоров, жесткий контроль всей внутривузовской деятельности.

В течение двадцати послереволюционных лет в Сибири сложилась в главных чертах региональная система высшего образования. Все стороны деятельности сибирской высшей школы были реорганизованы на основе первого устава о вузах. По новому уставу отраслевые предприятия, хозяйственные и общественные организации Сибири начали принимать непосредственное участие в деле подготовки вузами дипломированных специалистов.

Была осуществлена пролетаризация социального состава студенчества сибирских вузов. Положительным было то, что представители рабочего класса, крестьянства действительно получили реальную возможность получить высшее образование.

Решена была в эти годы одна из самых трудных и сложных задач высшей школы — обеспечение вузов полноценными научно-педагогическими кадрами. Наряду с многообразными формами привлечения старой профессуры, особое значение для сибирских вузов приобрела подготовка новой научной смены из талантливых представителей рабочего класса и крестьянства. Формы этой подготовки и ее масштабы менялись в зависимости от решаемых государством социально-экономических задач.

Сибирская вузовская педагогика была органически включена в общероссийский процесс разработки важнейших проблем содержания высшего образования, вопросов технологии учебно-воспитательного процесса. Сибирские органы народного образования и вузы проводили интенсивную творческую программно-методическую деятельность, стремились подойти к перестройке учебного процесса и программно-методической документации с учетом реальной возможности и особенностей региона. К числу достижений сибирских вузов педагогов можно отнести научное обоснование необходимости соединения учебы с практикой и практическую реализацию данного принципа.

В результате соединения учебного процесса с воспитанием, воспитательная работа в высшей школе стала не вспомогательной, а самостоятельной задачей его деятельности. Учебный процесс превратился в учебно-воспитательный. С педагогической точки зрения эту меру следует признать целесообразной и эффективной, однако, ее проведение в жизнь диктовалось не только педагогическими, но и политическими целями. Идейно-политическое воспитание приобрело главенствующее положение в ущерб другим направлениям в воспитательной работе.

Первые послеоктябрьские десятилетия — важный этап в становлении и развитии сибирской высшей школы, в течение которого менялись цели, содержание и направление учебной, научной и воспитательной деятельности. Шли поиски оптимального варианта региональной системы высшего образования, обеспечивающей интересы и потребности создаваемой социалистической модели экономического и политического устройства общества. Принципы функционирования системы высшего образования, заложенные в период ее становления, на долгие годы определили развитие российской высшей школы.

На основании сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что сегодняшняя модернизация высшей школы, так же как и в рассматриваемый период, сопровождается неэкономичным использованием исторического опыта, элементы которого могут быть использованы в широкой педагогической практике, системе государственного управления высшего образования. Анализ истории высшей школы, форм и методов ее деятельности в отдельном регионе открывает возможности осуществления модернизации системы образования России в XXI веке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личность студента в процессе профессиональной деятельности // Высшее образование в России, № 3, 1993. С. 165−170.
  2. А. И. За высокое качество подготовки специалистов // Методика в вузах и техникумах, № 7−8, 1932. С. 8−11.
  3. А. И. К вопросу о перестройке учебно-организационной работы высшей школы // Профтехническое образование, № 1, 1930. С. 24−28.
  4. И. И. Самостоятельную работу студентов в центр внимания // Вестник высшей школы, № 11, 1940. С. 7−10.
  5. В. В. Национальный путь развития. М.: Изд-во Патриот, 1999.-89 с.
  6. Ф. В. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 года // Перспективы, № 2, 1991. С. 12−19.
  7. М. А. Итоги реорганизации университетов // Методика в вузах и техникумах, № 7−8, 1932. С. 14−16.
  8. Ю. В. Культура как интегратор социума. Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 1996.- 171 с.
  9. Э.М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность. М.: Изд-во Социально-гуманитарные знания, 2001. 141 с.
  10. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: психолог, психопедагог, психоисторик. М.: Воронеж, 1996.-767 с.
  11. Т. Высшее образование, мобильность и перспективы развития. Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. Европейский центр по высшему образованию. М.: Изд-во «Логос», 1991, т. XVI, № 4. С. 94−102.
  12. Л. Г. Партийная организация Западной Сибири в борьбеза перестройку высшей технической школы по отраслевому принципу. В кн.: Труды кафедр общественных наук Новосибирского электромеханического института. Вып. 2. Новосибирск, 1961. С. 34−45.
  13. Баландина J1. Г. Подготовка инженерных кадров в Западной Сибири в годы первой пятилетки. В кн.: Культурное строительство в Сибири в 19 171 960 гг. Новосибирск, 1962. С. 132−141.
  14. В.М. Активные методы преподавания в медвузах // Профтехническое образование, № 12, 1930. С. 16−21.
  15. И. Опыт необязательного посещения занятий // За промышленные кадры, 1934, № 12. С. 23−25.
  16. И. К. Социалистическая индустриализация Западной Сибири. Новосибирск: Кн. изд, 1958. 254 с.
  17. А.И. Кадры специалистов СССР. Их формирование и рост. М.: Союзоргучет, 1935.-419 с.
  18. . Производственная практика студентов вузов в 1926 г. // Народное просвещение, № 4, 1927. С. 41−47.
  19. В.И. Проблемы профессиональной этики // Вестник Ульяновского государственного технического университета, № 3, 1998. С. 18−24.
  20. Н. А. Судьба России. Избранные произведения. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. 541 с.
  21. С. История одной реформы // Красный студент, № 1011, 1924.
  22. Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная цель // Педагогика, № 3, 1999. С. 38.
  23. Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. С. 11−27.
  24. А. С. Высшая школа авангард народного образования, № 1, 1930. С. 19−24.
  25. А. С. Основные вопросы перестройки высшего образования // За качество кадров, № 1−5, 1931. С. 14−17.
  26. К. Высшая школа РСФСР и ее студенчество в текущем учебном году // Народное просвещение, № 6, 1930. С. 37−42.
  27. Ю. С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Инновационная политика высшей школы. Концепция и программа действий. СПб: СПбГТУ, 1995.-66 с.
  28. П. Лекционный метод // Советское студенчество, № 3, 1927. С. 19−24.
  29. В. П., Урсул А. Д. Ориентиры опережающего образования // Социс, № 5, 2000. С. 56−63.
  30. А.Н. Профессионально-техническое образование СССР. М.: Профтехиздат, 1961. -435 с.
  31. В. Н. Метод сочетательного диалога // За качество кадров, № 6, 1931. С. 8−15.
  32. Вопросы истории науки и профессионального образования в Сибири. Материалы научной конференции. Вып. 1. Новосибирск, 1968. 253 с.
  33. В. С. Партия организатор системы подготовки специалистов без отрыва от производства (1928−1929 гг.). В кн.: Из истории борьбы КПСС за формирование кадров советской интеллигенции в период строительства социализма. Л., 1966. — 221 с.
  34. Второе Всесоюзное соревнование вузов, втузов и техникумов // Бюллетень Всесоюзного Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, № 11, 1933. С. 3−7.
  35. Высшая техническая школа СССР. М., 1934. 127 с.
  36. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции.1. М.: Сов. наука. 657 с.
  37. Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917−1941 гг.) / Под ред. В. JI. Соскина. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1980. 368 с.
  38. Высшая школа СССР за 50 лет (1917−1967 гг.) / Под ред. В. П. Елютина. М.: Изд. Высшая школа, 1967. 272 с.
  39. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник. М.: НИИ ВО, 1995. 36 с.
  40. Высшее и среднее профессиональное образования в Российской Федерации. Статистический справочник. М.: НИИ ВО, 1998. 86 с.
  41. К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. М.: Сов. наука, 1958. 176 с.
  42. Т.И. Деятельность Омской партийной организации по налаживанию работы вузов в восстановительный период. В кн.: Материалы научной конференции кафедр общественных наук институтов г. Омска. Омск, 1965. С. 42−51.
  43. А. О методах и теоретическом обучении // За промышленные кафедры, № 7, 1934. С. 11−18.
  44. А. И. Высшая школа в поисках новых путей // Свободная мысль, № 5, 1992. С. 41−58.
  45. С. Наш опыт активизации методов преподавания // Методика в вузах и техникумах, № 1, 1932. С. 9−15.
  46. К. Высшее образование: новые задачи и направления // Высшее образование в Европе. Т. XVI, № 3, 1991. С. 51−62.
  47. . С. Образование в третьем тысячелетии: гармониязнания и веры. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1997. 117 с.
  48. В. Ю. Об учебном режиме втузов // За промышленные кадры, № 23, 1934. С. 14−17.
  49. Т. П. Организационные вопросы высшей школы // Советская наука, № 4, 1939. С. 12−19.
  50. В.А. Малоэффективная форма преподавания // Высшая техническая школа, № 9, 1935. С. 23−27.
  51. Государство возвращается в образование // Новые известия, 29 августа 2001 г.
  52. Т. Ф. Культурная революция в СССР составная часть ленинского плана построения социализма (1917−1937 гг.). М.: Высшая школа, 1968.
  53. М. В. О новых методах преподавания // За промышленные кадры, № 13, 1935. С. 17−22.
  54. М. К. К вопросу о реформе методов преподавания в высшей школе // Научный работник, № 3, 1925. С. 32−37.
  55. Е. Б. Учебный процесс по-новому // Высшая школа, № 3, 1936. С. 6−9.
  56. М. А. К вопросу о методах обучения в советской школе // Советская педагогика, № 10, 1956. С. 42−49.
  57. А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика, № 4, 1997. С. 17−29.
  58. Десять лет строительства рабфаков. Сб. статей. M.-JL: Гос. изд., 1929.- 190 с.
  59. Н. С. К вопросу о методах преподавания в высшей школе // Научный работник, № 4, 1926. С. 31−36.
  60. Н. С. К вопросу об университетской реформе // Научный работник, № 1, 1925. С. 15−17.
  61. Н. С. Реформа высшей школы // Красный студент, № 1,1923.С. 6−12.
  62. . Образование сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО. Париж, Университетская книга, № 4, 1997.
  63. Дискуссия о лекции // За промышленные кадры, № 1, 1933. С. 9−11.
  64. В. М. Народное образование в социальной политике развитого социалистического общества. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 174.
  65. С. Реформа высшей школы и практика // Красный студент, № 3, 1924. С. 23−29.
  66. В. С. Учебный процесс в современном вузе. М., 1991.
  67. В. С., Шевелева С. С. Интеграция различных способов освоения мира и современное образование / Философские проблемы образования. М., 1996.
  68. Е.В. Организационно-экономический механизм социальной защиты научно-педагогических работников высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 1993.- 103 с.
  69. А. А. Деятельность Ученого комитета западно-сибирского крайисполкома в годы первой пятилетки / Доклады XXII научно-технической конференции ТЭМИИТа. Томск, 1959. С. 53−58.
  70. А.А. Коммунисты и комсомольцы Сибирского металлургического комбината (1930−1932 гг.) / К истории партийных организаций Кузбасса. Новосибирск, 1963. С. 26−32.
  71. В. П. Высшая школа страны социализма. М.: Соцэкгиз, 1959.- 100 с.
  72. В. П. Развитие высшей школы за годы советской власти // Вопросы истории, № 6, 1968. С. 12−21.
  73. М. О некоторых вопросах лабораторно-бригадного метода // Методика в вузах и техникумах, № 1, 1932. С. 22−29.
  74. В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. М.: Мысль, 1968.- 151 с.
  75. Ефременко J1.B. Концентрированная или конвейерная система преподавания // Профтехническое образование, № 2, 1930. С. 32−44.
  76. JI.B. Об очередных задачах программно-методического руководства // Коммунистическая революция, № 7, 1931. С. 17−23.
  77. Е. Н., Иванов С. С., Кокорев В. Ю. и др. Тенденции развала высшего образования в современном мире. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 144 с.
  78. В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М.: Союз, 1998. 327 с.
  79. А. Неустанно крепить учебную дисциплину в вузах // Советское студенчество, № 4, 1940. С. 16−22.
  80. В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 164 с.
  81. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, 1996.
  82. Закон Российской Федерации «О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием» от 25 февраля 1993 г.
  83. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ // Бюллетень государственного комитета по высшему образованию, № 2, 1996.
  84. Д.М. Совершенствование научной подготовки будущихучителей // Советская педагогика, № 10, 1980. С. 36−42.
  85. П.А. Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева. Очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет (1880−1955 гг.). Томск, 1960.
  86. За отличное качество высшего образования // Советское студенчество, № 6, 1940. С. 18−24.
  87. В. П. Образование, культура, сознание / Философия образования для XXI века. Сб. науч. ст. М.: Логос, 1992. С. 91−102.
  88. С. Наука XXI века // Высшее образование в России, № 2, 1998. С. 24−32.
  89. С.В. Проектно-лабораторная система занятий в педвузе // Профтехническое образование, № 12, 1930. С. 18−24.
  90. А. Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. М., 1991.-392 с.
  91. Из истории томской комсомольской организации. Материалы к 40-летию ВЛКСМ. Томск: Кн. изд., 1958. 228 с.
  92. Из истории просвещения Восточной Сибири / Под ред. В. И. Андреева. Иркутск, 1972. 164 с.
  93. Иркутский государственный университет им. А. А. Жданова. Краткий исторический очерк / Под ред. И. И. Кузнецова. Иркутск, 1978. — 171 с.
  94. История культурной революции в СССР. М., 1971. 269 с.
  95. Истории Сибири. В 5 т. / Под ред. А. П. Окладчикова, В. И. Шуннова. Л.: Наука, 1968. Т. 2−5.
  96. Историко-педагогическое основание стратегии развития отечественного образования. Комплексная программа «Стратегия развития образовательных систем» / Под ред. З. И. Равнина. М.: ИТПИМКО, 1994.
  97. Итоги академической проверки состава студенчества высших учебных заведений // Народное просвещение, № 8, 1924. С. 21−26.
  98. Н.Н. Организация непрерывной производственной практики в педвузах // Профтехобразование, № 4, 1930. С. 9−14.
  99. А. А. К истории марксистско-ленинского воспитания кадров Западной Сибири в период строительства основ социализма (19 281 933 гг.) / Научные труды. Омский институт инженеров транспорта. Т. 91. Омск, 1968. С. 28−36.
  100. ЮЗ.Катунцева Н. М. Роль рабочих факультетов в формировании интеллигенции СССР. М.: Наука, 1966. 192 с.
  101. С. А. Итоги научного строительства в г. Омске за первые 10 лет Советской власти. Омск, 1930. 47 с.
  102. Культурное строительство в Сибири в 1917—1960 гг. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд. АН СССР, 1962. 239 с.
  103. Культурное строительство в Сибири / Под ред. В. JI. Соскина. Новосибирск, 1965. 212 с.
  104. Культура и наука за 30 лет Томской области. Томск: Полиграфиздат, 1947. 29 с.
  105. С. А. К вопросу о комплектовании высших учебных заведений и успеваемости студентов // Научный работник, № 2, 1928. С. 1221.
  106. В. И. Активизация методов преподавания и учет работы в высшей школе // Научный работник, № 89, 1930. С. 10−14.
  107. С. В. Высшая школа страны социализма // Советская наука, № 5, 1939. С. 3−12.
  108. С. В. К итогам работы I Всесоюзного совещания повысшей школе // Советское студенчество, № 6, 1938. С. 11−17.
  109. . О методике непрерывной производственной практики // Профтехническое образование, № 5, 1930. С. 24−30.
  110. З.Колосов С. Н. Активные методы преподавания в высшей и средней профессиональной школе // Методика в вузах и техникумах, № 1,3, 1932. С. 15−23.
  111. Н.Кржишковский К. Н. К реформе преподавания в высшей школе // Научный работник, № 12, 1929. С. 19−24.
  112. Е. В. Идеи гуманистической парадигмы в курсе «Теория воспитания» (1920−1980 гг.) // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. 90-е гг. XX в.). Т. 1.М., 2000.
  113. Ф. Ф. Великая Октябрьская социалистическая революция и высшая школа (1917−1920 гг.)//Советская педагогика, № 11, 1957. С. 7−10.
  114. В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России, № 4, 1994. С. 8−14.
  115. . Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно развивающее образование) // Вопросы психологии, № 6, 1996. С. 18−25.
  116. Н. К. Избранные педагогические произведения. В 4 т. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1968. 695 с.
  117. Н. В. Реформа образования // Вестник Российской академии наук. Т. 69, № 2, 1999. С. 12−21.
  118. JI. Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня // Социс, № 4, 1997. С. 57−71.
  119. Г. Б. Гуманитарное образование: традиции и перспективы. М., 1993.
  120. Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М.: Изд. УРАО, 2001. 124 с.
  121. В. В. Методология педагогической науки. М.: Центр «Школьная книга», 2001. 248 с.
  122. В. И. Полное собрание сочинений. Т. 9, 10, 15, 19, 25, 36, 37, 38,39,41,42. М., 1967.
  123. Л. Б. Актуальные вопросы преподавания в высшей технической школе // Высшая техническая школа, № 9, 1935. С. 18−26.
  124. Н. А. К проекту «Положение о высших учебных заведениях» // Научный работник, № 11, 1929. С. 37−41.
  125. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 223 с.
  126. А. И. Решающие успехи социалистической культурной революции в Кузбассе (1930−1940 гг.) // Культурное строительство в Сибири в 1917—1960 гг. Новосибирск, 1962. С. 42−57.
  127. А. К вопросу о методологии разработки типовых учебных планов и программ // Профтехобразование, № 10, 1930. С. 31−40.
  128. И.Г. Лабораторные работы одна из форм учебы // Красное студенчество, № 21, 1932. С. 54−57.
  129. Т. Ю. Диверсификация профессионального образования. М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000. 145 с.
  130. Т. Ю., Огородникова Е. И., Платонова Т. И., Фирсов Г. А. Особенности процесса интеграции непрерывного образования при ступенчатой подготовке кадров. М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000. 127 с.
  131. А. В. Доклад Наркомпроса (II сессия ВЦИК) // Народное просвещение, № 9−10, 1924. С. 3−11.
  132. А. В. Народное просвещение в РСФСР (доклад Наркомпроса в Совнаркоме) // Народное просвещение, № 7−8, 1925. С. 10−17.
  133. А. В. О положении высших учебных заведений в республике//Красная молодежь, № 1, 1924. С. 10−15.
  134. А. В. Состояние высшего образования и перспективыего развития // Народное просвещение, № 2, 1927. С. 5−12.
  135. В. Е. Дипломный проект и его защита // Высшая школа, № 1, 1937. С. 41−49.
  136. К. А. О методах преподавания в вузах // Методика в вузах и техникумах, № 7−8, 1932. С. 15−19.
  137. Н.П., Наумченко И. Л. Интеграция региональных систем образования. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1996. 113 с.
  138. И.И. Новый этап в развитии советских вузов // Красное студенчество, № 7, 1936. С. 41−48.
  139. Методическая инструкция по производственной практике. М.: Изд. МГУ, 1927.-27 с.
  140. В.В. Перестройка партией системы высшего и среднего специального образования (1933−1937 гг.) / Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института. Т. 277. Л., 1965. С. 17−28.
  141. А. В. Социально-гуманитарное образование в России (состояние, проблемы, перспективы). М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. 331 с.
  142. А. В., Андреев Э. М. Социально-гуманитарное знание в новом измерении // Социально-гуманитарное знание, № 1, 1999. С. 53−64.
  143. В. И. Идея образования: российская идея образования как основа государственной образовательной политики XXI века. М.: Изд-во «Логос», 1999. С. 217.
  144. В. А. Сотрудничество стран СЭВ в области образования // Советская педагогика, № 11, 1984. С. 47−56.
  145. В. А. Народное образование в СССР. М.: Педагогика, 1985.-448 с.
  146. В. А. Культурное наследие и экономическая грамотность // Советская педагогика, № 4, 1990. С. 27−38.
  147. В. А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ. М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000. 154 с.
  148. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. 3. И. Равнина. М., 1996. 295 с.
  149. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания / Под ред. 3. И. Равнина. М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 1997. 411 с.
  150. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1987. 765 с.
  151. Народное просвещение в РСФСР к 1924/25 уч. году (отчет Наркомпроса РСФСР за 1924/25 уч. год). М., 1926. 312 с.
  152. На борьбу за качество методической работы // За качество кадров, № 5, 1931. С. 3−7.
  153. Народное образование в СССР / Сост. М. Н. Кокманова, Н. П. Суворов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. 783 с.
  154. Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти / Отв. Ред. Т. М. Сиротенко. Красноярск, 1970. 198 с.
  155. В. Е. Новосибирский университет // Университетская жизнь, 8 января 1985 г.
  156. Н. Д. Русское православие и российская национальная идея (выступление на Седьмых Рождественских чтениях 24.01.99 г.). М.: Изд. Московского партиархата, 1999.
  157. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Изд. Эгвес, 2000. С. 272.
  158. Новые правила приема в вузы // За промышленные кадры, № 6,1936. С. 9−12.
  159. Новые программы // Красное студенчество, № 5, 1927.
  160. Образование и культура: история и современность (методологический аспект) / Под ред. Ю. В. Петрова, Е. С. Ляхович. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1989. 236 с.
  161. Образование: идеалы и ценности / Под ред. 3. И. Равнина. М.: ИТПиО РАО, 1995. 628 с.
  162. И. Т. Методика изучения учебного процесса в высшей школе // Педагогическое образование, № 3, 1934. С. 36−43.
  163. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования. М.: НИИВО, 1995. 100 с.
  164. Отечественная высшая школа и российская государственность. Доклад Президента Российского Союза ректоров, академика РАН В. А.
  165. Садовничева на V съезде Российского Союза ректоров 26 июня 1998 года // Магистр, № 6, 1998. С. 15−22.176,Отрешко А. И. В поисках новых методов в высшей школе // Опыт подготовки кадров, № 1, 1931. С. 16−24.
  166. Очерки истории высшего и среднего профессионального образования в Сибири (1917−1980 гг.). Новосибирск, 1986. С. 238.
  167. Очерки истории г. Томска (1604−1954 гг.). Томск, 1954. 326 с.
  168. Ф. Г. Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975. 218 с.
  169. Партия и правительство в борьбе за советскую высшую школу // Высшая школа, № 11, 1937. С. 9−14.
  170. К. К вопросу о постановке преподавания в высшей школе // Красная молодежь, № 3, 1925. С. 11−17.
  171. Пересмотр учебных планов и программ вузов // Советское студенчество, № 1, 1933. С. 5−9.
  172. Подготовка кадров в СССР (1927−1931 гг.). M.-JL: Соцэкгиз, 1933. -259 с.
  173. И. М. Роль рабфаков Западной Сибири в подготовке специалистов в годы довоенных пятилеток (1928−1937 гг.) // Социалистическое и коммунистическое строительство в Сибири. Вып. 6. Томск, 1960.
  174. И. М. Из истории подготовки инженерно-технических кадров в Западной Сибири (1928−1937 гг.). Томск: Изд. ТГУ, 1968. 60 с.
  175. Г. И. Ликвидация неграмотности взрослого населения Западной Сибири в годы первой пятилетки (1928−1932 гг.) / Культурное строительство в Сибири. Вып. II. Новосибирск, 1965.
  176. К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М.: Междунар. фонд «Культ. Инициатива» Soros Foundation (USA), 1992. 525 с.
  177. М. Н. О реформе высшей школы // Красная молодежь, 1, 1924. С. 16−21.
  178. Г. Непрерывная производственная практика и проблема кадров. Принципы и методы построения программы НПП // Профтехническое образование, № 3, 1930. С. 31−36.
  179. В. А., Коржуев А. В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. М.: Изд. Моск. ун-та, 2000. С. 432.
  180. Проблемы государственного и муниципального управления / Под ред. А. М. Балбеко. М., 2002. С. 237.
  181. Пролетаризация советской высшей школы (к истории рабочего факультета Иркутского государственного университета). Иркутск, 1965. 78 с.
  182. Ю. К. Теория должна соответствовать истории // Вопросы истории, № 11, 1994. С. 72−84.
  183. Психологическая подготовка специалиста // Высшее образование в России. Коссов Б., Бирюков С., Валеева И., Шуранова И. № 1, 1999. С. 71.
  184. Равкин 3. И. Народное образование в РСФСР. М.: Просвещение, 1970.-352 с.
  185. Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика, № 5, 1995. С. 87−90.
  186. З.И., Пряникова В. Г. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике (конец XIX 90-е годы XX в.). М., 2000.
  187. Развитие образования России. Федеральная программа (система среднего, высшего, послевузовского, профессионального исоответствующего дополнительного образования). Госкомвуз России. М., 1996.
  188. Революция в высшей школе // Красный студент, № 1, 1923. С. 18−21.
  189. Резолюции I Всесоюзного совещания работников высшей школы ССР // Высшая школа, № 6−7, 1938. С. 3−5.
  190. Резолюция V съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений «О ситуации в области высшего образования и мерах по выходу из создавшегося кризиса» от 27 июня 1998 г. // Магистр, № 6, 1998. С. 5−8.
  191. Рекомендации парламентских слушаний «О концепции реформирования системы образования Российской Федерации» от 20 января 1998 г. // Магистр, № 2 (33), 1998. С. 7−9.
  192. Р. В. Некоторые вопросы партийной работы в вузах Сибири 1920−1923 гг. // Новосибирский государственный университет. Труды итоговых научных конференций за 1956−1957 гг. Новосибирск, 1958.
  193. М. Н. Ленинизм и вузы // Рабочий-студент, № 2. Томск, 1924. С. 27−32.
  194. Н. Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы. М.: Изд. Моск. ун-та, 1977. 158 с.
  195. П. П. Ленинские принципы идейно-политического воспитания студенческой молодежи // Сб. науч. трудов Ленинградского педагогического института. Л., 1923.
  196. В. А. О национальной доктрине образования в Российской Федерации. М., 2000.
  197. А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. М.: Сов. наука, 1950. 236 с.
  198. С. П. Бригадная работа студенчества // Фронт науки и техники, № 6, 1931. С. 31 -36.
  199. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Изд-во Аспект-пресс, 1995. 271 с.
  200. Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917−1975 гг.). М.: Изд-во Политиздат, 1977. 317 с.
  201. В.Л. Культурное строительство в Сибири (1917−1923 гг.). Новосибирск: «Наука», сиб. отд-ние, 1962. 350 с.
  202. В. Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа (19 211 923 гг.). Новосибирск: «Наука», сиб. отд-ние, 1971. С. 350.
  203. В.Л. Ленин, революция, интеллигенция. Новосибирск: «Наука», сиб. отд-ние, 1973. 108 с.
  204. И. К семилетию образования Иркутского государственного университета и 25-летию научной деятельности его ректора проф. Н. Д. Бушманина. Иркутск: КСИГУ, 1925. 25 с.
  205. Современные проблемы истории образования и педагогическая наука / Под ред. 3. И. Равнина. М., 1994. Т. 1 185 с. Т. 2 — 139 с. 21 840 лет Иркутскому политехническому институту. 1930−1970 гг. Сб. статей. Иркутск, 1970. 107 с.
  206. Л.А. Культура и образование. Высшая техническая школа в контексте культуры. Ч. 1 / Под ред. Л. П. Воронновой. М.: Изд-во МЭИ, 1993.-95 с.
  207. С. Б. Государственная политика России в сфере образования. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1995. 55 с.
  208. Н. Е. Партийное руководство подготовкой специалистов в вузах Томска в 1925—1930 гг.. // Материалы партийной конференции по истории Сибири. Томск, 1967. С. 37−47.
  209. Н. Е. Из истории развития высшего образования в Кузбассе1931−1960 гг.) / Партийные организации Западной Сибири в период строительства социализма и коммунизма. Вып. 5. Кемерово, 1969. С. 57−64.
  210. Ю. Г. Образовательная система России. М.: Высшая школа, 2000. С. 201.
  211. Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева. Сост. М. П. Кортусов, Э. А. Куликов, Ю. В. Купертаев, А. Б. Пасечник. Томск: Изд-во ТГУ, 1982. С. 218.
  212. Н. П. Идейно-политическое укрепление высшей школы. 1917−1923 гг. // Ученые записки Московского педагогического института, № 398. М., 1970. С. 178.
  213. В. Б. КПСС организатор революционного преобразования высшей школы. М.: Высшая школа, 1963. — 298 с.
  214. Университеты и научные учреждения XVII съезда ВКП (б) / Под ред. Г. М. Кржижановского. M.-JL: Гос. тех. теорет. изд., 1934. 432 с.
  215. А. Д. Настало время учиться у будущего // Деловой мир, 6 марта 1996 г.
  216. С. А. Партия и интеллигенция. М.: Политиздат, 1983. -238 с.
  217. В. С. Томск в годы социалистического строительства. Очерки по истории г. Томска (1604−1954 гг.). Томск, 1954. С. 186.
  218. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 106 с.
  219. М. П. Очерки формирования высшего педагогического образования в Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983. 88 с.
  220. Д. Комсомол и оппозиция. М.-Л.: Молодая гвардия, 1928. -130 с.
  221. И.И. Высшее образование и работа Главпрофобра // Научный работник, № 2, 1925. С. 18−27.
  222. Т. Идея университета: эволюция, функции, проблемы //
  223. Перспективы, № 3, 1992. С. 24−33.
  224. Ш. Х. Формирование советской университетской системы. 1917−1938 гг. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973. 472 с.
  225. Четыре года работы Томского рабфака. Сборник к пятилетию существования рабфаков СССР. Томск, 1924. 66 с.
  226. В., Каган В. Основы развития современной высшей школы // Высшее образование в России, № 2, 1998. С. 61−73.
  227. В. С. Томский государственный университет. 50 лет со дня основания. Томск: Изд. Томского гос. ун-та, 1934. 126 с.
  228. В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции. 1920−1937 гг. Автореф. Диссертации. Свердловск, 1970. -70 с.
  229. Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М.: Высшая школа, 1961. -240 с.
  230. В. И. Молодежь в обществе риска. М., 2001. 78 с.
  231. Ф. Ф. История сибирской школы (1917−1931 гг.): Учеб. пособие для спецкурсов и спецсеминаров педагогических вузов. Новосибирск, 1976. 150 с.
  232. Школа Сибири за 60 лет Советской власти / Под ред. Шамахова Ф. Ф. и др. Барнаул: Алтайское кн. изд.-во, 1982. 255 с.
  233. Школа и педагогическая мысль Сибири // Научные труды. Вып. 140 / Под ред. В. В. Шамахова. Новосибирск, 1986. С. 147.
  234. Школа Сибири за 60 лет Советской власти / Под ред. П. П. Костенкова и др. Барнаул, 1982. 217 с.
  235. В. А. Вопросы подготовки инженерно-технических кадров. М.: ОГИЗ, 1931.-46 с.
  236. В. А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. Ставрополь: СГУ, 1996. 76 с.
  237. В. В. Распад культуры и сценарий возможного развития России // Личность. Культура. Общество. Научно-практический журнал РАН. Т. II, вып. 2. М., 2000.
  238. В.Е. Методология подготовки и проведения реформ национальной системы образования. М.: МАН ВШ, 1997.
  239. В.Е., Овсянников А. А. Стратегия и тактика реформирования системы образования в России. Доклад на общем собрании Международной академии наук высшей школы 30 октября 1998 г. М.: МАН ВШ, 1998.
  240. Ф. Международному конгрессу студентов-социалистов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22.
  241. Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia, 1999. 357 с.307
Заполнить форму текущей работой