Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика морфофункционального состояния организма детей 7-9 лет инновационных школ различного профиля: На примере полихудожественного лицея и многопрофильной гимназии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертации были доложены на заседаниях кафедры медико-биологических дисциплин ТГУнаучно-практической конференции: «Интеграция естественнонормовых знаний в системе образования» (Самара, 1994) — всероссийской научно-практической конференции: «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 1995) — всероссийской научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
    • 1. 1. Состояние здоровья школьников в условиях современного 11 образования
    • 1. 2. Физическое развитие — важный показатель здоровья детей 20 и подростков
    • 1. 3. Влияние учебного процесса на функциональное состояние организма младших школьников
    • 1. 4. Характеристика педагогического процесса инновационных школ
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая характеристика педагогического процесса в общеобразовательных учебных учреждениях
    • 2. 2. Антропометрические показатели физического развития школьников
    • 2. 3. Методы оценки функционального состояния организма школьников
    • 2. 4. Оценка умственной работоспособности младших школьников
    • 2. 5. Характеристика педагогического процесса в общеобразовательных школах различного профиля
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ
    • 3. 1. Оценка физического развития детей начальных классов школ различного профиля
    • 3. 2. Исследования функционального состояния организма младших школьников
    • 3. 3. Морфофункциональная характеристика состояния здоровья школьников младших классов (по результатам компьютерной электростуктурографии)
    • 3. 4. Характеристика умственной работоспособности младших школьников
    • 3. 5. Анализ физической подготовленности младших школьников

Характеристика морфофункционального состояния организма детей 7-9 лет инновационных школ различного профиля: На примере полихудожественного лицея и многопрофильной гимназии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная система школьного образования в нашей стране после принятия в 1993 г. Закона РФ «Об образовании» претерпела существенные изменения, резко обострив значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. В первую очередь — это появление многообразных видов и типов образовательных учреждений, что, по замыслу реформаторов, должно способствовать дифференциации образовательных программ, получению образования в соответствии с задатками и способностями учащихся. Примерами вариативности школьного образования могут служить различная продолжительность обучения в начальной школе (3 или 4 года), организация начального обучения на базе дошкольных учреждений (так называемые учебно-воспитательные комплексы), открытие классов компенсирующего обучения, классов с раздельным обучением мальчиков и девочек, школ, где обучение школьников сочетается с их оздоровлением и т. д. Но, пожалуй, самыми заметными стали школы нового типа — с углубленным содержанием обучения: гимназии, лицеи, количество которых увеличивается с каждым годом (М.М. Степанова с соавт., 2000; А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева, 1998).

Многие попытки реформировать школьное образование негативно отражаются на состоянии здоровья детей: с одной стороны, имеет место отчетливая интенсификация учебного процесса за счет технического переоснащения школ, создания новых моделей образовательного учреждения и учебно-воспитательных комплексов, существенного изменения содержания и методов обучения, а с другой стороны, объектом воздействия школьных инноваций являются дети и подростки, значительная часть которых нездоровы (И.А. Камаев с соавт., 2003).

Современное состояние школьного образования характеризуется рядом негативных тенденций: снижением двигательной активности школьников, увеличением учебной нагрузки, усложнением учебных программ и т. д., которые отрицательно сказываются на состоянии здоровья учащихся. Дети стали вести малоподвижный образ жизни с тех пор, как в их жизнь вошли телевидение, видеоигры, компьютеры, при одновременном снижении физических нагрузок в школе. В настоящее время происходит усложнение и перестройка учебных программ, изменение режима работы, увеличение школьной и внешкольной нагрузки. Интенсификация учебно-воспитательного процесса обусловливает повышение требований к функциональному состоянию и здоровью ребенка (А. Г. Сухарев, 1982; А. И. Бурханов, Г. А. Кропотова, 2003).

Среди факторов, влияющих на формирование здоровья детей, большое значение имеет организация учебного процесса и те условия, в которых он осуществляется. Установлено, что среди факторов, влияющих на здоровье, 20% составляют условия внутришкольной среды, а большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в стенах школы. Это говорит о том, сколь важно, чтобы все то, что формирует эту среду, включая сами занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков (Л.Ф. Бережков, 1993; М. М. Безруких, 1998; А. Г. Ильин с соавт., 2000). Актуальность этого требования еще более усиливают крайне неблагоприятные данные о состоянии здоровья сегодняшних школьников (А.А. Баранов, 1999, И. В. Пляскина, 1998; Т А. Хорошева, А. И. Бурханов, 2001; Л. М. Сухарева с соавт., 2002).

В.И. Гарбузов (1991), исходя из реальной ситуации здоровья подрастающего поколения, пришел к выводу, что существующие условия обучения и воспитания детей носят стихийный разрушительный характер. Он пишет: «.об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5,5 лет) обучения письму, чтению, математике, иностранному языку, музыке, работе с компьютерными установками. Буквы, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным, что ведет к «шизоидной интоксикации». Значительные изменения в области народного образования не могли не сказаться на здоровье школьников. Из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. За время обучения количество здоровых школьников уменьшается в три-четыре раза, а здоровыми заканчивают школу лишь 2−5% (С.С. Волкова, 1999). По данным В. В. Колбанова и Г. К. Зайцева (1992), школьники с первой группой здоровья составляют от 8,6% до 14,2%, со второй группой — от 37,1% до 49,0%, с третьей — от 40,4% до 48,0% и с четвертой — от 0,3% до 22,0%.

Как показали наблюдения, еще не вполне сформировавшийся организм детей не всегда способен адекватно реагировать на сильные и продолжительные воздействия учебных нагрузок, недостаточную двигательную активность в режиме дня, что приводит к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям (Н.З. Кайгородова с соавт., 1995; Р. Е. Мотылянская и ДР-, 1990).

Все эти негативные последствия учебной деятельности могут усугубляться при внедрении новых систем обучения, которые в большинстве случаев сопровождаются увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки (М.В. Антропова с соавт., 1998; Г. К. Зайцев, 1998). В связи с этим важное место занимают исследования здоровья младших школьников, обучающихся в условиях реализации различных педагогических систем (Г.Н. Сердюковская с соавт., 1990; Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская, 1994; М. В. Антропова с соавт., 1995, 1998; В. И. Макарова с соавт., 1997; Г. Г. Ушакова, 1999), ибо в этом возрасте в связи с поступлением в школу происходят выраженные изменения со стороны важнейших функций детского организма. Необходимо, чтобы экспериментальные формы обучения способствовали не только интеллектуальному развитию, но и укрепляли здоровье учащихся (В.Г. Воронцова, В. В. Колбанов, 1995; Е. П. Усанова, Н. Н. Шарова, 1998). Среди учащихся школ нового типа в 1,5−2 раза больше, чем в массовых школах, детей со сниженными функциональными резервами, дефицитом массы тела, патологией органов зрения. Интенсификация учебной деятельности — один из факторов увеличения числа нервно-психических нарушений, которые на 14−20% чаще регистрируются у учащихся гимназий и лицеев достигают 55%. В структуре нервно-психических нарушений доминируют психо-астенические состояния (66−90%), истероподобные реакции (41−63%), психастения (14−42%).

Весьма актуальной на современном этапе развития образования является профилактика негативных последствий для здоровья младших школьников различных факторов школьной среды (Г.Н. Сердюковская, А. Г. Сухарев, 1986).

Однако, несмотря на практическую значимость проблемы, вопросы организации учебного процесса в школах нового типа и его влияние на здоровье до сих пор остаются малоизученными и вызывают необходимость проведения комплексных исследований, позволяющих выявить роль неблагоприятных факторов в процессе обучения и разработать мероприятия по их профилактике (М.В. Антропова с соавт., 1995, 1998; В. Ф. Базарный, 1995, 1996; А. И. Бурханов, 1999; Г. Г. Ушакова, 1999).

Цель и задачи исследования

Исходя из вышеизложенного, мы поставили своей целью изучить особенности физического и функционального развития организма детей младшего школьного возраста школ с различным профилем обучения.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— изучить возрастно-половые особенности физического развития детей 7−9 лет, обучающихся в инновационных школах различного профиля (полихудожественного лицея искусств, многопрофильной гимназии);

— определить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем младших школьников инновационных учебных учреждений и выявить влияние учебного процесса на их функции;

— дать сравнительную оценку умственной работоспособности детей, обучающихся в школах различного профиля, в динамике учебного годаизучить особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях инновационных школ различного типа;

— разработать и внедрить в учебный процесс обследованных школ практические рекомендации по сохранению, укреплению и развитию здоровья.

Научная новизна.

Исследованы возрастно-половые особенности физического развития учащихся младших классов, обучающихся в условиях различных инновационных школ (полихудожественного лицея, многопрофильной гимназии) г. Тольятти.

Методом компьютерной электрострукгурографии выявлено, что у учащихся младших классов развиваются преимущественно функциональные изменения со стороны важнейших систем детского организма.

Получены новые данные о возрастных и гендерных закономерностях реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем у обследованных детей на воздействие учебной нагрузки разной интенсивности в течение учебного года.

Теоретическая значимость работы.

Результаты исследований позволили установить определенные закономерности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста в зависимости от особенностей учебной нагрузки и двигательной активности. Выявленные особенности изменений антропометрических показателей, параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут использоваться для оценки морфофункционального состояния развития детей региона г. Тольятги.

Практическая значимость.

Результаты выполненной работы позволили.

— выявить особенности морфофункциональных изменений у детей 7−9 лет, обучающихся в инновационных школах различного профиля (лицей, гимназия), которые были использованы медицинскими работниками и педагогами для разработки практических мероприятий по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

— использовать результаты физиологических исследований для разработки практических рекомендаций по охране и укреплению здоровья учащихся младших классов;

— включить материалы исследований по изучению морфофункциональных особенностей развития школьников 7−9 лет в учебные курсы по общей и возрастной физиологии;

— внедрить в учебный процесс мероприятия по укреплению здоровья детей и профилактике ведущих форм школьной патологии (зрительные тренажеры, ножные массажные коврики, комплексы физических упражнений).

Результаты проведенного исследования представляют практический интерес для врачей, физиологов, педагогов и организаторов учебно-воспитательного процесса.

Основные положения, выносимые на защиту.

Проведенные исследования дали возможность вынести на защиту следующие положения:

1. Возраст 7−9 лет характеризуется нестабильностью морфофункциональных показателей, которая обусловлена значительной выраженностью индивидуальных различий организма.

2. Физическое развитие учащихся всех обследованных школ (лицея, гимназии, традиционной школы) в младшем школьном возрасте происходит в соответствии с общими закономерностями возрастных особенностей детского организма.

3. Достоверные различия функциональных показателей сердечнососудистой и дыхательной систем выявляются у детей в возрасте 9-лет, которые обусловлены более выраженным напряжением их функционального состояния у учащихся инновационных школ.

4. Уровень умственной работоспособности учащихся обследованных школ (лицей — гимназия — традиционная школа) прямо пропорционален величине учебной нагрузки.

5. Среди средовых факторов инновационны х школ, приводящих к изменениям в организме младших школьников, ведущее место занимает снижение двигательной активности и, как следствие, снижение уровня физической подготовленности детей.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были доложены на заседаниях кафедры медико-биологических дисциплин ТГУнаучно-практической конференции: «Интеграция естественнонормовых знаний в системе образования» (Самара, 1994) — всероссийской научно-практической конференции: «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 1995) — всероссийской научно-практической конференции. «Совершенствование методов физического развития физических качеств детей и подростков» (Владимир, 1996) — всероссийской научно-практической конференции: «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1997) — всероссийской научно-практической конференции: «Инновационные методы в работе педагогических учреждений» (Тольятти, 1998) — городской научно-практической конференции директоров учебных учреждений г. Тольятти (2000) — научно-методической конференции педагогического института ТГУ (2003).

Глава 5. ВЫВОДЫ:

1. Экстенсивное обучение младших школьников в условиях инновационных школ не сопровождается нарушением темпов прироста показателей физического развития, но является причиной повышения числа дисгармонично развитых детей в лицее искусств по сравнению с детьми традиционной школы.

2. Динамика возрастных показателей кардиореспираторной системы свидетельствует о напряжении механизмов регуляции этих систем у учащихся инновационных школ (лицея, гимназии) по сравнению с детьми традиционной школы. Результаты компьютерной электроструктурографии показали, что у детей инновационных школ наиболее выраженные изменения в организме выявлены в возрасте 9 лет. У значительного числа детей функциональные изменения часто сочетались с морфологическими в пределах одной или нескольких систем.

3. Уровень умственной работоспособности у учащихся инновационных школ в течение учебного года был достоверно ниже по сравнению с детьми традиционной школы, но умственная продуктивность была выше. Выявленное противоречие приводит к заключению, что создание оптимальных условий для повышения умственной работоспособности положительно отразится на ее продуктивности.

4. Педагогический процесс в условиях инновационных школ сопровождается воздействием на учащихся комплекса факторов школьной среды (повышенной учебной нагрузки, усложнением учебных программ, нарушениями в школьном расписании, недостаточной оснащенности школьников ростовой мебелью и т. д.), оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье. В отличие от традиционной школы ведущее место среди них занимает учебная перегрузка.

5 Характер изменений морфофункционального развития, умственной работоспособности и физической подготовленности учащихся свидетельствует о том, что учебно-воспитательный процесс в инновационных школах вызывает необходимость пересмотра содержания образовательных программ путем приведения их к существующим требованиям.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

1. С целью формирования, сохранения и укрепления здоровья младших школьников была разработана комплексная программа «Здоровый школьник», которая внедрена во всех обследованных школах. Программа была доложена на научно-практической конференции Департамента образования «Городу Тольятти — здоровое поколение», где получила положительную оценку и рекомендации по внедрению в практику образовательных учреждений (Приложение 5).

2. В начальных классах обследованных школ внедрен курс: «Познай себя» .

3. Для профилактики миопии в начальных классах были внедрены зрительные тренажеры и комплексы специальных физических упражнений.

Оценка их эффективности показала, что процент детей с признаками предмиопии снизился на 26,7%. Наибольший эффект выявлен у детей, которые дома занимались рекомендованными упражнениями с целью коррекции зрения.

4. Для профилактики плоскостопия внедрены ножные массажные коврики и комплексы специальных оздоровительных упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия. Оценивая эффективность их использования, нами выявлено, что выраженность признаков плоскостопия снизилась в среднем на 30,3% (у мальчиков — на 33,4%, у девочек — на 27,1%).

5. Организованы семинары для учителей и родителей по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков (Приложение 6−7).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В., Самохвалова В. П., Разживина Г. Н., Лозовская Л. И., Баляникова Т. В., Крупник А. Б. Способ оценки адаптационных возможностей детского организма // Педиатрия. — 1989. — № 6. — С. 50−54.
  2. Л.П., Кабирова Е. В., Симакова Т. А., Шерстатитов Р. Г. Физическое развитие детей Кировской области // Гигиена и санитария. 1998. -№ 2. — с. 30−32.
  3. В.А., Полянская Н. Г., Борщев В. Ф. Психологические особенности школьников старших классов в период начальной профессиональной ориентации // Экология детства: социальные и медицинские проблемы. СПб., 1994. — С.88−89.
  4. Л.Р., Кочарова С. Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. 2001. — № 6.- С.48−49.
  5. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам (Под ред. Хрипковой А. Г., Антроповой М.В.) М.:Педагогика, 1982. — 239 с.
  6. Е.А., Сырцова М. А. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей 5−7 лет // Гигиена и санитария.- 1990. -№ 4. -С. 13−14.
  7. Л.А. Соматофункиональный потенциал школьников в зависимости от различных режимов двигательной активности // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 56−59.
  8. С.В., Петленко В. П. Научно-технический прогресс, гигиена и педиатрия: единство и противоречия // Методология и социология педиатрии. СПб, 1991. — С.42−57.
  9. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник РАМН. 1993. — № 5. — С. 19−24.
  10. Н.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современныхшкольников //Школа здоровья. 1994. — Т.1. — № 1. — С. 13−18.
  11. Л.М., Афаансьева А. А. Брязгунов И.П. Исследование сердечного режима у здоровых детей в онтогенезе // Методы исследований функций организма в онтогенезе. М., 1975, С. 95−95.
  12. Е.А.Анисова, С. В. Шабашева, Е. М. Гурьянова, Л. Г. Субботина. Особенности адаптации первоклассников к школе в зависимости от разной готовности к обучению //Педагогические и медицинские проблемы валеологии.- Новосибирск, 1999. С.24−25.
  13. М.В. и др. Нормализация учебной нагрузки школьников.- М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  14. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. Здоровье школьников: результаты лонгиподного исследования // Педагогика. — 1995. -№ 2.-С.26−31.
  15. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам //Физиология человека. 1998. — Т. 24.- № 5. С.80−84.
  16. .А. Показатели артериального давления и пульса у детей школьного возраста г. Тюмени / Морфология, функции и физиологическая работоспособность школьников и студентов. -Тюмень, 1982. С.26−33.
  17. .А., Бобров Н. Б. Четверикова Г. Г. и др. Динамика физического развития детей и студентов г. Тюмени П Морфология, функции и физическая работоспособность школьников и студентов. Тюмень, 1982.- С. 4−22.
  18. .А., О.В.Соромотина. Биоклимат и физическое развитие детей школьного возраста г. г.Тюмени и Сургута //Гигиена и санитария. 1982.- № 7. С. 88−89.
  19. Г. Л. Здоровье: методология и методика комплексной оценки // Всесоюзная конференция «Здоровье и функциональные возможностичеловека». М., 1985. — 21 с.
  20. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоровье, 1985.-С. 20−35.
  21. Х.М. и др. Физическое воспитание и здоровье детей школьного возраста // Вопросы укрепления здоровья населения, теория, методики и психо-физиологии физического воспитания и спорта. Чебоксары, 1995.-С. 33−36.
  22. В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. -Сергиев Посад, 1995. Ч. 2. — 30 с.
  23. В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. Ч. 4. — Сергиев Посад, 1996. 40 с.
  24. P.M., Кукушкин Ю. А., Марасанов А. В., Романов Е. А. Методика оценки функционального состояния организма человека //Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 3. — С.30−34.
  25. P.M., Минаков Э. В., Стрелецкая Г. Н. Оценка нарушений вегетативной регуляции гипертонической болезни и диабете на основе анализа вари-абельности сердечного ритма //Вестник аритмологии. 1998.- № 8.-110 с
  26. А.А. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей России // Материалы второй Национальной Ассамблеи «Охрана репродуктивного здоровья населения». М., 1997. — С.7−9.
  27. А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты //Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 4−6.
  28. В.М., Бондин В. И. Каплиев В.А., Лысенко А. В. Валеодиагностика Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1999. — 100 с.
  29. Н.В. Состояние физического воспитания // Физическая культура основа здорового образа жизни. — Самара, 1996. — С. 17−25.
  30. И.В. Особенности функционирования сердечнососудистой системы младших школьников в условиях реализации различных педагогических систем // Автореф. дисс. канд. биол. наук Казань. — 2001.-22 с
  31. И.А. Влияние учебных нагрузок на остроту зрения учащихся начальной школы // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. -Новосибирск, 1999.-С. 30−32.
  32. М.М. Динамика показателей сердечного ритма у младших школьников при адаптации к учебной нагрузке //Вопросы сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980. — С.39−45.
  33. М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М., 1994. — 99 с.
  34. М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся // Образование и здоровье. Калуга, 1998. — С. 30−31.
  35. Е.М. Проблема близорукости в школьном возрасте. // Актуальные проблемы гигиены обучения и воспитания школьников. Минск, 1974.-С. 15−17.
  36. Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей и значение медико-биологических факторов в его формировании //Вестник Рос. Академии мед. наук. 1993. — № 5. — С. 8−15.
  37. Л.Ф., Бондаренко Н. М. Динамика состояния здоровья детей во время обучения в школе // Современные естественнонаучные методы изучения человека и природной среды его обитания. Коломна, 1994. — С. 3946.
  38. Н.Г., Литвинова Н. А., Анисова Е. А., Шабашева С. В. Комплексный подход в оценке состояния здоровья и развития субъектов образовательного процесса // Валеология. 1997. — № 3. — С. 16−20.
  39. И.П. Статические объемы в системе адаптации функции дыхания при мышечной работе. \ Физиология спорта. М., 1986. — С. 25−26.
  40. Н.А., Букота JI.A. Влияние экспериментального двигательного режима на состояние здоровья и умственную работоспособность младших школьников // Физическое воспитание и школьная гигиена. -М., 1991 С. 217−218.
  41. Е.А., Перевощшсова Е. П. Состояние органа зрения у учащихся лицея и общеобразовательной школы // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 52−53.
  42. Г. Г. Физическое развитие детей-северян младшего школьного возраста //Север. Дети. Школа. Архангельск, 1994. — С. 39−48.
  43. А.И., Сафонов В. Н., Кропотова Г. А. Роль школы в формировании здоровья учащихся //Профессионально-личностная система подготовки специалистов по физической культуре и спорту. — Тольятти, 2000. -С. 174−180.
  44. А.И., Кропотова Г. А., Хорошева Т. А. Основы формирования здоровья в условиях современной школы. -Тольятти, 2001 100с.
  45. А.И., Кропотова Г. А. Возрастно-половые показатели основных форм школьной патологии //Психология, педагогика, медицина: пути взаимодействия в системе образования. Тольятти, 2001. — С. 128−132.
  46. А.И., Кропотова Г. А. Здоровьесберегающие аспекты школьного образования //Теоретическое и технологическое образование по физической культуре и спорту в учебно-педагогическом комплексе. -Тольятти, 2003. С.224−227.
  47. .В. Функциональная оценка адаптации школьников к особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Автореф. дисс.. канд. биолог, наук. Казань, Чебоксары, 2000. -24 с.
  48. Н.Б., Николаев АН. Состояние зрения учащихся общеобразовательных школ Кировска (Заполярье) // Гигиена и санитария. -1983. -№ 4.-79 с.
  49. JI.K., Гуминский А. А., В.Н. Загорская и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. М., 1992.- 132 с.
  50. Н.Л., Анчугин Б. А. Жизненная емкость легких у детей школьного возраста г. Тюмени // Морфология, функции и физическая работоспособность школьников и студентов. Тюмень, 1982. — С. 35−40.
  51. П.Б., Волкова С. А. Детская близорукость как медико-педагогическая проблема образования // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Новосибирск, 1999. — С. 75−76.
  52. Т.В. и др. Влияние режима и программы обучения на психофизиологические особенности школьников // Здоровье и образование. -СПб., 1995.-С. 52−54.
  53. С.К. Возрастные особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, занимающихся спортом. М., 1985. — С. 87−88.
  54. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки //Учебно-методическое пособие Ленинградского мед. института. Л., 1986. — 56с.
  55. В.Г., Колбанов В. В. Особенности становления педагогической валеологии в России // Здоровье и образования. Проблемы педагогической валеологии. СПб., 1995. — С. 3−5.
  56. А.Г., Игишева Л. Н., Казин Э. М. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6−16 лет // Физиология человека. 2002. — 28. — № 4. — С. 54−58.
  57. В.И. Нервные дети. М., 1991.
  58. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарныеправила и нормы СанП и Н 2.4.2. 576−96 // Школа здоровья, 1998. — № 2. — С.636.
  59. Т.Д., Поляков, А .Я., Богачанов Н. Д. Динамика физического развития учащихся школ г.Новосибирска //Гигиена и санитария. 2003. — № 3. -С. 50−52.
  60. Е.К. Гигиена обучения и воспитания и перспективы ее развития. // Гигиена детей и подростков важнейшее звено профилактической медицины. Ч 1.-М., 1989. — С. 13−22.
  61. В.Г. Различия вегетативных реакций сердечно-сосудистой системы школьников в связи с возрастом, полом и под влиянием стандартной нагрузки. // Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков. -М., 1974.-Т2.-С. 79−90.
  62. Э. И др. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса // Гигиена и санитария. 1983. — № 10. — С. 33−36.
  63. В.Л., Гордиец А.В, Галактионова М. Ю. и др. Клинико-мегаболические показатели детей в период адаптации в школе // Педиатрия.- 2001. № 5. — С.57−59.
  64. Т.С., Казьмина Л.И. Влияние показателей физического развития на умственную работоспособность детей 7-го года жизни
  65. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. СПб., 2000. — Ч. 1.- С. 27−28.
  66. Ф.Ф., Лысенко А. И., Яруллин А.Х. Влияние факторов окружающей среды на физическое развитие детей дошкольного возраста
  67. Гигиена и санитария. 2001. — № 6. — С.49−52.
  68. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: Учебное пособие (Отв. ред. Р. А. Шабунин Свердловск: Свердловский пединститут, 1981. — 80с.
  69. Н.Р. Сердечно-сосудистая система при холодовой адаптации // Физиология кровообращения. Регуляция кровообращения.
  70. Руководство по физиологии. — JL: Наука. 1986. — 449 с.
  71. В.А. и др. Состояние здоровья детей, поступающих в начальную школу (по данным четырехлетнего наблюдения) // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Новосибирск, 1999. — С. 117−119.
  72. Н.Н., Макаров В. В., Федоренко Е. Ю. Развитие, формирование и сохранение здоровья в школе // Сб. научных трудов. Вариант будущего. Красноярск, 1996. -С. 15−17.
  73. В.Я., Работникова JI.B. Возрастная динамика физического развития школьников с разным режимом двигательной активности // Гигиена и санитария. 1985. — № 5. — С. 12−25.
  74. JI.B. Биохимические свойства дыхательной системы подростков Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. — М., 1985. — С. 131.
  75. Ерикова J1.B., Кряжикова В. Ф. Биомеханические свойства вентиляционной системы легких у подростков на различных стадиях полового созревания // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1985. -№ 1. — С. 22−25.
  76. JI.B., Михеев С. И. Особенности биомеханики у подростков 13−16 лет. —Новые исследования по возрастной физиологии. — М.: Педагогика, 1986. № 2 (27). — С. 25−27.
  77. Г. Н. Динамика морфофункциональных показателей и умственной работоспособности учащихся первых классов в течение учебного года // Адаптация детей и подростков к учебной и физическим нагрузкам. -М., 1979. С.72−73.
  78. Г. Н. и др. Влияние микро-и макрофакторов на морфофункциональное развитие первоклассников //Морфофункциональные показатели развития детей и подростков. Новосибирск, 1980. — С. 59−69.
  79. Л.А. Состояние здоровья и приспособительная деятельность школьников // Здоровье и образование (под ред. В.В. Колбанова). -СПб., 1995.-С. 30−32.
  80. Т.В. Пути формирования осанки в физическом воспитании младших школьников // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. СПб., 2000. — с. 34−35.
  81. Г. К. Мотивация двигательной активности детей // Проблемы педагогической валеологии. СПб.: СПбГУПМ, 1996. — С. 20−21.
  82. Н.В., Калмыкова А. С., Марочкина Л. И. Особенности физического развития и заболеваемость с хроническими болезнями школьников в йоддефицитном регионе //Педиатрия. 2002. — № 6. — С. 50−52.
  83. Я.И. и др. Комплексное влияние факторов городской среды на физическое развитие детей // Охрана здоровья детей и подростков. Киев: Здоровья, 1982. — Вып. 13. — С. 21−23.
  84. А.В., Королев А. А., Шакулова О. Р. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста //Гигиена и санитария. 2001. № 1. — С. 68−70.
  85. Н.А. Изменение умственной работоспособности учащихся начальных классов в течение учебного года //Гигиена и санитария. 1982.- № 6. С.90−93.
  86. .Н. О физическом развитии детей и подростков, проживающих в различных природных условиях // Советское здравоохранение. -1987.-№ 6.-С. 17−22.
  87. А.Г., Звездина И. В., Эльянов М. М. и др. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария.2000. № 1. — С.59−62.
  88. А.П. и др. Корреляционный анализ отдельных показателей кардиореспираторной системы для выявления стресс-состояний //Теория и практика физической культуры, 1997. № 9. — С. 11−13.
  89. В.В. и др. Валеологические основы физического воспитания // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. -Новосибирск, 1999.-С. 156−157.
  90. Э.М., Кураев Г. А., Шорин Ю. Н. Исследование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных, адаптивных возможностей организма // Физиология человека. -1993.-№ 3.-С. 98−103.
  91. Э.М. и др. Концептуальные валеологические подходы к проблеме здоровья и развития в системе образования в Кузбассе. -Кемерово:ОблИУУ, 1955. -28 с.
  92. Л.Ф., Ростовцева Е. Е., Ландайс Я. Я. Адаптационные возможности учащихся начальных классов //Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Новосибирск: НГПУ, 1999. — С. 172−173.
  93. Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии //Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980. -С. 5−17.
  94. Р.А., Панавене В. В., Преснякова Н. М. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку //Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1980. — № 1. — С.33−37.
  95. И.А., Павлычева Л. И., Васильева О. Л., Коптева Л. М. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса в режиме дня старшеклассников лицеев //Гигиена и санитария. 2003. — № 5. — С. 45−46.
  96. Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторовусловий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития // Гигиена и санитария. 2001. — № 6. — С. 52−55.
  97. В.Н., Суханова Н. Е. К вопросу о физическом развитии и состоянии здоровья детей школьного возраста // Советское здравоохранение 1990. -№ 1.-С. 55−57.
  98. А.Н., Ковригович JI.A. Возрастные особенности реактивности дыхательной системы у городских и сельских школьников 12−14 лет. //Проблемы общей и возрастной физиологии в школе. М., 1983.
  99. Н.З., Ким А.В., Кочетков Ю. С., Денисова Н. В. Влияние режима и программы обучения на психофизические особенности школьников // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии. -СПб., 1995.-С. 37−39.
  100. О.В., Засорин Б. В., Боев В. М. Комплексная оценка физического развития мальчиков школьного возраста в условиях промышленного города // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 74−76.
  101. Т.Г. Изучение насосной функции сердца детей первого года обучения в школе в условиях различных двигательных режимов //Автореф. дисс. канд. биол. наук. Казань, 2000. — 21 с.
  102. В.И., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983. 286с.
  103. Г. С., Трофимов В. Н., Шеина Т. П. Зависимость спортивных достижений от размеров сердца //Физическая культура основа здорового образа жизни. — Самара, 1996. — С. 168−169.
  104. Л.Г. Реакции сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем школьниц 7−16 лет на физическую нагрузку большой мощности //Автореф. дисс.канд. биол. наук. Казань, 1990. — 23 с.
  105. В.И. Здоровье закладывается в детстве. М.: Знание, 1988.-64 с.
  106. Е.Г. Возрастные особенности регуляции сердечного ритмау детей дошкольного и младшего школьного возраста //Автореф. дисс.канд. биол. наук. Челябинск, 2002. — 20 с.
  107. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. СПб, 1992. — 51 с.
  108. Г. С., Жуцкова Г.В. К проблеме взаимосвязи между учебными нагрузками и здоровьем школьников младшего возраста
  109. Образование и здоровье. Калуга. — 1998. — С. 154−155.
  110. Т.А., Талалаев А. А., Тибекин А. Т. Концептуальные основы создания системы обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и охраны здоровья школьников // Здравоохранение Российской Федерации. -2001,-№ 2.-С. 16−19.
  111. О.В. Сердечно-сосудистая система и возраст. М.: Медицина, 1983. — 176с.
  112. М.В. Состояние здоровья школьников начальных классов в условиях современного образовательного учреждения //Экология и здоровье в XXI в. Ульяновск, 2001. — С.85.
  113. Т.Д. Возрастные изменения функций дыхания у детей отрождения до 14 лет // Современные проблемы физиологии дыхания.- Куйбышев, 1980. С.91−98.
  114. Т.Д., Разживина И. М., Пласкунова Л. А. Регуляция вентиляционной функции легких у подростков // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1983. — № 1. — С.48−50.
  115. Н.Н., Степанова М. И. Современныетехнологии обучения школьников и ее влияние на здоровье // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 45−48.
  116. О.О. Суточный ритм сердца у детей // Педиатрия. -1998.-№ 4.-С. 51−55.
  117. .Ф. Чернышенко Ю.К. Способы повышения объема двигательной активности учащихся в современных условиях обучения
  118. Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. -Коломна, 1995. С. 28−29.
  119. А.И., Соловьева И. Л., Черданцев А. П. Состояние здоровья детей, обучающихся по различным школьным программам //Педиатрия. 2002. — № 6. — С. 53−57.
  120. Г. И. и др. Режим дня школьника. -М: Медицина, 1987.- 111 с.
  121. В.Р. Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей в городе с развитой химической промышленностью // Гигиена и санитария. 1994. — № 2. — С. 37−40.
  122. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. -М., 1996.
  123. В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) // Гигиена и санитария. 2000. — С.36−40.
  124. В.Р. и др. Проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся в образовательных учреждениях // Гигиена и санитария. 2000.- № 3. С. 52−56.
  125. С.П., Балябин В. К., Смыковская P.M., Савельев А. Ю. Стандарты морфофункционального развития школьников г.Ульяновска. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. 28 с.
  126. А.В., Балясникова Т. В. Образ жизни и состояние здоровья младших школьников //Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни.-М., 1990.-С. 113−113.
  127. Е.Н. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирование здорового образа жизни /Физическая культура -основа здорового образа жизни. Самара, 1996. — С. 5−9.
  128. В.И., Борисова Т. А., Якубсон Л. Э. и др. Адаптационные возможности младших школьников к школьному режиму // Стресс, адаптация и функциональные нарушения. Кишинев: Штийнца, 1984. — с. 131−132.
  129. Н.Ф., Слинькова И. П., Ширшова В. М. Из опыта работы по диагностике здоровья школьников //Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Новосибирск, 1999. — С. 237−238.
  130. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 5−7-х классов. М.:Просвещение, 1997. — 192 с.
  131. В.И. и др. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гигиена и санитария. 1997. — № 3. -С.33−36.
  132. Т.Н. К проблеме установления должных величин артериального давления в онтогенезе человека // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — 107 с.
  133. Н.А., Кононеико А. Л. Гигиеническая оценка некоторых элементов режима дня учащихся средних школ с различным профилем обучения. // Гигиена и санитария. -1986. № 12. — С. 72−73.
  134. В.В., Краснянская П. Л. Методические указания по оценке физического развития школьников г.Куйбышева. Куйбышев, 1980. — 43 с.
  135. Н.А. и др. Оценка длины и массы тела школьников с помощью центральных школ и номограмм // Гигиена и санитария. 1983.-№ 10. -С.70−73.
  136. Н.А. и др. Динамика умственной работоспособности шестилетних детей в процессе учебных занятий // Гигиена и санитария. 1986. — № 9. — С.33−35.
  137. И.К. Некоторые гигиенические аспекты изучения домашнего режима учащихся //Гигиена и санитария. 1985. — № 1. — С. 87−88.
  138. Методические рекомендации «Об использовании школьной мебели», утвержденные Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР 02.06.80 г. № 2177−80.
  139. Методика оценки и стандарты физического развития детей г. Самары и Самарской области: Информационно-методические материалы для практикующих врачей и студентов медвузов (Маковецкая Г. А., Стуколова Т. И., Мазур Л. И. и др.). Самара, 1998. — 104 с.
  140. Н.Н., Соловьева B.C., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков Москвы. М., 1988.
  141. .Н., Шиян В. М. Основы методики физического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1997. 102 с.
  142. Г. Г., Грибан В. Г. Некоторые показатели внешнего дыхания и гемодинамики юношеского возраста // Морфофизиологические особенности юношеского возраста. Горький, 1983. — С. 21−26.
  143. М.М., Сетко Н. П. Влияние комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов // Гигиена исанитария. 2002. — № 5. — С. 64−66.
  144. Р.Е. и др. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни. //Теория и практика физической культуры. — 1990.-№ 1.-С. 14−22.
  145. П.П. и др. Динамика физического развития учащихся 1−6 классов при адаптации к учебным нагрузкам // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977. — Т 2. — С. 202−203.
  146. .А. Морфология человека. М., 1990. — 344 с.
  147. .А., Мусагалиева Г. М., Савченко К. А. Акселерация развития детей и ее последствия. — Алма-Ата, 1990. 176 с.
  148. Н.С. Специально-восстановительные и специально-тренирующие зрительные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Физкультурные образования Сибири. 1995. — № 2. — С. 12−15.
  149. В.П. Особенности физического и полового развития школьников с различным профилем обучения // Гигиена и санитария. 1998. -№ 1.-С. 44−46.
  150. Ш. Д. Физическое развитие младших школьников в разные периоды учебного года // Совершенствование методов развития физических качеств детей и молодежи. Владимир, 1996. — С. 32−33.
  151. И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста. Омск: СибГАФК, 1998.
  152. И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.62−65.
  153. В.А., Вишневская Е. Л. Состояние и проблемы охраны здоровья детей и подростков / Экология детства: социальные и медицинскиепроблемы. СПб, 1994. — С. 81−83.
  154. В.А. Формирование здорового образа жизни и физического здоровья детей // Физическая культура основа здорового образа жизни. — Самара, 1996. — С. 14−16.
  155. П.И. Применение компьютерной электроструктурографии в диагностике и оценке эффективности лечения гастродуоденальных язв // Дисс. канд. мед. наук. Самара, 1995. — 155 с.
  156. Л.В. Развитие основных функций миокарда детей7−15 лет, проживающих в различных экологических условиях // Автореф. дисс.канд. биол. наук. М.: Институт возрастной физиологии РАО, 1999. — 19с.
  157. Русинова С. И. Изменения артериального давления у детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к учебной нагрузке
  158. Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. -Казань, 1984. С. 89−100.
  159. Русинова С. И. Влияние учебной и физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему детей младшего школьного возраста
  160. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы 3-й Всесоюзной конференции. М., 1985. — С. 290−291.
  161. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года //Автореф. дисс.. канд. биолог, наук. Казань, 1989. — 21 с.
  162. Т.В., Жаднова Л. А., Шиляев P.P. Состояние здоровья младших школьников с различным умственным и физическим развитием
  163. Школа здоровья, -19%. № 2. — С. 5−12, 134.
  164. Л.Н. Методика профилактики нарушений и укрепления сводов стоп у детей школьного возраста. Омск: Сиб ГАФК, 1998.
  165. З.Ф. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха и состояние здоровья детского населения // Гигиена и санитария. 2001. — № 2. -С. 9−11.
  166. З.Ф. Состояние здоровья детей в зависимости от экологии района проживания // Педиатрия. 2001. — № 2. — С. 110−111.
  167. Н.А. К вопросу о физиологической характеристике внешнего дыхания подростков 14−16 лет // Физиология развития детей и подростков. Тамбов, 1980. — С.30−44.
  168. Г. М. Некоторые факторы, формирующие особенности дневной динамики работоспособности младших школьников // Гигиена и санитария. 1983. — № 2. — С. 21−24.
  169. Р.И. и др. Возрастные особенности функции внешнего дыхания у детей 7−15 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. -М.: Педагогика, 1973. № 1. — С. 34−36.
  170. Г. Н. Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков. М., 1986.
  171. Г. Н. и др. Гигиенические предпосылки к оптимизации школьного урока в младших классах средней школы // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 29−33.
  172. Г. Н. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков // Вестник АМН СССР. 1978.- № 8. С. 64−69.
  173. Э.Ю. Сдвиги некоторых показателей сердечнососудистой системы у школьников под влиянием учебной нагрузки.
  174. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977.-Т 1.-С. 154−155.
  175. Ф.Г., Крылова А. В., Русинова С. И. и др. Специфика механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы у детей и подростков
  176. Тез. докл. 17 съезда физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998. — С.47.
  177. Е.А. Изучение показателей артериального давления у детей школьного возраста Карельской АССР // Гигиена и санитария. 1975. — № 9. -С. 110−111.
  178. Соколов Е В. Регионарная вентиляция легких у детей 7−13 лет в покое и при физической нагрузке // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1982. — № 2. — С. 50−56.
  179. В.Д. Дыхание при мышечных нагрузках у детей школьного возраста // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1997. — Т 1. — 159 с.
  180. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие (под ред. Г. Н.Сердкжовской). М.: БИ, 1991. — 155 с.
  181. А.Б., Арон Д. И. Методика исследования детей и подростков. — М.: Медгид, 1959.
  182. М.И., Сазанюк З. И. Обучение в гимназии и здоровье детей. // Здоровье и образование. СПб, 1995. — С. 52−54.
  183. Степанова МЛ, Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.-С. 40−44.
  184. М.Я., Ефимова А. А., Лицева О. А. Шурыгин В.К. Окружающая среда и здоровье детей // Педиатрия. 1989. — № 8. — С. 5−9.
  185. Г. И., Кирюшин В. А., Цурган A.M. Здоровье и самочувствие в период обучения в школе // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С.45−46.
  186. Г. П. Методологические основы диагностики и коррекции донозологических форм экологически обусловленных изменений в организме человека // Гигиена и санитария. 2001. — № 5. — С. 12−16.
  187. А.Г. Состояние здоровья школьников и факторы его формирования // Гигиена и санитария. 1982. — № 5. — С. 70−72.
  188. А.Г. Двигательный режим детей в 1-х классах сельских общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. 1990. — № 6. — С. 33−36.
  189. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей иподростков. — М.: Медицина, 1991. — 121 с.
  190. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 43−44.
  191. Сухарева J1.M., Рапопорт И. К., Звездина И. В. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 52−55.
  192. А.А. Близорукость у школьников, ее причины и механизм развития //Гигиена и санитария. 1981. — № 5. — С. 83−85.
  193. А.А., Сычев А. С., Яровой Г. С. Оценка длины и массы тела школьников с помощью центильных шкал и номограмм // Гигиена и санитария. 1983. -№ 2. -С. 64−65.
  194. С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы здоровья детей. Методология и социология педиатрии. СПб., 1991. — С. 22−42.
  195. И.В. с соавт. Уровень артериального давления у школьников 7−17 лет Москвы // Кардиология. 1980. — Т 20. — № 4. — С. 58−59.
  196. И.О., Тупицина Л.П. Адаптация сердечно-сосудистой системы школьников к физической нагрузке в процессе учебной деятельности
  197. Проблема общей возрастной физиологии в педвузах страны. Ставрополь, 1983.-4 1.-С. 33−36.
  198. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985. — С. 61−64.
  199. Е.П., Шевяков О. Н. Состояние здоровья школьников и задачи укрепления его средствами физического воспитания. Физическая культура основа здорового образа жизни. — Самара, 1996. — С. 111−113.
  200. Г. Г. Инновационное обучение и здоровье младших школьников // Педагогические и медицинские проблемы валеологии Труды междун. конф. Новосибирск: НПГУ, 1999. — С. 366−367.
  201. Д.А. Фарбер. Физиология подростка. М.: Педагогика, 1988. — 201с.
  202. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  203. А.В. Функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта. Л., 1991. — С. 26−52.
  204. В.И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6−7лет) //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 9. — С. 49−51.
  205. Т.А., Бурханов А. И., Кропотова Г. А. Особенности педагогического процесса в начальных классах современного лицея //Инновационные методы в работе педагогических учреждений.- Тольятти, 1998. С. 127−129.
  206. Т.А., Бурханов А. И. Особенности школьной патологии у учащихся начальных классов лицея искусств // Психология, педагогика, медицина: пути взаимодействия в системе образования. Тольятти, 2001. — С. 132−136.
  207. Хрипкова А. Г. Адаптация и дезадаптация школьников к учебной деятельности в зависимости от некоторых эндогенных и экзогенных факторов
  208. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977.-Т 1.-С. 15−17.
  209. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  210. А.Г. Здоровье школьников // Биология в школе. 1997. -№ 2. — С. 11−14.
  211. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. -М.: Медицина, 1991. -116 с.
  212. Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария. 2001. — № 2. — С. 58−60.
  213. Г. В., Титоренко О. И., Вихорева Т. Г. Физическое развитие школьников города Набережные Челны // Растущий организм: адаптация кфизической и умственной нагрузке Казань: КГТТУ, 1996. — 106 с.
  214. О.В., Рощенко С. А. Гигиеническая оценка расписания занятий в общеобразовательных сельских школах // Гигиена и санитария. -1987.-№ 11.-С.65−67.
  215. Р.А. и др. Адаптация систем кровообращения и дыхания подростков к мышечной деятельности при увеличении двигательной активности и применении в занятиях физкультурой статических упражнений
  216. Возрастная физиология и физическое воспитание школьника. Свердловск, 1979.-С. 3−19.
  217. В.Я. Особенности развития вентиляционной системы легких у детей и подростков // Современные проблемы физиологии дыхания.-Куйбышев, 1980. -С. 99−107.
  218. И.С., Савельев Б. П., Марков Б. А. Функциональная оценка развития системы дыхания у детей. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. -М., 1985. С.396−397.
  219. А.П., Аганянц Е. К. Общая оценка состояния здоровья девочек 8−16 лет с учетом тяжести сколиотической болезни // Педиатрия. -2002.-№ 6.-С. 45−50.
  220. В.А. Роль двигательной функции для сохранения жизнедеятельности орагнизма // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. СПб., 2000. — С. 181−182.
  221. А.И., Сиваков С. П. Оценка годовой динамики состояния здоровья и физическое развитие первоклассников при различных режимах обучения // Гигиена и санитария. 1989. — № 8. — С. 18−20.
  222. Н.П. Некоторые проблемы формирования физического здоровья и гигиенического воспитания школьников // Физическая культура -основа здорового образа жизни. Самара, 1996. — С. 72−74.
  223. С., Боева Б. Воздействие факторов учебной среды и обучения на состояние здоровья учеников //Гигиена и санитария. 2003. — № 5.-С. 50−53.
  224. Ю.Г. и др. О физическом развитии детей Астрахани. // Советское здравоохранение. 1987. — № 11. — С. 88−89.
  225. Ю.А. Оценка физического развития ребенка в практике школьной медицины // Гигиена и санитария. 1981. — № 12. — С. 47−50.
  226. Ю.А. К оценке физического развития // Гигиена и санитария. 1983. — № 2. — С. 64−65.
  227. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С. 24−26.
  228. Ю.А. Научные основы стандартизации исследований и оценки физического развития детей и подростков в России //Российский педиатрический журнал. 1999. — № 5. — С. 10−12.
  229. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. С. 65−68.
  230. Astrand P.O. Physical activity and fitness // Am J Clin Nutr. 1992. -V. 55-№ 6.-P. 1231−1236.
  231. Berenson Y.S. et al. Causation of cardiovascular risk factors in children Perspectives on cardiovascular risk in early life. New York, Raven Press, 1986. — P. 408.
  232. Burke V., Beilin L.J., Milligan R., Thompson C. Assessment of nutrition and physical activity education programmes in children // Clin. Exp. Pharmacol. Physiol. 1995. V 22. — № 3. — P. 212−216.
  233. Cjllingwood T.R., Sunderlin J., Reynolds R., Kohl H.W. Physical training as a substance abuse prevention intervention for youth // J. Drug Educ. 2000. -V. 30.-№ 4.-P. 435−451.
  234. Conway J., Boon N., Vann Jones J. Involment of the barareeeptor reflexes in the changes in blood pressure with sleep and mental arose
  235. Hupentension. -1983. V. 5. — № 5. — P. 746
  236. Dwver J. et at. An investigation of the effects of daily phisical activity on the health of primary school students in South Australia // International journal of epidemiology. 1983. -N. 12. — P. 308−313.
  237. Fauvel J.P. Stress menthal et systeme cardiovasculare // Ann. cardiol et angeiol. 2002. — 51. — N 2. — P. 76−78
  238. Ferron C., Narring F., Cauderay M., Michaud P.-A. Sport activity in adolescence: associations with health perceptions and experimental behaviours // Health Education Research. 1999. V. 14. — № 3. — P. 399−355.
  239. Harsha D.W. The benefits of physical activity in childhood // Am. J. Med. Sci. 1995. -V310. Suppl. l.-P. 109−113.
  240. Kikuchi Spogo, Rona Roberto S, Chinn Susan Rhysial fitness of 9 year jids in England: Related factors // S. Epidemiol and Community Health. 1995. — V. 49.-N. 2.-P. 180−185.
  241. Krauss R.M. Exercise, Lipoproteins, and coronary artery disease // Circulation. 1989. V. 79. № 5. — P. 1143−1145.
  242. Obrist P.A. The relationship among heart rale, carotid dp/dt and blood pressure in humans as a function of the tupe of stress // Psychology. 1977. — V. 15.- № 2. P. 102.
  243. Polus-Szevianska E., Kacanda-Ulanecka., Yorinsky P. Warunki strodowiska domowego a trub zycia uszniow szkol podstawowych. Roszn. PZH, 1988. — N 6. — 504−510. (Домашние условия и режим дня учащихся начальной школы).
  244. Schram V., Hanson P. Exercise prescription for cardiol rehabilitation patients using weighted walking // circulation, 1985. V. 72 — № 4. Pt. 2. — P. 39.
  245. Torok E. et al International Collaborative Yroup: International Collaborative Study on Juventile Hypertension. Budapest, Hungarian Institute of Cardiology, 1987.
  246. Turley K.R. Cardiovascular respouses to exercise in children // Sports Med. 1997. -V. 24. -№ 4. P. 241−257.
  247. Turley K.R., Wilmore J.H. Cardiovascular responses to submaximal exercise in 7- to 9-years old boys and girls // Med. Ici, Sports Exerc. 1997. V. 29.- № 6.-P. 824−832.
  248. Yamomoto L., Velazquez L., Zamora Y., Cordoso G., Posadas C. Factors influencing blood pressure in abolescents: Abstr. 12 Sci. Meet. Inter. Amer. Soc. Hypentes, Mexico City, Mtx., March. 15−18 1997 // Hypertension, 1997.-V. 29.-№ 3.-P. 870.
Заполнить форму текущей работой