Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

БрСдства воспитания ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ процСсса воспитания. 
ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ основных срСдств воспитания (ΠΈΠ³Ρ€Π°, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄)

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

БрСдства, ΠΈΠ·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ воспитания. Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ воспитания связаны с ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ эстСтичСского, умствСнного, нравствСнного, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ, физичСского ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… аспСктов развития личности Они ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚ся воспитатСлСм с ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΠΎ с Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ спСцифичСскими: Ρ‚Π΅Π»Π΅ ΠΈ ΠΊΠΈΠ½ΠΎΡΡ‚ΡƒΠ΄ΠΈΠΈ, Ρ‚ΡƒΡ€ΠΈΠ·ΠΌ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

БрСдства воспитания ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ процСсса воспитания. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ основных срСдств воспитания (ΠΈΠ³Ρ€Π°, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄) (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΎ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°Ρ… воспитания.

БрСдством называСтся всС Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ двиТСния ΠΊ Ρ†Π΅Π»ΠΈ. БрСдства Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π²Π½Π΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΎΠ½ΠΈ Π·Π°ΠΈΠΌΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ·Π²Π½Π΅ для облСгчСния Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, для ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ качСствСнности Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚Π°, для усилСния ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса.

БрСдство воспитания — это ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ, Π½ΠΎ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄. НапримСр, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ — срСдство воспитания, Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΡƒ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ — это ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… организуСтся использованиС Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ срСдства Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… воспитания.

Под срСдствами воспитания слСдуСт ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π²Π½Π΅ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, граТданско-ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠΎΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΡƒΡŽ, общСствСнно-ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΡƒΡŽ ΠΈ Ρ‚. Π΄.), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ наглядныС пособия, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ примСнСния Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° воспитания. НапримСр, срСдствами ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° убСТдСния Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ бСсСды Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΠΈ Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ врСмя, классныС часы, диспуты, Π²ΠΈΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ½Ρ‹, просмотр ΠΈ ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΈΠ½ΠΎΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΡ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², встрСчи с ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ людьми ΠΈ Ρ‚. Π΄.

К ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°ΠΌ воспитания относятся Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ различная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ: трудовая, игровая, учСбная. ΠžΡΠΎΠ±Ρ‹ΠΌ срСдством воспитания являСтся коммуникативная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅), ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ происходит Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ±ΠΌΠ΅Π½ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ, Π½Π° ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ΅ влияниС участников общСния Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°. К ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°ΠΌ относятся Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ прСдмСтная ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса (ΠΏΠ»Π°ΠΊΠ°Ρ‚Ρ‹, ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ€Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Ρ…удоТСствСнныС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, элСмСнты эстСтичСского оформлСния ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды ΠΈ Ρ‚. Π΄.) [22].

Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π° Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ срСдств воспитания.

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свои характСристики: физичСскиС, химичСскиС, эстСтичСскиС ΠΈ Π΄Ρ€. Помимо ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… характСристик, ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ срСдства воспитания Π΅Ρ‰Π΅ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ характСристики, наиваТнСйшими ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π° ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ± ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅, способ использования Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ срСдства воспитатСлСм; возмоТности использования Π΅Π³ΠΎ самими воспитанниками Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ самовоспитании ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ характСристики срСдств воспитания обусловлСны ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ.

ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½Ρ‹ способы ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй с ΠΏΠΎ ΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΡƒΠΆΠ΅ ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ срСдств воспитания.

Π‘ΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ обусловлСны Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ воспитатСля, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ способы использования срСдств воспитания Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ†Π΅Π»ΡΠΌΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ воспитанности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, учитывая Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ трСбования с ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, соврСмСнныС пСдагогичСскиС Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ воспитания[5, c.223].

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π΅ срСдства Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ для ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π°Π΄Π΅Π»Π΅Π½ любой ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ:

  • — Ρ„ункция наглядности;
  • — Ρ„ункция инициирования, возбуТдСния Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ активности, ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ осмыслСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, смысла Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ явлСния, значимости ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° для Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°;
  • — Ρ„ункция ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ взаимодСйствиС с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… явлСний.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ оказываСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ: Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ срСдства согласно Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌ функциям, Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ срСди бСсконСчного мноТСства ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΎΠ΄Π½ΠΎ срСдство, ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ всС ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

Π’Ρ€Π΅Ρ…Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ срСдство являСтся пСдагогичСски ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ срСдством, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρƒ ΠΌΠΈΠ½ΠΈ-мальнСйшими Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ усилиями Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΌΠ°ΠΊΡΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ²[13, c.479].

ΠŸΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ срСдств воспитания.

ΠšΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ срСдства Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π² Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΠ΅ Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Ρ‹ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ²Ρ‡Π°Ρ‚ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. МоТно лишь ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ срСдств.

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅ΠΌ Π·Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ классификации ΠΊΠ°Π½Π°Π» психологичСского влияния Π½Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°:

  • — Π°ΡƒΠ΄ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ (Π»Π°Ρ‚. «Π°ΡƒΠ΄ΠΈ» — «ΡΠ»ΡƒΡ…») — слово, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°, пСсня, стихи, Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹…;
  • — Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ (Π»Π°Ρ‚. «Π²ΠΈΠ·» — «Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ», «Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅») — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚, ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, худоТСствСнный ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·, условно-графичСскоС ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎ-, ΠΊΠΈΠ½ΠΎ-, Ρ„ΠΎΡ‚ΠΎΠ·Π°ΠΏΠΈΡΡŒ…;
  • — ΠΊΠΈΠ½Π΅ΡΡ‚СтичСский (Π³Ρ€. «ΠΊΠΈΠ½Π΅» — «Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅» ΠΈ «ΡΡΡ‚Π΅» -" Ρ‡ΡƒΡ‚ΡŒΠ΅", «ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅») — ритмичСскиС двиТСния, символичСскиС ТСсты, смСна ΠΏΠΎΠ·Ρ‹, Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ прикосновСния…

Π’ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΌΡ‹ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌ синкрСтичСскоС Сдинство Π°ΡƒΠ΄ΠΈΠΎ-, Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-кинСстСтичСских срСдств[13, c.465].

БрСдствами воспитания являСтся худоТСствСнная Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ, Π³Π°Π·Π΅Ρ‚Ρ‹, ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Ρ‹, Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΎ, Ρ‚Π΅Π»Π΅Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΈΠ½ΠΎ, Ρ‚Π΅Π°Ρ‚Ρ€, выставки, ΠΌΡƒΠ·Π΅ΠΈ, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, спорт, худоТСствСнная ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, интСрСсный собСсСдник, Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ….

БрСдство воспитания ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ срСды ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс. Π’Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ срСдств воспитания Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, соблюдая ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ условия: 1) с Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ связана информация, нСобходимая для развития Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° личности воспитанника; 2) информация ΠΎΠ± ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ освоСния Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ, наглядно-дСйствСнной ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎ-символьной (устной ΠΈΠ»ΠΈ письмСнной) Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅; 3) ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ вмСстС со ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ воспитатСля ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ².

БрСдства воспитания ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ «ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€ΠΈΠ΅ΠΌ» ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡. К ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°ΠΌ относятся:

  • § Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ символы;
  • § ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ срСдства;
  • § способы ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ;
  • § ΠΌΠΈΡ€ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ воспитанника;
  • § ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ условия воспитания;
  • § тСхничСскиС срСдства;
  • § ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ цСнности (ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠΈ, ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ, произвСдСния искусства ΠΈ Ρ‚. Π΄.);
  • § ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° (Тивая ΠΈ Π½Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ) [26, c.225].

Роль срСдств воспитания Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ процСсса воспитания.

БрСдства, ΠΈΠ·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ воспитания. Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ воспитания связаны с ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ эстСтичСского, умствСнного, нравствСнного, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ, физичСского ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… аспСктов развития личности Они ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚ся воспитатСлСм с ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΠΎ с Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ спСцифичСскими: Ρ‚Π΅Π»Π΅ ΠΈ ΠΊΠΈΠ½ΠΎΡΡ‚ΡƒΠ΄ΠΈΠΈ, Ρ‚ΡƒΡ€ΠΈΠ·ΠΌ, ΠΊΠ»ΡƒΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсам, ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΡƒΠ·Π΅ΠΈ, ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΈ Π΄Ρ€. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ срСдства воспитания.

Π’ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ срСдства воспитания ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ систСму срСдств воспитания, ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‡Π΅ΠΌ, Ρ‡Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‡Π΅ Π½Π°Π±ΠΎΡ€ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… срСдств воспитания, Ρ‚Π΅ΠΌ эффСктивнСС Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Π—Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ уровня воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ систСмы срСдств воспитания являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ.

Роль срСдства воспитания обусловлСна Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ воспитания, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ влияниС Π½Π° Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности. Для воспитания любого качСства Π² Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, любого убСТдСния, элСмСнта Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° личности Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ (ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅) срСдства воспитания[5, с.38].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ