Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические детерминанты формирования и прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у детей 12-14 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что ряд заболеваний функционального класса, к> которым относится, и синдром вегетативной дисфункции, особенно* широко распространен в подростковом возрасте, характеризующемся. не только"физиологическими1 морфо-функциональными изменениями, но и формированием, социализации личности, социальной’аутоидентификации (Ю:Ф.Антропов, 2000). Возникает эндогенная сшибка, которая при достаточной… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных обозначений
  • Введение
  • Глава 1. Современные взгляды на формирование синдрома вегетативной дистонии (обзор литературы)
    • 1. 1. Актуальность проблемы синдрома вегетативной дистонии в подростковом возрасте
    • 1. 2. Роль медико-биологических, социально-средовых и психо-эмоциональных факторов в формировании синдрома вегетативной дистонии
    • 1. 3. Диагностика и прогнозирование синдрома вегетативной дистонии
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Организация работы и общая характеристика обследованных подростков
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Статистическая обработка полученных результатов
  • Глава 3. Особенности внутрисемейного микросоциального окружения подростков с синдромом вегетативной дистонии
  • Глава 4. Особенности внесемейного микросоциального окружения подростков с синдромом вегетативной дистонии
  • Глава 5. Роль психологических особенностей в формировании синдрома вегетативной дистонии в подростковом возрасте
  • Глава 6. Прогнозирование риска прогрессировать синдрома вегетативной дистонии на основе социально-средового анамнеза и данных психологического обследования подростков

Социально-психологические детерминанты формирования и прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у детей 12-14 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

i.

Актуальность проблемы.

В' связи со значительной распространенностью психосоматической патологии, в том числе и синдрома вегетативной дистонии, в подростковом" возрасте вопросам этиопатогенеза, диагностики, лечения и профилактики ОВД в педиатрической практике уделяется особое внимание (А.М.Вейн- 1998; Л. В. Козлова, 1998; С. МЮстролец, 1999; А. А. Баранов, 2000). Актуальность проблемы обусловлена широкой распространенностью синдрома* вегетативной дисфункции среди детей в периоде полового созревания, когда формируется репродуктивная функция, а, следовательно, решается вопрос об уровне здоровья следующего поколенияпредикторной ролью хронических заболеваний психосоматического класса, снижением резистентности организма, его адаптационных возможностей (Авдеева, 2004).

Известно, что ряд заболеваний функционального класса, к> которым относится, и синдром вегетативной дисфункции, особенно* широко распространен в подростковом возрасте, характеризующемся. не только"физиологическими1 морфо-функциональными изменениями, но и формированием, социализации личности, социальной’аутоидентификации (Ю:Ф.Антропов, 2000). Возникает эндогенная сшибка, которая при достаточной адаптации подростка, проходит бесследно, а при сниженнойразвивается" дисбаланс адаптационно-регуляторного аппарата вегетативной нервной системы, что. клинически может проявляться в виде синдрома вегетативной дистонии.

Направленность многих научных работ клинико-диагностического плана освещает результаты, клинико-инструментальных исследований, и в меньшей степени отражает психологический портрет подростка страдающего СВД. Тем не менее работами М. Дебейки, А. Готто (1998), С.М.Кушнира' (2000), Л. К. Антоновой (2000) показаны психоневрологические изменения-сопровождающие-вегетативную дисфункцию. Тем не менее, до настоящего времени не решены вопросы роли психосоциальных факторов в формировании здоровья i 6 •.. ¦-¦ подросткав. целому не" определен психологическийстатус детей, больных.

СВД, не выявлены патохарактерологические особенности-, влияющие: над небаланс адаптационно-регуляторного механизма' вегетативной — нервной" системы, отсутствуют методики, позволяющие оценить* риск, формированиями про-грессирования синдрома вегетативной дистонии.

Цель научного исследования.

Оценить значимость микросоциальных и психологических факторов для прогнозирования риска развития и: прогрессирования формирования синдрома вегетативной дистонии у детей пубертатного возраста.

Задачи научного исследования.

1. Дать. оценку диагностической" значимости социальногсредовых факторов вs формировании?, синдрома вегетативной дистонии у детейпубертатного возраста-:

2. Установить роль патохарактерологических особенностейребенка в возникновении нарушений, вегетативного гомеокинеза- * .

3: ©-ценить, влияние: характера межличностных взаимоотношений: детей на развитие: синдрома:вегетативной дистонии: вшубертатном’возрасте- 4. Разработать подходы к прогнозированию риска: формированияш прогрес-сирования синдрома вегетативной: дистонии у детей пубертатного возрас-' та.

Научнаятовизна исследования заключается в том, что впервые:

— выявлены" микросоциальные и психологические факторы риска1 прогрессированиясиндрома вегетативной дистонии? в современных социально-экономических, условиях- .

— доказана взаимная сопряженность влияниямикросоциальных факторов и. психологических характеристик подростка на развитие и прогрессирование у него синдрома вегетативной дистониифазличнойстепени выраженности;

— представлен психологический портрет подростка с синдромом вегетативной дистонии в зависимости от степени выраженности и риска прогрессирова-ния синдрома вегетативной дистонии.

— изучен характер межличностных взаимоотношений детей 12−14 лет с синдромом вегетативной дистонии.

— определена диагностическая ценность микросоциальных и психологических факторов в прогнозировании риска прогрессирования синдрома вегетативной дистонии в подростковом возрасте;

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработаны прогностические таблицы для оценки риска формирования минимальных, умеренных и максимальных проявлений синдрома вегетативной дистонии в целом, а так же риска прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у 12 — 14 летних детей.

— разработан алгоритм прогнозирования риска прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у детей 12−14 лет.

— разработана и внедрена комплексная программа профилактики риска формирования и прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у детей 12−14 лет, основанная на медико-социальном мониторинге и психокор-рекционной работе с подростком и его родителями.

Апробация работы.

Результаты работы доложены на Международной научной конференции «Социально-медицинские аспекты состояния здоровья и среды обитания населения, проживающего в йод-дефицитных регионах России и стран СНГ» (Тверь, 2003) — на Всероссийской университетской научно-практической конференции по медицине (Тула, 2002) — на II Российской конференции молодых ученых (Москва, 2001) — на Всероссийской научно-практической конференции «Эколого-медицинские аспекты состояния здоровья и среды обитания населения Твери и Тверской области» (Тверь, 1999) — на областной конференции.

Психолого-педагогическая поддержка детей и молодежи «групп риска» «.

Тверь, 1998). i.

Положения, выносимые на защиту.

1. Негативная роль психо-социальных факторов в возникновении синдрома вегетативной дистонии у подростков определяется совокупностью микросоциальных и психологических особенностей индивидуума, формирующих риск развития синдрома вегетативной дистонии, его дебют и темп нарастания интенсивности клинических проявлений.

2. Прогноз развития синдрома вегетативной дистонии у подростков основывается на кумулятивных взаимодействиях и оценки информативности микросоциальных и психологических особенностей личности подростка.

Публикации.

По материалам диссертации опубликованы 16 печатных работ, из них в центральной печати 3.

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из введения, обзора литературы, главы посвященной материалам и методам исследования, четырех глав собственных наблюдений, заключения, выводов, практических рекомендаций и указателя литературы. Текстовая часть изложена на 163 страницах, иллюстрирована 28 таблицами и 39 рисунками. Диссертация содержит 7 приложений.

Выводы:

1. Ведущими микросоциальными, факторами развития синдрома. вегетативной дистонииявляются* поздний? возраст родителей обследуемого, неполная семья, отсутствие у ребенка братьев и сестер, а так же неудовлетворенность. подростка. вниманиемсо стороны родителей, — отсутствие собственного рекреационного помещения у подростка.

2. В дебюте синдрома вегетативной дистонии. существенная роль принадлежит кумулятивнымвзаимодействиям микросоциальных факторов (поздний? возраст родителейконфликтогенная обстановка", всемьеи школе, отсутствие у подростка рекреационного помещения) и психологические особенностей индивидуума, (шизоидныйгипертимный и исте-роидный типы, акцентуации" характера-, выраженная реакция5 эмансипации, низкий: и умеренный уровень конформности, а так же наличие внутриличностных конфликтов).

3. Выявленные: экспансивные: стереотипы поведения? у подростковс: синдромом вегетативной дистонии являются одной из ведущих психологических причин обуславливающих прогрессирование нарушения вегетативной регуляциичто. в свою очередь" способствует углублениювнутриличностных и межличностных конфликтов, формируя" порочный круг с риском нарушения социальной адаптации.

4. Межличностные взаимоотношения у подростков с синдромом вегетативной дистонии отличаются агрессивностью, стремлением к доминированию в коллективе,. склонностью к «уходу в себя», замкнутости, быстрому отказу от взаимоотношений в случае отрицательной стимуляции;

5: Степень влияния микросоциальных и психологических факторов риска развитиясиндрома вегетативной дистонии ассоциируется с. выраженностью вегетативной^дисфункции: у детей с минимальными проявлениямиих роль одинакова, в случае умеренных вегетативных нарушений возрастает роль микросоциальных факторов, а при максимальной выраженности СВД повышается роль психологических факторов риска. 6. В основе ранней диагностики и прогнозирования прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у подростков лежит оценка сочетан-ности микросоциальных условий и психологических особенностей индивидуума, опережающих развитие клинической симптоматики.

Практические рекомендации:

1. Врачам первичной медико-санитарной службы при проведении диспансеризации детей 12−14 лет, рекомендуется проводить психо-социальную диагностику синдрома вегетативной дистонии используя социологическую анкету и комплекс психодиагностических тестов, включающий усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков Н. Я. Иванова, А. Е. Личко и тест диагностики межличностных отношений Т. Лири, в модификации Л. Н. Собчик (методика представлена в прил. 1 — 7).

2. Высокий риск прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у детей 12 — 14 лет диагностируется с помощью разработанной электронной версии экспертной системы «Диагностика и прогнозирования риска прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у подростков» при достижении обследуемым суммарного диагностического числа более +10 баллов для лиц с минимальными и более +13 баллов — с умеренными вегетативными нарушениями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. А. Нейроциркуляторная дистония. // Врач 1997. — № 2 -С.б-8.
  2. М.Ю. Медико-социальная характеристика семьи современного подростка. // Вопросы современной педиатрии. 2003. — Том 1. — Прил. -№ 1.-С. 3.
  3. JI.M. Изменения ВНС при болезни Иценко-Кушинга. // Автореф. дисс. канд.мед.наук. Москва, 1995.-21с.
  4. А. Г. Информационная характеристика клинических дифференциально диагностических признаков гипертонической болезни и нейроциркуляторной дистонии у подростков. // Кардиология. — 1995. — № 1. — С. 40−41.
  5. Т. А., Долецкий С. Я., Аминжанов Ш. А. Вегетативные показатели у детей и подростков при эмоциональном напряжении. // Физиология человека 1989. — № 4 — С. 40 — 47.
  6. Т. X. Характеристика и факторы риска ВСД у школьников в условиях жаркого климата. // Автореф. дисс.. канд. мед. наук. — Москва, 1990.- 18 с.
  7. А.А. Эпидемиология и профилактика повышения артериального давления у детей и подростков. // Росийский педиатрический журнал. 1998. — № 2. — С. 16 — 20.
  8. А. А., Розанов В. Б. Предпосылки ранней профилактики сердечно сосудистых заболеваний. // Вестник аритмологии. — 2000. -№ 18.-С. 48−49.
  9. Ю. А. Клинико-функциональные и метаболические критерии формирования и «прогнозирования уровня здоровья детей и подростков. // Дисс.. доктора мед. наук. Иваново, 2003. — 289 с.
  10. Ю. А., Борисова М. А., Королюк Е. Г. Состояние вегетативной регуляции у школьников, проживающих в эндемичном по йодной недостаточности регионе. // Тезисы Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002». М., 2002. — С. 178 — 179
  11. Ю. А., Борисова М. А., Чикунов И: И. Характеристика состояния вегетативной нервной системы у детей в зависимости от возраста и группы здоровья* // Тезисы Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002». М., 2002. — С. 177 — 178
  12. В. Ю., Сигал Т. М.', Ананьин С. А. Состояние здоровья детей из социопатических семей. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1994. — № 1 — С. 8 — 11.
  13. Ш. А. Возрастная динамика адаптивных реакций у детей и подростков по вегетативным показателям. // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Москва, 1988. — 18 с.14
Заполнить форму текущей работой