Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предпринимательские объединения как формы интеграции малого и крупного бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Масштаб и характер деятельности субъектов малого предпринимательства — важный индикатор делового развития. Не менее важен, поэтому, аспект участия малого бизнеса в экономике во взаимодействии с другими предпринимательскими структурами и, в первую очередь, с предпринимательскими объединениями. Есть основания считать, что организация малого бизнеса в России затруднена не только ввиду относительной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы интеграции малого и крупного предпринимательства в экономике
    • 1. 1. Концептуальные подходы к эволюции малого предпринимательства в экономической науке
    • 1. 2. Функции предпринимательства и их особенности в деятельности малого бизнеса
    • 1. 3. Виды малого предпринимательства, пути его создания и основные институциональные партнеры
  • 2. Основные формы интеграции предпринимательских структур
    • 2. 1. Исследование интеграционных форм предпринимательства с участием малого бизнеса: теоретический аспект
    • 2. 2. Классификация партнерских форм предпринимательских объединений
    • 2. 3. Сетевые (управленческие) формы предпринимательских объединений
    • 2. 4. Малый бизнес в развитии кластерной формы предпринимательских сетей
  • 3. Предпринимательские объединения как ведущее направление совершенствования взаимодействия малого и крупного бизнеса
    • 3. 1. Предпринимательская культура как форма интеграции малого и крупного предпринимательства
    • 3. 2. Предпринимательские объединения как совокупность производственных отношений и интеграционных форм хозяйствования: опыт и моделирования взаимодействия
    • 3. 3. Количественные методы оценки эффекта интеграции бизнеса в предпринимательские объединения

Предпринимательские объединения как формы интеграции малого и крупного бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап экономического развития можно охарактеризовать как этап укрепления и стабилизации рыночной экономики. Одним из основных элементов названной трансформации является развитие малого предпринимательства. Позиция руководства России заключается в том, что одной из приоритетных задач на среднесрочную перспективу должно стать развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение не только экономических, но и социальных задач: формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Этим, в том числе, определяется особое внимание в нашем исследовании к малому предпринимательству.

Понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство» во многом тождественны. Будем исходить из того, что термин «малое предпринимательство» используется преимущественно в хозяйственной практике и юриспруденции, поскольку в законах и других нормативных актах применяется именно этот термин. «Малый бизнес» — преимущественно экономический термин, в том числе часто используемый в экономической литературе, поэтому, по нашему мнению, в целях исследования возможно использовать названные термины как синонимы.

Малый бизнес получил в России недостаточное развитие, между тем как в мировой экономике он — главный двигатель предпринимательства. По данным российской статистики, тем не менее, число предприятий, относящихся ею к малым, растет. Если на конец 2005 года число малых предприятий составляло 979,3 тысяч, то на конец 2008 года — уже 1347,7 тысяч. Количество занятых на таких предприятиях за соответствующий период также возросло с 8045,2 до 11 412,1 тыс. человек соответственно. [68, с.346- 69, с.351−352].

Это несопоставимо со среднемировым уровнем, где в малом бизнесе сосредоточено, по разным оценкам — 40−50% всех занятых [3]. Если опираться на закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 2007 года, то в нем принят за основу критерий Евросоюза, где к средним относят компании с численностью от 101 до 250 человек. Опираясь на приведенные критерии исследователи считают, что в среднем бизнесе России сегодня занято 25−35 млн. человек, то есть 30−50% экономически активного населения. Ориентируясь на данные исследований и российской статистики можно предположить, что крупный бизнес в России занимает примерно 40% в ВВП, средний — 47−50%, а малый-лишь 10−13%. [43, с.15].

Особенностью малого бизнеса в России является, таким образом, не только его малочисленность, но также его объективно второстепенная роль в системе отношений с крупным бизнесом, банками, государством. Продолжает оставаться сильной зависимость частных предпринимателей от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью бизнеса, его разрешения или запрещения.

Организации малого бизнеса обладают гораздо меньшими финансовыми возможностями и институциональным потенциалом по сравнению с крупным бизнесом. Поэтому некрупный бизнес требует постоянной поддержки своей деятельности со стороны государства. С другой стороны, укреплению позиций малого бизнеса в мировой экономике способствует развитие всевозможных форм его взаимодействия с другими видами бизнеса. Более того, в практической плоскости именно эти формы развития в последние годы стали для малого бизнеса в развитых странах более плодотворными и устойчивыми, чем помощь государства. Полученная практика требует теоретического обобщения.

Масштаб и характер деятельности субъектов малого предпринимательства — важный индикатор делового развития. Не менее важен, поэтому, аспект участия малого бизнеса в экономике во взаимодействии с другими предпринимательскими структурами и, в первую очередь, с предпринимательскими объединениями. Есть основания считать, что организация малого бизнеса в России затруднена не только ввиду относительной неустойчивости самого малого биз4 неса, но и по причине его слабой вовлеченности в деятельность других предпринимательских структур. Отсюда вытекают зачастую менее благоприятные по сравнению с крупными предприятиями условия хозяйствования, худшее состояние внутренней и внешней среды. Все еще недостаточно выявлены формы и направления взаимодействия малого бизнеса с другими его формами, в том числе в предпринимательских сетях.

При всей своей неоднозначности новый для мировой экономики процесс «сетевизации» экономических структур, очевидно, в целом носит неизбежный и глобальный характер, что обусловлено развитием технологий, с одной стороны, и положительными чертами сетевых структур, с другой. Это придает актуальность обобщению имеющихся и поиску новых подходов к их развитию в России.

Сетевой подход сегодня применяется в экономических исследованиях всех уровней. Согласно ему рыночная экономика представляет собой совокупность автономных хозяйствующих субъектов в сфере производства и потребления, конкурирующих между собой и устанавливающих долговременные отношения. Таким образом, сетевая экономика — это совокупность отношений хозяйствующих субъектов, объединяющих материальные и нематериальные ресурсы для совместного осуществления каких-либо видов деятельности, оставаясь при этом автономными [17]. Малый бизнес объективно является участником предпринимательских сетей и других предпринимательских объединений, но формы его интеграции в них исследованы недостаточно.

Названные выше обстоятельства определили выбор темы исследования: организация системы взаимодействия малого предпринимательства с крупным, сопровождаемые возникновением различных форм предпринимательских объединений.

Степень разработанности проблемы. До середины XX века малое предпринимательство рассматривалось в экономической науке на Западе в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности. В трудах основоположников экономической науки А. Смита, Ж. Б. Сэя, Д. Рикардо,.

Дж.С.Милля и др. можно найти в основном лишь упоминания о некоторых особенностях малого предпринимательства, но специальных исследований в этой области они не проводили. В зарубежной науке положение изменилось во второй половине XX века, когда малое предпринимательство получило существенное развитие. В большей части эти исследования касались менеджмента и маркетинга. Их проводили Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, М. Мэскон, Д. Стэнворт, В. Хойер и др. В отечественной науке можно выделить работы Асаула А. Н., Асаул В. В., Бузырева В. В., Васильева В. М., Панибратова Ю. П. и др. В работах вышеназванных авторов можно найти и серьезные наработки, связанные с исследованием различных хозяйственных объединений, в которые вовлечены малые предприятия.

Механизмы и формы взаимодействия малого бизнеса с крупным исследуются в трудах целого ряда зарубежных и российских авторов: Д. Аткинс, Д. Либерта, Б. Одесси, М. М. Вышегородцева, И. Н. Евсеевой В.А.Рубе и многих других. В работах О. Е. Никоновой, В. П. Третьяка, И. С. Шиткиной, Е. Г. Черновой рассмотрены формы взаимного сотрудничества и интеграции субъектов малого и крупного предпринимательства, в том числе в виде предпринимательских объединений. Серьезный вклад в экономические исследования последнего столетия вносит институционализм. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2009 года О. И. Уильямсон пишет, что, тем не менее, и сегодня все еще «.не существует универсального аналитического инструмента, пригодного для познания экономической организации» [85, с. 179].

Количество предпринимательских объединений и хозяйственных ассоциаций, а также их разновидностей в экономике во всем мире продолжают увеличиваться. Между тем в научной литературе и сегодня отсутствуют общепринятые типологии предпринимательских объединений, многообразны формы их существования и термины, используемые для их идентификации как в теории, так и в хозяйственной практике., что затрудняет их использование бизнесом. Инструментарий экономического исследования в этой области также постоянно расширяется, имея в виду и возможности проводимого нами исследования. Ак6 туальность, недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость различных аспектов взаимодействия малого и крупного предпринимательства, в том числе в виде образования различных интеграционных предпринимательских структур обусловили выбор темы исследования, определили его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — разработка теоретического инструментария исследования системы взаимодействия малого и крупного предпринимательства, обобщение имеющихся и выявление новых эффективных направлений и форм интеграции малого бизнеса в предпринимательские объединения.

Поставленная в работе цель определила необходимость решения следующих задач:

1) изучить важнейшие теоретические концепции эволюции и взаимодействия малого и крупного предпринимательства, существующие в экономической науке, дать их ретроспективный анализ;

2) рассмотреть основные функции предпринимательской деятельности и выявить особенности их проявления и специфические черты для малого бизнесаизучить направления и проблемы взаимодействия малого бизнеса с крупным при реализации предпринимательских функций;

3) исследовать сущность, мотивы и формы и направления взаимодействия малого и крупного предпринимательства, повышающие эффективность их деятельности;

4) выделить новые эффективные и перспективные формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства;

5) разработать модель-систему взаимодействия различных видов предпринимательства с участием малого бизнеса, а также способы оценки результативности участия малого бизнеса в предпринимательских объединениях;

6) исследовать количественные методы оценки эффекта взаимодействия малого бизнеса с крупным.

Объект исследования — система взаимодействия малого и крупного предпринимательства в процессе формирования и развития предпринимательских объединений.

Предмет исследования — управленческие отношения, складывающиеся между малым и крупным предпринимательством в процессе их интеграции и формирования предпринимательских объединений.

Область исследования диссертационной работы соответствует пунктам.

Паспорта специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (экономика предпринимательства), п. 8.14 — Организация системы взаимодействия крупного и малого предпринимательствап.8.3. — Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие положения, свидетельствующие о личном вкладе автора:

1) обобщены основные концепции эволюции малого бизнеса, имеющиеся в экономической науке. Среди рассматриваемых концепций выделены по-литэкономическая, неоклассическая и институциональная. Доказывается преимущество использования институционального подхода как теоретической основы взаимодействии малого бизнеса с крупным;

2) систематизированы основные функции предпринимательства и особенности их проявления для малого бизнесав целях исследования выделены группы субъектов малого предпринимательства по критерию степени их самостоятельности, предполагающие возможности сосуществования и взаимодействия с другими видами предпринимательства;

3) уточнена сущность взаимодействия малого и крупного предпринимательства, которая рассматривается как управляемая интеграция. В качестве обобщающего конструкта интеграции малого и крупного бизнеса рассматривается предпринимательское объединение. Предложена его авторская трактовка/.

4) разработаны авторские типологии и классификации форм предпринимательских объединений с участием малого бизнеса: выделяются партнерские (товарищеские) и сетевые (управленческие);

5) обоснована возрастающая роль предпринимательской культуры в процессе формирования предпринимательских объединенийвыделены новые социально-культурные формы интеграции бизнеса и соответствующие им предпринимательские объединения.

6) предложены интегральная модель предпринимательских объединений как совокупности направлений интеграции и интеграционных форм хозяйствования для малого и крупного бизнеса, а также матрицы оценки активности участия малого и крупного бизнеса в предпринимательских объединениях;

7) выявлены три количественных методы измерения эффекта интеграции и его отдельных формПодтверждены возможности использования функции Кобба-Дугласа для оценки эффекта интеграции.

Новизна диссертационной работы состоит в развитии теории взаимодействия малого и крупного предпринимательства в рыночной экономике, выявлении эффективных форм интеграции предпринимательства в процессе создания предпринимательских объединений.

Проведенное исследование позволяет сформулировать теоретические положения, свидетельствующие о научной новизне, которая заключается в следующем:

1. На основе изучения классического, неоклассического и институционального подходов к развитию малого предпринимательства проанализированы концепции, рассматривающие эволюцию малого предпринимательства и его взаимоотношения с крупным. В рамках институционального подхода выявлена тенденция усиления взаимозависимости малого и крупного предпринимательства, экономическая основа которой — необходимость экономии трансакцион-ных издержек.

2. Исследование функций предпринимательства дополнено рассмотрением особенностей их проявления для малого бизнеса. Исходя из целей исследо9 вания, выделены четыре группы субъектов малого предпринимательства и дополнены экономические характеристики этих групп.

3. Предложено рассматривать управляемую интеграцию в качестве сущности взаимодействия малого и крупного предпринимательства. Обобщающим конструктом такого взаимодействия становится «предпринимательское объединение» как обобщенная форма интеграции различных видов бизнеса.

4. Расширено содержание понятия «предпринимательское объединение» как совокупности нескольких коммерческих и некоммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей, связанных участием в создании и реализации производимого продукта в товарной форме и многообразием интеграционных связей. Отличительной особенностью дополнения является расширение групп участников предпринимательских объединений и направлений интеграции малого и крупного предпринимательства.

5. Систематизированы и классифицированы основные интеграционные формы предпринимательских объединений, представленные партнерскими (товарищескими) и управленческими (сетевыми) группами объединений. Предложена авторские типологии партнерских и сетевых форм интеграции. Среди партнерских форм выделены внутриотраслевые, межотраслевые формы объединений и объединения с участием государства. Сетевые формы интеграции включают отраслевые, межотраслевые, межрегиональные, кластерные и глобальные.

6. Проанализирована роль предпринимательской культуры и ее формобоснована необходимость включения предпринимательской культуры и организационно-культурных форм интеграции в систему взаимодействий малого и крупного предпринимательства.

7. Разработана комплексная интегральная модель предпринимательских объединений как совокупности направлений интеграции и интеграционных форм хозяйствования, в состав которых входят научно-технические, производственно-технологические, организационно-управленческие, финансовоэкономические, экономико-правовые, административно-экономические, орга.

10 низационно-культурные и внешнеэкономические (глобальные) формы предпринимательских объединений. Разработаны матрицы оценки активности участия малого и крупного бизнеса в предпринимательских объединениях.

8. Выявлены и предложены количественные методы измерения влияния интеграции на различные показатели эффекта деятельности предпринимателя, среди которых выделены метод формирования стоимости конечной продукции, метод максимизации выгоды и метод максимизации объема производства.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященных изучению взаимодействия малого и крупного предпринимательства, а также исследованию интеграционных хозяйственных образований. Использовались результаты диссертационных исследований, материалы различных конференций, аналитические обзоры и научные статьи, опубликованные в официальных электронных изданиях сети Интернет, законодательные и нормативно-правовые документы по вопросам взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Методы исследования. В процессе изучения материалов и научной литературы применялись методы абстракции, аналогии, анализа и синтеза, истори-ко-логического, структурно-функционального, причинно-следственного и экономико-статистического методов исследования. Это позволило усилить надежность и представительность научно-методологического инструментария, научную обоснованность выводов и положений диссертационного исследования.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется возможностью использования выводов, полученных в ходе исследования, для анализа результативности интеграции бизнеса в форме предпринимательских объединений. Она также состоит в разработке рекомендаций по развитию и совершенствованию и комбинации форм предпринимательских объединений как форм интеграции, в том числе для малого бизнеса с целью повышения его эффективности, надежности и устойчивости.

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты диссертации были доложены и получили одобрение на следующих научных конференциях:

— 66-й, 67-й и 68-й научных конференциях профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов СПбГАСУ (СПбГАСУ):

— на 63-й и 64 и 65-й конференциях молодых ученых «Актуальные проблемы современного строительства» (СПбГАСУ);

— на российской научно-практической конференции «По пути к возрождению: экономика, общество, бизнес»;

— на 13-й международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество в 21-м столетии» (СПбГПУ);

Материалы диссертации использовались в учебном процессе СПбГАСУ при преподавании дисциплины «Экономика» и «Основы предпринимательства» на кафедре экономической теории для студентов инженерных специальностей.

Публикации. Основные положения диссертации нашли отражение в восьми публикациях общим объемом 3,9 п.л. (авторские 3 п.л.), из них две — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Работа изложена на 170 стр., содержит введение, три главы, заключение, в которых 9 рисунков, 6 формул и 3 таблицы.

Список литературы

состоит из 103 источников.

Заключение

.

Выделим экономические проблемы России, сопровождающие исследованные нами процессы интеграции малого и крупного предпринимательства.

1. Для обеспечения устойчивости экономики России необходим конкурентоспособный сектор малого бизнеса. Его формирование должно происходить как сверху, так и снизу. Формирование «сверху» — это реструктуризация доминирующих крупных предприятий, создающих барьеры для входа на рынок новых фирм. Формирование «снизу» — это массовое создание новых малых предприятий. Более всего отличает экономику России от других стран — это незначительное количество малых предприятий. Между тем малое предприятие как средство разрешения проблем России может сыграть свою роль.

В первую очередь, малый бизнес — средство противостояния бюрократии. Она тесным образом связана с монополизмом. Крупные объединения и предприятия, часто имея низкие показатели эффективности, проявляют активность в сохранении монополизма. Процесс бюрократизации управления приводит к организации все новых и новых подразделений и уровней управления, разрастанию не только центрального аппарата, но и различных промежуточных звеньев, увеличению потока переписки, справок, отчетов.

Рост размеров хозяйственных единиц также усложняет управление ими, усиливая бюрократизацию. Поэтому в развитых странах децентрализация управления и уменьшение размеров хозяйственных единиц является одним из методов дебюрократизации. Интересно, что методы управления крупных компаний воспроизводят практику малых фирм: простоту управления, личный контакт управляющего с персоналом и т. п.

Таким образом, уменьшение размеров предприятия может сделать управление им более эффективным.

Основные пути в основном известны: во-первых, это продолжение создания подсистемы малых форм хозяйствования в структуре крупных предприятийво-вторых, создание новых самостоятельных малых предприятий. В обеих случаях необходимо использование различных форм интеграции малого бизнеса в предпринимательские объединения.

В промышленно развитых странах около 60% малых и средних предприятий состоят в различных предпринимательских объединениях и ассоциациях. Статистика предпринимательских объединений в России недостаточно представительна. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства в 90-е годы в то или иное объединение входило менее 1/5 малых предприятий. Чаще это был бизнес в производстве или строительстве. Опросы показывают, что количество предпринимательских объединений растет, но предпочтение отдается «мягким», сетевым структурам. Около 1/3 малых предприятий пользуются услугами объединений при получении информации.

Виды поддержки, оказываемых объединениями их членам, по опросам предпринимателей, имели в России следующий рейтинг:

— предоставление информации о поставщиках и потребителях — 39%;

— возможность рекламировать свои товары на выставках и ярмарках.

33%;

— возможность отстаивать интересы предпринимателей перед властями.

— предоставление информации о готовящихся законопроектах и возможность участвовать в их разработке — 27%.

2. Для России господство крупных предприятий более всего выражено в промышленности. Подавляющее большинство предприятий промышленности располагает полным циклом производства, а их структура характеризуется максимальным уровнем самообеспечения. Например, до 70% машиностроительных предприятий имеют собственные заготовительные, металлургические и другие переделы. [10]. Это позволяет им обеспечить высокий уровень надежности, но мало подходит для конкурентного рынка.

Крупные предприятия, сменившие форму собственности и ставшие акционерными обществами, имеют высокий уровень горизонтальной и вертикальной интеграции, препятствующий входу на рынок новых членов. Крупные российские предприятия, как правило, до сих пор представляют собой единый многофункциональный комплекс полного технологического цикла, расположенный или в городе, или рядом с ним. Некоторые города имеют лишь одно такое предприятие. Это так называемые «моногорода». Это отличает Россию, так как в развитых странах аналогичное предприятие имеет, как правило, несколько производственных баз, расположенных не только в разных районах страны, но и за рубежом.

У крупных российских предприятий, как правило, имеются не полностью загруженные производственные мощности. Такие предприятия, как правило, неспособны концентрировать усилия на ключевых направлениях обновления модельного ряда. Громоздкая система управления такими предприятиями приводит к снижению скорости прохождения решений, тормозит информационный обмен. Доля сторонних хозяйствующих субъектов в конечной продукции предприятия невелика, и при этом значительная часть внешних закупок приходится на сырье и энергоносители, которые поставляются естественными монополистами. Поэтому такие предприятия проигрывают в конкурентоспособности.

В то же время российские доминирующие предприятия являются жестко вертикально интегрированными фирмами. Она усиливается за счет финансово.

154 промышленных групп с доминирующим промышленным, а не банковским компонентом. В сочетании с горизонтальной интеграцией это обстоятельство закрывает доступ на рынок конкурирующим предприятиям. Поэтому демонополизация и разукрупнение предприятий, занимающих доминирующее положение, а также законодательное отслеживание за процессом слияний и поглощений, которые ведут к сокращению числа продавцов — важнейшее направление реструктуризации Российской экономики. Между тем, слияния и поглощения в докризисной России демонстрировали темпы роста, которые превышали мировой уровень. Совокупный объем российского рынка слияний и поглощений с 2002 по 2008 годы увеличился более чем в 7 раз и составил около 121 млрд долл. [27]. Дальнейшее развитие российского рынка слияний и поглощений пока трудно предсказуемо, однако, анализируя историю развития мирового рынка и принимая во внимание прогнозы международных организаций, можно сделать вывод о том, что сегодняшний финансовый кризис в мировой экономике погрузит данный рынок в стагнирующее состояние еще на 1,5−2 года, что впоследствии приведет к новой волне слияний и поглощений.

Основными игроками на внутреннем рынке выступали в основном российские крупные частные компании — экспортеры энергоносителей и продукции металлургической промышленности, а также корпорации в сфере телекоммуникаций.

3. Серьезная проблема на пути развития как малого, так и среднего бизнеса в России — его отрезанность от процесса глобализации. Для его преодоления требуется политика поддержки объединений и альянсов, а также других форм сотрудничества. Необходим поиск оптимальных зарубежных партнеров и вхождение в международные предпринимательские сети.

4. Есть основания считать, что в России областные и районные органы власти обладают большой политической и экономической властью. Это проявляется в их жестком контроле над важнейшими направлениями экономической деятельности в границах своего административно-территориального образования. Такой контроль не укрепляет экономические основы конкуренции и.

155 препятствует становлению малых предприятий, в том числе их интеграции в предпринимательские сети.

Отличительной чертой России является несовершенство законодательства и высокая степень коррумпированности чиновников, в результате чего именно в России проводится огромное количество незаконных (рейдерских) захватов. Недружественное поглощение — установление над компанией или ее активами полного контроля вопреки воле менеджмента или собственника. Один из наиболее распространенных в России способов — механизм банкротства (скупка долгов).

По мере взросления российского бизнеса в российской деловой практике стали появляться гринмейлеры. Скупив небольшой пакет акций эти лица получают доступ к внутренней отчетности предприятия и, если в ней есть нарушения, требуют выкупить пакет с большой премией, шантажируя руководство. В России дело осложняется тем, что зачастую менеджмент и собственники не знают, кто становится акционером или «захватчиком» предприятия.

Проводимые обследования выявляют следующие внутрикорпоративные задачи, ныне решаемые и в России:

— повышение эффективности продаж: обучение персонала, поиск новых сотрудников и усиление его мотивации, изучение клиентских предпочтений и т. п.);

— наведение порядка в организационной структуре компании;

— оптимизация издержек;

— привлечение финансирования;

— использование современных технологий и банков информации;

— диверсификация бизнеса: вложение капитала в принципиально иную по отношению к традиционному сферу.

Что касается новых участников рынка в лице малых предприятий, то фирмы, управляемые самим собственником, оказались в современной России преобладающей формой вновь созданных предприятий.

5. Формирование межфирменных взаимодействий, в том числе сетевых, происходит в рамках определенной исторической и институциональной среды. В России предпринимательские сети возникла в экономических условиях, отличающихся от развитых стран, что позволяет выделить несколько их специфических особенностей.

Во-первых, предпосылки для их формирования и развития существенно отличались от ситуации в развитых странах. В СССР имелся опыт создания сетевых структур. В условиях плановой социалистической экономики создание производственных и научно-производственных объединений осуществлялось централизованно и управлялось отраслевыми министерствами и ведомствами на плановой основе. В основе создания современных сетей в развитых странах с рыночной экономикой лежат рыночные принципы взаимодействия предприятий.

Во-вторых, в литературе отмечается такая особенность предпринимательских сетей в современной России, как наличие двух видов сетей — «сети выживания» и «собственно предпринимательские сети». Известно, что отдельные крупные предприятия, созданные еще в период плановой экономики, не находят своего устойчивого места в рыночной экономике. С целью выживания они объединяются с другими подобными фирмами, зачастую с целью ограничения конкуренции и изоляции от нее фирм, входящих в сеть. В управленческом аспекте эти фирмы чаще всего используют самые простые, примитивные формы маркетинговых взаимодействий. С другой стороны, в ряде отраслей экономики некоторые компании с целью упрочения своих позиций на рынке и получения прибыли создали новые предпринимательские сети, которые состоят из фирм, успешно конкурирующих на рынке и развивающих новые виды деятельности.

В-третьих, специфика сетей в России связана с отраслевой составляющей сетей. В целом ряде отраслей поставщики находятся в привилегированном положении и обладают очень сильными рыночными позициями, поскольку преобладающее значение для них имеет рынок сырья. В результате степень завиI симости центральных фирм от поставщиков очень велика. Поэтому с целью.

157 обеспечения гарантированных поставок сырья, материалов и комплектующих они вынуждены уделять основное внимание взаимоотношениям с поставщиками.

6. Экономическими и другими барьерами для входа на рынок малых предприятий являются также:

— состояние инфраструктуры. Например, за пределами крупных российских городов складских мощностей либо нет, либо их очень мало. Эта проблема остро стоит в отношении, например, холодильных установок, создавая серьезные препятствия для отправки продукции из региона в регион. Состояние дорог также остается плохим, в результате чего транспортировать сложно и дорого. Тарифы на железнодорожные перевозки остаются высокими;

— коррут (ия как барьер для входа на рынок в России существует везде, но малые и средние предприятия находятся в худших условиях;

— слабость финансового сектора в России. Институты, которые занимаются превращением сбережений в инвестиции, находятся в зачаточном состоянии. Банковское кредитование является краткосрочным. В результате большинство малых предприятий начинают с собственных сбережений;

— слабость системы разрешения споров. Договоры сложно проверить и обеспечить исполнением. Частные имущественные права не являются надежными;

— земля и недвижимость. Новички сталкиваются с ограничением доступа к коммерческой недвижимости из-за контроля над городскими землями городских властей. Фирмы не могут провести эффективную реструктуризацию путем изменения сооружений, так как контрольные права на землю вытекают только из права собственности.

Сокращение числа названных препятствий также является направлением стимулирования активности при создании новых предприятий и их интеграции.

Новые участники рынка, создавая дополнительные рабочие места, не только развивают новые виды хозяйственной деятельности, но и используют ресурсы, ставшие ненужными на старых предприятиях. Опыт других стран с переходной.

158 экономикой свидетельствует о том, что новые предприятия используют новые установки и оборудование, новые методы управления и стимулирования, новые продукты.

В настоящее время многие крупные производители не слишком заинтересованы в налаживании сотрудничества с малыми фирмами. Зачастую это объясняется их ненадежностью, низким качеством производимой ими продукции и т. п. В результате вклад малых предприятий в конечную продукцию крупных российских фирм невелик. Крупный бизнес, однако, представляет собой один из важнейших элементов внешней среды для бизнеса малого. Сам по себе он располагает существенным потенциалом к поддержке малых фирм, который может реализоваться в различных формах хозяйственной интеграции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. — М.: Юристъ, 2002.-190 с.
  2. И.Н. Повышение эффективности организации деятельности малых и крупных предприятий при сетевом принципе межфирменного взаимодействия Электронный ресурс (http:science-bsea.Bgita.ru/2009/ ekonom20092/alhimovishpov.htm).
  3. В.И., Вайнмаер Е. Е. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Флинта МПСИ, 2008. — 280 с.
  4. Аналитика малого предпринимательства Электронный ресурс -(http://www.giac.ru/content/documentr527F38BC-8322−45A6-B5.).
  5. А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д.А. Гордеев- под ред. засл. строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. СПб.: AHO «ИПЭВ», 2007. -271 с.
  6. А.Н., Скуматов Е. Г., Локтеева Г. Е. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / Под ред. Д.э.н., проф. А. Н. Асаула. СПб.: «Гуманистика», 2004. — 256 с.
  7. В.В. Влияние интеграционных процессов на повышение инновационной активности предприятий. Наб. Челны: Изд-во Камского госуд. Политехи. ин-та, 2003.-285 с.
  8. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1996. — 384 с.
  9. Дж. Бродман. Конкуренция и вхождение российских промышленных предприятий на рынок / Материалы Международной конференции
  10. Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России" -Электронный ресурс / (http://www.hse.ru/ic/materials/konkur.htm)
  11. A.A. Индивидуальное предпринимательство в системе бизнеса // Экономический журнал Российского государственного гуманитарного университета, 2008.- № 2(12). С. 1−6.
  12. С.А. Социология организаций Электронный ресурс (http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000−00—001unheb--00−0-0−0.).
  13. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  14. Бизнес-Инкубатор Электронный ресурс — (http://www.bussness-incubator5 4 .ru/bisinc .php).
  15. Бизнес-инкубирование на базе реструктурируемых крупных предприятий Электронный ресурс / (http://subcontract.by/index.php?option= comcontent &view=article.).
  16. Введение в бизнес Электронный ресурс (http://econbook.kemsu.ru/ UMKAparina/2.html).
  17. Ю. Интегрированные корпоративные структуры: стимулирование топ-менеджмента штаб-квартир и бизнес-единиц // Российский экономический журнал. 2010, № 3. — С. 72 — 81.
  18. Венчурная сеть стратегическое направление развития инновационного малого бизнеса — Электронный ресурс (http://www.bishelp.ru/gde dengi/vench/ dopkons/ven4net.php).
  19. Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.367 с.
  20. И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  21. Е.Г., Камакина Н. П. Развитие основных форм интеграции бизнеса в условиях усиления инвестиционной активности // Вестник гражданских инженеров. 2007, № 1(10). — С. 72−79.
  22. И.Г. Организационные формы интеграции компаний -Электронный ресурс (http://artishev.com./znaniya/organizacionnye-formy-integracii- kompan.).
  23. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. М.: Дело, 1996.-272 с.
  24. В.В. Типология и эволюция организационной культуры // Проблемы современной экономики, 2010. № 4(24). — С.1 — 4.
  25. В.И.Зименков. Процессы слияний и поглощений: опыт США и Россия // США. Канада. 2010. — 2(482) февраль — С. 64 — 82.
  26. Н.Ю. Стратегические союзы малых фирм // Государственное управление. Электронный вестник. 2006. — Выпуск № 9. Декабрь — С. 1 -5.
  27. Интеграционные процессы в предпринимательской деятельности -Электронный ресурс (http:www.alldocs.ru/download/index.php?id=239).
  28. Инновации и предпринимательство. Малые предприятия в системе кластеров Электронный ресурс (http://www.innovbusiness.ru/content/ document г C5FF701 -В356.).
  29. Институциональная среда малого предпринимательства и его социальные функции Электронный ресурс (http://rf-biz.ru/8.php).
  30. История экономических учений: учеб. Пособие / С. Ф. Сутырин, М. В. Шишкин, Г. В. Борисов. М.: Эксмо, 2010. — 368 с.
  31. Б.Н.Ичитовкин. Малые формы хозяйствования. М.: «Экономика», 1991.-204 с.
  32. Исследовательский университет в действии: опыт проекта «русские газели» // Вопросы экономики, 2011. № 2. — С. 109 -121.
  33. А.К., Крупанин А. А. Менеджмент в предпринимательстве: Учеб. пособие. М.: ИНФА-М, 2003. — 230 с.
  34. М.Кастельс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М, 2000.
  35. Д.В. Малые предприятия. М.: ЗАО «Издательский дом «Главбух». — 2002. — 352 с.
  36. В.Кондратьев, Ю.Куренков. Проблемы повышения эффективности российской экономики // Мировая экономика и международные отношения, 2008 №.12. — С.34 — 43.
  37. Классификация хозяйственных связей по глубине взаимодействия -Электронный ресурс / Материал из Проекта Ярофет (http://vviki.vicnicmed.info/ index. php/% DO %9А% D0%BB %D0%.).
  38. JI.A. Жизненный цикл организации. / США. Канада. № 11(491) ноябрь 2010.- С. 82 — 89.
  39. Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге Электронный ресурс (http://mw.gov.spb.m/gov/admm/otrasl/c economi/mbiz/ conzep.).
  40. Концепция формирования информационного общества в России -Электронный ресурс. (http://www.libertarium.ru/68 568).
  41. В.Кондратьев, Г. Рамазанов. Средний бизнес в мире и в России // Мировая экономика и международные отношения, 2008. -№ 6.- С.13−18.
  42. Р. Природа фирмы. М.: Дело. 2001.
  43. Н.В. Современные тенденции управления культурой в системе предпринимательства. Корпоративный менеджмент Электронный ресурс (http:/www/cfm/ru/|manadgment/strategy/tendencies-01 .shtml).
  44. B.May. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики, 2009. № 2. — С.4 -23.
  45. М.М. Современное предпринимательство как кооперация крупных, средних малых предприятий / Проблемы современной экономики, 2010, № 2(22). С. 1−7.
  46. М.А. Методы финансового анализа кооперационных взаимодействий малых промышленных предприятий // Аудит и финансовый анализ 2001. № 3. -С.1 — 9.
  47. .З. Теория организации: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФА-М, 2007. — 797 с.
  48. Ю.П. Кластерный подход к организации производственного взаимодействия // Вестник КАСУ, 2006. № 4.- С. 2 — 16.
  49. М.А. Методология и методика проектирования культуры фирмы в процессе создания гибких организационных структур. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.- 159 с.
  50. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П., Салома-тин H.A., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1995. — 432 с.
  51. O.E. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход/Проблемы современной экономики, 2010 № 4(24). -С.1 -4.
  52. Е.Б.Моргунов. Организационная культура Электронный ресурс (http ://www. с- culture. ru/go/228).
  53. Организационная культура: определения Электронный ресурс (http://www. countries.ru/library/orgculture/def3.htm).
  54. Организационная культура Электронный ресурс (http://www.webarhirned.ru/page- 147. html).
  55. Основные направления политики объединения «Яблоко» в отношении предпринимательского сектора экономики, малого и среднего бизнеса Электронный ресурс (http://www.yabloco.rU/Themes/Business/apple/l .htm).
  56. Предпринимательские объединения. «Келис Консалтинг» Элестрон-ныц ресурс (http://market-pages.ru/bussneses/39.htmt).
  57. Н.И. Основные форма взаимодействия малого и крупного бизнеса /.Бизнесинформ, 2009. № 5.
  58. Понятие, структура и функции организационой культуры -Электронный ресурс (http://www.hr-portal.ru/article/ponyatie-struktura-fiinktsii-organizats.).
  59. Принципы и механизмы интеграции малого и крупного бизнеса //Журнал «Компас на промышленную реструктуризацию» Электрогнный ресурс (http://www.compass.ru/Article/28l 004/05/stbusiness.htm).
  60. Промышленная кооперация в малом бизнесе. Дистанционный консалтинг Электронный ресурс, (http://www.dist-cons.ru/modules/promcoop/ chap3. html)
  61. Промышленный кластер: новое слово в экономике создает другую структуру малого бизнеса // Журнал «Капиталист». Архив. 2005.- № 8 Электронный ресурс (http.7/www.kapitalpress.ru/kapitalist/archive/2005/8/259/).
  62. Е.В. Миниэкономика /Е.В.Попов, А. И. Татаркин. М.: Наука, 2003.-487 с.
  63. Е.Попов, В.Лесных. Трансакционные издержки в переходной эконо-мике//Мировая экономика и международные отношения, 2006.- № 3. -С.72 77.
  64. В.Я., Казаков C.B. Экономика отрасли: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА- М, 2008. 309 с.
  65. В.В. Экономическая социология. 1997.
  66. Российский статистический ежегодник. 2006. С. 346.
  67. Российский статистический ежегодник. -2009. -С.351−352.
  68. Резолюция X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России, 25−26 мая 2010 г Электронный ресурс (http://www.opora-druzhba.ru/ne ws/?id=3 6).
  69. Д.Е. Образ экономики в институционализме // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Вып. 3. Экономика.-2010.- С. 32 41.
  70. Развитие кластеров: сущность, подходы, зарубежный опыт. Минск: «Тесей», 2008.- 72 с.
  71. Г. В. Совместное предпринимательство: Учебное пособие/Автор-составитель Г. В. Семеко, канд. экон. наук. М.: ИКД «Зерцало-М», 2004. — 120 с.
  72. Современные формы интеграции и кооперации Организаций Электронный ресурс (http://www.standard-company.ru/standard- company38. shtml).
  73. В.В.Смыков. Новые тенденции в развитии корпораций // Проблемы современной экономики, 2003. №.¾ (7/8). — С.95 — 99.
  74. Ю.П. Управление производственной кооперацией в интегрированных объединениях// Проблемы современной экономики, 2010. № 3(23).-С.1−5.
  75. В.Соколов. Тенденции развития мировой товарной торговли в 19 902 008 гг. // Мировая экономика и международный отношения, 2011. № 2.-С.36 -47.
  76. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона. Электронный ресурс (http://www.e-v-r.ru/index.php?option= comcontent & view=article&).
  77. И.Стрелец. Экономика сетевых благ // Мировая экономика и международные отношения, 2008.- № 10. С.77- 83.
  78. Типы конкурентного статуса компаний (http://smallbusiness.Ru/content /10/2/)
  79. Трансграничное сотрудничество. Сущность кластерных предпринимательских сетей и роль в экономике региона Электронный ресурс (http://crossborder.ucoz.com/publ/transgranichnichneklasterj/transgran.).
  80. Объемы кооперационного взаимодействия поставщиков субконтрактной продукции. Портал ИНФО Электронный ресурс (http://www. Subcontract.ru/Docum/DocumShowDocumID997/html).
  81. JT. Страны ОЭСР в международной статистике труда // Мировая экономика и международные отношения, 2010. № 1. — С.47−60.166
  82. В.П. Кластеры предприятий. М.2004.
  83. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб.: Лениздат- CEV Press, 1996. -702 с.
  84. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты Электронный ресурс (http ://www. for-expert .ru/fnan si rovani e mal о go bisnesa/2.shtml)
  85. О. Субъекты малого предпринимательства: критерии выбора (http://www.rags.ru/akadem/all/25−2003−25- 2003−109.html)
  86. Е.Г.Чернова. Интегрированные хозяйственные образования: типология и динамика организационно-правовых форм // Вестник СПбГУ. Сер.5. 2010. Вып. 1. Экономика.- С. 58 68.
  87. Е.Г. Слияния и поглощения как основной способ роста крупных компаний // Проблемы современной экономики, 2010. № 4(24).С. 1−11.
  88. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент-М.: АКАЛИС, 1996. 208 с.
  89. Финансы: Учебное пособие / Под. Ред. проф. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 336 с.
  90. В.В. Модель управления взаимодействием малых и крупных предприятий в промышленности субъекта Российской федерации- Электронный ресурс (http:// econference.ru/blog/comfo5/ 156. html).
  91. Г. В. Широкова, М. Ю. Молодцова, М. А. Арепьева. Влияние социальных сетей на разных этапах развития предпринимательской фирмы: результаты анализа Глобального мониторинга предпринимательства в России. № 3 ® -2009. СанктПетербург. С. 1 -36.
  92. И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление М.: Волиерс Клувер, 2006.
  93. Шабалдаева. Взаимосвязь трансакционных издержек и деловой среды Организации// Проблемы-современной экономики, 2008. №.4. — С. 286−288.
  94. В.Г. Стимулирование и мотивация творческих процессов в предпринимательской организации II Проблемы современной экономики, 2010. -№ 3(19).-С.1−6.
  95. Й. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. -М., 1995.-540 с.
  96. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков, В. П. Прасолова и др.- Под. ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Купрякова. М.'.Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 367 с. 1. А етореферат ы
  97. A.A. Организация управления взаимодействием в рамках предпринимательской сети: Автореф. дис. канд. экон. наук СПб., 2010.
  98. В.М. Партнерские связи как фактор эффективного развития предпринимательской деятельности: Автореф. дис. канд. экон. наук-М., 1999.
  99. Н.М. Обеспечение конкурентоспособности сетевых предпринимательских структур на основе организационных нововведений: Автореф. дис. канд. экон. наук СПб., 2008.
  100. М.И. Организационно-экономический механизм развития малого предпринимательства в территориальном инвестиционно-строительном комплексе: Автореф. дис. канд. экон. наук. Волгоград, 2008.
  101. A.B. Взаимодействие малых и крупных предприятий: Автореф. дис. канд экон. наук Москва, 2008.
Заполнить форму текущей работой