Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом особо отмечается важность как можно более раннего включения компонента народной педагогики в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже с первых дней обучения в школе. В работе по патриотическому воспитанию с младшими школьниками необходимо учитывать психолого-возрастные возможности и особенности. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Проблема патриотического воспитания в отечественной педагогике
    • 1. 2. Традиции народной педагогики в области патриотического воспитания
    • 1. 3. Особенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях
  • Выводы первой главы
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 2. 1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Система патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики
    • 2. 3. Анализ полученных результатов в опытно-экспериментальной работе
  • Выводы второй главы

Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретет сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, способных отстаивать её интересы, заботящихся о ней. Воспитание гражданина-патриота сегодня — есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

В то же время современная ситуация оценивается как нестабильная. Это связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудиои видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребенок, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку — молодому и взрослому — стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязывают ему извне. И как результат — рост наркомании, пьянства, детской преступности, отказ молодых людей от службы в Вооруженных Силах.

Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения, ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, нежелание ее участI вовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения — все это угрожает национальной безопасности страны.

Особую актуальность приобретает вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Со времен «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» воспитание на Руси мыслилось, прежде всего, как воспитание защитника и радетеля родной земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания. Неслучайно К. Д. Ушинский отводил патриотическому воспитаниюв нравственном развитии ребенка ведущую роль. Идея народности стала определяющей в становлении отечественной педагогической мысли. В обогащении этой мысли народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина (В.Г. Белинский, Н. А. Бердяев, Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров А.В.Водовозов, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, В. О. Ключевский, Н. А. Корф, П. Ф. Лесгафт, А.А. Мусин-Пушкин, Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, В. В. Розанов, И. А. Сикорский, В .Я. Стоюнин, В. Н. Татищев, Л. Н. Толстой, К. Д, Ушинский и др.).

Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пре делах. Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (К.Ш. Ахияров, Г. И. Батурина, И. И. Валеев, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В: А. Сухомлинский, I.

В.Ю. Троицкий, В. Д. Шадриков, В. К. Шаповшгов и др.).

По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, и особенно в молодежной среде, отмечается повышенный спрос на патриотическую идею для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного 4 образования (Е.В. Белоусова, Г. Х. Валеева, А. Н. Вырщиков, Т. А. Ильина, Н. В. Ипполитова, JI.B. Кокуева, О. В. Коротких, И. В. Кострулева, М.Б. Кус-марцев, Н. А. Левина, JI.M. Мищенко, О. М. Омаров, Н. П. Орлова, И. А. Пашкевич, Е. Н. Поддубный, Л. Ю. Савкина, Н. А. Свиблова, Н. А. Сысоева и др.).

Между тем усиливающиеся процессы глобализации и информатизации продуцируют новый вызов национальным устоям общества. Происходит частичное размывание существующих границ и этнических барьеров, усиливается гомогенизация народов в единую безликую массу десоциализирован-ных, не помнящих родства индивидов и превращения мира в «глобальный человейник», как заметил А. А. Зиновьев [42, 76].

Сегодня жизнеспособность общества зависит от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобщении к традициям и многовековой культуре собственного народа, в опыте патриотического воспитания. Осознание данного факта получило отражение в двух государственных программах, патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001;2005 и 2006;2010 годы. В последнем документе констатируется, что в России в основе своей сложилась система патриотического воспитания. Однако необходимо продолжить ее разработку содержания, форм, методов и средств воспитания и реализацию для различных категорий граждан. Потенциал отечественной педагогики позволяет реализовать эти планы.

Огромный жизнеутверждающий потенциал научного и методического обеспечения патриотического воспитания открывается в исследованиях в рамках этнопедагогики. В работах В. Ф. Афанасьева, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, А. З. Измайлова, Я. И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибид-зе, В. К. Шаповалова и др. раскрывается своеобразие разных культур, богатство воспитательных средств устного и изобразительного фольклора, традиций, обрядов, ритуалов.

Сегодня растет осознание необходимости обновления многонациональной школы в соответствии с принципом этнокультурной направленности образования, обеспечивающего развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению и плодотворной деятельности в динамичных условиях современной цивилизации. (Т.А. Бадаева, Е. П. Белозерцев, Г. Н. Волков, А. П. Величук, Т. С. Саидбаев, Х. Х. Сукунов, А. Ю. Черников, В. К. Шаповалов и др.).

Результаты современных исследований показывают универсальнобла1 готворную роль народных традиций в деле патриотического воспитания школьников (Г.И. Батурина, И. И. Валеев, Г. Х. Валеева, Г. Н. Волков, М. М. Громыко, А. Н. Духнович, А. Р. Еникеева, Ж. Г. Коидзе, Т. Ф. Кузина, Д.И. JTa-тышина, Ш. А. Мирзоев, Н. П. Орлова, Н. А. Сиволобова, И. И. Шангина и др.).

При этом особо отмечается важность как можно более раннего включения компонента народной педагогики в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже с первых дней обучения в школе. В работе по патриотическому воспитанию с младшими школьниками необходимо учитывать психолого-возрастные возможности и особенности. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы — эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в ходе приобщения к народной культуре. Как отмечают исследователи, именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребенка к прекрасному и нравственному — к глубинам народной культуры.

В целом, анализ практики патриотического воспитания школьников поj зволяет констатировать следующие противоречия:

— между обстоятельным теоретическим анализом и обоснованием эффективности технологий, методик и практикой реализации патриотического воспитания в образовании;

— между естественным стремлением юных граждан знать культуру своего народа, овладеть её достижениями и неготовностью значительной части педагогов обеспечить целостное включение ученика в этническую культуру своего народа и других народов России;

— между необходимостью углубленной, систематической работы по I патриотическому воспитанию младших школьников и существующей поверхностной, эпизодической практикой этой работы в начальной школе, её ограниченностью рамками внеклассной деятельности;

— между значительным воспитательным’потенциалом народных традиций и их недостаточной востребованностью, научно-методической обоснованностью организации патриотического воспитания школьников.

Существующие противоречия в практике патриотической работы в школе и её начальной ступени воспитания школьников обусловили наше обращение к теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы, структура, содержание и система патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики в современных условиях? j.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — патриотическое воспитание младших школьников. I.

Предмет исследования — процесс патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики.

Гипотеза исследования. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики станет эффективным, если будут обеспечены:

— гармоничное сочетание основных ценностно-образующих групп традиций народной педагогики в учебно-воспитательном процессе;

— методика и содержание учебно-воспитательной работы на принципе приоритетности освоения школьниками регионального культурного наслеi.

Дия- .

— системная организация патриотической работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную и другие сферы жизнедеятельности младших школьников;

— использование многообразных форм и активных методов приобще1 ния к патриотическим ценностям в самобытной народной культуре- 1.

— педагогическое взаимодействие школы и семьи в освоении народных традиций патриотической направленности. ;

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы выявить формирующий потенциал традиций народной педагогики в организации патриотического воспитания младших школьников.

2. Определить особенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях.

3. Обосновать группы ценностно-образующих традиций народной педагогики, способствующих эффективному патриотическому воспитанию младших школьников.

4. Разработать и экспериментально апробировать систему работы по патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики в условиях региона.

5. Раскрыть структуру компонентов1 патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики и обосновать показатели патриотической воспитанности.

Методологической основой исследования явились:

— основные философские положения культуры о диалогическом характере сознания и субъект-субъектный подход к педагогическому взаимодействию (Ш. А. Амонашвили, А.Г. АсмоловМ.М. Бахтин, В.С., Библер, М. Бубер, О. С. Газман, М.С. КаганЭ.Ш. Камалдинова, В. А. Караковский, В. В. Краевский, А. ВМудрик, АН. Тубельский, JI.B. Романюк, В. А. Ситаров, Н. Е. Щуркова и др.) — j.

— работы классиковотечественной педагогики о народном воспи тании (Н.Ф. Бунаков, А. Н. Водовозов, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, 1 ;

С.А.Рачинский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, и др.) и теории, утверждающие гуманистический подход к личности (Г.С. Батищев, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, П. М. Рогачев, M. AJ Свердлин и др.);

— основные положения гуманистической психологии (Л.И. Божо-вич, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, Б. Д. Эльконин и др.) и деятельностного подхода (В.В. Давыдов, А. Б. Запорожец, I.

В.П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В.А. Сла-стенин и др.);

— концепции народной педагогики как основы становления гражданина, патриота своей Родины (К.Ш. Ахияров, И. И. Валеев, А. Г. Виноградов, Г. Н. Волков и др.) — !

— проблемы традиций народной педагогики в патриотическом восi питании младших школьников (Г.И. Батурина, Г. Х. Валеева, Д. И. Латышина, Т. Ф. Кузина и др.);

— положения о коллективистическом характере культур российских народов (Н.М. Лебедева, О. В. Лунева, T.F. Стефаненко и др.).

В исследовании проблемы патриотического воспитаниямладших 4 школьников на традициях народной педагогики реализованы ряд подходов: аксиологический (В.И. Андреев, В. А. Сластёнин и др.), этнопедагогический (Г.Н. Волков, Н. М. Лебедева, А. Ф. Харламов и др.), личностно-ориентированный (Ш.А. Амонашвили, E. Bi Бондаревская, Л. В. Романюк,.

И.С. Якиманская и др.), деятельностный (ЛИБожович, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), рефлексивный (Л.С. Выготский, Г. Г. Гранатов и др.).

Теоретической основой исследования явились: принцип народности в воспитании (Н.Ф. Бунаков, А. Н. Водовозов, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, 1.

С.А.Рачинский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) — учение о целостном педагогическом процессе (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В .В: Краевский, Б. Т. Лихачев, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др.) — диалогический и субъект-субъектный подход в I образовании (Ш.А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, М. М. Бахтин, B.C. Библер, 4.

М. Бубер, О. С. Газман, М. С. Каган, Э. Ш. Камалдинова, В. В. Краевский, А. Н. Тубельский, Л. В. Романюк, В. А. Ситаров, Н. Е. Щуркова и др.) — признанные в психолого-педагогической науке положения о роли коллективноI коммуникативных и творческих форм деятельности в формировании социокультурных навыков (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,.

A.Б. Запорожец, В. П. Зинченко, В. А. Караковский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин,.

B.А. Сухомлинский, Н. Ф. Талызина, Б. Д. Эльконин, Д. Б. Эльконин и др.) — f принципы ненасилия, природосообразности, культуросообразности, культурно-этнического опосредования в ' построении педагогического процесса (Г.Н. Волков, Н. М. Лебедева, Я. А. Коменский, В. Г. Крысько, В.А.

Ситаров, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, Л. Н. Толстой и др.). i.

Для решения поставленных задач использованы методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, историкопедагогической, этнологической, учебно-методической литературы, наблю (дение за деятельностью учащихся с целью осуществления патриотического I воспитания младших школьников на традициях народной педагогики, устные и письменные опросы, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов детской творческой деятельности, проведение опытно! экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ № 1, № 2 города Белинского, МОУ.

СОШ с. Лермонтово, МОУ СОШ с. Пушанино Пензенской области. i.

Исследованием было охвачено 310 младших школьников, 200 родителей и 30 учителей начальных классов. Всего в эксперименте участвовало 540 респондентов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2004;2005) изучалось! состояние проблемы в теории и практике психолого-педагогических исследований, проводился теоретиче1 ский анализ проблемы, формулировались цель, задачи, гипотеза, разрабатывались методики опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2005;2006) осуществлена опытноэкспериментальная работа, проводилась проверка основных положений выдвинутой гипотезы. 1.

На третьем этапе (2006;2007) выполнен заключительно обобщающий анализ материалов исследования, апробированы полученные результаты и сделанные на их основе выводы, проведено литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, — полученные лично автором, их научная новизна:

— аргументирована актуальность, определена сущность и предназначеi ние традиции народной педагогики в патриотическом воспитании младших I школьников в современных условиях (урбанизация, интенсификация, информатизация процессов, динамичность времени и др.);

— выделены группы патриотически-центрированных традиций народI ной педагогики: фольклорные (использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: сказок, песен, пословиц, загадок и др.) — праздничноигровые (приобщение детей к празднично-игррвой культуре, являющейся для ребёнка родной) — природосберегающие (привитие бережного отношения к i природе родного края) — ремесленно-трудовые- (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для данной местности);

— реализован системный подход использования традиций народной педагогики в деле патриотического воспитания младших школьников в современных условиях, охватывающий учебную,, п, осуговую, трудовую, спортивную и другие сферы их жизнедеятельности, а также соединяющий семью и школу в данном направлении воспитания. :

Теоретическая значимость исследования:

— представлена историография вопроса,! обосновано четыре основных периода развития идеи патриотического воспитания;

— дано определение патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики- !

— выявленыособенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях- '.

— выявлены и обоснованы показатели патриотической воспитанности младших школьников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования ориентированы на практическое решение проблем патриотического воспитания младших школьников, на совершенствование воспитательной работы в системе начального образования. Разработанная авторская комплексная экспериментальная црограмма «С чего начинается Родина?» и методические рекомендации к ее! реализации-могут эффективно использоваться в качестве реальной основы педагогического обеспечения патриотической работы с младшими школьниками на базе разностороннего их приобщения к традициям народной педагогики.

Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных положений работы, использованием] методов исследования, релевантных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, опытной проверкой гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Патриотическое воспитание младших школьников, основанное на традициях народной педагогики, есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.

2. Среди традиций народной педагогики, наиболее отвечающих патриотическому воспитанию младших школьников, выделяются четыре группы: 1 фольклорные (использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: сказок, песен, пословиц, загадок и др.1) — празднично-игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре,' являющейся для ребёнка родной), природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края), ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для людей, проживающих в данной местности).

3. Эффективность патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует комплексной организации работы, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурноj оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, героико-мемориальное, дидактическое. I.

4. Компонентами патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики выступают эмоционально-чувственный, когнитивно-интеллектуальный, деятельностно-практический. Выявленные критериальные характеристики позволили увидеть результативность патриотического воспитания младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством периодического обсуждения материалов в образовательных школах города Белинского и Белинского района Пензенской области. Результаты исследования были изложены в выступлениях на Всероссийской межвузовской научной конференции «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях» (г. Москва, 2006 г.), на конференции по итогам научно-исследовательской работы в Mill У по итогам за 2007 год (март 2008 г.) на кафедре педагогики начального обучения Mill У, на кафедре профессиональной педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии. Материалы исследования использовались во время проведения практики внеучебной воспитательной работы студентами ГОУ СПО педагогического колледжа имени }В.Г.Белинского города Белинского, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах" — при чтении лекций и проведении семинаров для учителей начальных классов МОУ СОШ № 1,2 г. Белинского и Белинского района Пензенской области, где была организована опытно-экспериментальная работа.

На основе материалов исследования подготовлены и изданы методические рекомендации по организации патриотического воспитания школьников: «Гражданином быть обязан», «Патриотическое воспитание младших j школьников на традициях народной педагогики». Результаты исследования отражены в шести публикациях.

Структура и объём диссертации определялись логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.1 Список литературы включает 120 источников. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами, схемами.

Выводы второй главы.

1. В основу системы работы по патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики положена целостность и единство концептуальных подходов (системный, личностно-ориентированный, культурологический, деятельностный). Патриотическое воспитание осуществляется на принципах регионального культурного наследия.

2. Эффективность патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует в целом комплексной её организации и включает следующие направления: историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, героико-мемориальное, дидактическое.

3. Предложенная комплексная экспериментальная авторская программа и разработанные методические рекомендации к ней обладают эффекI тивностью, так как обеспечивают положительную динамику изменений на интеллектуально-когнитивном, эмоционально-чувственном и деятельностно-практическом уровне патриотического сознания чувств и поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В* ходе диссертационного исследования установлено, что проблема патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики актуальна как в теоретическом, таки в практическом плане. Цели, задачи и содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовки педагогов к решению данной проблемы. Младший школьный возраст является наиболее сензитив-ным для патриотического воспитания.

В диссертации показывается, что понятие «патриотизм» представляет собой, сложное структурное образование. Оно начинается с естественной бессознательной привязанности человека к отчему дому, родному краю, семье. Чувство любви к родительскому очагу, к родным и близким людям, сверстникам и ближайшему взрослому окружению всегда глубоко индивидуально, за ним стоит уникальный жизненный опыт. Тем не менее, оно — источник формирования у человека в более зрелом возрасте патриотических и других социальных чувств и взглядов. Патриотизм тесно связан с народной культурой. Целенаправленное систематическое и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе взаимодействия семьи и школы в решении данной проблемы, позволяет с раннего детства формировать высоконравственную личность, истинного патриота своей Родины.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволил сформулировать понятия, «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Патриотизм в данном диссертационном исследовании рассматривается, как одно из величайших человеческих качеств, предлагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, выполнять конституционные обязанности по защите своей страны, а так же это естественная* привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблемам исследования уточнено содержание понятия «патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики».

Патриотическое воспитание младших школьников, на традициях народной педагогики — есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на, формирование субъективногзначимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви, и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям. и идеалам. j.

Большим педагогическим потенциалом в области патриотического воспитания обладает народная традиция. Она. выступает как коллективная память народа, является элементом народного самосознания, содействует возникновению у людей национально этнического притяжения, совершенствует характер личности по" отношению к малой Родине, семье, родной природе, формирует чувство национальной гордости. Специфика традиций народной-педагогики в том, что-они позволяют воздействовать на детей с раннего возраста, вызывая чувства, представления, убеждения, формируя патриотическое сознание.

Народная традиция выработала свои средства воспитания, которые соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и представляют собой целостную педагогическую систему. Специфика традиций народной педагогики в том, что они позволяют воздействовать на детей с раннеговозраста, вызывая чувства, представления, убеждения, формируя патриотическое сознание., Среди народных традиций выделяют патриотиче-ски-центрированные" .традиции: фольклор (использование фольклорных жанг ров с патриотической тематикой: сказки, песни, пословицы, загадки и др.) — празднично-игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре, являющейся для" ребёнка родной), природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края), ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для данной местности).

Разработанная система патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики содержит цель, задачи, направления и формы работы, характеристику компонентов и показателей результативности сформированности основ патриотизма. Созданная программа патриотического воспитания и разработанные научно-методические рекомендации для учителей начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы.

В экспериментальной работе реализованы идеи, заложенные в систему патриотического воспитания младших школьников на традициях народной педагогики. В ходе эксперимента доказана их эффективность, подтверждены положения, гипотеза и решены поставленные задачи практического характера. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, а так же математическая обработка этих результатов, позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в патриотическом воспитании младших школьников, благодаря использованию традиций народной педагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы патриотического и нравственного воспитания в канун 60-летия Победы, г. Волгоград, 19−20 апреля 2004: сб. науч. и метод, тр. /Под ред. А. С. Вульфович. Волгоград: Лицей, 2004. -240 с.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.-112 с.
  3. В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2001.-214 с.
  4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государстваХГУ-ХУП веков/Сост. Д. Бабишин Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. -217 с.
  5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XV вв. М.: Педагогика, 1985. -258 с.
  6. А. А. Воспитывать патриотов. М.: Просвещение, 1989. -93 с.
  7. В.А. Повести и рассказы.- Красноярск.: Гротеск, 1993. -214 с.
  8. Г. И., Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М.: Школьная пресса, 2003.-144 с.
  9. М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: ежегодник. 1984−1985. С. 82 — 160 с.
  10. В. Г.. Полное собрание сочинений: в 12 т. Т. 4. М.: АПН РСФСР, 1954. -470 с.
  11. В.Г. Полное собрание сочинений: в 12 т. Т 1. М.: АПН РСФСР. 1953 .-514 с.
  12. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1982. -293 с.
  13. B.C. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи Ставрополь: СГУ, 1997 г. -235 с.
  14. Н.А. Судьба России. -М.: Наука, 1990. -312 с.
  15. Г. Народная война 1812 г.// Библиотека для чтения //Под ред. А. В. Дружинина, — СПб.: 1812 ., Т. 16. -412 с.
  16. Большая Российская энциклопедия. -М.: Рипол Классик., 2005 .-718 с.
  17. Большая советская энциклопедия в 30 томах/Под. ред. A.M. Прохорова, издание 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1975. -718 с.
  18. Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности .- Ростов н/Д.: РГПУ, 1993 .-218 с.
  19. Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н /Д., 2000. -307 с.
  20. Ю.В. Очерки теории этноса.-М.: Просвещение, 1983. -288 с.
  21. Н.Ф. Педагогические сочинения.-М.: Просвещение, 1945 .-335 с.
  22. Н.Ф. Школьное дело.-М.: Наука, 1953. -157 с.
  23. И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников.-М.: Наука, 1998. -278 с.
  24. Г. Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики. Диссертация кан. пед. наук. Магнитогорск: 2006. -180 с.
  25. Г. С. Народная педагогика (отрывки и наброски). Иркутск: Восточно-Сибирское отделение русского географического общества, 1926 .-417 с.
  26. Г. Н. Этнонедагогика.: -М.: Академия, 2000. -224 с.
  27. JI.C. Психология подростка. М.: Педагогика, 1994. -338 с.29
Заполнить форму текущей работой