Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональные связи Российской Федерации со странами СНГ в контексте формирования постсоветского политического пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См., например: Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. — М.: Финансы и статика, 2002; Регионы России. Справочник. — М., 2006; Российский статистический ежегодник: Стат. сб. — М., 2005;2007; основные направления стратегии и социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года // Экономика Северо-Запада. 2—2… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ МОТИВАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ТЕРРИТОРИЙ РФ
  • СО СТРАНАМИ СНГ
    • 1. Международный опыт межрегионального сотрудничества
    • 2. Исторические корни и современные предпосылки сотрудничества российских регионов со странами СНГ
    • 3. Дифференциация мотивов межрегиональных связей субъектов Российской Федерации со странами СНГ
  • ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ СО СТРАНАМИ СНГ
    • 1. Политико-правовая основа межрегионального взаимодействия субъектов РФ со странами СНГ.77 '
    • 2. Государственное регулирование межрегиональных связей субъектов Российской Федерации со странами СНГ и пути совершенствования его механизма
  • ГЛАВА III. ТИПЫ И ФОРМЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РФ СО СТРАНАМИ СНГ
    • 1. Классификация типов и форм межрегиональных связей
    • 2. Эффективность форм регионального сотрудничества России со странами СНГ

Региональные связи Российской Федерации со странами СНГ в контексте формирования постсоветского политического пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Регионализм как термин, получивший достаточно широкое распространение в последнее время отражает не только абстрактные дефиниции академических изысканий, но является понятием, отражающим важнейшие экзистенциональные черты современного глобализирующегося мира.

Региону, как определенной природной территориальной, хозяйственной, культурной локализации присущи специфические черты развития, определяющие, во-первых, необходимость построения стратегии общенациональной политики с учетом местных условий ее реализацииво-вторых, видение перспектив хозяйственного ' и культурного роста территориальных образований в преломлении природно-ланшафтных, / естественно-климатических, историко-традиционных границ далеко не всегда совпадающих с внутренним административным и межстрановым делениемв-третьих, поиск наиболее рациональных путей интеграции формирующихся напрямую (без посредничества центра) между субъектами государственных образований, в том числе приграничныхв-четвертых, выбор корректных методов внешнеполитической практики, исходящих из конфессиональных, духовных, социально-политических интересов местного населенияв-пятых, наполнение реальным содержанием перспективного направления международных отношений — народной дипломатии.

Межрегиональные связи в условиях постсоветского пространства имеют особые значения, вытекающие: во-первых, из сложившегося, в советские годы, единого государственного экономического разделения трудаво-вторых, из сохраняющегося функционального пространства цивилизационного уровня, объединяющего духовные и культурные ценности, языковой инструментарий международного общения, нетитульные этнические общности территорий большинства стран СНГв-третьих, из потребности успешного осуществления рыночных преобразований в государствах Содружества, нуждающихся во взаимных потребительских, трудовых, сырьевых и т. д. ресурсахв-четвертых, прямо следует из логики общего направления процесса демократизации российского общества, в котором расширению прав и самостоятельности регионов отводится особая роль.

В контексте углубления, ведущего к новому институциональному качеству, видится и проблема совершенствования культурных связей стран СНГ. Современное их содержание требует охвата уровня доходящего до реального человека, что в свою очередь предполагает смещение акцента в инициации культурного взаимодействия от центра к регионам и отдельным территориальным образованиям.

В свою очередь, стратегия межрегиональных и культурных связей Российской Федерации, является составной частью общей стратегии сохранения доминирующего присутствия и реализации своих национальных интересов на постсоветском пространстве.

Регионалистика — сравнительно молодое направление отечественного обществоведения. Отдельные ее аспекты являлись предметом изучения советской экономической географии и экономики1.

В настоящий момент эта научная отрасль обрела достойное место в ряду других научных дисциплин: созданы учебные пособия, вузы России осуществляют обучение по специальности «регионоведение». Проблемам региональных отношений и межрегиональных связей посвящена значительная научная литература.

В середине прошлого столетия благодаря усилиям У. Изарда была создана Ассоциация региональной науки (Regional Science Association), которая в 1960 г. получила международный статус. В 1956 г. вышла его первая монография «Размещение и экономика пространства», а в 1966 г. была опубликована его книга «Методы регионального анализа: введение в.

1 См., например: Казанский Н. Н., Степанов П. Н. В. И. Ленин и территориальная организация производительных сил СССР // Территориальные производственные комплексы / Под ред. Казанского Н. Н. — М., 1970. С. 3−17- Колосовский Н. Н. основы экономического районирования. — М., 1958; методы и модели регионального анализа / Под ред. Зверева. — Новосибирск, 1977, и др. науку о регионах", которая была переведена на русский язык и до настоящего времени является классическим учебником региональной науки2.

Теория «полюсов роста», сыгравшая заметную роль в регионалистике, разработана в трудах Ф. Пекрру, Ж. Будвиля, П. Потье3.

Проблемы регионального развития остаются предметом обширного научного поиска западных исследований4.

Регионалистике как отрасли экономического знания посвящен широкий 5 круг научной продукции отечественных экономистов .

Значительно меньше внимания экономистов уделено проблемам межрегионального сотрудничества6. Вопросы межрегионального.

2 Изард У. Методы регионального анализа. — М., 1996.

3 Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика. — М., 2007. С. 20−21.

4 A Study on the Factors of Regional Competitiveness. A draft final report for The European Comission Directorate-General Regional Policy, 2002; Armstrong H. and Teylor J. Regional Economics and Policy, Blackwell, Oxford, 2000; Asheim, B. and M. Gertler (2004) Understanding regional innovation systems, in jan Fagerberg, David Mowery and Richard Nelson Handbook of Innovation. Oxford: Oxford University PressAsheim В., Isaksen A., Nauwelaers C., Todtling F., Regional Innovation Policy for Small-Medium Enterprises, Edward Elgar Publishing, 2003; Becattini G. From Marshall’s to the Italian «Industrial districts». A Brief Critical Reconstruction [http://www.competitiveness.org/newsletter/files/becattini.pdf]- Begg 1. Cities and competitiveness. — Urban Studies. — Vol. 36. — 1999. — P. 795−809- Camagni R. On the concept of Territorial Competitiveness: Sound or Misleading? — Urban Studies. — Vol.39. — No 13. — 2002. — P. 2395−2411- Enright M. J. The geographical Scope of Competitive Advantage // Stuck in the Region? Changing scales for regional identity / Edited by E. Dirven, J. Groenewegen and S. van Hoff. Utrecht, 1993. — Pp. 87−102- European Competitiveness Report 2003. -COMMISSION OF THE EUROPEAN COMMUNITIES. — BrusselsFlorida, R. 'The Economic: Geography of Talent', SWIC Working Papers, September 2000; Kothler Ph., Heiner D.H., Rein 1. Marketing places. — New York: The Free Press, 1993; McCombie J., Productivity Growth and Economic Growth: Essays on Verdoorn’s Law, Editor (with M Pugno and В Soro), Houndmills: Palgrave, 2002; Maillat D. From the industrial district to the innovative milieux: contribution to an analysis of territorialized productive organizations. Working Paper 9606b, Universit de Neuchetel, 1996. — 28 p.- Maillat D., Grosgean N. Globalization and territorial production systems. Working Paper 9906b, Universit de Neuchetel, 1999. — 19 p.- Markusen A. Sticky Places in Slippery Space: A Typology of Industrial Districts // Economic Geography, Vol. 72, Issue 3, July 1996. — P. 293−313- Marshall A. Principles of Economics. Variorum edition overseen by C. Guillebaud. L.: MacMillan Press, 1961. — 450 p.- Martin R., Sunley P. Slow convergence? Post-neoclassical Endogenous Growth Theory and Regional Development. Working Paper 44, ERSC Center for Business Research. University of Cambridge. Cambridge, 1996; Piore M., Sabel C. The second Industrial Divide: Possibilities for Prosperity. — N.Y.: Basic Books, 1984. — 234 p.- Setterfield M. A model of Kaldorian traverse: cumulative causation, structural change and evolutionary hysteresis, 2002; Storper M. The Limitations to Globalization: Technology Districts and International Trade // Economic Geography, Vol. 68, Issue 1, January 1992. — P. 60−93. И др.

5 Адухов А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 113−118- Байдман M.K., Есикова Т. Н., Малов В. Ю. Координация интересов в программе освоения региона // Регион: экономика и социология. 1994. № 4. С. 42−59- Гранберг А. Г. основы региональной экономики. — M., 2004; Калюжнова Н. Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. — M., 2004; Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория и опыт малых стран. — Смоленск, 2005; Региональная экономика: новый характер территориальных отношений / Под ред. Чичкарева В. П. — М., 1990; Социально-экономический потенциал регионов: проблемы, оценки, использование. — Екатеринбург, 1997; Шнипер Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. — Новосибирск, 1993, и др.

6 Гранберг А. Г. Проблемы межрегиональных экономических отношений // Экономика и математические методы. 1990. Т. 26. Вып. 1. С. 93−104- Ивантер В. Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5. С. 58−62- экономического сотрудничества в рамках Содружества Независимых.

Государств рассматривались на VII Российском экономическом форуме в г.

Екатеринбурге в 2002 г. 7 Ряд работ посвящены роли и влиянию государства в межрегиональном сотрудничестве8.

Практически отсутствует в отечественном обществоведении политологический анализ межрегионального взаимодействия. В отдельных исследованиях этот аспект проблемы рассматривается фрагментарно в контексте других важных научных направлений9. Совершенно не разработан в отечественном обществоведении вопрос межрегионального взаимодействия.

Российской Федерации со странами СНГ. Хотя пройденный более чем пятнадцатилетний путь суверенного развития бывших союзных республик изобилует позитивным опытом, нерешенными проблемами и деструктивными моментами, требующими своего освещения.

При подготовке исследования использован широкий круг источников.

Данные о регионах России почерпнуты из общероссийской и местной ю справочно-статистическои литературы .

Для определения встречных направлений межрегиональных связей субъектов РФ со странами СНГ использовались документы и сборники «статистических и аналитических данных как в целом по Содружеству, так и.

Татаркин А.И., Перевалов Ю.В.- Юрпалов С. Ю., Романова О. А., Силин А. Н. Региональные проблемы восстановления единого экономического пространства России // Регион Урал. 1997. № 6. С. 20−25, и др.

7 Экономическая интеграция в рамках Содружества Независимых государств. — Екатеринбург, 2002.

8 Аманжаев Г. Г. Роль государства при переходе к рыночной экономике // Вестник Московского университета. Сер. 6 «Экономика». J996. № 2. С. J5−24- Амосов А. Экономический и эволюционный аспект национально-государственных интересов // Вопросы экономики. 1994. № 2. С. 85−94- Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики // Экономист. 1996. № 9. С. 74−77, и др.

9 Абдулатипов Р. Г. Обустройство народов: российская модель. — М., 1999; Атаманчук Г. В. О целостности государства и государственного управления. — Ростов-на-Дону, 200JАюпов М. А. Региональные особенности политико-трансформационных процессов в современной России. — Уфа, 2003; Ассиметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей. — М., 1998; Валентен С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. — М., 1998; Горбунов Н. В. Межрегиональное сотрудничество. — М., 2002, и др.

10 См., например: Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. — М.: Финансы и статика, 2002; Регионы России. Справочник. — М., 2006; Российский статистический ежегодник: Стат. сб. — М., 2005;2007; основные направления стратегии и социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года // Экономика Северо-Запада. 2—2. № 5. С. 24−42- Аналогичные материалы по другим округамВнешнеэкономические связи Омской области // Стат. сб. — Омск, 2004; Внешнеэкономические связи г. Санкт-Петербурга. СевероЗападное Таможенное управление. — Санкт-Петербург, 2004; Перечень продукции предприятий Оренбургской области и перечень продукции предприятий Республики Казахстан, пользующейся спросом в Оренбургской области // Оренбуржье и Республика Казахстан. — Оренбург, 2004; и др. по отдельным регионам стран — его участниц11. Для проведения контент-анализа факторов и условий мотивации межрегиональных связей использованы документы, содержащиеся в пресс-релизах и отчетах региональных управлений внешнего и межрегионального сотрудничества.

12 13 при администрациях объектов РФ, а также местная периодическая печать .

Данные о государственной региональной политике взяты из федеральных официальных изданий и сборников нормативно-правовых актов администраций субъектов РФ14.

Анализ международного опыта межрегионального сотрудничества стал возможен благодаря материалам, почерпнутым из документов Европейского союза15.

Источниковую базу значительно пополнили оригинальные исследования (опросы) и материалы текущего архива Института стан СНГ (г. Москва).

На основе широкого круга источников в работе решаются следующие исследовательские задачи:

— изучить международный опыт межрегиональных отношений;

— установить в региональном разрезе степень влияния различных факторов мотивации межрегиональных связей со странами СНГ;

11 См., например: 10 лет Содружества Независимых Государств. — М., 2001; Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу. — М., 2001; Итоги деятельности СНГ за 13 лет. Аналитический доклад. — М., 2004; Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств. — М. 1997; Содружество Независимых государств в 2001 году. Стат. ежегодник / Межгосударственный статистический комитет СНГ. — М., 2002; Содружество Независимых Государств в 2002 году. — М., 2003; Содружество Независимых Государств в 2006 году. — М., 2005; Экономическая стратегия стран СНГ и России. — М., 2003; Казахстан в цифрах. — Астана, 2006; Беларусь: сегодня, завтра. — Минск, 2005, и др.

12 См., например: Доклад заместителя Председателя Правительства Оренбургской области С. Горшенина «Потенциал межрегиональных связей между Оренбуржьем и Казахстаном» 29 декабря 2006 г.- Информация о деятельности Главного управления общественных межрегиональных связей и информационной политики Самарской области в 2002 г.- Мероприятия Управления по межрегиональным связям и работе со странами СНГ в 2007 г. Ханты-мансийской администрацииОтчет о деятельности Московского фонда поддержки и развития межрегиональных связей за 2005 г., и др.

13 «Омский вестник" — «Омское время" — «Южный Урал" — «Курган и курганцы" — «Собеседник" — «Тюменская область" — «Уральский рабочий" — «Областная газета», и др.

14 «Правительственный вестник" — «Российская газета" — Соглашение между Правительством Республики Дагестан Российской Федерации и правительством Республики Беларусь. — Махачкала. 23 августа 2002 г.- Экономическое развитие Нижнего Поволжья. Сб. нормативных актов Правительства. -Нижний Новгород, 2005, и др.

15 См.: Приложение № 1- Регионы Европы: территории мира и процветания. Вступительный доклад проф. Луиджи Корели, проф. Никола Леврата / Постоянная конференция местных и региональных властей в Европе: оценка и перспективы. — Женева, 1993, и др.

— провести сравнительный анализ эффективности форм реализации межрегиональных связей субъектов РФ со странами СНГ;

— раскрыть механизм государственного регулирования и межрегионального сотрудничества со странами СНГ и степень его эффективности;

— сформулировать некоторые рекомендации по формированию политики в области межрегиональных связей РФ со странами СНГ.

Невозможность сплошного исследования межрегиональных отношений всех субъектов РФ обусловила выборку регионов по следующим качествам:

1. Приграничные регионы.

2. Центральные (территориально).

3. Регионы со слабым социально-экономическим потенциалом.

4. Регионы с социально-экономическим развитием, превышающим средние общенациональные показатели.

5. Регионы с наличием природных ресурсов.

6. Регионы, компактно проживающего одноконфессионального СФ титульной нации стран СНГ, населения.

7. Регионы с одинаковым по национальному составу населением СФ регионов страны СНГ.

При этом автор исследования исходит из понимания, что действительная картина своеобразия регионов намного более разнообразная. Указанная выборка диктовалась теми соображениями, что именно эти институциональные черты лежат в основе определяющей политики в области межрегионального сотрудничества со странами СНГ.

Субъектами межрегионального экономического взаимодействия в общем виде выступают регионы. В переводе с латинского понятие «регион» означает страна, область. Фатеев B.C. констатирует тот факт, что слово «регион» употребляется применительно к какой-либо площади, которая может быть самого разного размера, от небольшого района в крупном городе до огромных частей внутри континентов16. В нашей же работе понятие «регион» применяется в отношении субъекта Федерации как государственно-территориальной единицы, который и является субъектом взаимодействия. В отдельных случаях под регионом подразумевается совокупность нескольких субъектов Федерации, формирующих крупный район.

Вместе с тем отметим, что регион — субъект Федерации представляет собой форму реализации воспроизводственного процесса в системе общественного воспроизводства, имеющую сложную структуру из совокупности существующих и образуемых в границах региона взаимосвязанных элементов: хозяйствующих субъектов, ресурсов территории, населения, региональных органов управления. В этом случае межрегиональное экономическое взаимодействие в качестве. частных субъектов взаимодействия может предполагать соответственно конкретные элементы разных региональных систем.

Спектр межрегиональных взаимоотношений чрезвычайно разнообразен. Значительная доля направлений человеческой деятельности является предметом, по поводу которой регионы так или иначе соотносятся.

В данном исследовании мы не ставим задачи освещения отдельных компонентов этой совокупности, а рассматриваем межрегиональные взаимодействия как единый общественно-политический, социально-экономический и культурно-гуманитарный феномен.

16 Фатеев B.C. Менеджмент и региональная политика за рубежом. — Минск, 1994. С. 103.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ф В течение всего периода функционирования СНГ его деятельность была подчинена решению следующих важных задач:

— завершение процессов государственного размежевания;

— разработка механизмов взаимных торгово-экономических отношений на принципиально новой, рыночной и суверенной основе;

— восстановление в экономически обоснованных пределах разрушенных в результате распада СССР межреспубликанских хозяйственных и производственно-технологических связей;

— подготовка проектов совершенствования и углубления взаимного сотрудничества;

— цивилизационное решение гуманитарных вопросов.

На сегодняшний день с уверенностью можно утверждать, что наиболее удовлетворительным образом решена задача «цивилизованного развода», осуществить который удалось, избежав сколько-нибудь серьезных конфликтов.

9 Однако до настоящего момента не удалось в должной мере сформировать самовоспроизводимый механизм процесса интеграции в рамках содружества. Одним из действенных инструментов такого механизма могут стать региональные связи государств — участников Содружества Независимых Государств. Следование стратегии, направленной на «собирание земель» любой ценой, дало незначительные результаты. Предпринятые попытки внести определенные коррективы в практику работы СНГ в полной мере нынешним задачам не отвечают. Нужные иные, более гибкие, тактика и стратегия, опирающиеся на трезвый учет всех действующих факторов, которые позволят также определить и реалистичные ориентиры.

Одно из направлений поиска путей повышения эффективности ' взаимоотношений постсоветских независимых государств, вне всякого сомнения, лежит в плоскости углубления внешнеэкономических, гуманитарных и политических связей, территориально-административных объединений СНГ.

В настоящее время складываются благоприятные предпосылки для достижения конструктивного диалога в рамках СНГ: наметилось оживление в социально-экономической сфере, что позволяет расширить масштабы их хозяйственного взаимодействия, переломить тенденцию падения взаимного товарооборота и обеспечить его устойчивый рост.

Для стран — участник СНГ эффективное функционирование режима свободной торговли и формирование общего рынка можно рассматривать как переходный этап к более высоким формам сотрудничества, который позволит провести структурную • перестройку национальных экономик, завершить экономические реформы, создать развитую рыночную инфраструктуру, обеспечить выравнивание уровней экономического, социального и культурного развития.

Региональный уровень взаимодействия, позволяющий в наибольшей степени учесть особенности. территориальной, хозяйственной, культурной, -национальной дифференциации стран Содружества, открывает новые глубинные возможности регенерации единого политического пространства, значительно урезанного в результате центробежных сил, преобладающих на постсоветском ландшафте после распада единого государства.

Региональные связи в формате Содружества Независимых Государств должны стать локомотивом постепенно набирающих силу процессов в консолидации бывших союзных республик, преодоления трудностей и предотвращения конфликтных ситуаций.

Региональное сотрудничество со странами СНГ в полной мере соответствует целям достижения национальной безопасности России, способствует сохранению за ней доминирующей роли на постсоветском пространстве, позволяет активизировать субъекты РФ в продвижении общества по пути демократизации и установления добрососедских отношений с государствами — участниками Содружества.

Выработка стратегии регионального взаимодействия Российской Федерации со странами СНГ должна исходить из учета территориальной специфики потенциала такого сотрудничества субъектов РФ, эффективности государственного регулирования региональных связей в различных направлениях управленческого процесса, действенности форм и методов сотрудничества на «верхних» и «нижних» уровнях взаимоотношений регионов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации. М., 2003 г.
  3. Федеративный договор, Документы. Комментарии. М., 1992. — 79 с.
  4. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 1994−2005 гг.
  5. Указ Президента Российской Федерации «Стратегический курс России с государствами участниками Содружества Независимых Государств» от 14 сентября 1995 г. № 940.
  6. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 июля 1997 г.
  7. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного ft самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1995.-№ 35.-Ст. 3506.
  8. Постановление Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 16 июня 1998 г. «О модельном законе «О регионах приграничного сотрудничества».
  9. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 20. — Ст. 2112.
  10. Соглашение глав государств СНГ от 31 мая 2001 г.
  11. Федеральный закон «О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» от 22• июля 2002 г. № 91-ФЗ.
  12. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М, 1995.
  13. Федеральный закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в РФ» от 20 июля 1995 г., № 115 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 30. — Ст. 2871.
  14. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 52. — Ст. 4916.
  15. Договорные формы регулирования федеративных отношений в России0 (Обзор материалов научно-практической конференции) // Государство и право.- 1998.-№ 4.
  16. Указ Президента РФ от 13.06.1996 г. № 904 «Об утверждении Концепции государственной национальной. политики Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 25.-Ст. 3009.
  17. Федеральный закон «О ратификации соглашения об основных принципах приграничного сотрудничества государств участников договора об упрочении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 мартащ 1996 года» от 6 декабря 2000 г.
  18. Концепция приграничного сотрудничества в РФ / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г.
  19. Решение Совета глав правительств СНГ «О концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств участников Содружества Независимых Государств» от 15 сентября 2004 г.
  20. Л.И. О Национально-государственных интересах России//Вопросы экономики. -1994. № 2. -С. 4−16.
  21. Авдеев А. А. Международные и внешнеэкономические связи
  22. О российских регионов // Международная жизнь. 2000. № 4. — С. 92−96.
  23. А. А. и др. Актуальные проблемы развития и размещения производительных сил экономических районов РСФСР: Сб. науч. тр. -М., 1984.-146 с.
  24. А.К. К совершенствованию территориально-организационной структуры России // РЭЖ. 1993. № 10. — С. 60−71.
  25. К. О науке организации. М., 1972
  26. А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации // Вопросы экономики. 1996. № 6. — С. 113−118.
  27. В., Новиков А., Снегирев Е. Роль Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в развитии финансового рынка Сибири // Рынок ценных бумаг. 1999. № 20. — С. 193−196.
  28. П.М. Экономическое районирование СССР. М.: Госпланиздат, 1959.-263 с.
  29. Ю.Аманжаев Г. Г. Роль государства при переходе к рыночной экономике // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1996, № 2, — С. 15−24.
  30. А. Экономический и эволюционный аспект национально-государственных интересов // Вопросы экономики. 1994. № 2. — С. 8594.
  31. М. Границы Европейского союза: Доклад на конференции «40 лет римским договорам: европейская интеграция и Россия». Санкт-Петербург: Центр европейской документации.
  32. Щ http://vvWw.edc.spb.ru/activities/conferenccs/40years/anderson.html.
  33. З.Арин О. Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке. М.: Альянс, 2001.
  34. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. -М, 1997.
  35. С. Территория СНГ: становление единого правового и экономического пространства//Вестник Межпарламентской ассамблеи. 2003. № 3.
  36. С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: МГУ, 1997. С. 480.
  37. А.Н. Приграничные районы, приграничное сотрудничество. -М.: 2000. С. 122−141.
  38. А.Н., Ушакова II.A. Проблемы и перспективы развития сотрудничества Белгородской области с приграничными регионами Белоруссии и Украины// Вестник научной информации «Реформывчера, сегодня, завтра». 2004. № 12.
  39. И. Правовые аспекты формирования экономического пространства Содружества Независимых Государств. Коммерческое дело в России: история, современное состояние, будущее. Материалы научно-практической конференции. 1999. С. 212−215.
  40. Ю.Г. Взаимодействие контактных регионов // Регион: Экономика и социология. 1999. № 2. — С. 48−57.
  41. .М. Организация управления народным хозяйством в регионе / АН УССР. Ин-т экономики промышленности. Киев, 1989.
  42. ИЛ. Экономическая безопасность России: цифры и факты. -Москва, 2002.
  43. B.C., Ножкин С. Ю. Алтай Центрально-Азиатский рубеж России: социально-экономические и геополитические аспекты развития приграничного региона// Границы безопасности и безопасность границ. -Челябинск, 2002.
  44. Ю.М., Голубов Е. П. Управление развитием региона. -М., 1985.
  45. В.К. Территориальная структура экономического района. Теоретико-методологические аспекты. Л., 1986.
  46. И. Новая роль регионов в ЕС // МЭиМО. 1994. № 12. — С. 9499.
  47. В.Вардомский Л. Б., Голицина И. И., Самбурова Е. Н. Государственные границы и региональное развитие: полит.-географический аспект// Политическая география: современное состояние и пути развития. М., 1999. С. 35−46.
  48. М. Реформа таможенной системы и эффективность экономики// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2. С.21−23.
  49. Л.Б. Внешнеэкономическая либерализация и региональные проблемы России. Научный доклад. М., 1996. С. 35−46
  50. Л.Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития // Приграничное сотрудничество: опыт и перспектива / Под общ. ред. С. Г. Гортенина. Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 2001.
  51. Л.Б. Проблемы внешней открытости регионов в контексте развития российской экономики. Материалы семинара «Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России». М., 1999. С. 141−165.
  52. Л.Б. Регионализация международного экономического сотрудничества и Россия// Внешняя торговля. 1992. № 2. С. 30.
  53. Л.Б. Энергетические ресурсы и проблемы развития российских приграничных территорий // Политика. 2001. № 3. С. 23
  54. Л.Б., Голицына И. И., Самбурова Е. Н. Государственные границы и региональное развитие: полит.-географический аспект// Политическая география: современное состояние и пути развития. М., 1989. С. 35−46.
  55. С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. М., 1990.
  56. В.А. Совершенствование производственно-хозяйственных связей регионов России и СНГ// Приграничное сотрудничество: опыт и перспективы. М. Оренбург, 2001. С. 44
  57. В. Конституция России и межгосударственные объединения// Журнал российского права. Н 2003. № 11. С. 13−15
  58. Внешнеэкономические связи г. Санкт-Петербурга. Северо-Западное таможенное управление. Санкт-Петербург. 2004.
  59. Внешнеэкономические связи Омской области (2002−2003 гг.) // Стат. сб. Омского областного комитета государственной статистики. Омск, 2004.
  60. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века / Под ред. С. А. Ситаряна. М., 2001. С. 156
  61. Н.И. Об опыте приграничного сотрудничества в сфере науки и образования. Приграничное сотрудничество: опыт и перспективы. М. -Оренбург, 2004. С. 17−22
  62. Выступление Е. С. Строева на Петербургском экономическом форуме // Аналитический вестник Совета Федерации. 1997. № 14(59). С. 12−19
  63. JT. Реформа и интересы // Вопросы экономики. 1995. № 6. -С. 121−130.
  64. Д. М. Организация и управление. М., 1998.
  65. В.Я. Трансформация и режимы. Неопределенность и ее последствия// Россия регионов. Трансформация политических режимов, М., 2000. С. 30
  66. . Я., Лившиц В. И., Слепаков С. С. Обобществление и экономические интересы в социалистическом обществе / Под ред. Б. Я. Гершковича. М.: Высшая школа, 1983. 27с.
  67. С.В. Новые приграничные регионы России в поисках стратегии обеспечения безопасности (на примере российско-казахстанского
  68. Ф приграничья). Материалы конференции. «Россия-2004: новые тенденцииполитического, экономического и социального развития». М., 2004. С. 147−156.
  69. С.В. Постсоветские границы Центральной Азии в контексте безопасности сотрудничества // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 5. С. 166−178.
  70. С. А.Лукашенко и российские регионы// Регионы России в 1999 году. Ежегод. прилож. к Политическому альманаху России. М., 2001. С.15
  71. Л., Сивошенкова Т. Методология изучения обобщающих показателей развития и взаимосвязи регионов в едином народнохозяйственном комплексе // Вестник статистики. 1990. № 2. — С. 14−21.
  72. С.Г., Калинин А. Е. Приграничное сотрудничество: региональный аспект. Оренбург, 2002. С. 47.
  73. А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 145−147.
  74. А.Г. Проблемы межрегиональных экономических отношений // Экономика и математические методы. 1990. Том 26, выпуск 1. — С. 93 104.
  75. Ф., Келли Дж. Преобразование организации. М., 2000.
  76. А. И., Сергеев М. А., Пыхова И. А. Региональная экономика и закономерности ее развития. М., 1985. — 160 с. д 62. Денис де Ружмонт. Будущее и наши взаимоотношения. Париж, 1978. С. 15.
  77. В.А. Приграничное сотрудничество Украины. Приграничные районы, приграничное сотрудничество/ Под ред. Л. Б. Вардомского. М., 2000. С. 82−94.
  78. Р 65. Дмитриева О. Г. Региональная экономическая диагностика. СПб: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1972. — 272с.
  79. Л.И. Методологические основы программного управления региональными системами // Вестник ГУУ, 1999, № 1.
  80. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.).
  81. Доклад о развитии человека за 2001 год, UNDP Нью-Йорк, Оксфорд: Юпиверсити пресс. С. 37.
  82. Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) // Проблемы теории и практики управления, 1997, № 4.
  83. У. Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.
  84. Н.А., Чепелкин M.J1. Границы России. М., 2004, С. 186.
  85. Ф., Проскуряков В. Статистика и территориальное управление // Вопросы статистики. 1996. № 3. — С. 28−37.76.3агородников А. Прообраз будущего устройства России?:
  86. В., Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованиюинтеграционных процессов // Проблемы теории и практики управления. -1997. № 5.-С. 58−62.
  87. У. Методы регионального анализа: введение в науку регионах. Сокр. перевод с англ. М.: Прогресс, 1996. 659 с.
  88. О. Объединять усилия! // Деловой квартал. 1998. № 13. — С.52.
  89. Н. Договор о создании единого экономического пространства дальнейшее развитие интеграции // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 1998. № 2. С. 253.
  90. История менеджмента: Учеб. пособие / Под. ред. Д. В. Валового. М., 1997.
  91. Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу. Аналитический доклад//Дипломатический вестник. 2001. № 12. С. 74.
  92. Итоги деятельности СНГ за 13 лет. Аналитический доклад// Дипломатический вестник. 2004. № 10 С. 68.
  93. В.Н. О возможных формах приграничного сотрудничества через создание приграничных структур Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза»// Регионы в системе внешнеэкономических связей Российской Федерации. Оренбург, 1998. С. 153−158.
  94. Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики // Экономист. 1996. № 9, — С. 74−77.
  95. В.В. Территориальная организация производстваотраслевой, районный и народнохозяйственный аспекты). М., 1981.
  96. .М. Государственная территория (вопросы теории и практики международного права). -М., 1974. С. 126.
  97. Ф.Д. Процесс управления: (Системное исследование и разработка на примере региона). М., 1988.
  98. Л.П. Экономико-правовые аспекты интеграции государств СНГ. Минск.: ИД «Юридический мир», 2003. С. 30.
  99. О.В., Кузнецов И. Н. Научные основы управления производством. М., 1970.
  100. В.А. НАФТА-мания, или Метафоры интеграционных процессов в Северной Америке// Российские исследования по канадской проблематике. Вып. 2.М. 1998. С. 53−66.
  101. В.А. Российско-украинские отношения в эпоху интенсивного национального и государственного строительства //Политая. 2004. № 1. С. 103−140.
  102. В.А., Кирюхип A.M. Приграничное сотрудничество в российско-украинских отношениях // Политая. 2001. № 1. С. 141−165.
  103. В.А., Криндач А. Д. Российско-украинское порубежье (южный участок): идентичность и современная ситуация// Вестник научной информации «Реформы вчера, сегодня, завтра». 2000. № 11−12. «Приграничные районы, приграничное сотрудничество». М, С. 108.
  104. В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001.
  105. В.А., Туровский Р. Ф. Типология новых российских границ// Известия РАН: Сер. геогр. 1999. № 5. С. 4018.
  106. В.А., Туровский Р. Ф. Феномен нового российского пограничья // Известия РАН: Сер. геогр. 1997. № 6. С. 51−61.
  107. Н.Н. Теория экономического районирования. М., Мысль, 1969.-336 с.
  108. В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 423.
  109. Концепция экономического интеграционного развития Содружества
  110. Независимых Государств (одобрена решением Совета глав государств Содружества). М., 28 марта 1997 г.
  111. Юб.Кораблин Ю. Системное моделирование организации управления регионом: методологический аспект//Проблемы теории и практики управления, 1996, № 3.
  112. М.А. Социально-экономическое положение Содружества Независимых Государств в 1992—2002 гг..//Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2003. № 48 (26 апр.). С. 2−3.
  113. В. Пограничные пространства России // Вестник границы России. 1996. № 2. С. 4
  114. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Эдиториал УРСС, 2002. С. 23 V-V
  115. Э.Л. Российский центр, регионы и внешний мир// Международная жизнь. 1998. № 11−12. С. 65−78 j
  116. . Россия нуждается в административно-территориальной реформе // Федерализм. 2001. № 1. С. 111−126.
  117. . Проблема правового обеспечения становления и развития отношений свободной торговли в Содружестве Независимых Государств//Вестник Межпарламентской ассамблеи. 2000. № 1. С. 16−17.
  118. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья первая //Российский экономический журнал, 1993, № 9.
  119. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья четвертая // Российский экономический журнал, 1994, № 3,5, 6, 7.
  120. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М., 1997.
  121. С. В. и др. Стратегии успеха. М., 2000.
  122. Г. Место ассоциаций экономического взаимодействия в регионах // Экономист. 1996. № 8. — С. 55−62.
  123. А.Г., Миско К. М. Региональное управление: проблемы и перспективы. М., 1987.
  124. А.К. Мистерия регионализма / Научные доклады № 114. М., 2000.
  125. И. И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. М., 2000.
  126. А.С. Западные рубежи России: проблемы безопасности и транснационального регионализма. М., 1999. С. 11−19
  127. К.Р., Брю С.А. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Таллинн, 1993. С. 178.
  128. В.К. Сочетание отраслевого и территориального управления развитием регионов // Территориальное и отраслевое управление экономикой региона. Донецк, 1984.
  129. Г. Региональные проблемы новой российской государственности. -М.: (изд-во), 1996. С. 15−23.
  130. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России / Рос. АН, Комис. по изуч. про извол. сил и природн. ресурсов. М.: Наука, 1995. — 219 с.
  131. Межрегиональные ассоциации проторегионы «нового федерализма» в России (материал подготовлен отделом региональных исследований Научно-исследовательского института социальных систем МГУ) // Власть. -.1999. № 6. — С. 39−49.
  132. Межрегиональный анализ переходных социально-экономических процессов / Гос. ком. РФ по высш. образованию- Удмурт, гос. ун-т / Под ред. д.э.н. Р. А. Галиахметова, К. В. Павлова. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 1996.-308с.
  133. М. и др. Основы менеджмента. М., 1992
  134. .З. Переход к организационным структурам рыночной экономики // Трудный переход к рынку: Сборник / Составитель Юдина Е.М.- Научи, ред. JI. И. Абалкин. М.: Экономика, 1990. — 558 с.
  135. .З. Проблемы организационной интеграции на современном этапе // Вопросы экономики. 1988. № 10. — С. 15−24.
  136. .З. Проблемы перехода к новым формам организации и управления // Вопросы экономики. 1989. № 10. — С. 3−14.
  137. .З. Собственность и управление // Вопросы экономики. -1991. № 5.-С. 28−38.
  138. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 1983. v
  139. В.И. Укрепление приграничного сотрудничества -требование времени. В сб.: Оренбуржье и Республика Казахстан: v приграничные аспекты сотрудничества. Оренбург, 1997, С. 7.
  140. Миркитанов В. И. Основные итоги развития международных и внешнеэкономических связей Оренбургской области // Внешнеэкономические связи России:.опыт Оренбургского региона. -Оренбург, 1999. С. 7.
  141. Мировая экономика: учебник / Под ред. Р. И. Хасбулатова Ч. 1,2. М., 2001.
  142. Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. -М.: изд-во, 1997. С. 42
  143. Р.Ш. Актуальные проблемы пограничной политики современной России// Границы безопасности и безопасность границ. -Челябинск, 2001.
  144. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1975.-317 с.• 140. Новиков В. Ф., Манюшис А. Ю. Территориальное управление: проблемы и пути перестройки. М., 1989.
  145. И. и др. Сравнительный анализ индикаторов экономического и социального развития регионов ассоциации «Большая Волга» // Вопросы статистики. 1995. № 3. — С. 28−36.
  146. Н. Ф. Принципы сохранения. М., 1966.
  147. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). / Под ред. Е. А, Олейникова. М., 1997. С. 53
  148. В.Ф. Планирование территориального развития: (территориальный аспект планирования). М., 1984.
  149. Е.Г. Территориальное управление социально-экономическими процессами. Киев, 1984.
  150. В. П. и др. Социально-промышленные комплексы основа регионального развития / Пахомов В. П., Казаков, Е.М., Беляев В. Н. и др., РАН, Урал, отделение, Ин-т экономики. — Екатеринбург, 1995. — 168 с.
  151. Перечень продукции предприятий Оренбургской области и перечень продукции предприятий Республики Казахстан, пользующейся спросом в Оренбургской области // Оренбуржье и Республика Казахстан: приграничные аспекты сотрудничества. 2004. С. 19−22.
  152. Повышение эффективности территориального управления экономикой: Вопросы теории и практики. Красноярск, 1986.
  153. И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист. 1996. № 7. — С. 69−78.
  154. A.M., Дулыциков Ю. С., Гузнер С. С. Государственная региональная политика: концепция и принципы разработки // Регион: экономика и социология. 1995. № 2. — С. 53- 68.
  155. А. Граница как фактор региональной политики в Краснодарском крае. http://www.aIanianet.ru/neokavkaz/n4/4−9.htm.
  156. Г. Х. Проблемы теории управления. М., 1974.
  157. Г. Х. Эффективное управление. М., 1985.
  158. Г. Х., Косов Н. С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. М., 1980.
  159. Правовые и организационные основы образования региональных ассоциаций автономных республик, краев, областей, автономных округов РСФСР. -Вторая уточненная и дополненная редакция. -Свердловск: УрО АН СССР, Институт экономики. 1990. — Июль. — 17с.
  160. М. Влияние централизованного планирования на межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество. Итальянский опыт. // Материал 37-ого Конгресса Европейской Ассоциации региональных наук. Рим, Италия, 26−29 августа 1997. -24с.
  161. Программно-целевое планирование развития городов и регионов. -Л., 1987.
  162. В. В. Экономические интересы при социализме.-М., 1971.335 с.
  163. М. Л. и др. Управление программами и проектами. М., 1999.
  164. Н.М. и др. Развитие региона: методический подход / Ратнер Н. М., Нестеренко О. Н., Ятнов В. А., Капустина Л.М.- Гос. ком. РФ по высш. образованию, Урал. гос. эконом, ун-т. Екатеринбург: Урал. гос. эконом, ун-т., 1995. — 134с.
  165. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление. Киев, 1989.
  166. Региональная интеграция//Деловой партнер Узбекистана. 1999. № 10, 11 марта. С.2
  167. Региональная экономика: новый характер территориальных отношений / Под ред. чл.-корр. АН СССР В. П. Чичканова, А. И. Татаркина. М.: Экономика, 1990. — 165с.
  168. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Под ред. А. Г. Граиберга. М.: ЗАО Экономика, 2000. С. 65−87
  169. Региональный рынок: предпосылки формирования и функционирования. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1995. 316 с.
  170. Регионы Европы: территории мира и процветания. Вступительный доклад № 4 проф. Луиджи Корелли, проф. Никола Леврата/ Постоянная конференция местных и региональных властей в Европе: оценка и перспективы. Женева, 1993. С. 12
  171. В. Нужна стратегия национально-государственных интересов и благополучия народа // Волга-Бизнес. 2001. № 1. — С. 7−9.
  172. С. Парадипломатия европейских границ и Россия. М., 2001. С. 109.
  173. Э.Э. В едином экономическом пространстве // Экономика Урала. 1996. — 12 ноября.
  174. Российский статистический ежегодник. М. 2003.
  175. Российский статистический ежегодник. М., 2001.
  176. Российский статистический ежегодник. М., 2002.
  177. Российский статистический ежегодник. М., 2004.175.
  178. Россия в цифрах. Стат. сб. -М., 2004. С. 63−179.
  179. А.Г. Модель межрегиональных экономических взаимодействий с двумя системами цен // Экономика и математические методы.- 1987. Т.23, вып. 6.-С. 1041−1049.
  180. В. Д. Координационное управление резерв перестройки. — М.: Экономика, 1990. — 225с.
  181. Румянцева 3. П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы. М., 1999.
  182. Савватеев А.В. TVA: новый этап жизненного цикла // Регион: экономика и социология. 1996. № 2. — С. 156−174.
  183. С. Приграничные регионы: регионы первичного освоения для изменения центральных территорий// Регион: экономика и социология. 1994. № 2. С. 12.
  184. Н. Пограничная политика России: региональный ракурс // Власть. 2001. № 5. С. 48−52.
  185. Г. Интеграция как глобальный процесс и ее значение для государств Центральной Азии (на примере Ассоциации государств Юго-Восточной Азии). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. Ташкент, 2001, С. 23.
  186. О. Функционализм и неофункционализм: экономические, социальные и политические процессы региональной интеграции // Регион в составе Федерации (Политика, экономика, право). Нижний Новгород, 1999. С. 3, 5.
  187. В.Е. Развитие межрегиональной интеграции как фактора укрепления федерализма в России // Регион: экономика и социология. 1999. № 1. — С. 7−37.
  188. П. Пятая дисциплина. М., 1999.
  189. А.А. Внешние факторы регионализации России. Сравнительный регионализм: Россия СНГ — Запад/ Материалы международного исследовательского проекта. Нижний Новгород, 1997. С. 26−28.
  190. В. О становлении единого экономического пространства СНГ // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 2004. № 1. С. 36.
  191. С. Песня про «зайцев»// Профиль. 1997. № 27. С. 18.
  192. Совершенствование управления экономикой региона. Киев, 1981.
  193. Содружество Независимых Государств в 2001 году. Стат. ежегодник/
  194. Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2002. С. 346
  195. Содружество Независимых Государств в 2002 году. Стат. ежегодник/
  196. Межгосударственный статистический комитет СНГ. -М., 2003. С. 656.
  197. Содружество Независимых Государств в 2003 году. Стат. i ^ ежегодник/
  198. Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2004. С. 221.
  199. В. Национальные экономические интересы: выработка консенсуса//МЭиМО. 1996.№ 3. -С. 5−18.
  200. В. региональная политика и Великобритании // МЭиМО. -1996. № 6. -С. 136−139.
  201. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / Под ред. чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. 378 с.
  202. А. Г. Основы философии: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Политиздат, 1988. 592 с.
  203. А.Г. Взаимодействие // БСЭ. 3-е изд. — М., 1971. — Т.5. — С. 7.
  204. Е.С. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. М., 2001.
  205. Ю.И. Укрупнение российских регионов? (Зачем? И каким, образом?) // Россия и современный мир. 1999. № 3. — С. 73−88.
  206. В.И. Анализ эффектов межрегионального взаимодействия // Экономика и математические методы. 1987. Т. 23, вы. 6. — С. 10 601 068.
  207. А.П., Горицкая Т. В., Зырянов В. Н. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение»: проблемы развития лесопромышленного комплекса // Вестник Иркутской государственной, экономической академии. 1999. № 1. С. 18−32.
  208. А.И., Перевалов Ю. В., Юрпалов С. Ю., Романова О. А., Силин А. Н. Региональные проблемы восстановления единого экономического пространства России // Регион Урал. — 1997. № 7. — С. 27−30.
  209. А.И., Пыхова И. А., Беспамятных Н. Н. Согласование экономических интересов территорий разного уровня и предприятий при переходе к рынку. Екатеринбург: УрО РАН, 1993. — 48с.
  210. Территориальное планирование и управление: пути совершенствования / Б. М. Штульберг и др. М., 1989.
  211. Территориальное управление общественным производством. Словарь-справочник. М., 1993
  212. Ю.Ф., Степанов А. Е., Кузьмичев В. Б., Хохлов М. Н. Межрегиональные ассоциации субъектов Российской Федерации // Промышленность России. 1999. № 9. — С. 71−74.
  213. П. Глобализация, трансформация и регионы// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5. (http://www.ptpu.ru/Issucs/597/pu7.htm).
  214. А.И. География российских кризисов//Известия РАН: Сер. геогр., № 2/9. С. 6.
  215. В. Приграничные регионы: от кризиса к устойчивому развитию// Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы. М., 1998. С. 111−118.
  216. Р.Ф. Современные государственные границы: новые функции в условиях интеграции и приграничное сотрудничество// Известия РАН: Сер. геогр. 1998. № 1. С. 35.
  217. Управление это наука и искусство. — М., 1992.
  218. Управление организацией: Учебник/Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М., 1998.
  219. Усе А. В. Еще один уровень власти?: Закон об ассоциациях необходим, но не такой, который предлагается // Российская Федерации сегодня.- 1999. № 9.-С. 17−18.
  220. Усе А. В. Российский федерализм: приоритеты развития // Журнал российского права. 1999. № 9. — С. 15−21.
  221. Е.Н., Шнипер Р. И. Планирование хозяйства крупного экономического района. М.: Экономика, 1966.- 139 с.
  222. А. Общее и промышленное управление. М., 1924.
  223. B.C. Менеджмент и региональная политика за рубежом / Под ред. М. В. Никитенко. Минск: Наука и техника, 1994. — 216 с.
  224. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 30.
  225. Г. Ф. Ассоциация «Черноземье». Проблемы выхода из кризиса // Федеративные отношения и региональная политика. 1999. № 3.-С. 61−67.
  226. Г. Ф. Ассоциация экономического взаимодействия «Черноземье» (некоторые проблемы количественного анализа) // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 1999. № 6. — С. 59−63.
  227. Д.Е. О будущем «постсоветского пространства»// Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия в 2 т. / Сост. Т. А. Шаклеина. Т. 1. Кн. II. Исследования. М., 1999. С. 6−19.
  228. А.Т. Интересы, как форма общественных отношений / Отв. ред. А. К. Черненко, А.А. Чечулин- АН СССР, Сиб. отд., Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987.-54 с.
  229. В. Е., Муллаянов Р. Ш. Пограничная политика и безопасность. Челябинск, 2001 .С. 67−68
  230. JI. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // РЭЖ. 1995. № 1. -С. 98−102.
  231. Хозяйственный механизм согласования интересов: Опыт зарубежных социалистических стран СЭВ / Г. В. Аристов и др.- Отв. ред. О.Т. Богомолов- АН СССР, Ин-т экономики мировой системы. М.: Наука, 1988.-208 с.
  232. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР / П. Г. Бунич, JI.JI. Фомина, Д. С. Львов и др. / Под ред. П. Г. Бунича. М.: Экономика, 1991.-317с.
  233. Хозяйственный механизм: содержание и основные направления развития: Учебное пособие / Ф. И. Гемеров и др. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990.- 180 с.
  234. В.И. Приграничное экономическое сотрудничество Брянской области с Беларусью и Украиной // Приграничные районы, приграничное сотрудничество/Под ред. Л. Б. Вардомского. М., 2000. С. 142−150.
  235. О.А. Экологическое регулирование в федеративном государстве: опыт Канады // США: экономика, политика, идеология. -1996. № 6.-С. 112−20.
  236. Ю.М. Государственное воздействие в процесс формирования и функционирования российской экономики // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 1995. № 6. — С. 3−14.
  237. Шило В.Е.' Американский федерализм в современных условиях: некоторые параметры эволюции. В сб.: Российская американистика в поисках новых подходов. М., 1998. С. 365.
  238. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка // Регион: Экономика и социология. 1995. № 1. — С. 3−24.
  239. Р.И. Регион. Экономические методы управления. -Новосибирск: Наука, СО, 1991. -315с.
  240. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование / Ин-т экономики и организации пром. произ-ва, СО РАН. Новосибирск, 1996. -135с.
  241. Р.И. Регион: экономические методы управления. -• Новосибирск, 1991.
  242. Р.И., Новоселов А. С. региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издат. фирма, 1993. — 442с.
  243. Э. Гвелесиани Р. А. Экономические интересы социалистического ш общества / АН ГССР, Ин-т экономики и права. Тбилиси: Мецниереба, Р 1988.-86с.
  244. Экономическая реформа в регионе: проблемы сочетания федерального и территориального. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994. -280 с.
  245. Экономические методы регулирования развития крупных городов. -J1., 1990.
  246. Энциклопедия СНГ. Выпуск «Регионы России». М., 2001. С. 209 235.
  247. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М., 1998.
  248. Ю.И. Иностранные инвестиции в России: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 1. -С. 102−109.
  249. Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: О развитие и эффективность М.: Изд. дом «Экономическая газета», 1999. -68 с.
  250. Amabil Т. How to kill creativity //Harvard business review, 1998, No.4
  251. Bartlett C., Ghoshal S. Changing the role of top management: beyond strategy to purpose //Harvard business review, 1994, No.6
  252. Bartlett C., Ghoshal S. Changing the role of top management: beyond systems to people //Harvard business review, 1995, No.3
  253. Bartol K. Management. N.Y., 1991
  254. Campbell A., Alexander M. What’s wrong with strategy//Harvard. business review, 1997, No.6
  255. Courtney H., Kirkland J. Strategy under uncertainty //Harvard business review, 1997, No.6
  256. Christensen С. M. Making strategy: learning by doing //Harvard business review, 1997, No.6
  257. Drucker P. F. Innovation and entrepreneurship. N. Y., 1986
  258. Drucker P. F. Managing for the future. N.Y., 1990
  259. Fox W. The management process: an integrated functional approach. — Homewood, 1963
  260. Goold M., Campbell A. Desperately seeking synergy //Harvard business review, 1998, No.5
  261. Hamel G., Prahalad С. K. Competing for the future. Boston, 1994
  262. Hammer M. Beyond reengineering: how process-centered organizations is changing our work and our lives. London, 1996
  263. Hammer M., Stanton S. How process enterprises really work //Harvard business review, 1999, No.6
  264. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation. N.Y., 1993j
  265. Hammer M. Reengineering work //Harvard business review, 1990, No.4
  266. Handy C. Beyond certainty. London, 1996
  267. Hout Т., Carter J. Getting it done: new roles for senior executives //Harvard business review, 1995, No.6
  268. Kim W., Mauborgne R. Creating new market space //Harvard business review, 1999, No. 1
  269. Kim W., Mauborgne R. Fair process: managing in the knowledge economy //Harvard business review, 1997, No.4
  270. Kim W., Mauborgne R. Value innovation //Harvard business review, 1997, No. 1
  271. Koontz H. The management theory jungle //Journal of Academy of — management, Vol.4, No.3 (December, 1961)
  272. Koontz H. Making sense of management theory //Harvard business review, 1962, No.3
  273. Koontz H. Management. —N.Y., 1997
  274. Makridakis S. Factors affecting success in business //Europe a management journal, 1996 Vol.14, No. l
  275. Marshall A. Principles- of economics. —N.Y., 1949
  276. Mintzberg H. Covert leadership: notes on managing professionals //Harvard business review, 1998, No.6
  277. Mintzberg H. The fall and rise of strategic planning //Harvard business review, 1994, No. l
  278. Mintzberg H. The manager’s job: folklore and fact //Harvard business review, 1990, No.2
  279. Moorman C., Miner A. Organizational improvisation and organizational memory //Academy of management review, 1998 Vol.23 No.4
  280. Nahapiet J., Ghoshal S. Social capital, intellectual -capital, and the organizational advantage //Academy of management review, 1998 Vol.23 No.2
  281. Peters T.J., Woterman R. H. In search of excellence. —N.Y., 1982
  282. Peters T. J. Thriving on chaos. N.Y., 1987
  283. Pfeffer J. Competitive advantage through people. Boston, 1994
  284. Prahalad С. K. Hamel G. The core competence of the corporation //Harvard business review, 1990, No.3
  285. Simon H. Administrative Behavior. N.Y., 1970
  286. Stoner J. Management. N.Y., 1989
  287. Taylor F. W. The principles of scientific management. N.Y., 1911
  288. The relevance of a decade: essays to mark the first ten years of the Harvard Business School Press. —Boston, 1994
  289. Urwick L. The elements of administration. London, 1950
  290. Wren D. A. The evolution of management thought. —N.Y., 1972
  291. Alexandrov O. The Role of the Republic of Karelia in Russia’s Foreign and Security Policy. Zuerich Center for Security Studies and Conflict Research// Working Paper. March 2001. № 5.
  292. Alexeev M., Vagin V. Russian Regions in Expanding Europe: The Pskov Connection. Europe-Asia Studies. 1999. Vol. 51. № 1. P. 43−64.
  293. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L., 1983.
  294. Arel D., Khmelko V. The Russian Factor and Territorial Polarization in Ukraine//Harriman Review/1996/№ 1. P. 81−91.
  295. Amin, Ash, 1998, An Institutionalist Perspective on Regional Economic Development, Research Paper, University of Durham.
  296. Aslaug H. Norway and Russia a Northern Connection. Carnegie Endowment for Peace/ Washington, 19 October 1998.
  297. Barro, Robert J. and Xavier Sala-i-Martin, 1995, Economic Growth, McGraw-Hill.ф 49. Bassin M. Russia between Europe and Asia: The Ideological Construction of Geographical Space// Slavic Review. 1991. Vol. 50. № 1.
  298. Behnke A. The Message or the Messenger? Reflections on the Role of Security Experts and the Securitization of Political Issues. Cooperation and Conflict//Nordic Journal of International Studies. 2000. Vol. 35. № 1. P. 89−106.
  299. Between Two Worlds: Mexican Immigrants in the United States/ Ed. by D.• Guttierez. Wilmington, 1999.
  300. Boas M. Security Communities: Whose Security? Cooperation and Conflict//Nordic Journal of International Studies. 2000. Vol. 35. № 3. P. 309−320.
  301. Buttimer A. Home, Reach and the Sense of Place regional identitet och forandringi den regionala samverkans samhallem 13−40. — Acta Unversitatis Upsaliensis, Uppsala, 1978.
  302. Deutschland. 2002. № 1. C.55 (www. magazine-deutschland.de).
  303. Doty R.L. Immigration and the Politics of Security. Security Studies. Winter 1998/99-spring 1999. Vol. 8. № 2/3. P.71−93.
  304. Europe Betwen Political Geography and Geopolitcs/ Ed. by Antonsich M., Kolossov V., Pagnini M.-P. Vol.' 1. Roma, 2001.
  305. Fernandez Jilberto A.E., Mommcn A. Globalization versus
  306. K. 1997, Regional impulses, Journal of Urban Affairs. Vol. 19. № -4. Frederiksen C., Hansen C. Two Nordic Border Regions. (www.geo.ut.ee/nbc/paper/frederiksenhansen.htrn).
  307. Gfoeller T.C. Diplomatic Initiatives: An Overview of the Northern Europe Initiative// European Security. 2000. Vol. 9. №.1.ф 61. Giddens A. The Consequences of Modernity Milan Polity Press, 1990.
  308. Globalization and Territorial Identities/ Ed. by Zdravko Mlinar. Avebury, England, 1992.
  309. Hart M. Of Friends, interests, Crowbars and Marriage Vowsin: Canada -United States Trade Relations. Images of Canadienness. University of Ottawa Press, 1998. P. 137−174
  310. Kubicek P. Regional Polarisation in Ukraine: Public Opinion, Voting and Legislative Behaviour, Europe-Asia Studies. 2000. № 2. P. 273−294.
  311. Kudenko I. Rational Choice Approach in International Relations. Theф Globalization of Eastern Europe. Teaching International Relations Without Borders/ Ed. by Segbers K. and Imbusch K. Munster Hamburg — L., 2000. P. 21−52.
  312. Lahteenmaki K. Cooperation of the European Border Regions. Changing European Security Landscape/ Ed. by Clive Archer and Olli-Pekka Jalonen. Tampere Peace Research Institute// Research Report. № 63, 1995. P. 158.
  313. Magomedov A. Oil and Caspian Pipeline Consortium as Instruments of щ Astrakhanand Kalmyk Leaders// Central Asia and the Caucasus. 2001. № 2. P. 87−95.
  314. O’Loughlin J. The Regional Factor in Contemporary Ukrainian Politics: Scale, Place, Space, or Bogus effect?// Post-Soviet Geography and Economics. 2001. Vol. 42.№ LP. 1−33.
  315. Paasi A. Territories, Boundaries and Concioussness: The Changing Geographies of the Finnish-Russian border. Chichester, 1996. P. 54−65
  316. Petersen B. A Talc of Four Cities: Studying National Self-images Among Russian Regional Politicians in Perm, St. Petersburg, Volgograd and Khabarovsk// The Soviet and Post-Soviet Review. 1996. № 3. P. 251−284.
  317. . M., 1997, The Regional World: Territorial Development in a Global Economy, Guilford Press: New York 1997. P. 305
Заполнить форму текущей работой