Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Переживание родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семейная психологическая помощь может быть оказана всей семье заболевшего ребенка. Возникновение критической ситуации может стать условием сплочения семьипривлечение к работе отца позволит вовлечь его в заботу о ребенке и сформировать представления о возможности оказания отцом помощи ребенку. Момент возникновения критической ситуации может стать конструктивным фактором перестройки семейных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретический анализ проблемы переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом
    • 1. 1. Анализ содержания понятий «психологический кризис», «критическая ситуация», «переживание»
    • 1. 2. Особенности переживания критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом
    • 1. 3. Стратегии переживания критических ситуаций
    • 1. 4. Тендерные особенности переживания критических ситуаций
  • 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Этапы исследования
    • 2. 2. Характеристика выборки
    • 2. 3. Методы и программа исследования
  • 3. Анализ и интерпретация данных эмпирического исследования переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом
    • 3. 1. Характеристика переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом
    • 3. 2. Сравнительный анализ психологических характеристик родителей, переживающих критическую ситуацию заболевания ребенка сахарным диабетом, и родителей здоровых детей
    • 3. 3. Специфика интегральных факторов, детерминирующих особенности переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом
    • 3. 4. Анализ корреляционных взаимосвязей факторов переживания критической ситуации и личностных характеристик родителей заболевших детей
    • 3. 5. Тендерные особенности переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом

Переживание родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема переживания критических ситуаций достаточно широко изучена в научной литературе (Амбрумова А.Г., Анцыферова Л. А., Ассаджиоли Р., Баканова А. А., Брюдаль Л. Ф., Василюк Е. Ф., Гришина Н. В., Гроф Ст., Гроф К., Заманаева Ю. В., Коржова Е. Ю., Линдеманн Э., Семичев С. Б., Тихоненко В. А., Франкл В., Ялом И., Caplan G. и др.), изучаются также особенности переживания ситуации тяжелого заболевания (Алексеева A.M., Арапова М. П., Асманян К. С., Гнездилов А. В., Лурия А. Р., Николаева В. В., Поливеченко М. Г., Потанина М. С., Тащева А., Шац И. К., Янко Е. В. и др.). Психология переживания ситуации заболевания сахарным диабетом в науке практически не изучена, рассматриваются только отдельные аспекты, преимущественно в медицинской литературе (Астамирова X., Ахманов М., Баранов В. Г., Долженкова Н. А., Касаткина Э. П., Румянцева Т., Стройкова А. С., Трифонова Е., Шапошникова Т. Д. и др.).

Данная диссертация посвящена проблеме переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом (типа I). В настоящее время эта проблема представляется нам недостаточно изученной и требующей как теоретического, так и эмпирического изучения.

Сахарный диабет является тяжелым соматическим заболеванием, требующим совершения ежедневных медицинских процедур. Манифест заболевания является критической ситуацией для ребенка и его родителей. Физическое и психическое благополучие заболевшего ребенка зависит от способности родителей справиться с ситуацией. Применение конструктивных способов переживания позволит родителям справиться с внутренним напряжением, перестроить жизнь семьи и поддержать ребенка в его переживании. В связи с этим актуальным является рассмотрение типов переживания с точки зрения их эффективности, выделение эффективных и неэффективных типов переживания и их признаков.

Ребенок является символом временной перспективы, с ним связаны жизненные планы родителей. Заболевание ребенка приводит родителей к необходимости пересмотра и реконструирования образа жизни семьи. Данное исследование является актуальным, так как позволяет выявить содержание переживания критической ситуации родителями детей, заболевших сахарным диабетом, рассмотреть его компоненты.

Актуально также рассмотрение тендерного аспекта переживания критической жизненной ситуации тяжелого заболевания ребенка. В последнее десятилетие в отечественной психологической науке принято рассмотрение различных психологических феноменов с тендерной точки зрения, что позволяет вскрыть социальные корни исследуемых проблем с точки зрения соотнесенности с полом (Еремеева В.Д., Иоффе Е. В., Клецина И. С., Кон И. С., Тупицына И. А., Хризман Т. П. и др.). В нашем случае рассматривается переживание критической жизненной ситуации отцом и матерью заболевшего ребенка с позиций теории социального конструирования тендера.

Цель исследования — изучение переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом. Задачи исследования:

Выводы.

1. В ходе теоретического анализа литературы определено, что переживание критической ситуации представляет собой внутреннюю психическую деятельность, состоящую в осмыслении, принятии тяжелой жизненной ситуации и восстановлении возможностей самореализации личности.

2. Осмысление критической ситуации связано с формированием новых компонентов картины жизни ребенка в сознании родителей, характеризующихся негативной или позитивной окраской. Принятие критической ситуации связано с ее эмоциональной переработкой. На начальной стадии острое непринятие критической ситуации проявляется в наличии чувств страха, тревоги, чувства беспомощности, отчаяния. Восстановление возможностей самореализации связано с поиском личностных ресурсов.

3. В результате сравнительного анализа выявлен ряд показателей, сопутствующих переживанию критической ситуации родителями детей, заболевших сахарным диабетом:

— негативное эмоциональное восприятие жизни в настоящем и будущем;

— ощущение беспомощности;

— настроенность на поиск ресурса в настоящем и будущем;

— повышенная ситуативная тревога;

— настроенность на повышенный контроль за ребенком в будущем;

— учащение применения копинг-стратегий фатализма и отчаяния, понижение частоты применения копинг-стратегии оптимизма;

— большая развитость социальных способностей личности родителейВыявлены показатели, описывающие изменения в функционировании семьи ребенка, заболевшего сахарным диабетом:

— пониженная сплоченность семьи;

— понижение совместной семейной инициативы;

— более частое приписывание функции лечения матери.

4. Выявленные факторы «Первичная ориентация в критической ситуации» и «Деструктивная реакция на критическую ситуацию» описывают когнитивно-поведенческие стратегии переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом. Выявленные факторы «Позитивно-нейтральное эмоциональное восприятие временной перспективы» и «Негативное эмоциональное восприятие временной перспективы» описывают эмоциональные стратегии переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка.

5. Типология переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом, составленная на основе выявленной факторной структуры, описывает четыре типа переживания личностью критической ситуации в эмоциональном и когнитивно-поведенческом аспектах: «Конструктивный оптимизм», «Конструктивный пессимизм», «Пассивный оптимизм», «Пассивный пессимизм». Наиболее эффективной из описанных стратегий переживания является стратегия «Конструктивный оптимизм».

6. Выявлена взаимосвязь личностных характеристик родителей заболевших детей с факторами переживания критической ситуации. Родители, склонные конструктивно ориентироваться в критической ситуации, одновременно демонстрируют высокую личностную тревожность и преобладание депрессивного полюса настроения. Родители, демонстрирующие негативное эмоциональное восприятие временной перспективы, одновременно обладают «социальной слабостью», избегают общения, затрудняются устанавливать социальные контакты.

7. Выявлены различия в переживании критической ситуации отцами и матерями детей, заболевших сахарным диабетом. Матери демонстрируют стратегию сопричастности, берут на себя инициативу, проявляют активность, выражают эмоции вовне. Отцы в критической ситуации чаще демонстрируют стратегию избеганиясклонны применять рациональные методы решения проблем сдерживают проявления эмоций. Мать в критической ситуации заболевания ребенка вынуждена брать на себя больше ответственности, инициативы, самостоятельности, чем это было представлено в ее ожиданиях.

Практические рекомендации.

На основе полученных в исследовании выводов нам представляется важным сформулировать некоторые практические рекомендации по оказанию психологической помощи семье ребенка, заболевшего сахарным диабетом.

Общие цели психологической помощи семье ребенка, заболевшего сахарным диабетом:

— психологическая поддержка ребенка и родителей;

— снятие остроты переживания критической ситуации, дебрифинг;

— обращение к личностным ресурсам.

Частные цели психологической помощи семье ребенка, заболевшего сахарным диабетом (выделены на основании данного исследования):

— моделирование новой картины жизни ребенка и семьи в сознании родителей;

— связывание чувств с ситуацией, интеграция эмоционального и когнитивно-поведенческого компонентов в переживании критической ситуации;

— привлечение отцов к заботе о ребенке, к лечению ребенка;

— повышение сплоченности семьи, улучшение качества взаимодействия ее членов в деятельности лечения и заботы о ребенке.

Данные цели могут быть реализованы в различных формах психологической помощи'.

1. Групповая.

2. Индивидуальная.

3. Семейная.

1. Оказание групповой психологической помощи родителям заболевших детей возможно в условиях стационара, куда попадают дети при выявлении заболевания. Также в Петербурге это можно организовать на базе Диабетологического центра Санкт-Петербурга. Групповая форма работы позволит родителям наладить систему коммуникаций с другими родителями заболевших детей, отреагировать чувства и получить поддержку от других членов группы. К групповой работе можно привлекать специалистов-врачей, а также родителей детей, имеющих значительный стаж диабета. Групповые занятия могут протекать в форме тренингов, групп встреч, дискуссий и др.

Вопросы моделирования новой картины жизни ребенка и семьи в сознании родителей могут быть эффективно решены в групповой форме, в процессе обсуждения и дискуссии. Например, можно осуществить групповое моделирование дневного режима для семьи с ребенком-диабетиком.

Однако длительная групповая помощь в ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом не всегда возможна, так как родители заболевшего ребенка испытывают дефицит времени в связи с необходимостью повышенного контроля за здоровьем ребенка.

2. Индивидуальная психологическая помощь может быть оказана родителю или ребенку, ее длительность и содержание зависят от запроса клиента. Особое внимание в работе следует уделять связыванию чувств с ситуацией. Результаты нашего исследования показывают, что у родителей заболевших детей эмоционально-чувственная сторона переживания оказывается оторванной от когнитивно-поведенческой стороны. Это может приводить к накапливанию неотреагированных эмоций и оказывать травмирующее влияние на психику родителя. Целесообразно задать родителю вопросы следующего содержания: «Что вы почувствовали, когда узнали о диагнозе ребенка?», «Что вы чувствуете, когда думаете о будущем вашего ребенка?», «Что вы чувствуете, когда вам приходится сообщать окружающим о болезни вашего ребенка?» и т. п.

3. Семейная психологическая помощь может быть оказана всей семье заболевшего ребенка. Возникновение критической ситуации может стать условием сплочения семьипривлечение к работе отца позволит вовлечь его в заботу о ребенке и сформировать представления о возможности оказания отцом помощи ребенку. Момент возникновения критической ситуации может стать конструктивным фактором перестройки семейных отношений. Для этого целесообразно обсудить с родителями, какие новые обязанности появились у них в связи с болезнью ребенка, как эти обязанности распределены в семье, какую поддержку могут оказать родители друг другу и своему ребенку и т. д.

Кроме того, могут быть использованы специальные виды психологической помощи семье ребенка, заболевшего сахарным диабетом:

1. Информационно-просветительская работа психолога: лекции, семинары по психологическим проблемам семей с ребенком, больным сахарным диабетомобзоры психологической литературы, Интернет-сайтов по проблемам сахарного диабетапсихологические статьи в специальных изданиях (газета «Диабет» в Санкт-Петербурге).

2. Организационная работа психолога:

— организация сети родителей детей, заболевших сахарным диабетом.

Так, при сборе данных для нашего исследования некоторые родители изъявили желание общаться с другими родителями детей, заболевших диабетом (того же возраста, пола и др.), и нами была оказана организационная помощь в установлении таких контактов.

Также нами выделен ряд рекомендаций медицинским работникам, осуществляющим лечение заболевших диабетом детей. В первую очередь, необходимо четко, доступно и систематично излагать родителям медицинские требования, которые они должны выполнять с ребенком. Возможно создание специальной памятки с изложением этих требований. Это будет способствовать более быстрому формированию представлений о системе мероприятий, необходимых для поддержания здоровья и психического благополучия ребенка.

Кроме того, врачи также могут настаивать на подключении всех членов семьи к заботе о заболевшем ребенке, выдавать отдельные рекомендации для отцов.

Врачам необходимо знать об основных этапах переживания родителями критической ситуации заболевания ребенка сахарным диабетом и о возможных формах психологической поддержки родителей на этих этапах. Психическое состояние родителя является значимым фактором организации здорового образа жизни для ребенка, заболевшего диабетом. С этой целью возможно проведение семинаров для врачей-специалистов по психологическим проблемам детей-диабетиков и их семей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 672 с.
  2. Г. С. Поток жизни // Психология возрастных кризисов. Мн.: Харвест, 2000. С. 195−307.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни.— М.: Мысль, 1977.-224 с.
  5. A.M. Проблемы воспитания в ситуации онкологического заболевания ребенка // Социальные и психологические аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями и их семьям. СПб: без указания издательства, 2005. С.28−31.
  6. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному островку сознания. СПб.: Речь, 2003. — 368 с.
  7. В.М. Сознание как парадокс: Экспериментальная психологика. СПб.: Изд-во «ДНК», 2000. — 528 с.
  8. А. Г. Психалгия в суицидологической практике // Актуальные проблемы суицидологи: Труды Московского НИИ психиатрии. Т.82. — М., 1978. С.73−98.
  9. А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. — № 6. — Т.6. — С.107−115.
  10. А.Г. Роль личности в проблеме суицида // Актуальные проблемы суицидологии: Труды Московского НИИ психиатрии Т.З.- М., 1981. — С. 35−49.
  11. . Г. Человек как предмет познания.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. -339 с.
  12. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М.: Аспект Пресс, 2001. -288 с.
  13. Л. А. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — № 1. — Т. 15. — С. 3−18.
  14. Р. Психосинтез: теория и практика. М.: «REFL-book», 1994. -314 с.
  15. X., Ахманов М. Настольная книга диабетика. М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 400 с.
  16. М.С. Диабет не приговор! О жизни, судьбе и надеждах диабетиков. — СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. — 192 с.
  17. М.С. Диабет: стратегия выживания. СПб.: Фолио-Пресс, 1999. -287 с.
  18. А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях: Автореф. на соиск. уч. степени кандидата псих. наук. СПб, 2000. -20 с.
  19. М. И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Изд-во «Универсум Паблишинг», 1995. — 111 с.
  20. В.Г. Сахарный диабет у детей. JL: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1980.- 159 с.
  21. Ш. Тендерная психология. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. — 320 с.
  22. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. 547 с.
  23. В.В. Правила эмоционального поведения. СПб.: Сударыня, 2000. -88 с.
  24. Брюдаль Лисбет Ф. Психические кризисы в новой перспективе. СПб.: «Европейский Дом», 1998. — 164 с.
  25. Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
  26. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. — 336 с.
  27. Е.Ф. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических жизненных ситуаций // Психологический журнал. 1995а. — № 3. -Т.16.-С. 90−102.
  28. Е.Ф. Пережить горе // О человеческом в человеке / Под ред. Г. Л. Фролова М.: Политиздат, 1991. С. 32−34.
  29. Е.Ф. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  30. Е.Ф. Типология переживаний различных критических ситуаций // Психологический журнал, 1995b. № 5. — Т. 16. — С. 104−114.
  31. О.А. Введение в тендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай». -М.: МЦГИ, 1997. С.29−34.
  32. JI. С. Детская психология / Собр. соч.: В 6-ти т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.
  33. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994.-160 с.
  34. Гиссенский личностный опросник (Использование в психодиагностике для решения дифференциально-диагностических и психотерапевтических задач): Методическое пособие. СПб, изд-во Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, 1993. — 22 с.
  35. А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб: Речь, 2002. — 162 с.
  36. P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. -608 с.
  37. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. — 352 с.
  38. Н.В. Психология социальных ситуаций // Психологический журнал. 1997. — № 1. — С.121−132.
  39. К., Гроф Ст. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. М.: Изд-во института психотерапии ACT, 2003. — 384 с.
  40. К., Гроф Ст. Помощь при духовном кризисе // Психология возрастных кризисов. Мн.: Харвест, 2000. С. 552−558.
  41. Ю.Е. Тендерная социализация // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С.85−90.
  42. Н.А. Диабет. Книга для пациентов и их близких. СПб.: Питер, 2000.- 151 с.
  43. Г. К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. -СПб, 1997. С. 22−24.
  44. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб.: «Тускарора», 2000. — 184 с.
  45. А.Н. История психологии: от античности к современности. М.: «Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. — 442 с.
  46. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 14−22.
  47. Ю.В. Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности: Автореф. на соиск. уч. степени кандидата псих, наук.-СПб, 2004.- 18 с.
  48. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. — 336 с.
  49. Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера: феминистская теория // Введение в тендерные исследования. 4.1. / Под ред. И. А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001. С. 147−173.
  50. К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  51. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб.: Питер, 2003.-544 с.
  52. Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. СПб.: Питер, 2004. — 560 с.
  53. Е.В. Тендерные различия в характеристиках социального интеллекта // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С.71−84.
  54. О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социологические исследования. 2000. — № 3. — С. 98−107.
  55. В.Е. Искусство общения. Что такое психотерапия? М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.-384 с.
  56. Э.П. Сахарный диабет у детей. М.: Медицина, 1990. — 270 с.
  57. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  58. И.С. Вместо послесловия: тендерная психология и направления ее развития // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. -СПб.: Питер, 2003. С.444−470.
  59. И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 92 с.
  60. И.С. Психология тендерных отношений: Теория и практика. -СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.
  61. И.В. Значение эмпатийного потенциала в регуляции поведения: Диссертация на соискание ученой степени канд.псих.наук. СПб, 2002. — 138 с.
  62. В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 302 с.
  63. . Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1992.
  64. Кон И. С. Возраст и возрастные категории // Психология возрастных кризисов. -Мн.: Харвест, 2000. С. 36−99.
  65. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч. 1. / Под ред. И. А. Жеребкиной. -СПб.: Алетейя, 2001. С. 562−605.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  67. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  68. Е.П. Психологическая помощь в процессе становления личности женщины // Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: «Дидактика Плюс», 1998. С. 172−192.
  69. Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, изд-во «Союз», 2002. — 334 с.
  70. Н.Н. Психический мир / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-368 с.
  71. К. Теория поля в социальных науках. СПб: «Сенсор», 2000. — 368 с.
  72. А. Женщина как цель и средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные знаки. М.: Идея-Пресс, 2000. С. 43−65.
  73. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  74. . Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов. Мн.: Харвест, 2000. С. 142−194.
  75. Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. С. 212−220.
  76. Ю.П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение. -М.: Медицина, 2002. 416 с.
  77. Личность пациента и болезнь / Под ред. В. Т. Волкова. Томск, 1995. — 327 с.
  78. Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. -С.156−172.
  79. Н. А. Шарлотта Бюлер — представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 154−158.
  80. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии. // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С.103−109.
  81. Д., Фаррел С. Принципы тендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. / Под ред. Е. Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. С.187−192.
  82. А. Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. М.: Мир, 1977. — 138 с.
  83. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. — 688 с.
  84. М. Есть ли средства против кризисов? // Психология возрастных кризисов. Мн.: Харвест, 2000. С.324−356.
  85. Р.В. Воспитание отцов // Ананьевские чтения: психология и политика (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2002») / Под общей ред. А. И. Юрьева, Л. А. Цветковой. СПб, Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 338−340.
  86. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -JL: Изд-во Лен. Университета, 1977. 175 с.
  87. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: изд-во Москов. гос. ун-та, 1987. — 167 с.
  88. В.В. Внутренняя картина болезни при некоторых психических заболеваниях // Проблемы патопсихологии: Тезисы докладов конф. М., 1972. -С. 25−45.
  89. В.В., Писаренко Н. А. «Адаптивная семья» ребенка с онкологическим заболеванием // Материалы первой Всероссийской конференции с международным участием «Социальные и психологические проблемы детской онкологии». М.: Glaxo Welcome, 2003. С. 91−92.
  90. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб, изд-во «Речь», 2000. — 507 с.
  91. Н.Н. Межличностные отношения. М.: Знание, 1979. — 150 с.
  92. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. -191с.
  93. В.Н. Психология человека. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2000. -160 с.
  94. С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). СПб.: Союз, 1997. — 256 с.
  95. С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора психологических наук. -СПб, 2001.-38 с.
  96. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  97. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998. — С. 356−374.
  98. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998.-752 с.
  99. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.-624 с.
  100. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996.-529 с.
  101. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-474 с.
  102. К. Клиентоцентрированная терапия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. -320 с.
  103. С. Л. Человек и мир / Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С.255−385.
  104. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
  105. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000. — 367 с.
  106. Т. Диабет. Диалог с врачом. СПб, «Литера», 1999. — 350 с.
  107. Ю. С. Основные проблемы учения о психологических компенсаторных механизмах. // Клинико-психологические исследования личности: Материалы симпозиума 16−17 декабря 1971 г. Л., 1971. С. 70−72.
  108. С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. // Труды Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева. Т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. С.96−99.
  109. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 350 с.
  110. Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Бишкек: Мин-во здравоохранения Кыргызской республики, Гос. Мед. Институт, 1994. — 355 с.
  111. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии № 6,1986. С.21−39.
  112. В.И., Исаев Е .И.Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  113. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.: Академия, 2000. — 206 с.
  114. А.Д., Изуткин Д. А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. — № 5. -С.6−12.
  115. А.С. Школа диабета для взрослых и детей: Жить на инсулине и быть здоровым. СПб: Издательская Компания «Невский проспект», 2004. -192 с.
  116. Н. Как победить диабет. М.: Изд-во «Крон-Пресс», 1997. — 150 с.
  117. А. Оказание психологической помощи детям, страдающим онкологическими заболеваниями // Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. 1994. — N1. — С.58−60.
  118. А.И., Полякова О. Индивидуальность как необходимое условие оказания психологической помощи ребёнку-инвалиду // Индивидуальность в современном мире. Смоленск, 1995. С.200−205.
  119. В.А. Позиция личности в ситуации конфликта и суицидальное поведение // Российский психиатрический журнал. 1998. — № 3. — С.21−24.
  120. Е. Диабет: советы психолога. СПб: Питер, 2003. — 192 с.
  121. И.А. Тендерные стереотипы и жизненный путь человека / Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С.143−152.
  122. В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990. — 368 с.
  123. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 140 с.
  124. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Совершенство, 1998.-432 с.
  125. В.А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и педагогической коррекции аномального развития личности. СПб: Образование, 2000. — 298 с.
  126. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  127. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. — 276 с.
  128. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 3−14.
  129. Н.В. Гештальт-терапия в социально-психологической адаптации детей-инвалидов // Гештальт и психодрама в работе с детьми и родителями / Под ред. П. Б. Долгополого. Уральск: УГУ, 1998. С. 34−38.
  130. Т.Д., Войчик Э. А., Гнедова С.Б, Одуд Е. А., Сивоус Г. И. Диабет. Вы и ваш ребенок. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2003. — 109 с.
  131. Шац И. К. Современные медико-психологические проблемы в детской онкологии и некоторые пути их решения // Социальные и психологические аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями и их семьям. СПб: без указания издательства, 2005. С.32−46.
  132. Т.А. Роль отца и матери в воспитании ребенка / Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С.91−112.
  133. Г. Тайны жизненного цикла // Психология возрастных кризисов. -Мн.: Харвест, 2000. С. 100−141.
  134. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  135. И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Независимая фирма «Класс», 2002. — 288 с.
  136. И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-576 с.
  137. В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. СПб.: Психоневрологический институт им. Бехтерева В. М., 1995. — 321 с.
  138. Е. В., Потанина М. С. О психологическом аспекте медико-социальной работы в детском онкологическом отделении / http://spf.kemsu.ni/portal/sr2004/3.3 .htm, 2004.
  139. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. 2-е издание. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 416 с.
  140. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. -Gottingen, 1959.
  141. Caplan G. Emotional crises / The encyclopedia of mental health. N. Y., 1963. -Vol. 2.-P. 521−532.
  142. Coping with physical illness. / Ed. by R. H. Moos. — N. Y.: Plenum medical book, 1977.
  143. Hamburg D. A., Adams J. E. A perspective of coping behavior. — Archives of general psychiatry. 1967. -Vol. 17. — P. 277−284.
  144. Hayden Т., Mischel W. Maintaining trait constistency in the resolution of behavioral in consistency: the Wolf in sheep’s clothing? // Journal of Personality. -1976.-V. 44.-P. 109−132.
  145. Heim E. Coping and adaptivity: gibt es geeignetes oder ungllignetes coping? // Psychotherapy-psychosomatic medicine psychology. 1988, H.l. P.8−17.
  146. Kolliopuska M. The Holistic Model of Empathy and its Applications // Abstr. of Second Europian Congress in Psychology. Budapest, 1991. Vol 8−12.
  147. Lauretis T. de. The Technologies of Gender. // Technologies of Gender: Essays on Theory, Film, and Fiction. Bloomington: Indiana University Press, 1989.
  148. Lazarus R. Patterns of adjustments. N.Y., McGrau-Hill, 1976.
  149. Lazarus R. Psychological stress and coping process. N.Y., 1966.
  150. Lindemann E. Symtomatology and management of acute grief // American Journal of psychiatry. Sept., 1944. — Vol. 101. No. 2. P.141−148.
  151. Miller I.W., Rowe P.M. Influense of favourable und unfavourable information upon assessment decision. I. Appl.Psychol. 1967. V.52. P. 432−435.
  152. Mischel W. On the future of personality assessment // Amer. Psychol., 1977. -V.32. № 12.
  153. Perinbanayagam R.S. The definition of the situation: an Analysis of the ethnomethodological and dramaturgical view // The Psychology of Social Situations. -Oxford, 1981.
  154. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions / Emotions in personality and psychopathology. N.Y.: Plenum, 1979.
  155. Richardson D.R., Hammock G.S., Smoth S. Empathy as a Cognitive Inhibitor of Interpersonal Aggression // Aggressive Behaviour. 1994. — V.20. — № 4.
  156. Selye H. Stress, cancer and the mind. / Cancer, stress, and death. N.Y.- L., 1979. P. 11−19.
Заполнить форму текущей работой