Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональные этнократические элиты: тенденции формирования и специфика политической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате этой политики политическое и экономическое положение региона существенно ухудшилось, обострились межнациональные противоречия, возник риск дальнейшего распространения националистических и религиозно-экстремистских настроений. Добиваясь от федерального центра значительного политического и экономического суверенитета, региональные этнократические элиты в то же время ориентированы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКРАТИЧЕСКИХ ЭЛИТ НА ЮГЕ РОССИИ
  • ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭТНОКРАТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ И С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Региональные этнократические элиты: тенденции формирования и специфика политической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Политическая модернизация государственных образований, возникших на территории бывшего Советского Союза в результате крушения советской партийно-государственной машины, вызвала существенные трансформационные изменения в политической структуре постсоветских обществ, в т. ч. и в характере отношений между центральной властью и регионами, а также в механизмах формирования и специфике деятельности политических элит.

Несмотря на декларируемый в Конституции СССР принцип федерализма, фактически Советское государство было унитарным образованием, в котором отношения между центральной властью и регионами имели исключительно вертикальный характер и основывались на иерархическом подчинении регионов руководству партии и государства. Российская Федерация после провозглашения своего суверенитета взяла курс на строительство качественно новых отношений между центром и регионами. Автономия субъектов федерации от центра резко возросла, часть полномочий федеральной власти была распределена в пользу руководства регионов, в связи с чем региональные элиты стали играть гораздо большую роль в жизни российского общества, превратившись в самостоятельных игроков на общефедеральном политическом пространстве.

Однако трансформация системы политической власти вызвала значительные затруднения, в первую очередь, в национальных регионах Юга России. Полиэтничный состав населения, цивилизационная специфика, особенности геополитического положения, традиционный консерватизм в политической жизни способствовали тому, что трансформационные процессы на Юге России проходили наиболее сложно. Политическая модернизация на Северном Кавказе сопровождалась, как и в стране в целом, резким ухудшением экономического положения, что влекло за собой недовольство политикой федерального руководства. Параллельно происходил рост националистических и сепаратистских настроений в обществе, активизация радикальных националистических движений.

Эти факторы послужили отправной точкой, определившей характер деятельности региональных элит в национальных республиках юга страны. Фактически их деятельность приобрела характер открытого установления этнократии в пределах республик как господства титульного этноса, точнее — определенных кланово-трайбальных групп, занимающих привилегированное положение. Несмотря на то, что этнократизм в государственном управлении противоречит многонациональной природе Российской Федерации, в большинстве национальных регионов, даже в тех, где титульные этносы представляли далеко не самую большую часть населения, произошло установление этнократий, сопровождающееся возвращением традиционалистских методов рекрутирования политических элит, этнизацией органов управления, экономики, силовых структур.

Курс на максимальную автономию от федеральной власти, провозглашавшийся долгое время большинством северокавказских этнократиче-ских элит, имел своей целью консервацию на необозримое время существовавших норм политической жизни, облегчавших региональным руководителям полное подчинение республик своим интересам. Деятельность этнократий имела достаточно негативное для региона значение, препятствуя развитию демократических институтов, строительству развитой экономики.

Политические реформы начала 2000;х гг. существенно изменили сложившуюся ситуацию, представив достаточно ясную перспективу ослабления региональных этнократий. Укрепление вертикали власти, лишившее региональные элиты значительной степени самостоятельности от федерального центра, а также развитие местного самоуправления, ограничивающего региональные администрации «снизу», могут стать главными средствами для дальнейшей модернизации политической, экономической и культурной жизни на Северном Кавказе, способными сильно минимизировать влияние кланово-трайбальных институтов на формирование и функционирование республиканских органов управления, ослабить националистические тенденции в их политике. Однако действительная результативность модернизации напрямую зависит от позиции федерального центра в отношении региональных элит, готовности центра к выдвижению новых принципов рекрутирования элит.

Исходя из этого, можно утверждать, что процессы формирования и функционирования региональных этнократических элит на Юге России, их взаимодействие с органами федеральной власти и местного самоуправления, имеют крайне важное значение, особенно в контексте продолжающихся преобразований в сфере укрепления властной вертикали и развития структур местного самоуправления. Это и обусловливает актуальность темы нашей диссертационной работы.

Степень научной разработанности. Исследование процессов формирования и функционирования элит занимает существенное место в спектре отечественной и зарубежной политологической науки. Возникновение элитологии как специфической отрасли политологического знания связано с именами Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса, заложивших теоретико-методологические основы исследования процессов формирования и функционирования элит.

Роль и сущность элит в современном обществе рассматривали такие авторы как Д. Белл, Дж. Бернхэм, М. Вебер, Т. Веблен, Т. Дай, Р. Даль, С. Липсет, Ч. Р. Миллс, Д. Рисмен, О. Штаммер, М. Янг и др. Существенный интерес представляют работы М. Восленского и М. Джиласа, посвященные феномену партократической элиты, сформировавшейся в социалистических странах.

Механизмы формирования и функционирования элит в современном российском обществе рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Следует отметить работы М. Макони и.

К. Стонер-Уайс, изучавших российскую региональную элиту. Разработка элитологических проблем в современной России началась в 1980;е гг. и первоначально заключалась в критическом анализе зарубежных элитологических концепций. Либерализация политической жизни в стране способствовала развитию элитологической науки.

Список отечественных элитологов обширен и представлен именами таких авторов как М. Н. Афанасьева, Г. К. Ашина, В. Я. Гельман, В.Е. Гем-пельсон, О.В. Гаман-Голутвина, Г. В. Голосов, Г. Г. Дилигенский, И.С. Дис-кин, А. В. Дука, Т. Н. Заславская, А.А. Кара-Мурза, С. А. Кислицын, Ю. Г. Коргунюк, Ю. В. Краснов, О. В. Крыштановская, В. В. Лапаева, Ю. А. Левада, А. К. Магомедов, В. П. Мохов, А. С. Панарин, В. Б. Пастухов, С. П. Перегудов, А. В. Понеделков, Ю. А. Пустовойт, Р. В. Рывкина, И. В. Сиракова, А. М. Старостин, М. Х. Фарукшин, В. В .Черноус, Л. Ф. Шевцова, Е.Б. Шесто-пал, Ю. В. Ярмак и т. д.

Проблемы формирования политической элиты, в том числе и в региональном аспекте, исследовали О. В! Гаман-Голутвина, Г. В. Голосов, Г. Дерлугьян, А. В. Дука, М. В. Ильин, Б. И. Краснов, О. В. Крыштановская, Н. Ю. Лапина, А. С. Панарин, А. В. Понеделков, А. М. Старостин, Ж.Т. То-щенко и др.1.

Ж.Т. Тощенко рассматривал возникновение и деятельность этнокра-тий в современном российском обществе2. Г. Дерлугьян провел качественное исследование трансформации адыгейской этнократической элиты как примера северокавказской элиты традиционного типа3. А. А. Санглибаев.

1 Гаман-Голутвина О. В. Процессы современного элитогенеза: мировой и отечественный опыт. // Полис. 2008. № 6- Региональные элиты России: проблемы, подходы, гипотезы: Программа исследования / Быст-рова А.С., Горьковенко В. В., Даугавет А. Б., Дука А. В. (рук.), Корниенко А. В. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1999; Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации /Отв. ред. А. В. Дука.СПб: Изд-во «Алетейя», 2001; Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М., 2005; Игнатов В. Г., Понеделков А. В., Старостин A.M., Черноус В В. Теория и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1999; Понеделков А. В., Старостин A.M. Региональные элиты: тенденции и перспективы развития. Ростов н/Д, 2000.

2 Тощенко Ж. Т. Этнократия: история и современность. М., 2003.

3 Дерлугьян Г. Горские князья, партвыдвиженцы и помидорщики: двести лет социальной эволюции адыгейских элит //http://sovetikus.narod.ru /Derluguian.html#ftnl рассмотрел проявления этноклановости в деятельности политических элит на постсоветском пространстве, в т. ч. и на Северном Кавказе1.

JI.M. Дробижева, Д. М. Исхаков, JI.B. Сагитова рассматривали влияние и роль интеллигенции в формировании националистических движений и этнократии в национальных регионах России в постсоветский период. Б. А. Калоев, Ю. Ю. Карпов, Д. В. Макаров, М. И. Мамакаев, К. Х. Унежев, О. М. Цветков изучали специфику северокавказских традиционных обществ, в т. ч. модели традиционного кратического поведения.

Исследованием административно-политической деятельности российских региональных элит занимались М. Н. Афанасьев, Л. В. Бабаева, О.В. Гаман-Голутвина, Н. В. Куколев, К. Н. Микульский, В. П. Мохов. Следует отметить школу элитологических исследований, сложившуюся в СевероКавказской академии государственной службы (СКАГС) и представленную такими учеными как В. Г. Игнатов, А. В. Понеделков, А. М. Старйстин и л др. А. В. Понеделков рассматривает проблемы генезиса современной российской политической элиты, ее структурные и функциональные изменения на протяжении существования постсоветской российской государственности. В работах A.M. Старостина изучается эффективность государственной власти и управления в элитологическом аспекте, профессионализм региональных политических элит3.

1 Сапглибаев А. А. Этноклановость на постсоветском пространстве. / Полис. 2007. № 6.

2 Игнатов В. Г., Понеделков А. В., Старостин А. М, Сидоренко И. Н. Региональные политические элиты в зеркале социологии. Ростов н/Д. 2001; Понеделков А. В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. Ростов н/Д, 1995; Понеделков, А.В. Политико-административные элиты России в середине 90-х гг. XX в. и 10 лет спустя: (теоретический и прикладной аспекты анализа). Ростов н/Д, 2005; Понеделков А. В., Старостин A.M., Швец Л. Г. Политическая элита и парадигмы управления // Рациональность и государственное управление. Ростов н/Д. 1995; Понеделков А. В, Старостин A.M. Проблемы исследования политических элит России // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — Ростов н/Д, 1997. — № 1. — С. 33−38- Понеделков А. В., Старостин A.M.

Введение

в политическую элитологию. Ростов н/Д. 1998; Понеделков А. В., Старостин, А М. Региональные элиты: тенденции и перспективы развития. Ростов н/Д, 2000; Понеделков А. В., Старостин A.M. Региональные административно-политические элиты России: прошлое, настоящее, будущее / Полис. 2008. № 6.

3 Старостин A.M. Административно-политические элиты России: позиционирование во власти и управленческая эффективность. Ростов н/Д. 2003; Старостин А. М. Современные российские элиты: на пути к новой конфигурации // Власть. — 2003. — N 7. — С. 48−55- Старостин, А М. Эффективность деятельности государственной власти и управления. Ростов н/Д, 2005.

Региональные политические элиты во взаимодействии с федеральным центром рассматриваются в работах М. Н. Афанасьева, В. Я. Гельмана, В. Н. Лысенко, А. К. Магомедова, А. В. Понеделкова, А. И. Селиванова, A.M. Старостина, М. Х. Фарукшина, О. Цветкова1.

Проблемы местного самоуправления, взаимодействия с местным самоуправлением региональной и федеральной власти рассмотрены в работах А. Н. Аринина, Г. В. Барабашева, Ю. А. Веденеева, О.В. Гаман-Голутвиной, З. Т. Голенковой, Т. Кузнецовой, Л. С. Мамута, С. Л. Серебрял кова, С. Л. Соловьева, М. Ф. Черныша, А. Е. Чириковой, В. И. Шмакова .

Наконец, следует выделить работы собственно северокавказских авторов, рассматривавших общественно-политические проблемы региона, структуру и организацию кавказских обществ, предлагающих пути реше ния существующих проблем через обращение к национальным традициям. Среди этих авторов следует назвать А. Г. Агаева, М. Б. Беджанова, В.Д. •Дзидзоева, А. Дудаева, P.M. Магомедова, Х.-А.Нухаева, К. Х. Унежева, К. Чомаева, Ф. С. Эфендиева и др.3.

Таким образом, существует достаточно обширная теоретическая база, позволяющая исследовать политические элиты, в том числе и в совре.

1 Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. Изд. 2-е, доп. М.: Московский общественный научный фонд, 2000; Магомедов А. Политическое лидерство и формирование региональных партийных систем в новейшей России. // Региональные процессы в современной России: экономика, t политика, власть. — М.: ИНИОН РАН, 2002; Цветков О. Клановость и клиентизм как база социальной конфликтности на Северном Кавказе. // http: sovetikus.narod.ru/ clanovost. htm#ftnreflФару киши MX. { Региональные политические элиты: смена ролей. // Властные элиты современной России в процессе по.

1 литнческой трансформации. Ростов н/Д: Изд-во СКВ ГС, 2004. С. 198−200.

2 Голенкова З. Т. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России // Гражданское / общество: теория, история, современность / Отв. ред. З. Т. Голенкова. М., 1999; Кузнецова Т. Местное самоуправление как форма организации территориальных сообществ: парадоксы российского подхода.// Федерализм. 2004. № 3- Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. 2002, № 5- Чирикова А. Е. Вертикаль власти в оценках региональных элит: динамика перемен /Полис. 2008.№ 6.

3 Агаев А. Г., Магомедов Р М. Дагестанское единство, история и современность. Махачкала, 1994; Беджа-нов М. Б. На пути национального возрождения. Майкоп. 1992; Дзидзоев В Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1994 Дудаев А. Философия чеченского суверенитета. Грозный, 1992; Нухаев Х.-А. Чеченцы должны самоопределиться как нохчи. // Адат. Кавказский культурный круг: традиции и современность. Москва — Тбилиси, 2003; Унежев К. Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997; Чомаев К. Наказанный народ. Черкесск. 1993; Эфенднев Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999. менном российском обществе. В то же время нельзя не отметить значительный дефицит научных исследований, посвященных непосредственно проблематике формирования и функционирования региональных этнокра-тических элит, в частности на территории национальных республик Южного федерального округа. Потребностью в восполнении данного дефицита и продиктовано наше исследование.

Цель исследования заключается в осуществлении политологического анализа основных тенденций формирования и специфики политической деятельности региональных этнократических элит в современном российском обществе на примере ЮФО.

Для достижения поставленной цели нам представляется необходимым решение следующих исследовательских задач:

— выявить и проанализировать основные особенности формирования политических элит, характерные для традиционных обществ исследуемого региона;

— исследовать источники рекрутирования региональных этнократических элит северокавказского региона;

— показать специфику функционирования этнократических элит на Северном Кавказе в условиях ослабления институтов федеральной власти;

— выявить особенности взаимодействия северокавказских региональных этнократических элит с федеральной властью в контексте социальной и политической модернизации;

— изучить изменения в функционировании региональных элит Северного Кавказа, связанные с укреплением федеральной вертикали власти;

— очертить пути оптимизации функционирования региональных кра-тических элит Северного Кавказа.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют работы крупнейших отечественных и зарубежных специалистов в сфере элитологии, позволяющие проанализировать основные механизмы формирования и функционирования политических элит как в традиционных, так и в демократических обществах.

В качестве основных методов, использовавшихся при написании диссертационной работы, следует отметить цивилизационный и системный подходы. На основании цивилизационного подхода производился анализ региональной специфики этнократических элит в северокавказских обществах. Цивилизационный подход позволил нам выявить соотношение процессов формирования элит с характерными особенностями исторического развития, системой ментальных и ценностных установок. Использование системного подхода позволило проанализировать присутствие факторов риска в деятельности региональных этнократических элит на Юге России.

В рассмотрении взаимодействия региональных элит с федеральной властью, с одной стороны, и органами местного самоуправления, с другой, автор опирался на работы З. Т. Голенковой, JT.C. Мамута и др. авторов, посвященные вопросам развития институтов гражданского общества.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических опросов, приводимые в работах О.В. Гаман-Голутвиной, Н. Ю. Лапиной, А. В. Понеделкова, A.M. Старостина и др.- материалы периодической печатитексты публичных выступлений политических деятелей.

Объектом данного диссертационного исследования выступают современные региональные этнократические элиты национальных республик, входящих в состав Южного федерального округа РФ.

Предмет данного исследования составляют специфика процессов формирования и функционирования региональных этнократических элит на примере Южного федерального округа.

Гипотеза исследования. В результате кризиса в советском обществе и трансформационных процессов после крушения советской системы в национальных республиках Российской Федерации, в первую очередь на Северном Кавказе, сложились региональные этнократические элиты, характеризующиеся формированием на основе традиционалистских и трайбалистских принципов, направленностью на этнизацию всех сфер общественной деятельности и подчинению их собственным клановым интересам. На протяжении многих лет для федерального центра была характерна непродуманная политика, основанная на попустительстве и покровительстве региональным этнократическим элитам.

В результате этой политики политическое и экономическое положение региона существенно ухудшилось, обострились межнациональные противоречия, возник риск дальнейшего распространения националистических и религиозно-экстремистских настроений. Добиваясь от федерального центра значительного политического и экономического суверенитета, региональные этнократические элиты в то же время ориентированы на принижение роли местного самоуправления. В то же самое время в последние годы в политике руководства страны присутствуют тенденции, направленные на укрепление федеральной вертикали власти, ограничение власти региональных элит и развитие органов местного самоуправления. Эти тенденции мы считаем основополагающими на пути модернизации всей системы формирования и функционирования власти в регионе.

В ходе исследования нами были получены результаты, содержащие следующие элементы научной новизны:

— выявлены основные механизмы формирования региональных этнократических элит в северокавказских обществах традиционного типа,.

— определены основные источники рекрутирования региональных этнократических элит в северокавказских обществах, их трансформация в зависимости от конкретных исторических обстоятельств;

— показаны негативные процессы, являющиеся результатом бесконтрольной со стороны федерального центра деятельности региональных этнократических элит;

— проанализированы отношения между региональными этнократиче-скими элитами с одной стороны, и органами федеральной власти и местного самоуправления, с другой стороны;

— обосновано, что изменения в функционировании региональных элит в настоящее время связаны с укреплением властной вертикали федерального центра, ограничивающей полномочия региональных элит;

— предложено формирование региональных органов власти по мери-тократическому принципу, на основе критериев профессионализма, образования и личностных качеств претендентов на руководящие должности.

Новизна исследования подтверждается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В силу многонационального состава населения, геополитического положения, особенностей цивилизационного развития, Южный Федеральный округ отличается сложностью социально-политических процессов, в том числе и процесса элитогенеза. Для формирования региональных элит в национальных республиках Южного Федерального округа характерны как общероссийские тенденции, восходящие к периоду разложения советской системы, так и непосредственная зависимость от таких факторов как особенности цивилизационного развития регионавлияние традиционных кратических структур на процесс элитогенезаспецифика кадровой базы рекрутирования элиты.

2. Глубокие трансформационные процессы в социально-политической жизни российского общества в XX веке не затронули саму структуру элитогенеза кавказских элит. Уже в позднесоветский период региональные элиты северокавказского региона практически воспроизводили традиционалистские формы кратического поведения. Отличительными чертами региональных элит стали закрытый характер, клановость, авторитарные методы руководства. Присущие и советской элите на общегосударственном уровне, в национальных регионах они проявились наиболее ярко. Полная легитимация традиционалистских установок в деятельности северокавказских элит произошла после крушения советской системы. Был нарушен поддерживавшийся административными методами национальный баланс, вследствие чего северокавказские республики превратились в этнократические образования с господствующей ролью титульных этносов и, в еще большей степени, региональных элит, опиравшихся на поддержку наиболее влиятельных этнических кланов.

3. Современные региональные этнократические элиты на Северном Кавказе сложились в результате влияния традиционных институтов родоп-леменного общества, военно-силового фактора, распространения националистических и сепаратистских настроений среди местного населения. Источниками формирования региональных этнократических элит в регионе стали советская партийная номенклатура, выходцы из силовых структур, представители крупного бизнеса и откровенного криминалитета, а также националистически настроенная интеллигенция. При этом рекрутирование элит осуществляется по принципам" этнонационализма, трайбально-клановых и патронажно-клиентельных отношений.

4. Следствием нахождения у власти в северокавказских республиках этнократических элит стало повсеместное ухудшение экономического положения региона, рост коррупции, расхищение государственной собственности, эскалация межнациональных конфликтов. Дальнейшая деятельность этнократических элит, продолжаемая в ключе пренебрежения интересами республик и их населения, может привести к самым пагубным для политической стабильности региона последствиям, учитывая и тот фактор, что попустительство местным кланово-олигархическим группам со стороны федерального центра вызывает дискредитацию центральной власти в регионе, что потенциально влечет за собой рост антирусских настроений, сепаратизма и религиозного экстремизма.

5. Укрепление вертикали власти и развитие эффективной системы местного самоуправления способствуют модернизации политической жизни в северокавказском регионе, создавая необходимые условия для ограничения полномочий и привилегий региональных этнократических элит, установления контроля над их деятельностью и преодоления произвола в сфере управления на местах.

6. Выдвижение меритократического принципа в качестве основополагающего при назначении на важнейшие административные должности регионального уровня позволит преодолеть трайбально-клановые принципы в формировании региональных элит, националистические тенденции в их функционировании. Это приведет к нормализации политического и экономического развития региона, строительству демократического общества.

Научно-практическая значимость исследования. В результате работы нами были получены результаты, способствующие расширению и углублению теоретических представлений о механизмах формирования и функционирования региональных этнократических элит, специфике их деятельности в условиях северокавказского региона, характере взаимоотношений региональных этнократических элит с федеральной властью и органами местного самоуправления. Полученные результаты представляют существенный интерес для представителей структур федеральной и региональной власти, политических партий, органов местного самоуправления.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для составления учебных курсов по политологии, социологии политики, политической антропологии.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных статьях и других публикациях автора. Также основные результаты диссертационного исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях. Положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры политологии и этнополитики СКАГС.

Структура диссертации обусловлена ее задачами и состоит из введения, трех глав, заключения общим объемом 135 страниц.

Список литературы

включает 235 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Далее мы сформулируем основные выводы по результатам нашего исследования.

В качестве цели диссертационной работы нами было поставлено выявление основных тенденций формирования и рассмотрение специфики деятельности региональных этнократических элит на Юге России.

Политические элиты современной России сформировались в поздне-советский период, трансформационные процессы в жизни российского общества, последовавшие за распадом советской системы, внесли существенные коррективы в функционирование политических элит, в т. ч. и на региональном уровне. В силу многонационального характера российского государства особенное значение приобрели элиты национальных районов, справедливо называемые в политологической науке этнократическими, по факту направленности на установление господства представителей титульного этноса во всех сферах общественно-политической деятельности. Для современной России проблема деятельности региональных этнократических элит является крайне серьезной, в особенности в столь проблемном и с политической, и с экономической, и с этноконфессиональной точек зрения регионе как северокавказские республики Южного федерального округа.

Национальные регионы Северного Кавказа имеют целый ряд существенных характеристик, отличающих их от остальных регионов страны. В первую очередь, это цивилизационная специфика региона, развивавшегося на стыке российской цивилизации и мусульманского мира. Кавказские общества на протяжении многих столетий оставались практически без изменений, сохраняя такие определяющие цивилизационные черты как традиционализм, андроцентризм, радикальность, закрытость. Соответственно, эти черты определяли и характер традиционных элит кавказских обществ, особенности их формирования и функционирования.

Глубокие трансформационные процессы в социально-политической жизни российского общества в XX веке не затронули саму структуру элитогенеза кавказских элит. Уже в позднесоветский период региональные элиты северокавказского региона практически воспроизводили традиционалистские формы кратического поведения. Отличительными чертами региональных элит стали закрытый характер, клановость, авторитарные методы руководства. Присущие и советской элите на общегосударственном уровне, в национальных регионах они проявлялись наиболее ярко. Полная легитимация традиционалистских установок в деятельности северокавказских элит произошла после крушения советской системы. Был нарушен поддерживавшийся административными методами национальный баланс, вследствие чего северокавказские республики превратились в этнократические образования с господствующей ролью титульных этносов и, в еще большей степени, региональных элит, опиравшихся на поддержку наиболее влиятельных этнических кланов.

Современные региональные этнократические элиты на Северном Кавказе сложились в результате влияния традиционных институтов родоп-леменного общества, военно-силового фактора, распространения националистических и сепаратистских настроений среди местного населения. Источниками формирования региональных этнократических элит в регионе стали советская партийная номенклатура, выходцы из силовых структур, представители крупного бизнеса и откровенного криминалитета, а также националистически настроенная интеллигенция. При этом в качестве главных принципов при рекрутировании элит стали принципы этнонациона-лизма, трайбально-клановых и патронажно-клиентельных отношений.

Деятельность региональных этнократических элит в республиках Северного Кавказа в начале 1990;х гг. характеризовалась курсом на достижение максимального суверенитета от федеральной власти, который впоследствии сменился курсом на внешнюю лояльность центральному правительству в обмен на финансовые дотации и фактическое покровительство политике, проводимой в собственных корыстных интересах. В качестве механизмов расширения своего влияния в обществе и подчинения всех его сфер жизнедеятельности используется политика этнизации государственного управления, экономики, культурной сферы и силовых структур, в результате которой в большинстве северокавказских республик сформировались мощные политико-финансовые кланы.

На протяжении 1990;х гг. происходил процесс фактической приватизации государственной собственности в пользу находившихся у власти клановых групп, приведший к монополизации в руках представителей региональной элиты хозяйственного комплекса. Росту влияния региональных этнократических элит способствовали и общие процессы дезинтеграции российского общества, ослабление федеральной власти в течение всех 1990;х гг., которые умело использовались региональными руководителями для упрочения своего положения.

Следствием нахождения у власти в северокавказских республиках этнократических элит стало повсеместное ухудшение экономического положения региона, рост коррупции, расхищение государственной собственности, эскалация межнациональных конфликтов. Дальнейшая деятельность этнократических элит, продолжаемая в ключе пренебрежения интересами республик и их населения', может привести к самым пагубным для политической стабильности региона последствиям, учитывая и тот фактор, что попустительство местным кланово-олигархическим группам со стороны федерального центра вызывает дискредитацию центральной власти в регионе, что потенциально влечет за собой рост антицентристских и антирусских настроений, сепаратизма и религиозного экстремизма.

Ситуация изменилась в начале 2000;х гг., в связи с начатой федеральной властью модернизацией системы управления регионами — созданием более крупных административных единиц — федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, заменой выборов глав субъектов федерации их назначением Президентом РФ с утверждением региональными законодательными органами.

Курс на укрепление вертикали власти, проводимый федеральным руководством в течение последних лет, существенно ограничивает полномочия региональных элит, ставя региональных руководителей в прямую зависимость от центрального правительства. Увеличение роли высших учебных заведений в подготовке кадрового резерва политической элиты региона будет способствовать повышению интеллектуального потенциала работников органов власти, что создаст условия для выдвижения меритокра-тического принципа в качестве основополагающего при формировании региональной элиты.

Вместе с модернизацией и усилением органов местного самоуправления и переходом к меритократическому принципу в формировании регионального административного аппарата, укрепление властной вертикали способно существенно улучшить как политическую, так и экономическую и социальную ситуацию в регионе. Дальнейший успех или неуспех этой политики зависит, в первую очередь, от федеральной власти, от ее решимости продолжать дальнейшее обновление правящей элиты.

Исследование деятельности региональной политической элиты, в особенности в регионе Юга России, в связи с происходящими политическими процессами, имеет крайне важное значение, как для политологической науки, так и для современного российского общества в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р., Михайлов В., Игнатов В., Хоперская Л., Понеделков А., Старостин А., Лысенко В., Люлька О. Реализация принципов федерализма (на примере Северного Кавказа). Ростов н/Д, 1997.
  2. Г. Г. Теоретические проблемы актуальной этнополити-ки в России: этносоциологические модернизации современной России. М., 2008.
  3. В.А. Этнические напряжения и конфликты на Северном Кавказе: новейшие тенденции // Горные страны: Россия, этнодемо-графические и геополитические процессы, геоинформационный мониторинг: Материалы международной конференции Ставрополь, 2005.
  4. В.А., Гриценко Г. Д., Дмитриев А. В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. М., 2007.
  5. А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство, история и современность. Махачкала, 1994.
  6. А.К., Акопов Г. Л., Игнатов В. Г., Понеделков А. В., Старостин A.M. Политические элиты современной России: профессионализм, ответственность, эффективность / Ростов н/Д, 2003.
  7. М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII начале XIX в. М., 1988.
  8. Адэ/синиязов Б. Современные национальные интересы ногайцев // http:// turokpub .ru/info/N 12 .htm
  9. Административно-политические элиты России: институционализа-ция, самоидентификация, динамика изменений. Ростов н/Д, 2005.
  10. Административно-политическая элита. Социологический анализ. Ростов н/Д, 1995.11 .Акаев В. Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004.
  11. М. От вольных орд до ханской ставки // Pro et Contra. 1998. Т.З. № 3.
  12. М.Г. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России: курс лекций. Воронеж, 1996.
  13. Г. К. Смена элит // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  14. Ашин Г. К Элитология, ее политико-философский и политико-социологический аспекты // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Философия. 1998. — N 1.
  15. Г. К. Элитология. Смена и рекрутирование элит. М., 1998.21 .Ашин Г. К. Элитология. М., 1999.
  16. Г. К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии // Элитологические исследования. 1998. № 1.23 .Багнычева Н. В. Логика российской политической элиты: рискоген-ные аспекты// Общество и право. 2006. № 1 (11).
  17. М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп. 1992.
  18. М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI века. Майкоп, 2002.
  19. М. Элиты Северного Кавказа. От наблюдения к стратегическому влиянию // Власть. 2001., № 3.27 .Березовский Е. Б. Политическая элита российского общества на рубеже эпох: Ист.-социол. исслед. М., 1999. — 4.1: (1991−1996).
  20. М. Великая инволюция: реакция России на рынок. Рубеж: Альманах социальных исследований. Сыктывкар, 2000.31 .Валентей С. Первые итоги муниципальной реформы глазами экономиста/ Федерализм. 2008. № 3 (51).
  21. Ъ2.Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  22. Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность. Ростов н/Д, 2008.
  23. Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. Ростов н/Д, 2004.
  24. Власть и элиты в современной России. Антология. М.: Издательство: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2003.
  25. Ъ6.Водопьянова Н. А. Роль рекламы в формировании имиджа политической элиты // Элиты и будущее России: взгляд из регионов: Сборникматериалов международной научно-практической конференции / Отв. ред. В. Г. Игнатов Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2007.
  26. В. А. Ценностный аспект теневой власти. Ценностные основания государственной власти и управления России на рубеже веков (Доклады и тезисы выступлений на научно-практической конференции. Апрель 2000 г.). Ростов н/Д Пятигорск. Апрель 2000.
  27. В.П. Преодоление теневизации российского общества. Проблема и решения. М., 2004.
  28. В.П. Теневизация общества: особенности российского политического процесса // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2004, № 1 (5).
  29. М. Номенклатура. М., 1991.41 .Галлямов P.P. Политические элиты российских республик. Особенности трансформации в постсоветский период // Полис. 1998. № 2.
  30. А А. Гаман-Голутвина О. В. Российские политические элиты: факторы эволюции //Элитизм в России: за и против. Пермь, 2002.
  31. Гаман-Голутвина О. В. Современная политическая элита России: факторы неэффективности. // Элитологические исследования. 2000, № 4.
  32. Гаман-Голутвина О. В. Стратегия развития в ценностном поле российской элиты. // Полития. 2000. № 1.
  33. Гаман-Голутеина О. В. Ценностные ориентации политических элит и населения. / Сборник статей «Актуальные проблемы политики и политологии в России». М.: РАГС, 2000.
  34. Гаман-Голутеина О.В. «Элиты центральные», «Элиты местные», «Чиновничество». / Энциклопедия «Российская цивилизация». М., 2000.
  35. Гаман-Голутеина О. В. Процессы современного элитогенеза: мировой и отечественный опыт. / Полис. 2008. № 6.
  36. КН. Русский вопрос в Дагестане //Социально-политический журнал 1994. № 11−12.51 .Гоголданова З. Э-Г., Гузенкова Т. С. Субэтнические группы: представления и реальности// Калмыки: перепутье 1980-х. Проблемы этнокультурного развития. М., 1993.
  37. Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. М, 1993.
  38. JI.C. Рекрутирование элиты и элитообразование. Новочеркасск, 2007.
  39. ЛД. Проблема «элиты» в сегодняшней России. М., 2007.
  40. Дай Т., Зиглер X. Демократия для элиты: введение в американскую политику. М., 1984.5%.Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992.
  41. В.В. Северный Кавказ: постсоветские итоги как руководство к действию. М., 2006.
  42. М. Лицо тоталитаризма. М., 1992. вЪДзидзоев В. Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1994.
  43. Дордэ/сиева Е. Имперская политика по отношению к региональным элитам в первой половине XVIII века: конфессиональный вопрос в Калмыкии / Федерализм. 2008. № 1 (49).
  44. А. Философия чеченского суверенитета. Грозный, 1992.
  45. А.В. Перспективы социологического анализа властных элит // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 1.
  46. А.В. Элита третьего пути: вызовы и ответы российской элиты. — В кн.: Властные элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв. ред. В. Г. Игнатов, О.В.Гаман-Голутвина, А. В. Понеделков, А. М. Старостин. Ростов н/Д, 2004.
  47. Э.А., Ломов В. Н. Роль властной элиты в формировании политической культуры и общественного политического сознания// Россия и Восток. Материалы научно-практической конференции ЮФО. Астрахань. 2003.
  48. С.Ю. Этнополитические элиты как субъекты в урегулировании и профилактике этнических конфликтов (на примере ЮФО) // Конфликтология 2007. — № 2.
  49. С.Ю. Роль политических элит Юга России в процессе гражданской интеграции // Международная научно-практическая конференция «Элиты и будущее России: взгляд из регионов. Ростов н/Д- Изд-во СКАГС. 2007.
  50. Ъ1.Игнатов ВТ., Понеделков А. В., Старостин A.M., Сидоренко И. Н. Региональные политические элиты в зеркале социологии. Ростов н/Д. 2001.
  51. S3.Игнатов В. Г., Понеделков А. В., Старостин A.M., Черноус В. В. Теория и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1999.
  52. История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Ростов н/Д, 1999.
  53. История многовекового содружества (1557−2007). Нальчик, 2007.
  54. Д.М. Роль интеллигенции в формировании и современном функционировании национального самосознания татар // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Казань, 1994.
  55. .А. Северокавказское общество: опыт системного анализа. Москва-Майкоп, 2004.
  56. Ю.Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор: мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб, 2007.
  57. Ю.Ю. Исторические и этносоциальные предпосылки «чеченской революции» // Традиционализм и модернизация на Северном Кавказе: возможности и границы совместимости / Отв. ред. В. В. Черноус. Ростов н/Д, 2004.
  58. Ким Ю. Федеративная идея и федеративный принцип. / Федерализм. 2008. № 2 (50).
  59. Т.П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. № 7.
  60. А.В. Горы и демократия // Восток. 1995. № 3.
  61. А.В. Местное самоуправление в России: несбывающийся проект//Полис. 2004. № 6.
  62. О.В. Анатомия российской элиты. М., 2005.
  63. О.В. Политические реформы Путина и элита // Экономика и общество. 2003. № 4−5.
  64. О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / под ред. З. Т. Голенковой. М.: ИС РАН, 1998, 1999.
  65. Ксенофобия на юге России. Ростов н/Д, 2002.
  66. А.Г., Сидоренко С. Я. Мифы этнорелигиозного традиционализма на Северном Кавказе в контексте геополитических реалий // Политическая мифология и историческая наука на Северном Кавказе / Отв. ред. В. В. Черноус. Ростов н/Д, 2004.
  67. A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. // Южнороссийское обозрение. Вып. 18. Ростов н/Д, 2003.
  68. Н.Ю. Формирование современной российской элиты (Проблемы переходного периода). М., 1995.
  69. Н., ЧириковаА. Региональные элиты РФ: модели поведения и политические ориентации. М.: ИНИОН, 1999.
  70. Ю. и др. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993.
  71. Г. И., Варбузов А. В., Сухарева Э. О. Проблемы политических элит в российском обществе// Социально-политический журнал. 1997. № 5.
  72. А.В. Конфликтогенные факторы на юге России: методологические исследования и социальные реалии. Ростов н/Д, 2005.
  73. В. Взаимодействие власти и бизнеса в регионах: российская версия // Федерализм. 2002. № 4.
  74. А. Корпорация «Калмыкия» выражение идеологии калмыцкой правящей элиты // «МЭиМО». 1995. № 12.
  75. А.К. Локальные элиты и идеология регионализма в новейшей России. Ульяновск, 1998.
  76. А.К. Политические элиты российской провинции // МЭиМО. 1994. № 4.
  77. А. Политическое лидерство и формирование региональных партийных систем в новейшей России. В кн. Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть. — М.: ИНИОН РАН, 2002.
  78. А. Становление Дагестана завтрашнего: самоузнавание, опасности и шансы. Махачкала, 1997.
  79. М. И. Чеченский тайп (род) и процесс его разложения. Грозный, 1962.
  80. Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. 2002, № 5.
  81. С. Адыгея: пути из этнократии // http:/www.apn.ru.
  82. М.Ю. Политическая элита России на рубеже XXI века: Монография. Архангельск: Помор, гос. ун-т им. Ломоносова, 2001.
  83. Н.Э. Казахская политическая и интеллектуальная элита: клановая принадлежность и внутриэтническое соперничество. Вестник Евразии, 1996, № 1.
  84. Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Алматы. М., 1995.
  85. Медведев и элиты регионов //http://promedvedeva.in/? Publikacii% 2Carhiv: Medvedevielityregionov#TOP
  86. JI. Открытые и закрытые типы культур этнических систем // Адат. Кавказский культурный круг: традиции и современность. Москва-Тбилиси, 2003.
  87. И. Социально-экономическая ситуация в муниципальной России и возможности местного самоуправления / Федерализм. 2008. № 2 (50).
  88. Ъ.Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.
  89. Ю.Е. Факторы развития сепаратизма в СевероКавказском регионе. // Региональный политический процесс / Отв. ред. В. Н. Коновалов. Ростов н/Д, 2003
  90. С. Модели федерализма для России: в поисках альтернативы хаосу и распаду // Федерализм. № 1 (5). М., 1997.
  91. В.П. Элитизм и история. К проблеме изучения советских региональных элит. Пермь, 2000.
  92. В.П. Региональная политическая элита России (1945−1991). Пермь, 2003.
  93. ХЪб.Наронская А. Г. Особенности эволюции российской политической элиты: Автореф. дис. канд. полит, наук. Екатеринбург, 2004.
  94. Негру.ль С. В. Формирование региональных элит: ценности и идеология: Дисс.. канд.социол.наук. М., 2004.
  95. В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.
  96. О.С. Интересы бизнес-элиты в современном политическом процессе России // Материалы научно-практической конференции «Психология совладающего поведения» М.: Изд-во «Век книги-3», 2007.-Вып. XVI. Ч. 2.
  97. О.С. Консолидация региональных элит в борьбе с религиозным экстремизмом как способ снижения конфликтогенного потенциала // Экстремизм как социально-философское явление. Орел, 2007.
  98. О.С. Особенности позиционирования политической элиты в условиях формирования антикоррупционной политики в Российской Федерации // Философия права 2007. — № 4.
  99. О.С. Влияние национальных элит на консолидацию отношений в ЮФО // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.
  100. О.С. Особенности влияния бизнес-элиты на власть на региональном уровне // Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития южных регионов Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.
  101. С.Х. Нахи и священная история. Ярославль, 1998.
  102. НухаевХ.-А. Чеченцы должны самоопределиться как нохчи. // Адат. Кавказский культурный круг: традиции и современность. Москва -Тбилиси, 2003.14 В.Нухаев Х.-А. Чеченцы скорее изменят мир, чем изменят традициям. Статьи и интервью. М., 2002.
  103. Т. А. Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Ростов н/Д, 2004.
  104. А. Местное самоуправление и институциональные трансформации. / Федерализм. 2008. № 3 (51).
  105. М.К. История и культура вайнахов. М., 2003.
  106. Э.А. Между империей и нацией: модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2004.
  107. Я., Василевски Я. Циркуляция политических элит: от лис к львам // Полис. 2008. № 6.
  108. А. Народ без элиты: между отчаянием и надеждой // Наш современник. 2001. № 11.
  109. А. А. Элитогенез и высший административно-управленческий персонал государства в условиях кризисного развития: Автореф. дис.. канд. социол. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2000.
  110. Н.В. Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе. М., 1999.
  111. Н., Титков А. Политическая жизнь в регионах // Регионы России в 1998 году. М., 1999.
  112. Я. Политическая власть в России в поисках новой идентичности (аналитический обзор диссертационных исследований российских политологов) // Власть. 2001. № 10.
  113. Политическая элита: состояние и перспективы становления. М., 1993.
  114. А.В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. Ростов н/Д, 1995.
  115. , А.В. Политико-административные элиты России в середине 90-х гг. XX в. и 10 лет спустя: (теоретический и прикладной аспекты анализа). Ростов н/Д, 2005.
  116. А.В., Старостин A.M., Швец Л. Г. Политическая элита и парадигмы управления // Рациональность и государственное управление. Ростов н/Д, 1995.
  117. А.В., Старостин A.M. Проблемы исследования политических элит России // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов н/Д, 1997. № 1.
  118. А.В., Старостин A.M. Введение в политическую эли-тологию. Ростов н/Д, 1998.
  119. А.В., Старостин A.M. Региональные элиты: тенденции и перспективы развития. Ростов н/Д, 2000.
  120. А.В., Старостин A.M. Региональные административно-политические элиты России: прошлое, настоящее, будущее // Полис. 2008. № 6.
  121. Послание Президента РФ Федеральному собранию // Российская газетиа. 2008. № 230. 6 ноября.
  122. В.В. Ни будет ни революций, ни контрреволюций // Российская газета. 2001. 4 апреля.
  123. С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе //Полис. 2009. № 1.
  124. В.В. Теории элит как особое направление стратификационных исследований // Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебн. пособие. М.: Наука, 1995.
  125. Региональные политические элиты в зеркале социологии. Ростов н/Д, 2001.
  126. Региональные элиты в процессе современной российской федерализации. Ростов н/Д, 2001.
  127. ХИ.Розин М. Д. Социально-экономические процессы в городской среде Северного Кавказа. Ростов н/Д, 2003.
  128. И.В. Основные характеристики семейно-кланового капитализма в России на рубеже тысячелетий: институционально-посткейнсианский подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2. № 1.
  129. ПА. Рывкина Р. В. Теневизация российского общества: причины и последствия // Социологические исследования. 2000. № 12.
  130. JI.B. Национальное самосознание татарской интеллигенции, и ее участие в возрождении нации (на примере Республики Татарстан) // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Казань, 1994.
  131. Пб.Сагитова JI.B. Этничность в современном Татарстане: Воспроизводство этничности в татарском обществе на рубеже 1980−1990-х гг. Казань, 1998.
  132. Р. Российский регионализм, выработка политического курса и государственное развитие//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. № 4 (29). 1999.
  133. А.Н. Элиты и образование в современной России // Философия образования XXI века. 2002. N 4.
  134. В. Воры в законе: короли криминального мира // Аргументы недели. 2007, № 45 (79).
  135. А. А. Этноклановость на постсоветском пространстве. / Полис. 2007. № 6.
  136. Е. Проблемы чеченской революции // Полис. 1993. № 2.
  137. А., Козлов В. Монолиты и зыбучие пески: анализ политических элит Юга России // Эксперт online http://www.expert.ru/ printissues/south/2008/ll/monolityizybuchiepeski/
  138. И.Н. Кадровый резерв на гражданской и муниципальной службе: проблемы формирования // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). 2009. № 1.
  139. Силовые структуры в этнополитических процессах на юге России. Ростов н/Д, 2002.
  140. .Д. Родоплеменной фактор в системе «руководитель-подчиненный» // Социологические исследования, 1998, № 3.
  141. ГУ. Межэтнические конфликты и их специфика на Северном Кавказе. М., 1998.
  142. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  143. А.И. Культура власти российской элиты: искушение капитализмом? //Полис. 1999. № 2.
  144. A.M. Административно-политические элиты России: позиционирование во власти и управленческая эффективность. Ростов н/Д, 2003.
  145. А. М. Современные российские элиты: на пути к новой конфигурации // Власть. 2003. N 7.
  146. A.M. Эффективность деятельности административно-политических элит: Критерии оценки и анализ состояния в современной России: Дис.. д-ра полит, наук: 23.00.02. Ростов н/Д, 2003.
  147. A.M. Эффективность деятельности административно-политических элит: Критерии оценки и анализ состояния в современной России: Автореф. дис.. д-ра полит, наук: 23.00.02. Сев.-Кавказ. акад. гос. службы Ростов н/Д, 2003.
  148. Сумма идеологии. Мировоззрение и идеология современной российской элиты. М., 2008.
  149. В.П. Самосознание политической элиты. М.: Изд-во «Вузовская книга», 2001.
  150. Тару сипа И. Г. Динамика политических установок региональных элит России // Полис. 2002. № 1.
  151. А., Бочко В. Пути совершенствования местного самоуправления. / Федерализм. 2008. № 1 (49).
  152. В.Л. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства) // Вопросы философии 1995. № 2.
  153. .Т. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? // Социологические исследования. 1999, N 11.
  154. .Т. Этнократия: история и современность. М., 2003.
  155. Р. Власть и бизнес в регионах России: современные процессы обновления региональной элиты. // Региональная элита в современной России. М., 2005.
  156. В. Полифония этнонациональных идеологий: в поисках «культурной» модели модернизации // http://www.viu-online.ru/ science/publ/bulletin7/page2.html
  157. К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.
  158. М.Х. Региональные политические элиты: смена ролей. -В кн.: Властные элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв. ред. В. Г. Игнатов, О.В.Гаман-Голутвина, А. В .Понеделков, А. М. Старостин. Ростов н/Д, 2004.
  159. JI.JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: Концепция этнической субъектности. Ростов н/Д, 1997.
  160. О. Клановость и клиентизм как база социальной конфликтности на Северном Кавказе. // http: soveti-kus.narod.ru/clanovost.htm#ftnrefl
  161. В.В. Из истории государственного управления на Северном Кавказе и Дону в XX веке // Государственное и муниципальное управление. 2000. № 3.
  162. А.Е. Вертикаль власти в оценках региональных элит: динамика перемен / Полис. 2008. № 6.
  163. ЧомаевК. Наказанный народ. Черкесск. 1993.
  164. А.П. Формирование региональной и муниципальной элиты России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ростов н/Д, 2004.
  165. А. Региональная политика в Российской унитарной федерации / Федерализм. 2008. № 2 (50).
  166. В.Г. Советское нациестроительство на Северном Кавказе (1917 конец 1950-х). Армавир, 2007.
  167. В.А. Быть аланом: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX в. М., 2006.
  168. Х.Х. Олигархия в России // http://vres.vags.ru/ oligarch. htm
  169. А.А. Политическая реинтеграция политического пространства России (на примере Северо-Западного Кавказа). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Краснодар. 2007.
  170. Энциклопедический социологический словарь / Под общей редакцией ОсиповаГ.В. М., 1995.
  171. Этнократии на юге России в экспертном измерении. Ростов н/Д, 2007.
  172. Этноэтатизм и этнократии на Юге России. Ростов н/Д, 2006.
  173. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.
  174. М.А. Древние общественно-политические институты народов Северного Кавказа. М., 2008.
  175. Delia Porta, Vannucci A. Corrupt Exchanges: Actors, Resources and Mechanism of Political Corruption. N.Y. 1999.
  176. Eisenstadt S.N., Roniger L. Patrons, clients and friends. Interpersonal relations and the structure of trust in society. Cambridge, 1984.
  177. Fairbanks, Ch. H., Jr. The Feudalization of the State. Journal of Democracy, 1999. vol. 10, № 2, April.
  178. Fish M.S. The Executive Deception: Superpresidentialism and the Degradation of Russian Politics. Sperling V. (ed.) Building the Russian State: Institutional Crisis and the Quest for Democratic Governance. Boulder, CO. 2000.
  179. Fish M.S. When More is Less: Superexecutive Power and Political Underdevelopment in Russia.- Bonnell V., Breslauer G. (eds.) Russia in the New Century: Stability or Disorder? Boulder, CO. 2001.
  180. Heinemann-Gruder A. Is Russia’s Federalism Sustainable? 11 Perspective on European Politics and Society, 2002, Vol. 3, No. 1.
  181. Huntington S., Nelson J. No Easy Choice. Political Participation in Developing Countries. (Harvard University Press, 1976).
  182. A. 1999. Chechnya: Tombstone of Russian Power. Yale University.
  183. Louise I. Shelley. Corruption in the Post-Yeltsin Era. EECR. Vol.9. Nos.½, Winter/Spring 2000.
  184. Mills C.W., Gerth H. The Character and Social Structure. N.Y.: Har-court, Brace & World Inc., 1953.
  185. Moses, J. Rethinking Political Typologies of Russian Regions//Paper presented at the Annual Convention of the American Association for the Advancement of Slavic Studies. St. Louis, Missouri, November 1999.
  186. Political Clientelism, Patronage and Development. Ed. by S.N.Eisenstadt and R.Lemarchand. L., 1981
  187. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft Tubingen, 1922.
  188. N. 2002. Kazantsev Has Little Impact On Corruption In The Southern Federal Okrug. Russian Regional Report. Vol. 7, No. 29, 25 November.
Заполнить форму текущей работой