Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственное развитие старшеклассников во взаимодействии субъектов образовательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап (1998;1999 гг.) предусматривал подготовительную деятельность, в процессе которой осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая, социологическая и методологическая литература. Это позволило, наметив исходные позиции исследования, уточнить проблему, сформулировать цель, рабочую гипотезу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Постановка проблемы нравственного развития старшеклассников в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Взаимодействие старшеклассников с родителями и учителями в образовательном процессе
    • 1. 3. Педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующего нравственному развитию старшеклассников
    • 1. 4. Критерии и показатели нравственного развития старшеклассников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 2. 1. Технологическая характеристика организации опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Методика организации взаимодействия старшеклассников, родителей и учителей с целью нравственного развития учащихся
    • 2. 3. Описание, анализ и обсуждение результатов исследования
  • Выводы по второй главе

Нравственное развитие старшеклассников во взаимодействии субъектов образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Долгое время в нашей стране основной характеристикой социальной ситуации выступала ее нестабильность, следствием которой является кризис большинства нормативных представлений. Дестабилизация социальной жизни выражается не только и не столько в отсутствии норм социального поведения, сколько [ в том, что на данный момент они не образуют четко структурированных моделей.

Особенно ярко это проявляется в сфере нравственности. Кроме того, становление нравственной сферы современных старшеклассников происходит на фоне эмоциональной неуверенности значимых взрослых (родителей и учителей) в успешной реализации ими своих жизненных перспектив. Сформировавшись как лично-Ф сти в иных социально-экономических отношениях, родители и учителя зачастую имеют ценности и установки, отличные от декларируемых современным обществом. Каждый из них воспитывался в разных условиях и имеет собственный жизненный опыт.

Произошедшие за последние годы изменения в развитии школьного образования существенно видоизменили взаимоотношения родителей и учителей. Учителя уже не считают возможным однозначно предъявлять требования родителям от лица общества. Родители же ориентированы на то, что школа должна выступать только как образовательное учреждение. Вместе с существующим феноменом эмансипации старшеклассников от взрослых, все это может приводить к возникновению смыслового барьера на пути той информации, которая передается им родителями и учителями. При взаимодействии со взрослыми, которые имеют разные, иногда противоречивые, нравственные ценности и установки, развитие личности старшеклассников будет носить противоречивый характер. И, в первую очередь, это будет касаться развития нравственной сферы. Отсутствие единых и непротиворечивых ценностных представлений и установок приводит к необходимости постановки новых для педагогики задач создания условий для осознанного выбора своей собственной нравственной позиции. Ф.

Кардинальные изменения в социально-экономической, политической и общественной жизни привели, в свою очередь, к изменениям в образовательной системе. Эти изменения касаются как системы преподавания, так и взаимоотношений между субъектами педагогической деятельности. В условиях смены образовательной парадигмы, в частности, введения новых учебных программ и планов и, соответственно, появления учебных заведений новых типов, разработке вопросов технологии и гуманизации педагогического процесса усиливается научная (по большей части педагогическая и психологическая) работа в народном образовании. Понятно, что эта работа может проводиться достаточно качественно лишь при условии комплексного научного подхода, в частности — в единстве педагогической практики и психологических исследований. Многие школы становятся экспериментальными площадками, где проводятся самые разнообразные психолого-педагогические исследования. Чаще всего эти школы включают в свои концепции образования идеи развития и саморазвития личности, свободного жизненного выбора и ответственности за него, творчества, сотрудничества и недирективного стиля педагогического взаимодействия.

Большая часть психолого-педагогических исследований направлена на выявление способов оптимизации обучения, некоторые связанны с определением необходимых условий и средств для развития общих и специальных способностей ребенка в рамках школьного образования и совсем немного исследований касаются вопросов личностного развития ребёнка в связи с содержанием, структурой и характером его взаимодействия с воспитателями и сверстниками. Тогда как именно содержание, характер и формы стихийного и организованного жизненного взаимодействия ребенка со значимыми членами референтных групп являются определяющими факторами его личностного развития. А успех ребенка в решении жизненных задач во многом определяется тем, как именно общаются между собой воспитанник и воспитатель, какие именно взаимоотношения и способы взаимного познания и влияния они при этом проявляют и создают, т. е. стилем педагогического, родительского или профессионального взаимодействия. Цели, условия и средства личностного влияния взрослого на ребенка, чаще всего, более полно осознаются взрослым. В гораздо меньшей степени осознаются обратные, от ребенка, личностные влияния и их результат — личностные изменения взрослого. По мере развития ребенка его личностные влияния на взрослого становятся все более сильными и явными, с чем большинству взрослых к началу юношеского возраста приходится согласиться. В связи с этим возникает проблема, которую можно сформулировать таким образом: как организовать взаимодействие старшеклассника, его родителей и учителей в рамках школьного образования с тем, чтобы оптимально содействовать нравственному развитию учащихся.

Таким образом, актуальной является проблема определения содержания, характера и форм взаимодействия старшеклассников, его родителей и учителей, нацеленных на нравственное развитие учащихся.

В многочисленных исследованиях педагогов и психологов (В.Э. Чуднов-ский, Л. И. Божович, Л. И. Рувинский, H.A. Менчинская, B.C. Мухина, Е.Е. Сапо-гова и др.) отмечается, что характерная для старшего школьного возраста устремленность в будущее создает благоприятные психологические условия для познания внешнего мира, рождает стремление действовать не только в рамках данной ситуации, но и планировать будущее, самоопределяться в нем. Интерес к собственной личности, попытки разобраться в ее особенностях обусловливают стремление старшеклассников к моральным знаниям. Знания об окружающем мире и сведения об основах нравственности объединяются в сознании старшеклассников в единую картину. Между тем, в анализе сложных явлений окружающей действительности им часто недостает гибкости и жизненного опыта старших поколений. При этом старшеклассники испытывают потребность не в руководстве со стороны взрослого, а в их помощи и поддержке в процессе жизненного самоопределения и нравственного развития. Успешность нравственного развития предполагает привлечение всех компонентов нравственной жизни общества, поскольку только единство нравственного знания и позитивного отношения к нему составляют готовность старшеклассников поступать в соответствии с этим знанием.

Вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий между:

• актуальной потребностью общества в нравственно развитых гражданах и необходимостью совершенствования методик нравственного развития подрастающего поколения;

• необходимостью взаимодействия родителей и учителей с целью нравственного развития старшеклассников и отсутствием заинтересованности в друг друге.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы в современных условиях, ее недостаточная практическая разработанность послужила основанием для определения темы исследования — «Нравственное развитие старшеклассников во взаимодействии субъектов образовательного процесса».

Объектом исследования является процесс нравственного воспитания старшеклассников в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является нравственное развитие старшеклассников во взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Цель исследования заключается в определении путей совершенствования нравственного развития старшеклассников в ситуации специально организованного взаимодействия старшеклассников, родителей и учителей.

Гипотеза исследования основана на предположении, что специально организованное взаимодействие школьников, родителей и учителей будет способствовать эффективному нравственному развитию старшеклассников при соблюдении следующих педагогических условий:

— гибкость поведения родителей и учителей в отношениях со старшеклассниками, которая выражается в учете ситуации взаимодействия, наличия альтернатив в ее решениях;

— равенство позиций участников взаимодействия, что предполагает готовность признать двусторонний, взаимный характер воздействия, активную роль и реальное участие во взаимодействии старшеклассников;

— открытость субъектов взаимодействия, возникающая на основе взаимного понимания, внимания и уважения и обеспечивающая доверие, психологическую безопасность и восприимчивость к критическим суждениям в свой адрес.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного развития школьников.

2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующего нравственному развитию старшеклассников.

3. Разработать и экспериментально апробировать методику организации взаимодействия старшеклассников, их родителей и учителей, направленную на совершенствование нравственного развития учащихся.

4. Обосновать критерии, позволяющие выявить уровень нравственного развития старшеклассников.

Методологической основой исследования являются:

• теория взаимодействия (Г.М. Андреева, И. А. Зимняя, Б. Д. Парыгин, К.А. Абульханова-Славская, В. Д. Селиванов и др.);

• теория педагогического взаимодействия (A.A. Бодалев, В. А. Беликов, A.A. Леонтьев, Б. Д. Ломов, В. Г. Маралов, Л. И. Мищенко, В. А. Мудрик, А .Я. Найн, Н. Я. Сайгушев и др.);

• психологическая теория личности, в том числе возрастно-психологические аспекты формирования личности старшеклассника (A.A. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн и др-);

• теория механизмов воспитательного влияния на личность (Я.Л. Коло-минский, Т. В. Кружилина, В. Н. Куликов, О. В. Лешер, Б. Д. Парыгин и др.);

• теория самоопределения (Л.И. Божович, М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, Т. В. Снегирева и др.);

• теория ценностей (А.Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, A.A. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, B.C. Мерлин и др.);

• психологическая теория о диспозиционных механизмах регуляции поведения (А.Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.);

• теория нравственного развития личности (Л.И. Божович, Т. П. Гаврилова, JI. Колберг, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзон и др.);

• концепция психолого-коррекционной работы с учащимися и взрослыми (С.А. Беличева, И. В. Вачков, И. В. Дубровина, А. Г. Лидере, В. Г. Маралов, A.C. Прутченков и др.).

Для реализации целей и задач нами использовались методы теоретического и эмпирического уровня исследований: анализ философской, психологической, педагогической, социологической и методической литературы по проблеме, обобщение психологического и педагогического опыта, опрос учителей, родителей и старшеклассников, наблюдения, беседы, констатирующий и формирующий эксперименты, обобщение независимых характеристик, статистическая обработка результатов.

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа по выбранной нами теме исследования осуществлялась с 1998 по 2003 год. В педагогическом эксперименте приняли участие учителя и учащиеся 10−11 классов школ города Магнитогорска, а так же родители старшеклассников. Общий объем выборки составил 520 человек, из них 320 школьников, 146 родителей и 54 учителя. Базовыми образовательными учреждениями для исследования явились школы № 4, 18, 19, 34,53 г. Магнитогорска Челябинской области.

Процесс исследования можно условно разделить на три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1998;1999 гг.) предусматривал подготовительную деятельность, в процессе которой осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая, социологическая и методологическая литература. Это позволило, наметив исходные позиции исследования, уточнить проблему, сформулировать цель, рабочую гипотезу, конкретизировать задачи исследования и наметить пути их решения. Одновременно был уточнен понятийный аппарат исследования, выделены критерии и уровни нравственного развития старшеклассников, определены методы их диагностики. Кроме того, проводилось наблюдение за взаимодействием учителей, родителей и старшеклассников с целью выявления и анализа его характерных особенностей. Ведущими методами на данном этапе были: теоретические (анализ, обобщение, систематизация), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование).

На втором этапе (1999;2002 гг.) уточнялись педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающего нравственное развитие учащихсявыявлялись личностные качества, определяющие нравственное развитие старшеклассников. Практический аспект этапа включал в себя выявление интенсивности взаимодействия старшеклассников с другими субъектами школьного взаимодействия, проведение констатирующего эксперимента, целью которого явилось определение уровня нравственного развития старшеклассников, анализ хода и результата формирующего эксперимента. Разрабатывалась и апробировалась методика организации взаимодействия старшеклассников, родителей и учителей. На основании полученных данных была уточнена гипотеза исследования. Основные методы данного этапа: теоретические (обобщение, систематизация), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент).

На третьем этапе (2002;2003 гг.) проводилось обобщение и систематизация результатов теоретической и экспериментальной работы, формулировались выводы и оформлялись материалы диссертации. По результатам диссертационного исследования были разработаны и внедрены в практику методические рекомендации для педагогов и психологов школ по совершенствованию нравственного развития учащихся. Основные методы этого этапа: теоретические (обобщение, систематизация), методы математической статистики, графическая и табличная интерпретация данных, сопоставительный анализ экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия взаимодействия учеников, родителей и учителей, обеспечивающего нравственное развитие старшеклассников;

2) разработана и апробирована методика организации взаимодействия старшеклассников, родителей и учителей, направленная на эффективное нравственное развитие учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «нравственное развитие старшеклассников», определении его содержания и уровней проявления, обосновании критериев и показателей оценки уровня нравственного развития старшеклассников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что реализация разработанной методики организации взаимодействия старшеклассников, их родителей и учителей имеет непосредственное практическое значение для решения проблемы нравственного развития учащихся. Данная методика может быть использована в практике учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах. Разработанные критерии и показатели позволяют оценить уровень нравственного развития старшеклассников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений педагогики и психологии в контексте изучения нравственного развития личностивыбором методов, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки обследованных старшеклассников, родителей и учителейповторяемостью результатов эксперимента на разных этапахподтверждением гипотезы исследованияобработкой результатов исследования методами математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Эффективное нравственное развитие старшеклассников обеспечивается специально организованным взаимодействием учеников, их родителей и учителей при соблюдении следующих педагогических условий:

— гибкость поведения родителей и учителей в отношениях со старшеклассниками;

— равенство позиций участников взаимодействия;

— открытость всех субъектов взаимодействия.

2) Методика организации взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью нравственного развития учащихся, включающая три блока: работа со старшеклассниками, с родителями, с учителями.

Апробация исследования и внедрение его результатов осуществлялись в обсуждении хода и результатов работы на заседании кафедры педагогики, психологии развития личности МаГУв докладах на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МаГУв докладе на научно-практическом семинаре для заместителей директоров школ по воспитательной работе, психологов и социальных педагогов «Социально-психологические аспекты профилактики наркозависимости" — в ходе проведения семинаров для ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних Челябинской областив ходе проведения # семинаров, тренингов, чтения докладов, консультаций и бесед с учителями, родителями и учащимися школ № 4, 18, 19, 34, 53 г. Магнитогорска. Основные результаты исследования опубликованы в 7 работах автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Во II главе работы представлены цели, задачи и методы организации нашей опытно-экспериментальной работы, показана реализация предложенной методики организации эффективного взаимодействия старшеклассников, родителей и учителей по оптимизации нравственного развития учащихся.

Прежде чем приступить к реализации опытно-экспериментальной работы, мы на основе данных диагностики определили уровень развития психологических свойств — критериев, характеризующих нравственное развитие старшеклассников экспериментальной и контрольной групп.

Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают, что взаимодействие всех субъектов образовательного процесса между собой недостаточно интенсивно и объемно. Кроме того, для большинства старшеклассников родители и учителя не выступают в качестве значимых субъектов взаимодействия по таким вопросам как решение личных проблем, трудности в учебе. Причиной этого является отсутствие доверительного общения со взрослыми, их нежелание учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников.

Результаты диагностики экспериментальной группы, полученные на начало и конец формирующего эксперимента, наглядно свидетельствуют о заметном увеличении долей высоких и средних показателей критериев нравственного развития. Более всего это касается уровня развития саморегуляции, толерантности и рефлексии.

Анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствует, что увеличилось количество старшеклассников, имеющих высокий и средний уровень нравственного развития. Об этом свидетельствуют статистически значимые данные по экспериментальной группе, в которой заметно возросло число старшеклассников, перешедших от низкого на более высокий уровень развития критериев нравственного развития.

Изучение ценностных ориентаций старшеклассников позволило выявить высоко значимы ценности, проявляющие направленность на себя и умеренно значимы ценности, проявляющие направленность на объект и на самоутверждение, с одной стороны и на сохранение отношений, на другого человека, с другой стороны. В то же время ценности, образующих такие виды направленности личности как на группу, на позицию, на обособление, с одной стороны и на дело, на самореализацию, с другой стороны имеют низкую значимость.

В такой иерархии ценностей мы усматриваем активность жизненного самоопределения старшеклассников при ценностной неопределенности, когда основное внимание ими уделяется собственному благополучию без достижения реальных, полезных результатов в ведущих видах деятельности — учебно-профессиональной и интимного общения.

Формирующий этап эксперимента показал, что нравственное развитие старшеклассников зависит от того, как организовано взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. С этой целью нами была разработана методика организации взаимодействия старшеклассников, родителей и учителей, которая включает в себя три блока: работа со старшеклассниками, с учителями и с родителями. Методический блок работы с каждым субъектом образовательного процесса включает в себя систему тренинговых занятий, а также классные часы для старшеклассников, семинары для учителей и педагогическую мастерскую для родителей.

В ходе работы, направленной на оптимизацию взаимодействия старшеклассников, родителей и учителей, были реализованы выделенные нами педагогические условия, позволяющие сделать это взаимодействие более эффективным.

Результаты экспериментальной работы подтверждают рабочую гипотезу исследования. Установлено, что нравственное развитие старшеклассников зависит от реализации разработанной методики и соблюдении выделенных нами педагогических условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение современного состояния проблемы нравственного развития старшеклассников, анализ психолого-педагогической литературы, опытно-экспериментальная работа показали актуальность изучаемой нами проблемы, которая обусловлена потребностью общества в людях, имеющих стойкую нравственную позицию и готовых поступать в соответствии со своими ценностями и установками. Однако значительный ряд вопросов в этом направлении еще нуждается в дальнейшем осмыслении, необходим поиск новых продуктивных путей и средств, позволяющих сделать процесс нравственного развития школьников в современных условиях более эффективным и успешным.

Под нравственным развитием старшеклассников мы понимаем процесс овладения представлениями о нравственных нормах и выработки отношения к ним, выражающийся в устойчивости и силе проявления этих отношений в конкретной деятельности, в ходе которой, осознавая собственные переживания и переживания других людей, личность сохраняет позитивное отношение к себе и терпимое отношение к окружающим.

Решающими для перехода личности с одной стадии нравственного развития на другую, более высокую, являются новообразования, возникающие в процессе развития ее интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферах. К числу таких новообразований мы относим стремление подражать взрослым, «правилосообразное поведение», нравственные идеалы, нравственные убеждения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что результативность процесса нравственного развития определяется тем, насколько согласованно задействованы в этом процессе нормативный, оценочный и регулятивный компоненты ценностной сферы. При этом нормативный и оценочный компоненты подчинены регулятивному, а, следовательно, обеспечивают практическую реализацию личностью нравственных норм и оценочных критериев в деятельности, поступках, ситуациях морального выбора.

Наиболее остро морально-нравственные проблемы встают в юношеском возрасте. В первую очередь, это связано с развитием мировоззрения старшеклассников, с их социальной ориентацией, осознанием себя в качестве члена общества, выбора своего будущего социального положения и способов его достижения. В то же время для нравственного сознания старшеклассников характерны категоричность суждений и сомнение в обоснованности и действенности многих общепринятых норм.

Мы отмечаем, что уровень нравственного развития старшеклассников зависит от степени сформированности у них ряда показателей личностных качеств, которые составляют систему взаимосвязанных феноменов самосознания личности и механизмов взаимодействия личности с другими людьми. Таким образом, в качестве критериев нравственного развития мы выделяем самооценку, самоотношение и саморегуляцию как феномены самосознания личности, а также рефлексию, эмпатию, толерантность как механизмы взаимодействия с другими людьми, которые проявляются в направленности личности.

Нами было определено, что конструктивное взаимодействие учащихся, родителей и учителей содействует нравственному развитию старшеклассников. Под взаимодействием субъектов образовательного процесса мы понимаем процесс реализации совместной деятельности, в которой для каждого участника определены своеобразные, оригинальные, и вместе с тем взаимосвязанные с функциями других участниковполученный результат значим для каждого участника и конкретные ситуации такой деятельности вызывают желательные изменения в личности как старшеклассника, так и взрослого. Эффективность такого взаимодействия определяется рядом педагогических условий, в числе которых мы выделяем гибкость поведения родителей и учителей в отношениях со старшеклассниками, равенство позиций участников взаимодействия, открытость всех субъектов взаимодействия.

Проведенные диагностические исследования показали, что взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в настоящее время охватывает незначительный круг вопросов. Для большинства старшеклассников родители и учителя не выступают в качестве значимых субъектов взаимодействия.

Результаты диагностики экспериментальной группы наглядно свидетельствуют о том, что после проведения формирующего эксперимента заметно увеличились доли высоких и средних показателей, отражающих критерии нравственного развития. Более всего это увеличения каснулись уровня развития саморегуляции, толерантности и рефлексии.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что специально организованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса приводит к развитию личностных качеств старшеклассников, которые мы определяем как критерии нравственного развития.

В нашем диссертационном исследовании была разработана методика организации эффективного взаимодействия старшеклассников, родителей и учителей, в которой блок работы с каждым субъектом образовательного процесса включает в себя систему тренинговых занятий, а также классные часы для старшеклассников, семинары для учителей и педагогическую мастерскую для родителей.

Таким образом, выполненное нами исследование подтверждает выдвинутую гипотезу: специально организованное взаимодействие школьников, родителей и учителей действительно содействует нравственному развитию старшеклассников при соблюдении следующих педагогических условий:

— гибкость поведения родителей и учителей в отношениях со старшеклассниками, которая выражается в учете взаимодействия, наличия альтернатив в решениях, уважении мнения другого;

— равенство позиций участников взаимодействия, что предполагает готовность признать двусторонний, взаимный характер воздействия, активную роль и реальное участие во взаимодействии старшеклассников;

— открытость субъектов взаимодействия, возникающая на основе взаимного понимания, внимания и уважения и обеспечивающая доверие, психологическую безопасность и восприимчивость к критическим суждениям в свой адрес.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов рассмотренной проблемы. Дальнейшее ее развитие может быть продолжено в следующих направлениях: особенности нравственного развития юношей и девушекнравственное развитие учащихся, проживающих в городе и в сельской местностивлияние внеучебной деятельности на нравственное развитие учащихсястановление системы нравственных ценностей детей мигрантов из стран СНГ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. -№ 5.-С. 38−47.
  3. В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.-378 с.
  4. H.A. Социальный интеллект и социальная компетенция // Социальная работа. 1992. — Вып. 5. — С. 37−48.
  5. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.-208 с.
  6. Ш. А. Как живете дети? Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-т. / Под ред. A.A. Бода-лева, Б. Ф. Ломова.- М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 232 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. 565 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  10. Ю.Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-272 с. ф 11. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5−17.
  11. И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 117−121.
  12. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  13. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. — № 4. — С. 56−67.т
  14. В.В., Зеленова М. Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. 1998. -№ 1. — С. 52−58.
  15. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск: Факел, 1995. — 141 с.
  16. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -199 с.
  17. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики (курс лекций). -М.: Институт практической психологии, 1996. 319 с.
  18. М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.
  19. A.A. Психология о личности. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 188 с.
  20. A.A. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания // Вопросы психологии. 1979. — № 5. — С. 30−39.
  21. A.A., Шорохова Е. В. Психологические проблемы формирования нового человека // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5−17.
  22. Л.И. Проблемы формирования личности М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  23. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С.80−89.
  24. Е.В. Проблема формирования нравственного сознания личности ф старшего школьника // Советская педагогика. 1980. — № 1. — С. 42−49.
  25. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Мысль, 1984. — 144 с.
  26. М.Н. Модели. Репрезентация и научное понимание / Общ. ред. и послесл. И. Б. Новикова и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. — 507 с.
  27. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Изд-во «Ось — 89″, 2000. — 224 с.
  28. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова,• Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1999. — 377 с.
  29. B.K. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с.
  30. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр „Академия“, 1998.-320 с.
  31. .С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2001.-160 с.
  32. JT.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. A.M. Матюшкина и др. /. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. Проблемы развития психики. — 368 с.
  33. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  34. Т.П. Учитель и семья школьника. М.: Знание, 1988. — 80 с.$ 36. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего исреднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. — № 2. — С. 107−114.
  35. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  36. Ю.Б., Карякина Т. Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтности эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61−68.
  37. . Что такое психология: В 2-х т.: / Пер. с фр. / Под ред. Г. Г. Араке-лова 2-е изд. стер. — М.: Мир, 1996. Т. 1 — 491 с. Т.2. — 376 с.
  38. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун0 та, 1987.- 176 с.
  39. А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 1999. — 279 с.
  40. М.Н., Парктал А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии. 1988. -№ 5. — С. 100−107.
  41. Е.С. Структура эмпатийного взаимодействия // Журнал практического психолога. 2002. — № 1. — С. 32−39.
  42. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  43. Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика.1995. -№ 4. -С. 45−48.
  44. Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии. 1984. — № 2. — С. 99−106.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  46. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума „Социальное$“ здоровье России», 1999. 183 с.
  47. Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.-352 с.
  48. А.И., Дубовская Е. М., Уманская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 61−71.
  49. И.М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. — Магнитогорск: МГПИ, 1996. 315 с.
  50. B.B. Понимание субъектом правды о моральном проступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 1. — С. 32−43.
  51. A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 74−77.
  52. A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 343 с.
  53. E.H. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1988. 224 с.
  54. В.Е. Диагностика и коррекция профессионального общения педагогов в общеобразовательной деятельности. Самара: Изд-во ГПУ, 2000. — 103 с.
  55. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  56. Кан-Калик В. А. Педагогическое общение. М.: АПН СССР, 1986. — 136 с.
  57. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  58. A.B. Ориентация личности в мире ценностей // Magister: международный психолого-педагогический журнал. 1998. — № 4. — С. 37−50.
  59. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334.С.
  60. Я.Л., Березин H.A. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  61. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  62. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  63. Л.Н. Педагогические условия развития ориентации будущего учителя на взаимодействие «учитель родители»: Дисс.. канд. пед. наук. -Оренбург, 1999.-216 с.
  64. С.В., Мухаматулина Е. А. Сценарий тренинга педагогической эф11 фективности (Руководство для практического психолога). М.: ТОО «Инсайт1. Центр», 1994.-57 с.
  65. H.H. Основы психологии пола: Учеб. пособие для студентов ун-тов. -Магнитогорск: МаГУ, 2003. 110 с.
  66. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.
  67. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 46 с.
  68. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  69. A.A. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  70. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 175 с.
  71. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. -1996.-№ 4. С. 35−44.
  72. Д.А. Человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. -1989.-№ 3.-С. 17−34.
  73. А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 11−21.
  74. Ф 85. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  75. .Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  76. С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  77. Е.К., Монина Т. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Изд-во «Речь», 2001.- 190 с.
  78. Л.И. Педагоги, родители, дети. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304 с.
  79. Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000. — 158 с.
  80. Т.Н. Социальная активность старшеклассников.- М.: Педагогика, 1988.- 144 с.
  81. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 150 с.
  82. И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985.- 104 с.
  83. С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Изд-во «Питер», 2002. — 464 с.
  84. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. М.: АО «Корпорация «Федоров», 1997. — 120 с.
  85. В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 256 с.
  86. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  87. И.Н. Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект-М.: Наука, 1991. 128 с.
  88. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. -М.: Просвещение, 1991. 190 с.
  89. C.B. Моральная ориентация подростков // Психология и школа.-2003.-№ 1.-С. 68−87.
  90. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  91. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980.-T. I.-№ 5.-С. 43−53.
  92. А .Я. Вопросы систематизации категории педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург: УГПИ, 1995. — С. 23−25.
  93. А.Я. Теория и практика рефлексивного управления учебной деятельностью студентов: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Челябинск, 2001. -41 с. j
  94. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педаго-'$ гике. Челябинск, 1996. — 144 с.
  95. В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я-образа» // Психологический журнал. 1990. — Т. 11. — № 5. -С. 74−78.
  96. P.C. Психология. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  97. Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 192 с.
  98. Е.Л. Социальное воспитание детей фактор стабилизации обще-Ш ства // Педагогика. — 1998. — № 7. — С. 36−41.
  99. Г. П., Сафин В. Ф. Педагогические проблемы самоопределения личности // Советская педагогика. 1983. — № 4. — С. 78−81.
  100. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998.-С. 656.
  101. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с. m
  102. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под. ред. A.A. Бодалева, P.A. Кричевского. t
  103. М.: Педагогика, 1987. 152 с.
  104. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. A.A. Бодалева, P.JI. Кричевского. -М.: Педагогика, 1987. 152 с.
  105. С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1973. -846 с.
  106. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.-301 с.
  107. Основы социально-психологической теории / Под ред. A.A. Бодалева, А. Н. Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 420 с.
  108. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. -М.: Педагогика, 1988. 191 с.
  109. В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 352 с.
  110. Ш 122. Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.-32 с.
  111. .Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. -301 с.
  112. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
  113. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  114. В.И. Вариативность подходов к методике исследования нравственного воспитания // Советская педагогика. 1983. — № 6. — С.72−77.
  115. JT.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
  116. A.B. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 176 с.
  117. Практикум по возрастной психологии / Под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 694 с.
  118. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учебное пособят. -Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2000. 672 с.
  119. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 528 с.
  120. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. — М., 1980.
  121. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. — 235 с.
  122. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  123. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  124. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. 303 с.
  125. А.З. Словарь-справочник по нравологии. Уфа: Творчество, 2000. -294 с.
  126. A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 45−54.
  127. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 432 с.
  128. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
  129. Н.И. Психология личности. М.: Изд-во университета Дружбы народов, 1987. — 147 с.
  130. Российская Педагогическая Энциклопедия: В 2-х Т. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. Т. 1: А — Н — 1993 — 608с. Т.2: М — Я — 1999 — 670с.
  131. С.А. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -415 с.
  132. И.Н. Моральный конфликт как форма проявления нравственной свободы. М.: Мысль, 1984. — 25 с.
  133. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. -Киев: НД, 1987.-167 с.у. 146. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.
  134. М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  135. В.Ф. Жизнетворчество и культура // Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. Киев, 1985. — С. 51−71.
  136. И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Белорусская навука, 1998.-319 с.
  137. ЕА. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 22−31.
  138. В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1980. М.:1. Наука, 1981.-С. 52−68.
  139. Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: Монография. Магнитогорск: Изд — во МаГУ, 2002.-273 с.
  140. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2000. — 656 с.
  141. Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. -459 с.
  142. Г. К. Технология саморазвития личности школьника // Школьные технологии. 1996. — № 6. — С. 5−26.
  143. Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 224 с.
  144. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  145. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 96 с.
  146. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160 с.
  147. Словарь по этике / Под ред. A.A. Гусейнова и И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989.
  148. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Киев: Наук. Думка, 1989. — 200 с.
  149. Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 3−14.
  150. Е.О., Холмогорова В. М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001.-№ 1. — С. 26−36.
  151. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27−35.
  152. Современный словарь иностранных слов. М.: Изд-во «Русский язык», 1993.-740 с.
  153. Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов / Сборник научных трудов. Ярославль, 1976. — 172 с.
  154. Социология. Основы общей теории / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, A.B. Кабыша и др. / Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М.: Аспект Пресс, 1996.-461 с.•
  155. Социология: проблемы духовной жизни / Под ред. JT.H. Когана. Челябинск, 1992.-263 с.
  156. Н.Г. Психологический анализ взаимосвязи самоотношения учителя и его отношения к ученику: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1997. -20 с.
  157. С. Да не судимы будете // Школьный психолог. 2001. — № 44. -С. 5.
  158. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н /Д.: Феникс, 2000.- 541 с.
  159. Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия / Межвузовский сборник научных трудов. — Иваново, 1982. 112 с.
  160. В.В. Философские аспекты проблемы моделирования: Автореф. дисс. .канд.филос. наук. Челябинск, 1999. — 24 с.
  161. В.П. Духовные ценности человека // Советская педагогика. -1966.-№ 1.-С. 96−101.
  162. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Высш. школа, 1990. 304 с.
  163. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 188 с.
  164. А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии. 2000. -№ 2. — С. 94−101.
  165. Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1967. — 592 с.
  166. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975. — 496 с.
  167. Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1989.-815 с.
  168. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.-511 с.
  169. Формирование профессиональной культуры учителя: Уч. пособие / Под ред. Сластенина В. А. М.: Прометей, 1993. — 178 с.
  170. Формирование личности в переходный период. От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  171. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРО ЗНАК, 2001. — 864 с.
  172. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  173. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  174. И.Ф. Педагогика: Курс лекций (для университетов и пединтситу-тов). Мн.: Изд-во ГРУ, 1979. — 468 с.
  175. Т.Я. Я благополучен — ты благополучен. Новосибирск: Гермес, 1993.-288 с.
  176. А.Г. Мораль и нравственное воспитание // Материалы Всесоюзной научной конференции «Ленин и молодежь». М., 1974. — С. 11−12.
  177. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
  178. Т.В. Встречное движение. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  179. Г. М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 47−58.
  180. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. — 336 с.
  181. Е.В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. — № 5. — С. 17−27.
  182. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 512 с.
  183. В.Н. Социально-психологические факторы нравственного воспитания // Вопросы психологии. 1979. — № 5. — С. 18−25.
  184. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения (круглый стол) // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 3−36.
  185. Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
  186. Н.Е. К вопросу о развитии теории нравственного воспитания // Советская педагогика. 1983. — № 5. — С. 87−89.
  187. Д.Б. Избранные психологические труды. / Под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко- АПНСССР. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  188. Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 12−18.
  189. Энциклопедический социологический словарь / РАН ИСПИ- Общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1995. — 939 с.
  190. С.Г. Проблемы этического развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 200 с.
  191. В.А., Кондратьева Л. С. Психологические аспекты нравственного формирования личности студентов в учебной деятельности // Личность и деятельность: Межвуз. сб. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — С. 134−143.
  192. Kohlberg L. Essays on moral development. The psychology of moral development. San-Franciaco, 1984 — Vol. 2.
  193. Krebs D.L., Denton K., Wark G. The forms and functions of real-life moral decision making // Journal of Moral Education. 1997. — Vol. 26. № 2. — P. DIMS.
  194. Simmons C., Simmons C. Personal and moral values in England and Saudi Arabia // Journal of Moral Education. 1994. — Vol. 23. № 1.
Заполнить форму текущей работой