Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Связь общительности и особенностей личностной адаптированности студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость работы заключается в том, что осуществленное в ней изучение общительности как свойства личности в ее связи с особенностями личностной адаптированности студентов вносит вклад в системные исследования индивидуальности, наиболее актуальные в современной общей и дифференциальной психологии. В частности, представленные в диссертации данные и сделанные на их основе выводы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Общение и общительность как свойство личности
    • 1. 2. Проблема адаптации, адаптированности и адаптивности личности
    • 1. 3. Проблема формирования профессионально важных свойств личности студентов в процессе обучения в вузе
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ КАК СИСТЕМНОГО СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Методика исследования общительности как системного свойства личности
    • 2. 2. Особенности структурной организации общительности общительных и необщительных студентов
  • ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Сравнительный анализ адаптированности общительных и необщительных студентов
    • 3. 2. Связь переменных общительности и особенностей адаптированности студентов

Связь общительности и особенностей личностной адаптированности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема развития личности и ее свойств всегда была и остается одной из актуальнейших проблем психологической науки и практики. В современном мире интерес к личности человека, ее свойствам, обеспечивающим эффективность различных видов деятельности, значительно возрос. Востребованными обществом являются активные, инициативные, коммуникабельные, творческие личности, способные адаптироваться к новым, постоянно изменяющимся непростым условиям жизнедеятельности.

В связи с этим актуальным является подготовка, в вузе квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту и совершенствованию. Для этого в процессе обучения студентов необходимы не только развитие их профессиональной компетентности, т. е. вооружение профессиональными знаниями и формирование навыков и умений осуществления будущей профессиональной деятельности, но и целенаправленная работа по формированию у них качеств личности, определяющих успешность этой деятельности.

Для психологов и педагогов, работающих в сфере «Человек-Человек», важнейшим свойством, которое во многом обеспечивает эффективность профессиональной деятельности, является общительность, включающая в себя различные отношения человека к другим людям, мотивы, объем, способы и результат общения [Ананьев 1980] и обеспечивающая состояние готовности и стремление к межличностному взаимодействию [Крупнов 2007].

Общительность является проявлением активности личности в коммуникативной сфере, одной из характеристик направленности личности, а кроме того, она способствует личностной адаптированности, позволяющей человеку ощущать собственную ценность и значимость, самоутверждаться, с возможной полнотой проявлять свои способности в любых условиях.

Анализ литературы позволяет заключить, что многие вопросы, связанные с адаптацией личности, т. е. процессом приспособления к изменившимся условиям, ее адаптированностью — уровнем фактического приспособления и адаптивностью как характеристикой личности, обеспечивающей готовность к адаптации, также являются актуальными и недостаточно исследованными.

Общительность и личностная адаптированность имеют особое значение для студентов первого курса, поскольку облегчают процесс их обучения, способствуют более быстрому и успешному включению их в новую студенческую среду, личностному и профессиональному становлению, а значит — адаптации к новым условиям обучения. Этим и объясняется важность исследования общительности и адаптированности студентов — будущих психологов и педагогов в процессе их подготовки в вузе.

Проблема исследования заключается в том, что многие теоретические и практические вопросы формирования и развития профессионально важных свойств личности студентов остаются недостаточно исследованными, несмотря на значительное повышение требований к личностной компетентности будущих специалистов в современном обществе. В частности, связь общительности как свойства личности с адаптированностью студентов до сих пор не была предметом специального изучения.

Объект исследования — общительность как системно-функциональная черта личности студентов и их личностная адаптированность.

Предмет исследования — связь общительности и личностной адаптированности студентов.

Цель исследования — выявить соотношения переменных общительности и особенностей личностной адаптированности студентов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что особенности общительности как системного образования связаны с характеристиками личностной адаптированности: более адаптированными являются студенты с выраженной эргичностью общительности, т. е. стремящиеся к общению, проявляющие инициативу в процессе общения, имеющие широкий круг общения и т. д.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1. Обобщить имеющиеся подходы к исследованию общительности как свойства личности, а таюке адаптации, адаптированности и адаптивности личности.

2. Определить особенности содержательно-смыслового и инструментально-стилевого аспектов общительности как системного свойства личности студентов.

3. Исследовать характеристики личностной адаптированности студентов.

4. Проанализировать связи между особенностями общительности и адаптированности студентов.

5. Разработать практические рекомендации по гармонизации общительности и повышению адаптированности студентов.

Методологической и теоретической основой исследования явились принципы единства личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская,.

A.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, Н. И. Рейнвальд и др.), системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Э. А. Голубева,.

B.П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. Д. Небылицын, A.B. Петровский, Н. И. Рейнвальд, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.), концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности А. И. Крупнова, концептуальные подходы общей теории адаптации, (А.И. Авцын, Г. М. Асеев, А. Бандура, Л. И. Божович, H.H. Василевский, А. И. Воложин, Ю. К. Субботин, Г. Гартман, Т. М. Дорожец, В. П. Казначеев, Н. Т. Колесник, А. Маслоу, Ф. З. Меерсон, К. Роджерс, А. Д. Слоним, В. В. Трубников, Д. И. Узнадзе, А. Фрейд, 3. Фрейд, Л. Фестингер, Л. Филлипс, Е. И. Царегородцев, Э. Эриксон и др.), фундаментальные положения теории социально-психологической адаптации личности (В.Т. Ащепков, A.A. Балл, В. Б. Березин, Л. И. Божович, Е. В. Витенберг, Г. Гартман, Э. Эриксон, A.A. Налчаджян и др.), исследования, раскрывающие особенности студенчества (Б.Г. АнаньевA.A. БодалевБ.А. БенедиктовС.Б. БенедиктовЛ.С. ВыготскийИ.А. ЗимняяИ.С. Кон;

A.A. РеанН.И. РейнвальдН.М. ПейсаховA.C. Пашков), в том числе адаптированность и адаптивность личности студентов (A.A. Вербицкий, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, В. Т. Лисовский, Л. А. Поварницына,.

B.В. Рыжов, A.B. Сиомичев, К. О. Сантросян, Г. С. Трофимова, и др.) и профессиональной деятельности педагогов и психологов (A.A. Деркач, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А.К. Маркова).

Методы и методики исследования. В работе использовались методы наблюдения, экспертных оценок оценки результатов учебной деятельности, тестирования и конкретные методики: «Тест суждений Общительность» А. И. Крупнова и Методика оценки социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда.

Для обработки результатов исследования применялись статистические методы (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, факторный анализ) с использованием пакета SPSS for Windows 13.0.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: • выявлены особенности личностной адаптированности общительных и необщительных студентов первого курса, в том числе сходство и различия ее корреляционных и факторных структур;

• установлены корреляции между характеристиками общительности и личностной адаптированности у студентов с различным уровнем выраженности общительности;

• выявлены различия факторных структур общительности и личностной адаптированности общительных и необщительных студентов;

•даны психологические характеристики (портреты) студентов с учетом особенностей их общительности и личностной адаптированности;

• разработаны практические рекомендации по гармонизации общительности и повышению адаптированности студентов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что осуществленное в ней изучение общительности как свойства личности в ее связи с особенностями личностной адаптированности студентов вносит вклад в системные исследования индивидуальности, наиболее актуальные в современной общей и дифференциальной психологии. В частности, представленные в диссертации данные и сделанные на их основе выводы, обогащают новым содержанием сравнительный и индивидуально-типический подходы в рамках системно-функциональной концепции личности и индивидуальности А. И. Крупнова, эмпирически подтверждая существование трех блоков в целостно-функциональной структуре свойств личности: мотивационно-смыслового, операционально-динамического и продуктивно-результативного. Проведенное исследование позволяет также конкретизировать психологическое содержание понятия адаптация, разграничив его с понятиями адаптироеанность и адаптивность личности. Кроме того, работа вносит вклад в теорию развивающего обучения, а также психологию и педагогику высшей школы.

Практическая ценность результатов диссертационного исследования заключается в том, что они помогут педагогам высшей школы и психологам в практическом осуществлении индивидуального подхода в учебно-воспитательной, консультативной и развивающей работе со студентами по развитию и коррекции таких профессионально важных свойств их личности, как общительность и личностная адаптированность, а также психолого-педагогическому сопровождению студентов первого курса. Кроме того, теоретические положения и эмпирические результаты данной работы могут быть использованы в учебных курсах по общей, дифференциальной, возрастной, организационной и педагогической психологии, педагогике и в V смежных областях знания.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2005 — 2006 гг.) была изучена и проанализирована научная литература по проблемам общительности и личностной адаптированностиопределены цель, задачи и гипотеза исследованиясформирована выборка, подобраны методы и методики исследования, соответствующие целям и задачам работыопределены логика и организация исследования.

На втором этапе (2006 — 2007 гг.) проводилось эмпирическое исследование общительности как системного свойства личности и особенностей личностной адаптированности студентов первого курса.

На третьем этапе (2007 — 2008 гг.) выполнялась статистическая обработка полученных эмпирических данных.

На четвертом этапе (2008 — 2009 гг.) осуществлялись анализ, обобщение, систематизация, интерпретация полученных результатов, а также формулирование выводов и оформление диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. У общительных студентов первого курса в инструментально-стилевом аспекте общительности доминируют эргичность, интернальная регуляция и стеничность, а в содержательно-смысловом аспекте — общественно-деловые цели, социоцентрическая мотивация и субъектность, несмотря на достаточное количество операциональных трудностей. Структурная организация их общительности отличается большей степенью интеграции переменных, особенно в содержательно-смысловом аспекте, а в факторной структуре более нагруженным является стенично-смысловой фактор.

У необщительных студентов высока аэргичностьболее чем у общительных, выражены астеничность, экстернальность, личностные трудности и слабее — все компоненты содержательно-смыслового аспекта общительностикорреляций значительно меньше, сила связей между переменными в различных блоках одинакова, а в факторной структуре выделяется общественно-когнитивный фактор.

2. Особенности личностной адаптированности общительных студентов заключаются в принятии себя и других, внутреннем контроле, эмоциональном комфорте, ведомости и как следствие — адаптированности при большей, чем у необщительных студентов, степени интеграции характеристик.

У необщительных студентов также доминируют принятие себя и других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, ведомость и адаптированность, но показатели всех характеристик, составляющих адаптированность, ниже, а составляющих дезадаптированность, наоборот, выше соответствующих показателей у общительных студентов.

В факторной структуре личностной адаптированности у общительных студентов непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, эскапизм и обобщенная характеристика дезадаптированности, составляющие первый фактор, связаны с непринятием других, а у необщительных — с ведомостью, склонностью к подчинению, мягкостью и т. п.

3. Большая адаптированность общительных студентов связана с характеристиками содержательно-смыслового аспекта общительности (личностно значимыми целями, предметностью и социоцентрической мотивацией), в то время как более выраженная дезадаптированность необщительных студентов коррелирует с такими инструментально-стилевыми характеристиками этого свойства, как экстернальность, астеничность и личностные трудности.

В совместной факторной структуре общительности и личностной адаптированности у общительных студентов первый, самый насыщенный фактор состоит исключительно из особенностей общительности (обеих переменных когнитивного, продуктивного и целевого компонентов и гармонических динамических, эмоциональных и регуляторных составляющих), у необщительных — из различного рода трудностей и агармонических переменных инструментально-стилевого аспекта общительности, а также таких характеристик личностной дезадаптированности, как непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость и эскапизм.

4. Повышение уровня общительности необщительных студентов как важнейшего системного свойства их личности связано с увеличением их стремления к общению, инициативности в процессе общения, расширением круга общения, развитием социоцентрической мотивации, произвольной, интернальной регуляции, уменьшением количества астенических эмоций, снижением операциональных и особенно эмоционально-личностных трудностей. Это приведет к уменьшению тревожности, подозрительности, повышению самооценки, уверенности в своих силах и снизит дезадаптированность их личности.

Эмпирическая база исследования. Исследование, в котором принимали участие 120 студентов 1-го курса в возрасте 17−18 лет, проводилось на базе.

Института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечены его теоретико-методологическими основами, использованием адекватных эмпирических методов и методик, репрезентативностью выборки, а также разнообразием способов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики и кафедры общей и возрастной психологии института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина и докладывались на международных («Письмо И. П. Павлова к молодежи — духовно-нравственный ориентир современной науки и образования», г. Рязань, 2007 г.- «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», г. Рязань, 2007 г.- «Психология здоровья: психическое, психофизиологическое и социальное здоровье гендерно-возрастных групп населения», г. Рязань, 2008 г.- «Проблемы развития личности: психологическое консультирование и психотерапия», г. Рязань, 2008 г.- «И. П. Павлов: диалог с XXI веком», г. Рязань, 2009 г.) — всероссийских («Психология здоровья: методология, теория и практика», г. Калуга, 2006 г.- «Активность — Индивидуальность — Субъект», г. Пермь, 2008 г.) — межрегиональных («Проблемы развития личности», г. Рязань, 2005, 2006, 2008 гг.- «Психология здоровья: методология, теория и практика», г. Рязань, 2006 г.), Научно-методической («Личность педагога-профессионала в изменяющемся мире», г. Рязань, 2006 г.) и Межвузовской («Научные труды и творческое наследие И. П. Павлова как основа личностного и профессионального становления психолога», г. Рязань, 2006 г.), научнопрактических конференцияхIV Всероссийском съезде Российского психологического общества (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.).

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, Рязанского филиала Московского психолого-социального института.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, 16 приложений и списка использованной литературы, включающего 266 источников, в том числе 34 на иностранном языке. Объём диссертации составляет 175 страниц. По теме диссертации опубликовано 17 работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование посвящено одной из актуальных психологических проблем — проблеме изучения и формирования личностных свойств, в частности общительности и адаптированности студентов как результата процесса их адаптации к новым условиям обучения в вузе.

На наш взгляд, развитие общительности как свойства личности имеет особое значение для студентов — будущих педагогов и психологов первого курса, поскольку не только способствует формированию их профессионально-личностной компетенции, но и облегчает процесс их включения в новую образовательную среду, во многом определяя их личностную адаптированность.

Установленные в результате исследования связи между содержательно-смысловыми и инструментально-стилевыми характеристиками общительности как системного свойства личности и особенности адаптированности студентов дают возможность разрабатывать практические рекомендации и конкретные программы гармонизации общительности для повышения адаптированности студентов.

Анализ полученных в исследовании результатов позволил нам сделать следующие выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту:

1. Общительные студенты, в большей или меньшей степени осознавая роль общительности в жизни, активно стремятся к общению, легко вступают в контакт, проявляют инициативу в завязывании знакомств даже при неблагополучных обстоятельствах и операциональных трудностях. Их общительность, активно регулируемая и сопровождаемая чувствами удовлетворения, радости и восхищения, нацелена, прежде всего, на достижение общественных целей и успеха в коллективной деятельности, общественного признания и уважения окружающих людей, хотя результатом ее проявления являются также самоактуализация, самореализация, саморазвитие, самосовершенствование и т. п. Снижение желания контактировать с окружающими может возникнуть у них из-за переживания отрицательных эмоций, потери уверенности в собственных силах и недостатка приемов реализации общительности. В корреляционной структуре их общительности большая степень интеграции переменных, причем наиболее тесно связаны характеристики содержательно-смыслового аспекта, а в факторной структуре выделены стенично-смысловой, агармонично-стилевой и активно-общественный факторы.

По сравнению с общительными большинство необщительных студентов реже проявляют общительность, чаще испытывая в процессе общения астенические эмоции тревоги, смущения, беспокойства и др., приводящие к эмоционально-личностным трудностям, и больше полагаясь на других, внешние силы и обстоятельства. В корреляционной структуре их общительности связей значительно меньше, и сила связей между переменными в различных блоках этого свойства одинакова. В факторной структуре обнаружены общественно-когнитивный фактор, фактор активной регуляции общительности в предметной сфере и фактор эмоционально-личностных проблем.

2. Особенности личностной адаптированности общительных и необщительных студентов первого курса различны.

Общительные студенты в большей степени принимают себя, относятся к себе с большим уважением, любят выделяться среди других, принимают окружающих такими, какие они есть, поэтому легче сходятся с людьми, налаживая с ними дружеские отношения. Им более свойственны оптимистичность и уравновешенность, открытое выражение чувств, активное и самостоятельное управление собственными делами и поступками, сопротивление влиянию других людей и как следствие — отсутствие склонности к дезадаптации даже в сложный период вхождения в новую ситуацию обучения в вузе.

У необщительных студентов более высокая степень непринятия себя и других, более низкая самооценка, преобладает отрицательный фон настроения, они менее способны мыслить и действовать самостоятельно и ответственно, часто пасуют перед трудностями, и, естественно, в связи с этим они менее общительны и более дезадаптированны.

В корреляционной структуре адаптированности общительных студентов большая степень интеграции переменных, причем наибольшее количество связей с другими переменными образовали эмоциональный дискомфорт и непринятие других, а у необщительных — также эмоциональный дискомфорт, а, кроме того, — внешний контроль и обобщенный показатель дезадаптированности.

В факторной структуре адаптированности общительных студентов выделены дезадаптивно-враждебный, адаптивно-комфортный факторы, факторы ответственного доминирования и дружественности и покорности, а необщительных — дезадаптивно-подчиняющийся, активно и положительно принимающий, доминирующе-адаптивный факторы и фактор недовольства и подчинения.

3. В совместной корреляционной структуре общительности и адаптированности общительных студентов тесно связаны переменные содержательно-смыслового аспекта общительности (личностно-значимые цели, социоцентричность, предметность) и характеристики адаптированности, принятия себя и внутреннего контроля, а необгцительных — агармонические переменные инструментально-стилевого аспекта общительности (экстернальность, астеничность, личностные трудности) и дезадаптированность, внешний контроль, эмоциональный дискомфорт и непринятие себя.

В совместной факторной структуре общительности и адаптированности общительных студентов более нагруженным является фактор особенностей общительности (и более всего гармонических), а у необщительных — фактор дезадаптированности и личностных проблем в общении, включающий характеристики общительности и дезадаптированности, что свидетельствует об их устойчивой связи.

4. В целях гармонизации общительности с группой необщительных студентов необходимо проводить работу по увеличению их стремления к общению, инициативности в процессе общения, расширению круга общения, развитию социоцентрической мотивации, произвольной, интернальной регуляции, уменьшению количества астенических эмоций, снижению операциональных и особенно эмоционально-личностных трудностей, что будет способствовать повышению их личностной адаптированности.

Таким образом, с необщительными и даже с достаточно общительными студентами первого курса необходима систематическая целенаправленная работа по гармонизации их общительности, которая, несомненно, приведет к повышению их адаптированности и, соответственно, снижению дезадаптированности.

С общительными студентами, стремящимися к общению, имеющими широкий круг общения, но испытывающими все-таки в процессе реализации общительного поведения операциональные трудности, связанные с дефицитом навыков, в целях гармонизации общительности следует во время проведения аудиторных занятий шире использовать активные формы и методы обучения: рассуждения вслух, дискуссии, диспуты, круглые столы, мозговой штурм и т. п., стимулируя их активность, высказывание своего мнения, аргументацию и отстаивание собственной точки зрения и обязательно поощряя за это.

Необходимо активнее привлекать этих студентов к участию в различных научных конференциях, развивая навыки порождения публичной монологической речи.

Рекомендуется организовывать для них коммуникативные игры и тренинги делового общения, социальной компетентности, направленные на развитие активных приемов и способов общительности, в частности навыков знакомства, приветствия, подбора темы для беседы, удержания контакта, получения обратной связи, налаживания партнерского взаимодействия, расширение поведенческого репертуара и др.

Например, можно порекомендовать им стараться еще больше и чаще общатьсяучиться радоваться каждой новой возможности узнать людей, не стремясь к явному успеху в общениипроигрывать в своем воображении предстоящую беседу, тщательно обдумывая ее организацию, план проведения, все детали для того, чтобы оставить у своего партнера приятные воспоминания о себе и желание встретиться вновьучиться быть более внимательными, наблюдательными в процессе общения, демонстрировать свое внимание к партнеру по общению жестами, улыбкой, репликами заинтересованности: «да», «понимаю», «интересно» и др.). Для того, чтобы быть интересными собеседниками, стараться следить за новостями в различных сферах жизни (политическими, экономическими, культурными и т. д.).

Особое внимание следует обратить на свою речь, ее точность, выразительность, связность и логичность, правильность грамматического оформления и т. д., а кроме того, контролировать и учиться понимать невербальные средства коммуникации.

Для снижения субъектности общительности за счет повышения ее предметности с этими студентами необходима определенная работа по более активному включению их в общественные, коллективные дела, успешность которых напрямую зависит от проявления общительности.

Кураторам учебных групп студентов первого курса можно порекомендовать стимулировать проявление ими общительности при организации таких коллективных, окрашенных положительными эмоциями мероприятий, как «Посвящение в студенты», «Конкурс педагогического мастерства», «Разговор у свечи» и др.

Поскольку у необщительных студентов более выраженная, чем у общительных, аэргичность общительности связана с непринятием других, следовательно, для усиления их стремления к общению, расширения круга друзей этих студентов необходимо учить их быть более терпимыми, толерантными, принимать окружающих такими, как есть. Данную задачу, на наш взгляд, возможно решить за счет их включения с первых дней обучения в вузе в активные формы взаимодействия (культмассовые мероприятияпсихологические тренинги, включающие в себя упражнения на знакомство, способствующие запуску групповой динамики, на развитие взаимопонимания в группе и др.).

Большая, чем у общительных, дезадаптированность этих студентов связана с более выраженными у них астеническими эмоциями и, что вполне естественно, эмоционально-личностными трудностями, а также экстернальной регуляцией в процессе реализации общительного поведения. Следовательно, для снижения их дезадаптированности следует уменьшать количество астенических эмоций тревоги и страха, неуверенности в себе и увеличивать количество стенических эмоций, а так же развивать активную волевую регуляцию студентов в процессе общеиия, что будет способствовать принятию себя и других, поможет увидеть и в себе, и в окружающих не только недостатки, поможет перейти из состояния эмоционального дискомфорта в противоположное состояние комфорта и, в конечном счете, повысит самооценку, уверенность в своих силах и снизит дезадаптированность.

В этом плане студентам помогут индивидуальные упражнения по саморегуляции эмоциональных состояний в ходе реализации общительности, направленные на их осмысление, рефлексию и сознательную регуляцию эмоций в ходе общения.

Как известно, чаще всего причиной тревожного состояния человека в процессе общения являются опасения за его отрицательный результат, поэтому справиться с эмоционально-личностными проблемами в общении может помочь изменение отношения личности к своим неудачам. В связи с этим тревожным и застенчивым необщительным студентам можно посоветовать сознательно поддерживать и подкреплять хорошее настроение в течение всего днястараться чаще вспоминать свои удачи и победы в общениизаранее мысленно проигрывать предстоящую ситуацию общения, обдумывая, что может привести к неудаче и что необходимо будет сделать, чтобы изменить ситуацию в этом случае.

Для формирования навыков произвольной регуляции эмоций можно рекомендовать студентам осуществлять глубокий мысленный и письменный анализ отрицательных эмоций и причин своего беспокойства в процессе общения, использование проективных рисуночных техник («Нарисуй свой страх», «Настроение» и др.), репетировать перед зеркалом те или иные реплики, записывать и прослушивать собственную речь, анализировать невербальные проявления (например, выражение лица) и т. д.

Поскольку тревожности и стрессу сопутствует мышечное напряжение, полезными могут быть упражнения на расслабление и напряжение мышц век, бровей, переносицы, лбаспециальные дыхательные упражнения (задержка на вдохе и расслабление мышц на выдохе) — упражнения на внушение чувства тепла и др. [Крупнов 2007: 101−106], дыхательно-голосовые упражнения для развития свободы в общении, медитации-визуализации («Вершина горы», «Мудрец» и др.).

Целенаправленную консультативную, развивающую и коррекционную индивидуальную работу с необщительными студентами первого курса по снижению экстернальной регуляции и астеничности, повышению самооценки, уверенности в себе и адаптированности, конечно же, должны проводить психологи и специалисты психологической службы вуза (если таковая имеется).

На основании анализа и обобщения полученных в данном исследовании результатов в дальнейшем нами планируется разработка конкретных программ по гармонизации общительности и повышению адаптированности студентов первого курса.

Поскольку средством осуществления процесса общения и реализации общительности является речь, ее особенности, на наш взгляд, также являются детерминантой личностной адаптированности студентов. Причем не только собственно лингвистические (языковые речевые и содержательно-смысловые), но и психологические (мотивационные, эмоциональные, регулятивные, динамические и т. д.) особенности речевой деятельности облегчают, либо наоборот, осложняют процесс адаптации студентов к новым условиям жизни и деятельности. В связи с этим одним из перспективных направлений дальнейших исследований может стать изучение особенностей речи как средства осуществления процесса общения и одного из факторов, влияющих на адаптированность личности (и ее выражающих).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 218 с.
  2. А.И. Адаптация и дезадаптация // Клиническая медицина.— 1974. № 5.-С. 3−15.
  3. Т.В., Битянова М. Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе // Мир психологии. 1996. — № 1. — С. 148−152.
  4. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и ихIкомпенсация. М., 1976. — 230 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  6. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. — Выпуск 2. — 328 с.
  7. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 363 с.
  8. Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе. // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1973.-Вып. 13.-С. 62−66.
  9. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита. // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 1. — С. 3−18.
  10. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск: ИГПУ.- 1986.-С. 21−43.
  11. Г. М. Гигиена труда и быта студентов. М.: Медгиз, 1961. — 120 с.
  12. В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы, перспективы. — 2-ое изд., испр. и доп. Ростов-на-Дону: РГУ, 1997. — 143 с.
  13. Т.М. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности (На примере профессии продавца): Дис.. канд. психол. наук. — М., 2005. 206 с.
  14. Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к . учебной адаптации // Психологические и социально-психологическиеособенности адаптации студента. — Ереван, 1973. — С. 21−27.
  15. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — № 1 — С.92−100.
  16. О.Б. О некоторых трудностях в реализации настойчивости студентов // Формирование и развитие личности. М.: Институт молодежи, 1992. — С. 23.
  17. JI.A. Индивидуально-психологические особенности общительности студентов интернационального вуза: Дис.. канд. психол. наук. М., 1986. — 203 с.
  18. В.П., Воронцов A.B. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям, Самара: СамГПУ, 2002. — 192 с.
  19. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в советской высшей школе. — Минск: Вышэйша школа, 1983. 224 с.
  20. В.Г. Психическая и психофизическая адаптация человека. —1. Л.: Наука, 1998.-270 с.
  21. Т.М. Проявления ответственности в речевой деятельности курсантов военного вуза и старшеклассников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: РУДН, 2008. — 21 с.
  22. В.М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921. — 432 с.
  23. P.P. О механизмах развития учебной мотивации студентов. // Психология и высшая школа. -М., 1989.
  24. P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу. Кишинев: Штиинца, 1990. — С. 17−29.
  25. A.A. Психология общения. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2002. — 320 с.
  26. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. Пед. Акад., 1995. — 212 с.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер-Пресс, 2009. 398 с.
  28. В.И. Научно-техническая революция и проблемы социализации личности в социалистическом обществе // Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса. — Киев, 1975.
  29. A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  30. H.H. Межполовые различия в психологических проявлениях настойчивости юношей и девушек: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1996. 17 с.
  31. Л.П. Человек: его деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.
  32. H.H. Память и механизмы адаптивной саморегуляциифункций // Механизмы модуляции памяти. — Л.: Наука, 1976. — С. 53−63.
  33. Л.Д. Отношение общительности замкнутости к симптомокомплексам экстраверсии, эмоциональности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — 1970, — № 2. — С. 138−142.
  34. Л.Д. Психологический симптомокомплекс, обусловленный подвижностью нервной системы // Типологические исследования по психологии личности. Пермь, 1967. — Т. 48 — Вып. 4. — С. 56−63.
  35. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. 205 с.
  36. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1994.- 190 с.
  37. М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1996. 122 с.
  38. Д.А. Проявления свойств активности темперамента в параметрах речевых действий: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М: РУДН, 2006. 19 с.
  39. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсацияуниверсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина, 1987. 176 с.
  40. В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1993. — N 2. — С. 33−39.
  41. В.М., Коновалова Н. Л. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1993. — № 1. — С. 71−72.
  42. Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 6. — С. 6−90.
  43. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  44. Л.А., Крылова Г. Ф. Связь активности общения шестилетних детей с эктраверсией — интраверсией // Общение и формирование личности. Гродно: ГрГУ, 1984. — 113 с.
  45. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. — 1983.-№ 3 С. 16−29.
  46. Л.К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу. — Кишинев: Штиинца, 1990.-С. 3−17.
  47. А.Т. Параметр общительности, коммуникативности и тип нервной системы // Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. JL: ЛГУ, 1973. — С. 42−43.
  48. М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к ВУЗу // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу. Кишинев: Штиинца, 1990. — С. 29−41.
  49. В.Н. Динамические характеристики общительности и успеваемость освоения языка // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности. Материалы Международной научно-практической конференции 16−18 октября 2003 г. — М.:Уникум-Центр, 2003.
  50. A.A. Развитие ценностной сферы профессионала. М.: РАГС, 2001.-483 с.
  51. Н.П. К проблеме адаптации первокурсников к условиям обучения и труда в вузе // Вопросы психологии личности и деятельности студентов. — Иркутск, ИГПУ, 1976. — С. 72−79.
  52. С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: Дисс.. канд. психол. наук. СПб, 2004. — 202 с.
  53. C.B. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М, 2000. 16 с.
  54. В.М. Соотношение свойств темперамента с различными переменными настойчивости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М: РУДН, 2007.- 16 с.
  55. М. И. Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Университетское, 1993. — 368 с.
  56. Л.В. Влияние динамических качеств общительности на успешность деятельности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: Свердловский ГПИ, 1982. — С. 66.
  57. Л.В. Природные предпосылки индивидуальных проявлений общительности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: Свердловский ГПИ, 1985.- 112с.
  58. Л.В. Факторный анализ динамических качеств активности общительности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: Свердловский ГПИ, 1979. — С. 34−39.
  59. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1989. — 249 с.
  60. А.Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985.-С. 179−191.
  61. Л. А. Связь общительности личности и доверия к людям: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2004. — 176 с.
  62. Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. —1. СПб., 1998.-41 с.
  63. Т.В. Сравнительная характеристика общительности у студентов и педагогов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М: РУДН, 2007.- 17 с.
  64. A.B., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. — М.: Педагогика, 1974. 288 с.
  65. Ю.А., Чурекова Т. М. Качественное довузовское образование- условие доступности обучения в высшей школе // Университетское управление. 2005. — № 1 (34). — С. 41−46.
  66. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  67. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. Учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 331 с.
  68. С.М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М.: РУДН, 2007. — 45 с.
  69. В.В. Методологический анализ одного направления межличностного познания // Психологический журнал. 1984. — № 2.- С. 17−21.
  70. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М.: Наука, 1979. С. 219−233.
  71. А.И. Индивидуальные особенности общительности в связи со скоростными проявлениями темперамента подвижных и инертных групп учащихся: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1965. — 20 с.
  72. А.И. Общительность и темперамент у школьников. — Пермь:
  73. Книжное издательство, 1961. 120 с.
  74. А.И. Особенности проявления общительности в связи с подвижностью нервной системы // Ученые записки. Вып. 23. — Пермь: Пермский пединститут, 1958. — С. 78−113.
  75. И.С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2008. 21 с.
  76. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. — 190 с.
  77. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сборник научных трудов. — М., 1990. — С. 5−13.
  78. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. — 1985.- № 4. -С. 16−20.
  79. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. 2-е изд. -Пг., 1915.-704 с.
  80. Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности: Дис.. канд. психол. наук. М., 2005.- 170 с.
  81. А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1969. — 391с.
  82. Е.А. Специфические особенности общительности при некоторых типах акцентуации характера // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. — № 3. — С. 226−230.
  83. Е.Д. Роль общительности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-M., 1989.-21 с.
  84. Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1994.- 188 с.
  85. В.А. Проблема общения в советской психологии // Тенденции развития психологической науки. — М.: Наука, 1989. С. 77−90.
  86. Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Л., 1989. 15 с.
  87. Комплексные социальные исследования / Ред. A.C. Пашков. — JL: ЛГУ, 1976.-232 с.
  88. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  89. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  90. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  91. Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. — СПб.: СПбГУ, 2000. 232 с.
  92. Е.В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель-студент»: Дис.. канд. психол. наук. — Тамбов, 2003. — 170 с.
  93. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие // Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. М.: Академический Проект, 2000. — 240 с.
  94. И.Б., Шиянов E.H. Образование как общечеловеческая ценность // Вестник Ставропольского университета. — Ставрополь:
  95. Ставропольский университет, 1997. Вып. 1- С. 113−117.
  96. И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997. — 112 с.
  97. А.И. Исследование психофизиологического аспекта индивидуальных проявлений общительности человека // Психологический журнал. 1984. — Т.5. — № 5. — С. 84−93.
  98. А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М.: Университет дружбы народов, 1990. — С. 31−38.
  99. А.И., Шляхта Н. Ф. Общительность как свойство личности и различные подходы к ее изучению // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. — М.: Институт молодежи, 1996. — С. 6−65.
  100. А.И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Психологическая структура общительности, её половозрастные и национально-этнические особенности. — М.: Институт молодежи, 1995. — С. 21−25.
  101. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 25−33.
  102. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и её базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сборник научных трудов. М.: Университет дружбы народов, 1988. — С. 28−39.
  103. А.И. Психологическая структура общительности как системного качества личности // Принципы системности в современной психологической науке. Третьи международные ломовские чтения. М.: Институт Психологии РАН, 1996. — Т. 2. — С.38.41.
  104. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983. — 72 с.
  105. А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: — М.: РУДН, 2007.- 131 с.
  106. А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». М.: РУДН, 2006. — № 1(3). — С. 63−74.
  107. А.И. Целостно — функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: Университет дружбы народов, 1986. — С. 92 102.
  108. А.И. Целостно функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск: СГПИ, 1985. — 112 с.
  109. А.И., Олыпанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1979. — С. 17−25.
  110. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  111. М.А. Специфика проявления креативности и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2007. — 239 с.
  112. В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. М.: ACT, 2001.-688 с.
  113. С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — 274 с.
  114. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: ЛГУ. — 1967. — 303 с.
  115. Куницына В. Н Стиль общения и его формирование. Л.: Знание, 1985.-20 с.
  116. И.А. Психологические особенности ответственности у различных групп учителей: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1994. — 123 с.
  117. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: Самарский университет, 1993. — 112 с.
  118. В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986.- 136 с.
  119. И.Ю. Патопсихология: теория и практика. — М., Akademia, 2004. 232 с.
  120. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М.: Педагогика, 1977.-С. 164−179.
  121. Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М.: Просвещение, 1972. Т. 7. — С. 223−233.
  122. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  123. A.A. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. 48 с.
  124. A.A. Психология общения. — М.: Смысл, 1997. 365 с.
  125. М.И. Проблема онтогенеза общения. И.: Педагогика, 1986.- 144 с.
  126. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. — 1982.-№ 4.-С. 18−35.
  127. В.Т. Принципы и критерии типологизации современного советского студенчества // Социологические исследования. — 1980. — № 3. С. 130−135.
  128. В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: ЛГУ, 1974.- 184 с.
  129. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 324 с.
  130. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. — 1975. № 2. — С. 39.
  131. .Ф. Общение как проблема общей психологии II Методологические проблемы социальной психологии. М: Наука, 1975.-С. 124−135.
  132. .Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 3−23.
  133. Л.И. О потребностно-мотивационной основе общения // Тезисы научных сообщений советских психологов XXII Международного психологического конгресса. — М.: Наука, 1981. — 4.2.-С. 371−372.
  134. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -190 с.
  135. A.M. Психологическая структура и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1982. — № 6. — С. 5−7.
  136. В.И. Классификация поведенческой адаптации // Физиология человека. 1982. — № 3. — С. 362−374.
  137. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. — 278 с.
  138. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-254 с.
  139. О.И. Психология самопознания личности // Практическое пособие. -М.: РАО, 1993. 97 с.
  140. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  141. В.Н. Основные проблемы и современной состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. -М.: АПН РСФСР, 1960. Т. 2. — С. 110−125.
  142. В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Институт практической психологии, 1995. — 356 с.
  143. A.A. Социально-психологическая адаптация личности. — Ереван: АН Армянской ССР, 1988.-262 с.
  144. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. — М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003.-280 с.
  145. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  146. P.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. -М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  147. Т.В. Связь общительности и агрессивности студентов // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской конференции. 24−25 ноября 2006 г., Москва, РУДН. М.: РУДН, 2008. -С. 231−235.
  148. Н.Д. Об активации учебной деятельности. // Вестник высшей школы. — 1983. № 8. — С. 26−31.
  149. H.A., Нечепуренко Т. В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология, педагогика». -2007. -№ 1. С. 20−28.
  150. Е.К. Общительность и индивидуальный стиль тележурналистов: Дис. канд. психол. наук. -М., 1997. -214 с.
  151. Д.Б. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-348 с.
  152. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  153. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещениие, 1978. — 291 с.
  154. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2-х т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — Т. 2. — 416 с.
  155. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. — 528 с.
  156. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО1. Горбунок, 1992. 224 с.
  157. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  158. К.К. Проблемы способностей. — М.: Высшая школа, 1977. 247 с.
  159. Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1987. — 16 с.
  160. И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1994. — 24 с.
  161. С.Т. Изменения окружающей среды и психологические феномены адаптации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Коростылевой Л. А. СПб.: СПбГУ, 2002. — Вып. 6. — 276 с.
  162. С.Т. Психология адаптирующейся личности / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 21−35.
  163. Л.Г., Бородко A.A. Показатели адаптации личности в производственном коллективе / Личность и деятельность. Межвузовский сборник / Ленинград, изд. Ленинградского университета, 1982. С. 146−150.
  164. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
  165. В.П. Активность волевых действий и темперамент // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск:1. СГПИ, 1986.-С. 37−45.
  166. В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -Новосибирск, 1999. — 41 с.
  167. В.П. Ответственность как системное качество личности. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001. — 209 с.
  168. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
  169. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Ред. Б. Г. Ананьев, A.A. Бодалев и др. Л.: ЛГУ, 1976. — 248 с.
  170. Психология / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1974. -304 с.
  171. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. — Казань: Казанский университет, 1977. — 261 с.
  172. А.Э. Сравнительный анализ психологической структуры инициативности студентов педагогического вуза и опытных учителей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1996. -23 с.
  173. A.A. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. 1995. — Сер. 6. — Вып. 3. — № 20. — С.74−79.
  174. A.A. Психология изучения личности // Учебное пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  175. A.A. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ). — Ижевск: УдГУ, 1994. 83 с.
  176. Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста // Студент на пороге XXI века. — М.: Университет дружбы народов, 1990.-С. 16−31.
  177. Н.И., Бану JI.A. Общение и общительность в студенческом возрасте // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сборник научных трудов. М., Университет дружбы народов, 1988. — 112 с.
  178. JI.C. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002. — С. 40−65.
  179. В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопросы психологии. 2003. — № 6. — С. 23−31.
  180. А.И., Ковалева М. М., Соловьева А. Е. В целях скорейшей адаптации // Вестник высшей школы. — 1981. — № 10. — С. 56−57.
  181. В.В. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1980. — 25 с.
  182. В.В. Психологические основы коммуникативной педподготовки педагога. Н. Новгород: Нижегородский университет, 1994.- 163 с.
  183. О.П. Соотношение устойчивых индивидуально — типических особенностей эмоциональности и общительности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1982. 17 с.
  184. О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 123−128.
  185. К.О. Психологические вопросы адаптации студентов к высшей школе. — Ереван: Армянский ГПИ, 1981. — 53 с.
  186. М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М: РУДН, 2007. — 17 с.
  187. Г. Стресс без дистресса -М.: Прогресс, 1979. 123 с.
  188. В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л.: ГГУ, 1983, — 104 с.
  189. Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: Дисс.. канд. психол. наук. — JL, 1987. — 280 с.
  190. И.М. Избранные произведения. М. Учпедгиз, 1958. — 413 с.
  191. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО Речь, 2004. 350 с.
  192. A.B. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. -Л., 1985.- 17 с.
  193. А.Д. Экологическая физиология животных. М.: Высшая школа, 1971.-407 с.
  194. О.В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 21 с.
  195. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л.: ЛГУ, 1979.-230 с.
  196. Ю.М. Индивидуально-типические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М: РУДН, 2006.- 17 с.
  197. И.В. Психология педагогического общения. Саратов: Саратовский университет, 1980. — 459 с.
  198. Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика). Ижевск: УдГУ, 1999. — 280 с.
  199. В.В. Личностные аспекты школьной адаптации учащихся начальных классов: Дисс.. канд. психол. наук. — Тула, 1998. — 130 с.
  200. O.A. Факторная структура общительности у юношей и девушек // Психологическая структура общительности, её половозрастные и национально-этнические особенности. М.: Институт молодежи, 1996. — С. 35−44.
  201. Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1993. 21с.
  202. Д.Н. Общая психология. Тбилиси: ТГУ, 1940. — 256 с.
  203. Р.Ф. Педагогические условия развития общительности у студентов-первокурсников: Дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 2004. — 222 с.
  204. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Е. И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975. — 277 с.
  205. H.A. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Дис.. д-ра психол. наук. М., 2002. 404 с.
  206. H.A. Сравнительная характеристика различных типов реализации общительности // Проблемы современного высшего образования. М., 2002. — С. 22−28.
  207. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Фолио, 2001. — 516 с.
  208. Ю.Л. Психология общения в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1980.-208 с.
  209. Э.В. Особенности социально-психологической адаптированности подростков к условиям вынужденной миграции: Автореф.. канд. психолог, наук. — М., 2008. — 24 с.
  210. Н.Ф., Шаповалов В. А. Педагогика: педагогическая практика в условиях многоуровнего педагогического образования // Учебно-методическое пособие. Ставрополь: СГУ, 1996. — 58 с.
  211. A.A. Теория и практика управления адаптивным поведением личности. Махачкала: ДПЦ РАН, 2002. — 392 с.
  212. И.В. Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы. — Ставрополь: СГУ, 2007. С. 18−21.
  213. И.В. Личностные характеристики активности и их проявления в речи: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2005. — 24 с.
  214. Т. Социальная психология. М.: Феникс, 2002. — 544 с.
  215. Ши Си Нин. Опимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу российского вуза: Дис.. канд. психол. наук. — Тула, 2002. — 175 с.
  216. Д.А. Индивидуально-типические особенности активностиличности в коммуникативной, волевой и познавательных сферах: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2009. 24 с.
  217. Н.Ф., Крупнов А. И. Общительность как свойство личности и различные подходы к ее изучению // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. — М.: Институт молодежи, 1995. С. 6−21.
  218. Н.Ф. Связь общительности со свойствами темперамента // Психология образования. Бийск, 1999. С. 31−32.
  219. В.Н. Социологические исследования выбора профессии: некоторые проблемы и результаты // Коммунистическое воспитание студенчества. Материалы конференции. Тарту, 1971. — С. 27.
  220. А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1984. — 20 с.
  221. А.И. Структура динамических характеристик общительности // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 128 — 132.
  222. В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988. — 154 с.
  223. В. А. О связи психических состояний и свойств личности. // Психические состояния / Под ред. A.A. Крылова. Л.: ЛГУ, 1980. — С. 17−23.
  224. Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента // Учёные записки Саратовского пединститута. — 1957. Вып. 29. — С. 111−126.
  225. Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М: РУДН, 2004. 16 с.
  226. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики // Учебное пособие. — Кемерово: КГУ, 1999.- 84 с.
  227. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис.. канд. психол. наук — Кемерово, 1995.- 190 с.
  228. Adler A. Individual Psyhology // Theories of Personality / Lindsey G., HaU C. New York: Wiley, 1957. — P. 114−156.
  229. Anastasi A. Psychological Testing. New York, 1982. — 192 p.
  230. Bandura A. Techniques of behavior modification. New York, 1969.
  231. Collins M., Amabile T. Motivation and creativity // Handbook of creativity / edited by R.J.Sternberg. Cambridge: University press, 1999. -P. 297−309.
  232. Erikson, E.H. Childhood and society. New York: Norton, 1950.
  233. Erikson, E. Identify, youth and crisis. New York, 1968. — 117 p.
  234. Eyzenck H.J., Arnold W., Meili R. Encyclopedia of Psychology. New York, 1972.
  235. Eyzenck X.P. The Structure of Human Personality. London, 1971.
  236. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. — New York, 1957.
  237. Freud A., Das ich und die Abwehrmechanismen. — London, 1946.
  238. Freud S. The economic problem in masochism. London: Standard Edition, 1924.-P. 159−170.
  239. Freud S. The Ego and the mechanisms of Defence. London, 1937.
  240. Freud. S. The problem of anxiety. — New York: Norton, 1936.
  241. Guilford J. P. Factors and Factors personality // Psychol. Bull. 1975.-V. 82.-P. 802−814.
  242. Guilford J. P. Fundamental statics in psychology and education. New
  243. York, 1975. V. 82. — P. 802−814.
  244. Guilford J. P. Personality. New York, 1959. — 562 p.
  245. Hartmann H. Ego psychology and the problem of adaptation. New York: International Universities Press, 1958.
  246. Kealey D.J., Ruben B.D. Cross-cultural personnel selection criteria: issues and methods // Handbook of intercultural training. New York, 1983. — Vol. 1.
  247. KretschmerE. Korperbauund charakter, 1921.
  248. Kretschmer E. Physique and character (J.H. Sprott, Trans.) New York: Harcourt, Brace & World, 1925.
  249. Lazarus R. S. Psychological stress and coping process. — New York: Me Graw-Hill, 1966.
  250. Maslow A. Motivation and Personality. New York: Harper and Row, 1954.
  251. Mead G.H. Mind, Self, and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist / Ed. by Charles W. Morris. Chicago, 1934.
  252. Philips L. Human adaptation and his failures. New York, 1968.
  253. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971. — 324 p.
  254. Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974. — P. 57−58.
  255. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  256. Rogers C.R. The case of Mrs. Oak: A research analysis. — In C.R. 1954.
  257. Rogers & R.F. Dymond. Psychotherapy and personality change. -Chicago: University of Chicago Press, 1954. P. 259−348.
  258. Rogers C.R. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
  259. Selye H. Stress and distress. Toronto, 1974.
  260. Sheldon W.H. Social traits and morphological types // J. Pers. Res.1927.-V. 6.-№ 1.
  261. Sheldon W.H., Stevens S.S. The Varieties of Temperament: Psychology of Constitutional Differences. New York: Harper, 1942.
  262. G. Zimbardo, S. Radl. The Shy Child Philip. McGraw Hill Book Company, 1981.176
Заполнить форму текущей работой