Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегическое планирование на машиностроительных предприятиях в современных условиях хозяйствования: На примере предприятий Ростовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российским предприятиям нужен свой модифицированный подход к стратегическому планированию, учитывающий весь громадный опыт советской школы планирования. Нужна новая парадигма идеологии мышления о стратегическом планировании, связанная и с ориентацией на маркетинг, и с переориентацией на внешние проблемы, и с формированием новой организационной культуры производства и с пониманием планирования как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Планирование производственно-хозяйственной деятельности на пред- 9 приятиях машиностроения: состояние, проблемы, тенденции
    • 1. 1. Характеристика состояния экономики предприятий г. Ростова-на-Дону
    • 1. 2. Состояние планирования на машиностроительных предприятиях Ростов- 25 ской области
    • 1. 3. Новые подходы и принципы планирования
  • Глава II. Теоретические и методологические основы стратегического планиро- 60 вакия в условиях перехода к рынку
    • 2. 1. Процесс стратегического планирования на предприятии
    • 2. 2. Методы и модели стратегического планирования
  • Глава III. Методические рекомендации по организации стратегического 104 планирования на предприятиях
    • 3. 1. Стратегии «выживания» предприятий в условиях неплатежеспособности
    • 3. 2. Бизнес-план как инструмент стратегического планирования
    • 3. 3. Методические рекомендации по применению моделей стратегического 147 планирования для ОАО «Ростсельмаш»

Стратегическое планирование на машиностроительных предприятиях в современных условиях хозяйствования: На примере предприятий Ростовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

к постановке вопроса).

В настоящее время все больше и больше проявляется потребность в необходимости планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий для успешного функционирования в условиях рынка, т.к. любому предприятию необходим план, как динамичный процесс, позволяющий предвидеть и учитывать происходящие изменения внешней среды (концепция предприятия как «открытой» системы) и приспосабливаясь, адаптировать внутренние факторы производства для своего развития и дальнейшего роста.

Наиболее существенный вклад в отечественную школу планирования внесли Е. Базаров, Т. М. Кржижановский, А. М. Ковалевский, Г. М. Киперман, ММ. Алексеева, И. Н. Герчикова. И. Э. Берзинь, Л. Е. Стариков, ГТ.В. Забелин, В. Р. Веснин, Д.Д. Вачу-гов, В. П. Грузинов, Б. Д. Камаев, Ю. В. Богатин, З. А. Уткин и другие.

Система централизованного управления порождала соответствующую идеологию директивного планирования: план-закон, не подлежащий изменениям, который неукоснительно надо было соблюдать, в то время как рыночная система хозяйствования ориентирована на планирование как творческий процесс в условиях непредсказуемости и неопределенности.

Теоретически хорошо сбалансированный план лучше рынка. Но рынок самонастраивается и тяготеет к состоянию равновесия, в то время как несбалансированный план вообще исключает движение в сторону равновесия. Несбалансированный план много хуже рынка. «Нужен и план и рынок.», «.главное в том, что имея рыночные автоматические регуляторы, корректировать их с помощью планирования» , — отмечал еще в 20-е годы экономист Е. Базаров.

Сегодня в России нет альтернативы рынку, но и прочно утверждается мнение о необходимости системы планирования в хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. Иссякла всякая надежда на самореализующиеся рыночные силы.

Для того, чтобы разобраться в обширном круге теоретических и практических проблем планирования, рассмотрим саму сущность процесса планирования, как такового. Представляет интерес трактовка понятия планирования отечественными и зарубежными учеными.

Так, в большой советской энциклопедии планирование определяется как «совокупность методов, и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов» [68].

A.M. Ковалевский считал, что «планирование — это научное предвидение хода развития и определение конкретных путей осуществления расширенного воспроизводства, базирующееся на экономической теории, результатах научно-технического прогресса, передового опыта и направленное на достижение поставленных целей» [62].

Н.Э. Берзинь отмечает, что «.содержание процесса планирования состоит в разработке, обосновании, обеспечении выполнения и организации проверки выполнения. планов» [63].

И.Н. Герчикова полагает, что сущность планирования состоит в «конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени и определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализациивыявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач» [58].

B.Д. Камаев говорит о планировании как «о непрерывном циклическом процессе, имеющим целью приведения возможностей предприятия в соответствие с условиями рынка» [61].

В.А. Грузинов подчеркивает, что «планирование есть непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия, определяется стратегия и политика по их достижению.» [24].

В словаре-справочнике предпринимателя планирование деятельности предприятия трактуется как «. определение задач развития, ассортимента и объема выпускаемой предприятием продукции в соответствии с требованиями рынка на предстоящий период и организация деятельности всех подразделений предприятия по выполнению поставленных задач» [67].

Э.А. Уткин подчеркивает, что «планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из функций управления — приоритетной, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения» [49].

Зарубежные экономисты несколько по-другому, хотя и по-разному, подходят к определению планирования.

Английский ученый Дж. Риггс отмечает, что планирование «.включает в себя определение возможных путей достижения поставленных целей и оценку средств реализации имеющихся вариантов, считая, что. цель планирования — обоснование решений» [66].

Английский специалист в области планирования Хадсон определяет его как «&bdquo-.разработку схемы будущей деятельности фирмы для получения заданных результатов при установленных затратах и в определенный период времени.», подчеркивая, что планирование представляет собой «. преднамеренную попытку оказать воздействие, управлять размахом, скоростью и последствиями изменений» .

Вольфган Хоер полагает, что планирование всегда «. ориентируется по данным прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе» [37].

Трудно согласиться с подобным определением, когда планирование опирается всегда лишь на прошлое, не учитывая настоящего и будущего.

Своеобразен подход к планированию у Р. Акоффа. Он считает, что «планирование корпорации — ритуальный танец дождя: он не влияет на погоду, но его участникам кажется, что влияет. Более того, большая часть рекомендаций и установок направлена не на улучшение погоды, а самого танца (мы не прогнозируем погоду в собственном жилище, мы ее контролируем).

И далее определяет, что «планировать — хлопотать по поводу наилучшего метода получения случайного результата». «Планирование означает прямую вовлеченность в процессе планирования всех тех, кого оно непосредственно затрагивает [64],.

У. Кинг отмечает, что планирование — это процесс «. согласования ресурсов фирмы с настоящими и будущими возможностями, это — важнейший элемент для определения направления, которое должно обеспечить фирме процветание» [60].

Рассмотрев множество определений сущности планирования, нам представляется, что в большинстве своем авторы правильно, хотя и по-разному, подошли к ei о трактовке. Наиболее привлекательным является определение сущности планирования как самого процесса. Особую значимость планирования на российских предприятия в условиях переходного к рынку периода мы видим в его рыночной ориентации.

В предлагаемом исследовании большое внимание уделяется стратегическому планированию. В этом аспекте планирование — это умение предвидеть цели, затраты и результаты деятельности предприятия в условиях неопределенности и изменчивости рынка, это способность предвидеть различные неожиданности и быть готовым к их устранению, то есть — это постоянный творческий процесс.

Планирование — сложный процесс, лучшие образцы которого можно назват ь «творением искусства» .

Г. М. Кржижановский — один из столпов государственного планирования, справедливо отмечал, что «. сила, заключенная в нем, способна решить многое» .

Не случайно планирование во многих западных фирмах считается жизненно-необходимым и пользуется большим вниманием.

В условиях переходного к рынку периода с помощью планирования предприятие должно приспосабливать свои ресурсные возможности к внешним и внутренним условиям, учитывая неопределенность будущего, связанного с нестабильностью и усложнением социально-экономической жизни страны.

Планирование помогает выбрать предприятию наиболее рациональный путь своего развития с помощью различных стратегий (обеспечением оптимального «портфеля заказов», ростом объемов продаж, проникновения на новые рынки, надежного контроля за результатами деятельности).

Планирование на предприятии должно быть пронизано предпринимательством" , — подчеркивал Кантильон (первый теоретик бизнеса), — «функцией особого рода с элементом риска, присущим ему» .

Мы согласны с профессорами Д. Д. Вачуговым и В. Ф. Весниным, полагающими, что «планирование — это не единичный акт, а интегрирующая деятельность, цель которой — обеспечить максимальную эффективность функционирования фирмы и решения стоящих перед нею задач» [65].

Опыт многих процветающих зарубежных и отечественных предприятий показывает, что в рыночных условиях хозяйствования планирование производственно-хозяйственной деятельности является главнейшим условием их выживания, экономического роста и процветания.

Именно планирование может стать тем действенным инструментом современного менеджмента, благодаря которому предприятия смогут подняться, стабилизироваться и получить необходимый импульс для дальнейшего развития. Это подтверждает управленческое понимание планирования и старая, проверенная временем истина: «Именно на менеджменте всех уровней лежит задача сделать все возможное для обеспечения оптимального варианта будущего развития и не позволить втянуть себя в водоворот неудач» .

Российским предприятиям нужен свой модифицированный подход к стратегическому планированию, учитывающий весь громадный опыт советской школы планирования. Нужна новая парадигма идеологии мышления о стратегическом планировании, связанная и с ориентацией на маркетинг, и с переориентацией на внешние проблемы, и с формированием новой организационной культуры производства и с пониманием планирования как постоянного творческого и гибкого процесса, призванного обеспечить эффективное хозяйствование.

Вместе с тем, решение этой проблемы не обеспечивается соответствующими методическими рекомендациями. Многие предприятия этот вопрос решают с помощью так называемого метода «проб и ошибок», что дорого обходится как предприятию, так ы обществу. Отсюда — перед наукой стоит важнейшая задача в разработке необходимого методического обеспечения. Это и определило цель и логику исследования.

Цель диссертационной работы: разработать теоретические основы стратегического планирования в условиях рынка и предложить практический механизм их реализации.

В ходе исследования для достижения поставленной цели были сформулированы и следующие задачи:

— определить новые концептуальные подходы к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

— сформулировать основные принципы планирования различных систем хозяйствования;

— определить сущность стратегического планирования в современных условиях хозяйствования;

— разработать этапы стратегического планирования на предприятиях;

— адаптировать к российской действительности методы и модели стратегического планировании, применяемые в зарубежной практике, и предложить их к реализации на отечественных предприятиях;

— дать методические рекомендации к разработке бизнес-планов;

— дать практические рекомендации отечественным предприятиям по стратегии выживания.

Объектом исследования явились машиностроительные предприятия (ГП «Красный гидропресс», ОАО «Атоммаш», ГП РНИИРС, Азовский оптико-механи-ческий завод, Чебоксарский тракторный завод «Промтрактор», АО «Красный Аксай», ОАО «Ростсельмаш», Таганрогский комбайновый завод, ГП «Алмаз», Донецкий экскаваторный завод), находящиеся в тяжелом финансовом положении и нуждающиеся в стратегическом планировании.

Практическая значимость проведенных исследований состоит в возможности использования на отечественных предприятиях предложенного в диссертационной работе стратегического плана и механизма его реализации, а также методических рекомендаций по стратегии выживания неплатежеспособных предприятий и методики составления бизнес-планов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам диссертационного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Отсутствие целенаправленного стратегического планирования, как покато" исследование ряда крупных предприятий сельхозмашиностроения, явилось причиной утраты производства такой продукции, как культиваторы, дождевальные машины, агрегаты для внесения в почву удобрений, насосы, автопоилки для животноводческих комплексов и др. необходимая сельскому хозяйству техника.

2. На исследуемых предприятиях, как правило, осуществляется «позаказное» 1 планирование в целях сиюминутного удовлетворения потребностей рынка, результатом чего является нестабильность производства.

3. В настоящее время деятельность предприятий области строится на основе так называемого метода «проб и ошибок», что приводит к ухудшению их финансового состояния, социальной напряженности и, во многих случаях, к банкротству.

4. Теоретически обоснованы новые подходы к стратегическому планированию на предприятиях в условиях рынка, связанные с ориентацией на маркетинг, с переориентацией на внешние проблемы, с диверсификацией производства и с пониманием планирования как постоянного творческого и гибкого процесса, призванного обеспечить эффективное хозяйствование.

5. Сформулированы основные принципы планирования для различных систем хозяйствования.

6. Теоретически обоснована сущность стратегического планирования как процесса моделирования эффективной деятельности на определенный период функционирования, с установлением целей организации и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определения способа реализации этих целей и задач в соответствии с возможностями предприятия.

7. Для установления связи внутренней и внешней среды предприятия с корректировкой регулируемых параметров, предлагается использовать упрощенный вариант модели Р. Андертона.

8. Предприятиям предложена новая модель стратегического плана в виде последовательных этапов решения соответствующих проблем с использованием необходимых методов стратегического планирования.

9. Даны практические рекомендации неплатежеспособным предприятиям в виде матрицы стратегических альтернатив и стратегии выживания.

10. Предложена к практическому использованию на предприятиях типология бизнес-планов, в которой они классифицированы по объектам бизнеса, и дана методика разработки бизнес-планов в соответствии с их структурой.

11. Даны практические рекомендации для ОАО «Ростсельмаш» по товарному портфелю стратегического центра хозяйствования (СЦХ) «Копнитель» .

12. На основе модели «продукт-рынок» и матриц «БКГ» и «Мак-Кинси» определена конкурентоспособность и привлекательность продукции, выпускаемой СЦХ «Копнитель» .

13. На основе метода анализа иерархий дана оценка факторам привлекательности и конкурентоспособности различных видов продукции и выделены наиболее предпочтительные к производству.

14.С помощью метода «SWOT» предложено выявление сильных и слабых сторон предприятия (внутренняя среда), а также возможностей и угроз предприятию (внешняя среда).

1. Ковалев А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. —М.: Центр экономики и маркетинга, 1996, — 174с.

2. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с фр. — СПб: Наука, 1996.—589 с.

3. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.—519с.

4. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991. -235 с.

5. Дихтль Е. Хершген X. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа, 1995.—255с.

6. Завьялов П. С. Формула успеха: Маркетинг. —-М.: Международные отношения, 1991,—414с.

7. Гольцов А. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии// Маркетинг. —1996. —№ 5.

8. Голубков Е. П, Планирование маркетинга// Маркетинг. — 1996. —№ 5.

9. Голубков Е. П. Маркетинг: выбор лучшего решения: Словарь. —М.: Экономика, 1993.—222с.

10. Эванс Дж. Э. Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1990,—.

336 с.

П. Гончаров В. В. В поисках совершенного управления. —М.1994. —487с.

12. Базель Р. Д. и др. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. — М: Фиистатин-форм, 1993.—93с.

13. Дамари Р. Теория и практика маркетинга: Пер. с англ. —М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента. — 94 с,.

14. Теория и практика антикризисного управления. —М.: Издательство об-ние «ЮНИТИ» Издательство «Закон и право», 1996.—469 с.

15. Экономическая стратегия фирмы. —СПб: «Спец. лит.», 1995.—414 с,.

16. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент.—М.:Фирма «Гардарика», 1996.—415с.

17. Афанасьев М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. — М.: Финстатинформ, 1995.—104 с.

18. Азоев Г. // Маркетинг. — 1996. —№ 2. —С. 35.

19. R. N, Antony, S. Dearden and R.F. Vancil Menegement Control System. Homewood [П., Richard D. Srwin, 1965, P.4.

20. Бездумный М., Булатова М. и др. Финансовый менеджемент. -М. Перспектива, 1993.

— 268 с.

21. Герчнкова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М.: Внешторгиз-дат, 1990, 95с.

22. Грюниг Р. Методы и средства стратегического планирования на фирме. -М.: Проблемы теории и практики управления № 3,1993, С.53−57.

23. Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения.

— М.: Экономика, 1993, — 222с.

24. Грузинов В. П. Экономика предприятия. Учебник, — М.: Банки и биржи, ЮТИТИ,.

1998.

25. Голубович А. Д., Горбунов А. Р., Стерлина В. В. Создание компаний за рубежом (рекомендации предпринимателям).-М. Менатеп, 1991 .-124с.

26. Дайан А., Букерель Ф. и др. Академия рынка: маркетинг. -М. Экономика, 1993, С.13−16.

27. Лавров С. Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. -М.: Внешторгиздат, 1989, С. 51−56.

28. Мескон М. Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджемента. -М.: Дело, 1992,.

286с.

29. Парсаданов Г. Каким должно быть государственное планирование. -М.: Проблемы теории и практики управления, № 2, С.36−41.

30. Пилдич Д. Путь к покупателю. -М.: Знание, 1991. -22с.

31. Портер М. Международная конкуренция. -М.: Межд. отн., 1993. -896 с.

32. Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж. М. Антология экономической классики. В 2 т. -М.: Эконов, 1992.-486 с.

33. Управленческое консультирование: В 2-х т, Т. 2 -М.: СП Интерэксперт, 1992. 350с.

34. Финансовый анализ деятельности фирмы. -М: Аверс, 1992. -240с.

35. Финансовое искусство предпринимателя: Учебно-практическое руководство, -М., 1992. 68с.

36. Хейне П. Экономический образ мышления. -М.: Изд-во Новости, 1991.-704 с.

37. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. -М.: Прогресс, 1990,253 с.

38. Хоскинг А. Курс предпринимательства: практическое пособие. М.: Междунар. отношения, 1993, — 352 с.

39. Под общей ред. Хруцкого В, Как добиться успеха: Практ. советы деловым людям. -М.: Республика, 1992. 510 с.

40. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В., Автухова Е. Э. Современный маркетинг. -М.: Финансы и статистика, 1991. -256 с.

41. Чирьевский А. В. Стратегический менеджемент // Курс-конспект лекций для ВУЗовРига: Балтийский русский институт, 1994. -140 с.

42. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

43. Карпов В. Н, Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка. -М: Маркетинг, 1992. -№ 3.

44. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. -СПб: Питер Ком, 1999.

45. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т. 1,2. -М.: Внешторгиздат, 1993.

46. Оуен А. Как осуществить стратегию. -Хрестоматия. «Управление изменением» -М: МЦДО «ЛИНК», 1996.

47. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. -М.: Тандем, 1996.

48. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. -М: Финансы и статистика,.

1997.

49. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. -М.: Тандем, 1998.

50. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.

51. Уткин Э. А. Управление фирмой. -М.: АКАЛИС, 1996.

52. Деловое планирование: методы, организация, современная практика / Под ред. Попова В. М., — М.: Финансы и статистика, 1997.

53. Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. -М.г Мысль, 1989.

54. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху: Пер. с англ. -Дело ЛТД, 1995.

55. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. проф. Маниловского Р. Г. -М.: Финансы и статистика, 1995.

56. Брайн Хаскет, Леонард Смоллен. Подготовка бизнес-плана: бизнес по-западному. -СПб., 1992.

57. Буров В, П., Морошкин O.K. и др. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. -М.: ЦИПКК АП, 1995.

58. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

59. Пособия ЭРНСТ энд ЯНГ. Составление бизнес-плана: Пер. с англ., 2-е изд. -М: Джон Уайли энд Санз, 1994.

60. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / Пер. с англ. Предисловие Кочеткова Г. Б" -М.: Прогресс, 1982.

61. Экономика и бизнес / Под ред. Камаева В. Д. -М.: Изд-во МВТУ, 1993.

62. Ковалевский А. М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и в производственных подразделениях, -М.: Экономика, 1973.

63. Берзинь И. Э., Калинин В. П. Экономика машиностроительного производства: Учебник, -М.: Высшая школа, 1988.

64. Акофф Р. Планирование будущего корпораций. -М.: Прогресс, 1985,.

65. Вачугов Д. Д., Веснин В. Ф. Стратегия планирования. Основы менеджмента и рынка // Социально-политический журнал, № 8, 1993.

66. James U Riggs/ Production systems: Planning, Analisis, and Control., — New-York-London-Sydney-Toronto.: John Wiley and Sons, inc., 1970.

67. Деловой мир. Словарь-справочник предпринимателя. -М.: Издат.-произв. фирма Зевс., 1992. 165 с.

68. БСЭ. 19 т. -М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1975.625 с.

69. Высоков В. В. Пятилетка Донских реформ, — Науч.-практ. пособие. / РГЭА. Ростов н/Д, 1997. 88 с.

70. Внутрифирменное планирование США / Под ред. Седова В. И. -М.: Изд-во Прогресс, 1972.

71. Катасонов Ю. В. США: военное программирование. -М.: Наука, 1972.

72. A.D. Chandler. Strategy and Structure: A. Chapter in the History of Industrial Enterprises. -Cambridge, Mass, MIT Press, 1962.

73. Лубков Д. Карьера завода. -М.: Эксперт № 18, 1998.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. —М.: Центр экономики и маркетинга, 1996, — 174с.
  2. .Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с фр. — СПб: Наука. 1996.—589 с.
  3. И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.—519с.
  4. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.-235 с.
  5. Е. Хершген X. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа, 1995.—255с.
  6. П.С. Формула успеха: Маркетинг. —М.: Международные отношения, 1991,--414с.
  7. А. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии // Маркетинг. —1996. —№ 5.
  8. Е.П. Планирование маркетинга // Маркетинг. — 1996. —^№ 5.
  9. Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения: Словарь. —М.: Экономика, 1993.—222с.
  10. Дж. Э. Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер, с англ. — М.: Экономика, 1990, — 336 с. П. Гончаров В. В. В поисках совершенного управления.—М. 1994. —487с.
  11. Р.Д. и др. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. — М.: Финстатин- форм, 1993,—93с.
  12. Р. Теория, а практика маркетинга: Пер. с англ. —М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента. • 94 с.
  13. Теория и практика антикризисного управления. —М.: Издательство об-ние «ЮНИТИ» Издательство «Закон и право», 1996.—469 с.
  14. Экономическая стратегия фирмы. —СПб: «Спец. лит.», 1995.—414 с,
  15. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. ^ М.:Фирма «Гардарика», 1996.—415с.
  16. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. ^ М.: Финстатинформ, 1995,—104 с.
  17. Г. // Маркетинг. — 1996. —№ 2. —С. 35
  18. R.N, Antony, S. Dearden and R.F. Vancil Menegement Control System. Homewood Ill- Richard D. Srwin, 1965, P.4.
  19. М., Булатова М. и др. Финансовый менеджемент. -М. Перспектива, 1993 — 268 с.
  20. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М.: Внешторгиз- дат, 1990, 95с.
  21. Р. Методы и средства стратегического планирования на фирме. -М.: Проблемы теории и практики управления № 3,1993, 53−57.
  22. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 1993, — 222с.
  23. Грузинов В, П. Экономика предприятия. Учебник, — М.: Банки и биржи, ЮТИГИ, 1998.
  24. А.Д., Горбунов А. Р., Стерлина В. В. Создание компаний за рубежом (рекомендации предпринимателям).-М. Менатеп, 1991 .-124с.
  25. А., Букерель Ф. и др. Академия рьгака: маркетинг. -М. Экономика, 1993, 13−16,
  26. Н., Злобин СЮ. Основы маркетинга промышленных объектов. -М.: Внешторгиздат, 1989, 51−56.
  27. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджемента. -М.: Дело, 19''2, 286с.
  28. Г. Каким должно быть государственное планирование. -М.: Проблемы теории и практики управления, № 2, 36−41.
  29. Д. Путь к покупателю.-М.: Знание, 1991.-22с.
  30. М. Международная конкуренция.-М.: Межд. отн., 1993. -896 с.
  31. А., Рикардо Д., Кейнс Дж. М. Антология экономической классики. В 2 т. -М.- Эконов, 1992.-486 с.
  32. Управленческое консультирование: В 2-х т, Т. 2 -М.: СП Интерэксперт, 1992.- 350с.
  33. Финансовый анализ деятельности фирмы. -М: Аверс, 1992. -240с.
  34. Финансовое искусство предпринимателя: Учебно-практическое руководство, -М, 1992.-68с.
  35. ХейнеП. Экономический образ мышления. -М.: Изд-во Новости, 1991.-704 с.
  36. ХойерВ. Как делать бизнес в Европе.-М.: Прогресс, 1990,253 с.
  37. А. Курс предпринимательства: практическое пособие. М.: Междунар. отношения, 1993.- 352 с.
  38. Под обшей ред. Хрупкого В. Как добиться успеха: Практ. советы деловым людям. — М.: Республика, 1992.- 510 с.
  39. В.Е., Корнеева И. В., Автухова Е. Э. Современный маркетинг. -М.: Финансы и статистика, i 991. -256 с.
  40. А.В. Стратегический менеджемент // Курс-конспект лекций для ВУЗов -Рига: Балтийский русский институт, 1994. -140 с.
  41. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. -М.: Центр :)кономики и маркетинга, 1996.
  42. В.Н. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка. -М.: Маркетинг, 1992. -№ 3.
  43. Ф. Маркетинг, менеджмент. -СПб: Питер Ком, 1999.
  44. Н.К., Анискии Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность. маркетинг, обновление. Т. 1,2. -М.: Внешторгиздат, 1993.
  45. А. Как осуществить стратегию. -Хрестоматия. «Управление изменением» -М.: МОДО"ЛИНК", 1996.
  46. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. -М.: Тандем, 1996.
  47. М.М. Планирование деятельности фирмы. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  48. Стратегическое планирование / Пол ред. Уткрша Э. А. -М.: Тандем, 1998.
  49. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.
  50. Э.А. Управление фирмой. -М.: АКАЛИС, 1996.
  51. Деловое планирование: методы, организация, современная практика / Под ред. Попова В. М., — М.: Финансы и статистика, 1997.
  52. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. -М.: Мысль, 1989.
  53. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху: Пер. с англ. -Дело ЛТД, 1995.
  54. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. проф. Маниловского Р. Г. -М.: Финансы и статистика, 1995.
  55. Брайн Хаскет, Леонард Смоллен. Подготовка бизнес-плана: бизнес по-западному, — СПб., 1992.
  56. В.П., Морошкин O.K. и др. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. -М.: ЦИПКК АП, 1995.
  57. И.Н. Менеджмент: Учебник. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  58. Пособия ЭРНСТ энд ЯНГ. Составление бизнес-плана: Пер. с англ., 2-е изд. -М, — Джон Уайли энд Санз, 1994.
  59. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / Пер. с англ. Предисловие Кочеткова Г. Б" -М.: Прогресс, 1982.
  60. Экономика и бизнес / Под ред. Камаева В. Д. -М.: Изд-во МВТУ, 1993.
  61. А.М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и в производственных подразделениях, -М.: Экономика, 1973.
  62. Н.Э., Калинин В. П. Экономика машиностроительного производства: Учебник, -М.: Высшая школа, 1988.
  63. АкоффР. Планирование будущего корпораций.-М.: Прогресс, 1985,
  64. Д.Д., Веснин В. Ф. Стратегия планирования. Основы менеджмента и рынка // Со щ1ально-полити чески й журнал, № 8, 1993.
  65. James L/ Riggs/ Production systems: Planning, Analisis, and Control., — New-Yoik- 1. ondon-Sydney-Toronto.: John Wiley and Sons, inc., 1970.
  66. Деловой мир. Словарь-справочник предпринимателя. -М.: Издат.-произв. фирма Зевс, 1992. 165 с.
  67. БСЭ, 19 т. -М.: Изд-во Сов. энш1клопедия, 1975.625 с.
  68. В.В. Пятилетка Донских реформ, — Науч.-практ. пособие. / РГЭА. Ростов н/Д, 1997,88 с.
  69. Внутрифирменное планирование США / Под ред. Седова В. И. -М.: Изд-во Прогресс, 1972.
  70. КатасоновЮ.В. США- военное программирование,-М.- Наука, 1972.
  71. A.D. Chandler. Strategy and Structure- A. Chapter in the History of Industrial Enterprises. -Cambridge, Mass, MIT Press, 1962.
  72. Д. Карьера завода. -М.: Эксперт № 18, 1998.
Заполнить форму текущей работой