Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие информационно-аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования: В условиях реализации магистерской программы 540204 «Информатика в образовании»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ИАК магистранта физико-математического образования является компонентом профессиональной компетентности, который более полно соответствует современным тенденциям развития информационного общества, обеспечивая будущего магистра механизмами выделения смысловой структуры, оперативного получения и анализа, отбора информации в ситуации лавинообразного роста ее объемовпозволяет эффективно решать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы развития информационно- 16 аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования
    • 1. 1. Информационно-аналитическая компетентность в структуре 16 профессиональной компетентности будущего магистра физико-математического образования
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы информационно- 41 аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования
    • 1. 3. Уровневая модель развития информационно-аналитической 64 компетентности будущего магистра физико-математического образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Методическая система развития информационно- 90 аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования
    • 2. 1. Учебно-методический комплекс подготовки будущих маги- 90 стров физико-математического образования на основе семантической обработки информации
    • 2. 2. Реализация уровневой модели развития информационно- 112 аналитической компетентности в процессе обучения специальным дисциплинам магистерской подготовки
    • 2. 3. Организация и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Развитие информационно-аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования: В условиях реализации магистерской программы 540204 «Информатика в образовании» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система отечественного образования на современном этапе развития находится в состоянии модернизации, которая обусловлена глобальными изменениями, произошедшими в экономической и социальной сферах, требующими развития новых подходов к организации общеобразовательной и профессиональной подготовки. Научные основы модернизации образования и совершенствования профессиональной подготовки заложены в работах С. И. Архангельского [9, 10], В. П. Беспалько [24], А. А. Вербицкого [45], Б. С. Гершунского [52], В. А. Сластенина [172], А. П. Тряпицыной [162, 163], Г. П. Щедровицкого [244] и др.

Основными направлениями модернизации образования являются: переход на многоуровневую систему подготовки кадров, вызванный интеграцией России в европейское образовательное пространство, точкой отсчета которой является Болонский процессвнедрение компетентностного подхода, что связано с учетом индивидуальных интересов и возможностей обучаемых, формированием навыков деятельности в конкретных ситуациях, ориентацией на конечный результат образования, расширением образовательного пространства за пределы формального образования в параллельные структуры системы непрерывного образованияпроцесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.

Подготовка будущих специалистов для сферы образования не соответствует в полной мере социальному заказу, определяемому отмеченными тенденциями развития общества и образования, и не учитывает в достаточной степени научных достижений в области теории школьной и вузовской информатики. Необходимость подготовки в системе высшего педагогического образования магистров физико-математического образования по программе «Информатика в образовании» определяется потребностями образовательных учреждений в высококвалифицированных специалистах, которые могли бы эффективно осуществлять все виды профессиональной деятельности в условиях внедрения в учебный процесс средств информатизации и массовой коммуникации. В отличие от выпускника педагогического вуза, обучающегося по программе подготовки специалиста (учителя), магистр физико-математического образования в своей профессиональной деятельности будет не только выступать в роли учителя, но и осуществлять научно-исследовательскую деятельность, выполнять организационно-методические функции (в качестве учителя-методиста или заместителя директора школы по информатизации). Вместе с тем проектируемая сфера профессиональной деятельности магистров физико-математического образования связана с внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и управленческий процессы, поэтому их подготовка должна соответствовать специфике информатизации соответствующих видов деятельности.

Особенность ситуации на данном этапе развития общества обусловлена тем, что научная картина мира характеризуется динамичностью, в связи с чем современный специалист вынужден работать в условиях быстрого изменения информационной среды, определяемой как ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает его деятельность. Следовательно, приоритетной задачей высшего профессионального образования должно стать формирование у будущего специалиста деятельностной позиции в процессе обучения, способствующей становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, решения новых проблем и задач на основе анализа и структурирования информации. Становится очевидной необходимость обновления процесса профессиональной подготовки будущего специалиста для сферы образования, чтобы обеспечить высокий уровень его компетентности, мобильности, максимально благоприятные условия для развития личности — речь идет, прежде всего, о профессиональной педагогической компетентности (В.А. Адольф) [4].

Рассматривая различные аспекты профессиональной компетентности педагога и руководителя образовательного учреждения, исследователи выделяют аналитические компоненты: в связи с классификацией профессиональных умений педагога и управленца — аналитические умения (В.А. Сластенин [172], Т. В. Абрамова [3]) — информационно-аналитическую деятельность руководителя общеобразовательной школы, гимназии в связи с осуществлением функции управления (С.С. Аладышев [5], Т. В. Вдовина [42]) — аналитическую деятельность как компонент профессиональной деятельности работника дошкольного образовательного учреждения (С.Ф. Багаутдинова [15]).

Анализируя виды деятельности педагога и руководителя образовательного учреждения, исследователи обращают внимание на вопросы содержания и реализации аналитической деятельности как в управлении, так и в диагностике (Д.Б. Канаев [94], И. А. Кискаев [103], А. Н. Троян [215], Р. И. Хмелюк [224]), различные аспекты педагогического анализа и педагогической аналитической деятельности (Ю.В. Дементьева [67], М.А. Ковардако-ва [105], Н. А. Тоскина [213], В. М. Чайка [229]), а также уделяют внимание проблемам информационной компетентности (О.Б. Зайцева [80], Н. Н. Масленникова [142], Н. Х. Насырова [153], A.M. Оробинский [166], О. Г. Смолянинова [199], А. В. Хуторской [228]), компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности (С.А. Бешенков, А. А. Кузнецов, Е. А. Ракитина [117,180]).

Анализ работ перечисленных авторов позволяет сделать предположение о том, что рассмотренные в отрыве друг от друга информационные и аналитические составляющие профессиональной деятельности являются компонентами единого системного образования, и их изучение во взаимосвязи дает более четкое, отвечающее требованию времени, представление о профессиональной компетентности специалиста, сочетающего педагогические и управленческие функции. Вышеприведенные аргументы говорят в пользу необходимости уточнения структуры профессиональной компетентности такого специалиста.

В работах, посвященных вопросам информационной компетентности, аналитическим компонентам также не уделяется достаточного внимания, что представляется неоправданным в свете современных тенденций развития общества и образования. Информационная компетентность без выраженной аналитической составляющей не может выступать полноценной характеристикой профессиональной подготовки педагога.

Анализ государственного образовательного стандарта магистерской подготовки по направлению «Физико-математическое образование» [58], работ М. П. Лапчика [129, 130, 131, 132] и М. В. Швецкого [242] позволяет сделать вывод, что будущий магистр образования должен овладеть определенным набором функциональных составляющих профессиональной деятельности: педагогической, методической и управленческой (управление процессом информатизации образовательного учреждения). В связи с этим возникает потребность в вычленении интегральной характеристики, которая может обеспечить развитие компетентности в сфере педагогического (методического), исследовательского и управленческого направлений подготовки. Основание для подобного рода заключения предоставляет интеграция таких фундаментальных понятий как «информация» и «анализ» (обращение к понятию «информации» продиктован информационной природой педагогического, исследовательского и управленческого процессованализ также является их неотъемлемой частью). Категория «анализ» тесно связана с аналитикой, которая выполняет, прежде всего, задачу качественно-содержательного преобразования информации, основана на принципах обеспечения индивидуальной и коллективной мыслительной деятельности, позволяющих эффективно обрабатывать информацию с целью совершенствования качества имеющихся и приобретения новых знаний, а также подготавливать информационную базу для принятия оптимальных управленческих решений, функционально пересекаясь при этом с научной и управленческой деятельностью (Н.А. Сляднева.

198], Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов [124]). Исследовательский и управленческий процессы неразрывно связаны с обработкой данных с целью извлечения информации, т. е. постижением смысла, заключенного в них. Информация — это потенциальное свойство данных согласно логике семантического подхода к определению феномена информации (Р.С. Гиляревский [53]). Таким образом, интегральной характеристикой является информационно-аналитическая компетентность (ИАК) как часть профессиональной компетентности специалиста в области образования, и определяем ее как готовность к решению с помощью ИКТ профессиональных задач на основе семантической обработки информации в условиях быстрого изменения информационной среды. Семантическую (смысловую) обработку информации рассматриваем как основу развития ИАК, потому что она позволяет осуществить взаимосвязь между основаниями данной компетентности (информация и анализ).

Немаловажное значение в подготовке будущего магистра образования имеет овладение обучающимися навыками педагога-исследователя.

В.И. Загвязинский отмечает: «Быть педагогом-исследователем — значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности. Для этого необходимы и общая культура, и профессиональные умения, и определенный опыт учебно-воспитательной работы, и некоторые специальные знания, умения. Требуется, в частности, умение наблюдать, анализировать и обобщать явления, выделять главное, умение по немногим признакам предвидеть развитие явления, видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению, соединять точный расчет с фантазией и догадкой и многое другое» [79, с. 15].

Для будущего магистра, т.о., необходимо владение умением поиска, самостоятельной работы с информационными ресурсами, обработки, систематизации материала, выделения его смысловой структуры, перечисленные компоненты являются неотъемлемой частью ИАК.

ИАК магистранта физико-математического образования является компонентом профессиональной компетентности, который более полно соответствует современным тенденциям развития информационного общества, обеспечивая будущего магистра механизмами выделения смысловой структуры, оперативного получения и анализа, отбора информации в ситуации лавинообразного роста ее объемовпозволяет эффективно решать профессиональные задачи в соответствии с выделенными функциями. Таким образом, актуальность исследования обусловлена: во-первых, требованиями модернизации российской системы образования, предполагающей обновление содержания и повышение качества образования, смещение целей на развитие способности к восприятию новых идей, выработку умений и навыков самостоятельного анализа информации, что потребует пересмотра и уточнения структуры профессиональной компетентности работника образованияво-вторых, значимостью ИАК в будущей профессиональной деятельности магистров образования, предполагающей научно-исследовательскую деятельность, углубленную подготовку в области теории и методики обучения информатике в общеобразовательной и профессиональной школе и специализацию в области информатизации образования.

Проблема настоящего исследования обусловлена противоречием между усложнением характера целей высшего педагогического образования в условиях перехода на профильную школу и недостаточно обеспечиваемыми традиционной системой подготовки учителей потребностями образовательных учреждений в высококвалифицированных педагогических кадрах, эффективно осуществляющих все виды профессиональной информационно-аналитической деятельности в условиях внедрения в учебный процесс средств информатизации и массовой коммуникации.

Объект исследования: процесс подготовки будущих магистров в структуре высшего педагогического образования.

Предмет исследования: процесс развития ИАК будущего магистра физико-математического образования в условиях создания электронных средств учебного назначения на основе реализации методов семантической обработки информации.

Цель исследования: развитие ИАК будущего магистра физико-математического образования, обучающегося по программе «Информатика в образовании».

Гипотеза исследования: развитие ИАК будущих магистров физико-математического образования будет обеспечено (достигнуто), если процесс подготовки основывать на:

• актуализации субъективной позиции личности будущего магистра образования;

• организации совместной деятельности (преподаватель-магистрант), характеризующейся адаптивностью, диалогичностью и рефлексивностью, осуществляемой посредством практико-ориентированного модульного обучения, кейс-метода, аутентичного оценивания и параллельного внедрения в практику;

• включении в учебный план специальных дисциплин магистерской подготовки, актуализирующих научно-исследовательскую направленность будущей профессиональной деятельности магистранта по созданию и использованию в практике учебных заведений электронных средств учебного назначения, основанных на семантической обработке информации с применением ИКТ, решении учебных профессионально-педагогических задач (УППЗ).

Изложенные выше проблема, цель и выдвинутая гипотеза являются основанием для определения перечня задач исследования:

1. Выявить структуру и определить функции ИАК будущего магистра физико-математического образования.

2. Определить педагогические условия развития ИАК будущего магистра физико-математического образования, обучающегося по программе «Информатика в образовании».

3. Разработать уровневую модель развития ИАК будущего магистра физико-математического образования, обучающегося по программе «Информатика в образовании».

4. Разработать систему УППЗ, нацеленных на развитие информационно-аналитических функций магистра физико-математического образования с учетом тенденций информатизации школы и исследовательскую направленность его будущей профессиональной деятельности.

5. Создать учебно-методический комплекс и методическую систему обучения будущих магистров физико-математического образования в условиях проектирования и разработки электронных средств учебного назначения на основе реализации методов семантической обработка информации.

6. Исследовать в рамках педагогического эксперимента эффективность разработанного учебно-методического комплекса как инструмента и среды развития ИАК.

Методологической и теоретической базой исследования являются:

• исследования по психологии мышления (Б.Г.Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

• теория непрерывного образования (С.А. Архангельский, Ю. К. Бабанский, B.C. Леднев, М. Н. Скаткин, Н. А. Шайденко и др.);

• теория педагогических систем и педагогических технологий (В.П. Беспалько, Б. Ф. Кваша, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и др.);

• компетентностный подход (Дж. Равен, В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, А. А. Кузнецов, В. А. Козырев, Н. В. Кузьмина, В.И. Куни-цина, А. К. Маркова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, А.В. Хуторской);

• по проблемам формирования профессиональной компетентности специалиста на вузовском этапе ее становления (В.А. Адольф, Н. Е. Костылева, С. В. Мелешина, Л. А. Петровская, Г. М. Храмова и др.).

• идеи проблемного обучения (A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.) и модульного подхода (М.И. Махмутов, Д. Рассел, П. А. Юцявичине, Н. М. Яковлева и др.);

При разработке подходов к развитию ИАК мы опирались на работы российских ученых:

• развивающие теорию и методику обучения информатике в вузе (Т.В. Добудько, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, А. В. Могилев, В.А. Острейков-ский, Н. И. Пак, В. И. Пугач, О. Г. Смолянинова, Е. К. Хеннер, М.В. Швецкий),.

• в области информатизации образования (В .П. Беспалько, Б. С. Гершунский, В. А. Извозчиков, Э. И. Кузнецов, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, Н. И. Пак, Д. А. Поспелов, И. В. Роберт, Е. К. Хеннер и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• теоретические: анализ и обобщение философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследованияобобщение и систематизация научных положений по теме исследованиямоделирование процесса обучения, направленного на развитие ИАК;

• эмпирические: анкетирование, тестирование магистрантов физико-математического образования, наблюдения за ходом учебно-воспитательного процесса, педагогический эксперимент (поисково-аналитический, опытно-экспериментальный, теоретико-обобщающий этапы) с целью выявления уровня развития ИАК у магистрантовстатистическая обработка данных педагогического эксперимента и обоснование выводов.

Научная новизна исследования: впервые поставлена и решена задача развития информационно-аналитической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих магистров физико-математического образования, обучающихся по программе «Информатика в образовании» в условиях создания и использования электронных средств учебного назначения на основе реализации методов семантической обработки информации.

Теоретическая значимость исследования:

• в структуре профессиональной компетентности магистра физико-математического образования выделена категория «информационно-аналитическая компетентность», что развивает применение компетентностного подхода и отражает современные тенденции развития общества и образования;

• обоснована уровневая модель развития ИАК будущего магистра физико-математического образования, которая может служить теоретической основой для совершенствования методической системы подготовки магистров образования в условиях компетентностного подхода.

Практическая значимость:

• разработана система УППЗ, обеспечивающих развитие ИАК будущего магистра физико-математического образования, сформулированных на основе анализа тенденций информатизации и компетентностного подхода, основных направлений деятельности магистров, и методика их использования в условиях создания электронных средств учебного назначения на основе реализации методов семантической обработки информации;

• подготовлено электронное учебное пособие в поддержку теоретической и технологической составляющих методики обучения спецкурсу (500 Мб);

• результаты исследования апробированы и внедрены в практику преподавания курса «Проектирование и разработка электронных средств учебного назначения» для магистрантов ОмГПУ, ПГПУ, обучающихся по программе «Информатика в образовании».

• материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями вузов при составлении учебных программ, практических и теоретических занятий по курсам с использованием ИКТ, а также в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов системы образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Результатом реализации уровневой модели развития ИАК будущего магистра физико-математического образования в процессе обучения семантической обработке информации на основе применения ИКТ, состоящей из мотивационного, содержательно-технологического, контролирующего, аналитико-коррекционного блоков, является комплексное развитие ее компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, рефлексивного.

2. Результативность развития ИАК будущего магистра физико-математического образования обеспечивается при условии активизации личностной позиции обучаемых и организации совместной деятельности (преподаватель-магистрант), характеризующаяся адаптивностью, диалогично-стью и рефлексивностью.

3. Учебно-методический комплекс подготовки будущих магистров физико-математического образования в условиях создания электронных средств учебного назначения на основе реализации методов семантической обработки информации должен включать систему УППЗ, нацеленных на развитие информационно-аналитических функций магистра физико-математического образования с учетом тенденций информатизации школы, исследовательскую направленность его будущей профессиональной деятельности.

4. Созданная методическая система подготовки будущего магистра физико-математического образования, обучающегося по программе «Информатика в образовании», обеспечивает развитие ИАК специалиста в условиях создания электронных средств учебного назначения на основе реализации методов семантической обработки информации.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертационного исследования обеспечивается использованием современных педагогических технологий, достижений психологии, опорой на фундаментальные работы в области теории и методики обучения информатике в вузе, выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью экспериментальной базы и обработкой результатов педагогического эксперимента методом математической статистики («хи-квадрат») — внедрением результатов исследования по развитию ИАК в реальную практику обучения магистрантов физико-математического образования и непосредственным участием автора в педагогическом эксперименте.

Исследование проводилось в несколько этапов. На поисково-аналитическом этапе (2001;2002 гг.) было раскрыто содержание понятия ИАК магистранта физико-математического образования, выявлены уровни развития ИАК магистранта, определены критерии и показатели, характеризующие эти уровни, разработаны методики их диагностикиопределено состояние подготовленности студентов к решению профессионально-педагогических задач с использованием ИКТ на основе семантической обработки информацииразрабатывалась методика реализации педагогических условий развития ИАК магистранта физико-математического образованияпостроена уровневая модель развития ИАК магистранта физико-математического образованияпроводилось обоснование и разрабатывалась методика развития ИАК магистранта.

На опытно-экспериментальном этапе (2002;2004 гг.) была реализована методическая система развития ИАК магистрантов, апробированы методики диагностики уровней развития ИАК магистранта.

На теоретико-обобщающем этапе (2004;2005 гг.) проводилось теоретическое обобщение и интерпретация экспериментальных данных, оформлялись полученные результаты, формулировались выводы, разрабатывались методические рекомендации для преподавателей педагогических вузов по развитию ИАК магистрантов.

База исследования: факультет информатики ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», факультет информатики и экономики ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», региональный центр повышения квалификации учителей в рамках программы Intel «Обучение для будущего», научно-методический центр проблем контроля качества обучения ОмГПУ.

Апробация и внедрение результатов осуществлялось в соответствии с основными этапами исследования в ходе теоретической и экспериментальной работы. Теоретические положения, материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр теории и методики обучения информатике, информационных и коммуникационных технологий в обучении Ом-ГПУбыли представлены на конференциях и семинарах: XIII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2003) — XV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» (Троицк, 2004) — научно-практическая конференция «Развитие информационных систем и технологий в сфере образования» (Омск, 2004) — всероссийская научная конференция «Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы интеграции вузов России в мировое образовательное пространство» (Новосибирск, 2005).

По теме исследования автором опубликовано 7 научных работ: среди них 4 — статьи и 3 — тезисы докладов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического спичка использованной литературы и 12-ти приложений.

Выводы по второй главе.

В результате проведенного педагогического эксперимента нами были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.

Анализируя полученные данные поисково-аналитического этапа эксперимента, мы определили недостаточный уровень развития ИАК магистрантов ФМО, что вызвало необходимость разработки и внедрения методической системы обучения, ориентированной на развитие ИАК, уровневой модели на основе реализации определенного комплекса педагогических условий.

Опытно-экспериментальный этап исследования подтвердил, что развитие ИАК магистра протекает более успешно в рамках реализации разработанной методической системы обученияприменения УМК, состоящего из системы спецкурсов, системы УППЗ, рабочих учебных программ спецкурсов, электронного пособия, методических рекомендацийуровневой модели, развития ИАК магистранта, включающей мотивационный, содержательно-технологический, контролирующий, аналитико-коррекционный блоки и описывающей развитие исследуемой компетентности на творческом, стандартном и базовом уровнях.

В качестве основного критерия развития ИАК магистранта ФМО нами выбрано продвижение от базового уровня к стандартному и далее к творческомуразработана система критериев для диагностики уровня развития ИАК.

Выделенный комплекс педагогических условий развития ИАК магистра является необходимым и достаточным, способствует решению важной задачи — развитию ИАК магистранта ФМО.

Разработанная уровневая модель и педагогические условия развития ИАК были реализованы в спецкурсе «Проектирование и разработка ЭСУН».

Опираясь на результаты диссертационного исследования, нами разработаны научно-методические рекомендации по развитию ИАК магистранта, электронное пособие к курсу «Проектирование и разработка ЭСУН».

Полученные результаты эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие ИАК будущих магистров ФМО будет обеспечено (достигнуто), если процесс подготовки основывать на:

• актуализации субъективной позиции личности будущего магистра образования;

• организации совместной деятельности (преподаватель-магистрант), характеризующейся адаптивностью, диалогичностью и рефлексивностью, осуществляемой посредством практико-ориентированного модульного обучения, кейс-метода, аутентичного оценивания и параллельного внедрения в практику;

• включении в учебный план специальных дисциплин магистерской подготовки, актуализирующих научно-исследовательскую направленность будущей профессиональной деятельности магистранта по созданию и использованию в практике учебных заведений электронных средств учебного назначения, основанных на семантической обработке информации с применением ИКТ, решении учебных профессионально-педагогических задач (УППЗ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость развития ИАК магистрантов обусловлена изменениями в современном обществе, ориентацией на развитие навыков самостоятельного анализа и структурирования информации, потребностями образовательных учреждений в высококвалифицированных педагогических кадрах, способных эффективно осуществлять все виды профессиональной информационно-аналитической деятельности в условиях внедрения в учебный процесс средств информатизации и массовой коммуникации.

Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте нашего исследования показал, что на данный момент развитие ИАК магистрантов осуществляется бессистемно, поэтому не обеспечивается необходимый уровень ее развития. Современная ситуация развития общества и образования требует, чтобы подготовка магистрантов образования соответствовала специфике информатизации сфер его будущей профессиональной деятельности, поэтому возникает проблема разработки модели развития ИАК магистрантов ФМО, выявления педагогических условий, способствующих эффективности ее развития, а также создания методической системы обучения будущих магистров, ориентированной на развитие ИАК.

ИАК выступает в качестве интегральной характеристики профессиональной компетентности будущего магистра ФМО, обеспечивающей развитие педагогического, методического, управленческого направлений его подготовки. В качестве средства развития ИАК мы рассматриваем семантическую (смысловую) обработку информации.

Обобщая результаты теоретико-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Выявлена сущность, структура понятия «информационно-аналитическая компетентность», ее функции (обучающая, воспитывающая, исследовательская, развивающая, контролирующая, межпредметная, коммуникативная, управленческая).

2. Определены педагогические условия и уровни развития информационно-аналитической компетентности будущего магистра ФМО, обучающегося по программе «Информатика в образовании».

3. Установлено, что развитие ИАК будущих магистров ФМО обеспечивается, если процесс их подготовки основывать на:

• актуализации субъективной позиции личности будущего магистра образования;

• организации совместной деятельности (преподаватель-магистрант), характеризующейся адаптивностью, диалогичностью и рефлексивностью, осуществляемых посредством практико-ориентированного модульного обучения, кейс-метода и аутентичного оценивания и параллельного внедрения в практику;

• включении в учебный план специальных дисциплин магистерской подготовки, актуализирующих научно-исследовательскую направленность будущей профессиональной деятельности магистранта по созданию и использованию в практике учебных заведений электронных средств учебного назначения, основанных на семантической обработке информации, решении учебных профессионально-педагогических задач.

4. Развитие ИАК магистранта протекает более успешно в рамках реализации уровневой модели, включающей в себя мотивационный, содержательно-технологический, контролирующий, аналитико-коррекционный блоки. Основным критерием развития ИАК магистранта является его продвижение от базового уровня к стандартному, а от него к творческому.

5. В процессе исследования выявлены принципы отбора содержания обучения адекватные для развития ИАК магистранта: опережающий характер подготовки, научно-исследовательская направленность, соответствие видам профессиональной деятельности, модульность.

6. Разработана система УППЗ, нацеленных на развитие ИАК магистранта ФМО с учетом тенденций информатизации образования, исследовательской направленности его будущей профессиональной деятельности.

7. Создан УМК (состоящий из следующих компонентов: система спецкурсов, обеспечивающих исследовательскую направленность и реализацию основных функций будущих магистров образованиясистема УППЗрабочие учебные программы спецкурсовэлектронное учебное пособие в поддержку теоретической и технологической составляющих методической системы обучения будущих магистровметодические рекомендации по развитию ИАК магистранта ФМО), который служит средством реализации методической системы развития ИАК будущих магистров ФМО.

8. В рамках педагогического эксперимента исследована эффективность разработанной методической системы и учебно-методического комплекса как инструмента и среды развития ИАК.

Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования. Вместе с тем, результаты нашей работы охватили не весь спектр возможностей магистратуры по развитию ИАК, не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере.

Проведенное нами исследование не претендует на полное и всестороннее рассмотрение такой сложной проблемы как развитие ИАК. Дальнейшее исследование по проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: изучение ИАК в составе профессиональной компетентности специалистов непедагогической направленности, выявление потенциала других предметных областей для развития обозначенной компетентности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 23 с.
  2. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. Москва, 2003. 360 с.
  3. С. С. Проектирование системы информационно-аналитической деятельности руководителя общеобразовательной школы на основе ЭВМ: Дис,. канд. пед. наук: 13.00.01 Барнаул, 2001. 179 с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
  5. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. 247 с.
  6. Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. 22 с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. -М.: Высшая школа, 1988. 150 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1985.
  10. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М, 1981.
  11. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.
  12. Е.М. Диалектика анализа и синтеза в научном познании. -Минск: Изд-во Акад. наук БССР, 1963. 350 с.
  13. С. Ф. Направленность структурирования содержания образования на становление готовности студентов дошкольного факультета к аналитической деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 1999. 170 с.
  14. В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2.
  15. В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Материалы к методологическому семинару. М.: 2004.
  16. В.И., Джерри ван Зантворт, Бианка Енеке. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий. ТАСИС, проект ДЕЛ ФИ. Доклад 4, апрель, 2001.
  17. В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. -М., 2003.
  18. Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.218 с.
  19. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Фи-линъ», 2003. 616 с.
  20. Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 128 с.
  21. А. А. Технологические подходы к разработке электронного учебника по информатике: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 1998. 208 с.
  22. В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования // Психология. 1987, № 2. С. 20−30.
  23. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 298 с.
  24. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: ИПО МО Россия, 1995. 336с.
  25. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. 192с.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. М: Высш. шк., 1989. 144 с.
  27. И.И. Доступность учебного материала // Советская педагогика, 1987. № 5. С. 53−57.
  28. С.А., Власова Ю. Ю. Личностный аспект восприятия информации как путь развития содержания обучения информатике // Педагогическая информатика. 1998. № 1.
  29. С.А., Григорьев С. Г. Информатика: Учеб пособие для гимназий и лицеев гуманитарной ориентации. М., 1993. 87 с.
  30. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. 1998. № 6−8.
  31. С.А., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс. 10 кл. М.: Лаборатория Базовых Знаний. 2004. 432 с.
  32. И.В., Юдин Б. Г. Системный подход как современное общенаучное направление // Диалектика и системный анализ / Отв. ред. Д. М. Гвишиани. -М.: Наука, 1986. С. 136−144.
  33. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т. В. Светенко, И. В. Галковской. Псков: ПГПИ, 2003.
  34. Г. А. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. l.-СПб.: Образование, 1993.
  35. Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе: Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1990. 144 с.
  36. Браславский П. И. Построение запросов к машине поиска Internet с
  37. ПОМОЩЬЮ тезауруса// http://rcdl2001.krc.karelia.ru/papers/papers/braslavskv/Braslavsky paper. rtf2410.05)
  38. Д. Психология познания. М.: Изд-во Прогресс, 1977. 412 с.
  39. П.И., Гольдштейн С. Л., Ткаченко Т. Я. Тезаурус как средство описания систем знаний. НТИ. — Сер. 2. — 1997, № 11. С. 16−22.
  40. Т. В. Информационно-аналитическая деятельность руководителя гимназии по повышению качества образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -Москва, 2003. 182 с.
  41. Т. Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2001. 310 с.
  42. А.А. Реферирование текста. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — 128
  43. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  44. Дж. Средства разработки мультимедиа // Цифровое видео. 1996. № 1.С. 47−51.
  45. Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник / Ф. С. Воройский. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физматлит. 2003. 760 с.
  46. Дж. Современные информационные технологии совместной работы / Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999. 256 с.
  47. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  48. П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий / Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1954. С. 3−14.
  49. А. Путеводитель по глобальной сети Интернет. М., 1995.
  50. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М., 1987. 264 с.
  51. Р.С. Основы информатики: Курс лекций. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 320 с.
  52. Глобальные сети. Интернет: Материалы к изучению курса / Ред. О. В. Шлыкова. М.: МГУК, 1998. 39 с.
  53. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. 355 с.
  54. Г. Б., Чуракова О. В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики: Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. Самара: Изд-во «Профи», 2004. 62 с.
  55. ГОС высшего профессионального образования. Направление 540 200 физико-математическое образование. Степень (квалификация) бакалавр физико-математического образования. 2000. (http://db.informika.ru')
  56. ГОС высшего профессионального образования. Направление 540 200 физико-математическое образование. Степень (квалификация) магистр физико-математического образования. 2000. (http://db.infonnika.ru)
  57. ГОСТ 7.73−96 «Поиск и распространение информации. Термины и определения» 20 с.
  58. ГОСТ 7.9−95 «Реферат и аннотация. Общие требования»
  59. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (Самопознание, диалектика и жизнь). Челябинск: ЧГПИ, 1991. 129 с.
  60. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988. 232 с.
  61. А.И. Технология межсетевых взаимодействий. Net War Unix Windows — Internet. M.: Диалог-МИФИ, 1997. 272 с.
  62. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологический анализ проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. 423с.
  63. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. 115с.
  64. Э. Жизнь в эпоху Интернета /Пер с англ. М.: Бизнес и компьютер, 1998. 397 с.
  65. Ю. В. Формирование аналитических умений и навыков в процессе профессиональной педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-Москва, 2003. 174 с.
  66. Дистанционный курс «Информационные технологии дистанционного обучения» // http://cnit.ssau.ru/ito/index.htm (30.10.2004)
  67. Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. Самара: Изд-во СамГТТУ, 1999. 340 с.
  68. Л.И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 344 с.
  69. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
  70. Дунаев С. BORLAND-технологии. SQL-Link. Interbase. Paradox for Windows. Delphi. M.: Диалог-МИФИ, 1996. 288 с.
  71. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. М.: Изд-во БГУ, 1978. 320 с.
  72. В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1973. 20 с.
  73. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. дис. д-ра. пед наук. -М, 1989. 38 с.
  74. А.И. О применении методов фасетного анализа к реферированию// НТИ. Сер. 1. 1975. — № 6. — С. 26−28.
  75. Л.П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. 18с.
  76. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  77. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980.
  78. О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Армавир, 2002. — 169 с.
  79. И.Г. Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса высшей школы: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2002. 176 с.
  80. JI.H., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учебное пособие.- Н. Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1995. 136 с.
  81. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новая школа, 1997. 320с.
  82. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  83. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  84. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. — М: Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
  85. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М., Педагогика, 1978. 128 с.
  86. B.C. Программирование на языке TURBO PASCAL. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. 320 с.
  87. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации / Под общ. Ред. С. И. Маслова. М.: Издательство МЭИ. 2004. 868 с.
  88. М.И. Рефлексия как средство повышения эффективности профессиональной подготовки // Педагогическое образование в современных условиях.- Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. 371 с.
  89. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М. — Белгород. МПГУ, 1993.219 с.
  90. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества образования в системе «учитель-ученик». -М.: ПОРФ, 1999. 86 с.
  91. P.P. Логико-структурная модель как средство адаптации учебных программ пропедевтического и базового курса информатики кинварианту образовательной области: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Омск, 1999.
  92. Д. Б. Принципы создания и применения электронного инструментария в управлении педагогическим процессом: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2000. 188 с.
  93. В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972.
  94. О.А. Электронный учебник нового поколения // Информатика и образование. 2002. № 6. С. 67−76.
  95. Н.А. Формирование готовности студентов педагогических вузов к аналитической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Курган, 1997. 23 с.
  96. Е.В. Методика подготовки будущих учителей к использованию информационно-справочных систем: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1998.
  97. .М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Госполитиздат, 1963. 295 с.
  98. Кент П. World Wide Web / Пер. с англ. B.JI. Григорьева. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. 311 с.
  99. Ю1.Кинелев В. Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. 2000. № 5. С. 2−7.
  100. Ю2.Киргинцев М. В., Нечаев С. А. Формирование профессиональной компетентности специалистов в дидактических информационных средах // http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=211 (Интернет-конференция на сайте СГУ)
  101. ЮЗ.Кискаев И. А. Информационно-аналитическое сопровождение работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Нижневартовск, 2002. 311 с.
  102. Е. А. Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08.-Челябинск, 2001. 182 с.
  103. М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении: Дис. канд. пед. наук. -М., 1990. 244 с.
  104. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
  105. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  106. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации / Проблемы информатизации высшей школы. 1998. № 3−4.
  107. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2002.
  108. ПО.Копнин П. В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973.324 с.
  109. Ш. Корнеев В. В., Гареев А. Ф., Васютин СВ., Райх В. В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. М.: «Нолидж», 2000. 352 с.
  110. А. А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2003. 183 с.
  111. ИЗ.Коротяев Б. И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., доп. и испр. — М: Просвещение, 1989. 159 с.
  112. О.И. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1996.
  113. К.Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения// Информатика и образование. 2002. № 4. С. 65−73.
  114. Пб.Кречман Д. Л., Пушков А. И. Мультимедиа своими руками. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. 528 с.
  115. А. А., Бешенков С. А., Рактина Е. А. Современный курс информатики от элементов к системе // Информатика и образование. 2004. № 1.
  116. И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе. -М.: ООО Изд-во Яуза, 2001. 320 с.
  117. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1990. 38 с.
  118. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Издательство ЛГУ, 1980. 172 с.
  119. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Изд-во ГГУ, 1976. 58 с.
  120. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  121. Т.С., Царева Н. В. Из опыта применения структурно-логических схем // Проблемы высшей школы. Вып. 43.- Киев, 1981.
  122. Ю.В. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы/ Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов. -М.: РУСАКИ, 2004.512 с.
  123. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334с.
  124. Т.А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1996.
  125. В.Ф. Окно в мультимедиа и Internet: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс- М.: Зевс, 1997. 378 с.
  126. В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. 1988. № 1. С. 6−7.
  127. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: изд-во Омского гос. пед. Ун-та, 1999. 294 с.
  128. М.П. Информатика и ИТО в структуре многоуровнего педагогического образования. Омск: ОГПИ, 1992. 28 с.
  129. М.П. Подготовка кадров информатизации образования -важнейшая стратегическая задача высшей профессиональной школы // www.omskreg.ru
  130. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах. Дис.. докт. пед. наук. -М.: 1999. 82 с.
  131. М.П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 624 с.
  132. М.Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать// Информатика и образование. 2004. № 3.
  133. М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
  134. А.Н., Гальперин П. Я. Психологические проблемы программированного обучения // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 3. 1967.
  135. И.Я. Дидактические основы процесса обучения. М.: Педагогика, 1981.
  136. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Сов. педагогика. 1965. № 3.
  137. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 550 с.
  138. В.Ю., Ракитина Е. А. Применение логических схем понятий в курсе информатики // Информатика и образование, 2000. № 1.
  139. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: МГУ, 1980.
  140. Масленникова Н. Н Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Дону, 1999.
  141. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. 96 с.
  142. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 168с.
  143. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1977. 240с.
  144. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  145. А.В. Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика. М.: Издательство «Академия». 2004.
  146. Модернизация общего образования: управление современной школой: Книга для администратора школы/ Под ред. Лаптева В. В., Тряпицыной А. П. СПб., 2002.
  147. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 17−23
  148. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности//Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 14−23.
  149. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения. Технология создания и использования. М.: УРАО, 1998. — 203 с.
  150. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография. Шадрин: Изд-во ПО (Сеть), 1999. 328 с.
  151. Н.Х. Проектирование подготовки студентов гуманитарных факультетов классического университета по информатике: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2000.
  152. Е. Д. Формирование умения структурировать учебный материал у студентов вуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 .- Красноярск, 2000.
  153. Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высш. шк., 1983. № 8. С. 26−31.
  154. И.Б. О моделировании сложных систем. М., 1965 г. 335с.
  155. А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.211 с.
  156. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
  157. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  158. В.Т. Психологическая характеристика анализа как основы теоретического обобщения // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 46−54.
  159. Образование в XXI веке: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. 191 с.
  160. Образовательная программа маршрут ученика: Ч. I. / Под ред. А. П. Тряпициной. — СПБ.: Издательство «ЮИПК», 1998. 118 с.
  161. Образовательная программа маршрут ученика: Ч. II. / Под ред. А. П. Тряпициной. — СПБ.: Издательство «ЮИПК», 2000. 228 с.
  162. А.П. Педагогическое управление развитием учебно-операциональной и познавательной самостоятельности студентов. Магнитогорск, 1997. 154 с. 165.0конь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. 382 с.
  163. , А. М. Информационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д. 2001.172 с.
  164. О. Ю. Овладение педагогической аналитической деятельностью студентами дошкольного педколледжа в ходе профессиональной подготовки. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2000. 196 с.
  165. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография. Красноярск, КГУ, 1999.
  166. Пак Н.И., Филиппов В. В. К вопросу о технологии компьютерного тестирования// Информатика и образование. 1997. № 5.
  167. Пакеты программ офисного назначения: Учеб. пособие / С. В. Назаров, Л. П. Смольников, В. А. Тафинцев и др.- Под ред. Проф. С. В. Назарова. -М.: Финансы и статистика, 1997. 320 с.
  168. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  169. Пейп С. Дж, Чошанов М. Учебные портфолио новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. 1998. № 3.
  170. Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: дисс. докт. пед. наук. М., 1996. 402с.
  171. Е.В., Полковников А. В. Планирование и управление проектами с использованием Time Line. М.: Диалог-МИФИ, 1994. 249 с.
  172. Психология: Словарь-справочник / Под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича.- Мн.: «Хелтон», 1998. 399 с.
  173. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Автореф. д-ра пед. наук (13.00.02). М.: 1975. 60 с.
  174. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / пер. с анг. М.: «Когито-Центр», 1999. 144 с.
  175. Е.М. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2003. 200 с.
  176. Е. А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 2002. 485 с.
  177. А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М., 1989.
  178. А. И. Природа научного знания // Вопросы философии. -1968. № 12.
  179. И.В. Влияние тенденций информатизации, массовой коммуникации и глобализации на образование // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник научных трудов. Ежегодник. Выпуск 1. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. С. 265−269.
  180. И.В. Средства новых информационных технологий. М., 1994.
  181. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
  182. М.В. Методологические записки о природе рефлексии // Рефлексия в науке и обучении: Тезисы докладов и сообщений к научно-методич. конференции 12−14 нояб.1984 г. Новосибирск: ИИФИФ, 1984. 270 с.
  183. Н.О. Мультимедиа в образовании. // Информатика и образование. 1994. № 4. С. 89−96.
  184. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 720с.
  185. C.JT. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1.488 с.
  186. С.Л. Основы общей психологии. М., 1973. 152 с.
  187. А.Р. Стратегические технологии баз данных: менеджментшг на 2000 год: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. М. Р. Когаловского. М.: Финансы и статистика, 1999. 479 с.
  188. И.Г. Информатика 7−9 кл. Базовый курс. -М.: Бином. 2005. 390 с.
  189. Ю.А. Протоколы и ресурсы Internet. М.: Радио и связь, 1996.318 с.
  190. И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса// Завуч. 1998. № 1. С. 37−41.
  191. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.
  192. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода. / Под ред. Сурмина Ю. П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
  193. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 107с.
  194. Н.А. Информационная аналитика эзотерическое искусство или современная профессия? — http://www.fact.ru/www/arhiv7s6.htm. (25.07.03)
  195. О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2002. 504 с.
  196. В.И. Поаспектный метод реферирования// НТИ. Сер. 2. -1971. № 2. С. 14−17.
  197. В.И. Подготовка и редактирование информационных изданий: Учебное пособие. -М.: Изд-во МПИ, 1986. 72 с.
  198. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. -М.: Педагогика, 1974. 192 с.
  199. Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. Ярославль: Яросл. пед. ин-т, 1974. 130 с.
  200. B.C., Елсуков А. Н. Методы научного познания. Минск: «Высшая школа», 1974. 152 с.
  201. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
  202. Н. Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д, 2001. 221 с.
  203. Г. 3D Studio МАХ 3. СПб.: Изд-во «ДиаСофтЮП», 2000. 480 с.
  204. .М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2000. С. 263−273.
  205. Э., Сандерс К, Скотт Ч., Вольф П. Создание VRML-миров: Пер. с англ. Киев: Издательская группа BHV, 1997. 320 с.
  206. А.И. Публикация данных в Internet / Под ред. В.А. Филико-ва. М.: Изд-во МЭИ, 2000. 96 с.
  207. Д.А. Поиск информации в сети «Интернет»: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. 16 с.
  208. Н.А. Формирование умений педагогического анализа в процессе подготовки резерва руководителей общеобразовательных школ: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1988. 18 с.
  209. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практике ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. -М.: Новая школа, 1997.
  210. А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения: Дис. канд. пед. наук. М., 1984. 174 с.
  211. А.Ю. Педагогический дизайн// Информатика. 2003. № 30.32 с.
  212. С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 211 с.
  213. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 174с.
  214. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. 112 с.
  215. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
  216. А.В., Фролов Г. В. Сервер Web своими руками. Язык HTML, приложения CGI и IS API, установка серверов Web для Windows. М.: Диалог-МИФИ, 1997. 288 с.
  217. .И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Педагогика развития: содержание образования как проблема: Материалы научно-практической конференции. Красноярск, 2003. С. 23−32.
  218. Е.К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения// Информатика и образование. 2004. № 12.
  219. Р.И. Профотбор и первоначальная подготовка студентов пединститутов: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Д., 1972. 32 с.
  220. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  221. Хон P.JI. Педагогическая психология. Принципы обучения. М.: Деловая книга, 2002. 736 с.
  222. А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1996. 200 с.
  223. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» // www.eidos.ru/news/compet.htm
  224. В.М. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому анализу (на материале подготовки учителя начальной школы): Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1990. 23 с.
  225. В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности: Монография.- М.: Рефл-бук- К.: Ваклер, 1999. 288 с.
  226. Е.К. Формирование готовности студентов педагогического вуза к овладению индивидуальным стилем деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1991.
  227. В.К. Принцип систематичности и последовательности при построении содержания обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1980.
  228. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
  229. Что такое workshop? Пособие для организаторов практических семинаров / Сост. И автор О. Б. Чикуров. Псков, 2001. 60 с.
  230. Г. Н. Педагогические условия подготовки будущих учителей к использованию электронно-коммуникативных средств в учебно-воспитательном процессе: дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. 174с.
  231. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1982. 180 с.
  232. Т.И. Модульное обучение (в школе): сущность, технология. // Биология в школе. 1994. № 5.
  233. С.А. К проблеме взаимоотношений научного познания и обучения // Сов. педагогика. 1966. № 12.
  234. С.А. Обучение и научное познание. М: Педагогика, 1981.208 с.
  235. А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 358 с.
  236. А.С. Рефлексивные механизмы простраивания и связывания границ «Я» // Университеты как регионообразующие комплексы. В 5 ч. -Омск, 2004. Ч. 4. С. 276−280.
  237. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Автореф. д-ра пед. наук (13.00.02) СПб. 1994. 317 с.
  238. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 512с.
  239. Г. П. Избранные труды. М., 1995. 458 с.
  240. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  241. .Д. Понятие компетенции с позиций развивающего обучения. // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. /Под ред. А. В. Великановой. Самара, 2001.
  242. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  243. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. 128с.
  244. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск: ЧГПИ, 1987. 68 с.
  245. Е. В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 2002. 197 с.
  246. ЯстремскаяН.И. формирование готовности студентов педагогических вузов к руководству самостоятельной учебной деятельностью школьников: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1992.
  247. И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
  248. Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. — М.: «Русская редакция», 2003. 368 с.
  249. Barrier, LB- Christensen, CR and Hansen AJ (1994) Teaching and the Case Method, Harvard Business School press, Boston.
  250. Benson A., Fodemski L. Connecting Kids and the Internet: A Handbook for Librarians, Teachers and Parents (Neal-Schuman Netguide Series). Neal Schuman Pub, 1999.
  251. Chapman B.L. Accelerating the Design Process: A Tool for Instructional Designers // CBT Solutions. 1995. № 9.
  252. Dick W., Carey L. The Systematic Design of Instruction. Glenview, Illinois: Scott, Foresman and Company, 1990.
  253. Схема организации процесса ИАД в виде алгоритмической последовательности процедур
  254. Построение идеальной модели объекта и предмета. Следующий шаг формирование идеальной модели объекта и предмета, что обеспечивает создание нормативной базы для последующей аналитической деятельности.
  255. Оценка фактографического материала. Основная задача на этом этапе состоит в том, чтобы оценить полученные данные, выделить из массы
  256. Определение объекта, предмета и проблемы анализат1. Рис. 1 Алгоритм ИАДописываемых фактов те, анализ которых целесообразно продолжить. Этот этап включает оценку, классификацию, анализ и уяснение фактов.
  257. На данном этапе предстоит выбрать вид анализа.
  258. Выбранный вид анализа предопределяет выбор конкретных методов аналитической деятельности, коих насчитывается огромное множество.
  259. Доказательство. На этом этапе необходимо доказать или опровергнуть справедливость рабочих гипотез.
  260. Выводы. Здесь формулируются окончательные выводы, являющиеся целью любого информационного анализа.
  261. С умение находить необходимые данные в различных 1 источниках информацииJумение выбирать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями
Заполнить форму текущей работой