Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические механизмы управления предпринимательской деятельностью компаний в нефтедобывающей отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом свидетельствует, например, опыт так называемых новых индустриальных стран, где переход на рельсы рыночной экономики и их стремительное развитие произошли при самом активном участии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ формирования экономических механизмов управления предпринимательской деятельностью компаний в нефтедобывающей отрасли
    • 1. 1. Сущность и структура экономических механизмов управления 8 предпринимательской деятельностью компаний
    • 1. 2. Проблемы методического обеспечения формирования экономических механизмов управления предпринимательской деятельностью компаний
    • 1. 3. Теоретическое обобщение отечественного и зарубежного опыта 51 создания экономических механизмов управления предпринимательскими структурами
  • Глава 2. Методические подходы к оценке эффективности экономических механизмов управления предпринимательской деятельностью в нефтедобывающей отрасли
    • 2. 1. Анализ опыта оценки эффективности действующих 62 экономических механизмов управления проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»
    • 2. 2. Методические предложения по совершенствованию определения 82 эффективности экономических механизмов управления предпринимательской деятельностью
  • Глава 3. Методические предложения по повышению эффективности 120 экономических механизмов управления предпринимательской деятельностью в нефтедобывающей отрасли Российской Федерации
    • 3. 1. Применение дифференцированного налога к 120 предпринимательским структурам
    • 3. 2. Совершенствование налогообложения в условиях соглашений о разделе продукции и действующей налоговой системы
    • 3. 3. Оптимизация участия государства в экономических механизмах управления предпринимательской деятельностью

Экономические механизмы управления предпринимательской деятельностью компаний в нефтедобывающей отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Ключевым условием развития российской экономики является формирование национального предпринимательства. Развитие предпринимательской системы в России, нацеленное на сюрейшее получение дохода, не стимулирует предприятия вкладывать дополштельные средства в инновационное развитие своих предприятий и национальной экономики. Поэтому процесс формирования институциональных инструментов и экономических механизмов государственгого управления бизнесом должен адекватно учитывать необходимость модернизации приоритетных отраслей. Особенно это актуально для предпринимательской деятельности компаний, задействованных в нефтедобывающем комплексе Российской Федерации, так как она является базовой и основополагающей отраслью экономики, образующей около четверти ВВП, трети промышленного производства и доходов консолидированного бюджета. В 2005 году минерально-сырьевой сектор экономики обеспечил около 55−60% доходов федерального бюджета, 33% всех налоговых платежей, валютные поступления от продажи энергоносителей составили 54,4% выручки страны от экспорта и около 25−30% производства валового внутреннего продукта.

При этом, начиная с конца 1980;х гг. мировые цены формируются на трех площадках по биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами — Нью-Йрокский и Сингапурской товарных биржах и Лондонской нефтяной бирже. Однако оборот реальной нефти на этих биржах составляет менее 1% общего объема международной торговли. В основном на биржах торгуется не сама нефть, а фьючерсные контракты и опционы на поставку (покупку) нефти по согласованной цене в будущем. То есть цены на нефть формируются не в ходе купли-продажи реального товара, а в процессе торговли финансовыми инструментами. Таким образом, уровень цен на нефть находится под воздействием двух факторов: с одной стороны, он определяется реальным соотношением спроса и предложения, который формирует рыночную цену, а с другой — политическими событиями, которые сопровождаются многочисленными прогнозами изменения экономической конъюнктуры и формируют спекулятивную составляющую мировых цен на нефть. П{и этом с 1998 г. по 2005 гг. цены на нефть формировались в основном под воздействием рыночного фактора. Существует целый ряд объективных причин, определяющих высокий уровень цен на нефть. Среди нихоживление мировой экономики, продолжающийся рост спроса со стороны Китая и других стран Азии, ослабление доллара по отношению к другим мировым валютам, политическая нестабильность и погодные аномалии в основных нефтедобывающих регионах. Вносят свою лепту удорожание нефтедобычи в новых районах (на морском шельфе), использование современных технологий добычи, строительство инфраструктуры для изменения транспортных потоков (западная Африка, Ближний ВостокЗападная Европа, АзияКаспий, Ближний Восток, Мексика, КанадаСША).

Современный уровень цен на нефть устраивает основных игроков на нефтяном рынке. Производителям нефти (страны ОПЕК, Россия), чья экономика почти полностью зависит от «нефтедолларов», он обеспечивает высокую прибыль и профицит государственного бюджета. Для основного потребителя нефти — США потому, что, во-первых, на них приходится 10% мировой нефтедобычи, и, во-вторых, потому, что основные компании работают в нефтедобывающих странах — американскиекроме того, высокие цены на нефть позволяют вовлекать в промышленную разработку все новые запасы нефтяного сырья столь необходимые потребителям США, Европы и Азии. В условиях чрезмерной зависимости мирового рынка нефти от спекулятивной игры и отсутствия реального дефицита самого ресурса риск скорого и серьезного падения мировых цен велик. Цены на нефть могут упасть и надолго закрепиться на уровне ее реальной стоимости, обеспечивающем покрытие издержек добычи и транспортировки и дающем разумную прибыль. Средневзвешенная цена нефти в ближайшие 15 лет должна быть вдвое меньше, чем сегодняшняя рыночная цена, учитывая капитальные затраты на добычу необходимого количества, операционные расходы, транспортную составляющую и торговые накрутки. По прогнозам в ближайшие 25 лет спрос на энергоносители будет активно расти. Если мировая энергетическая политика не изменится в сторону увеличения эффективности и энергосбережения, то к 2030 г. спрос вырастет более чем на 50%. Мировые ресурсы нефти в недрах способны удовлетворить ожидаемый спрос, но чтобы эти ресурсы доступны для потребителей необходимы инвестиции в развитие нефтедобывающей отрасли в размере 17 трл.долл. Минерально-сырьевой комплекс — это гарантия экономической безопасности государства, гарантия реализации всех важнейших социальных программ и перевода индустриально-сырьевой экономики в экономику индустриально-технологического типа.

Большое внимание различным теоретическим и практическим аспектам управления предпринимательской деятельностью в различных отраслях экономики уделено в научных трудах: Асаула А. Н., Багиева Г. Л., Бобылева С. Н., Богомазова Г. Г., Бляхмана Л. С., Вайнера Дж, Герчиковой И. Н., Гневко.

B.А., Горенбургова М. А., Ишутина Р. В.,., Колтынюка Б. А., Крутика А. Б., Литовки О. П., Питерса М., Портера М., Рохчина В. Е., Светунькова.

C.Г., Тарасевича Л. С., Хизрича Р., Шумпетера Й.А.и других.

Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом свидетельствует, например, опыт так называемых новых индустриальных стран, где переход на рельсы рыночной экономики и их стремительное развитие произошли при самом активном участии государства. Осознание и оценка этого факта имеют немаловажное значение для России, поскольку происходящие здесь фундаментальные преобразования в экономической и политических сферах общества ставят на повестку дня вопросы о необходимости всестороннего исследования основных принципов, форм, путей и тенденций развития взаимодействия между государственной властью и предпринимательством.

В совокупности все перечисленные выше задачи весьма актуальны на современном этапе становления системы регулирования предпринимательской деятельности в нефтедобывающем комплексе России.

Объектом исследования является предпринимательская деятельность предприятий нефтедобывающей отрасли.

Предметом исследования являются экономические механизмы государственного управления предпринимательскими структурами в нефтедобывающей отрасли, возникающие в различных налоговых режимах: в рамках действующей системы налогообложения и в условиях соглашений о разделе продукции.

Целью диссертационной работы является разработка методических предложений по формированию механизмов управления предпринимательской деятельностью в нефтедобывающей отрасли РФ.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— анализ законодательной базы в области экономических механизмов управления предпринимательской деятельностью в нефтедобывающей отрасли РФ;

— анализ существующих тенденций формирования государственных механизмов управления предпринимательскими структурами нефтедобывающей отрасли РФ;

— оценка эффективности применения существующих экономических механизмов государственного регулирования нефтедобывающей отрасли на примере месторождений Сахалин 1 и Сахалин-2;

— внесение предложений по развитию правовых и экономических механизмов с целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимательской деятельности в нефтедобывающей отрасли.

Анализ, проводимый в рамках диссертационной работы, и разработка предложений по совершенствованию правового обеспечения некоторых государственных механизмов проводились по двум основным критериям:

• экономическая эффективность (основной показатель — отчисления в государственный бюджет);

• социальная значимость для региона (показателем может быть, наприлер, количество создаваемых рабочих мест).

Методы исследования. В диссертации применяются такие общетеоретические методы как анализ и синтез, метод единства исторического и логического, индукции и дедукции, абстрагирования и обобщения, тематической структуризации, сравнительного и ретроспективного анализа, формальной и неформальной логики, количественного анализа, интерпретации и синтеза в сочетании с социологическими методами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Потенциальная ценность балансовых запасов нефтедобывающего комплекса России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс как основу устойчивого развития страны на длительную перспективу. Нефтедобывающая отрасль при ее эффективном использовании станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику. Хозяйственное освоение природных ресурсов, в частности ресурсов нефти и газа, создает реальные возможности привлечение крупномасштабных инвестиций, в том числе иностранного капитала. За счет экспорта минеральных ресурсов обеспечивается значительная часть валютных поступлений. Так, чистый экспорт нефти и нефтепродуктов в 20(5 году достиг 200,2 млн. т., то есть увеличился на 15,7 млн. т. по сравнению с предыдущим годом. С увеличением экспорта связано болег 80% прироста добычи нефти. В 2006 г. резко повысилась инвестиционная активность: объемы эксплуатационного и разведочного бурения на нефть увеличились на 67,5% и 27% соответственно, ввод в действие новых нефтяных скважинна 53,7% по сравнению с2000 г. [29].

Сохраняется устойчивая тенденция увеличения удельного веса экспортных поставок минерального сырья за счет сокращения его внутреннего потребления.

В связи с тем, что развитие нефтедобывающей отрасли имеет первостепенное значение для экономики страны, следует особое внимание уделять таким важным вопросам, как оптимизация государственных механизмов управления и реализация грамотной политики в нефтедобывающей отрасли.

Важнейшей целью экономической политики является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и будущих потребностей экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное использование потенциала предпринимательской деятельности создание экономических механизмов комплексного решения задач управления предпринимательской деятельностью компаний и воспроизводства природных ресурсов.

В целях рационализации предпринимательской деятельности компаний необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий путем совершенствования правового обеспечения таких механизмов управления как лицензирование, налогообложение и соглашения о разделе продукции. Как показал проведенный в данной работе анализ, наиболее актуальным вопросом является разработка и совершенствование уже существующей законодательной базы в области эффективного применения перечисленных выше механизмов.

В целях максимально возможного соответствия требованиям эффективности системы экономических механизмов и для решения наиболее актуальных проблем в нефтедобывающей отрасли национальная политика должна быть направлена на решение следующих задач. 1. Уточнение и корректировка системы лицензирования и регламентации режимов предпринимательской деятельности компаний путем:

— создания нормативной и правовой базы, регулирующей проведение конкурсов и аукционов;

— дифференциации размеров платы за выдачу лицензии в зависимости от ценности месторождения и условий его разработки;

— учета социального фактора при предоставлении прав на пользование недрами путем утверждения обязательной программы проведения природоохранных мероприятий;

— создания механизма изъятия лицензий не мелкие и средние месторождения при их не использовании в течение продолжительного времени;

— введения порядка приоритетного лицензирования пользования недрами при открытии месторождения за счет собственных средств компаний.

2. Развитие правовой базы, направленной на стимулирование инновационного и инвестиционного процессов в нефтедобывающей отрасли:

— разработки механизмов, обеспечивающих необходимые условия и гарантии со стороны правительства для поддержки российских инвесторов при получении ими кредитов для финансирования целевого участия в международных проектах;

— обеспечения правовой стабилизации предпринимательской деятельности компаний;

— уточнения компетенции и полномочий субъекта РФ на территории которого расположен участок недр и ведутся работы;

— определения рациональной области применения соглашений, их объемов и сроков ввода с позиций стратегических интересов России.

3. Поскольку механизмы СРП внедряется в российское законодательство впервые, существует возможность создания эффективного правового механизма, специально регулирующего применение данного типа соглашений, с помощью:

— разработки и внедрения экономических мер поддержки и повышения конкурентоспособности российских производителей, обеспечивающих работы по СРП;

— принятия законодательных актов в области налогового регулирования, включая вопросы НДС, декларирования коммерческого открытия, состава и порядка возмещения затрат;

— принятия нормативных актов, регулирующих формирование и использование ликвидационного фонда;

— законодательного утверждения порядка применения международных норм и стандартов.

Потенциальные возможности не используются, основные политические принципы остаются декларациями, а налогообложение в области предпринимательской деятельности нефтедобывающей отрасли носит фискальный характер, хотя во всем цивилизованном мире развивается в направлении эффективного изъятия горной ренты.

Подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод о том, что с учетом существующих тенденций развития системы экономических механизмов управления предпринимательской деятельности компаний в нефтедобывающей отрасли создаются значительные предпосылки для устойчивого развития нефтедобывающей отрасли с преобладающим перевесом экономического фактора. С точки зрения социальной значимости большое значение имеет дальнейшая разработка системы экономических механизмов. Одним из возможных путей решения этого вопроса может явиться адаптированное заимствование опыта развитых стран, давно применяющих концессионные формы договоров в нефтедобывающей отрасли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  2. А.Л. Система поддержки предпринимательства. М.: Изд-во АСВ, 2000.
  3. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика М., 1998.
  4. М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998.
  5. .Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика, Макроэкономика: Учебное пособие' Под ред. В. А. Петрищева. Сб.: Лениздат, 1998.
  6. Е.В. Время петровских рефор. Л.: Лениздат, 1998.
  7. А.Н., Батрак А. В. Корпоративные структуры в региональном инвестиционно строительном комплексе. — М.:Изд-во АСВ- СПб.: СПбГАСУ, 2001.- 168.
  8. А.Н., Войнаренко М. П., Ерофеев П. Ю. Организация предпринимательской деятельности. СПб., 2001.
  9. А.Н., Кудрявцев А. В., Рыбнов Е. И., Клюев А. Ф. Экономика предпринимательства: Учеб.пособие. М.: Изд-во АСВ: СПб: СПбГАСУ, 2000.
  10. Афанасенко И. Д. Экономика и духовная программа России. -СПб.: Изд-во «третье тысячелетие», 2001.
  11. Г. Л., Бичун Ю. А., Светуньков С. Г., Тарасевич В. М. Экономика и управление народным хозяйством. Словарь основных терминов: маркетинг, предпринимательство: Справочное пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2002.
  12. Г. Л., Томилов В. В., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства: Учеб.пособие.-СПб.: СПбГУЭФ, 1995.
  13. С.А. экономические теории и школы (история и современность). -М.: Изд-во «БЕК», 1996.
  14. А. А. история советских экономико-математических исследований (1917 начало 60-х годов). — JL: Изд-во ЛГУ, 1990.
  15. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.
  16. Л.С. предпринимательство в России. Экономика и организация. СПб., СПб ГУ, 1995.
  17. Г. Г. государственное и частное предпринимательство в России: соотношение и тенденции развития// Вестник Санкт-петербургского университета. Сер.5 1998. — Вып. З (№ 19).
  18. Большой экономический словарь. М.: Институт экономики, 1994.
  19. А.В. предпринимательство. М.: Дело, 2000.
  20. Дж. Кривые затрат и кривые предложения.// Теория фирмы. -СПб.: Экономическая школа, 1995.
  21. Х.Ю. революция в предпринимательской культуре.- М., 1999.
  22. В.В. индивидуальный предприниматель: практическое пособие: Издательский дом Дашков и К, 2005.
  23. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т.1. М.: Мысль, 1987.
  24. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. Т.1 — СПб.: Экономическая школа, 2002.
  25. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное,-М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2002.
  26. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник Под ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина.-М.: Экономика, 2000.
  27. Государство и рынок: американская модель. М.: Изд-во «Анкил», 2002.
  28. Гражданский кодекс РФ. 1996.
  29. А.Г. Математические модели социалистической экономики.-М.: Экономика, 1978.
  30. Т.С. Макроэкономическое фискальное регулирование отношений центра и регионов// Финансы и кредит. № !, 2003.,
  31. Дж. Экономические теории и цели общества.- М., 1976.
  32. И.В. предпринимательское право.- М.: ПРИОР, 1968.
  33. В.В. История предпринимательства в России. М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 1995.
  34. Жид Ш., Рист Ш. история экономических учений. М.: Экономика, 1995.
  35. Закон РФ «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ, ГКРФ и др.
  36. Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995. № 202-ФЗ.
  37. Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7ФЗ.
  38. Закон РФ «О производственных кооперативах» от8.05.1996 № 41-ФЗ.
  39. Закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 140ФЗ.
  40. Инновационная экономика М.: Наука, 2002.
  41. Р.В. Еще раз о предпринимательстве'/ управление риском-2002.-№ 3 с.10−13.
  42. Р.В. Идеология американского предпринимательства// Финансовый бизнес. 2001 .-№ 7.
  43. Р.В. Система российского предпринимательства в имперскую эпоху. Современная экономика. 2002.- № 1.
  44. А.К., Крупанин А. А. Менеджмент в предпринимательстве: Учеб. пособие-М.: ИНФРА -2003.
  45. Дж. Избранные произведения, М.: Экономика, 1993.
  46. И. конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  47. А.Г., Максимов В. А. основы инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов' под общей ред.д.э.н., проф.Л. Г. Матвеевой, — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  48. Дж. Распределение богатства. М.: Гелиос АРВДООО.
  49. Н.Д. проблемы экономической динамики :Ред.коллегия:Л. И. Абалкин и др.-М.: Экономика, 1989.
  50. Н.Д. Хозяйство и хозяйственные явления'/ проблемы теории ипрактики управления.- 1989.- № 5.
  51. А.Б., Решетова М. В., Никольская Е. Г. Инновации и инвестиции в предпринимательстве. СПб.:Изд-во РГПУ, 2003.
  52. В.И. Эффективность рыночных преобразований'/ Вестник РАН. Том 69−199.-№ 4.
  53. А.Г., Максимов В. А. Основы инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
  54. Ланин Б.Е.: Конкуренция//Российская банковская энциклопедия: Ред. коллегия: О. И. Лаврушин и др. М.: Энциклопедическая творческая Ассоциация, 1995.
  55. Ю.Л. Малое предпринимательство. Учебник: Инфра- М., 2004.
  56. В. Исследование структуры американской экономики. М.: Гос. статистическое изд-во, 1958.
  57. Ч. Японская промышленная система. М. Международные отношения, 1988.
  58. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения//Анталогия экономической классики.т.2 -М.: МП «Эконов», 1993.
  59. И.И., Шапиро В. Д. и др. управление проектами. М.: высшая школа, 2001.
  60. н.Л., Касьянов В.В.Антикризисное управление. -М., ФЕНИКС, 2004.
  61. А. принципы экономической науки. Т.1 М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  62. Мотивационное поведение в теории и практике предпринимательства. Материалы первой международной конференции.- Калининград: БГА, 2002.
  63. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы, СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999.
  64. Г. М., Сидоров Л. Н. Бизнес-планирование в малом предпринимательстве: Учеб.-метод. Пособие Под ред. Г. И. Олехович .- Мн.: ИП «экоперспектива», 1999.
  65. Нэп и хозрасчет. М.: Экономика, 1991.
  66. Ограничение конкуренции на региональных рынках товаров и услуг местными органами власти и управления (Очерк российской практики 1990-х годов).-М.-.ТЕИС, 2000.
  67. С.И. Словарь русского языка. 20-е изд. — М.: Рус.яз., 1988.
  68. У. Трактат о налогах и сборах. Разное и деньгах, М.: Изд-во «Ось-89», 1997.
  69. Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. СПб.: СПб. государственный университет культуры и сикусств, 2002.
  70. М. Международная конкуренция и международные отношения, М.: Международные отношения, 1993.
  71. М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000.
  72. М. Реформы в провинции.- М.: Изд-во «Вече», 1999.
  73. Предпринимательство: Учебник/ под ред.М. Г. Лупусты. -М.:Инфра -М, 2002.
  74. А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и латинской Америке. М.: российская политическая энциклопедия, 1999.
  75. .А. основы экономики предпринимательства. М.:ТОО «Вес», 1995.
  76. Реформы глазами российских и американских ученых.// Под ред. Богомолова О. Т. М.: Российский экономический журнал,№ 4.2001.
  77. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.:Прогресс, 1986.
  78. Российская банковская энциклопедия. М.: Энциклопедическая Творческая Ассоциация, 1995.
  79. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования. М.: Институт международного права и экономики, 1994.
  80. С.Г. Методы маркетинговых исследований.- СПб.:Изд.-во «ДНК», 2003.
  81. С.Г. Модели спроса и предложения в пространстве цена-обем-доход. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 1999.
  82. С.Г. Экономическая теория маркетинга— Спб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 2003.
  83. А.С., Селищев Н. А. Китайская экономика в XXI веке.- СПб.: Питер, 2004.
  84. А.И. Предпринимательская логистика.-Спб. :Политехника, 1997.
  85. С.И. история предпринимательства в России: Курс лекцийг М.: Палеотип, Логос, 2002.
  86. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- М.: Наука, 1992.
  87. С.Г. Статистика и экономика.- М.: Наука, 1979.
  88. Современная экономика, Общедоступный учебный курс. Ростов нД.: «Феникс», 1998.
  89. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. М.: Дело, 2000.
  90. Ю.В. Предприятие и предприятие в трансформируемой экономике.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
  91. Л.С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Экономика/Под ред.Л. С. Тарасевича. М.: ИНФРА, 2000.
  92. Того Кадзухико. 50 лет японской дипломатии. Токио: МИД Японии, 2000.
  93. В.В. Организационная культура предпринимательства: Учеб.пособие. -СПб.:Изд-во СП6ГУЭФ, 1994.
  94. В.В., Крупанин А. А. Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства: Учеб. пособие, СПб.:СПбГУЭФ, 1998.
  95. Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учеб. пособие для вузов.-М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  96. JI.K. Африканский предприниматель:социальный портретг М.: Наука, 1993.
  97. Условия делового сотрудничества с Германией. Дюссельдорф: Бюро по кооперации немецкой экономики, 2000.
  98. Г. Очерки истории цивилизации,— М.: Изд-во «Эксмо», 2004.
  99. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха.- М., 1991.
  100. Дж. Стоимость капитала— М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  101. Холодков В. государственное хозяйствование и артельные традиции в России.//Предпринимательство.-1997.
  102. Е.П. история предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие.- М.:ПРИОР, 1998.
  103. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия.Учебник.-М., Экономика. 2005.
  104. Э.Я. предпринимательство и бижес: Учеб. пособие Ростов н /Д. «Феникс» .- 2002.
  105. И.А. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
  106. Экономика предпринимательства: курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш.учеб.заведений.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
  107. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.-1892.-Т. V.
  108. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Заполнить форму текущей работой