Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выбор рациональных аэродинамических параметров системы охлаждения двигателя легкового автомобиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В различное время вопросами исследования и совершенствования аэродинамических характеристик системы охлаждения занимались Э. Е. Хмельницкий, А. Гостелли, К. Тику, Ф. Тенкел, Б. Лехман, А. Какинама, В. Я. Гилев. Вопросами, связанными с влиянием внутренних потоков на аэродинамику автомобиля, занимались В.-Г. Гухо, Е. В. Михайловский, А. Н. Евгафов, Е. В. Королев, Е. В. Ильин. Вопросами, которые… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние вопроса и задачи исследования
    • 1. 1. Конструктивные особенности систем жидкостного охлаждения двигателей легковых автомобилей
    • 1. 2. Тепловыделение двигателя легкового автомобиля
    • 1. 3. Интенсификация теплоотдачи радиатора
    • 1. 4. Вентилятор и вентиляторная установка
    • 1. 5. Взаимосвязь внешней и внутренней аэродинамики
    • 1. 6. Проблема неравномерного распределения воздуха по фронту радиатора
    • 1. 6. Критерии оценки эффективности системы охлаждения
    • 1. 7. Цели и задачи исследования
  • 2. Теоретические исследования факторов влияющих на прохождение воздуха в системе охлаждение и определение путей оптимизации системы охлаждения
    • 2. 1. Аналитический метод решения задач внешней и внутренней аэродинамики
    • 2. 2. Методика расчета тепловыделения двигателя легкового автомобиля
    • 2. 3. Анализ факторов, влияющих на эффективность системы охлаждения и затраты энергии при использовании вентиляторной установки
    • 2. 4. Анализ факторов, влияющих на эффективность системы охлаждения и затраты энергии при использовании набегающего потока воздуха
    • 2. 5. Методика определения влияния неравномерности поля скоростей воздуха по фронту радиатора на коэффициент его аэродинамического сопротивления
    • 2. 6. Численный метод решения задач внешнего и внутреннего течений воздуха
    • 2. 7. Алгоритм проектирования «воздушной части» системы охлаждения двигателя легкового автомобиля
    • 2. 8. Анализ аэродинамических свойств вентиляторных установок различных конструктивных решений
    • 2. 9. Определение рациональных параметров вентиляторной установки с жесткими управляемыми клапанами
  • 3. Экспериментальные исследования аэродинамических свойст вентиляторных установок
    • 3. 1. Описание экспериментальной установки
    • 3. 2. Методика исследований
  • 4. Результаты экспериментальных исследований
    • 4. 1. Оценка кожухов с полным и неполным охватом
    • 4. 2. Влияние вентилятора на прохождение воздуха под действием набегающего потока
    • 4. 3. Оценка эффективности использования клапанов в кожухе вентилятора
    • 4. 4. Исследование кожухов с жесткими клапанами

Выбор рациональных аэродинамических параметров системы охлаждения двигателя легкового автомобиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С каждым годом количество моделей автомобилей увеличивается, а время необходимое на их разработку и доводку сокращается. Это касается всех аспектов проектируемого автомобиля, в том числе и его системы охлаждения. Одним из направлений развития современных двигателей внутреннего сгорания является повышение их мощностей. Это приводит к увеличению нагрузки на систему охлаждения, к ней предъявляются все более жесткие требования, она должна обеспечивать работу двигателя при всех режимах эксплуатации.

Значительная доля мощности двигателя легкового автомобиля затрачивается на приведение в действие системы охлаждения, как правило, большая часть таких затрат явно не оправдана. Зачастую недооцениваются потери, вызванные несовершенной конструкцией воздушной части системы охлаждения. Нередко, проблемы, связанные с работой системы охлаждения, решаются на заключительной стадии проектирования методом «проб и ошибок» или, например, за счет простого увеличения размеров радиатора или увеличение мощности привода вентилятора, что в свою очередь опять же приводит к потерям мощности двигателя.

Снижение аэродинамического сопротивления автомобиля за счет изменения формы кузова практически исчерпало свои возможности. Необходимо рассматривать вопросы, связанные с прохождением воздуха через воздушный тракт системы охлаждения, поскольку прохождение воздуха внутри автомобиля вызывает увеличение коэффициента аэродинамического сопротивления автомобиля.

Неоправданные затраты мощности связаны, чаще всего, с неправильно установленным балансом между использованием для охлаждения набегающего потока и вентилятора. Система охлаждения должна выполнять свои функции как при движении по скоростной магистрали, где подача охлаждающего воздуха осуществляется, в основном, за счет набегающего потока, так и при движении в городских пробках, где воздух поступает в систему охлаждения, в большей степени, за счет использования вентиляторной установки. Исходя из сказанного выше, вентиляторная установка должна обладать противоречивыми характеристиками, так, с одной стороны она должна иметь небольшое сопротивление вентиляторной установки для лучшего использования набегающего потока, с другой стороны, она должна иметь высокую эффективность при использовании вентилятора. В традиционных конструкциях вентиляторных установок эти характеристики имеют взаимно противоположный эффект.

Часто, для повышения эффективности системы охлаждения используется различные способы интенсификация теплоотдачи радиатора. Целесообразность этих мероприятий не проверяется при установке такого радиатора на легковой автомобиль, в реальных условиях результат этих мер может иметь противоположный эффект.

Помимо всего прочего, выбор рациональных параметров системы охлаждения может быть возможен только при условии точного определения тепловыделения двигателя на всех режимах эксплуатации. В настоящее время проблематично с достаточной точностью вычислить тепловыделение двигателя. Существующие методики не позволяют рассчитать тепловыделение двигателя, работающего под нагрузкой на различных режимах. Для получения точных данных необходимо проведение дорогостоящих экспериментов.

В настоящее время на многих автомобилях кондиционер является стандартным оборудованием, а это создает значительные проблемы для работы системы охлаждения. Проблемы связаны с тем, что радиатор кондиционера создает дополнительное аэродинамическое сопротивление охлаждающему воздуху, подогревает воздух на входе в радиатор системы охлаждения и требует дополнительное количество воздуха для охлаждения. В настоящее время эта проблема решается экстенсивными методами, т. е. за счет простого увеличения площади радиатора системы охлаждения, или за счет наращивания мощности вентиляторов.

Взаимосвязь внутренних и внешних потоков, обтекающих автомобиль, и их влияние на аэродинамику являются наиболее сложными вопросами аэродинамики. Данные вопросы мало изучены и являются актуальной темой для исследований.

Большое разнообразие компоновок и конструкций подкапотного пространства легковых автомобилей не позволяет систематизировать аэродинамические параметры этих конструкций и их влияние на прохождение воздуха внутри автомобиля. Поэтому задачей исследования было определение влияния отдельных элементов воздушного тракта на прохождение воздуха через него. А также разработка методологии выбора параметров элементов системы охлаждения на ранней стадии проектирования.

В различное время вопросами исследования и совершенствования аэродинамических характеристик системы охлаждения занимались Э. Е. Хмельницкий, А. Гостелли, К. Тику, Ф. Тенкел, Б. Лехман, А. Какинама, В. Я. Гилев. Вопросами, связанными с влиянием внутренних потоков на аэродинамику автомобиля, занимались В.-Г. Гухо, Е. В. Михайловский, А. Н. Евгафов, Е. В. Королев, Е. В. Ильин. Вопросами, которые связаны с повышением эффективности использования радиатора занимались В. В. Бурков, А. И. Индейкин, H.H. Бурдастов, Е. Е. Систейкина, М. А. Васильев.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1) Разработаны две математические модели системы «воздухозаборвоздушный тракт системы охлаждения — выпуск», первая позволяет исследовать аэродинамические свойства системы охлаждения, определять скорость воздуха перед радиатором при движении автомобиля за счет набегающего потока воздухавторая — позволяет определять долю аэродинамического сопротивления системы охлаждения в общем аэродинамическом сопротивлении автомобиля.

2) Усовершенствована методика расчета тепловыделения двигателя, что позволяет с достаточной точностью определять температурный запас системы охлаждения на всех режимах эксплуатации автомобиля на ранних стадиях проектирования.

3) Определены основные факторы влияющие на эффективность системы охлаждения, затраты мощности на приведение в действие системы и другие технико-эксплуатационные показатели, установлены связи между ними.

4) Определены пути оптимизации параметров системы охлаждения двигателя легкового автомобиля.

5) Усовершенствован метод определения влияния неравномерности поля скоростей воздуха по фронту радиатора на коэффициент его аэродинамического сопротивления. Установлено, что аэродинамическое радиатора при высокой неравномерности поля скоростей может увеличиться на 20% по сравнению с равномерным полем.

6) Разработана методология проектирования «воздушной части» системы охлаждения двигателя легкового автомобиля для обеспечения заданной эффективности системы при снижении затрат мощности для подачи охлаждающего воздуха за счет использования набегающего воздуха и вентилятора.

7) Проведено трехмерное математическое моделирование вентиляторных установок с различными конструктивными решениями. Проанализированы их аэродинамические свойства при использовании набегающего потока воздуха и при работе вентилятора. Определены положительные и отрицательные качества этих установок и границы их применения.

8) Разработана конструкция вентиляторной установки с симметричными жесткими клапанами с принудительным открытием и закрытием. По сравнению с аналогичной вентиляторной установкой с неполным охватом кожухом радиатора оказывает на 12% меньше сопротивление набегающему потоку воздуха, при работе вентилятора производительность опытной установки на 32% выше по сравнению вентиляторной установкой с неполным охватом, поскольку полностью отсутствует рециркуляция воздуха из подкапотного пространства. Неравномерность поля скоростей по фронту радиатора в опытной установке ниже на 80%.

9) Предлагаемая вентиляторная установка за счет рационального использования набегающего потока воздуха и возможности ограничения поступления охлаждающего воздуха на некоторых режимах движения позволяет уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля на 1−2%.

10) Выполнены экспериментальные исследования вентиляторных установок с различными конструктивными решениями. Определены оптимальные параметры вентиляторных установок позволяющие сочетать высокие характеристики при использовании для охлаждения набегающего потока воздуха и эффективность при работе вентилятора.

11) Установлено, что совершенствование «воздушной части» системы охлаждения должна проводиться комплексно с учетом требований по использованию набегающего потока и вентилятора, при этом кроме обеспечения заданной эффективности системы охлаждения должны быть установлены критерии минимальных затрат энергии, массы, габаритов и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Прикладная газовая динамика: Изд. 3-е, переработ. -М.: Наука, 1969. — 824 с.
  2. А.Д., Животовский Л. С., Иванов Л. П. Гидравлика и аэродинамика: Учеб. для вузов. М.: Стройиздат, 1984. — 414 с.
  3. В.М., Гусев Е. К. Теплопередача и сопротивление профильных поверхностей нагрева// Энергомашиностроение. 1965. — № 6. — С. 7−9.
  4. A.A. и др. SolidWorks. Компьютерное моделирование в инженерной практике. -СПб.: БХВ-Петербург, 2006. -800 с.
  5. Аэродинамика автомобиля/ Под ред. Гухо В. Г. М.: Машиностроение, 1987. — 424 с.
  6. Аэродинамика автомобиля: Сб. статей/ Под ред. Григолюка Э. И. -М.: Машиностроение, 1984. 376 с.
  7. П.И., Каневец Г. Е., Селиверстов В. М. Справочник по теплообменным аппаратам. М.: Машиностроение, 1989. — 366 с.
  8. Ю.А., Галусян Р. Г., Добрынин С. И. Направление исследования численных методов в аэродинамических исследованиях автомобилей.// Сб. науч. тр. НАМИ. М.: 1991. -С.69−80.
  9. В. А., Филимонов В. В. Влияние неравномерности распределения воздуха по фронту на теплоотдачу автотракторного радиатора. Тракторы и сельхозмашины, 1976, № 5, с.22−24.
  10. H.H. Проектирование теплообменных аппаратов двигателей внутреннего сгорания на основе использования комплексного показателя совершенства. Дисс.канд.тех. наук. -Н.Новгород: ВГАВТ, 2001.- 142 с.
  11. В.В., Индейкин А. И. Автотракторные радиаторы.- Л.: Машиностроение, 1975. 216 с.
  12. B.B. Теоретическое и экспериментальное обоснование путей повышения эффективности и экономичности водяных радиаторов, автомобилей и комбайнов. Дисс.докт. тех. наук. Л.: ЛСХИ, 1968. — 596 с.
  13. Г. Г. Работа вентилятора в сети. М.: Стройиздат, 1975. -101 с.
  14. Г. И., Дубровский Е. В. Эффективные теплообменники. М.: Машиностроение, 1973. 96 с.
  15. А.К. Системы жидкостного охлаждения автотракторных двигателей: Теория, конструкция, расчет и экспериментальные исследования. М.: Машиностроение, 1966. — 163 с.
  16. Газовая динамика: Учебн. пособие для университетов/ Х. А. Рахматулин, А .Я. Сагомонян, А. И. Бунимович, И. Н. Зверев.- М.: высш. шк., 1965. 722 с.
  17. ГинзбургИЛ. Аэрогазодинамика: Краткий курс: Учеб. пособ. для вузов. М.: Высш. шк., 1966. — 404 с.
  18. С.К., Забродин A.B., Иванов М. Я., Крайко А. Н., Прокопов Г. П. Численное решение задач газовой динамики. М.: Наука, 1976.
  19. С.М., Слезингер И. И. Аэродинамические измерения: Методы и приборы. М.: Наука, 1964. — 720 с.
  20. С.М. Экспериментальная аэродинамика. М.: Высшая школа, 1970.-423 с.
  21. В.А., Сирая Т. Н. Методы обработки экспериментальных данных при измерениях. Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1990.-288 с.
  22. А.И. Автомобили: Теорияб Учебник для вузов. Мн.: Высшая школа, 1986. — 208 с.
  23. Д.Ю. Разработка и создание высокоэффективных вентиляторных устройств систем охлаждения автотракторных ДВС. Дисс.канд.тех. наук. М.: МГТУ, 1999. — 167 с.
  24. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей. Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Орлина A.C., Круглова М. Г. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1985. — 456 с.
  25. .А. и др. Определение поверхности теплоотдачи радиатора с учетом неравномерности воздушного потока// Тракторы и сельхозмашины, 1974, № 8, с. 12−14.
  26. А.Н., Мамедов В. А. Пути улучшения аэродинамики легковых автомобилей// Автомобильная промышленность, 1984, № 4, с.12−14.
  27. А.Н. Об аэродинамическом проектировании АТС// Автомобильная промышленность, 2008, № 3, с.24−26.
  28. А.Н., Кутяев A.B. Алгоритм формирования автомобильного кузова// Автомобильная промышленность, 2008, № 5, с.25−26.
  29. А.Н., Переверзев С. Б. Навесные элементы и аэродинамические характеристики легкового автомобиля// Автомобильная промышленность, 2005, № 9, с. 18−20.
  30. Жидкостное охлаждение автомобильных двигателей/ A.M. Кригер, М. Е. Дискин, А. Л. Новенников, В. И Пикус. М.: Машиностроение, 1985.- 176 с.
  31. Н.Е. Силовые авиационные установки. М.: Военное издательство министерства вооруженных сил Союза ССР, 1948. -433 с.
  32. О.П., Мамченко В.О.Аэродинамика и вентиляторы: Учеб. для студ. вузов. Д.: Машиностроение, 1986. — 280 с.
  33. И.Е. Аэрогидродинамика технологических аппаратов. (Подвод, отвод и распределение потока по сечению аппаратов). -М.: Машиностроение, 1983. -351 с.
  34. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям/Под ред. М. О. Штейнберга. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1992. — 672 с.
  35. Е.В. Совершенствование аэродинамики подднищевой зоны легкового автомобиля. Дисс.канд.тех. наук. М.: МГИУ, 2003. — 150 с.
  36. К исследованию параметров аэродинамической характеристики подкапотного пространства автомобиля ЗИЛ-130/ Бурков В. В., Каширин В. Т., Курамышев Г. А./ Научные труды ЛСХИ.Л., 1976, Т.308, с.29−35.
  37. К.В., Холкомб Х.Дж. Аэродинамика для конструктора кузова автомобиля// Аэродинамика автомобиля. М.: Машиностроение, 1984.-С. 7−24.
  38. А.И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. Пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. школа, 1980. -400с.
  39. П.П. Расходомеры и счетчики количества: Справочник. Изд. 4-е, перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, 1989. -701 с.
  40. М.Г., Меднов A.A. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Учеб. пособие для вузов.- М.: Машиностроение, 1988. 360 с.
  41. Ю.А. Системы охлаждения силовых установок тепловозов. М.: Машиностроение, 1988. — 280 с.
  42. Д.Р., Шухман С. Б., Хикматов P.C. Аэродинамические характеристики подкапотного пространства в условиях жаркого климата// Известия вузов. Машиностроение -1989.-С. 81−84.
  43. Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных.- Новосибирск: Наука, 1981. 160 с.
  44. Х.И. Методы физических измерений. М.: Мир, 1989. -216 с.
  45. Математическое моделирование и эксперимент/ Г .Я. Любарский, Р. П. Слабоспицкий, Р. П. Хажмурадов и др. Киев: Наук, думка, 1987. — 160 с.
  46. Методы и техника измерений параметров газового потока/ Под ред. Петунина А. Н. М.: Машиностроение, 1972. — 332 с.
  47. Е.В. Аэродинамика автомобиля. М.: Машиностроение, 1973. — 224 с.
  48. Мюррей Д. SolidWorks. М.: «ЛОРИ», 2001. — 458 с.
  49. Ю.А. Определение показателей теплообменных аппаратов ДВС в условиях неравномерности распределения расходов теплоносителей// Двигателестроение, 1988, № 4, с.30−32.
  50. Николаев Ю. А. Расчет блоков теплообменных аппаратов уменьшенных габаритов и масс// Тракторы исельхозмашины, 1985, № 7, с.15−18.
  51. О методике исследования поля скоростей воздуха перед радиатором автотракторного типа/ Бурков В.В.и др./ Записки ЛСХИ, т. 131, Вып.2. Л.: Колос, 1969.
  52. М.Е. Аэродинамическое влияние конструкции передней части автомобиля на систему охлаждения двигателя. -М.: Машиностроение, 1984. С. 294−309.
  53. ОСТ 37.001.289−84. Радиаторы алюминиевые сборные систем охлаждения автомобильных двигателей. Основные размерыконструктивных элементов. Технические требования. Введ. с 01.01.86, — 20 с. — Группа Д24.
  54. В.Г. К вопросу о влиянии конфигурации турбулизаторов на тепловую эффективность стенки канала// ИФЖ. -1969. -Т17. С. 155−159.
  55. М.Г., Добряков Б. А. и др. Повышение эффективности системы охлаждения выравниванием гидроаэродинамических полей в радиаторе// Тракторы и сельхозмашины, 1971, № 12, с.5−7.
  56. P.M. Системы жидкостного охлаждения быстроходных двигателей внутреннего сгорания. Л.: Машиностроение, 1975. -224 с.
  57. А.П. Аэродинамика автомобильного радиатора// Автомобильная промышленность. 2000. — № 4. — С. 13−14.
  58. А.П. Аэродинамическое сопротивление проницаемых объектов при протекании через них неравномерного потока воздуха// Вестник Уральское межрегиональное отделение Академии транспорта № 2. Курган: КГУ, 1999. — С.64−67.
  59. А.П. Изменение аэродинамического сопротивления радиатора// Вестник Уральское межрегиональное отделение Академии транспорта № 1. Курган: КГУ, 1998. — С. 16−18.
  60. А.П. Коррекция воздушного потока в воздушном тракте системы охлаждения двигателя. Вестник Курганского университета. -Серия «Технические науки». -Вып. 1. -Курган: Изд-во Курганский гос. ун-та, № 4, 2005. С. 113−1114.
  61. А.П. Методика аэродинамических исследований системы охлаждения легкового автомобиля// Вестник машиностроения, -2006. № 2, — С. 87−89.
  62. А.П. Методика определения оптимальной степени охвата кожухом радиатора системы охлаждения двигателя легковогоавтомобиля// Известия Вузов. Машиностроение, 2005. — № 4, — С. 61−64.
  63. А.П. Определение аэродинамического сопротивления радиатора при неравномерном потоке охлаждающего воздуха// Вестник машиностроения, 2008. — № 4, — С. 28−31.
  64. А.П., Леонов А. Ю. Вентилятор системы охлаждения ДВС: эффективность использования набегающего потока// Автомобильная промышленность, 2006. — № 5, — С. 13−14.
  65. А.П., Леонов А. Ю. Определение направления открытия клапанов на кожухе вентилятор. Вестник Курганского университета. -Серия «Технические науки». -Вып. 1. -Курган: Изд-во Курганский гос. ун-та, № 4, 2005. С.110−111.
  66. А.П., Петров К. А. Зависимость Сх автомобиля от потока воздуха через систему охлаждения// Автомобильная промышленность, 2008. — № 3, — С. 19−22.
  67. А.П., Петров К. А. Концепция моделирования условий обтекания автомобиля воздушным потоком// Автомобильная промышленность, 2008. — № 2, — С. 19−20.
  68. А.П., Синицин С. Н., Леонов А. Ю. Методика расчета теплоотдачи радиатора с учетом перетока воздуха из подкапотного пространства// Известия Вузов. Машиностроение, 2005. — № 5, — С. 61−64.
  69. А.П., Петров К. А. Баланс энергетических затрат и критерии оптимизации системы охлаждения легкового автомобиля. Вестник МАНЭБ. Том 16, № 3, Санкт-Петербург. 2011, С. 60−63.
  70. Л., Титьенс О. Гидро- и аэродинамика. Т2. М.: ОНТИ НКТПСССР, 1935.-312 с.
  71. Промышленная аэродинамика: Аэродинамика лопаточных машин, каналы, струйных и отрывных течений/ Под ред. Абрамович Г. Н., Гембаржевский М. Я., Гиневский A.C., Жмулин Е.М.-М.: Машиностроение, 1987. 224 с.
  72. Е.Е. Повышение эффективности транспортных двигателей путем совершенствования системы охлаждения. Дисс.канд.тех. наук. -М.: МТУ им. Н. Э. Баумана, 1994. 179 с.
  73. Система охлаждения и система кондиционирования автомобилей Тоета Корона./ Тику К., Ито М., Теруи К., Сайто Т. -Тоета гидзюцу, 1974, т.24, № 1, с. 147−157, пер. с яп.
  74. A.A., Васильев Н. Г. Планирование эксперимента: Учеб. пособ. Свердловск: Изд. УПИ, 1975. — 152 с.
  75. Справочник по теплообменникам: В 2-х томах, Т1/ Под ред. Петухова Б. С., Шикова B.K. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 560 с.
  76. Топливная экономичность автомобилей с бензиновыми двигателями/ Под ред. Хиллиарда Д., Спрингера Д. С. М.: Машиностроение, 1988. — 504 с.
  77. И.Е., Крумина H.H., Вакар Н. В. Проектирование воздуховодов самолетных силовых установок. М.: Машиностроение, 1979. — 463 с.
  78. В.Н., Анализ обтекания тел с отрывом потока в системе SolidWorks/FloWorks// CAD/CAM/CAE Observer, 2003. -№ 3, С. 1−9.
  79. И.Ф. Основы теплообмена в электрических машинах. -Л.: Энергия, 1974.-384 с.
  80. И.Ф. Теплообмен в электрических машинах: Учеб. пособие для вузов. Л.: Энергоатомиздат, 1986. — 256 с.
  81. Э.Е. Исследование автомобильных вентиляторов системы жидкостного охлаждения двигателей и разработка метода их расчета. Дисс.канд.тех. наук. М.: НАМИ, 1971. — 151 с.
  82. Э.Е. Особенности аэродинамики и расчета автомобильных вентиляторов// Автомобильная промышленность, 1969, № 12, с.8−11.
  83. Э.Е. Проблемы подачи охлаждающего двигатель воздуха и аэродинамика автомобиля// Автомобильная промышленность, 1984, № 4, с.11−12.
  84. В.М. Насосы, вентиляторы, компрессоры: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1984. -416 с.
  85. П. Отрывные течения: В 2-х томах, Tl. М.: Мир, 1972. — 295 с.
  86. П. Отрывные течения: В 2-х томах, Т2. М.: Мир, 1973. — 276 с.
  87. Численное решение многомерных задач газовой динамики/ Под ред. Годунова C.K. М.: Наука, 1976. — 400 с.
  88. Ф.К. Причины снижения аэродинамического сопротивления и подъемной силы на автомобиль с передним изадним щитками// Аэродинамика автомобиля. М.: Машиностроение, 1984. — С. 309−323.
  89. Г. Теория пограничного слоя. М.: Наука, 1969.
  90. Электрические измерения: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Малиновского В. Н. М.: Энергоатомиздат, 1985. — 416 с.
  91. Chiou J.P. The effect of the flow nonuniformity on the sizing of the engine radiator. SAE, Techn. Pap. Ser., 1980, № 800 035, pp. 1−9.
  92. Costelli A., Gabriele P., Giordanengo D. Analisi sperimentale degli impianti raffreddamento motore dei veicoli. ATA, 1979, № 12.
  93. Costelli A., Gabriele P., Giordanengo D. Experimental analysis of engiene cooling systems. SAE Techn. Pap. Ser., 1979, № 790 397, pp. 16.
  94. Cramer R., Warmeabgabe und Kuhlungsan forderungen fur Brennkraftmaschinen. SAE-Paper 670 524, Detroit, 1967.
  95. Drucker E., Kuhlwasserwarme raschlaufender Verbennungsmotoren. -VDI Zeitschrift, Bd. 77,1933, S. 912−913.
  96. Kakinuma A. Ttrends in engine cooling systems. JSAE Revien, 1986, 7, № l, pp. 52−61.
  97. Katagiri H., Taniguchi M., Suzuki M. Characteristics evaluation of engine cooling fans and effects of fangeometries on their parformance. -JSAE Revien, 1983, pp. 22−29.
  98. Klinge E.R. Truck Cooling System airflow. SAE Preprints, № 99, 1958.
  99. Koffman J.L. Liquid cooling. «Automobile Engineer», v. 44, № 12, 1954.
  100. Kuhllift auf Schleichwegen. Ist der Kuhlergrill passe? MOT, 1986, № 17, s. 76−79.
  101. Lehmann B. Rippenrohr-Warmeubertrager im Kuhlsystem.-Kraftfahrzeugtechnik, 1989, 39, № 6, s. 172−174.
  102. Moranne J.P. Systeme de refroidissement etcomsommation des vehicules automobiles. Ingenieurs de Г automobile, 1982, № 7.
  103. Pace I.S. Cooling system performance in fighting vehicles. Install. Eff. Ducted Fan Syst. Pap. Conf. Inst. Mech., London, 1984, 47−54.
  104. Tenkel F.G. Computer simulation of automotive cooling systems. Soriety of automotive Engenineers. SAE, Preprint, 1974, № 740 087, pp. 1−11.
Заполнить форму текущей работой