Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление конкурентоспособностью торгового комплекса потребительской кооперации в регионе: на примере Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, республиканских, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях в 2003;2008 гг.: межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Экономические, социальные и правовые проблемы современного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические основы исследования конкурентных отношений в торговом комплексе потребительской кооперации в регионе
    • 1. 1. Конкурентоспособность в системе конкурентных отношений
    • 1. 2. Современное состояние конкурентоспособности торгового комплекса в РФ и РТ
    • 1. 3. Система факторов, влияющих на конкурентоспособность торгового комплекса потребительской кооперации
  • 2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности торговых организаций потребительской кооперации региона
    • 2. 1. Анализ методик оценки конкурентоспособности отрасли и конкурентоспособности предприятий
    • 2. 2. Разработка методики оценки конкурентоспособности регионального торгового комплекса потребительской кооперации
    • 2. 3. Алгоритм управления конкурентоспособностью торгового комплекса потребительской кооперации
  • 3. Направления развития системы регионального регулирования конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации в регионе (на примере Республики Татарстан)
    • 3. 1. Оценка конкурентоспособности регионального торгового комплекса потребительской кооперации
    • 3. 2. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность торгового комплекса потребительской кооперации в регионе
    • 3. 3. Стратегия обеспечения конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации Республики Татарстан

Управление конкурентоспособностью торгового комплекса потребительской кооперации в регионе: на примере Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития мирового хозяйства, определяемый как период кризиса и рецессии, характеризуется обострением основных проблем российской экономики: усилением структурных диспропорций, обусловленных сырьевой ориентацией производителей, что оказывает влияние на состояние консолидированного бюджета годударстваобострением противоречий между реальным и финансовым секторами при низком уровне развития последнегонеэффективностью базовых институтов, определяющих состояние конкурентной среды. Кризисные явления в экономике повышают значимость принятия результативных управленческих решений, ориентированных на формирование конкурентного потенциала и конкурентной стратегии, выработку цивилизованных форм и методов конкурентного соперничества или сотрудничества, реализацию программ развития, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности отдельных субъектов хозяйствования и I государства в целом.

Решение этих проблем усугубляется разновекторностыо и нестабильностью институциональной среды конкурентных отношений в отдельных отраслях и регионах российского государства, что находит выражение в разной степени устойчивости спроса и предложения на конечные товары и услугив дифференцированном подходе государства к содержанию мер антикризисной поддержки отраслив противоречивой динамике конъюнктуры мирового рынка продукции отраслевых и региональных производителей. Это, в свою очередь, сужает возможность выбора общегосударственной стратегии, направленной на реализацию имеющегося конкурентного потенциала субъектами хозяйствования в рамках отдельных видов экономической деятельности и обусловливает повышение роли регулирующего воздействия региональных органов власти на состояние конкурентной среды.

По данным Всемирного экономического форума, в 2008 г. Россия поднялась в рейтинге конкурентоспособности, учитывающем состояние 3 институциональной среды, уровень использования производственного и человеческого потенциала предприятий, 58-го на 51 место. Это подтверждает тезис о том, что российские предприятия и комплексы обладают значительными возможностями, позволяющими сохранить конкурентный потенциал в условиях глобальной нестабильности и продолжить развитие на качественно новом уровне в период оживления и экономического роста.

Одним из субъектов социально-экономических отношений, обладающих значительным конкурентным потенциалом, что позволяет рассматривать его в качестве активного участника процессов реорганизации жилищно-коммунального хозяйства, улучшения жилищных условий населения, оказания финансовых услуг, в том числе ипотечного и потребительского кредитования, выступает потребительская кооперация. Принципы потребительской кооперации широко используются при формировании социального пакета в рамках взаимоотношений работодатель — профсоюзы — работники и члены их семей, как формы реализации социального партнерства, что приобретает особую значимость в условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры и усиления противоречий на рынке труда. Торговая деятельность предприятий потребительской кооперации как основы развития некоммерческого сектора экономики во многих отдаленных и малонаселенных сельских территориях российских регионов способствует удовлетворению значительной части потребностей населения в товарах первой необходимости и обеспечивает поддержание качества жизни. Налоговые отчисления по результатам деятельности кооперативных предприятий и организаций выступают одним из источников пополнения доходной части бюджетов разных уровней.

Объем и характер экономических ресурсов кооперативных организаций, уровень диверсификации их деятельности, накопленный за длительный период становления опыт ведения предпринимательства обусловливают наличие у них существенного конкурентного потенциала. В то же время многие предприятия потребительской кооперации не владеют эффективными методами конкурентного поведения, не применяют способы 4 достижеиия и удержания конкурентных преимуществ на потребительском рынке, затрудняются в оценке конкурентоспособности, что предопределяет низкую результативность стратегии и тактики конкурентной борьбы с коммерческими организациями. Конкурентоспособность предприятий потребительской кооперации во многом определялась формами и методами регионального регулирующего воздействия, что обусловливает актуальность разработки теоретических и методологических основ взаимодействия конкурентного потенциала и конкурентной стратегии, формирующих конкурентоспособность субъектов региональной экономики и обусловливающих возможность реализации программ государственного регулирования на мезоуровпе. Все это определило выбор темы диссертационной работы, се теоретическую и практическую значимость.

Степень изученности проблемы. Конкуренция как атрибутивное свойство рыночной экономики исследовалась в работах представителей классической школы политической экономии, которые обосновали необходимость «естественного порядка», считая, что конкурентная среда предопределяет возможность максимизации полезности субъектов хозяйствования (А.Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст.Милль, Ж.Б.Сей). Существенный вклад в развитие теории межотраслевой конкуренции сделан К.Марксом.

Основой концептуального осмысления характера конкурентных отношений в рыночной экономике выступают системы взглядов Э. Аткинсона, Р. Ансоффа, Н. Калдора, А. Курио, Дж. Кларка, А. Маршалла, Ж. Окумуры, А. Пигу, К. Поппера, Дж. Робинсон, П. Хейне, Э. Чемберлина, Ф. Шерера, А. Шлезингера, И. Шумпетера и др.

Проблема развития конкурентных отношений всесторонне разрабатывается в рамках концепций государственного регулирования экономики и становится доктринальной основой данного направления экономических исследований (Дж.Гелбрейт, Дж.М.Кейнс, Л. Иохансен, П. Самуэльсон, О. Уильямсон, Ф. Хайек, К. Эклунда, Л. Эрхарда, и др.).

В отечественной экономической науке проблеме конкурентных отношений посвящены труды Г. Л. Азоева, В. Д. Андрианова, А. А. Аузана, 5.

М.И.Гельвановского, ТЛО. Горьковой, В. М. Жуковской, И. Д. Иванова, В. Я. Лившица, И. В. Липсица, Я. А. Певзнера, А. А. Пороховского, В. К. Романович, Ю. Б. Рубина, И. В. Стародубровской, К. Ю. Тотьева, А. Ш. Хасановой, А. Ю. Юданова и др. Отдельные аспекты конкурентных отношений и конкурентоспособность субъектов хозяйствования исследовались в работах В. А. Белова, Г. Н. Белоглазовой, Ю. И. Коробова, А. В. Пантелеева, В. А. Перехожаева, Г. О. Самойлова, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова, И. П. Хоминича и других российских авторов.

Значительный вклад в развитие теории и практики регионального регулирования в современных условиях внесли П. И. Бурак, М. Я. Гохберг,.

A.Г.Гранберг, А. А. Джаримов, В. С. Золотарев, В. В. Ивантер, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова, Н. Д. Кондратьев, В. Н. Лексин, Д. С. Львов, М. Б. Мазанова, Н. Н. Некрасов, О. С. Пчелинцев, Е. Г. Чистяков, И. Н. Шапкин, А. М. Швецов,.

B.А.Шульга и др. Теоретической основой исследований в области региональной экономики, в том числе методологии комплексного развития конкурентной среды, послужили труды российских экономистов: П. М. Алампиева, А. Д. Арзамасцева, Л. В. Каиторовича, Н. Н. Колосовского,.

B.В.Леонтьева, А. С. Новоселова, А. Е. Пробста, С. Г. Струмилина, А. И. Татаркина и др.

Существенный вклад в разработку отдельных аспектов проблемы функционирования потребительской кооперации внесли М. И. Баканов,.

C.Б.Барнгольц, А. М. Бирман, Л. А. Бланк, Г. Я. Бланк, П. И. Вахрин, А. И. Гребнев, С. П. Днепровский, О. В. Ефимова, В. Ф. Ермаков, Т. Н. Заславская, З. А. Капелюк, А. П. Климов, В. В. Ковалев, М. Н. Крейнина, А. Н. Лебедев, А. В. Меркулов, Л. П. Наговицина, О. А. Новиков, М. Ф. Овсийчук, Л. Н. Павлова, К. А. Раицкий, М. В. Сероштан, Л. Б. Сидельникова, М.И.Тугаи-Барановский, А. В. Чаянов, П. Н. Шуляк и др,.

Методические основы оценки деятельности организаций торговых предприятий нашли отражение в работах М. И. Баканова, Д. Е. Давыдянца, Е. В. Исаенко, К. А. Раицкого, А. Д. Шеремета и др.

Вместе с тем следует признать, что, несмотря па повышенное внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей к законам и закономерностям конкурентного поведения субъектов хозяйствования, ряд вопросов, которые определяют методические подходы к оценке конкурентного потенциала, а также специфику регионального регулирования конкурентоспособности кооперативных организаций в российской экономике в целях обеспечения их устойчивости и социальной ответственности, требуют дальнейшего изучения.

Целью диссертационной работы является выявление особенностей управления конкурентоспособностью торгового комплекса потребительской кооперации в регионе и обоснование теоретических положений, которые позволяют разработать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования кооперативных организаций на современном этапе развития российской экономики.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

1. Выявить двойственную природу институтов потребительской кооперации.

2. Определить современные тенденции развития потребительской кооперации в российских регионах.

3. Уточнить содержание категории «конкурентоспособность торгового комплекса потребительской кооперации».

4. Выявить сущность конкурентного потенциала торгового комплекса потребительской кооперации.

5. Определить количественные показатели конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации.

6. Разработать комплексную методику оценки конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации.

7. Выявить инструменты регионального регулирования конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации.

Объектом исследования является механизм регулирования конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации в регионе.

Предметом исследования выступают управленческие отношения, возникающие в процессе реализации механизма регулирования конкурентоспособностью торгового комплекса потребительской кооперации в регионе на современном этапе развития российской экономики.

Теоретической и методологической основой диссертации стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, принципы экономической политики государства на макрои мезоуровнях, обеспечивающие формирование конкурентных отношений и повышение конкурентоспособности предпринимательства.

Всесторонний анализ системы конкурентных отношений на региональных рынках предопределил многоаспектный характер методологии исследования. Наряду с общенаучными методами и приемами — анализом и синтезом, группировкой, сравнением, классификацией, научной абстракцией, моделированием — использовался ряд специфических методов и приемов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих в полной мере раскрыть их сущность, в том числе методы контент-анализа, логического моделирования, экономико-статистических группировок (типологических, структурных, аналитических и иллюстративных), ранговой корреляции, вариантных расчетов и др. В диссертации применены методы графического отображения функциональных зависимостей и схематического представления анализируемых категорий.

Использование системно-функциональных возможностей и разрешающих способностей вышеназванных исследовательских подходов в процессе решения этапных теоретических задач осуществлялось в соответствии с их гносеологическим потенциалом.

Информационную базу исследования составляют материалы федерального и региональных статистических органов, Министерства экономического развития РФ, Министерства экономики РТ, Министерства промышленности и торговли РТ, территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы, ведомственная отчетность Центрального союза потребительских обществ РФ (Центросоюза РФ), Союза потребительских обществ РТ, монографии и периодическая литература по социально-экономической проблематике, ресурсы глобальной информационной системы ИНТЕРНЕТ, данные Института региональной политики и др. В работе используются федеральные и региональные законодательные документы и подзаконные акты, определяющие принципы функционирования отраслей экономики Российской Федерации.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 5. Региональная экономика: 5.18. Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионахрациональное использование природно-ресурсной базы Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке комплекса теоретико-методических положений и практических предложений по формированию и оценке эффективности функционирования системы регионального регулирования конкурентоспособностью торгового комплекса потребительской кооперации как элемента региональной экономической политики, что конкретизируется в следующих положениях:

1. Выявлена противоречивая сущность институтов потребительской кооперации, которые характеризуются критериальными признаками коммерческого (извлечение прибыли и распределение ее между участниками производства) и некоммерческого (оказание помощи пайщикам, безработным, пенсионерам и др.) секторов экономики, что находит отражение в содержании основных направлений деятельности кооперативных организаций: торговая деятельность на основе кооперативного предпринимательства и формирования интегрированных структурразвитие собственной инфраструктуры путем увеличения числа кооперативных организаций, что позволяет создавать дополнительные рабочие места, обеспечивать доступ к качественным товарам и услугам первой необходимости, повышать уровень доходов и качество жизни населения.

2. Определены тенденции развития торгового комплекса потребительской кооперации в российских регионах: отказ от многоотраслевой деятельности и специализация потребительских кооперативов на торговой деятельности, которая выполняет роль связующего звена между различными видами экономической деятельностиукрупнение кооперативных организаций, что позволяет использовать преимущества централизованного управления и концентрации ресурсов в конкурентной борьбе с субъектами коммерческого сектора экономики.

3. Уточнено содержание категории «конкурентоспособность торгового комплекса потребительской кооперации», которая трактуется как атрибутивное свойство локальной экономической системы, проявляющееся в формировании и реализации конкурентных преимуществ торговых предприятий потребительской кооперациикак состязательность экономических агентов, самостоятельные действия которых ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать па общие условия распределения и обмена товаров и услуг в региональной экономической системе.

4. Определено содержание конкурентного потенциала кооперативных предприятий как структурного элемента конкурентных отношений, как сети контрактов по поводу специфических активов и упорядочивающих их институтов (ограничений в виде правил и предписанийпроцедур для обнаружения отклонений от последнихнорм поведения, в пределах которых реализуются механизмы формирования правил и предписаний, осуществления принуждения) в целях минимизации трансакционных издержек, что определяет содержание конкурентной стратегии и алгоритма управления конкурентоспособностью, выступает источником конкурентных преимуществ в предпринимательском обороте и одновременно создает предпосылки для реализации кооперативными предприятиями социальной.

10 функции — социализации факторов экономического развития и повышения качества жизни населения.

5. Обоснована систематизация существующих методик оценки конкурентоспособности на основе их конструктивно-критического анализа и предложен авторский подход к определению системы критериев конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации, которая включает критерий финансовой устойчивостикритерий товарооборачиваемостикритерий конкурентоспособности товаракритерий эффективности использования материально-технической базы (МТБ) торгового предприятиякритерий эффективности труда торговых работников.

6. Разработана методика оценки конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации, учитывающая особенности функционирования кооперативных организаций, которая включает расчет показателей и весовых коэффициентов конкурентоспособности торгового комплекса и его основных конкурентовустановление матрицы значений показателей анализируемых комплексовстандартизация показателейопределение весовых коэффициентов критериев конкурентоспособности на основе корреляционно-регрессионного анализарасчет составляющих конкурентоспособностиопределение уровня интегрального показателя.

7. Сформулированы теоретические основы методов регионального регулирующего воздействия на состояние конкурентных отношений в торговом комплексе потребительской кооперации, предполагающие выявление внешних (элементы институциональной среды) и внутренних (состояние специфических активов) факторов конкурентоспособностичеткую спецификацию прав собственностиустановление информационной симметрии между участниками контракта — простыми и интегральными экономическими единицами, с одной стороны, и государственными властными структурами, с другой сторонысоздание формальных институтов, адекватных современному этапу развития процессов регионализации и глобализации, что позволит стимулировать спрос на.

11 отечественные товары, вовлечь в трансакции элементы рыночного саморегулирования и обеспечить конкурентоспособность кооперативных организаций.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут стать:

— теоретико-методической базой для дальнейшего исследования региональной отраслевой политики как инструмента устойчивого развития российских регионов и национальной экономики в целом;

— теоретической основой при разработке региональных социально-экономических программ, направленных на развитие торгового комплекса потребительской кооперациинеобходимыми для использования в учебном процессе в преподавании курсов «Региональная экономика», «Экономика потребительского общества», «Экономика и планирование па предприятиях торговли и общественного питания», при разработке спецкурсов по проблемам государственного регулирования экономики.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, республиканских, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях в 2003;2008 гг.: межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Экономические, социальные и правовые проблемы современного российского общества» (Казань, 2003), международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал и его реализация в потребительской кооперации» (Москва, 2007) — международной Интернет-конференции «Проблемы совершенствования механизма управления экономическими системами па продовольственном рынке» (2008) — международной научно-практической конференции «Ориентиры конкурентоспособности потребительской кооперации» (Москва, 2008) и др.

Имеется 11 публикаций по теме диссертации общим объемом 4,6 п.л. (авт. — 4,45 п.л.), в том числе статьи в журнале «Вестник Казанского.

12 государственного аграрного университета" (2008), который входит в реестр журналов, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Результаты выполненного исследования апробированы в процессе преподавания дисциплин «Маркетинг», «Региональная экономика», «Экономика отрасли», «Экономика потребительского общества», «Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания» в Казанском кооперативном институте (филиале) AHO ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации». Отдельные положения диссертации были использованы в деятельности Министерства промышленности и торговли РТ, Союза организаций потребительской кооперации РТ, что подтверждено справками о внедрении.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографии, включающей 158 наименований, и приложений.

Заключение

.

Исследование, проведенное в рамках поставленных в диссертации целей и задач, дает основание для следующих выводов и рекомендаций.

Характер всякого экономического развития всегда был самым неразрывным образом связан с конкуренцией как универсальной движущей силой, определяющей условия развития производительных сил, научного, технологического и социально-политического прогресса. Конкуренция, являясь символом и смыслом рыночной экономики, рассматривается как один из сущностных признаков рынка, как форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования общественного производства.

В нашем понимании, конкурентные отношения определяются как экономическое взаимодействие между субъектами хозяйствования за более выгодные условия поставки и использования экономических ресурсов, производства, реализации по поводу обеспечения наилучшего их положения в экономической системе, со всеми вытекающими отсюда последствиями: прибыль, имидж, устойчивость и т. д.

В системе конкурентных отношений конкурентные преимущества занимают основополагающее центральное место, так как, во — первых, их формирование и развитие возможно лишь в среде конкуренции, а, во — вторых, они являются целью конкурентной стратегии и выступают ключевыми факторами конкурентоспособности субъекта.

В экономической литературе понятия «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества» отождествляются. При наличии тесной причинно-следственной связи эти категории имеют существенное различие. Совокупность конкурентных преимуществ формирует конкурентоспособность объекта исследования.

Проводя семантический анализ конкурентоспособности, следует отметить, что конкурентоспособность — это многоуровневая, сложная категория. Многие исследователи считают микроуровень основой конкурентоспособности, так как именно на нем закладывается конкурентный успех макроуровня.

Производитель может быть конкурентоспособным, только если конкурентоспособен его товар. Конкурентоспособная отрасль, в свою очередь, состоит из успешных производителей. Конкурентоспособность комплекса включает в себя все факторы, созданные на микроуровпе и одновременно влияет на них. Но определять конкурентоспособность комплекса только как наличие на ее территории конкурентоспособных производителей не совсем верно. Здесь добавляются новые, присущие только ему факторы.

В 2007 году розничная торговля РФ развивалась значительно динамичнее, чем в 2006 году. Прирост оборота розничной торговли составил 15,2%, тогда как в 2006 году — 13,9 процентов.

В Уральском, Приволжском и Южном федеральных округах темпы прироста оборота розничной торговли превысили средне российский показатель (на 2,5−5,9%). В 25 регионах России, включая автономные округа, в 2007 году отмечается более чем 20% прирост объема.

На сегодняшний день торговля выглядит чрезвычайно привлекательной для иностранных инвесторов. В России сложилась благоприятная ситуация, которая позволяет с наименьшей степенью риска инвестировать средства в торговую отрасль. Ненасыщенный спрос, возможности экспансии в регионы и развитие потребительского кредитования — все это привлекает все новых иностранных инвесторов, а также дает возможность расти уже присутствующим на рынках российским и международным игрокам.

На потребительском рынке Республики Татарстан в 2007 году сохранялись высокие темпы роста оборота розничной торговли и общественного питания, торговая инфраструктура продолжала развиваться. По объему оборота розничной торговли Республика Татарстан по итогам января-декабря 2006 г. заняла третье место среди регионов Приволжского Федерального округа.

Совокупный объём деятельности организаций потребительской кооперации России за 2007 год составил 173 млрд. рублей.

Торговля — основной вид деятельности организаций потребительской кооперации. Сегодня система включает более 50 тысяч магазинов. В общем объеме розничного товарооборота Российской Федерации на долю потребительской.

174 кооперации приходится 4,7%. Однако, ее удельный вес в продаже социально значимых товаров для сельского населения является доминирующим.

Доля Татпотребсоюза в общем обороте розничной торговли Республики Татарстан составляет 1,6%. За последние шесть лет данный показатель снизился более чем в два раза.

Установлено, что на конкурентоспособность торгового комплекса потребительской кооперации оказывают влияние система внешних (государственное и нормативно — правовое регулирование, социально — политические условия, экономические условия, демографические условия, природно — климатические условия) и внутренних (трудовой фактор, социальный, имущественный, управленческий, финансовый, интеллектуально-информационный) факторов.

На основе разработанной методики оценки конкурентоспособности торгового комплекса потребительской кооперации проведена апробация по данным Татпотребсоюза и Чувашпотребсоюза за период с 2005 по 2008 годы. Выделенные уровни конкурентоспособное ги позволили распределить значения интегрального показателя исследуемых комплексов. Установлено, что в анализируемый период Тастпотребсоюз являлся неконкурентоспособным, а Чувашпотребсоюз в 2006 году обладал конкурентоспособностью в среднесрочном периоде, в 2007 году этот показатель снизился — до относительной конкурентоспособности, в 2008 году также являлся неконкурентоспособным.

В результате оценки составляющих конкурентоспособности торговли потребительской кооперации и предложенных стратегий по их обеспечению для Татпотребсоюза предложены следующие мероприятия: использование метода «цепочка ценностей» при формировании мероприятий развития торговли потребительской кооперациисоздание торговой сети потребительской кооперациистратегическое управление на уровне предприятиясохранение целостности системы посредством акционирования предприятийобеспечение системы качества реализуемых товаровоптимизация работ с поставщикамипроведение эффективной инвестиционной деятельностисовершенствование системы материального стимулирования работниковконкурентное.

175 ценообразованиегибкая товарная и ассортиментная политикавнедрение компьютерного обеспечения в деятельность торговых предприятий.

Перечисленное выше позволяет сделать вывод о том, что цель диссертационного исследования достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948−1 (с изм. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г.).
  2. О потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон Российской Федерации //Экономика и жизнь. 1992. — № 31.
  3. В. Управление конкурентоспособностью экономических систем// Маркетинг. 2004.-№ 5, с. 19−23.
  4. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Изд-во «Центр экономики и маркетинга», 1996. — С.208.
  5. Г. Л., Челепков А. П. Конкурентные преимущества фирмы / Гос. ун-т управления, Нац. фонд подготовки фии. и упр. кадров. М.: ОАО «Тип. „Новости“, 2000. — 256 с.
  6. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с франц. / А. Дайан, ф. Букерель, Р. Ланкар и др.-М., 1993.-С.201.
  7. В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы//Маркетинг в России и за рубежом. 2005, № 1. С 111.
  8. А., Дубнипа М., Качура С., Марченко В., Ляшенко В. Регионы Украины: оценка конкурентоспособности//Экономист. 2005. — № 12. С.62−74.
  9. И. Стратегическое управление / Под ред. Е. И. Евенко. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
  10. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа— М.: Финансы и статистика, 1995.-286с.
  11. И.Баумгартеп Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции.//Маркетинг в России и за рубежом, 2005 г.- № 4.- С.72−76.
  12. Н.Бейдель Т. В. Эффективность оптово-розничной торговли потребительской кооперации: Дис. кап экон. наук. 08.00.05. — Новосибирск. -2005.-С. 125.
  13. Е. Г., Черемных Ю. Н., Керта X., Отто К. Математическое моделирование экономических процессов. М.: Изд-во МГУ, 1990, — 157с.
  14. А. Р., Цихоцкий А. В. Потребительская кооперация в условия: перехода к рыночной экономике. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние 1993.
  15. Большой коммерческий словарь / Под ред. Т. Ф. Рябовой. М.: Ред. „Войн и мир“, 1996.-С. 123.
  16. И.В. Формирование и развитие конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации: Дис. кап экон. наук. 08.00.05. -Белгород. 2005. — С. 193.
  17. Е. Человеческий капитал как основной источник экономического роста // Экономика Украины. 2003. — № 7. — С. 48−53.
  18. A.A. Методология управления конкурентоспособностью российских промышленных предприятий: Автореф. дис. д-ра экон. наук. 08.00.05., 08.00.13.-Москва.-2007.-С. 46.
  19. Т. Маркетинговый анализ потенциальных возможностей предприятия// Маркетинг. -2006. № 2. -С.59−66.
  20. A.B. Эффективный менеджмент. М.: Финпресс, 2000.-С.1056.
  21. К.В. Организационно-экономический механизм совершенствования управления конкурентоспособностью предпринимательских структур: Дис. кап экон. наук. 08.00.05. Санкт-Петербург. — 2007. — С. 161.
  22. A.C. Конкурентоспособность предприятия: методы анализа и оценки. Дис.канд.экон.наук. 08.00.05. Уфа. 1999.-С 150.
  23. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: перевод с немецкого -М.: АО „Инттерэксперт“, Экономики, 2000.- С. 344.
  24. . Концепция устойчивого конкурентного преимущества // Проблемы теории и практики управления, 2004.- № 4, — С. 107−113.
  25. Е. Современный экономический рост и догоняющее развитие//Мировая экономика и международные отношения. — 2003. № 8. — С. 31−40.
  26. B.C. Стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы: Дис. в виде науч. докл.. канд. экой. паук. СПб., 2001. — 32 с.
  27. Э.А. Конкурентоспособность в системе конкурентных отношений/ Э. А. Гатина // Вестник Казанского государственного аграрного университета № 3. Казань, 2008.
  28. Э.А. Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий системы потребительской кооперации / Э. А. Гатина // Маркетинг: теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Казань. 2005.
  29. Э.А. Методы оценки конкурентоспособности комплекса (отрасли)/ Э. А. Гатина, // Вестник Казанского государственного аграрного университета № 3. Казань, 2008.
  30. Э.А. Социальная функция потребительской кооперации / Э. А. Гатипа // Экономические, социальные и правовые проблемы современного российского общества: материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Казань, 2003.
  31. Э.А. Социальный аспект конкурентных отношений системы потребительской кооперации / Э. А. Гатина // Условия и факторы конкурентоспособности потребительской кооперации: межвузовский сборник научных трудов. Казань: Изд-во „Диалог-Компыотерс“, 2005.
  32. М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998.- № 3. ЗО. Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело. — М.: Банки и биржи, 1996.
  33. И. В. Разработка конкурентных стратегий. М: ООО „Маркет ДС Корпорейшн“, 2004. -128 с.
  34. Е. И. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. -М.: Финпресс, 1998.
  35. Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Монография.-Таганрог: ТРТУ, 2000.- 244 с. http://www.aup.ru/books/m56/33.htm.
  36. Г. Я. Стратегический менеджмент. http://www.aup.riooks/m24/9. htm/.
  37. Горбашко Е. А, Управление качеством и конкурентоспособностью: Учеб. пособие/С. Петерб. гос. ун-т экономики и финансов,-СПб., 2001.-309 с.
  38. Григорьева O. J1. Формирование конкурентных преимуществ системы потребительских кооперативов агропромышленного комплекса: Дис. кан экон. наук. 08.00.05. Саратов. — 2006. — С. 169.
  39. С. Планово-корпоративная система и конкурентоспособность// Экономист. 2005. — № 12. С. 3−21.
  40. Гуриева JI. K Конкурентноспособность инновационно ориентированного региона: Автореф. дис .д-ра экон.наук. Москва, 2007.-С.325.
  41. Г. В., Чукин Н. И., Калмыков В. В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации. М.: Издательско-кпиготорговый центр „Маркетинг“, 2002. — 176 с.
  42. Г. В., Дигилина О. Б., Чукин Н. И. и др. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ: Монография, М: Издательско-торговая корпорация „Дашков и К“, 2003. — 384 с.
  43. И. П. Конкурентоспособность продукции / Чебоксары: Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова, 1997.
  44. Е.А. Конкурентоспособность предпринимательских структур и продукции: Автореф. дис.. канд. экон. наук / РАГС. М., 2002. — 23 с.
  45. Г. П. Управление маркетингом. Учеб. Пособие.-М.: ИНФРА-М, 2000.- С. 280.
  46. A.A., Кузьбожев Э. Н. Измерение конкурентоспособности предприятия отрасли: теория и методы измерения. Курск: Изд-во ГУИПП „Курск“, 2000. -С. 88.
  47. B.C., Милета В. И. Системный анализ деятельности предприятий. М:. Финансы и статистика, 1990. — 117с.
  48. M.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Экономика, 1991. — С. 128.
  49. П. Управление, нацеленное па результаты. Пер с англ.- М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. С. 228.
  50. Г. Н. Реформирование организации управления потребительской кооперации. Диссертация к.э.н. М., 1992, -106 с.
  51. П.С. Конкурентоспособность и маркетипг//Российский экономический журнал, 1995. № 2, с. 50−55.
  52. Ю.Б. Конкурентоспособность предприятия в условиях формирования рыночных отношений: Монография Харьков: ХГЭУ, 1997. -С.246.
  53. Ю. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности // Экономист. 2000.-N 10. -С.92−94.
  54. Н.С. Управление потенциалом конкурентоспособности предприятий химической отрасли на основе аддитивного подхода: Автореф. дис.. кан. экон. наук.08.00.05. Казань. — 2007. — С.27.
  55. C.B. Сравнительный анализ потенциала и эффективности экономики российских регионов // ЭКО 2002 г.- № 7, — С.62−76.
  56. В.В. Функции потребительской кооперации в переходной экономике- // Вестник Московского Университета, Сер.6 Экономика, 1997, № 1
  57. В., Копылов Н. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика. 2002, CJ159.
  58. Н.Б. Практика применения экономико математических методов и моделей.-М.: ЗАО „Финстатинформ“, 2000, — С. 246.
  59. Кобрин 10. Инновации условия конкурентоспособности//Экономист- 2004. -№ 12.-С. 23−29.
  60. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. Москва, Центросоюз Российской Федерации, 200. — 126 с.
  61. A.B. Конкурентоспособность и ее формирование в переходной экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук. 08.00.01. Казань. — 2003. — С.23.
  62. Е.Ю. Формирование конкурентных отношений и конкурентоспособности экономических систем: Дис. кан. экон. наук. 08.00.01. Чебоксары. — 2006. — С. 153.
  63. Майкл Леви, Бартон А. Вейтц. Основы розничной торговли. Санкт-Петербург: „Питер“, 1999. 250 с.
  64. Г. Ф. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия: Практ. пособие по качеству для руководителей и специалистов предприятий. Тольятти 2000. — 54 с.
  65. А. П. Перспективы развития кооперативного движения в XXI веке // Материалы паучно-практической конференции „Кооперативная самобытность в новом тысячелетии“. М., 2000. С. 6.
  66. И.В. Оценка конкурентоспособности предприятия// Маркетинг в России и за рубежом, 2003.-№ 4.- С.36−38.
  67. A.C. Статистическо-экономический анализ и диверсификация параметров. М.: „Стандарты и качество“, 1969, № 2 5с.
  68. A.B. Конкурентоспособность торговли потребительской кооперации тюменского севера: Дис. кан. экон. наук, Новосибирск, 2002.-С.172.
  69. Г. Н. и др. Оценка экономической конкурентоспособности энергетических предприятий: монография/Марченко Г. Н., Михаилов С. Н., Мансуров P.E.- М-во образования и науки РФ и др. Казань: КГЭУ, 2005. -204с.
  70. JI. Принципы экономической науки: т.2. В 3 т.: Пер. с англ.- М.: Прогресс. Фирма „Уииверс“, 1993. -309с.
  71. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — С.702.
  72. Дж. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. Т. 1. М.: Прогресс, 1980.
  73. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  74. Э. В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность, -СПб. и др.: Питер, 2004. 267с. — (Теория и практика менеджмента).
  75. В. С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. -Нальчик: Эльфа, 1996.
  76. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. 4.1, 2. М.: Внешторгиздат, 1993.-С. 302.
  77. Д.С. Конкурентные преимущества региональных хозяйственных систем в современных условиях: Дис. кан. экон. наук. 08.00.05.- Самара. 2007. — С. 185.
  78. И., Факторы, определяющие конкурентоустойчивость предприятия//Предпринимательство. 2003,-№ 12.С.32−37.
  79. А.И. Инновационное развитие и инновационная культура //Наука и наукознание. 2001. — № 2. — С. 54−65.
  80. К.Б. Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур на товарном рынке: Дис. кан. экон. наук.1 840 800.05. Санкт-Петербург. — 2001. — С. 169.
  81. Р. Б., Цыгичко Л. И, Маркетинг: как побеждать на рынке, — М., 1991.С.151.95.0городникова Ю. Г. Конкурентные отношения и их специфика в инновационной деятельности: Дис. кан. экон. наук. 08.00.01. -Казань. 2002. — С. 153.
  82. Е.А. Многофакторпые модели по оценки экономического потенциала компании// Экономический анализ: теория и практика. 2003.- № 9.-С.20−23.
  83. Основные показатели социальной и хозяйственной деятельности потребительской кооперации России за 2001 год. -М: Центросоюз, —2002.
  84. Т.Ф. Роль образования в повышении трудового потенциала// Рынок труда в регионе, его формирование и регулирование в период трансформации. Всероссийская научно-практическая конференция, 1998.
  85. В. Конкурентоспособность // Риск. 1999, — № 4.
  86. Ф. Друкер Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.- М.: Межд. Палата, 1992. С. 352.
  87. Г. А. материальное стимулирование труда как фактор динамичного развития торговли потребительской кооперации: Автореф. дис.кан. экон. Наук. 08.00.05. Белгород. — 2008- - С.26
  88. М. Международная конкуренция.- М.: Международные отношения, 1995.-С.361
  89. М.О. Методология обеспечения конкурентоспособности системы управления сетевой предпринимательской структуры на основе целевой рекламы: Автореф. дис. д-ра экон. наук. 08.00.05.- Санкт-Петербург. 2007. — С. 37.
  90. Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998−2002 гг. // Российская кооперация. 1998. — 15 авг. -№ 34,35.
  91. A.A. Новые модели инвестирования в потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования. Научно-теоретический журнал. 2003, № 1. С. 64.
  92. Г. С. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности: Дис. кан. экон. наук. 08.00.01.-Казань.-2003.-С. 143.
  93. Ресурсная ориентация перспективное направление развития конкурентоспособности фирмы // Директор-дайджест. — 2003. — № 4.С.26−29.
  94. Е.С. Маркетинговые исследования: методика и практика,-Казань: Изд-во Казанского университета, 2005.- С. 112.
  95. И. А. Способ модификации матрицы „Бостон консалтинг групп“ в условиях дефицита маркетинговой информации // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 2. — С. 41−58.
  96. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Минск: Перспектива, 1997.- С. 498.
  97. П., Федорова М. О природе потребительской кооперации // Экономист, 1998, № 6.
  98. Д.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала. Дис. кан. экон. наук, СПб.:2000.-С.250.
  99. Н.З., Сафиуллин JI.H. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: Монография. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2002. С. 104.
  100. Сельская бедность: стратегия преодоления: Монография / Под обш. ред. В. Н. Титаева. Саратов- РИИЦ Поволжского кооперативного института, 2006.-280 с.
  101. А. К. Идеология кооперативного менеджмента в XXI веке // Деловой вестник „Российской кооперации“. 2001. № 5.
  102. Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: Европейский подход //Регион: экономика и социология. 2005. № 2. CJI98.
  103. Е.Г. Конкурентоспособность промышленных186предприятий потребительской кооперации и методика ее оценки: Дис. кан экой. наук. 08.00.05.-Москва. -2004. -С. 135.
  104. М. В, Перспективы развития кооперативного движения в XXI веке // Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. М.: Центросоюз РФ, 2001.
  105. М. В. Преимущества кооперации и пути их реализации. //Российская кооперация. 2001. № 35.
  106. М.В. Исследование конкурентоспособности потребительской кооперации- Монография, Белгород: Издательство БУПК „Кооперативное образование“, 1999, — 309 с.
  107. В. Конкурентная среда, необходимая для производства конкурентоспособной продукции // Стандарты и качество. 2000. — N 6. — С.38−42.
  108. Л., Критерии оценки финансового состояния предприятия //Бизнес информ, 2001, — № 12.-С.37−41.
  109. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской федерации. Реализация рекомендаций научно-практических конференций. — М.: Центросоюз РФ» 2001.
  110. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации М: Центросоюз РФ, 2003.
  111. Справочные материалы коллегии Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества от 07.07.2005.
  112. М.Г. Управление потребительской кооперацией в условиях устойчивого развития: Автореф. дис. канд. экоп. наук. 08.00.05. -Йошкар-Ола. 2007. — С. 24.
  113. А.Т. Управление конкурентоспособностью предприятий оптовой торговли: маркетинговый аспект: Автореф. дис. канд. экой. наук. 08.00.05. Махачкала. — 2006. — С. 17.
  114. Татарстан в цифрах-2006. Статистический сборник / Госкомстат РТ. -Казань, 2007.- С. 450.
  115. Татарстан в цифрах-2007. Статистический сборник / Госкомстат РТ. -Казань, 2008.- С. 450.
  116. А. О. Социально-экономические проблемы управления деятельностью потребительской кооперации. М., 1992. 169 с.
  117. В.И. Совершенствование организационных структур управления в системе потребительской кооперации: Учебное пособие. •— Белгород: Изд-во БУПК, 1998. 109 с.
  118. JI. Е. Основы потребительской кооперации: учебное пособие. --М.: Бита-Пресс, 2001. 160 с.
  119. Теплова J1.E., Исаенко Е. В. Сущность кооперации и особенности ее развития в современной России. —Белгород, БУПК, 1996.
  120. M. Н. Развитие потребительской кооперации в условиях формирования рынка сельскохозяйственной продукции в регионе (на примере Республики Мордовия). Саранск, 1998. 176 с.
  121. В.Н. Исторический опыт и проблемы развития потребительской кооперации Российской Федерации 1965—1995 гг. (На материалах областей Нижнего и Среднего Поволжья). Саратов, 1998. -324 с.
  122. Толковый словарь русского языка / Сост. В. В. Виноградов и др.- под ред. Ушакова Д. H. М.: Русские словари. Т. 3: П — РЯШКА. — 1994. — С.714.
  123. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. — М, 1989.
  124. Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. 2002. — № 5.35−39.
  125. P.A. Стратегический маркетинг М.: ЗАО «Бизнес школа» Интел-синтез", 2000 г.С.251.
  126. Э., Ренц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа, 1983. -368с.
  127. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение, В 2-х т. Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1992.-371с.
  128. Р. Н. Потребительская кооперация республики Татарстан (Сегодня и завтра). Казань издательство «Дом печати», 1997. -288 с.
  129. Ю.Р. Методы оцени конкурентоспсобности предприятия//188
  130. Маркетинг, 2003.- № 4.- С.26−33.
  131. А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях: Дис. докт. экон. наук Казань, 1999.-С.189.
  132. К. Время, как фактор стратегии конкуренции // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 3.-С.35−39.
  133. Целикова J1.B. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки // Вестник Московского Университета. Сер.6. Экономика. — 2000. — № 2. с.57−67.
  134. А. Высокая цена конкурентоспособпости//Экономист, 2003, № 1.- С. 31−36.
  135. Г. Н. Основные проблемы экономики предприятия / Под ред. А. Г. Поршиева. -—М: Финансы и статистика, 1996.-512 с.
  136. К. Проблемы конкурентоспособности экономики России // Маркетинг. 2003. № 1.С.23−29.
  137. Шепелева J1. А. Слагаемые успеха (о передовом опыте Саратовского облпотребсоюза)/ Поволж. кооп. ин-т Центоросоюза РФ. Энгельс: Регион, инф.-изд. центр поволж. кооп. ин-та, 2002. — 87 с.
  138. Шепелева J1.A., Казарип С. Н. Маркетинг в организациях потребительской кооперации: Практическое пособие / Поволж. кооп. ин-т Центросоюза РФ. Энгельс: РИИЦПКИ, 2004. — 36 с.
  139. Шеховцова JLC. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания.-2001. -№ 4.-е. 11−16.
  140. В.Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия// Маркетинг. 2005. -№ 1.- С.38−60.
  141. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. -М: Экономика, 1990. 351 с.
  142. Экономика потребительской кооперации: резервы и пути развития, /Под ред. А. И. Евдокимова, В. И. Блистера. М.: Экономика, 1990. — 242 с.
  143. Экономика Татарстана в цифрах и фактах. Казань: Государственный комитет Статистики РТ, 2005. С. 231.
  144. А. Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во «ТНОМ-ПРЕСС», 2006.
  145. А.Ю. Конкуренция: теория и практика.- М., 1996. С. 365.
  146. М.Р. Формирование конкурентный стратегий (на примере предпринимательских структур АПК): Автореф. дис. на соиск. Учен. степ, канд. экон. наук спец. 08.00.05. Казань. -2004. — С. 27.
  147. Анализ определении понятия «конкурентоспособность"1. Определение Автор
  148. Трак-ювка понятий конкурентоспособности в записи, мост 01 их субъекгно-объекгнойпринадлежности
  149. Носитель конкурентных прснмущесн) Понятно Авторы дефиниции
  150. Рыночные отношения в целом Конкуренция наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок н Макконелл Кэмпбэлл Р. Брю Стэнли Л.
  151. С фана Копкурешоспособность с фаны -способность ее фирм и отраслей опережать соперника в завоевании укреплении позиций на зарубежных рынках. Гельваповский М И. Жуковская В. М. Трофимова И.Н. Чертко Н.Т.
  152. Регион Конкурентоспособность региона это обусловленное экономическими, социальными, политическими и дру1 ими факторами положение региона и его от дельных товаропроизводителей па внутреннем и внешнем рынках. Селезнев А.З.1. Продолжение приложения 5
  153. Фирма Модель конкуренции как «точка отсчета». Она показывает, как конкурирующие фирмы, движимые мотивом прибыли, отвечают на изменения цен на их продукцию и используемые факторы производства, когда не существует контроля над ценами. Хайман Д.Н.
  154. Этапы н теории исследования конкуренции и конкурентоспособностиэкономических снс! см
  155. Теории Авторы Содержание Период
  156. Марксистск ая К. Маркс Конкуренцией называл «свойственную товарному производству. антагонистическую борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров». вторая половина XIX в.
  157. Структурна я Ф. Эджуор т, А. Курио, Дж. Робин сон, Э. Чем- берлен Акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. XIX и особенно в XX в.
  158. Динамика объема продаж торговли FT
Заполнить форму текущей работой