Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованиямеждисциплинарным подходом к осмыслению основных компонентов своеобразия духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесской республики, согласованностью полученных результатов с гипотетическими… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы развития духовно-нравственной культуры студентов в системе высшего профессионального образования
    • 1. 1. Сущностная характеристика духовно-нравственной культуры как социально-педагогической проблемы
    • 1. 2. Воспитательное пространство университета как условие развития духовно-нравственной культуры будущего 53 специалиста
    • 1. 3. Модель развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА 2. Воспитательное пространство как условие развития духовно-нравственной культуры студентов в процессе профессионального образования
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию духовно-нравственной культуры студентов
    • 2. 2. Технология развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы к главе 2

Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация характеризуется многочисленными негативными явлениями, которые отражают разные аспекты переживаемого российским обществом кризиса духовности. Есть все основания считать, что в непростой ситуации социально-экономических, политических изменений, межнациональных потрясений кризиса духовности и культуры, перехода человечества в новую эпоху своего существования — постиндустриальную, система образования играет роль стабилизирующего фактора, является гарантом возрождения России. Подписание Россией Болонского Соглашения, вхождение в Европейское образовательное пространство, формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому ведению самого содержания образования, его методов и технологий, при этом важным является в процессе интеграции сохранение его лучших традиций и, прежде всего — приоритет духовности и нравственности. Создание механизма, с помощью которого общество может быть подготовлено к восприятию научных идей и который обеспечит их внедрение и самое широкое распространение, — прерогатива образования, служащего фактором развития науки и являющегося необходимой предпосылкой достижений.

Реализация этой стратегии может строиться на гуманистической основе и обусловливает необходимость возвращения высшего профессионального образования в контекст культуры. Проблема отражения содержания человеческой культуры в содержании образования требует принципиально иных подходов и фундаментальных научных исследований. В связи с этим меняется подход к качеству подготовки будущего специалиста в системе высшей школы. Особое значение приобретает не только предметный профессиональный уровень подготовки студента как специалиста, но и уровень его духовно-нравственной культуры как важнейшей части общепрофессиональной культуры. Гуманистическая ориентация специалиста определяется не только и не столько объемом и количеством знаний, сколько поведением и жизнедеятельностью.

Духовно-нравственная культура личности рассматривается в работах ученых через призму ценностного подхода (В.А.Березина [16], Е. В. Бондаревская [23], Е. П. Белозерцев [14], Н. М. Борытко [31], Т. И. Власова [37], И. А. Колесникова [75], И. А. Липский [95], Л. М. Лузина [102, 103], Л. П. Разбегаева [136], Е. М. Сафронова [153, 154], Н. Л. Селиванова [159], В. В. Сериков [165], E.H. Степанов [178, 179], И. А. Соловцова [174], Я. С. Турбовской [188], Г. Н. Филонов [191] и др.). Предпринимаются попытки найти «точки соприкосновения» между религиозной и, светской образовательными парадигмами, в том числе и в понимании духовнонравственной культуры личности как социокультурного явления, важнейшей части общепрофессиональной культуры. Как отмечает Е. В. Бондаревская, тенденция развития духовно-нравственной культуры в современном обществе состоит в сближении, взаимопроникновении и взаимообогащении ее светского и религиозного содержания [22, С. 20].

В этой обстановке особенно актуальным становится поиск путей и способов развития духовно-нравственной культуры студентов. Анализ нормативной, научно-педагогической литературы позволяет констатировать, в образовательной деятельности высших учебных заведений недостаточно эффективно рассматриваются актуальные вопросы, связанные с профессионально-личностной подготовкой специалистов. Вместе с тем традиционные подходы с ориентацией только на профессиональную подготовку в ущерб личностной не могут обеспечить конкурентоспособность специалистов в современных условиях. Выход видится в переходе высшей школы на новые технологии образования, которые закономерно требуют совершенствования всех сторон жизнедеятельности студенческой молодежи.

Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры личности обусловлена основными тенденциями развития современной системы образования, для которой характерна направленность на раскрытие сущностных параметров человека, развитие у студентов системного представления о духовно-нравственной культуре народов своего Отечества, собственной профессиональной позиции по отношению к этому феномену. Актуальны в этом контексте мысли В. Н. Колесникова: «Духовность — это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир предельному состоянию эволюции — к совершенству. Духовность обозначает потребность постижения смысла и назначения своей жизни». [173, С. 10] Поэтому поиск условий для развития духовно-нравственной культуры студентов университета, рефлексии собственного опыта необходимо осуществлять через создание гуманизированного воспитательного пространства в вузе, в том числе и в классическом университете. Поиск оптимальной модели образовательного процесса, который приведет к слиянию всех видов аудиторной и внеаудиторной деятельности в контексте духовно-нравственной культуры студентов, приобретает особое значение, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Именно от уровня развития педагогической системы, обеспечивающей развитие высокоинтеллектуальной, духовно и нравственно совершенной личности зависит будущее нашей страны.

Проблеме духовно-нравственной культуры личности молодого человека посвящены работы многих отечественных ученых, причем круг их охватывает разные области наук (философия, психология, социология, культурология, педагогика и др.). Осмысление трудов философов и психологов Б. Г. Ананьева [4], H.A. Бердяева [18], A.A. Бодалева [19], И. А. Ильина [67], А. Н. Леонтьева [93], В. С. Соловьева [175] и др. позволило составить представление о механизмах развития сознания, духовнонравственных чувств, о смысле жизни и устремленности человека к абсолютным ценностям — Истина, Добро и Красота.

В психолого-педагогической литературе можно выделить ряд работ, ориентированных на совершенствование подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования (O.A. Абдуллина [1], М. Ю. Айбазова [2], И. А. Арабов [5, 6], Б. Н. Боденко [20], И. А. Зимняя [64, 65], ЛИ. Маленкова [105], Е. И. Сахарчук [155], В. А. Сластёнин [170],.

B.Д. Шадриков [202] и др.).

Проблемы культурологических оснований отбора и структурирования содержания духовно-нравственного компонента профессиональной подготовки студентов вуза исследуется в работах Е. В. Бондаревской [22, 23], Е. П. Белозёрцева [14], Т. И. Власовой [37], И. А. Колесниковой [75], Л. И. Маленковой [105], с позиций менталитета страны и народов ее населяющих рассматривался исследуемый аспект воспитания молодого человека в трудах Б. С. Гершунского [44], Н. Д. Никандрова [118]. Проблемы отбора и структурирования содержания духовно-нравственной культуры личности молодого человека разрабатывают Е.П. Белозерцев[14], Т. И. Власова [37], Л. И. Маленкова [105], Л. П. Разбегаева [136], И. А. Соловцова [174]. Однако фундаментальных трудов по проблеме развития духовно-нравственной культуры у студентов на сегодняшний день мало.

Диссертационные исследования Т. В. Кононенко [76], Ю. В. Корольковой [80], Г. В. Рыбиной [146] М. А. Налбандьян [115], Т. В. Ложниковой [100], З. А. Саповой [149], И. Р. Сахацкого [156],.

C.М. Серегина [164], Л. В. Скориковой [168], Н. М. Стасенко [177], О. О. Тулиной [187], Е. В. Шамсутдиновой [203], Г. И. Фазылзьяровой [190], Ю. А. Юрченко [209] и др. посвящены различным аспектам воспитательной работы, в некоторых из них раскрывается аспект развития и духовно-нравственной культуры у студенческой молодежи в период обучения в вузе. В ' исследованиях ученых обращается внимание на видоизменения социализирующей функции образования, призванной поддерживать процесс воспроизводства социального опыта, добиваться его оптимальной адаптации к современным общественно — цивилизационным и культурным реалиям.

Особый интерес в контексте национально-регионального аспекта социализирующей функции образования представляют работы И. А. Арабова [5, 6], Х. Х-М. Батчаевой [12, 13], Г. Н. Волкова [38], З. М. Куршаевой [88], Ф. Т. Кущетеровой [89], А. И. Мусукаева [112], К. Б. Семенова [161], З. К. Хачировой [195], в которых духовно-нравственная культура молодежи рассматривается в социальном плане, как часть менталитета народа. В них особо отмечается, что духовность вырабатывается ее носителями (нациями, народами, этническими и социальными группами) в призме их исторического развития и является проявлением их коллективного сознания.

Накопленный опыт развития и реализации национально-регионального компонента на разных уровнях и направлениях образования, включая духовно-нравственную культуру личности студента, представляет собой научно-практическую базу для разработки региональных образовательных программ и требует научного осмысления в исследованиях обобщающего характера, дающих комплексные представления с позиции системного подхода о состояния вопроса данной области педагогической науки и практики.

Все исследования представляют большую ценность для педагогической науки и практики. Однако до сих пор проблема развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета остается недостаточно изученной. В научных исследованиях мало внимания уделяется исследованию структурных и содержательных компонентов рассматриваемого феномена.

В предлагаемом исследовании предпринята попытка создания организационно-педагогических и психологических условий развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета. Решение проблемы положительно скажется на разных сторонах деятельности как педагогов, так и других специалистов, подготовленных в классическом университете.

Общую методологию исследования составляют философские и педагогические положения аксиологии и культурологии о человеке как высшей ценности, о процессе становления духовно-нравственной культуры личности человека на основе гармонизации всех сторон его духовной жизни в четырех аспектах: как восхождения к ценностям (с ориентацией на объективно существующие абсолютные ценности) — как восхождение к Культуре, в которой ценности находят свое отражение, проявление и материальное воплощениекак восхождение к себе, как восхождение к Другому. [И.А. Соловцова, 2004].

Названные обстоятельства в большей или меньшей мере имеют место и в России, а самое главное состоит в том, что происходящие в стране изменения будут увеличивать их роль и значение в жизни людей и общества в целом. Поэтому процесс развития духовнонравственной культуры студентов приобретает особую актуальность и становится перспективным направлением воспитательной политики вуза, а исследование возможностей и путей ее организации можно рассматривать как важную педагогическую проблему.

Таким образом, актуальность исследования обусловливается потребностью общества, современного производства в специалистах, обладающих высоким уровнем духовно-нравственной культуры, а также недостаточной разработанностью методологических основ развития духовно-нравственной культуры студентов вуза.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что задачи развития духовно-нравственной культуры студентов в период профессиональной подготовки в высших учебных заведениях лишь опосредованно представлены в нормативных образовательных документах.

Таким образом, развитие духовно-нравственной культуры студентов обусловлено потребностями постиндустриального образования.

Значимость и широта избранного направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в результате констатирующего эксперимента. Это противоречия между:

— социальной необходимостью в создании конкретных педагогических условий, обеспечивающих развитие духовно-нравственной культуры личности студента, с одной стороны, и недостаточностью научных разработок данного вопроса в условиях высшей школы — с другой;

— объективно новыми требованиями к профессиональной деятельности выпускников классических университетов и сохранившимся традиционным подходом к их профессиональной подготовке;

— необходимостью развития духовно-нравственной культуры студентов университета и отсутствием целостного теоретического и экспериментального обоснования данного процесса.

Проблемой исследования явилось осмысление того, как обеспечить процесс целенаправленного развития духовно-нравственной культуры у студентов в воспитательном пространстве в период их профессионального обучения в университете.

Тема исследования:, «Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета».

Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании модели и организационно-педагогических условий развития духовно-нравственной культуры у студентов в воспитательном пространстве университета, экспериментальной проверке технологии ее реализации.

Объект исследования — духовно-нравственная культура в структуре профессиональной подготовки студентов в вузе.

Предмет исследования — процесс развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета.

Гипотеза исследования: развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета будет протекать более эффективно, если: процесс профессионального становления студентов будет сопровождаться формированием традиций организации жизнедеятельности в вузе, в которых выделяется компонент духовно-нравственной подготовки специалиста, имеющий специальное содержательно-процессуальное обеспечениемодель развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве будет включать методологический и содержательно-процессуальный модулитехнология реализации разработанной модели в воспитательном пространстве университета будет основана на поэтапном введении студентов в мир духовно-нравственной культуры, интеграции профессионального и дополнительного образования, включении их в различные виды духовной, творческой и нравственной деятельностимониторинг процесса развития духовно-нравственной культуры студентов будет направлен на выявление полиэтнических факторов, усиливающих влияние воспитательного пространства на развитие духовно-нравственной культуры студентоввоспитательное пространство университета будет организовано на основе взаимодействия с партнерами по культурно-региональному сообществу.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1) проанализировать состояние проблемы развития духовно-нравственной культуры как важнейшего компонента подготовки студентов;

2) раскрыть содержание понятия «духовно-нравственная культура» в конкретных условиях полиэтнического региона;

3) разработать модель развития духовно-нравственной культуры студентов и апробировать технологию ее реализации в воспитательном пространстве университета;

4) выявить и экспериментально проверить эффективность влияния созданного воспитательного пространства университета на процесс развития духовно-нравственной культуры студентов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. А. Караковский, И. А. Колесникова, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков,.

B.А. Сластенин, В. Д. Щадриков и др.) — философская теория целостности, в рамках которой человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития (H.A. Бердяев, С. И. Гессен, И. А. Ильин, Д. С. Лихачев, JI.H. Толстой, B.C. Соловьев и др.) — психологическая теория мотивации деятельности человека и ее ценностно-смысловых оснований (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Щадриков и др.), педагогические теории сущности воспитания духовно-нравственной культуры личности специалиста (Е.В. Бондаревская, Е. П. Белозерцев, Т. И. Власова, И. А. Колесникова, М. И. Рожков, Л. М. Лузина, Л. И. Маленкова,.

C.Д. Поляков, Н. Л. Селиванова и др.).

Методы исследования: теоретические — изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследованиятеоретический анализ и синтез научных концепций, позволивший сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему и выявить положения, ставшие базовыми в диссертационном исследовании, включая разработку собственного подхода в содержательном осмыслении отдельных понятий, анализ конкретных учебных пособий, научно-методических изданий преподавателей КЧГУэмпирические моделирование, систематизация и интерпретация полученного (изучение и обобщение педагогической практики отдельных кафедр, факультетов, исследовательских лабораторий, трудов ученых по проблеме исследования), опытно-экспериментальная, работа, включающая констатирующий, формирующий и завершающий этапы эксперимента, наблюдение, анкетирование, статистический и качественный анализ результатов эксперимента.

Этапы исследования: исследование проводилось поэтапно в течение шести лет.

1. Поисково-теоретический этап (2004;2005гг.). Определена проблема исследования и сформулированы цель, задачи, гипотеза, обоснована методологическая база. Осуществлен теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, определены роль и место духовно-нравственной культуры в развитии и воспитании личности студентовизучен опыт жизнедеятельности студентов в вузах республики, страны. Разработана рабочая программа исследованияобоснована логика организации опытно-экспериментальной работы по развитию духовно-нравственной культуры студентов в созданном воспитательном пространстве. На данном этапе проведен констатирующий эксперимент.

2. Опытно-экспериментальный этап (2005;2007гг.). Проведен формирующий этап эксперимента в условиях Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. Выявлен комплекс условий, обеспечивающих процесс развития духовно-нравственной культуры студентов, обоснована и апробирована технология реализации разработанной модели в воспитательном пространстве университета. Проанализирован и исследован опыт работы Карачаево-Черкесского государственного университета, его кафедр, исследовательских лабораторий, отдельных преподавателей по разработке проблематики, связанной с изучением и осмыслением историко-культурного наследия духовно-нравственных традиций народов КЧР, внедрения результатов исследования в учебно-воспитательный процесс. Определены критерии и показатели развития духовно-нравственной культуры студентов.

3. Обобщающий этап (2008; 2009гг.). Анализ, систематизация, обобщение полученных результатов в ходе опытно-экспериментальной работы, формулирование основных выводов, завершение научного обоснования положений исследования, оформление текстов диссертации и автореферата.

Научная новизна результатов исследования состоит в осмыслении значения регионального духовно-нравственного наследия народов КЧР как компонента отечественного наследия и выступает как основа совершенствования профессиональной подготовки специалиста постиндустриального общества. В данном контексте разработана модель развития духовно-нравственной культуры студентов в поликультурном воспитательном пространстве университетавключающая методологический и содержательно-процессуальный модулиопределена совокупность организационных, педагогических и психологических условий, обеспечивающих эффективное развитие искомых качеств у студентов. С позиций педагогической науки и через призму подготовки специалистов анализируется специфика конкретной историко-культурной территории в системе взаимосвязанных показателей ее уникальности, включая воспитательное пространство университета, опыт работы конкретного вуза по развитию духовно-нравственной культуры студентов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенные в нем решения по развитию духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета углубляют научные представления о совершенствовании профессиональной подготовки в вузе, что является вкладом в развитие системы непрерывного образования. Раскрыто содержание понятия «духовно-нравственная культура» в контексте воспитательного опыта народов Карачаево-Черкесской республики, ее связей народной педагогики о духовно-нравственном совершенствовании личности. Теоретическую значимость имеют положения и выводы автора о том, что нравственно-этические воззрения народов Карачаево-Черкесской республики на идеал воспитания молодого поколения, наполненного глубоким содержанием, отражают специфику уклада семейной и бытовой жизни и национальной почвы и в то же время имеют ярко выраженную общечеловеческую гуманистическую направленность. Выявлены условия, стимулирующие этот процесс. Определены критерии эффективности работы в исследуемом направлении.

Практическая значимость определяется содержащимися в исследовании педагогических подходов к организации жизнедеятельности студентов в созданном воспитательном пространстве с позиции не только сохранения духовно-нравственного наследия предшествующих поколений народов Карачаево-Черкесской республики, но и как фактор образовательного процесса, разработанную модель можно экстраполировать в другие вузы Российской Федерации. «Кодекс духовно-нравственных ценностей студентов университета», программы студенческого клуба «Путешествие в мир духовно-нравственной культуры народов КЧР», мастер-класса для преподавателей «Духовно-нравственная культура студентов в воспитательном пространстве университета» могут быть использованы преподавателями вузов, учреждений дополнительного профессионального образования, педагогами общеобразовательных школ для реализации регионального компонента учебных планов и программ в преподавании общих курсов педагогики, по проблемам краеведения, спецкурсов и курсов по выбору.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственная культура является детерминирующей профессиональной характеристикой специалиста и рассматривается как степень освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа как части менталитета страны, всего человечества, понимания себя и других. Современная наука, в том числе и педагогическая, рассматривает духовно-нравственную культуру субъектов Российской Федерации как важнейший компонент современности, обеспечивающей связь поколений, процесс национальной идентификации.

2. Своеобразие духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесской республики определяется совокупностью природных и культурно-исторических объектов (ценность их определена временем и всеобщим признанием не только в регионе, но и в стране), непрерывной преемственностью традиций, самобытностью культуры, а также особой культурно-образовательной средой, в рамках которой формируется бережное, заинтересованное и даже подвижническое отношение к культуре своего отечества, своего региона.

3. Опора на духовно-нравственную культуру народов Карачаево-Черкесской республики позволила в полной мере раскрыться специфике и творческому потенциалу каждой кафедры, факультета, подразделения университета, а, с другой стороны, послужила основой для их интеграции. Все это создавало предпосылки для плодотворного сотрудничества, в том числе и на междисциплинарном уровне, профессоров и преподавателей, аспирантов, студентов, учителей школ, деятелей культуры, представителей имамата Карачая и других религиозных конфессий в созданном воспитательном пространстве университета.

4. Модель развития духовно — нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета включает две составляющие (методологическую и содержательно-процессуальную). Методологическая составляющая представлена основными характеристиками в виде целей, задач, методологических оснований, функций. Содержательно-процессуальная составляющая представлена тремя компонентами аксиологический, технологический, личностно-деятельностный), средствами развития духовно-нравственной культуры и условиями, обеспечивающими эффективность данного процесса.

5. Воспитательное пространство университета определяется как уникальная среда развития духовно-нравственной культуры у студентов при соблюдении следующих условий:

— сформированности у обучающихся положительной мотивации к духовно-нравственному наследию народов КЧР в образовательном процессе;

— активном вовлечении студентов в смыслотворческую деятельностьмониторинге изучения степени влияния воспитательного пространства на процесс развития духовно-нравственной культуры студентов в полиэтническом социуме- .

— равноправном взаимодействии с партнерами по культурно-региональному сообществу с учетом национальной психологии.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованиямеждисциплинарным подходом к осмыслению основных компонентов своеобразия духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесской республики, согласованностью полученных результатов с гипотетическими построениями, основывающихся на выводах, базирующихся на имеющихся в педагогической науке теориях и заключенияхиспользованием комплекса взаимозаменяемых методик, применением совокупности разнообразных методов получения и обработки данныхкорректной организацией опытноэкспериментальной работыоптимальной количественной базой экспериментарепрезентативностью объема выборки (100 преподавателей и 500 студентов), сочетанием количественного и качественного анализадлительным характером опытно — экспериментальной работы по апробации разработанной модели, подтверждением теоретических выводов данными экспериментальной работы, что нашло свое отражение в имеющихся экспертных оценок, в данных опросов студентов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, теории и методики профессионального образованияметодологическом семинаре аспирантов и соискателей Карачаево-Черкесского государственного университетав выступлениях на международной научно-практической конференции «Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты полученных исследований и их использование в образовательной практике» (Санкт-Петербург, 2009) — Всероссийской научно-практической конференции «Образование — наука — технологии» (Майкоп, 2007) — региональных и межвузовских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в школе и вузе» (Карачаевск, 2006), «Вузовская наука и проблемы регионального образовательного пространства» (Карачаевск, 2008), «Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников» (Карачаевск, 2009), «Развитие инновационных направлений в образовании, экономике, технике и технологиях» (Ставрополь, 2009), «Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа и его роль в воспитании современной молодежи» (Нальчик, 2010) — ежегодных педагогических чтениях им. У. Д. Алиева (Карачаевск, 2006). Материалы исследования отражены в одиннадцати публикациях по теме диссертации.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе чтения лекций соискателем при подготовке специалистов туризма и сервиса и отдельных занятий в студенческом клубе «Культура народов КЧР: традиции, обычаи» Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева, Карачаево-Черкесской государственной технологической академии.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии из 211 наименований и 6 приложений. Работа содержит 7 таблиц, 8 рисунков и схему. Основной текст диссертации содержит 176 машинописных страниц.

Выводы к главе 2.

Формулируя выводы, хотелось бы подчеркнуть, что данное исследование ставит и решает задачи, связанные с процессом развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета. Ключом к пониманию проблемы являются мысли С. Д. Полякова, подчеркнувшего, что любая инновация имеет две стороны: предметную — что нового создается, вводится, и процессуальную — как происходит рождение, распространение, освоение нового. [127, С. 12] В первой главе спроектирована модель формирования духовно-нравственной культуры студента. Во второй главе рассматривается педагогический эксперимент по проверке эффективности созданного образца, технологии её реализации в образовательном процессе университета.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, считаем необходимым зафиксировать следующее:

1. Опытно-экспериментальная деятельность строилась на проектировочной основе. Объектами проектирования стали:

— организационные структуры (лаборатория духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, филиал «Эльбрусоида», секция студенческого клуба «Путешествие в мир духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесии» и др.);

— воспитательный процесс, представляющий собой органическое единство аудиторной и внеаудиторной деятельности преподавателей, кураторов студенческих групп;

— воспитательное пространство как совокупность действий партнеров ориентированной социальной реальности, способствующей развитию духовно-нравственной культуры личности;

— диагностика результативности созданного воспитательного пространства на процесс развития духовно-нравственной культуры будущего специалиста;

— все объекты проектирования воспитательной деятельности связаны между собой и внутренне целостны.

2. Среди множества условий, влияющих на развитие духовно-нравственной культуры студентов есть один интегративный — воспитательное пространство, понимаемое в исследовании как результат конструктивной деятельности всех субъектов образовательного процесса, достигаемый в целях повышения эффективности педагогических воздействий на личность будущего специалиста.

3. На основе опытно-экспериментальной работы, данных мониторинговых исследований мы убедились в том, что воспитательное пространство стало важнейшим условием развития у студентов четырех групп качеств, составляющих основу духовно-нравственной культуры личности студентов:

1) качества, в которых проявляются отношения человека к ценностям (Истина, Добро, Красота.);

2) качества, характеризующие отношения человека к культуре;

3) качества, связанные с отношением к самому себе;

4) качества, в которых проявляется отношение к Другому.

4. Изучение терминальных и инструментальных ценностей показало, что на завершающем этапе для студентов-выпускников в качестве жизненно важных целей являются: интересная работа, любовь, материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, уверенность в себе (терминальные ценности) — образованность, широта взглядов, высокие запросы, независимость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов (инструментальные ценности).

5. Аспект моделирования мониторинга результативности опытно-экспериментальной работы представлен в исследовании двумя группами критериев: критерии факта долга и критерии эффективности работы преподавательского корпуса университета по развитию духовно-нравственной культуры личности студентов. (В.А. Караковский).

6. На основе проведенного педагогического эксперимента, анализа мониторинговых исследований мы убедились, что созданное воспитательное пространство стало важнейшим условием формирования духовно-нравственной культуры студентов университета. Кафедры, факультеты, институты университета осуществляли инновационный поиск нового содержания, форм взаимодействия с партнерами созданного воспитательного пространства.

7. Проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность разработанной программы развития духовно-нравственной культуры студентов в условиях воспитательного пространства университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная реальность ориентирует российское общество на серьезное и глубокое переосмысление роли и значения человека, на признание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности. Духовное возрождение общества непосредственно связано с гуманизацией образования,' суть которой заключается в абсолютной ценности человека, приоритете его прав на свободное развитие и полноправную реализацию способностей и интересов. Реализация гуманистической парадигмы требует от системы высшего профессионального образования иных подходов к подготовке специалистов. Возрастает роль культуры как основы общественного развития, обеспечивающей интеграцию современных идей и концепций, распространение и воспроизводство их на социальном и личностном уровнях. Именно образование на гуманистической основе рассматривается как феномен культуры, что предполагает развитие системы ценностных отношений личности к миру и к себе в этом мире, в связи с чем особую значимость приобретают социокультурные проблемы профессиональной подготовки специалистов, прежде всего тех, чья деятельность непосредственно связана с целенаправленным регулированием социокультурных процессов.

В условиях изменившейся парадигмы образования актуализируется проблема подготовки специалиста нового типа, которая органично соединяла бы в себе личностные и профессиональные качества, проявляла потребность в непрерывном саморазвитии. Особое место в этом контексте принадлежит вопросам, связанным с развитием духовно-нравственной культуры будущего специалиста в период профессиональной подготовки в вузе.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать ряд общих выводов:

1. Направленный анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что в науке пока нет однозначного толкования понятия «духовно-нравственная культура», что в значительной степени определяется не только глобальностью и сложностью проблемы, но и разнонаправленностью подходов к ее исследованию. Феномен «духовно-нравственной культуры» определяется как сложное образование, затрагивающее внутренние сущностные характеристики человека.

В последние десятилетия понятие «духовно-нравственная культура» выдвинуло новую проблему — проблему развития духовно-нравственной культуры студентов как системного качества личности в период обучения в вузе. Проведенное исследование показало, что преобразования могут происходить только с системных позиций, включающих уровень востребованности выпускников высших учебных заведений, их карьерный рост, уровень потребности в их интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале.

2. В феномене духовно-нравственной культуры выделены следующие характеристики:

— целостность, понимаемая. с объективной стороны как диалектическое единство системных характеристик в рамках гуманитарной образовательной парадигмы, с субъективной стороны — как единое поле сознания (в том числе педагогического) человека, в котором могут функционировать и взаимодействовать элементы религиозного и светского миропонимания, расположенные в определенной иерархии;

— диалогичность, предполагающая, во-первых, диалог человека с самим собой как субъектом построения собственного миропонимания и собственной педагогической концепцииво-вторых, диалог религиозной и светской образовательных, парадигм как целостностей и диалог между отдельными фазами их развитияв-третьих, диалог ценностей, позволяющий соотнести объективную и субъективную стороны духовно-нравственного воспитания;

— вариативность феномена духовно-нравственной культуры, его специфика в различных исторических, и социокультурных условиях, что проявляется, прежде всего, в его содержательном наполнении. [Соловцова И.А., 2004].

3. Выявлены причины снижения качества состояния духовно-нравственного воспитания студентов в отечественной системе высшего профессионального образования в последние годы. Это снижение обусловливается:

— превалированием технократического, а не гуманитарно-ориентированного подхода к проектированию содержания профессионального образования, что выражается в снижении личностно-развивающего, творческого потенциала прежде всего гуманитарных дисциплин;

— недостаточностью отражения в образовательных программах духовно-нравственного компонента и перспективных научных идей концептуального и методологического характера.

4. Последовательно рассмотрев и проанализировав теоретические аспекты духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, мы достигли цели исследования — выработали методологические ориентиры, положенные в основу разработки модели развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета.

5. Модель развития • духовно-нравственной культуры студентов понимается нами с позиции идей аксиологического подхода и рассматривается в исследовании как альтернативная традиционной системе организации образовательного процесса в вузе. Разработанную модель характеризуют следующие особенности: 1) специфические компоненты духовно-нравственной культуры личности (аксиологический, технологический, личностно-деятельностный) — 2) специально подобранные формы работы с партнерами по воспитательному пространству- 3) гибкая личностно-ориентированная система обучения и воспитания.

6. Доказано, что траектория развития духовно-нравственной культуры специалиста педагогического профиля более насыщен по сравнению с другими специальностями непедагогического профиля. Сравнительный анализ учебных планов и программ показал, что подготовка педагогов отличается более глубокой направленностью на деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

7. Обоснован механизм сотрудничества университета с партнерами по воспитательному пространству:

1) определение сферы взаимодействия;

2) определение предмета взаимодействия, содержания совместной деятельности, выбор форм и процедур;

3) создание в университете специальной педагогической системы по исследуемой проблеме (лаборатории «Духовно-нравственное воспитание молодежи», секции «Путешествие в мир духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесии» студенческого клуба «Культура народов КЧР — обычаи и традиции», филиала общественного фонда «Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», банка данных);

4) создание комплекса методического обеспечения для внедрения результатов исследования в практику, которым подготовлены статьи, изданы различного рода учебные пособия, методические рекомендации, программы, разработаны спецкурсы, мастер-класс для преподавателей университета.

8. Разработана и апробирована технология реализации разработанной модели, представляющая • собой упорядоченную совокупность педагогических действий, операций, процедур и рассматривается нами как функциональная система организационных способов управления учебно-воспитательной и практической деятельностью студентов. В определяющие ее принципы включены: принцип целеполагания, научности, современности, оптимальности, интегративности, воспроизводимости процесса обучения и I его результатов.

9. Доказано, что на процесс развития духовно-нравственной культуры студентов оказывают существенное влияние четыре основных элемента образовательного процесса:

1) мотивация (духовно-нравственный компонент социально-философских, психолого-педагогических дисциплин, спецкурсы по исследуемой проблеме);

2) целеполагание (технологический параметр, связанный с развитием образовательных компонентов, ориентированных на совершенствование качества подготовки ' специалиста, включающий уровень коммуникативной культуры, деятельностный параметр, направленность на духовно-нравственное совершенствование);

3) самооценка (межличностный параметр, раскрывающий отношение к себе, к окружающим, к обществу, самореализацию студентов, представление о современном мире);

4) творчество (предметно-практический компонент, характеризующийся направленностью на профессионально-личностное совершенствование, умение решать профессиональные задачи).

10. В результате проведенного экспериментального исследования установлены следующие факты:

1) четкая направленность на освоение теоретических и методических основ духовно-нравственной культуры обусловлена включением преподавателями университета в содержание программного материала социально-философских и психолого-педагогических дисциплин, знаний о духовно-нравственном воспитании молодого поколения, ее базовых средств и способов воздействия на человека, а также достаточным технологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, основу которого составляют педагогические детерминанты;

2) возросший интерес студентов экспериментальных групп к спецкурсам «Горский этикет», «Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина», «Умственное воспитание и развитие младших школьников, а средствами народной педагогики" — к исследованию проблем духовно-нравственного воспитания молодежи;

3) повышенный интерес создает исследование данной проблемы в курсовых и дипломных работах, в подготовке научных сообщений на научных конференциях, конкурсах социальных проектов, в программе секции клуба «Путешествие в мир духовно-нравственной культуры народов КЧР», воспитательных мероприятиях университета.

Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствует о том, что цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза — развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета — в целом подтвердилась: доказана эффективность разработанной модели процесса развития данного качества и технологии ее реализации.

Полученные результаты могут служить базой для совершенствования воспитательного процесса по развитию духовно-нравственной культуры будущего специалиста, использоваться преподавателями, кураторами студенческих групп в профессионально-педагогической деятельности.

Диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Результаты проведенного исследования позволяют, с одной стороны, модернизировать содержание процесса профессиональной подготовки за счет компонента духовно-нравственной культуры, с другой стороны, наметить пути дальнейшей разработки исследуемой проблемы. Предметом последующего педагогического изучения могут выступать различные аспекты реализации опыта личности в сфере духовно-нравственной культуры, разработка содержания регионального и вузовского компонентов дисциплин по развитию системы качеств личности в исследуемом аспекте, проблемы повышения квалификации вузовских преподавателей. Перспективным нам видится также дальнейшее исследование механизмов взаимосвязи университета с партнерами по воспитательному пространству, разработка условий реализации модели развития духовно-нравственной культуры студентов в различных дидактических условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина Текст. / И. А. Арабов: моногр. Карачаевск: КЧГПУ, 1996.-104 с.
  2. , И.А., Этнопедагогика (культурологический аспект) Текст. / И. А. Арабов, Г. Ю. Нагорная. Карачаевск: КЧГУ, 1999. — 215 с.
  3. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Диалектический аспект) Текст. /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.
  4. , П.И. Основные направления системы воспитания студентов Текст. / П. И. Бабочкин //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 267−278.
  5. , Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике Текст. / Л. А. Байкова //Классный руководитель, 1998. -№ 2.-С. 2−11.
  6. , И.С., Концептуальныерсновы педагогической диагностики профессионального становления будущего учителя Текст. / И.С.
  7. , O.A. Фадеева //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2004. -№ 1.- С. 57−61.
  8. Батчаева, Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика) Текст. / Х.Х.-М. Батчаева. Казань: Изд.-во Казан, ун-та, 2002. — 417 с.
  9. Батчаева, Х-Х-М, Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики Текст.: моногр. /Х.Х.-М. Батчаева, М. М. Узденова /. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. — 145 с.
  10. , Е.П. Образ и смысл русской школы. Очерки прикладной философии образования Текст. / Е. П. Белозерцев. — Волгоград: Перемена, 2000. 461 с.
  11. , Г. Ю. Векторный анализ образовательной среды как условия повышения квалификации педагога-воспитателя Текст. / Г. Ю. Беляев
  12. Современные подходы к повышению квалификации и переподготовки педагогов как воспитателей: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кн. 1. — Пермь, 2004. — С. 48−56.
  13. , H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) Текст. /H.A. Бердяев. М.: Международные отношения, 1990.- 336 с.
  14. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения Текст. / A.A. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  15. , Б.Н. Воспитание в образовании (социологические данные) Текст. /Б.Н. Боденко //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 400−410.
  16. , Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности Текст. / Е. В. Бондаревская // Научно-методические разработки. Ростов-н/Д: РГПИ, 1991. — 22 с.
  17. , Е.В. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание)
  18. Текст. /Е.В. Бондаревская //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 131−140.
  19. , Е.В., Развитие образования в Южном федеральном округе Текст. /Е.В. Бондаревская, В. П. Борисенков, A.A. Греков // Педагогика. 2003. — № 9. — С.70−76.
  20. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. /Е.В. Бондаревская. Ростов-н/Д.".Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2000.- 352 с.
  21. Большая психологическая энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2007. — 544 с.
  22. , Х.Ю. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов университета Текст. /Х.Ю. Боташева. //Научные проблемы гуманизации исследований. Научно-теоретический журнал.- Пятигорск: ПТТУ, — 2008. № 127- С. 12−18.
  23. , Х.Ю., Савинова, Л.Ф. «Учитель, пред именем твоим.». Воспоминания о талантливом учителе М. А. Ахдаове, а также размышления о том, какой учитель нужен современной школе Текст. /Х.Ю. Боташева, Л.Ф. Савинова/. Ставрополь: АГРУ С, 2010. — 60 с.
  24. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. Текст. /Н.М. Борытко / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.-181 с.
  25. , Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания: моногр. Текст. /Н.М. Борытко / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
  26. Вернадский, В.И.: Pro et contr Текст. / В. И. Вернадский СПб, 2000.
  27. В.В. История слов. -М.: 1994. 1138 с.
  28. , С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С. М. Вишнякова М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  29. Т.П. Педагогика духовности. Духовно ориентированное воспитание школьников и студентов. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2009. — 280 с.
  30. , Т.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. /Т.Н. Волков. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 68 с.
  31. , JI.C. Педагогическая психология Текст. /Л.С. Выготский /под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  32. , А.В. Воспитательное пространство: основные характеристики Текст. /А.В. Гаврилин //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. -С. 260−266.
  33. , В.И. О методологии воспитания нового поколения Текст. //Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: материалы междунар. симпозиума.
  34. Волгоград, 20−22 мая 2003 г. Волгоград: Перемена, 2003. — С. 257 262.
  35. , Г. Приобщение к культуре народов своего региона Текст. /Г. Ганиева // Высшее образование в России.— 2007. № 3. — С.148−149.
  36. , Г. Ф. Философская пропедевтика. 1808−1811 гг// Работы разных лет в двух томах. Т.2. — М., 107 с.
  37. , Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепциях) Текст. — М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  38. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. /Ответ, ред. и составитель П. В. Алексеев. — М.: «Школа Пресс», 1995. — 448 с.
  39. , О.С., Гребенюк, Т.Б. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -384 с.
  40. , М.Б. Народная педагогика — молодому учителю Текст. /М.Б. Гуртуева. Нальчик: Эльбрус, 2003. — 168 с.
  41. , М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа Текст. / М. Б. Гуртуева. Нальчик: Эльбрус, 1997. — 256 с.
  42. , JI.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе Текст. / Л. Д. Гуткина. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 160 с.
  43. , В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия Текст. / В. И. Даль.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. 736 с.
  44. , C.B., Концепция эффективного воспитания Текст. / C.B. Данилов, В. И. Казакова //Классный руководитель.- 1998. № 2. -С. 12−24.
  45. , А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Текст. /А. Дахин // Народное образование. -2002.-№ 2.-С. 55−59.
  46. , И.Д. Деятельность педагога в воспитательном пространстве Текст. /И.Д. Демакова //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 279−294.
  47. , Г. ¦ Образование и воспитание Текст. / Г. Джамалудинов // Высшее образование в России. 2004. — № 9. -С. 115−118.
  48. , Ю.С. Шведская модель в действии: инновационный подход к подготовке кадров и научным исследованиям в вузе Текст. /Ю.С. Дерябин //Высшее образование сегодня. 2004. — № 5. — С. 34−40.
  49. Духовный мир человека.- Выпуск I: Вопросы реализации духовно-нравственного потенциала образовательного учреждения в воспитании личности: <науч.- метод, сб. Ставрополь: СГПИ, 2005. -98 с.
  50. , Т.В. К проблеме духовно-нравственного возрождения России Текст. /Т.В. Душина //Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем: тр. межрегион, науч.-практ. конф.- Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. С. 106−107.г
  51. , И. Типология студентов и воспитательный процесс Текст. / И. Емельянова // Высшее образование в России. 2007. — № 3. — С. 170−172.
  52. , В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
  53. , В.В. Некоторые проблемы модернизации педагогического образования на современном этапе Текст. /В.В. Зайцев //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2003.-№ 1,-С. 62−66-.
  54. , В. Диагностика профессиональной деятельности учителя Текст. /В. Зверева //Мир образования. 1996. — № 3. — С. 66−69.
  55. Ислам и политика на Северном Кавказе: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Текст. Карачаевск: КЧГУ, 2007. — 279 с.
  56. , И.А. О России Текст. /И-А. Ильин. М.: Российский архив, 1995.-32 с.
  57. , И. Собрание сочинений в шести томах Текст. / И. Кант.- М., 1965. Т.4 Ч.2.- С. 484.
  58. , А.П. Состояние регионализации образования на юге России во второй половине XX века -Текст. /А.П. Кара //Синергетика образования: Третьи междунар. Кирилло-мефодиевские чтения. — М. — Ростов-н/Д, 2007. С- 343−352.
  59. , В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования Текст. /В.А. Караковский М., 1992. -127 с.
  60. , H.A., В помощь куратору академической группы: Метод, рекомендации Текст. / Н. А Кипкеева, Ю. А. Джаубаев. Карачаевск: КЧГУ, 2006.- 152 с.
  61. , A.B. Аксиологический аспект воспитания личности Текст. / A.B.Кирьякова //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. — С. 88−99.
  62. , С.Н. Конфликты профессионального самоопределения студентов в университете и пути их разрешения Текст. /С.Н. Козловская // Мир психологии /Научно-методический журнал. М., -Воронож.: 2005 — № 2 — С. 160−164.
  63. , Г. М., Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений*-' Текст. /Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. -176 с.
  64. , T.B. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Т. В. Кононенко. Майкоп, 2004. — 19 с.
  65. , Ю.В. Подготовка будущего педагога к использованию элементов художественного творчества в образовательном процессе.. Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ю. В Королькова. — Ставрополь, 2005.- 186 с.
  66. , B.B. Образование, воспитание, социализация в контексте педагогической науки Текст. / В. В. Краевский //Мир образования — образование в мире 2001. — № 2. — С. 11−22.
  67. , В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студ. и асп. педвузов Текст. / В. В. Краевский. М.-Волгоград: Перемена, 2002.- 163 с.
  68. , Т.Н. Духовность категория вневедомственная Текст. / Т. П. Кудрина //Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования: материалы, науч. практ. конф. (10−11 октября 2002 г.).-М., 2003.-С. 88−91.
  69. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис проблемы изучения (по материалам междунар. науч. конф.) Текст. Черкесск, 14−19 октября 1991 г. — Черкесск, 1993. — 533 с.
  70. , З.М. Национальные духовные ценности как средство совершенствования участников педагогического процесса Текст. / З. М. Куршаева //Синергетика образования: Третьи междунар. Кирилло-мефодиевские чтения. М. — Ростов-н/Д, 2007. — С. 43−48.
  71. , Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (историко-педагогические исследования): монограф. Текст. / Ф. Т. Кущетерова. Ставрополь: КЧГПУ, 2000. — 182 с.
  72. , Ф.Т. Изучение этнопедагогики в вузе как средство формирования национального самосознания студентов Текст. / Ф. Т. Кущетерова. Карачаёвск: КЧГПУ, 2000. — 117 с.
  73. , А.Г. Музеи в культуре адыгов Текст. / А. Г. Кушу //Культурная диаспора народов Кавказа: генезис проблемы изучения (по материалам международной научной конференции). Черкесск, 14−19 октября 1991 г. Черкесск, 1993. — С. 273−275.
  74. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев.- М. :Наука, 1977. -304с.
  75. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования Текст. / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  76. , И.А. Воспитание как социальный институт Текст. / И. А. Липский //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. -Волгоград: Перемена, 2004. С. 48−53.
  77. , Д.С. Раздумья Текст. / Д. С. Лихачев.- М., 1991. 318 с.
  78. Личность школьника как цель, субъект и результат воспитания Текст. / под ред. H.A. Селиванова, Е. И. Соколова. М. — Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. — 336 с.
  79. , Т.В. Формирование готовности студентов педагогических вузов к реализации .социокультурной функции обучения Текст.: автореф. дис.. канд.пед.наук / Т. В. Ложникова. Карачаевск, 2000. -23 с.
  80. , O.E. На пути к авторской педагогической технологии: учебное пособие Текст. / O.E. Ломакина. Волгоград: Перемена, 1997.-40 с.
  81. , Л.М. Бытийный (онтологический) подход к воспитанию Текст. / Л. М. Лузина //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И. А. Зимней.- Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 141−154.
  82. Люсьян, Мишед. Идея университета Текст. / Мишед Люсьян //Вест, высшей школы. 1991. — № 9 — С. 85−90.
  83. , Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие Текст. / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
  84. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. / В. М. Монахов. — Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
  85. Муфтий, Равиль Гайнутдин. Духовные традиции мусульман и государство Текст. / Равиль Гайнутдин Муфтий //Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования: материалы науч. практ. конф. (10−11 октября 2002 г.). М., 2003. -С. 34−39.
  86. , Н.С. Диаспора в потоке времени Текст. / Н. С. Надъярных //Культурная диаспора народов Кавказа: генезис проблемы изучения (по материалам междунар. науч. конф.). Черкесск, 14−19 октября 1991 г. Черкесск, 1993. — С. 3−14.
  87. , М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Текст.: дис.. канд.пед.наук / М. А. Налбандьян. Ставрополь, 2002. — 207 с.
  88. , Д.А., Надежда и доверие. Из истории дружественных связей народов Карачаево-Черкесии с русским народом Текст. / Д. А. Напсо, С. А. Чекменев Черкесск: КЧНИИ, — 1993. — 318 с.
  89. , В.А. Роль народной педагогики в формировании духовно-нравственной личности Текст. / В. А. Николаев // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. конф. Уфа: БИРО, 2007. — С. 98−100.
  90. , Н.Д. Нам нужно пройти еще достаточный путь Текст. / Н. Д. Никандров //Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования: материалы науч. практ. конф. (1011 октября 2002 г.). М., 2003. — С. 49−51.
  91. A.M., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной Деятельности). М.: «Эгвес», 2004. — 120 с.
  92. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. Текст. /под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Папанина, Э. Б. Тебоева. — М.: Педагогика, 1991. — 448 с.
  93. , Г. П. Активизация читательской деятельности студентов — путь к профессионализму будущего преподавателя словесности Текст. / Г. П. Орлова // Мир образования образование в мире. -2003. -№ 1, — С. 160−162.
  94. , Н., Университет интеллектуальный и инновационный ресурс развития региона Текст. / Н. Пахолков, Ю. Шепелева // Высшее образование в России. — 2007 — № 3. — С. 21−24.
  95. , Е.А. Влияние институтов социализации на развитие духовности личности Текст. / Е. А. Плужникова //Синергетика образования: Третьи междунар. Кирилло-мефодиевские чтения. — Москва Ростов-н/Д., 2007. — С. 355−363.
  96. , С.Д. Опыт построения психо л ого-педагогической деятельностной концепции воспитания Текст. /С.Д. Поляков
  97. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. — С. 275−280.
  98. , С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики Текст. / С. Д. Поляков. М.: Новая школа, 1996. — 160с.
  99. Л.П. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности будущего учителя Текст. / Л. П. Погребняк // Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем: тр. межрегион, науч.-практ. конф. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. -С. 7−8.
  100. Профессиональное образование в XXI веке Текст. М.: ЦИСН, 2000. -84 с.
  101. Профессионалы за мир на Северном Кавказе. Информационно-методические материалы Текст. Ростов-н/Д., 2003. — 159 с.
  102. , В. Культура, традиция, образование Текст. / В. Пятак // Высшее образование в России. — 2007. № 7. — С. 114−117.
  103. , Н.Ф., Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2004. — № 1. — С. 45−49.
  104. , Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: моногр. Текст. / Л. П. Разбегаева. Волгоград: Перемена, 2001. -289 с.
  105. , A.A. Человек как субъект воспитания Текст. / A.A. Реан //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И. А. Зимней.- Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 319−331.
  106. , Л.Л., Краеведение как фактор духовно-нравственного воспитания личности Текст. / Л. Л. Редько, В. В. Лямин //Духовный мир человека. Вып. II. Краеведение: место и роль в духовно-нравственном воспитании личности. Ставрополь: СГПИ, 2005. -С. 4−12.
  107. Резолюция участников Всероссийского совещания по итогам реализации программы развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы Текст. //Воспитание школьников. 2002. — № 9 — С. 2−5.
  108. , М.И. Стратегии и модели воспитания Текст. / М. И. Рожков //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. — С. 130−138.
  109. , Т.Н., О реализации воспитания самореализующейся личности студента в вузе Текст. / Т. Н. Розова, Е. В. Хохлова //Инновационные процессы в высшей школе: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. 28−30 сентября 2000. Краснодар, 2000. — С. 65−68.
  110. , Г. М. Проблемы профессионального образования в современной педагогической науке Текст. / Г. М. Романцев // Педагогика. 2006. — № 3. — С. 113−116.
  111. Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.
  112. , C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн СПб.: Питер Ком, 1998. — 688 с.
  113. , Г. В. Гуманизация профессиональной деятельности учителя как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. В. Рыбина. Ставрополь: СГУ, 2005 — 152 с.
  114. , В.А. Учитель в педагогике нового времени Текст. / В. А. Рыбин // Педагогика. -2006. № 8. — С. 48−62.
  115. Л.Ф. Теория и практика проектирования и функционирования современной системы профессиональной переподготовки педагога Текст. / Л. Ф. Савинова. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.-272 с.
  116. , З.А. Целевые ориентации в жизненных планах студентов вуза Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / З. А. Сапова. Ставрополь, 2004.-19 с.
  117. , A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: моногр. Текст. / A.M. Саранов Волгоград: Перемена, 2000. — 259 с.
  118. , Т.Н. Духовные основы России Текст. / Т. Н. Саркисьян //Синергетика образования: Третьи междунар. Кирилло-мефодиевские чтения. М. — Ростов-н/Д., 2007. — С. 10−13.
  119. , Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность Текст. / Е. М. Сафронова. Волгоград: Перемена, 2003. — 187 с.
  120. , Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: моногр. Текст. / Е. М. Сафронова. Волгоград: Перемена, 2004. — 334с.
  121. , Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования Текст. / Е. И. Сахарчук. Волгоград: Перемена, 2002. — 136 с.
  122. , И.Р. Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвузов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Р. Сахацкий. Уфа, 2006. — 22 с.
  123. , Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 176 с.
  124. , H.A. Воспитательная система и воспитательное пространство — эффективные механизмы воспитания личности Текст. / H.A. Селиванова //Стратегия воспитания в образовательной системе
  125. России /под ред. И. А. Зимней.- Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. С. 242−259.
  126. , Н.Л. О современных подходах к воспитанию Текст. / Н. Л. Селиванова //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И. А. Зимней.- Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. С. 127−130.
  127. , К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкессии о воспитании детей в семье Текст. / К. Б. Семенов. — Пятигорск, 1998. — 198 с.
  128. , В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности Текст. / В. П. Сергеева. М.: УЦ «Перспектива», 2007. — 96 с.
  129. , С.М. Педагогические условия жизнедеятельности студентов в гуманизированной среде высшего учебного заведения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. М. Серегин. Уфа, 2001. — 25 с.
  130. , В.В. К созданию современной теории воспитания: методологический аспект Текст. /В.В. Сериков //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. -С. 81−88.
  131. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем Текст. /В.В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 278 с.
  132. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986 — 157 с.
  133. , В.А. Воспитательный процесс как система Текст. / В. А. Сластенин //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 229−241.
  134. , Ю. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе Текст. / Ю. Сокольников //Воспитание школьников. 2001. — № 10 — С. 2−9.
  135. , И.А. Духовное воспитание школьников. Проблемы, перспективы, технологии Текст. / И. А. Соловцова. Волгоград: Перемена, 2004. — 160 с.
  136. , И.А. Феномен духовного воспитания в контексте современной педагогической реальности Текст. / И. А. Соловцова //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2004. — № 1. — С. 70−73.
  137. , B.C. Философские начала цельного знания Текст. / B.C. Соловьев // Собрание сочинений B.C. Соловьева, т.1. — СПБ, 18 771 977. С. 508.
  138. , Н.М. Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. М. Стасенко. Ставрополь, 2004. — 22 с.
  139. , E.H. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития Текст. / E.H. Степанов //Воспитание школьников. 2002. — № 2. — i С. 8−14.
  140. , E.H. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы Текст. / E.H. Степанов //Директор школы. 2000. — № 2. -С. 19−26.
  141. Стратегия воспитания в образовательной системе России Текст. /под ред. И. А. Зимней. .Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — 480 с.
  142. , Н. Методологические основания концепции формирования духовно-нравственной культуры студенчества (на примере вузов МВД России) Текст. / Н. Татаркина //Вестник высшей школы.- 2007.- № 2. с. 44−48.
  143. , В., Гармоничная личность ориентир воспитательной работы Текст. / В. Тельнов, Е. Огорелышева // Высшее образование в России. — 2008. — № 5. — С. 95−97.
  144. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания Текст.: сб. науч. тр. /под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. -Волгоград: Перемена, 2004 420 с.
  145. , Е.В. Феномен методики воспитания в педагогической практике Текст. / Е. В. Титова //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. — С. 188 199.
  146. , О.О. Педагогические условия формирования коллектива студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. О. Тулина. Ставрополь, 2007. — 187 с.
  147. , Я.С. Толерантность духовно-нравственная основа развития единого образовательного пространства Текст. /Я.С. Турбовской //Известия Академии педагогических и социальных наук. — М.-Воронеж, 2003. — С. 37−48.
  148. , В.Н. Методологические основы российской стратегии развития образования Текст. / В. Н. Турченко //Педагогика, 2002. -№ 10.-С. 97−105.
  149. , Г. И. Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности^ средствами народного искусства Текст.: автореф. дис,. канд. пед. наук. / Г. И. Фазылзьярова.1. Казань, 2004.- 19 с. .
  150. , Г. Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований Текст. / Г. Н. Филонов //Мир образования — образование в мире. 2002. — № 3. — С. 81−90.
  151. Формирование национального самосознания в процессе художественного образования: материалы Всерос.науч.-практ. конф. -Карачаевск: КЧГУ, 2008. 180 с.
  152. , Е.А. О религиозности в студенческой среде Текст. / Е. А. Фомина //Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем: тр. межрегион, науч.-практ. конф. Ставрополь: СевКавГТУ. — 2007. — С. 319−320.
  153. , Ю. Образование и региональные молодежные ценности Текст. / Ю. Фролова // Высшее образование в России. 2007. — № 7. -С. 173−176.
  154. , З.К. Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа Текст.:автореф. дис.. канд. пед. наук / З. К. Хачирова. Карачаевск, 2002. — 21 с.
  155. , Л. Из практики воспитательной работы Текст. / д. Христина // Высшее образование в России. 2008. — № 4. — С. 111−115.
  156. , А. Воспитать патриотов Текст. / А. Хузиахметов // Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 115−119.
  157. , Е. Об основных направлениях развития воспитания в системе образования Текст. / Е. Чепурных //Воспитание школьников. -2000.-№ 1.-С. 2−5.
  158. , В.Д. Духовные способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во «Магистр», 1996. — 102 с.
  159. , E.B. Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Шамсутдинова. Карачаевск, 2000. — 22 с.
  160. , Х.М. О некоторых этнокультурных связях черкесов Текст. / Х. М. Шемирзоев //Культурная диаспора народов Кавказа: генезис проблемы изучения (по материалам междунар. науч. конф.). Черкесск, 14−19 октября 1991 г. Черкесск, 1993. — С. 292−304.
  161. , М. Традиции и новации в исследовании проблемы воспитания Текст. / М. Шилова //Педагогика. 2003. — № 6. — С. 103 105.
  162. , Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса Текст. / Н. Е. Щуркова //Классный руководитель. 1998. — № 1. — С. 5870.
  163. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. M.:OOO «Издательство ACT», 1997 — 300 с.
  164. , Ю.А. Формирование культурологических умений у студентов педагогического вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Юрченко. Майкоп, 2000. — 21 с.
  165. , И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин Текст. / И. Ярмакеев // Высшее образование в России. 2004. — № 9. — С. 64−70.
Заполнить форму текущей работой