Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административная ответственность за правонарушения в области строительства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой для выполнения данной работы послужили труды известных отечественных ученых. В ходе работы были использованные теоретические положения общей теории государства и права, гражданского права. В работе проведен анализ законодательных актов, устанавливающих административную ответственность в области строительства, используются современные публикации и издания прошлых лет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состав и квалификация административных правонарушений в области строительства
    • 1. 1. Состав административных правонарушений в строительстве, предусмотренных Ко’АП РФ
    • 1. 2. Составы административных правонарушений в строительстве, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации
    • 1. 3. Квалификация административных правонарушений в строительстве, предусмотренных КоАП РФ и законодательством об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации
  • Глава 2. Производство по делам об административных правонарушениях в области строительства
    • 2. 1. Возбуждение производства по делу об административных правонарушениях
    • 2. 2. Доказательства и доказывание по делам об административных правонарушениях
    • 2. 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области строительства

Административная ответственность за правонарушения в области строительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы, после значительного спада деловой активности, в нашей стране наблюдается ускоренный экономический рост. Это проявляется и в такой специфической отрасли экономического производства, как строительство. Здания, построенные в советский период, разрушаются, одновременно растет потребность в новых, более современных, офисных и производственных зданиях, «квартирный вопрос», всегда бывший проблемным для российских граждан, обострился до предела. На фоне финансового благополучия на строительный рынок вливаются все новые и новые участники, и далеко не все готовы строго придерживаться требований, установленных нормативными правовыми актами, строительными нормами и правилами. Игнорирование этих требований порой приводит к трагическим последствиям. У всех на устах трагедии в Трансвааль парке, на Басманном рынке Москвы и др. Достигла критической точки проблема «обманутых дольщиков» — это доказывают массовые волнения, периодически происходящие на улицах столицы и других городов страны. Последствия безответственного поведения участников строительного рынка — тысячи человеческих трагедий. Все это свидетельствует о насущной необходимости вмешательства государства в общественные отношения, возникающие в области строительства. Такое вмешательство должно осуществляться по нескольким направлениям. Прежде всего, необходимо «облачить» общественные отношения в «правовые одежды», затем определить, какие органы исполнительной власти должны осуществлять регулирование в строительной отрасли, и закрепить их полномочия. Наконец, должен эффективно действовать такой мощнейший регулятор, как юридическая ответственность. Таким образом, не вторгаясь в частно-правовое регулирование общественных отношений в сфере строительства, государство имеет действенные публично-правовые средства регулирования, которые должны обеспечить решение вышеуказанных проблем. Важное место среди них принадлежит административно-правовому регулированию, способствующему упорядочиванию управленческих общественных отношений, возникающих между значительным количеством его субъектов. Масштабы этих проблем и скрытые в них угрозы безопасности личности и общества позволяют назвать их реальной угрозой национальной безопасности. Предупреждение и пресечение нарушений требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил должно стать одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных, как разновидности контрольно-надзорных органов. И понимание важности и актуальности данной проблемы в Правительстве Российской Федерации есть. Об этом свидетельствует принятие в последние годы целого ряда нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в строительной отрасли.

К сожалению, приходится констатировать, что действующие нормативные установления соблюдаются далеко не всегда. Во многом это связано с тем, что не в полной мере используется потенциал, заложенный в админист-ративно-деликтном праве, хотя административная ответственность является одним из способов обеспечить соблюдение всеми участниками правоотношений нормативных правил. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административные наказания назначаются с целью предупредить совершение новых административных правонарушений не только наказанным лицом, но и другими лицами.

Административно-правовое регулирование в сфере строительства согласно Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это же относится и к установлению административной ответственности за правонарушения в сфере строительства. Пользуясь своим конституционным правом, субъекты Российской Федерации занимаются активным законотворчеством, к сожалению, далеко не всегда удачно. Порой на территории субъекта Российской Федерации правоприменитель вынужден решать, коллизию между КоАП РФ и законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Степень разработанности темы исследования.

Во многом сложившееся положение обусловлено практически полным отсутствием научно-теоретического обеспечения как вопросов административно-правового регламентирования отношений в сфере строительства в целом, так и административной ответственности за нарушения правил, норм, стандартов в сфере строительства. Вопросы административно-правовой ответственности в этой сфере по неизвестным причинам остаются за рамками научных интересов. Пожалуй, единственная научная работа монографического характера была защищена Г. Д. Денисовой в 1999 г., основанная на устаревшем на сегодняшний день нормативном материале (административная ответственность за нарушение строительных норм и правил предусматривалась тогда КоАП РСФСР, Градостроительным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации). За прошедшее время нормативное правовое регулирование административной ответственности претерпело большие изменения. Принятый в конце 2001 г. КоАП РФ содержит специальную главу 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике». Из федеральных законов были исключены нормы об административной ответственности, региональные законы во многом были приведены в соответствие КоАП РФ.

В работе над диссертацией использовались теоретические положения об административной ответственности (материальные и процессуальные составляющие), сформулированные в работах таких ученых, как В. И. Андрей-цев, А. Б. Агапов, А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, К. С. Бельский, И. И. Вереме-енко, И. А. Галаган, М. И. Еропкин, М. И. Ерофеева, М. М. Бринчук, О. JI. Дубовик, И. А. Иконницкая, О. К. Застрожная, И. Ш. Килясханов, Ю. М. Козлов, А. П. Коренев, А. Е. Лунев, В. М. Манохин, С. М. Петров, И. В. Панова, JI. JL Попов, Н. Г. Салищева, Ю. Н. Старилов, В. Д, Сорокин, М. С. Студеникина, Ю. А. Тихомиров, А. П. Шергин и др.

Особенности нормативного правового регламентирования административной ответственности законами субъектов Российской Федерации исследовались А. В. Деминым, А. Т. Дмитриевым, О. С. Захаровой, С. Н. Клепиковым, М. Я. Масленниковым, JI. П. Рожковой, Б. В. Россинским, Р. И. Тарно-польским и другими учеными.

В то же время, проблемы непосредственно административной ответственности в области строительства современной административно-правовой наукой не рассматривались. Не решены многие основополагающие вопросы, не определен круг деликтов, подлежащих отнесению к правонарушениям в строительстве, накапливаются правовые коллизии между КоАП РФ и региональным законодательством об административных правонарушениях. Все это и обусловило актуальность и выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования — материальные и процессуальные правовые отношения в строительстве, урегулированные федеральными и региональными нормами административно-деликтного права.

Предмет исследования — институт административной ответственности за правонарушения, совершаемые в сфере строительства, и практика его применения.

Цель и основные задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является комплексный анализ теоретических и практических аспектов административной ответственности за правонарушения в строительстве и выработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию административно-деликтного законодательства и практики его применения в данной отрасли.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— определить круг деликтов, объединенных понятием «административные правонарушения в строительстве»;

— раскрыть особенности административной ответственности в области строительства;

— уточнить содержание признаков составов административных правонарушений в строительстве;

— дать анализ правовых норм законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих административную ответственность за правонарушения в строительстве;

— изучить компетенцию органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в строительстве;

— исследовать правовые вопросы пресечения уполномоченными органами административных правонарушений в строительстве- - определить предмет доказывания и виды доказательств по делам об административных правонарушениях в строительстве;

— проанализировать практику применения КоАП РФ и законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в строительстве;

— разработать предложения по совершенствованию административного законодательства, в том числе законодательства об административных правонарушениях, ведомственных нормативно-правовых актов, практики их реализации.

Методологическую основу диссертации составляют:

Общенаучный диалектический метод, который позволил комплексно исследовать проблему административной ответственности в строительстве.

Современные общенаучные методы познания — системный, структурно-функциональный, формально-логический, которые дали возможность определить место административной ответственности в строительстве в системе юридической ответственности, проанализировать ее структурные элементы и признака, сформулировать собственные теоретические обобщения.

Для исследования нормативно-правовой базы административной ответственности в строительстве и разработки предложений относительно ее усовершенствования использовались такие специальные научные методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правовых аналогий.

С помощью методов статистического анализа была исследована практика применения административной ответственности в строительстве. Использования статистического метода дало возможность проследить динамику административных правонарушений в области строительства, определить частоту применения определенных видов административных наказаний.

Комплексный подход к анализу проблем, которые находятся в сфере административного права, и использования указанных методов позволили всесторонне рассмотреть роль административной ответственности в области строительной деятельности.

Теоретической основой для выполнения данной работы послужили труды известных отечественных ученых. В ходе работы были использованные теоретические положения общей теории государства и права, гражданского права. В работе проведен анализ законодательных актов, устанавливающих административную ответственность в области строительства, используются современные публикации и издания прошлых лет, статистические данные о применении мер административных взысканий за административные правонарушения в области строительства. Кроме того, были изучены материалы 173 дел об административных правонарушениях в области строительства, законченных производством, проведено интервьюирование 58 государственных инспекторов строительного надзора г. Москвы и Московской области.

Новизну исследования характеризуют, прежде всего, следующие его результаты:

Диссертация является одним из первых в России монографическим исследованием, посвященным проблеме административной ответственности за 8 правонарушения в области строительства, которое осуществлено на базе новейшего федерального и регионального законодательства, включая новый Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 января 2008 г.

Выводы диссертационного исследования основываются на анализе положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, а также обобщении и анализе правоприменительной практики. В диссертации использованы результаты изучения дел об административных правонарушениях в области строительства за период 2004 — 2007 годы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Административные правонарушения в строительстве — группа составов административных правонарушений, объединенных общим-фодовым объектом — общественными отношениями, возникающими в связи с проведением изыскательских работ, выделением земельных участков, проектированием, строительством и приемкой в эксплуатацию объектов капитального строительства. В группу административных правонарушений в строительстве входят деяния, предусмотренные статьями 7.1, 7.4, 7.8, 7.9, 7.14, 7.16, 8.1, 8.7, 8.8, 9.2, 9.4, 9.5, 9.13, 11.20, 14.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 6 ст. 19.5, 19.7, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Авторская классификация составов административных правонарушений в строительстве, предусмотренных КоАП РФ.

3. Юридическое обоснование наличия правовых пробелов и правовых коллизий норм Особенной части КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в строительстве:

КоАП РФ не обеспечивает административно-правовой охраной ряд обязательных правил, устанавливаемых Градостроительным кодексом РФ, преимущественно в части обязанностей должностных лиц уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Градостроительный кодекс РФ запрещает проведение в строительстве каких-либо иных государственных экспертиз кроме государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектовпроведение каких-либо иных видов государственного контроля и надзора кроме государственного строительного надзорановелла Градостроительного кодекса РФ, регламентирующая осуществление государственного контроля за соблюдением субъектами Российской Федерации и муниципалитетами законодательства о градостроительной деятельности, оказалась не обеспеченной административно-правовой ответственностью.

4. Авторская классификация составов административных правонарушений в области строительства, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. I

5. Вывод о существующих фактах вмешательства субъектов Российской Федерации в предметы ведения федерального законодателя при установлении административной ответственности за правонарушения в строительстве, что обусловливает необходимость пересмотра законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и приведения их в соответствие КоАП РФ.

6. Авторская классификация субъектов административных правонарушений в строительстве.

7. Юридическое обоснование наличия правовой коллизии между предоставлением законом права передавать дела с альтернативной подведомственностью на рассмотрение судьям только должностным лицам, уполномоченным рассматривать такие дела, с одной стороны, и правом принимать решение о временном запрете деятельности на стадии возбуждения дела должностным лицом уполномоченным составлять протоколы (но совсем не обязательно уполномоченным рассматривать дела данной категории), влекущее (это решение) необходимость направления дела на рассмотрение судье, с другой стороны. Данное положение противоречит также ч. 2 ст. 23.1 КоАП

РФ, согласно которой дела с альтернативной подведомственностью рассматриваются судьями в случаях, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Вряд ли возможно в течение пяти суток с момента возбуждения дела об административном правонарушении составить протокол об административном правонарушении, направить данный протокол и материалы дела должностному лицу органа государственного строительного надзора, рассмотреть дело по существу, принять решение о необходимости назначить наказание другого вида (административного приостановления деятельности), вынести определение о передаче дела на рассмотрение судьи арбитражного суда и рассмотреть дело в арбитражном суде (включая подготовку к рассмотрению, проведение предварительного заседания и рассмотрение дела по существу).

8. Авторские предложения, направленные на оптимизацию административно-правового регулирования административной ответственности в области строительства.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена научным обоснованием положений до настоящего времени не нашедших достаточного отражения в действующих нормативных правовых актах, специальной и учебной литературе.

Выводы и рекомендации, обоснованные в диссертации, уточняют теорию об охранительной роли административного права, расширяют научные знания о возможностях административной ответственности в противодействии правонарушениям в строительстве, способствуют совершенствованию правоприменительной практики.

Изложенные в диссертации рекомендации могут способствовать эффективному научному поиску правовых и организационных решений деятельности милиции общественной безопасности и других субъектов в области предупреждения и пресечения нарушений требований нормативных правовых актов, нормативов и стандартов в сфере строительства, применения мер административной ответственности.

Материалы диссертации могут быть использованы в законотворческой работе при подготовке проектов соответствующих нормативных актов, в правоприменительной и научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе образовательных учреждений при преподавании курсов «Административное право», «Административное процессуальное право», «Административная деятельность органов внутренних дел», спецкурса «Административная юрисдикция».

Практическая значимость диссертации заключается в использовании предложенных выводов по совершенствованию законодательства об административной ответственности и практики его применения правоохранительными органами.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются выбором и применением научной методологии исследования, комплексным характером изучения практики деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, результатами конкретных социологических исследований правоприменительной практики.

Достоверность полученных в ходе диссертационного исследования результатов основывается на изучении работ по административному праву, гражданскому праву, общей теории права, литературы по промышленной и строительной безопасности как отечественных, так и зарубежных исследователей, анализе положений и принципов международного и российского законодательства, статистических данных, справок, отчетов, других материалов, а также данных социологических опросов.

Апробация результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение и была одобрена на заседании кафедры административного права Московского университета МВД России. Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора, таких как:

1. Журнал «Право: теория и практика» 2006 год № 18 (89) «Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Административная ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка строительства объектов»

2. Московский Университет МВД-России. Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Тезисы выступлений и докладов адъюнктов и соискателей Московского университета МВД РФ на научно-практической конференции 20 апреля 2007 года. Раздел «Проблемы административного, финансового и информационного права». Статья «Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Административная ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка строительства объектов».

3. Вестник Московского Университета МВД России № 2, 2007 год. Раздел «Правовое обеспечение». Статья «Квалификация административных правонарушений в строительстве».

4. Сборник Брянск 2006 г. «Актуальные проблемы профессиональной компетентности и культуры сотрудников правоохранительных органов» Статья «Повышение квалификации сотрудников ОВД:-Актуальные вопросы». Материалы международной научно-практической конференции вузов МВД Белоруссии, России, Украины.

Идеи и наиболее существенные положения работы были изложены в форме докладов на~ научно-практической конференции, проходившей в Московском университете МВД России 20 апреля 2007 года. Материалы исследования используются в учебном процессе Московского университета МВД России, в практической деятельности Центра «С» МВД России.

Гпава 1. Состав и квалификация административных правонарушений в области строительства

Выводы.

1. Составы административных правонарушений в строительстве предусмотрены статьями нескольких глав КоАП РФ. Это: ст. 7.1, 7.4, 7.8, 7.9, 7.14, 7.16, 8.1, 8.7, 8.8, 9.2, 9.4, 9.5, 9.13, 11.20, 14.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 6 ст. 19.5, 19.7, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В совокупности они могут быть разделены на группы:

1) по объекту противоправного посягательства:

— непосредственно общественные отношения, урегулированные градостроительным законодательством;

— общественные отношения, урегулированные другими отраслями и институтами права, но возникающие в связи с осуществлением строительства объектов капитального строительства;

2) по объему:

— общие;

— специальные.

2. Нормы КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушения обязательных требований в сфере строительства, конфликтуют друг с другом, что создает значительные проблемы квалификации административных правонарушений. Одной из причин конфликтов является бессистемное внесение изменений и дополнений в КоАП РФ.

3. Все составы административных правонарушений в строительстве, предусмотренные КоАП РФ, представляют собой следующие нарушения:

— самовольное строительство;

— нарушение порядка строительства, в том числе требований безопасности (труда, экологии и т. д.);

— нарушение технологии строительства;

— невыполнение требований и распоряжений уполномоченных должностных лиц;

— неисполнение обязательных предписаний об устранении недостатков;

— непредставление сведений (информации).

4. КоАП РФ не обеспечивает административно-правовой охраной ряд обязательных правил, устанавливаемых Градостроительным кодексом РФ, преимущественно в части обязанностей должностных лиц уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Выявлены коллизии, связанные с внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ, в соответствии с которыми в строительстве запрещается проведение каких-либо иных государственных экспертиз кроме государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектовзапрещается проведение каких-либо иных видов государственного контроля и надзора кроме государственного строительного надзора.

6. Оказалась не обеспеченной административно-правовой ответственностью новелла Градостроительного кодекса РФ, регламентирующая осуществление государственного контроля за соблюдением субъектами Российской) Федерации и муниципалитетами законодательства о градостроительной деятельности.

7. Для установления административной ответственности в законах субъектов Российской Федерации используются бланкетные нормы общего характера и специальные нормы с бланкетной или с простой диспозицией. Специальные административно-деликтные нормы могут быть объединены в следующие группы:

— нарушение требований зонирования. территории застройки;

— нарушение правил планирования и проектирования;

— нарушение правил производства строительно-монтажных работ;

— самовольное строительство;

— нарушение правил перепланировки помещений;

— нарушение порядка складирования строительных материалов;

— невосстановление окружающей обстановки после проведения строительных работ;

— нарушение установленных сроков;

— воспрепятствование деятельности уполномоченных органов власти;

— нарушение прав граждан;

— нарушение правил предоставления земельных участков для строительства;

— нарушения ограничений, обусловленных угрозой объектам культурного наследия;

— нарушение правил строительства объектов, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство;

— прочие правонарушения в строительстве.

8. Значительная часть исследованной в работе правовой материи представляет собой вмешательство в предметы ведения федерального законодателя, что обусловливает необходимость пересмотра законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и приведения их в соответствие КоАП РФ.

9. В случае, когда одно и то же деяние, совершенное одним и тем же лицом, может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ и как административное правонарушение, предусмотренное законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться нормами КоАП РФ, поскольку согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законы субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с КоАП РФ.

10. Родовой объект административных правонарушений — общественные отношения, урегулированные строительным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с указанным законодательством.

11. Установлено, что субъектами административных правонарушений в строительстве могут быть:

1) физические лица:

— осуществляющие индивидуальное строительство;

— осуществляющие строительство в качестве индивидуальных предпринимателей;

— не имеющие отношения к строительной деятельности, но нарушающее градостроительное законодательство;

2) должностные лица:

— работники юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в строительстве;

— служащие органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере строительства;

— служащие органов местного самоуправления;

3) юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в строительстве.

12. Возбуждение дела об административном правонарушении — первая стадия производства по делу. Эта стадия представляет собой совокупность этапов:

1) анализ поводов и принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении;

2) применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

3) проведение административного расследования;

4) составление заключительного акта первой стадии — протокола об административном правонарушении.

13. Субъектами стадии возбуждения дела об административном правонарушении в строительстве являются должностные лица: органов внутренних дел (милиции);

Ростехнадзора;

Россвязьохранкультуры.

14. Выявлены несогласованность положений ст. 28.1 КоАП РФ и законодательства о государственном строительном надзоре в части квалификации сообщений о событии административного правонарушения как повода к возбуждению дела об административном правонарушении или как повода к назначению внеплановой проверкинеурегулированность порядка и сроков вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и др.

15. Установлено, что в производстве по делам об административных правонарушениях в строительстве могут применяться следующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: осмотр помещений и территорий, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (строительные площадки, строящиеся объекты и т. д.), изъятия вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, а также такая специфическая мера обеспечения, как временный запрет деятельности.

16. Обоснована необходимость предусмотреть в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ указания на то, что в производстве по делам об административных правонарушениях в строительстве возможно назначение административного расследования.

17. Выявлена правовая коллизия между предоставлением законом права передавать дела с альтернативной подведомственностью на рассмотрение судьям только должностным лицам, уполномоченным рассматривать такие дела, с одной стороны, и правом принимать решение о временном запрете деятельности на стадии возбуждения дела должностным лицом уполномоченным составлять протоколы (но совсем не обязательно уполномоченным рассматривать дела данной категории), влекущее (это решение) необходимость направления дела на рассмотрение судье, с другой стороны. Данное

157 положение противоречит также ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, согласно которой дела с альтернативной подведомственностью рассматриваются судьями в случаях, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Вряд ли возможно в течение пяти суток с момента возбуждения дела об административном правонарушении составить протокол об административном правонарушении, направить данный протокол и материалы дела должностному лицу органа государственного строительного надзора, рассмотреть дело по существу, принять решение о необходимости назначить наказание другого вида (административного приостановления деятельности), вынести определение о передаче дела на рассмотрение судьи арбитражного суда и рассмотреть дело в арбитражном суде (включая подготовку к рассмотрению, проведение предварительного заседания и рассмотрение дела по существу).

18. Требование АПК РФ об обязательности подачи одновременно с протоколом об административном правонарушении заявления о привлечении к административной ответственности, ставит должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях с альтернативной подведомственностью (такой же субъект административной юрисдикции, как и судья арбитражного суда), в положение просителя, что представляется нам недопустимым, ведь они оба решают одну задачу, определенную в ст. 1.2 КоАП РФ.

19. Определение о прекращении производства в арбитражном суде, выносимое в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, означает, по нашему мнению, не прекращение производства по делу, а лишь то, что дальнейшее производство невозможно именно в арбитражном суде, но может быть продолжено с участием иного субъекта административной юрисдикции. В отличие от этого, решение об отказе в привлечении к ответственности по причине процессуальных нарушений, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, означает полное прекращение производства по делу об административном правонарушении.

Предложено:

1. Привести текст специальной нормы ст. 9.2 КоАП РФ в соответствие общей для нее норме ст. 9.4 КоАП РФ, увеличив размер административного наказания либо исключить ее, указав в ст. 9.4 КоАП РФ, что ее действие распространяется также и на строительство гидротехнических сооружений. Увеличить размер санкции ст. 11.20 КоАП РФ.

2. Предусмотреть в ст. 23.56 КоАП РФ полномочие органов государственного строительного надзора рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ.

3. Предусмотреть в ст. 7.4, 7.8, 7.9, 7.14, 9.13 КоАП РФ в качестве субъекта правонарушения не только застройщика, но и должностное лицо органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, выдавшее в нарушение требований законодательства разрешение на строительство при условии отсутствия специального разрешения.

4. Применять к правоотношениям, связанным с рассмотрением заявлений граждан и юридических лиц о событии административного правонарушения положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

3. Считать сообщения граждан, юридических лиц, публикации в средствах массовой информации поводом к возбуждению административно-надзорного производства, а не поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, для чего исключить п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

4. Предусмотреть в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ указание на то, что в производстве по делам об административных правонарушениях в строительстве возможно назначение административного расследования, для чего дополнить ч. 1 указанной статьи после слов «патентного законодательства» словами «градостроительного законодательства» и далее по тексту.

5. Предусмотреть в КоАП РФ правило, в соответствии с которым при возбуждении дела об административном правонарушении, влекущем возможность назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, с применением меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, другие протоколы и иные материалы дела направляются на рассмотрение судьи (судьи арбитражного суда) непосредственно, минуя стадию рассмотрения данного дела должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории.

Реализация данного предложения позволила бы также решить проблему соблюдения срока рассмотрения дел данной категории (5 суток с момента фактического приостановления деятельности).

6. Дополнить п. 1 ст. 29.2 КоАП РФ после слова «родственником» словами: «или свойственником».

Заключение

Проведенное исследование административной ответственности за правонарушения в области строительства позволило сделать следующие выводы и предложения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята пост. Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  3. Закон РФ от 16 апреля 1991 г. № 1026−1 (ред. от 02.10.2007) «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 (ред. от 16 октября 2006 г.) «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992., № 7. Ст. 300.
  5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 (ред. от 24.07.2007) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости. 1992. № 30. Ст. 1792.
  6. Закон РФ от 17 декабря 1992 г. № 4121−1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» // ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 58.
  7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
  8. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 4473.
  9. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 19.05.2005) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  11. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ (от 21.03.2002) «О товариществах собственников жилья» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.
  12. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  13. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (ред. от1912.2006) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
  14. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (ред. от 21.07.2007) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СЗ РФ. 1998. Ст. 3802.
  15. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от0612.2007) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3430.
  16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  17. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (ред. от 04.12.2007) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  18. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140,
  19. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 04.12.2007) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
  20. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  21. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006 № 52 (Ч. 1). Ст. 5498.
  22. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
  23. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (ред. от 28.06.2005) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.
  24. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 24.09.2007) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  25. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 (ред. от 24.09.2007) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
  26. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 (ред. от 06.12.2007) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2007. № 40. Ст. 4717.
  27. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (ред. от 07.07.2006) «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № зз. Ст. 3895.
  28. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СЗ РФ, 2004. № 32. Ст. 3348.
  29. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе» // СЗ РФ. 2005. № 26. Ст. 2649.
  30. Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 (ред. от 02.10.2007) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 700.
  31. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 7. Ст. 774.
  32. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 (ред. от 29.12.2007) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» // СЗ РФ. 2007. № 11. Ст. 1336.
  33. Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. № 354 (ред. от 15.12.2007) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2923
  34. Очередность осуществления лицензирования строительной деятельности на территории Российской Федерации: Утв. Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 28 января 1992 г.
  35. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11−01−95). Утверждена Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. № 18−64 // КонсультантПлюс.
  36. Приказ Госстроя РФ от 18 июля 2002 г. № 149 «Об установлении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере» // БНА. 2002. № 47.
  37. Постановление Госстроя РФ от 8 января 2003 г. № 2 «О Своде правил «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда» П БНА. 2003. № 23.
  38. Законы субъектов Российской Федерации
  39. Устав (Основной Закон) Воронежской области от 20 июля 1995 г. // Коммуна. 1995. 25, 26, 27 июля.
  40. г. Москвы от 24 января 1996 г. № 1 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города» // Ведомости Московской Думы. 1996. № 4. С. 4.
  41. Закон «Об административной ответственности за правонарушения в области строительства и градостроительства на территории Московской области» от 12 мая 1997 г. // Подмосковные известия. 1997. 5 июня.
  42. Областной закон Ленинградской области от 7 июля 1998 г. № 15−03 «Градостроительный кодекс Ленинградской области» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 1998. № 8.
  43. Областной закона Ростовской области от 25 октября 2002 г. № 2733C «Об административных правонарушениях» // Наше время. 2002. № 214 -215. 31 октября- 2007. № 88. 20 марта.
  44. Закон Курской области от 4 января 2003 г. № 1 -ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области» // Курская правда. 2003. № 4 5. 11 января- 2006. № 196. 28 декабря.
  45. Кодекс Вологодской области об административных правонарушениях от 17 февраля 2003 г. № 868−03 // Красный Север. 2003. № 38 39. 25 февраля- № 15 — 16. 3 февраля.
  46. Закон Псковской области от 4 мая 2003 г. № 268−03 «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» // Псковская правда. 2003. № 85. 14 мая- 2007. № 11 12. 23 января.
  47. Областной закон Архангельской области от 3 июля 2003 г. № 17 202−03 «Об административных правонарушениях» // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва. 2003. № 22- 2007. № 15.
  48. Кодекс Кабардино-Балкарской республики об административных правонарушениях от 22 июля 2003 г. № 88РЗ. // Кабардино-Балкарская правда. 2003. № 173 178. 26 июля- 2006. № 163. 28 июля.
  49. Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 2003. № 11(1) — 2006. № 48 (1).
  50. Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях // Российская газета (г. Калининград). 2003. № 150. 29 июля- Калининградская правда. 2007. № 36. 28 февраля
  51. Закон Оренбургской области от 1 октября 2003 г. № 488/66−03 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» // Южный Урал. 2003. № 210. 28 октября- 2007. № 32 36. 20 февраля.
  52. Закон Рязанской области от 6 октября 2003 г. № 63−03 «Об административных правонарушениях» // Рязанские ведомости. 2003. № 204. 14 октября- 2007. № 7 8. 16 января.
  53. Закон Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. № 215 «Об административных правонарушениях» // Советская Адыгея. 2004. № 80 82. 27 апреля- 2007. № 5. 13 января.
  54. Закон Красноярского края от 26 апреля 2004 г. № 10−1900 «Об административных правонарушениях» // Красноярский рабочий. 2004. № 69. 15 мая- 2007. № 15. 27 февраля.
  55. Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях от 31 августа 2004 г. № 119−03 // Липецкая газета. 2004. № 177. 9 октября- 2006. № 250. 29 декабря.
  56. Закон Республики Коми от 30 декабря 2004 г. № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» // Республика. 2004. № 9. 13 января- 2007. № 44. 13 марта.
  57. Закон Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. № 341−3 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан» // Республика Башкортостан. 2006. № 138 (26 121). 19 июля.
  58. Закон Приморского края от 5 марта 2007 г. № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» // Приморская газета. 2007. № 17 (79). 13 марта.
  59. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г. № 45 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 69.
  60. Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. № 311−1 III «Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного надзора г. Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. № 32.
  61. Акты органов судебной власти
  62. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6.
  63. Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 8.
  64. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года. Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 10.
  65. Обзор законодательства судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 г. Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 11.169
  66. А. Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Статут, 2000.
  67. Административная ответственность (часть общая). Учеб, пособие / Под ред. Д. Н. Бахраха. Екатеринбург, 2004.
  68. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. -М.: Юристъ, 2000.
  69. С. С. Общая теория права. — N1.: Юрид. лит., 1982. Т. 2.
  70. А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 1997.
  71. Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989.
  72. Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. -М., 2000.
  73. Д. Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969.
  74. Д. Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989.
  75. Д.Н. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 1999.
  76. Д.Н., Кивалов СВ. Таможенное право России. 1995.
  77. Р.С. Собрание, исследование и оценка доказательств. М., 1941.
  78. К. С. Персональная ответственность в советском государственном управлении: (Понятие, формы, факторы укрепления). М.: ВЮЗИ, 1989.
  79. К. С. Персональная ответственность в советском государственном управлении: (Моральные, экономические и политические аспекты). -М.: ВЮЗИ, 1990.
  80. К. С. Полицейское право: Лекционный курс / Под ред. канд. юрид. наук. А. В. Куракина. -М., 2004.
  81. И.И. Административно-правовые санкции. -М., 1975.
  82. Н.В. Конституционное правосудие. Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ. 1998.
  83. Н.В. Статус личности в политической системе общества: -М.: Политология: Курс лекций. М., 1993.
  84. Н.В. Статус личности в политической системе общества: Политология: Курс лекций. М., 1993.
  85. М. М. Вещественные доказательства в советском уголовном процессе. М., 1955.
  86. .Н. Конституционный статус органов советского государства. М., 1982.
  87. И.А. Административная ответственность в СССР: (Государственно-правовое и материальное исследование). Воронеж: Издг-во ВГУ, 1970.
  88. И.А. Административная ответственность граждан в СССР: (Процессуальное регулирование). Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976.
  89. Т. Соч. -М., 1991. Т.2.
  90. О.Н., Додин Е. В. Доказательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Киев. 1974.
  91. В. В., Позднышев А. Н., Михайлов А. А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Учебник. М., 2002.
  92. Ю. А., Евтеева А. А., Петров С. М. Административное право: Учебник. -М., 2005.
  93. Е. В. Доказательства в административном процессе. М., 1973.
  94. В. И. Административная ответственность юридических лиц. Владивосток, 1994.
  95. И. Я. Применение норм советского права. М., 1973.
  96. М. И. Управление в области охраны общественного порядка. -М., 1965-
  97. О. К. Советский административный процесс. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985.
  98. Иоффе О. С, Шагорский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961.
  99. О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. — Л., 1955.
  100. Т. Соч. М., 1964. Т. 2.
  101. Л. П. Методы административного принуждения, применяемые милицией. Киев, 1979.
  102. А. П. Административное право России: Учебник: В 3 ч. — М.: МЮИ МВД России, 1996.
  103. А. П. Кодификация советского административного права. -М., 1970.
  104. А. П. Нормы административного права и их применение. -М., 1978.
  105. А. Н. Административно-деликтное право. Общая часть. -Мн., 2004.
  106. Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность: Учеб. пособие. Нормативные акты. М.: Юриспруденция, 2000.
  107. В. В. Применение советского права. Казань, 1972.
  108. И. П. Механизм применения права (опыт системного исследования). — Смоленск, 1997.
  109. О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. — М., 1981.
  110. В. А. Некоторые вопросы теории кодификации административно-процессуального права. — Тбилиси, 1974.
  111. А. Е. Административная ответственность за правонарушения. -М., 1961.
  112. Н. В., Никифоров М. В., Скляров И. А. Административное принуждение в России. Нижний Новгород, 2002.
  113. А. В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.
  114. В. М. Государственная дисциплина в народном хозяйстве. -М., 1970.
  115. В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев 3. А. Российское административное право. М.: Юристъ, 1996.
  116. М. Я Административная ответственность по российскому законодательству: Учеб. пособие. Тверь, 1999.
  117. М. Я. Административно-юрисдикционный процесс. -М., 1994.
  118. М. Я. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1994.
  119. М. Я. Региональное законодательство об административной ответственности: Учебно-практическое пособие. М. 2006. С. 7.
  120. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка Часть II. Элементы и формы реализации права в механизме административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. -М., 1982-
  121. Я. С. Применение социалистического права в период развернутого строительства коммунизма. М., 1963.
  122. . Л. Социалистическое право в системе социальных связей. М., 1976.
  123. Н. Право и ценности. М., 1987.
  124. Г. И. Административное право США. М.: Прогресс, 1977.
  125. С. И. Словарь русского языка. М., 1996.
  126. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1999.
  127. И. В. Административно-юрисдикционный процесс. — Саратов: «Светопись" — Приволжское книжное изд-во, 1998.
  128. И. В. Производство по делам об административных правонарушениях. Саратов: «Светопись" — Приволжское книжное изд-во, 1999.
  129. И. Н. Ответственность хозорганов за нарушение обязательств. -М., 1974.
  130. Л. Л., Шергин А. П. Управление. Гражданин. Ответственность. — Л., 1975.
  131. В. С. Конституционный статус органов межотраслевого управления. — М., 1981.
  132. В. Н. Основы общеправовой процессуальной теории. — М.: Юрид. лит., 1991.
  133. В. И. Социалистическая законность в государственном управлении. — М., 1979-
  134. В. Г., Старилов Ю. Н. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993.
  135. . В. Административная ответственность: Курс лекций. М., 2004.
  136. Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР.-М.: Наука, 1970.
  137. И. С. Охрана режима законности советским государством. -М., 1960-
  138. И. С., Фарукшин М. X. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
  139. В. Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. — М., 1988.
  140. Советское административное право / Под ред. Ю. М. Козлова. М.: Юрид. лит., 1973.
  141. В. Д. Административно-процессуальное право. М.: Юрид. лит., 1972.
  142. Ю. Н. Административная юстиция. Проблемы теории. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.
  143. Ю. Н. Российское административное право. Учеб.-метод. Пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997.
  144. Ю. Н. Административное принуждение и административная ответственность. — М.: БЕК, 1998.
  145. В. А. Гражданские права и ответственность. — Уфа. 1996.
  146. В. Г. Административная ответственность за нарушения правил, норм и стандартов, обеспечивающих пожарную безопастность. — Ереван, 1990.
  147. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995.
  148. Ю. А. Курс административного права и процесса. — М.: Юринформцентр, 1998.
  149. Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учеб.-практ. пособие. М.: Юрид. колледж МГУ, 1995.
  150. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В. М. Хомича. -Мн., 2002.
  151. . С. Вина в советском уголовном праве. — М., 1950.
  152. А. А. Административные правонарушения и ответственность за их совершение. Рига, 1988.
  153. Р. О. Право как средство социального управления. М.: Наука, 1988.
  154. А. П. Административная юрисдикция. М., 1979.
  155. . С. Конституция. Демократия. Права человека. Черкесск, 1992.
  156. А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999.
  157. О. М. Административная ответственность. М., 1972.5. Статьи
  158. Н. А. О вине хозяйствующих организаций при нарушении договорных обязательств // Советское государство и право. 1983. № 10.
  159. Административная ответственность и проблемы административного права (Четвертые «Лазаревские чтения»): К 70-летию Бориса Михайловича Лазарева // Государство и право. 2000. № 10.
  160. А. П. Сущность и основные элементы административно-правового статуса государственного производственного предприятия // Вестн. Моск. ун-та, Сер. Право. 1984. № 6.
  161. Д. Н. Вопросы законности в государственном управлении // Правоведение. 1992. № 3.
  162. Д. Н. Нормативная основа административной ответственности // Советская юстиция. 1981. № 7.
  163. Д. Н., Демин А. А. Административный договор: Вопросы теории //Российский юридический журнал. 1995. № 2.
  164. К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. № 12.
  165. К. С. Об административной ответственности. // Институты административного права России. — М., 1999.
  166. В. В., Бойцов В. Я. Административная юстиция: К продолжению дискуссии о содержании и значении // Государство и право. 1994. № 5.
  167. И. А. О методологии исследования процессуальных проблем административной ответственности и о путях совершенствования законодательства в этой области // Административная ответственность и гарантии её законности. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.
  168. И. А. О природе правового регулирования. // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.
  169. С. Т., Денисюк А. Н. Использование специальных познаний в уголовном и административном процессах // Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. — М., 1993.
  170. В. М., Дюрягин И. Я. Правоприменительная деятельность // Советское государство и право. 1969. № 5.
  171. А. А. Понятие административного процесса и кодификации административно-процессуального законодательства Российской Федерации //Государство и право. 2000. № 11. С. 5−12.
  172. А. А. Суды административной юстиции: Сравнительный анализ зарубежного опыта //Вест. Моск. ун-та. Серия 11, Право. 1994. № 1.
  173. А. А. Теория административного процесса: соотношение материального и процессуального права // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. тр. Вып. 6: Юридический процесс:
  174. Е. В. Административная деликтология в системе юридической науки // Сов. государство и право. 1991. № 12.
  175. Е. В. Субъекты административного проступка. // Учен. Зап. ВНИИСЗ. М., 1965. Вып. 5.
  176. В. И. Ответственность должностных лиц по советскому административному праву // Правоведение. 1986. № 6.
  177. В. Н. Вина в международном праве // Правоведение. 1972. № 3.
  178. В. И. Административная ответственность за нарушения в строительстве//Российская Федерация. 1994. № 16.
  179. И. А. Субъективные права граждан в сфере общественного порядка. // Актуальные проблемы организации охраны общественного порядка.-М., 1997.
  180. Интервью директора Федерального лицензионного центра Росстроя А. Толкачева. См.: Строительная газета. 2005. 11 марта.
  181. А. П. О соотношении административно-правовых институтов и отрасли административного права // Институты административного права России. М., 1999.
  182. А. Е. Вопросы административного процесса // Правоведение. 1962. № 2.
  183. А. Е. Понятие административного проступка и основания административной ответственности // Правоведение. 1959. № 3.
  184. В. М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право. 1990. № 11.
  185. Т. К. Психологический аспект вины советских юридических лиц // Советское государство и право. 1978. № 8.
  186. Н. И., Семенеко Б. М. О сущности, содержании и структуре юридической обязанности // Вопросы теории государства и права. — Саратов, 1983.
  187. А. А. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении // КоАП: вопросы охраны социалистической собственности общего порядка. — М., 1996.
  188. А. С. Проблемы совершенствования системы наказаний в советском уголовном праве // Актуальные проблемы уголовного права: Сборник научных работ. М., 1988.
  189. В. И. Административная ответственность юридических лиц // Советская Юстиция. 1981. № 23.
  190. В. И. Граждане как субъекты советского административного права // Субъекты советского административного права. — Свердловск, 1985.
  191. Е. В. Административная ответственность юридических лиц (материально-правовые проблемы) //Институты административного права России.-М., 1999.
  192. Л. И. некоторые вопросы административной ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха от загрязнения // Советская юстиция. 1979. № 5.
  193. Е. Ростехнадзор проверит 23 объекта подземного строительства. // Российская газета. 2007. 23 апреля.
  194. Е. С. Порядок производства по делам об административных правонарушениях // Управленческие процедуры. М., 1988.
  195. А. И. К вопросу об основных направлениях административной политики применительно к институту административной ответственности // Институты административной ответственности. -М., 1999.
  196. В. В., Гусева Т. А. Проблемы административной ответственности в сфере налогообложения и предпринимательства (к проекту ново179го Кодекса об административных правонарушениях) // Государство и право. 2000. № 9.
  197. .Я. Методы установления вины // Советское государство и право. 1983. № 10.
  198. . И. Применение принципа вины при регулировании хозяйственной деятельности // Советское государство и право. 1974. № 10.
  199. Ф. JI. Формы вины предприятия и договорная ответственность // Советское государство и право. 1970. № 3.
  200. Реформа процедур управления, законодательной деятельности и судебной власти. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.
  201. . В.Некоторые проблемы совершенствования производства по делам об административных правонарушениях. //Институты административного права. М., 1999. С. 250−252.
  202. Н. Г. Проблема административного процесса // Институты административного права России. — М., 1999.
  203. Н. Г., Хаманева Н. Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие //Государство и право. 2000. № 1.
  204. В. Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Правоведение. 1999. № 1.
  205. М. С. Административная юстиция нуждается в четком правовом регулировании // Журнал российского права. 1997. № 6.
  206. М. С. Соотношение административного права и административной ответственности // Советское государство и право. 1986. № 10.
  207. В. В. Государственное управление и правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1994.
  208. Ю. А. О концепции развития административного права и процесса//Государство и право. 1998. № 1.
  209. Д. В. Ответственность организаций за нарушение законодательства о стандартизации // Советское государство и право. 1985. № 4.
  210. Р. О. Необходимые условия действенности права // Советское государство и право. 1990. № 3.
  211. Н. Ю. Актуальные проблемы развития институтов административного права // Институты административного права России. М., 1999.
  212. А. П. Актуальные проблемы административной ответственности на современном этапе //Материалы теоретического семинара. — М., 1989.
  213. А. П. Интеграция уголовной и административной"политики. // Наука и практика. Орел, 2004. № 4 (20).
  214. А. П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право. 1994. № 8 — 9.
  215. А. Ю. Административно-юрисдикционный процесс и ад-министративно-юрисдикционное производство. //Государство и право. 1999. № 3.
  216. Диссертации и авторефераты
  217. А. А. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях: Дис.. канд. юрид. наук. — Омск, 2006.
  218. Е. Ф. Выявление и пресечение административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности: Дис.. канд. юрид. наук.-М., 2002.
  219. В. С. Административная ответственность в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2004
  220. Ф. П. Доказывание по делу об административном правонарушении: Дис.. д-ра юрид. наук. — М., 2005.
  221. А. И. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. -М., 1971.
  222. Я. Б. Законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации. Проблемы и перспективы. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1995.
  223. Д. В. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  224. Г. Д. Административная ответственность за правонарушения в области строительства: Дис.. канд. юрид. наук. — Воронеж, 2001.
  225. Е. В. Доказательства в административном процессе. М., 1973.»
  226. В. В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук.-М., 2005.
  227. . Р. Возбуждение дела об административном правонарушении // Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  228. Ю. Ю. Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
  229. С. JI. Юридическая ответственность: соотношение норм материального и процессуального права: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1998.
  230. В.А. Право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту: Дис.. канд. юрид. наук. М. Д995.
  231. М. Г. Дополнительные основания юридической квалификации правонарушений: Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1994.
  232. В. Н. Проблемы и основные направления совершенствования законодательства об административной ответственности: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1997.
  233. К. Г. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в системе административно-деликтного права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 10.
Заполнить форму текущей работой