Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование планирования развития лесопромышленного комплекса региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость поиска новых форм и методов планирования развития лесопромышленного комплекса каждого региона оговаривалось в Лесном кодексе, Стратегии развития лесного комплекса до 2025 года, Градостроительном кодексе, в которых особое внимание уделено разработке документов территориального планирования, лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и программ развития… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы планирования хозяйственной деятельности отраслей и комплексов промышленности
    • 1. 1. Теоретические основы планирования хозяйственной деятельности
    • 1. 2. Методологические аспекты планирования хозяйственной деятельности отраслей и комплексов промышленности
    • 1. 3. Ключевые направления совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона
  • 2. Особенности развития лесопромышленного комплекса региона на современном этапе
    • 2. 1. Основные параметры развития лесопромышленного комплекса региона
    • 2. 2. Лесное и территориальное планирование региона
    • 2. 3. Организационно-экономические предпосылки совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона
  • 3. Совершенствование планирования развития лесопромышленного комплекса региона
    • 3. 1. Концептуальные аспекты совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона
    • 3. 2. Модель планирования развития лесопромышленного комплекса региона
    • 3. 3. Методические рекомендации по совершенствованию планирования развития лесопромышленного комплекса региона

Совершенствование планирования развития лесопромышленного комплекса региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях расширения и углубления рыночных отношений планирование финансово-хозяйственной деятельности всех фирм, предприятий и холдингов лесопромышленного комплекса регионов и России в целом является важной предпосылкой их устойчивого развития, свободного предпринимательства и производства, распределения и потребления лесных ресурсов, реализации готовой продукции. В мире ограниченных лесных ресурсов, именно планирование, в наибольшей степени формирует современные тенденции развития лесопромышленного комплекса региона, предвидит будущее и определяет вектор своих действий с учетом стратегических целей и оперативных планов их достижения.

Необходимость поиска новых форм и методов планирования развития лесопромышленного комплекса каждого региона оговаривалось в Лесном кодексе, Стратегии развития лесного комплекса до 2025 года, Градостроительном кодексе, в которых особое внимание уделено разработке документов территориального планирования, лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и программ развития лесопромышленного комплекса. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, планирование развития лесопромышленного комплекса регионов, не приносит эффективного и ожидаемого результата. Кризисное состояние лесопромышленного комплекса до сих пор не преодолено, в т. ч. по причинам отсутствия комплексного подхода, объединяющего стратегическое, территориальное и лесное планирование, что обусловлено низким уровнем технологических подходов и системной неувязки координационных инструментов реализации ключевых программ плановых документов.

В настоящее время предпринимаются попытки выработать современные требования к планированию развития лесопромышленного комплекса регионов путем разработки схемы территориального планирования, Лесного плана, программ развития предприятий с учетом государственных и рыночных экономических стимулов. Но, несмотря на то, что в современных условиях формы и методы такого планирования видоизменяются, сама проблема научно-обоснованного планирования развития лесопромышленного комплекса регионов остается острой и актуальной.

С учетом вышеизложенного тема диссертационного исследования представляется востребованной как с теоретико-методологической, так и практической точки зрения.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленностьрегиональная экономика): 1.1.1. Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности- 1.1.2. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий- 3.17. Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионовоценка их эффективности.

Степень разработанности проблемы. Общие аспекты методологии лесного планирования и функционирования лесопромышленного комплекса региона нашли отражение в трудах И. О. Боткина, Н. С. Давыдовой, В. А, Ивлева, Н. И. Кожухова, Т. С. Лобовикова, И. А. Клейнхофа, H.A. Моисеева, А. К. Осипова, Н. Б. Пинягиной, C.B. Починкова, Е. П. Смолоногова, C.B. Степанова, А. И. Татаркина и др.

Вопросам территориального планирования и регулирования посвящены исследования A.A. Адамеску, Е. Г. Анимицы, М. Я. Вильнера, В. В. Кистанова,.

Г. М. Лаппо, В. Н. Лаженцева, В. Я. Любовного, М. Г. Мееровича, E.H. Перцика, А. Н. Пыткина и др.

Зарубежный опыт освещен в работах И. А. Ансоффа, А. Брайсона, Г. Дрюкера, Ф. Котлера, М. Портера, Ф. Тейлора, А. Файоля и др.

Положительно оценивая вклад зарубежных и российских ученых и полученные ими научные, методологические и практически результаты, необходимо отметить, что в настоящее время целесообразно продолжить поиск новых методов совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса.

Объектом исследования является лесопромышленный комплекс Пермского края.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона в условиях рыночной экономики.

Целью диссертационной работы является разработка научно-методических положений по совершенствованию планирования развития лесопромышленного комплекса региона.

Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:

— исследовать и обобщить теоретико-методологические основы планирования хозяйственной деятельности отраслей и комплексов промышленности;

— выделить особенности развития лесопромышленного комплекса региона на современном этапе;

— обосновать организационно-экономические предпосылки совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона;

— разработать модель планирования развития лесопромышленного комплекса региона;

— предложить методические рекомендации по совершенствованию планирования развития лесопромышленного комплекса региона.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные труды и научные разработки отечественных и зарубежных авторов в области экономики промышленных отраслей, комплексов и планирования их развития.

Основные методы исследования. Методической основой исследования являются общенаучные методы управления и организации, экспертных оценок, организационно-структурное моделирование и метод сравнительного анализа.

Информационной базой диссертационной работы послужили данные органов статистики, предприятий лесопромышленного комплекса, публикации результатов научно-исследовательских работ и материалы собственных исследований автора.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке научно-методических рекомендаций по совершенствованию планирования развития лесопромышленного комплекса региона. В процессе исследования получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

— уточнено понятие «планирование развития лесопромышленного комплекса региона»;

— выделены особенности развития лесопромышленного комплекса региона;

— обоснованы концептуальные аспекты совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона;

— разработана модель планирования развития лесопромышленного комплекса региона;

— предложен механизм реализации мероприятий по совершенствованию планирования развития лесопромышленного комплекса региона.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью применения ее научных и практических результатов для решения актуальных задач повышения качества планирования развития лесопромышленного комплекса региона. Применяя предложенные модели и методики как основополагающие инструменты совершенствования планирования, предприятия, фирмы и холдинги лесопромышленного комплекса, могут получить не только комплексный подход к своему развитию, но и повысить результативность своей деятельности. А это может стать главным стимулом к достижению устойчивого развития экономики лесопромышленного комплекса региона.

Материалы диссертации могут быть полезны в качестве методических рекомендаций при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников лесопромышленного комплекса по программам высшего и дополнительного образования.

Апробация исследования. Сформулированные в диссертационной работе основные положения, выводы и рекомендации докладывались на теоретических семинарах и конференциях в Институте экономики Уральского отделения Российской академии наук (г. Екатеринбург, 2009;2011 гг.).

Теоретические и методологические результаты исследования отражены в научных разработках Пермского филиала Института экономики УрО РАН, в том числе по научному направлению «Региональная промышленная политика и экономическая безопасность регионов» в рамках научно-исследовательской работы «Разработка теории и методологии структурной модернизации промышленности региона» — 2007 г. — Постановление Президиума РАН от 28.02.2003 № 61.

Теоретические, методологические и прикладные результаты исследования используются при чтении курса лекций по дисциплине «Стратегическое планирование» в специальных программах повышения квалификации работников промышленных предприятий в ГОУ ДПО «Институт повышения квалификацииРМЦПК».

Публикации. Результаты научных исследований нашли отражение в 6 публикациях, общим объемом 10,64 п.л. (личный вклад автора 6,97 п.л.), в том числе 2 статьи напечатанных в журнале, рекомендуемом ВАК для опубликования результатов диссертационной работы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержит 158 страниц основного текста, включает 12 рисунков, 17 таблиц, приложения, список литературы из 137 наименований.

Заключение

.

В период реформ в Российской Федерации сформировались и в какой-то части нормативно закреплены следующие виды планирования развития отраслей экономики, в частности — для лесопромышленного комплекса:

1) стратегическое планирование — посредством федеральных и региональных концепций, стратегий и программ развития отраслей экономики, приоритетных инвестиционных проектов (например, Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года);

2) территориальное планирование — в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

3) лесное планирование — в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. № 41-ФЗ статья 9 Градостроительного кодекса РФ дополнена частью 5:

— подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии).

Территориальное планирование, согласно Градостроительному кодексу РФ, заключается в разработке документов территориального планирования, в случае региона — это схема территориального планирования.

В широком смысле территориальное планирование — это картографическая визуализация стратегии, комплексной, целевых и отраслевых программ развития территории.

Лесное планирование, базирующееся на стратегии развития лесопромышленного комплекса страны и региона, является взаимоувязанным с территориальным планированием в части лесопромышленного комплекса посредством разработки лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, поскольку территориальное планирование в этом случае исходит из состояния лесных ресурсов территории и проектов их освоения и воспроизводства в рамках отраслевых программ развития.

На основании проведенного анализа показано, что «планирование развития лесопромышленного комплекса региона» — это элемент разработки схемы территориального планирования региона, включающий взаимоувязанную разработку стратегии развития ЛПК региона, лесного плана, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, целевых и отраслевых программ развития ЛПК.

Современное управление развитием лесопромышленного комплекса региона опирается на:

— стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации и региона соответственно;

— схему территориального планирования региона;

— лесной план региона;

— федеральные и региональные программы развития отрасли.

На примере Пермского края показано, что для данного субъекта РФ в настоящее время в области стратегического планирования лесопромышленного комплекса действуют Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года, принятая в 2008 году, и Стратегия социально-экономического развития Пермской области, принятая в 2003 году. Стратегия развития лесопромышленного комплекса в Пермском крае не разработана и не принята.

Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года лесной комплекс РФ включает в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины.

В Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации выделены следующие особенности развития комплекса:

— недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием лесов и недостаточный объем лесохозяйственных мероприятий, обусловленный низким техническим уровнем и дефицитом кадрового состава;

— недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья.

Стратегия социально-экономического развития Пермской области имеет существенный методологический недостаток — в ней не определен срок действия стратегии, нет системы показателей развития региона, не внесены коррективы в связи с образованием нового субъекта РФ Пермского края на основе Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. Тем не менее, принятую в 2003 году Стратегию никто не отменял. В данном документе нет раздела, посвященного развитию ЛПК региона, но выделяются следующие особенности регионального ЛПК.

Значительные лесные ресурсы Пермской области придают региону статус одной из ведущих лесопромышленных и заготовительных баз России. Леса покрывают площадь около 9,3 млн. га — это 67% территории области. Эксплуатационные запасы древесины достигают 565 млн. куб. м. Около 60% лесов — хвойные, наиболее ценные в хозяйственном отношении.

Лесопромышленный комплекс области занимает одно из ведущих мест в России в сфере заготовки и переработки древесины. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности производят около 20% от общероссийского объема бумаги различного назначения.

Далее ЛПК региона упоминается в связи с развитием региональной инфраструктуры и в части «развития и совершенствования верхних стадий лесоэнергопромышленного цикла» так называемых «округов».

Схема территориального планирования Пермского края, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п, в обосновывающих материалах рассматривает «лесохимический кластер» региона. В самом разделе применяется термин «лесопромышленный комплекс» и приводятся следующие особенности развития отрасли.

В общей структуре промышленного производства на лесопромышленный комплекс приходится 8,5% общего объема товарной продукции. Это одно из приоритетных направлений стратегического развития региона. По объему продукции лесопромышленного производства Пермский край занимает 6-е место среди регионов РФ, специализируясь на выпуске бумаги (2-е место), и производстве клееной фанеры (5-е место).

По данным Госкомстата России по Пермской области в структуре производства продукции по отраслям лесопромышленного комплекса на лесозаготовительную деятельность приходится 9%, деревообрабатывающую -34%, целлюлозно-бумажную — 57%.

Основные перспективы развития связаны с формированием крупных вертикально интегрированных холдингов. Они могут быть созданы «сверху вниз» — путем организации заготовительной деятельности для основных предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ОАО.

Соликамскбумпром", АО «Вишерабумпром», АО «Пермский ЦБК», Камский ЦБК), а также ЗАО «Пермский фанерный комбинат» и их последующей диверсификацией с включением в состав холдингов предприятий деревообрабатывающей и лесохимической специализации. Территориальные аспекты развития кластера требуют детальной проработки в рамках соответствующей целевой программы и проектов территориального планирования, выполняемых для лесоресурсных районов края.

При сохранении и перманентном развитии существующей структуры лесопромышленного комплекса Пермского края требуется увеличение объемов лесозаготовок, создание производственных мощностей, привлечение трудоспособного населения в отрасль, а также формирование транспортной структуры региона.

Лесной план Пермского края на 2008;2017 годы утвержден указом губернатора Пермского края от 30.12.2008 № 80.

В Лесном плане Пермского края на 2008;2017 годы определены цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов на территории лесничеств Пермского края и зоны такого освоения. В нем приводится характеристика состояния лесов и «лесопромышленного производства».

В разделе «Социально-экономическая оценка использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Пермского края» выделены следующие особенности «лесопромышленного производства».

Социально-экономическое развитие Пермского края неразрывно связано с расширением и рациональным использованием природных ресурсов, главным из которых являются леса. По состоянию на 01.01.2008 года лесопокрытая площадь составляет более 70% территории края. Корневой запас древесины оценивается в 1608,4 млн. куб. м, в том числе хвойных пород — 980,7 млн. куб. м, из них около 48,8% - спелые и перестойные.

Лесопромышленный комплекс Пермского края оказывает большое влияние на повышение эффективности лесного сектора экономики Приволжского федерального округа и России. В лесопромышленном комплексе Приволжского федерального округа доля Пермского края составляет: 23% в вывозке древесины, 23% в производстве деловой древесины, 15% в производстве пиломатериалов, 29% в производстве клееной фанеры, 62% в производстве целлюлозы, 49% в производстве бумаги, 24% в производстве картона.

Одним из основных условий устойчивого развития лесопромышленного комплекса является опережающее развитие мощностей по производству продукции с высокой добавленной стоимостью (целлюлозы, бумаги, картона, фанеры, плит, мебели).

Ведение непрерывного, неистощительного," многоцелевого пользования лесом всегда считалось основным принципом лесоуправления. Ведение лесного хозяйства на основе Лесного плана и лесохозяйственных регламентов позволит вести лесное хозяйство и лесопользование в соответствии с принципами устойчивого лесоуправления.

В современном понятии устойчивое лесоуправление — это значит экономически эффективное, экологически обоснованное и социально адаптированное.

Процесс перехода к устойчивому управлению лесами имеет свои объективные сложности. Нет практических региональных примеров перехода к устойчивому управлению лесами, отсутствуют ясно сформулированные цели и задачи устойчивого развития и опыт их практической реализации.

За последние 5 лет по данным министерства природных ресурсов Пермского края наблюдается рост расчетной лесосеки и фактической рубки, но остается низким освоение расчетной лесосеки — менее 30%.

В развитых странах, при различных методах расчета объемов разрешенной рубки, подобный показатель составляет примерно 70%.

Повышению эффективности лесопромышленного комплекса должна была способствовать Программа «Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004;2010 годы», утвержденная законом Пермской области от 7 октября 2004 года № 1617−327. В Программе отмечаются следующие особенности ЛПК региона.

При наличии значительного лесоресурсного потенциала с 1990;х годов вывозка древесины уменьшилась почти в семь раз. В силу сложившейся технологии основных деревоперерабатывающихпроизводств 20% от заготавливаемого в области сырья остается невостребованным (и еще примерно 10,5% от общего объема заготавливаемой в области древесины уходит в отходы). Одновременно в регион завозится до 1000 тыс. куб. м древесины (до 25% от ликвидной по области) на нужды в основном фанерного и целлюлозно-бумажного производств.

В Программе сформулированы следующие проблемы ЛПК региона:

— дисбаланс между структурой потребления и структурой производства древесного сырья;

— нерентабельность большинства предприятий ЛПК в сочетании с высокой степенью изношенности производственного оборудования и отсутствием собственных финансовых ресурсов и возможностей для займа внешних финансовых ресурсов для инвестиций в обновление производственных фондов, что в перспективе приведет к прекращению их деятельности.

В то же время отмечается, что в отличие от нефти и других минеральных ресурсов лес является восстановимым природным ресурсом, что позволяет назвать развитие ЛПК приоритетным направлением для обеспечения долгосрочного экономического развития региона.

В начале 2011 года Законодательным Собранием Пермского края было отмечено, в целом Программа развития ЛПК не выполнена, отрасль не вышла из кризиса, а проект новой программы развития ЛПК Пермского края на 20 112 014 годы и на период до 2020 года находится в стадии разработки.

В совокупности в лесопромышленном комплексе Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2007 годом наблюдается падение по производству практически всех видов продукции.

В приведенных в работе примерах очевидно разночтение одного и того же вида хозяйственной деятельности, что указывает на методологические недоработки на федеральном и региональном уровнях. Наличие при этом общей отрицательной динамики развития указывает на наличие организационно-экономических предпосылок совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона.

В работе концептуальные аспекты совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона рассматриваются с точки зрения принципов планирования развития ЛПК: ¦-¦•¦¦

Наряду с общими принципами планирования, такими как непрерывность, научность, приоритетность, комплексность, оптимальность, взаимная увязка и координация (необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точностьпо А. Файолю), в-работе выделены три категории принципов планирования развития ЛПК:

— принципы стратегического планирования;

— принципы территориального планирования;

— принципы лесного планирования.

Исследование показало, что в нормативных документах и на практике стратегического, территориального и лесного планирования к настоящему времени сформированы три уровня планирования: федеральный, региональный и муниципальный.

При этом в планировании развития лесопромышленного комплекса региона следует учитывать, что леса различных регионов кардинально отличаются как по природным качествам (от субтропических до притундровых), так и степени антропогенной трансформации (от глубоко и необратимо преобразованных человеком до первобытных).

Анализ российских и зарубежных исследований показал, что для условий таежной зоны европейской части России целесообразно использование опыта разработки и реализации концепции устойчивого лесопользования стран Северной Европы (Швеции и Финляндии) и Северной Америки (таежных регионов Канады и США). Они в большей или меньшей степени сходны по особенностям структуры, естественной и антропогенной динамики лесного покрова и его современного состояния, также условиям эксплуатации лесных ресурсов.

В сильно урбанизированных странах лесной зоны северного полушария леса существуют в совершенно иных физико-географических условиях. В них кардинально отличается практика лесопользования и реализуются существенно иные подходы к оптимизации лесопользования.

С начала 90-х гг. XX века в Северной Европе активизировался процесс обсуждения и практической реализации концепции ландшафтно-экологического планирования в рамках модельных территорий. В основу концепции положено достижение двух равноценных целей — интенсивного промышленного использования лесов и сохранения биологического разнообразия и окружающей среды.

В Финляндии, в частности, лесное или лесохозяйственное планирование осуществляется на разных по территориальному охвату объектах. Наименьшей единицей является выдел, где произрастает древостой. Планирование на данном уровне обычно нацелено на получение оптимального графика проведения рубок ухода в пределах отдельных выделов. Частное лесное имение, в свою очередь, состоит из определенного количества разграниченных выделов. На уровне имения цель заключается в получении комбинации планов рубок на следующий планируемый период, которые бы наилучшим образом отвечали целям, поставленным собственником данного имения. Та же философия планирования применяется к лесным площадям, находящимся в собственности лесной промышленности или сообществ, например, муниципалитета и т. д. На уровне региона планированием охватывают несколько лесных угодий, находящихся в собственности одного или нескольких лесовладельцев.

Кроме того, лесное планирование может быть стратегическим, тактическим или оперативным. При стратегическом планировании основная идея заключается в том, чтобы определить, какую пользу требуется извлечь из леса, при тактическом планировании общие цели и средства их достижения обозначаются более предметно в пространственном и временном контексте. Оперативное планирование, в свою очередь, сконцентрировано на разработке программ проведения лесохозяйственных мероприятий на выделе и их детализации. В лесном хозяйстве стратегическое планирование обычно охватывает временной период от 20 лет и более. Планирование на далекую перспективу необходимо при оценке устойчивости лесопользования и долгосрочного воздействия результата управления лесами. Стратегические планы обычно разрабатываются для больших территорий — от частного имения до лесов крупной организации.

Опыт Финляндии и других зарубежных стран указывает на единство принципов стратегического, территориального и лесного планирования, представленных в исследовании.

Перечисленные аспекты приняты в работе за концептуальную основу совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона.

Совершенствование планирования развития лесопромышленного комплекса региона связано с изменением содержания процесса планирования. Согласно определению, данному в работе, это содержание дополняется процедурами стратегического и лесного планирования.

С момента принятия Градостроительного кодекса РФ российскими учеными и специалистами-практиками была разработана методология территориального планирования. В ее основу положено представление о том, что комплексное, многомерное, системное представление об объекте территориального планирования складывается из целостного взаимоувязанного рассмотрения состояния и использования его территории в четырех аспектах: планировочном, функциональном, процессуальном и интентном.

На основании проведенного исследования автор предлагает дополнить существующий порядок разработки документов территориального планирования (схемы территориального планирования региона) блоком на основе модели территориального планирования лесопромышленного комплекса региона, включающим взаимоувязанную разработку стратегии развития ЛПК региона, лесного плана, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и отраслевых программ развития ЛПК.

Во всех трех случаях оценки, планирования и программирования решаются задачи пространственно-временной организации жизнедеятельности и, соответственно, в модели планирования развития ЛПК региона реализуются закономерности :

1) планомерного, пропорционального размещения производства на территории региона и рационального территориального разделения общественного труда, при этом обеспечивается оптимальное соотношение отраслей и производств, вступление регионов в товарообмен, дающий прибыль, оптимальный вариант эксплуатации природного комплекса, формируется межрегиональный баланс производства и потребления, устанавливаются связи и развивается транспорт;

2) комплексного, гармоничного развития хозяйства региона и его районов;

3) выравнивания уровней экономического и социального развития и обеспечения подъема экономики всех территориальных структур.

Таким образом, посредством предложенной модели планирования развития ЛПК региона реализуется управление развитием отрасли по параметрам стратегического, территориального и лесного планирования.

Основой механизма реализации мероприятий по совершенствованию планирования развития лесопромышленного комплекса региона, внедрения предложенной модели планирования развития ЛПК региона служит государственно-частное партнерство. Через него реализуется наиболее важный в данном случае принцип планирования — взаимная увязка и координация.

В основу планирования развития ЛПК закладываются документы стратегического, территориального и лесного планирования, целевого и отраслевого программирования, которые вырабатываются посредством процедур, соответственно, стратегического, территориального и лесного планирования, целевого и отраслевого программирования.

В разработке и реализации документов стратегического, территориального и лесного планирования, целевого и отраслевого программирования региона со стороны государства участвуют федеральные, региональные и муниципальные представительные и исполнительные органы власти. В процессе их взаимодействия при разработке документов выделяются проблемы:

— взаимодействия между указанными органами власти;

— взаимодействия между структурными подразделениями органов власти.

Со стороны лесопромышленного комплекса региона в разработке документов стратегического планирования, территориального планирования, целевого и отраслевого программирования принимают участие:

— отдельные предприятия ЛПК, осуществляющие хозяйственную деятельность в регионе;

— объединения, ассоциации, союзы предприятий ЛПК федерального, регионального, муниципального уровней, осуществляющие хозяйственную деятельность в регионе;

— саморегулируемые организации предприятий ЛПК федерального, регионального, муниципального уровней, осуществляющие хозяйственную деятельность в регионе.

С учетом этого для взаимной и увязки и координации планирования развития лесопромышленного комплекса региона необходимо создание регионального совета по развитию ЛПК. Основные задачи регионального совета должны соответствовать задачам федерального совета, в том числе: а) предварительное рассмотрение проектов законодательных и других нормативных правовых актов, связанных с вопросами организации лесопользования и развития лесопромышленного комплекса регионаб) рассмотрение и подготовка предложений рекомендательного характера о привлечении инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса региона, повышении конкурентоспособности продукции глубокой переработки древесины, развитии научно-технического и инновационного потенциала ЛПК, качественном изменении структуры экспорта лесобумажной продукции, а также о защите, сохранении и воспроизводстве лесного фонда регионав) анализ состояния лесопромышленного комплекса региона и перспектив его развития, рассмотрение основных направлений развития производства по глубокой переработке древесиныг) предварительное рассмотрение проектов стратегий и программ развития лесопромышленного комплекса региона и планов действий по привлечению в него инвестицийд) подготовка предложений о мерах государственной поддержки экспорта продукции переработки древесины с высокой добавленной стоимостьюе) разработка мер, направленных на ускорение модернизации лесной промышленности и технологическое развитие в целях повышения конкурентоспособности продукции глубокой переработки древесиныж) подготовка предложений о создании вертикально интегрированных структур в лесопромышленном комплексе регионаз) подготовка предложений о совершенствовании механизмов государственно-частного партнерства в лесопромышленном комплексе регионаи) рассмотрение предложений о совершенствовании профессионального образования и подготовке научных, инженерно-технических кадров для лесопромышленного комплекса.

Таким образом, реализация мероприятий по совершенствованию территориального планирования лесопромышленного комплекса региона в рамках модели территориального планирования ЛПК способна оказать эффективное содействие по реализации документов стратегического, территориального и лесного планирования лесопромышленного комплекса региона.

В ходе исследования решен ряд взаимосвязанных задач:

— исследованы и обобщены теоретико-методологические основы планирования хозяйственной деятельности отраслей и комплексов промышленности;

— определены ключевые направления совершенствования планирования развития лесопромышленного комплекса региона;

— выделены особенности развития лесопромышленного комплекса региона на современном этапе;

— обоснованы организационно-экономические предпосылки совершенствования планирования развития лесоцромышленного комплекса региона;

— разработана модель планирования развития лесопромышленного комплекса региона;

— предложены методические рекомендации по совершенствованию планирования развития лесопромышленного комплекса региона.

Таким образом, достигнута цель диссертационной работы — разработаны научно-методические положения по совершенствованию планирования развития лесопромышленного комплекса региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Планирование в больших экономических системах.- М.: «Сов. Радио», 1972.
  2. Акофф P. JL Планирование будущего корпораций. М.: Прогресс, 1985.
  3. А.В., Борисова JI.M., Плучевская Э. В. Основы региональной экономики. -М.: КНОРУС, 2007.
  4. JI.B. Методологические основы государственного регулирования инновационного развития лесопромышленного комплекса. СПб.: Из-во ФГУП «ЦКБ МТ Рубин», 2006. .
  5. Л.В. Теоретические проблемы развития предпринимательства и управления в лесопромышленном комплексе Северо-Западного региона Российской Федерации. СПб.: Из-во ФГУП «ЦКБ МТ Рубин», 2005.
  6. Л.В. Управление развитием предпринимательства в лесопромышленном комплексе. Дисс. д.э.н. Санкт-Петербург, 2006.
  7. П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. М.: Наука, 2007.
  8. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  9. Т.Н., Васюхин О. В., Павлова Е. А., Сажнева Л. П. Экономика промышленного предприятия. М.: СПбГУ ИТМО, 2010.
  10. Г. Овладение политикой планирования. М.: Экономика, 1990.
  11. Ю.Ш. Оптимизационные модели в перспективном планировании лесного комплекса. Новосибирск: Наука, 1983.
  12. Е.Ю. Экономическая эффективность лесных отношений в области лесопользования. Дисс. к.э.н. СПб., 2009.
  13. К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. М.: ЮНИТИД997.
  14. И., Перцик E.H., Питерский Д. С. Районная планировка и разработка схем расселения: опыт и перспективы. М: Международные отношения, 2000.
  15. Г. П. Стратегия управления конкурентоспособностью предприятий лесопромышленного комплекса региона. Екатеринбург: УрО РЛН, 2002.
  16. М.Я. Документы территориального планирования. Методологические основы разработки. // Управление развитием территории, № 2,3,2007.
  17. А. Теория размещения промышленности. М.: Изд-во Книга, 1926.
  18. О. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995.
  19. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: «Изд. Дом Дашков и К», 2000.
  20. Государственно-территориальное устройство России. Экономические и правовые основы. Под ред.: А. Г. Гранберг, В. В. Кистанов. М.: Издательско-консалтинговое предприятие ДеКА, 2003.
  21. Государственно-территориальное устройство России: реформирование регионального уровня. / Под ред.: В. И. Гришин, В. В. Кистанов. М.: Финансы и статистика, 2007.
  22. Дж. К. Экономические теории и цели общества. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1976.
  23. Г. Е. Организация производства на предприятиях деревообрабатывающей промышленности. -М.: Московский государственный университет леса, 2009.
  24. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитадель, 1998.
  25. А.Б. Управление конкурентоспособностью лесопромышленного комплекса региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2011.
  26. Долгосрочное прогнозирование территориального экономического развития России. Методологические основы и прогноз на период до 2015 года. -М.: СОПС, 2002.
  27. В.Ф., Шпаков B.JL, Епифанова Е-П., Лындин В. Н. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности. М.: Нефть и Газ, 2006.
  28. Женевское исследование по сектору лесного хозяйства и лесной промышленности № 20 Европейской экономической комиссии ООН, Женева, 2005.
  29. Н.И. Совершенствование структуры региональных целевых программ. Дисс. к.э.н. Пермь, 2007.
  30. Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 2008.
  31. Зуб A.T. Стратегический менеджмент: ' Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2002.
  32. А.И. Регион: пространственные отношения природы и общества. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2006.
  33. И.А. О новых подходах к разработке схем территориального развития и градостроительства. М.: РААСН, 2004.
  34. И.А. Формирование стратегии комплексного экономического, социального развития и градостроительства на территории России. М.: РААСН, 2005.
  35. Институциональная модернизация российской экономики: территориальный аспект. Отв. ред. А. Г. Дружинина, В. Е. Шувалова.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2004.
  36. B.JI. Основные практики и парадигмы районирования // Региональные исследования, № 2, 2003.
  37. Т.М. Экономико-географическое районирование. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
  38. М.Д. Исследование производства и распределения продукции регионального лесопромышленного комплекса на основе межпродуктового баланса // Лесной журнал. 2004. № 5. С. 111−116.
  39. М.А. Экономика промышленного производства. Краснодар: Изд-во Печатный двор Кубани, 1998.
  40. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная деятельность. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.
  41. Е.А. Планирование на предприятии. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. .
  42. В.В., Михайлюк Е. Л., Семенов В. Ф. Размещение производительных сил. Курс лекций. Киев: Знання-Прес, 2002.
  43. H.H. Избранные труды. Смоленск: Ойкумена, 2006.
  44. H.H. Проблемы территориальной организации производительных сил Сибири. Новосибирск, 1971.
  45. H.H. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
  46. , H.H. Основы экономического районирования. М.: Госполитиздат, 1958.
  47. В.А. География промышленности России и стран СНГ. М.: Финансы и статистика, 2002.
  48. Ю.А. Стратегическое мобилизационное планирование в отраслях экономики. М.: Воениздат, 2004.
  49. В.И., Козлов Н. И., Хомяков П. М. Математическое моделирование эволюции леса для целей управления лесным хозяйством. М.: Ленанд, 2005.
  50. Г. М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение // «Известия АН СССР. Серия географическая», № 5, 1983 г., с. 16−28.
  51. Лесной комплекс России — 2011. 2-я международная конференция. Институт Адама Смита. Москва, 12−14 апреля, 2011 г. http://www.adamsmithconferences.com/ru/wood-processing-timber-logging-russia.
  52. Лесозаготовительная и лесопильно-деревообрабатывающая промышленность России 2009. Отчет DISCOVERY Research Group, март 2010 (http ://drgroup.ru).
  53. Лесопромышленный комплекс: понятия, проблемы, перспективы. / Д. А. Дороничев, O.A. Голубцова, О. С. Иванова. -М.: Статистика России, 2005.
  54. Леш А. Пространственная организация хозяйства. Пер. с нем. В. Н. Стрелецкого. Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2007.
  55. П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК. -Минск: БГЭУ, 2007.
  56. Л.И. Институты регионального промышленного развития // ЭКО (Экономика й организация на промышленном предприятии). 2006. — № 6. — С.113−125.
  57. И.М. Территориальная структура хозяйства и некоторые подходы к ее исследованию в свете социалистической экономической интеграции. //Территориальная структура народного хозяйства в социалистических странах. М.: Наука, 1976.
  58. A.B. Программно-целевой метод промышленной деятельности в регионе // Промышленная политика в Российской Федерации. -2007.-№ 1.-С.101−106.
  59. А. Принципы экономической науки. В 3-х томах. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  60. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. Н. Новгород: НГАЭиУ, 1998.
  61. И.В. Кластерная форма организации лесопромышленных предприятий. Дисс. к.э.н. Красноярск, 2006.
  62. Моделирование и управление процессами регионального развития. -М.: Физматлит, 2001.
  63. О.Н. Формирование и развитие лесопромышленного комплекса в регионе. Дисс. к.э.н. — Ижевск, 2008.
  64. Я.В. Экономика горной промышленности. М.: МГГУ, 2004.
  65. Неизвестные и малоизвестные страницы отечественного районирования. Отв. ред. B.JI. Бабурин. М.: ЛЕНАНД, УРСС, 2006.
  66. A.B. Формирование организационно-экономического механизма регулирования предпринимательской деятельности в лесопромышленном комплексе : Дисс. к.э.н: СПб., 1998.
  67. Новые методы и формы территориального планирования и управления: Сб. науч. тр. / Совет по изуч. производ. сил при Госплане СССР. -М.: СОПС при Госплане СССР, 1989.
  68. Общеэкономические и отраслевые проблемы стратегии территориального развития России. Под ред.: Гранберга А. Г. Сб. научн. тр.: Всероссийская научн.-практ. конф. 27−28 июня 2002 г. М.: СОПС, 2003.
  69. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: Азбуковник, 1997.73,ОйкенВ. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  70. М.М. Лесоуправление как исполнение лесоустроительного планирования. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006.
  71. М.М. Лесоустройство, том I (элементы лесного хозяйства). М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006.
  72. А.К. Региональная экономика. Ижевск: УдГУ, 2003.
  73. Основы лесного хозяйства и таксация леса. М.: Лань, 2010.
  74. М.Д. Территориальный маркетинг и промышленная политика региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2008.
  75. А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  76. К.А. Резервы и пути повышения эффективности регионального лесопромышленного комплекса. Дисс. к.э.н. Казань, 2009.
  77. Пермский край в цифрах. 2010- Краткий статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Пермь, 2010.
  78. Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование): учеб. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2006.
  79. Т.Н. Сбалансированная система показателей оценки экономической эффективности лесного комплекса. Дисс. к.э.н. Архангельск., 2009.
  80. Л.П. Модернизация промышленных предприятий: концептуально-методологические основы, ключевые факторы, система планирования. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2004.
  81. Н.Б. Экономика лесного сектора. М.: МГУ Л, 2007.
  82. Н.Б. Методологические основы стратегического планирования в лесном секторе Российской Федерации. Дисс. д.э.н., 2009.
  83. Н.Б. Стратегическое планирование в лесном секторе экономики. М.: МГУЛ, 2009.
  84. Плановое управление региональными воспроизводственными циклами / Р. И. Шнипер — АН СССР, Си б. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Препр. Новосибирск: ИЭИОПП, 1987.
  85. Плановое формирование территориально-производственных комплексов / Отв. ред. Лаженцев В. Н., Тимонин Н. И. Сыктывкар: Коми науч. центр УрО АН СССР, 1988.
  86. Е.В., Татаркин А. И. Миниэкономика = Minieconomy. M.: Наука, 2003.
  87. С. Экономические проблемы устойчивого управления лесами в России. // Устойчивое лесопользование, №№ 1, 2 (3,4), 2004.
  88. C.B. Экономические основы устойчивого лесопользования. Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. -М.: ПрофиКС, 2007.
  89. В.А. Совершенствование территориального планирования промышленного сектора экономики региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2009.
  90. Г. Е., Карпачев С. П. На пороге структурных изменений. // Интернет- журнал «Лесопромышленник», № 5 (май), 2010. http://www.lesopromyshlemiik.ru/business/strlk09:html.
  91. Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России. M.: КМК, 2006.
  92. Проблемы территориального планирования и региональной эффективности: Межвуз. сб. науч. тр. / Куйбышев, план, ин-т- редкол.: Г. Р. Хасаев (отв. ред.) и др. Куйбышев: Куйбышев, гос. ун-т, 1987.
  93. Прогнозирование перспектив развития промышленности в регионах России: сб. науч. тр. / под ред. Ягольницера М. А., Соколова В. М. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.
  94. Промышленность России. 2010: Стат.сб./Росстат М., 2010.
  95. Пространственная организация хозяйства: ТПК или кластеры. Сб. трудов XXIII сессии экономико-географической секции МАРС. Под ред. Ю. Г. Липеца. М.: И-т географии РАН, 2006.
  96. А.Н. Инновация экономики: региональный аспект. -Екатеринбург, ИЭ УрО РАН, 2008. .
  97. Размещение производительных сил и региональная экономика / Под ред. Н. П. Копылова, В. В. Кистапова. М.: Экономика, 1994.
  98. Рейтинг управления лесами. Национальное рейтинговое агентство. 2010 г. / http://www.ra-national.ru/?page=p-4acb36a4
  99. О.В. Применение методов межотраслевого баланса для устойчивого развития АПК региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2008.
  100. Е.В. Управление структурной динамикой экономики региона. Дис. к.э.н. Курск, 2002.
  101. B.C., Вяткин М. А. Экономика предприятий энергетического комплекса. М.: Высшая школа, 2003.
  102. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2011: Стат.сб. / Росстат. М., 2011.
  103. С.Н. Лесоведение и лесоводство. М.: Лань, 2011.
  104. И.В. Экономика предприятия. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  105. А.П. Лесоведение. М.: Академия, 2011.
  106. Е.П. Система районирования лесных территорий на примере Урала // Лесоведение. 2005. — № 2. — С. 67−71.
  107. Е.П., Поздеев Е. Г., Алесенков Ю. М. Лесорастительное районирование Ханты-Мансийского автономного округа. Отдел лесоведения
  108. Ботсада УрО РАН. // Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и администрации ХМАО, грант № 05−04−98 001.
  109. Совет по изучению производительных сил. Этапы становления и развития 1915−2005 гг. М.: «ЛЕНАНД», 2005.
  110. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. -М.: Наука, 1990.
  111. Стивенсон Вильям Дж. Управление производством. М.: БИНОМ Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  112. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 30.10.2008 г. № 248/482.
  113. Структура и функции лесов Европейской России. М.: Институт лесоведения РАН, КМК, 2009.
  114. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982 (1925).
  115. А.И. Системный подход к разработке и реализации промышленной политики России. Доклад / Материалы второго Дальневосточного международного экономического форума, 18−19 сентября 2007 г., г. Хабаровск.
  116. Территориальные общественные системы: проблемы делимитации, развития, управления. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (21−24 сентября 2005 г., Пермь). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005.
  117. . Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 2002. В 2-х т.
  118. Труханович Л.В., Щур Д. Л. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. -М.: Финпресс, 2008.
  119. Т.В. Саморегулирование в промышленном секторе экономики региона. Дисс. к.э.н. Пермь, 2009.
  120. С.Г. Эволюция концепций управления предприятиями промышленности. М.: ЦЭМИ РАН, 2007.
  121. О.В. Правовое регулирование использования лесов в России. -М.: Знание, 2010.
  122. Хозяйственное управление государственными лесами. Образовательные потребности при реформировании лесного сектора. М.: Алекс, 2005.
  123. А.Т. Межотраслевые комплексы промышленности России. -М.: Изд-во МГУ, 1996.
  124. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1999. В 2-х т.
  125. А.И. Регион: развитие в условиях рынка. / Отв. ред. И. А. Ильин. М.: СОПС, 2002.
  126. М.Д. Территориальное управление и планирование. Учеб. пособ. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2007.
  127. O.A. Конкурентные стратегии регионального лесопромышленного комплекса. Дисс. к.э.н: СПб., 2001.
  128. И.Р., Рудаков М. Н., Мощевикин П. Е. Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности лесозаготовительных предприятий. М.: ПрофиКС, 2006 .
  129. В.В. Управление концентрацией производства в лесопромышленном комплексе многолесного района (на примере Хабаровского края). Дисс. к.э.н. Хабаровск, 2007.
  130. .М. О концепции территориального развития России. // Журнал «ТЭК» № 3−4, 2005.
  131. .М., Чистяков Е. Г., Котилко В. В. и др. Проблемы и методы обоснования территориальных планов / Отв. ред. Б. М. Штульберг, Е. Г. Чистяков. АН СССР, Госплан СССР, Совет по изуч. производ. сил. М.: Наука, 1988.
  132. Finnish Forest Research Institute Metla. (http://www.metla.fi/index-en.html).
  133. Hetemaki, L. Suomen puunjalostuksen tuotannosta ja puunkaytosta vuos-ina 2015 ja 2020 (Outlook for forest industry production and wood consumption for 2015 and 2020) / L. Hetemaki, R. Arvio Hanninen // Metla Workingpapers — 2009. -No. 122.171
Заполнить форму текущей работой