Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование системы электроснабжения летательных аппаратов на основе разработки аксиальных электромагнитных преобразователей энергии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во втором разделе приведены общие сведения и критический анализ конструкций и режимов работы известных (радиальной конструкции) индукционных и фазорегуляторов. Разработаны новые аксиальные конструкции, индукционных и фазорегуляторов для совершенствования систем электроснабжения летательных аппаратов, основанные на изобретениях проф. Гайтова Б. Х. Подробно изучены переходные режимы работы… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений и обозначений

1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Общие сведения о структурах и режимах работы систем электроснабжения современных летательных аппаратов

1.2. Научные подходы к режимам работы и совершенствования бортовых СЭС

1.3. Особенности СЭС современных зарубежных ЛА

1.4. Особенности эксплуатации СЭС ЛА

1.5. Параллельные каналы генерирования энергии в ЛА. Формулировка задачи исследования

1.6. Выводы по разделу

2. РАЗРАБОТКА АКСИАЛЬНЫХ ФАЗОРЕГУЛЯТОРОВ И ИНДУКЦИОННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

2. 1. Общие сведения о конструкциях и режимах работы фазорегуляторов и индукционных регуляторов напряжения

2.2. Критический анализ фазорегуляторов и индукционных регуляторов напряжения радиального исполнения.

2.3. Обоснование конструкции аксиальных фазорегуляторов. Построение СЭС ЛА на их основе

2.5. Переход к сдвоенным аксиальным индукционным регуляторам. Преобразование их матричной модели к комплексному виду

2.6. Способ повышения качества постоянного тока с помощью АМТВП

2.7. Устройство и принцип работы аксиального многофазного трансформатора с вращающимся магнитным полем

2.8 Выводы по разделу

3.МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АКСИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

3.1. Общие сведения по исследованию переходных процессов в электромагнитных преобразователях энергии

3.2. Анализ методов исследования переходных процессов электромагнитных преобразователей энергии

3.3. Гармонический анализ выходного напряжения многофазного трансформатора с вращающимся магнитным полем

3.4. Построение математической модели трансформатора с вращающимся магнитным полем ТВП — 3/

3.5. Преобразование математической модели АМТВП — 3/9.

3.6. Выводы по разделу 3

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАНАЛОВ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

4.1. Общие сведения об организации и условиях параллельной работы генераторов в СЭС ЛА

4.2. Распределение нагрузки между параллельными каналами СЭС ЛА с помощью аксиальных регуляторов напряжения

4.3. Синхронизация генераторов переменного тока для параллельной работы в СЭС ЛА

4.4. Работа аксиального фазорегулятора в качестве пассивного синхронизатора

4.5. Выводы по разделу 4 142

Заключение 143

Литература 145

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список сокращений и обозначений

АБ — аккумуляторная батарея- АГ — асинхронный генератор- АД — авиационный двигатель-

АДКЗ — асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором- АДРМ — асинхронный двигатель регулируемой мощности- АИП — аварийный источник питания- АИР — аксиальный индукционный регулятор- АМТ — аксиальный многофазный трансформатор-

АМТВП — аксиальный многофазный трансформатор с вращающимся полем-

АМТ-ИР — аксиальный многофазный трансформатор индукционный регулятор-

АМТ-Ф — аксиальный многофазный трансформатор-фазорегулятор-

АО — авиационное оборудование-

АФР — аксиальный фазорегулятор-

БИЭ — бортовой источник электроэнергии-

БКО — бортовой комплекс обороны-

БКВ — блок конденсаторов возбуждения-

БКРМ — блок конденсаторов компенсации реактивной мощности-

БРЗУ — блок регулирования, защиты и управления-

БКШ — блок коммутации шин-

БПП — блок переключения питания-

ВА — военная авиация-

ВКА — выносная коробка привода агрегатов-

ВМГГ — вращающееся магнитное поле-

ВСУ — вспомогательная силовая установка-

ВТА — военно-транспортная авиация-

ВУ — выпрямительное устройство-

ГА — гражданская авиация-

Г~ Т — генератор переменного тока-

Г=Т — генератор постоянного тока-

ГП — гидравлический привод-

ДМР — дифференциально-минимальное реле-

PIP — индукционный регулятор-

ИРАК — индукционный регулятор аксиальной конструкции-

ИЭЭ — источник электрической энергии-

КК — контактные кольца-

КПД — коэффициент полезного действия-

КСА — коробка самолетных агрегатов-

КЩУ — контактно-щеточный узел-

JIA — летательный аппарат-

МГП — массогабаритные показатели-

МГУ — мотор-генераторная установка-

МДС — магнитодвижущая сила-

МГТС — машина постоянного тока-

НПЧ — непосредственный преобразователь частоты-

ОИП — основной источник питания-

ОЭМ — обобщенная электрическая машина-

ПГЛ — привод гидравлический лопаточный-

ППС — привод постоянной скорости-

ПЧ — преобразователь частоты-

ПЭ ~ - потребители энергии переменного тока-

ПЭ = - потребители энергии постоянного тока-

ПТС — преобразователь тока статический-

ПФ — преобразователь фаз-

РН — регулятор напряжения-

РУ — распределительное устройство-

САИР — сдвоенный аксиальный индукционный регулятор-

САЭ — система автономного электроснабжения-

СГ — синхронный генератор-

СГВВ — синхронный генератор с вращающимися выпрямителями-

СН — система навигации-

СПЧ — статический преобразователь частоты-

СУ — система управления-

СУВ — система управления вооружением-

СЭС — система электроснабжения самолета-

ТВП — трансформатор с вращающимся магнитным полем-

ТВУ — трансформаторно-выпрямительное устройство-

Т-Ф — трансформатор-регулятор-

ФК — фильтр конденсатор-

ФР — фазорегулятор-

ШП — шина питания-

ЦВТ — цифровая вычислительная техника-

ЦРУ — центральное распределительное устройство-

ЦСК — централизованные системы контроля-

ЭДС — электродвижущая сила-

ЭМ — электрическая машина-

ЭММ — электромагнитная муфта-

ЭМПЭ — электромеханический преобразователь энергии-

ЭП — электромагнитный преобразователь энергии-

ЭМР — электромеханический регулятор-

ЭМС — электромагнитная совместимость-

ЭМФ — электромашинный фазовращатель (фазорегулятор) —

ЭТХ — эксплуатационно-технические характеристики-

ЭХГ — электротехнический регулятор.

Совершенствование системы электроснабжения летательных аппаратов на основе разработки аксиальных электромагнитных преобразователей энергии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современные военно-воздушные силы оснащены высокоэффективными летательными аппаратами (JIA), позволяющими решать все более широкий круг непрерывно усложняющихся боевых задач. Это обуславливает необходимость непрерывного совершенствования, как самих ДА, так и их бортового оборудования, в первую очередьэлектроэнергетического. При этом происходит рост числа и мощности бортовых источников, преобразователей, регуляторов и потребителей электрической энергии, постоянно повышаются требования к надежности электроснабжения JIA электроэнергией высокого качества постоянным и переменным током.

На современных тяжелых самолетах установленная мощность бортовых источников электроэнергии достигает 300. 500 кВА, а качество и надежность функционирования систем электроснабжения в значительной степени влияет на безопасность полетов и выполнение полетного задания.

Одним из методов повышения надежности электроснабжения JIA является резервирование основных источников питания. Поэтому согласно действующим требованиям в боевых JIA предусматривается не менее двух независимых систем (подсистем) электроснабжения. Для приемников, без которых невозможно обеспечить безопасность полетов ЛА, предусматривается двухи даже трехкратное резервирование питания от основных источников, а также питание от специальных аварийных (резервных) источников питания [35,95,111 и др.].

Несмотря на это отказ основного источника электроэнергии ЛА в полете делает невозможным продолжение выполнения полетного задания. Поэтому, согласно Руководству по летной эксплуатации, единственной в такой ситуации задачей, становится обеспечение успешной посадки дорогостоящей боевой авиационной техники на ближайший аэродром в короткий временной интервал, составляющий 10−15 минут, с использованием аварийного источника питания.

АИП). Это представляет определенные трудности и сопряжено с риском для экипажа.

Кроме того, АИП (аккумуляторная батарея) обеспечивает питанием только жизненно важные системы JIA, в то время как система управления вооружением (СУВ), бортовой комплекс обороны (БКО) не функционируют. В момент боевого соприкосновения с противником наступление ситуации отказа основного источника питания (ОИП) практически предопределяет исход поединка: вероятность поражения своего JIA резко увеличивается [27,35,89,111 и др.]. Отказ аварийного источника электропитания приводит к остановке авиационных двигателей (АД) и, как следствие этого, к катастрофе JIA.

В вопросах электроснабжения JIA большое значение имеет качество энергии генерируемой бортовым источником электроэнергии (БИЭ), характеризуемое стабильностью амплитуды и частоты вырабатываемого напряжения. Последнее определяет надежность, точность и ресурс работы потребителей электроэнергии: радиотехнического, специального и электрооборудования JIA.

Естественно, что в этих условиях поиск путей повышения надежности БИЭ JIA, улучшения его эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ), является актуальной и важной задачей в обеспечении безопасности полетов, усилении боевых качеств JIA.

В общем случае организация электроснабжения JIA зависит от множества факторов, к которым относятся назначение и тип JIA, требования к надежности электроснабжения, к типу и качеству электроэнергии и др. Поэтому на современных JIA для электроснабжения применяются различные комплексы устройств, предназначенные для производства, передачи и распределении электрической энергии. В настоящее время на JIA в качестве аварийных и резервных источников питания используются (помимо АБ, как сказано выше) электрогенераторы, приводимые во вращение от вспомогательной силовой установки или от выпускаемой в воздушный поток турбины (ветрянки).

Большой вклад в развитие современного электрооборудования JIA внесли.

Бертинов А.И., Бобов К. С., Брускин Д. Э., Винокуров В. А., Конев Ю. И., Рунов К. Д., Синдеев И. М., Страхов С. В. и др.

Огромную роль в разработке и создании систем электроснабжения и их элементов для ДА сыграли научно-производственные коллективы, руководимые Голгофским Ф. И., Жарковым В. Д., Калугиным Б. Н., Левинских И. М., Островским B. JL, Федосовым А. Ф. и др.

На современных ДА все чаще в качестве основных источников питания используются трехфазные генераторы переменного тока.

Однако вместе с ростом мощности количества авиационных генераторов переменного тока в ДА возникли проблемы, основной из которых является необходимость синхронизации параллельно работающих синхронных генераторов (СГ). В настоящее время подобная синхронизация осуществляется методом автоматической синхронизации параллельно работающих синхронных генераторах. При этом возникают ощутимые скачки тока и напряжения в период синхронизации, а переходной процесс носит затяжной характер.

В настоящей работе предлагается отличный от принятого, более эффективный и непрерывно работающий способ синхронизации двух и более параллельно работающих авиационных СГ, с одновременным исключением из системы электроснабжения JIA малонадежных генераторов постоянного тока. Реализация подобного технического решения в силу своей новизны и важности для совершенствования систем электроснабжения самолетов (СЭС) является предметом самостоятельных и серьезных исследований, чему и посвящена настоящая работа. Необходимые для этого новые устройства изобретены и запатентованы под руководством заслуженного деятеля науки и техники РФ д.т.н. проф. Гайтовым Б. Х. К ним относятся: аксиальный индукционный регулятор напряжения, сдвоенный аксиальный индукционный регулятор напряжения, аксиальный фазорегулятор, аксиальный многофазный трансформатор.

Цель работы. Целью работы является разработка и математическое моделирование аксиальных индукционных и фазорегуляторов, а также аксиальных многофазных трансформаторов с улучшенными эксплуатационно-техническими характеристиками для совершенствования системы электроснабжения летательных аппаратов.

Задачи исследования. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

— обоснована целесообразность и показана перспективность разработки для СЭС ДА аксиальных индукционных и фазорегуляторов (АИР) и (АФР) взамен широко распространенных регуляторов радиальной конструкции;

— выявлены недостатки существующих способов и технических средств обеспечения синхронизации параллельно работающих авиационных синхронных генераторов в СЭС JIA;

— обоснована возможность и схемно разработана новая система электроснабжения J1A постоянным током на базе разработанных АМТВП;

— разработаны инженерная методика расчета и конструкции АИР и.

АФР;

— выполнено математическое моделирование электромагнитных и электромеханических переходных процессов в АФР и АИР.

Методы исследования. В теоретических исследованиях автором использована теория обобщенного электромеханического преобразователя энергии, аппарата матричного анализа электрических машин (ЭМ), теория электромагнитного поля и метод синтеза ЭМ. Поставленные задачи решены аналитическим и экспериментальным методами с использованием, в необходимых случаях, теории матриц и функционального анализа, метода решения систем нелинейных алгебраических уравнений, систем обыкновенных нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных, интегральных уравнений, теории планирования эксперимента в электромеханике.

Научная новизна. В работе решен комплекс теоретических вопросов построения системы электроснабжения JLA на базе параллельно работающих синхронных генераторов (СГ), а именно:

— обоснована целесообразность и эффективность применения АФР для синхронизации параллельно работающих СГ;

— разработана математическая модель электромагнитных и электромеханических переходных процессов в аксиальных многофазных трансформаторах с вращающимся магнитным полем (АМТВП);

— разработаны основы теории и ряд конструкций аксиальных индукционных и фазорегуляторов и АМТВП для совершенствования системы электроснабжения JIA;

— обоснована возможность и разработана система электроснабжения ДА постоянным током на базе разработанных АМТВП.

Практическая значимость. Работа имеет прикладной характер и решает задачу повышения эффективности синхронизации параллельно работающих синхронных авиационных генераторов, а также повышения надежности системы постоянного тока. В связи с этим в работе поставлены и решены следующие практические вопросы:

— выполнен анализ существующих систем авиационного электроснабжения на базе параллельно работающих синхронных (СГ) генераторов;

— разработан способ синхронизации параллельно работающих СГ с помощью АФР;

— выявлены особенности и разработана методика расчета АИР и, как общего случая — сдвоенной конструкции (САИР);

— разработаны проекты ряда конструкций АИР и САИР, АФР и АМТВП, выгодно отличающихся от широко распространенных в практике аналогичных устройств;

— предложена электрическая схема системы электроснабжения переменным и постоянным токами тяжелого самолета военно-транспортной авиации на основе использования разработанных устройств;

— разработана принципиально новая схема синхронизации авиационных СГ на основе использования АФР.

Реализация результатов работы: Научные практические результаты работы использованы на Краснодарском авиаремонтном заводе при испытаниях и ремонте электрооборудования J1A, в учебном процессе по курсу «Авиационная электротехника» в Краснодарском военном авиационном институте (КВАИ), учебном процессе по курсам «Электрические машины» и «Электромеханика» в Кубанском Государственном Технологическом Университете (КубГТУ).

Автор защищает:

— способ электромашинной синхронизации параллельно работающих синхронных бортовых генераторов ЛА с помощью АФР;

— рациональную конструкцию и инженерную методику расчета АИР, САИР, АФР и АМТВП для систем электроснабжения ЛА;

— математические модели электромагнитных и электромеханических переходных процессов указанных ЭМПЭ.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались: на третьей межвузовской научной конференции «Электромеханические преобразователи энергии — ЭМПЭ-04» (Краснодар, Кубанский Государственный Аграрный Университет 2004 г.), на четвертой межвузовской конференции «Энергои ресурсосберегающие технологии и установкиЮРНК-05» (Краснодар, Краснодарский военный авиационный институт 2005 г.), на заседании кафедры Физики и электротехники Краснодарского военного авиационного института (Краснодар, 2006 г.), на заседании кафедры Электротехники Кубанского Государственного Технологического Университета (Краснодар, 2006 г).

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 8 работ. В диссертационной работе использованы 10 патентов РФ, полученных научным руководителем д.т.н. проф. Гайтовым Б.Х.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из ведения, четырех глав, заключения, списка литературы из 122 наименований и приложения. Общий объем работы 154 страниц машинописного текста, включая 42 рис. на 31 страницах, 2 таблицы и 2 приложения.

В первом разделе дан критический анализ современно состояния развития систем электроснабжения летательных аппаратов (ЛА) военного назначения и намечены пути обоснованного, технически возможного целесообразного пути совершенствования этих систем.

Во втором разделе приведены общие сведения и критический анализ конструкций и режимов работы известных (радиальной конструкции) индукционных и фазорегуляторов. Разработаны новые аксиальные конструкции, индукционных и фазорегуляторов для совершенствования систем электроснабжения летательных аппаратов, основанные на изобретениях проф. Гайтова Б. Х. Подробно изучены переходные режимы работы разработанных устройств. Обоснован и реализован переход к сдвоенным аксиальным индукционным регуляторам, выполнено преобразование их матричной модели к комплексному виду, удобному для дальнейших исследований динамических режимов работы этих устройств.

Разработана конструкция аксиального многофазного трансформатора с вращающимся магнитным полем (АМТВП), предназначенного для совершенствования современных систем постоянного тока на ЛА, путем исключения генераторов постоянного тока. Показано, что комплекс АМТВП в совокупности с многофазным двухполупериодным выпрямителем имеют лучшие показатели, чем используемые в настоящее время малонадёжные, дорогие и металлоёмкие генераторы постоянного тока.

В третьем разделе приведены сведения по различным методам исследования переходных процессов электротехнических и электромагнитных силовых устройств и на основе их анализа выбран метод математического моделирования с использованием обобщённой теории электромеханического преобразователя энергии (ЭМПЭ). Построена математическая модель девятифазного аксиального многофазно трансформатора с вращающимся магнитным полем (АМТВП-3/9) предназначенного для замены генераторов постоянного тока с присущими им недостатками, указанными выше.

В четвертом разделе исследована динамика параллельной работы нескольких каналов систем электроснабжения летательных аппаратов. Предложено и обосновано применение аксиального фазорегулятора (АФР) в качестве синхронизирующего узла, обеспечивающего параллельное включение нескольких синхронных генераторов в СЭС ЛА. Такое техническое решение исключает необходимость применения в авиации широко распространенных, сложных и малонадежных активных и пассивных синхронизаторов. Разработана и подробно описана схема электроснабжения тяжелого самолета военно-транспортной авиации с использованием АФР в качестве пассивного синхронизатора.

4.5. Выводы по разделу 4.

1. В данном разделе приведены убедительные доводы того обстоятельства, что на современных отечественных и зарубежных JIA становится системой объединение нескольких каналов генерирования электроэнергии переменного тока с вытекающими отсюда вопросами обеспечения синхронизации ряда параллельно включенных генераторов.

2. Такое объединение нескольких каналов генерирования электроэнергии ставит своей задачей повышение надежности и обеспечение непрерывности питания всех потребителей ЛА при отказе отдельных каналов генерирования энергии, возможность уменьшения установленной мощности каждого генератора на 10−20%, а также улучшение качества электроэнергии при включении (отключении) электроприемников большой мощности.

3. Рассмотрены условия возникновения и расчета уравнительных токов между параллельно работающими каналами. Равномерность распределения нагрузки между параллельно работающими каналами реализовано по методу мнимостатических характеристик, согласно которому на вход k-го генератора подаются управляющие сигналы, пропорциональные соответственно реактивной и активной составляющих данного генератора, активной и реактивной составляющей тока нагрузки.

4. Усовершенствована схема параллельной работы синхронных генераторов в СЭС военно-транспортного самолета, и с использованием разработанного в данной работе АФР.

5. Разработана принципиальная электрическая схема работы АФР в режиме пассивного синхронизатора на примере самолета военно-транспортной авиации. В результате разработана новая электрическая схема СЭС данного самолета, позволяющая поочередно синхронизировать каждый вновь включенный бортовой синхронный генератор с помощью разработанного АФР.

Заключение

.

Постановка задачи исследования закономерно вытекает из объективной необходимости развивать и совершенствовать электромеханическое оборудование современных JIA и ставит своей целью повысить эффективность работы СЭС JIA путем разработки новых электромеханических преобразователей энергии, а также преобразователей числа и сдвига фаз.

Выполненные в работе исследования позволили сформулировать следующие основные выводы по ней:

1. Показана эффективность использования АИР и АФР в мощных, многомоторных современных ЛА с целью обеспечения синфазности ряда параллельно включаемых синхронных генераторов, которая в настоящее время реализуется недостаточно эффективно с помощью активных или пассивных синхронизаторов, допускающих значительные величины напряжения биения до ± 10% от UN и частоты скольжения (± 5%) параллельно включаемых генераторов, что неизбежно приводит к значительным уравнительным током. Предложена мнемосхема синхронизации генераторов JIA на примере тяжёлого самолёта военно-транспортной авиации.

2. Рассмотрена возможность исключения из СЭС JIA генераторов постоянного тока, как наименее надёжных силовых блоков, характеризуемых большим числом отказов — 70, 75%, против 29, 25% генераторов переменного тока. Взамен генераторов постоянного тока предложено использовать аксиальные многофазные трансформаторы с вращающимся магнитным полем (АМТВП) дополненные на выходе также многофазным (напримердвенадцатифазным) выпрямителем. При этом показано, что выходное напряжение такого выпрямителя соответствует по качеству напряжению генераторов постоянного тока.

3. Получена кривая выпрямленного напряжения 12-фазного АМТВП и получена величина коэффициента пульсации выпрямленного напряжения Кп =0,018,в то время как аналогичный коэффициент трёхфазной двухполупериодной схемы выпрямления (схемы Ларионова) существенно хуже и равен Кп=0,042.

4. Получена аналитическая интерпретация получения суммарного правобегущего синусоидального поля в ТВП-3/9, как суммы девяти пульсирующих полей отдельных фаз, поступающих на вход девятифазного двухполупериодного моста. При этом качество двухполупериодного выпрямленного девятифазного выходного напряжения характеризуется коэффициентом Kn = 1,02%, что вполне соответствует требованиям к качеству пульсации напряжения постоянного тока на JLA (±2%).

5. Построена базовая математическая модель ТВП-3/9 в заторможенной трехфазной системе координат, а — р — у, к которой приведены все фазы и их параметры по первичной (трехфазной) и вторичной (девятифазной) стороны ТВП-3/9. При этом математическая модель электромагнитных процессов выражена через потокосцепления, индуктивности и взаимоиндуктивности, а уравнения электромеханических переходных процессов — через токи по осям, а — Р — у, что представляется наиболее удобным для всех случаев моделирования на ЭВМ. Получены соответствующие выражения для потокосцеплений всех фаз первичной и вторичной стороны, получена матрица преобразования при этом.

6. Усовершенствована схема параллельной работы синхронных генераторов в СЭС военно-транспортного самолета, с использованием разработанного в данной работе АФР.

7. Разработана принципиальная электрическая схема работы АФР в режиме пассивного синхронизатора на примере самолета военно-транспортной авиации. В результате разработана новая электрическая схема СЭС данного самолета, позволяющая поочередно синхронизировать каждый вновь включенный бортовой синхронный генератор с помощью разработанного АФР.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Основы автоматизированного проектирования электромеханических преобразователей.-М- Высш. школа, 1992.-240с.
  2. .А. Общая теория электрических машин. -.М.: Госэнергоиздат, 1960.-272 с.
  3. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1971.-281 с.
  4. А. Т, Волков Н. П, Мартиросян С. Т. Фазовращатели с повышенным коэфицентом электрической редукции. Измерительная техника.-1975.-№ 11.с.28−29 .
  5. В. А., Гайтов Б. X., Сингаевский Н. А., Жуков Ф. И., Гармонический анализ кривой МДС трансформатора с вращающимся магнитным полем.- Изв. вузов. Электромеханика, 1977г№ 1. 7.
  6. В. А., Гайтов Б. X., Сингаевский Н. А., Суртаев Ю. А., Кашин Я. М. Многофазный агрегатированный трансформатор Сб. тезисов докл. Н-Т конференции Ракетных войск. 4.2- Краснодар-1977.-С.9 .
  7. А.А., Высокоточные системы передачи угла автоматических устройств. М.: Энергия, 1975. -278с.
  8. А. А. Погрешности электромашинного фазовращателя с вращающимся реверсируемым магнитным полем. В кн.: Точное приборостроение Межвузовский сборник. — JL: Изд-во ЛГУ, 1978, вып.№, с. 94−99.
  9. А.А. Электромашинные фазовращатели. Л.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1986,124 с.
  10. А. И., Мизюрин С. Р., Бочаров В. В. И др. Преспективы развития автономных систем генерирования переменного тока стабильной частоты. // Электричество.-1988.-№ 10.- с. 16−25
  11. Г. А Способы повышения точности фазовых угломерных систем. -Изв. Вузов. Электротехника, 1969,№ 6, с. 650−654.
  12. Ю.Е., Давыдов П. Д., Дедаев Ю. Н. Авиационный электропровод. М.: ВИМО СССР, 1971 — 362с.
  13. Н.И., Синькевмч JLM. Электрооборудование самолёта СУ 27. Альбом схем и рисунков. — КВАИ, 1996. — 67с.
  14. .Х., Кашин Я. М. Индукционные регуляторы с аксиальным магнитопроводом. В сб. Современные компьютерные технологии обучения /Материалы 2-й научно-методической межвузовской конференции/ -Краснодар, КВВАУ, 1998. 51 с.
  15. .Х., Кашин Я. М., Коробейников Б. А. Проблема создания многофазных трансформаторов. Труды Краснодарского ВВАУ. — Краснодар, изд-во КВВАУ: 1997, вып. 3, с. 69.
  16. .Х., Кашин Я. М. Разработка конструкции и энергетические соотношения в аксиальном фазо-регуляторе. В сб. Современные компьютерные технологии обучения /Материалы 2-й научно-методической межвузовской конференции/ Краснодар, КВВАУ, 1998. — 51с.
  17. .Х., Шипалов В. И., Гуйдалаев М. Г. Моделирование переходных процессов в аксиальном индукционном регуляторе.//Сб. тр. З межвуз. Науч. -техн. конф. ЭМЭ-04. Т.2- Краснодар, 2004. С.202−205.
  18. .Х., Гуйдалаев М. Г. Переходные режимы работы индукционных регуляторов аксиального типа. //Сб.тр. 4 межвуз. науч.- техн. конф.-ЮРНК-05. Т.1- Краснодар, 2005. С. 177−182.
  19. Гайтов Б. Х Управляемые асинхронные двигатели с массивными многофункциональными роторами: Дис. докт. техн. наук. Краснодар, 1982. -469 с.
  20. Гайтов Б. Х Управляемые двигатели-машины. М. Машиностроение, 1981. -183 с.
  21. .Х., Прасько Д. Г., Гайтова Т. Б. Разработка многофазных трансформаторов. //Электротехника. 20. — № 8. — с.42−45.
  22. .Х., Кашин Я. М., Божко С. В., Рябчун И. П. Разработка конструкции и математическое моделирование аксиальных индукционных регуляторов напряжения для систем автоматического управления. //Электротехника. 2004. — № 1. — с.60−64.
  23. .Х., Гайтова Т.Б, Кашин Я. М. Построение аксиальных многофазных трансформаторов и их практическое использование. //Электротехника. 22 004. — № 7. с. 36 — 42.
  24. О.Ф., Кучеренко С. А. Электроснабжение летательных аппаратов. Учебное пособие. Выпуск 10. Альбом схем и рисунков. РВВАИУ, 1989. — 32с.
  25. В.П., Кириллов Г. А., Сафрин Е. В. Авиационное оборудование самолёта СУ 25. — Учебное пособие. — КВАИ, 2003. — с. 4 — 8.
  26. Ю.А. Электрическое оборудование летательных аппаратов. М.: Воениздат МО СССР, 1960. — 360с.
  27. М.Г., Кашин Я. М., Шипалов В. И. Разработка аксиального индукционного регулятора напряжения на принципе магнитного совмещения. //Сб. трудов 3 межвуз. Науч. техн. конф. — ЭМПЭ — 04. Т.2. — Краснодар, 2004. С. 132- 135.
  28. М.Г., Рябухин М. И., Терехов В. В. Авиационная энергосистема трёхфазного тока с двойным электромагнитным регулированием. //Сб. трудов 3 межвуз. науч. техн. конф. — ЭМПП — 04. Т.2 — Краснодар, 2004. с. 141 — 145.
  29. Сб. трудов 4 межвуз. научн. техн. конф. — ЮРНК — 05. Т. 1. — Краснодар, 2005. с. 182- 189.
  30. М. Г. Применение аксиальных индукционных регулуторов напряжения на командных пунктах ВВс в качестве стабилизаторов напряжения. //Сб. трудов 4 межвуз. научн. техн. конф. — ЮРНК — 05. Т. 1. — Краснодар, 2005. с. 175 — 177.
  31. М.Г. Аксиальные индукционные регуляторы для электрооборудования пищевой промышленности . «Известия высших учебных заведений. Пищевая технология» 2006 г.,№ 5.с.61−62.
  32. Иванов-Смоленский А. В. Электрические машины. М.: Энергия, 1980. -928 с.
  33. Иванов-Смоленский А. В. Электромагнитные поля и процессы в электрических машинах и их физическое моделирование. М.: Энергия, 1969. -304 с.
  34. В.А., Вильданов К. Я. Торцевые асинхронные электродвигатели интегрального изготовления. М.: Энергоатомиздат, 1988,304 с.
  35. Д.Н., Дрейман В. А. Индукционный фазовращатель. //Изв. ВУЗов. Приборостроение. 1972, № 10. — с.66 — 67.
  36. Е.Я., Костенко М. П., Пань.-Цзи. Экспериментальное определение электромагнитных параметров асинхронных машин новыми методами. Изв. АН СССР, ОТН «Энергетика и автоматика», 1960, № 6, с.86−91.
  37. Е.Я. Переходные процессы в электрических машинах переменного тока. М.: Изд АН СССР., 1962. — 624с.
  38. Я.М. Вопросы теории, разработка конструкции и математическое моделирование аксиального многофазного трансформатора фазо-регулятора : Дис.канд. техн. наук. — Краснодар, 1999. — 173 с.
  39. Н.С. Пути создания многофазных трансформаторов и генераторов-трансформаторов. Электричество, 1958, № 8, с. 50−54.
  40. И.П. Математическое моднлирование электрических машин. -М.: Высш. шк., 2001. 327с.
  41. И.П., Амбарцумова Т. Т. Влияние вихревых токов ротора на динамические характеристики асинхронных машин. Электротехника, 1976, № И, с.20−23.
  42. И.П., Беспалов В. Я. Мамедов Ф.А., Терехова Н. А. Обобщенный подход к анализу несимметричных переходных режимов асинхронных мапган.-Изв. ВУЗов «Энергетика», 1966, № 10, с. 1−8.
  43. И.П., Клоков Б. К., Морозкин В. П., Токарев Б. Ф. Проектирование электрических машин. М.:Энергоатомиздат, 1993,464 с.
  44. И.П., Мамедов Ф. А., Беспалов В .Я. Математическое моделирование асинхронных электрических машин М.: Энергия, 1969. — 95 с.
  45. И.П., Маринин Ю. С. Тороидальные двигатели. М.-Энергия 1971. -95 с.
  46. .А., Суртаев Ю. А., Терехов В. В. и др. Результаты исследования работы аксиальной электрической машины в заторможенном режиме. Труды 11-й НТК «Электроприводы переменного тока». -Екатеринбург, 1998, с.68−71.
  47. А.В., Рубина В. Б. Анализ индуктивного преобразователя угла в код. Труды МЭМ, вып. 26. — М.: 1972. — с. 4 -11.
  48. А.В., Рубина В. Б. Индуктивный фазовращатель с однофазным питанием. Труды МИЭМ, вып. 7. — М.: 1969. — с. 271 — 288.
  49. А.В., Рубина В. Б. Исследование статистической точности индуктивного фазовращателя. Труды МИЭМ, вып. 7. — М.: 1969. — с. 289 — 297.
  50. М.П., Пиотровский J1.M. Электрические машины. М.: JL: Энергия, 1965, ч.2, 701 с.
  51. Г. Тензорный анализ сетей. М.: Советское радио, 1978.
  52. В.А. К анализу погрешностей однофазного фазовращателя. -Изв. вузов. Приборостроение, 1976, № 7, с. 50−54.
  53. Н. Н. Якушков А.В. Математическая модель двухзвенного полупроводникового преобразователя на базе многофазного трансформатора. -Изв. АИ Латв. ССР. Сер. физ. и техн. Наук, 1989, № 1.
  54. У.В. Линейные интегральные уравнения. М.: Гостехиздат, 1957. -266 с.
  55. А.И. Магнитное поле и геометрия пакета торцевого якоря при холостом ходе // Бесконтактные электрические машины /Сб. статей. Рига: Зинатне, 1971. Вып. X. — с. 141−150
  56. А.И. Метод упрощенного исследования магнитных полей в якоре и воздушном зазоре торцевых бесконтактных машин// Бесконтактные электрические машины/ Сб. статей. Рига: Зинатне, 1970. Вып. IX. — с. 309 -316
  57. А.И. Предварительный выбор основных размеров якоря торцевых бесконтактных синхронных машин// Бесконтактные электрические машины/ Сб. статей. Рига: Зинатне, 1972. Вып. IX. — с. 273 — 284
  58. .А., Вакуленко П. В. Определение сил магнитного притяжения в асинхронных торцевых двигателях с помощью ЦВМ. /Проблемы технической электродинамики: Респ.межвед.сб. Киев, 1971, вып.27, с.40−46.
  59. И.В., Юркевичюс С. П. Авиационное оборудование самолёта СУ -27 и его летная Эксплуатация. Учебное пособие. — ИВВАИУ, 1993. — 6с.
  60. Л.Р., Калантаров П. Л. Теоретические основы электротехники, ч. 3 «Теория электромагнитного поля «. — М.: Госэнергоиздат, 1959. — 231с.
  61. Р.К. Динамический режим работы фазовращателей и вращающихся трансформаторов. //Электричество, 1964, № 10, с. 3 9.
  62. Р.К. Погрешности трансформаторной дистанционной передачи угла при эллиптической неравномерности магнитной проводимости роторов сельсинов. Приборы и системы управления, 1968, № 7, с. 21−23.
  63. Р.К. Принципы построения измерителей рассогласования следящих систем. М.: Энергия, 1973. — 112 с.
  64. Р.К. Измерение нессиметрии многофазной системы напряжений. //Электричество. 1966. — № 1. — с. 47 — 50.
  65. Патент № 109 963 (а.с. СССР) 1957. Бюл. № 12. Индукционный фазовращатель. //Батоврин А. А.
  66. Патент № 119 928 (а.с. СССР). 1959. Бюл. № 10 Индукционный фазовращатель. // Батоврин А. А., Галич Н.П.
  67. Патент № 220 363 (а.с. СССР). 1968. Бюл. № 20. Фазовращающее устройство. //Строкач С.Н.
  68. Патент № 279 371 (а.с. СССР). 1970. Бюл. № 26. Фазовращатель. //Сафонов С.Н.
  69. Патент № 324 494 (а.с. СССР). 1971. Бюл. № 2. Датчик угловых перемещений. //Андронов А.А., Щитова A.M.
  70. Патент № 376 857 (а.с. СССР). 1973. Бюл. № 17. Фазовращатель. //Артюхов Е.А., Луксанов М. П., Мартынов В.В.
  71. Патент № 458 930 (а.с. СССР). 1973. Бюл. 32. Индукционный фазовращатель. //Батоврин А.А., Галич Н. П., Даувальдер О. А., Попов Г. Г.
  72. Патент № 471 597 (а.с. СССР). 1957. Бюл. № 19. Фазовращатель //Арпохов Е.А., Мартышев В.В.
  73. Патент № 543 102 (а.с. СССР). 1977. Бюл. № 2. Индукционный фазовращатель. //Батоврин А. А, Ковалёв Р. Н., Куницкий В.Г.
  74. Патант РФ № 2 082 245. 1997. Бюл. № 17. Многофазный трансформатор. //Н.А Сингаевский, Б. Х. Гайтов и др.
  75. Патент РФ № 2 115 186. 1998. Бюл. № 19. Многофазный трансформатор. //В.А. Атрощенко, Б. Х. Гайтов и др.
  76. Патент РФ № 2 125 312. 1999. Бюл. № 2. Многофазный трансформатор. //Н.Д. Сингаевский, Б. Х. Гайтов и др.
  77. Патент РФ № 2 125 749. 1999. Бюл. № 3 Многофазный атрегатированный трансформатор. //Гайтов Б.Х., Атрощенко В. А. и др.
  78. Патент РФ № 2 139 586. 1999. Бюл. № 28 Многофазный трансформатор-фазо-регулятор. //Гайтов Б.Х., Кашин и др.
  79. Патент РФ № 2 168 785. 200. Бюл. № 5 Аксиальный индукционный регулятор. //Гайтов Б. Х, Кашин Я. М. и др.
  80. Патент РФ № 217. 2001. Бюл. № 1. Сдвоенный аксиальный индукционный регулятор. //Гайтов Б.Х. и др.
  81. Патент РФ № 2 181 512. 2002. Бюл. № 11. Многофазный трансформатор. //Гайтов Б.Х., Кашин Я. М., Гайтова Т.Б.
  82. Патент РФ № 23 537 на полезную модель. 2002. Бюл. № 17. //Гайтов Б.Х., Кашин Я. М., Гайова Т.Б.
  83. Патент РФ № 29 624 на полезную моднль. 2003. Бюл. № 14. //Гайтов Б.Х. и др.
  84. Проектирование электрических машин/ И. П. Копылов, Ф. А. Горяинов, Б. К. Клоков и др.- Под ред. И. П. Копылова. М.: Энергия. 1980. — 496 с.
  85. В.Г. Разработка источника электроэнергии переменного тока с улучшенными эксплуатационно-техническими характеристиками для систем электроснабжения летательных аппаратов: Диссертация канд. техн. наук. Краснодар, 2004. 163с.
  86. Справочные данные по самолёту СУ 27. Выпуск 7200. Секретно. Инв. № 5477/р, О — 0435,2003. -152 с.
  87. Специальные электрические машины. Источники и преобразователи энергии, В 2-х кн./А.И.Бертинов, Д. А. Бут, С. Р. Мирюзин и др.- Под редакцией Б. Л. Алиевского. -М.: Энергоатомиздат, 1990. 392 с.
  88. И.П. Математическое моделирование полей в электрических машинах с применением обобщенных рядов Фурье: Дис. докт. техн. наук. Новочеркасск, 1995.
  89. В.В., Жуков Ф. И., Майоров А. П., Перепелица К. В. Конструктивные схемы ТВП (Сборник тезисов докладов на 5 научно-технической конференции Ракетных войск. Часть 2) Краснодар — 1997 — 14 с.
  90. И.И. Электромеханические процессы в машинах переменного тока. JL: Энергия, 1980. — 344.
  91. С.В., Кузьмин М. А., Чилин Ю. Н. Оптимизация энегетических систем орбитальных пилотируемых станций. М.: Машиностроение, 1986. -232с.
  92. Н.Д. Авиационные асинхронные генераторы. М.: Транспорт, 1970. — 224с.
  93. Н.Д. Асинхронные генераторы автономных систем. М.: Знак, 1997. — 288с.
  94. Н.Д. Авиационные электрические машины. И.: РИО Мин-во гражд. Авиации СССР. 1969. — 127с.
  95. Универсальный метод расчета электромагнитных процессов в электрических машинах / А.В. Иванов-Смоленский, Ю. А. Абрамкин, А. И. Власов, В.В. Кузнецов- Под ред. А.В. Иванова-Смоленского. М.: Энергоатомиздат, 1986.-216 с.
  96. Э. Электромагнитная совместимость. Основы ее обеспечения в технике: пер. с нем./ И.П. Кужекин- под ред. Б. К. Максимова. М.: Энергоатомиздат, 1995. — 190 с.
  97. В.В., Ковалёв В. В. Основы авиационной техники и радиоэлектроники. Часть 1. М.: Военное изд-во, 1986. — 241с.
  98. В.В. Электрические машины систем автоматики. Л.: Энергоатомиздат, 1985.
  99. Цифровые системы управления электроприводами /А.А.Батоврин, П. Г. Дашевский, В. Д. Лебедев и др. Л.: Энергия, 1977. — 256 с.
  100. Цифровые следящие системы судовой автоматики /А.А.Батоврин, П. Г. Дашевский, В. ДЛебедев и др. Л.: Судостроение, 1972. — 448 с.
  101. М.Г., Сандлер А. С. Общий курс электропривода,— М.: Энергоиздат, 1981.- 576с.
  102. В.Н. Фазовращатели фазовых систем программного управления. Изв. вузов. Электромеханика, 1964, № 11, с. 1381−1385.
  103. В. Схемы выпрямителей, инверторов и преобразователей частоты. М.: Госэнергоиздат, 1950. — 321 с.
  104. Шуваев Ю В. Новые схемы многофазных выпрямителей. Вопросы радиоэлектроники. Сер. Общетехническая, 1975, № 1, с. 79 — 90.
  105. В.П. Расчет электрических машин (перевод с немецкого) М.: Энергия, 1968. — 160 с.
  106. Электромеханические преобразователи угла с электрической редукцией /Под ред. А. А. Ахметжанова. М.: Энергия, 1978. — 224 с.
  107. Электроснабжение летательных аппаратов. /Под ред. Н. С. Лахтадыря. -Рига.: РИО РВВАИУ им. Я. Алканса, 1989. 596с.
  108. Bathe К.J., WilsonEJ., Namerical Methods in Finite Element Analysis, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1976.
  109. Carter F.W. The Magnetic Field of Dinamo-Electric Machine// Journal I.E.E.-November.-1926.-Vol.64.-P. 1115−1138.
  110. Сое R.T. and Taylor H.W. Some Problems in Electrical Machine Design Involving Elliplic Functions// Philosophical Magazine.-1928.-Vol.6-p.l00−145.
  111. Couront R. Variational method for the solution of problems of equilibrium and vibrations bull of the Amer Math Soc, 1943.
  112. Kreyzing E., Advenced Engineering Matematics Wiley, New York, 1962.
  113. Morath E. Carterischer Factor fur groJ3e Luftspaltlangen Electrotechnik und Maschinenbau.-1968.-№ 10.-P.448−456.
  114. Morath E. Contraction Factors for Shallov Maschine Slots// Wiss. Z. Electrotechnik.-1971 .-№ 17−2/3 .-P.69−84.
  115. Norrie D.H., de Vries G., The Finite Element Metod- Fundamentals and Applications, Academic Press. New York, 1973.
  116. Thompson E.H., Algebra of Matrices, Adam Hilger, London, 1969.
  117. Zienkiewicz O.C., Cheund Y.K., Finite elements in the solution of field problems, The Engineer, pp. 507−510 (September 1965).
  118. Prog, of the 25 th Intersociety Energy Eng. Conf., Reno, Nev., August 12−17, 1990, Vol. 1 /Ed. Nelson Paul. — New — York.
Заполнить форму текущей работой