Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Телевидение Франции в контексте национальной культурной политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 2006 году в столице Катара Дохе начался очередной этап переговоров в рамках Всемирной торговой организации о либерализации международной торговли. Наряду с другими странами, Франция активно участвует в консультациях о необходимости дерегуляции рынка. Действительно, французские компании находят свое место в различных сферах глобальной экономики: от энергетики до машиностроения. Исключением… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА НА РЫНКЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ
    • 1. 1. Становление культурной политики в послевоенной Франции: исторический аспект
      • 1. 1. 1. Предпосылки к формированию культурной политики
      • 1. 1. 2. Эпоха Андре Малъро: децентрализация и демократизация культуры (1959−1969)
      • 1. 1. 3. Модификация и модернизация культурной политики при Жаке Ланге (1981−1986)
    • 1. 2. Стандартизация культуры: миф или опасность? Культурная политика в эпоху глобализации
      • 1. 2. 1. Коммерциализация культуры: от искусства к культурной индустрии
      • 1. 2. 2. Предпосылки глобализации
      • 1. 2. 3. Транснациональные корпорации и рынок культурной индустрии
      • 1. 2. 4. Означает ли глобализация американизацию культуры?

      1.3 Понятие «культурной исключительности» в контексте переговоров во Всемирной торговой организации (ВТО, бывшая ГАТТ). Квоты на аудиовизуальную продукцию — необходимость для спасения культуры или угроза рыночной экономике?.

      1.3.1 Первое столкновение в рамках ВТО: разные видения культуры

      1.3.2 Квоты — механизм защиты культуры или аудиовизуальной индустрии?.

      1.3.3 Культурная политика и новая терминология: «от культурной исключительности» к «культурному многообразию».

      Выводы к первой главе.

      ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО НА МЕДИАРЫНКЕ: ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ БОРЬБЫ ЗА «КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ».

      2.1 Высший аудиовизуальный совет — гарант культурного разнообразия. Обязательства телеканалов в контексте культурной политики.

      2.1.1 История создания и трансформаций регулирующей инстанции в сфере аудиовизуальных СМИ.

      2.1.2 Миссия Высшего аудиовизуального совета.

      2.1.3 Роль коммерческого телевидения в культурной политике Франции. Частные телеканалы как гарант стабильности национальной киноиндустрии.

      2.2 Роль общественного телевидения в культурной политике Франции

      2.2.1 Формирование общественного телевидения: исторический аспект

      2.2.2 Финансирование общественного телевидения.

      2.2.3 Программная политика общественных телеканалов широкой направленности. Место культуры в сетке программ.

      2.3 Французское Иновещание в контексте национальной культурной политики.

      2.3.1 Задачи современного французского иновещания.

      2.3.2 Телеканал «ТВ 5 Монд».

      2.3.3 Тенденции развития французского иновещания.

      Выводы ко второй главе.

      ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ МЕДИАПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

      3.1 ЕС как гарант единого европейского рынка аудиовизуальных СМИ.

      3.1.1 Истоки современной европейской политики в области телевидения

      3.1.2 Директива о трансграничном телевидении — попытка создания единого европейского аудиовизуального рынка.

      3.1.3 Будущее Директивы о трансграничном телевидении: новые технологии и проблема регулирования.

      3.1.4 Программа «Медиа» как фактор стабильности аудиовизуального рынка.

      3.2 Телеканал «Евроньюс «. Попытка создания единой общественной сферы Европы.

      3.3 Телеканал APTE — витрина культурного разнообразия европейского континента.

      Выводы к третьей главе.

Телевидение Франции в контексте национальной культурной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 2006 году в столице Катара Дохе начался очередной этап переговоров в рамках Всемирной торговой организации о либерализации международной торговли. Наряду с другими странами, Франция активно участвует в консультациях о необходимости дерегуляции рынка. Действительно, французские компании находят свое место в различных сферах глобальной экономики: от энергетики до машиностроения. Исключением, пожалуй, является аудиовизуальный сектор, который французы категорически отказываются приводить в соответствие с принципами свободной торговли. Это значит, что Франция не считает нужным отказываться от протекционистской политики в отношении национального кинематографа и, конечно же, телевидения.

Телевидение во Франции не просто средство массовой информации, но важный элемент государственной политики. Если в 60-е годы, на заре Пятой республики, государственная телерадиокорпорация открыто использовалась в политических целях, то сегодня общественным и коммерческим телеканалам предоставлена редакционная свобода и угрозы плюрализму со стороны властей нет. В то же время в современной Франции телевидение по-прежнему является важнейшим элементом культурной политики, а французское иновещание отвечает интересам внешней политики государства. К слову, культурная политика во Франции — важная составляющая национальной политики, а в марте 2003 года Жак Ширак, выступая в Елисейском дворце, провозгласил защиту культуры в эпоху глобализации одним из основных государственных приоритетов1. Определяющую роль в этом процессе, по замыслу политиков, играют.

1 Chirac J. France: un soutien constant a la specificite de la culture // De l’exception a la diversite culturelle. Paris: La Documentation Francaise, 2004. P. 43 телевизионные каналы. Неслучайно работу СМИ во Франции курирует Министерство культуры.

Во Франции очень сложно определить, где кончается культурная политика и начинается аудиовизуальная, и наоборот. Задачи, которые стоят перед государством в области сохранения и развития национальной культуры, невыполнимы без участия телевизионных каналов. Для достижения поставленной цели государство идет на ограничения в их работе. Как следствие, во Франции действует режим квот на аудиовизуальные произведения, который направлен на сокращение импорта передач из-за рубежа и, в первую очередь, из Соединенных Штатов. Более того, общественные и коммерческие телеканалы должны в обязательном порядке инвестировать собственные средства в национальную аудиовизуальную индустрию, что является для них тяжелым бременем, а также имеет негативные последствия и для производителей. К примеру, поддержка платными телеканалами киноиндустрии приводит к тому, что национальный кинематограф привык к дотациям и в случае их отсутствия будет нежизнеспособен на конкурентном рынке.

Позиция властей Пятой республики сводится к тому, что государственное вмешательство необходимо, поскольку рынок не способен обеспечить «культурное разнообразие». В этой связи квоты являются основным инструментом для проведения политики регулирования.

Опыт протекционистской политики Франции в отношении собственных культурных индустрий был частично использован в законодательных документах Европейского Союза, хотя и вызывал неприятие у сторонников свободной рыночной экономики. Сегодня существующий режим квот все чаще подвергается критике как со стороны защитников дерегуляции рынка, так и со стороны приверженцев протекционистской политики. Первые считают, что телевидение — это, в первую очередь, индустрия, и она должна быть подчинена рыночной логикевторые — что в эпоху глобализации культуру необходимо сохранять, в том числе и при помощи телевидения, но по мере развития информационно-коммуникационных технологий квоты становятся архаичным средством в арсенале государства. Развитие Интернета, систем «видео на заказ», мобильной телефонии, спутникового и кабельного телевидения ставит новые задачи перед французской политикой в области средств массовой информации. Кроме того, парадокс политики, проводимой государством, заключается в том, что французское правительство требует от телеканалов защищать национальную культуру, не поясняя, что именно вкладывается в это понятие. Действительно, пока власти не обозначат контуры того, что они считают культурой, эффективность сотрудничества с телевидением будет низкой.

Обращение к вопросу национальной политики Франции в сфере аудиовизуальных СМИ именно сейчас представляется наиболее актуальным. Во время «дохийского цикла» переговоров, ВТО может вновь затронуть вопрос о дерегуляции рынка аудиовизуальных СМИ. В 80-е годы прошлого века Франции удалось на международном уровне отсрочить эти переговоры, но рано или поздно государству придется отвечать на вопросы о совместимости протекционизма и принципов свободной торговли.

Объектом диссертационного исследования является культурная политика, которая преследует благородные цели, но для их достижения выбирает неоднозначные и часто проблемные пути решения. Действительно, никто не ставит под сомнение, что французская культура заслуживает того, чтобы быть сохраненной для потомков — это необходимо как фактор устойчивого развития. Но споры вызывает не сама идея, а способы достижения желаемого результата. В данной работе культурная политика рассматривается не только как абстрактное понятие, включающее в себя декларативные цели о необходимости культурного многообразия, но и как спектр практических шагов, предпринятых государством для достижения этой цели.

Предметом исследования является телевидение, которое во Франции выполняет в том числе «культурную миссию». Во Франции телеканалы традиционно имеют определенную социальную «нагрузку». Андре Мальро еще в 60-е годы прошлого века говорил о необходимости создания «музеев без стен», доступных любому жителю страны. Именно таким музеем хоть иногда призвано быть современное французское телевидение. Образовательная и культурная миссия телеканалов может быть более эффективна, если учитывать, что телевидение во Франции является неоспоримым лидером на рынке свободного времени.

Данная работа, в первую очередь, посвящена общенациональным телеканалам, вещающим на метровой частоте. Однако затрагиваются и проблемы кабельного, спутникового вещания.

Основной задачей исследования является анализ и систематизация материалов о роли и эффективности французского телевидения в контексте культурной политики Франции.

Исходя из этого, в диссертационном исследовании решается ряд задач:

— рассматривается развитие культурной политики в исторической перспективе. В связи с этим дается анализ причин ее модификации и модернизации в ходе времени. Определяются цели современной культурной политики и механизмы их реализации;

— анализируется известная система квот и дотаций национальной аудиовизуальной индустрии, ставящая заслон на пути импорта американских фильмов и программ. Определяется степень совместимости государственного протекционизма и принципов свободной торговли;

— изучается роль коммерческого телевидения в контексте культурной политики. Определяется место частных вещателей в системе поддержки национального кинематографа. Ставится вопрос об опасности чрезмерной зависимости киноиндустрии от финансовой помощи, получаемой от телевидения;

— дается анализ успешности культурной миссии общественного телевидения. Изучается, какие задачи ставит перед общественными телеканалами государство, насколько они способны их выполнять и, наконец, каковы вероятные пути к компромиссу между желаемым результатом и возможным. Для этого, в частности, определяется время и объемы программ о культуре в эфирной сетке общественных телеканалов широкой направленности. Кроме того, уделяется внимание проблемам общественного вещания, вызванным хронической нехваткой финансирования;

— определяется степень кооперации Франции и Европейского Союза в области средств массовой информации. Анализируются как политическое стремление, выраженное в желании закрепить приоритеты национальной политики на региональном уровне, так и практические действия по координации усилий со странами-партнерами. В связи с этим отдельное внимание уделяется телеканалу APTE.

Теоретические исследования в этой области было бы невозможно проводить без опоры на существующую академическую традицию изучения средств массовой информации зарубежных стран. Однако следует отметить, что лишь редкие исследователи в своих работах рассматривали французское телевидение как неотъемлемый элемент национальной культурной политики. Как правило, внимание ученых было больше сфокусировано лишь на уникальности «французской модели» в аспекте, касающемся связи телевидения и кинематографа, а конкретнее, финансирования телеканалами киноиндустрии.

Особого внимания заслуживает книга И.В. Кирии1, посвященная становлению информационного общества во Франции и предлагающая обзор основных тенденций развития сектора электронных СМИ. В работе затрагивается проблема осмысления французскими философами роли культуры в информационный век. В ней также содержатся важные материалы о современном аудиовизуальном рынке, работа знакомит с основными теориями известных французских коммуникативистов, в том числе, посвященными проблемам современного телевидения.

Французским СМИ посвящены также работы JI.B. Шарончиковой2, которые знакомят нас с историей французского телевидения и печати и затрагивают экономические процессы на рынке средств массовой информации, в частности, феномен концентрации. В работах также обозначаются препятствия на пути развития национальных культурных индустрий, сопряженные с интенсивной коммерциализацией сектора телевидения.

Проблемы французских аудиовизуальных СМИ в период Пятой Республики рассматриваются в работах H.A. Самариной3, И.И. Сафонова4 и H.A. Хромченко5.

Развитию информационно-коммуникационных технологий и их влиянию на современный аудиовизуальный пейзаж в России и за рубежом.

1 Кирия И. В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005; Кирия И. В. Зарубежный медиамаркетинг. М.: ВК, 2006.

2 Шарончикова JI.B. Телевидение и радиовещание Франции // Вестник Московского Университета, серия «Журналистика». № 4,1994; Шарончикова JI.B. Печать Франции (1980;1990). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995; Шарончикова J1.B. Концентрация СМИ и проблемы сохранения национальной самобытности (стратегия группы «Вивенди») // Вестник Мосоковского Университета, серия «Журналистика», № 6,2002.

3 Самарина H.A. Французское телевидение и радио // Вестник Московского Университета, № 5,1996.

4 Сафонов И. И. Статус радиовещания и телевидения V Французской Республики. 19 581 973 // Вестник Московского Университета. № 6,1974.

5 Хромченко H.A. Европейское телевидение в эпоху глобализации вещания. М., 1994. посвящены работы Я.Н. Засурского1. Они интересны с точки зрения осмысления влияния технологических перемен на современное общество и на развитие теорий информационного общества.

Так как в нашей работе мы часто будем обращаться к экономике аудиовизуального сектора, хотелось бы отметить важную работу л.

Е.Л.Вартановой, которая предлагает ценный и подробный анализ развития средств массовой информации в зарубежных странах. Исследование определяет место СМИ в современной экономике, знакомит с основными концепциями в медиаэкономике, выявляет экономические особенности телевизионной индустрии.

Важными для понимания происходящих на рынке СМИ процессов л являются работы Л. М. Земляновой, Г. Ф. Вороненковой, Г. А. Головановой, которые анализируют медиапейзаж на рынках зарубежных стран.

Однако, как уже было отмечено, в российской научной литературе не до конца раскрыта роль французских телеканалов в культурной политике Франции. Часто упор делается на констатации факта и подчеркивании «исключительности» французской модели. Но полноценный анализ адекватности этой политики современным реалиям российскими коммуникативистами еще не завершен.

1 Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ //Национальные модели информационного общества / Отв. ред. Вартанова Е. Л. М.: Изд-во ИКАР, 2004; Засурский Я. Н. Сравнительный анализ концепций общественного и государственного телерадиовещания Франции и России // Межд. конференция общественное телерадиовещание для России: возможности и перспективы. С-Петербург, 2000. http://www2.internews.ru/books/publictv/26.htmlЗасурский Я. Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Засурский Я. Н. и Вартанова Е. Л. М., 2000; Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика 1990;2004. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2004.

2 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

3Землянова Л. М. Коммупикативистика и средства ииформации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004; Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. М., 1999; Голованова Г. А. Печать в США в начале 90-х годов. М., 1996.

В то же время «культурная миссия» телевидения находится в центре внимания во французских научных кругах. Этому аспекту посвящены работы Моник Даньо1, которая не только занималась теоретическим осмыслением данной проблемы, но также исследовала ее на практике, будучи членом Высшего аудиовизуального совета и отвечая за регулирование сектора электронных СМИ.

Интересны работы Жоэль Фарши, которая изучает рынок средств массовой информации через призму экономических теорий. Нельзя не отметить работу Бернара Гурнэ3, посвященную будущему культурного контента на телевидении в эпоху глобализации и либерализации мировой торговли. Этой же проблеме посвящены многие труды известного во Франции коммуникативиста Доминика Вольтона4.

Книги Сержа Регура5, специалиста в области права, заслуживают внимания с точки зрения аргументированного обоснования необходимости реформы протекционистской политики Франции в отношении СМИ в эпоху глобализации.

Доклад Франсиса Баля, подготовленный по заказу Министерства иностранных дел, позволяет лучше понять задачи и проблемы, стоящие.

1 Dagnaud M. Commissariat general du plan. Medias: promouvoir la diversite culturelle. Paris: La Documentation francaise, 2000; Dagnaud M. L’etat et les medias fin de partie. Paris: Editions Odile Jacob, 2000.

2 Farchy J. La fin de l’exception culturelle? Paris: CNRS Editions, 1999 — Farchy J. et Ranaivoson H. La diversite culturelle, soubassements economiques et volonte politique // Francophonie et mondialisation. Hermes n°40 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS editions, 2004.

3 Gournay B. Exception culturelle et mondialisation. Paris: Presse de Sciences PO, 2002.

4Wolton D. Values and Normative Choices in French Television // Television and the public interest / ed. by Jay G. Blumer. London: Broadcasting Standarts Council, SAGE, 1992; Wolton D. L’autre mondialisation. Paris: Editions Flammarion, 2003; La television au pouvoir. Omnipresente, irritante, irremplacable / Wolton D. (ed.) Paris: Universalis, 2004.

De l’exception a la diversite culturelle / Regourd S. (ed.) Paris: La documentation francaise, 2004 — Regourd S. Droit de la communication audiovisuelle. Paris: PUF, 2001 — Regourd S. France // Western Broadcasting at the dawn of the 21 century. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2001; Regourd S. La television des Europeens. Paris: La Documentation francaise, 1999 перед современным французским иновещанием1. Интересным также представляется доклад сенатора Луи Дювернуа, в котором говорится о необходимости модернизации внешней культурной политики, в том числе и о назревшей реформе иновещания .

Особого интереса заслуживает работа бывшего президента Высшего аудиовизуального совета Эрве Буржа, посвященная общественному телевидению3.

Конечно, теоретические работы, указанные выше, опираются на философскую традицию осмысления роли средств массовой информации в обществе. В этой связи хотелось бы упомянуть философов Франкфуртской школы Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера4, которые первыми ввели понятие «культурные индустрии». Важными также представляются работы Ги Дебора и Жана Бодрийяра5, посвященные влиянию телевидения на современного человека.

Научная новизна данного исследования заключается в попытке многостороннего анализа существующей системы взаимоотношений «государство — СМИ» на примере сотрудничества в области культуры. В этой связи французское телевидение рассматривается через призму государственной культурной политики. Диссертационная работа предлагает критическое осмысление механизмов реализации данной политики и, в первую очередь, известного режима квот. Причем данное исследование не сводится к сухой констатации их наличия, а делается.

1 Balle F. La politique audiovisuelle exterieure de la France. Rapport au ministre des Affaires etrangeres. Paris: La documentation francaise, 1996.

2Duvernois L. Pour une nouvelle strategie de l’action culturelle exterieure de la France: de l’exception a l’influence // Rapport d’information n° 91 (2004;2005). http://www.senat.fr/ran/r04−091/r04−0910.html.

3 Bourges H. La television du public. Paris: Flammarion, 1993.

4 Adorno T., Horkheimer M. La dialectique de la raison: fragments philosophiques. Paris: Gallimard, 1976.

5 Debord G. Societe du spectacle // www.nothingness.org/SI/debord: Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris: Galilee, 1981; Baudrillard J. La guerre du Golfe n’a pas eu lieu. Paris: Galilee, 1991 попытка определения эффективности этого инструмента, как для сохранения культуры, так и для спасения национальной аудиовизуальной индустрии.

Исследование опирается на наиболее важные работы французских коммуникативистов, посвященные именно культурной миссии современного телевидения.

Данная работа имеет и практическую значимость, поскольку в ней сделана попытка представить обзор французской модели сотрудничества государства и СМИ с точки зрения задач культурной политики. Анализ ошибок и успехов Франции позволит и другим странам, в том числе России, эффективно использовать этот уникальный опыт для создания полноценной системы поддержки культуры в эпоху, когда перед лицом глобализации национальные государства пытаются найти объединяющую население идею или хотя бы сохранить существующее культурное наследие.

Материалы данного исследования могут быть использованы на практике при разработке курса лекций по предмету «Зарубежная журналистика». Некоторые аспекты диссертации могут быть интересны для студентов, изучающих вопросы государственного регулирования на рынке СМИ.

Выводы к третьей главе.

Одним из выводов данной главы является утверждение, что важный для Франции принцип защиты «культурного разнообразия» нашел отражение в европейской аудиовизуальной политике. Основные документы ЕС, напрямую затрагивающие телевидение, как и во Франции, базируются на системе квот (Директива о трансграничном телевидении) и субсидий региональным вещателям (программа «Медиа»). В известной степени справедливо утверждение о том, что жесткая протекционистская позиция Франции сейчас доминирует в Брюсселе, хотя многие члены Союза, в первую очередь Великобритания, выступают за более «рыночный» подход к будущему аудиовизуальной индустрии.

Сотрудничество с европейскими структурами для выработки взвешенных подходов регулирования аудиовизуального сектора является важным, но не единственным направлением для Франции. Большое внимание французская политика уделяет практическим шагам, направленным на укрепление регионального европейского телевизионного рынка и интенсификацию культурного обмена между государствами-членами ЕС.

Примерами такого взаимодействия можно считать телеканалы «Евроньюс», который создавался при активном участии Франции и изначально был направлен на создание единой европейской общественной сферы, и, конечно, APTE, который является успешным примером координации культурной политики Франции и Германии в области телевидения.

Заключение

.

Франция — одна из немногих стран мира, где невозможно представить предвыборную программу серьезного политика, не включающую в себя обещания бороться за сохранение и развитие национальной культуры. Традиция делать культурную проблематику одним из приоритетов внутренней и внешней политики, несомненно, укрепилась в эпоху глобализации, хотя ее истоки можно искать в середине прошлого века, когда было создано Министерство культуры. В 80-е годы его руководитель Жак Ланг осознал необходимость более активного вовлечения средств массовой информации в процесс популяризации национальной культуры, причем не только на родине, но и за рубежом, где французское иновещание еще сохраняло свои позиции.

Один из основных вопросов данной работы — эффективно ли французское телевидение в контексте национальной культурной политики? В исследовании мы попытались проанализировать, удалось ли телеканалам способствовать культурному разнообразию. По нашему мнению, сегодня у французского зрителя сохраняется доступ к некоммерческим программам «культурного содержания». Однако, тенденции, намечающиеся в телевизионном секторе, настораживают. К примеру, частные телекомпании, с одной стороны, скованы квотами и вынуждены подчиняться правилам, установленным государством, а с другой — телеканалы хотя и отводят эфирное время под программы «культурного содержания», но используют любые возможности, чтобы перенести их показ на поздний вечер, вне прайм-тайма.

В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:

1. В современной Франции телевидение является элементом культурной политики. Телевизионные каналы, общественные и коммерческие, обязаны не только отводить эфир под программы культурного содержания, но и инвестировать в национальную аудиовизуальную индустрию. Таким образом, государство в обмен на лицензию на вещание, делегирует телеканалам часть своих полномочий в контексте культурной политики. Кроме того, сектор телевидения курирует подразделение Министерства культуры, что является еще одним свидетельством исключительной роли СМИ в культурной политике государства.

2. Квоты как механизм протекционистской политики защищают французскую аудиовизуальную индустрию, но малоэффективны с точки зрения национальной культурной политики. Практика показывает, что европейские компании, на которые не распространяется режим квот, руководствуются рыночными принципами и мало заботятся о «культурном разнообразии».

Есть еще и технологический аспект, который тоже говорит не в пользу существующей системы квот. С развитием информационно-коммуникационных технологий государству потребуются новые инструменты регулирования. Распространение цифрового телевидения, систем видео «на заказ», развитие спутникового телевидения — все это требует адаптации законодательной базы к новой технологической среде.

3. Франция, пожалуй, активнее других европейских стран использует потенциал коммерческого вещания в целях достижения культурного плюрализма. Но главной заслугой частных телеканалов является даже не программная политика, которая формируется под влиянием действующего режима квот, но роль телеканалов в поддержке национального кинематографа.

Ежегодные отчисления крупнейших коммерческих вещателей, с одной стороны, создают иллюзию стабильности кинематографа, с другойустанавливают опасную зависимость киноиндустрии от телевидения. Несмотря на то, что французскому кино удалось выжить в условиях конкуренции с Голливудом во многом именно благодаря уникальной модели финансирования, сейчас все больше коммуникативистов ставят вопрос о негативных эффектах такой зависимости. Действительно, телеканалы, являясь заказчиками новых фильмов, все чаще вмешиваются в производственный процесс и навязывают свои требования производителям. Таким образом, негативные эффекты коммерциализации, свойственные телевидению, переносятся и на французский кинематограф, вынужденный все больше ориентироваться на коммерческую логику производства, а, значит, неизбежным последствием становится стандартизация кинематографа.

4. В то же время свой уникальный просветительский потенциал не использует общественное телевидение широкой направленности. Хроническая нехватка денег, привлекаемых за счет абонентской платы, и разрешение на пополнение бюджета за счет рекламы приводит к тому, что телеканалы часто руководствуются коммерческой логикой при составлении программной сетки. Известный доклад, подготовленный по заказу Министерства культуры комиссией под руководством Катрин Клеман, наглядно продемонстрировал, что культурный контент вытесняется из прайм-тайма общественных телеканалов.

Но, в целом, у французского зрителя по-прежнему есть доступ к программам культурного содержания. Пропорции сохраняются благодаря франко-германскому APTE, вещающему во Франции на метровой частоте, а также созданию «Франс 4» — нового телеканала культурной направленности, который начинает вещание в рамках проекта наземного цифрового телевидения. Однако еще далеко не все французские домохозяйства имеют доступ к цифровому наземному вещанию.

5. Культурная политика постепенно подходит к пониманию необходимости большей кооперации со структурами Евросоюза, равно как и со странами-партнерами по ЕС. Отказ от принципов защиты исключительно собственных культурных индустрий в пользу более ориентированного на единую Европу подхода означает на деле признание невозможности достижения поставленной цели в одиночку. Франция стремится создать наднациональную систему защиты культуры в эпоху глобализации. Именно поэтому с течением времени государство отказалось от концепции защиты «французской культурной исключительности» в пользу отстаивания принципов «культурного многообразия».

Кроме сотрудничества в рамках Еврокомиссии, Франция активно занимается практической реализацией этих задач. Создание телеканала APTE — пример успешной кооперации между европейскими государствами. Этот телеканал важен как символ новой политики «сотрудничества», а также является фактором развития независимого производства и бесплатного доступа зрителей к некоммерческим программам культурного содержания.

Дальнейшее изучение роли телевидения в деле сохранения культуры представляется нам весьма интересным и перспективным. В частности, развитие технологий ставит перед государством новые задачи по созданию эффективных регулирующих механизмов, которые помогли бы использовать большой потенциал средств массовой информации для выполнения задач культурной политики. Удастся ли Франции и ее партнерам по ЕС создать новую систему протекционистских мер, более адаптированных к технологической среде и глобализации? Ответ на этот вопрос пока не найден. Изучение этой проблематики могло бы стать основой будущих исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. О телевидении и журналистике. М.: Прагматика культуры, 2002
  2. Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003
  3. Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1998
  4. П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002
  5. Г. Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. М., 1999
  6. Г. А. Печать в США в начале 90-х годов. М., 1996
  7. И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2001
  8. Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика 1990−2004. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2004
  9. Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2004
  10. Ю.Кирия И. В. Зарубежный медиамаркетинг. М.: ВК, 2006
  11. П.Кирия И. В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005
  12. Национальные модели информационного общества / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Икар, 2004
  13. В.Мальро А. Зеркало лимба. М.: Изд-во Прогресс, 1989
  14. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 2000
  15. М. Масс-медиа и государственный суверенитет: глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. М.: Инст. Проблем информационного права, 2004
  16. А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во. Моск. ун-та, 2002
  17. П.Самарина H.A. Французское телевидение и общеевропейская коммуникационная система. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996
  18. Ю.Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных газет. М.: Рип-холдинг, 2003
  19. Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004
  20. JI.B. Печать Франции (1980−1990). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002
  21. JI.B. Телевидение и радиовещание Франции. Вестник Московского Университета. 1994. № 4,
  22. Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М.: Аспект Пресс, 2006
  23. Н.А. Телевидение и радиовещание Франции в 1995 г. М.: Вестник Моск. Ун-та., 1996
  24. И.И. Статус радиовещания и телевидения V Французской Республики. 1958−1973. М.: Вестник Моск. Ун-та., 1974, № 6
  25. Ю.Ю. СМИ Франции в 1998 году. Телевидение // Вестн. Моск. Ун-та, серия «Журналистика», 1999.
  26. Шарончикова J1.B. СМИ Франции в 2002 г.// Зарубежная журналистика в 2002 г. М., 2003.
  27. Adorno T., Horkheimer M. La dialectique de la raison: fragments philosophiques. Paris: Gallimard, 1976
  28. Baudrillard J. Fatal Strategies. London: Pluto, 1990
  29. Baudrillard J. La guerre du Golfe n’a pas eu lieu. Paris: Galilee, 1991
  30. Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris: Galilee, 1981
  31. Bauman, Z. Intimations of postmodernity. London: Routledge, 1992
  32. Benjamin W. The work of art in the Age of mechanic reproduction//http://bid.berkeley.edu/bidclass/readings/beniamin.html
  33. Bourdieu P. Contre-feux. Paris: Raisons d’agir, 1998
  34. Bourdieu P. Sur la television. Paris: Raisons d’agir, 1996
  35. Bourges H. La television du public. Paris: Flammarion, 1993
  36. Breton P. L’utopie de la communication. Paris: La decouverte, 1997
  37. Balle F. La politique audiovisuelle exterieure de la France. Rapport au ministre des Affaires etrangeres. Paris: La documentation francaise, 1996
  38. Charon J.-M. Les medias en France. Paris: La Decouverte, 2003
  39. Chomsky N. Deux heures de lucidite. Paris: Les Arenes, 2001
  40. Clement C. La nuit et l’ete: rapport sur la culture a la television. Paris: La Documentation francaise, 2003
  41. Cluzel J. Manifeste. Paris: L.G.D.J, 1997
  42. Contesting the frontiers. Media and dimensions of identity / Kivikuru U. (ed.) Goteborg: Nordicom, 2001
  43. Cuche D. La notion de culture dans les sciences sociales. Paris: La Decouverte, 2004
  44. Culture, Etat et marche Cahiers francais n°312 / Tronquoy Ph. Paris: La Documentation francaise, 2003
  45. Western broadcasting at the dawn of 21st century / D’Haenens L., Saeys F. (eds.) Berlin New-York: Mouton de Gruyter, 200 151. Dagnaud M. Commissariat general du plan. Medias: promouvoir la diversite culturelle. Paris: La Documentation francaise, 2000
  46. Dagnaud M. L’etat et les medias fin de partie. Paris: Editions Odile Jacob, 2000
  47. De l’exception a la diversite culturelle / Regourd S (ed.) Paris: La documentation francais, 2004
  48. Debord G. Societe du spectacle //www.nothingness.org/SI/debord
  49. Derrida J. Deconstruction in a nutshell A conversation with Jacques Derrida / edited and with a commentary by John D.Caputo. New-York: Fordham University press, 1997
  50. Derrida J., Stiegler B. Echographies de la television. Entretiens filmes. Paris: Galilee- INA, 1996
  51. Dibie J.-N. Entre l’enclume et le marteau. Paris: L’Aube, 2000
  52. Djian J.-M. Politique culturelle: la fin d’un mythe. Paris: Gallimard, 2005
  53. Duvernois L. Pour une nouvelle strategie de l’action culturelle exterieure de la France: de l’exception a l’influence // Rapport d’information n° 91 (2004−2005). http://www.senat.fr/rap/r04−091 /r04−0910.html
  54. Farchy J. La fin de l’exception culturelle? Paris: CNRS, 1999l. Franceschini L. Television et droit de la communication. Paris:1. Ellipses, 2003
  55. Franceshini L. La regulation audiovisuel en France. Paris: PUF, 1995
  56. Francophonie et mondialisation. Hermes n°40 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS editions, 2004
  57. Girard A. Les affaires culturelles au temps d’Andre Malraux, 19 591 969. Paris: La Documentation francaise, 1996
  58. Gournay B. Exception culturelle et mondialisation. Paris: Presse de Sciences Po, 2002
  59. Habermas J. L’espace public archeologie de la publicite comme dimension constructive de la societe bourgeoise. Paris: Payot, 1993
  60. Halimi S. Les nouveaux chiens de garde. Paris: Liber-Raisons d’Agir, 1997
  61. Institutions et vie culturelles / Saez G. (ed.) Paris: Les notices de la documentations Francaise, 2004
  62. L’audience. Presse, Radio, Television, Internet. Hermes n°37 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS editions, 2004
  63. L’etat des medias / Charon J.-M. (ed.) Paris: La decouverte/Mediaspouvoirs/CFPJ, 1991
  64. La politique culturelle en debat. Anthologie, 1955 2005 / Textes reunis et presentes par Genevieve Gentil et Philippe Poirrier. Paris: La Documentation francaise, 2006
  65. La television au pouvoir. Omnipresente, irritante, irremplacable / Wolton D. (ed.) Paris: Universalis, 2004
  66. La television et ses influences / Courbet D., Fourquet M.-P. (eds.) Bruxelles: De b? ck, INA, 2003
  67. La television publique en Europe. Rapport du CSA Conseil superieur de l’audiovisuel. Paris: Les rapports du CSA, 1998
  68. Le banquet imaginaire/ Ouvrage collectif du a l’association «L'Exception, groupe de reflexion sur le cinema «Paris: Gallimard, 2002
  69. Les politiques audiovisuelles en France / Tomaszewski R. (ed.) Paris: La Documentation francaise, 2001
  70. Les politiques culturelles en France / Poirrier Ph. (ed.) Paris: La Documentation francaise, 2002
  71. Lombard A. Politique culturelle internationale: le modele francais face a la mondialisation. Paris: Maisons des culture du Monde, 2003
  72. Marchetti P. La production d’oeuvres audiovisuels dans l’Union Europeenne. Aix-Marseille: Centre d’etudes et de recherches internationales et communautaires universite d’Aix-Marseille, 1997
  73. Mattelard A. Histoire de l’utopie planetaire. Paris: La Decouverte, 2000
  74. Mattelart A. Diversite culturelle et mondialisation. Paris: La Decouverte, 2005
  75. McLuhan M. Pour comprendre les medias. Paris: Seuil, 1977
  76. Mermet J. Francoscopie 2003. Paris: Larousse, 2003
  77. Miege B. L’information communication, objet de connaissance. Bruxelles: De Boeck, 2004
  78. Miege B. La societe conquise par la communication. Grenoble: PUG, 1997
  79. Miege B. Les industries du contenu face a l’ordre informationnel. Grenoble: PUG, 2000
  80. Mollard C. LE 5e pouvoir. La culture et l’Etat de Malraux a Lang. Paris: Armand Colin, 1999
  81. News in a Globalized Society / Hjarvard S. (ed.) Goteborg: Nordicom, 2001.
  82. Questions de droit de l’audiovisuel europeen / Doutrelepont C., Waelbroeck M.(eds). Paris: LGDJ, 1997
  83. Ramonet I. La tyrannie de la communication. Paris: Gallimard, 2001
  84. Regourd S. Droit de la communication audiovisuelle. Paris: PUF, 2001
  85. Regourd S. La television des Europeens. Paris: La Documentation francaise, 1999
  86. Television 2005 / Collectif Dixit. Paris: Dixit, 2005
  87. Television across Europe / Wieten J., Murdock G., Dahlgren P. (eds) London: Sage, 2000
  88. Tele vision francaise. La saison 2005/ Bosseno Ch. (coord.) Paris: L’Harmattan, 2005
  89. Television, memoire et identites nationales. Paris: L’Harmattan, 2003
  90. UNESCO Culture, commerce et mondialisation. Paris: editions UNESCO, 2003
  91. Urfalino P. L’invention de la politique culturelle. Paris: La Documentation francaise, 1996
  92. Wolton D. Eloge du grand public. Une theorie critique de la television. Paris: Flammarion, 1990
  93. Wolton D. L’autre mondialisation. Paris: Flammarion, 2003
  94. Научные статьи на иностранных языках:
  95. Baer J.-M. L’exception culturelle. Une regle en quete de contenus //En temps reel. 2003. cahier 11
  96. Bakke M. Arts television: Questions of Culture // Television Across Europe / Wieten J., Murdock G., Dahlgren P. (eds). London: SAGE, 2000
  97. Barraquand H. Presentation de l’organisation international de la francophonie // Francophonie et mondialisation. Hermes n°40 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS editions, 2004.
  98. Burin des Roziers L. Le statut commercial des biens culturels: une question recurrente // De l’exception a la diversite culturelle / Regourd S. (ed.) Paris: La Documentation Francaise, 2004.
  99. Delbarre R. La France: pour et contre l’exception culturelle//Les medias et la diversite culturelle. Deuxieme conference francophone en sciences de l’information et de la communication en Russie. Moscou 1−3 juin 2006 P. 11
  100. Farchy J., Ranaivoson H. La diversite culturelle, soubassements economiques et volonte politique // Francophonie et mondialisation. Hermes n°40 / Wolton D. (ed.) Paris: CNRS editions, 2004
  101. Gaillard J.-M. Une mondialisation historiquement au service de l’hegemonie culturelle americaine // De l’exception a la diversite culturelle. Paris: La documentation francaise, 2004.
  102. Hassan I. Beyond postmodernism: Toward an Aesthetic of Trust // Beyond Modernism / Klaus Stierstofer (ed.) Berlin, London: Walter de Gruyter, 2003
  103. Poirrier Ph. Pouvoirs publics et politique culturelle. L’Etat et la dimension culturelle // Culture, Etat et marche Cahiers francais n°312 / Tronquoy Ph. Paris: La Documentation francaise, 2003
  104. Regourd S. France // Western Broadcasting at the dawn of the 21 century. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2001
  105. Wolton D. Values and Normative Choices in French Television // Television and the public interest / Blumer G. J. (ed.) London: Broadcasting Standarts Council, SAGE, 19 921. Периодическая пресса:
  106. Chirac defend l’exception // L’Humanite. 2002. 11 janvier
  107. La «CNN a la francaise» des 2006? //L'Express. 2005. 30 novembre
  108. Soula C. Le dernier pari de Canal //Le Nouvel Observateur. 2005. 6 octobre
  109. Messier J.-M. Vive la diversite culturelle // Le Monde. 2001. 10 avril
  110. Benilde M. Parrain prive, chaine publique //Le Monde diplomatique. 2006. janvier
  111. Farrat J. Chanson francaise et diversite culturelle // Le Monde diplomatique. 2004. Mai
  112. Figarol N. Le CSA, grand regulateur de la television et de la radio // Antennes. 2005. Juin
  113. Tibaudeau B. Canal+. Une toujours a l’avant-garde // Antennes. 2005. Octobre
  114. Charbert J.-E. TV de proximite. Une locale pas si locale que ca ! // Antennes. 2005. Octobre
  115. Havard M.-H., Zelmann V. TNT. Un veritable succes a l’actif de TDF // Antennes. 2006. Mai-Juin
  116. Martin S. TNT. 18 chaines gratuites // Antennes. Juillet-Aout
  117. Raizon D. La CNN a la francaise sera lancee en 2006 // RFI, 2005. 9 novembre1. Интервью:
  118. Интервью автора работы с главным редлактором телеканала «Евроньюс» Луисом Ривасом записано в Лионе (Экюли) в марте 2003 года.1. Документальный филыи:
  119. Culture une affaire d’Etat. La Veme Republique des affaires culturelles». Realisateurs: Jean-Michel Djian et Joel Calmettes. Production: Morgane Production, INA entreprise, France 5. L’annee 2002. 86 min.
  120. Интернет сайты государственных учреаденнй Франции:
  121. Официальный сайт премьер-министра Франции Доминика де Вильпена: http://www.premier-ministre.gouv.fr
  122. Официальный сайт Национальной ассамблеи Франции: http://www.assemblee-nationale.fr
  123. Официальный сайт Министерства культуры Франции: http://www.culture.gouv.fr
  124. Официальный сайт Управления развития медиа: http://www.ddm.gouv.fr
  125. Официальный сайт налогового управления Франции: http://www.impots.gouv.fr/
  126. Официальный сайт Высшего аудиовизуального совета Франции: http://www.csa.fr/1. Другие сайты:
  127. Официальный сайт Европейского Союза:: http://europa.eu.int/
  128. Официальный сайт ЮНЕСКО: http://www.unesco.org/
  129. Сайт европейской аудиовизуальной лаборатории: http://www.obs.coe.
  130. Сайт холдинга «Франс-Телевизьон»:: www.francetelevisions.fr
  131. Сайт телеканала «Франс 2»: http://www.france2.fr
  132. Сайт телеканала «Франс 3»: http://www.france3.fr
  133. Сайт телеканала ТФ1: http://www.tfl .fr
  134. Сайт телеканала «Каналь+»: http://www.canalplus.fr
  135. Сайт телеканала «Евроньюс»: http//www.euronews.net
  136. Сайт телеканала ТВ5: http//www.tv5.org
  137. Сайт телеканала APTE: http://www.arte-tv.fr
  138. Сайт «Радио Франс Интернатьональ»: http://www.rfi.fr
  139. Сайт общества киноведов: http://www.lexception.org/
  140. Сайт регионального фонда современного искусства Бургундии: http://www.frac-bourgogne.org/
  141. Сайт «Нового обозревателя»: http://www.nouvelobs.com
  142. Сайт Института проблем информационного права: www.medialaw.ru
  143. Сайт фонда Наполеона Бонапарта: www.napoleon.org
Заполнить форму текущей работой