Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние агрессивности личности на оценку наружной рекламы с различными формально-динамическими характеристиками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, в работе впервые исследуется проблема влияния агрессивности личности на оценку рекламы с представленными в предмете формально-динамическими характеристиками. Реклама рассматривается как форма коммуникации рекламиста и потребителя, в которой проявляются их личностные характеристики, в частности, агрессивность. Изучение этой коммуникации дает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ В РЕКЛАМЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 11. Реклама как предмет социально-психологического исследования
      • 1. 2. Анализ теоретических подходов к изучению агрессии
      • 1. 3. Исследования агрессии в средствах массовой информации
      • 1. 4. Содержательные и формально-динамические характеристики рекламы
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ОЦЕНКУ РЕКЛАМЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
    • 2. 1. Разработка программы исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования
    • 2. 4. Анализ результатов
  • ВЫВОДЫ

Влияние агрессивности личности на оценку наружной рекламы с различными формально-динамическими характеристиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время российское общество находится на этапе глобального изменения и развития, что, несомненно, создает и обостряет многочисленные противоречия в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах и отражается на отношениях между людьми. Сформированная за годы предшествовавшего периода структура социальных норм и ценностей изменяется. Во многом это происходит под воздействием рекламы, которая является одним из важных элементов современной жизни россиян, основанной на рыночных отношениях. Положительные и отрицательные стороны рекламы, делают крайне актуальными исследования в области психологии рекламных коммуникаций как вида экономической, политической, социальной деятельности отдельных людей и организаций [2, 47, 57, 59, 60, 61, 74, 89].

Анализ современной отечественной рекламы показывает, что в результате деятельности рекламистов на российском рынке часто появляется продукция, которая может производить на потребителя как запланированный эффект воздействия, так и множество дополнительных эффектов, возникающих помимо намерений автора. Эти эффекты могут быть и положительными, и отрицательными. То есть реклама, которую разрабатывают и производят работники рекламных агентств, может оказаться не только интересной и полезной, но и навязчивой, вызывающей отвращение, раздражение или агрессию у потребителя [48, 49, 61, 94].

Необходимо отметить, что, по мнению многих исследователей, современная российская реклама довольно часто оказывает негативное воздействие на население. Помимо желания людей она управляет их мотивацией, ценностными ориентациями, а также многими другими психологическими характеристиками и состояниями [48, 49, 89, 94]. Тем не менее, объективно реклама является важным элементом экономики, и без нее общество не может эффективно развиваться, создавать людям достойные условия для нормальной обеспеченной жизни. Поэтому реклама оказывается одним из наиболее важных и противоречивых социально-экономических явлений, которые требуют пристального внимания ученых, детального изучения, а также контроля и регулирования со стороны общества [57, 58, 59, 60, 61, 74, 89].

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием научных данных о влиянии агрессивности субъектов рекламной деятельности (рекламистов и потребителей) на оценку ими рекламы.

В настоящее время психология рекламы рассматривается многими специалистами как интенсивно развивающееся направление социальной психологии [22, 28, 30, 32, 35, 38, 48, 59]. Реклама рассматривается как составной элемент маркетинга, как опосредствованное общение или коммуникация, субъектами которой являются рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель и потребитель. Это подробно отражено в работах таких авторов, как Г. Армстронг, Д. Вернет, В. Вонг, Ф. Котлер, С. Мориарти, К. Ротцол, Д. Сондерс, Ч. Сэндидж, У. Уэллс, В. Фрайбургер, А. И. Донцов, В. А. Евстафьев, И. В. Крылов, А. Н. Лебедев, Д. А. Леонтьев, Л. В. Матвеева, А. В. Милехин, В. Л. Музыкант, В. П. Позняков, Е. Е. Пронина, И. Я. Рожков, Е. В. Ромат, С. К. Рощин, О. А. Феофанов, В. С. Черняховский и многих других.

Так как рекламная практика является творческим процессом, рекламисты часто используют в своей работе приемы, средства и образы, которые не всегда положительно оцениваются потребителями, могут вызывать у них раздражение и даже агрессию, особенно если потребители имеют к проявлению агрессии личностную психологическую склонность [44, 47, 79, 80].

Зарубежные и отечественные специалисты выделяют в любой рекламе два компонента: это содержание («объективная» информация о продаваемом производителем товаре) и формальные (или формально-динамические) характеристики рекламы, которые постоянно меняются в зависимости от ее направленности на ту или иную целевую группу (молодежь, людей различных профессий, мужчин и женщин, людей различного социального уровня и т. д.) [47, 50, 61]. В книге Кудина П. А., Ломова Б. Ф., Митькина А. А. «Психология восприятия и искусство плаката» говорится о важности не только содержания, но и оформления плакатов. В частности, таких его элементов, как размер, масштаб, композиция, фон, свет, ритм, цвет, контраст, образы, эмблемы, алфавитные знаки, символы и др. [50].

Рекламисты периодически изменяют формально-динамические характеристики рекламы для обновления проводимых ими мероприятий и привлечения к представленным на рынке товарам и услугам дополнительного внимания потребителей. Исследователи рекламы подчеркивают, что в настоящее время в России формально-динамические характеристики выбираются ее производителями (дизайнером, копирайтером, режиссером, сценаристом) в известной степени произвольно [47, 48, 57, 59, 94]. Исследовательская практика развита недостаточно, а используемые в ряде случаев методы оценки рекламы типа фокусных групп не дают глубокого анализа ее психологических закономерностей. В этом случае могут возникать противоречия между производителями рекламы и ее потребителями. В отечественной психологии концепцию содержательного и формально-динамического подробно исследовали В. Г. Асеев, А. Н. Лебедев-Любимов, Ю. А. Шрейдер и другие [6, 61].

Следует отметить, что в российской психологии проблема оценки рекламы с конкретными формально-динамическими характеристиками людьми с различной степенью агрессивности не рассматривалась и исследуется впервые, что позволяет говорить о новизне нашей диссертационной работы.

Состояние разработанности проблемы исследования. Влияние рекламы на человека изучается в психологии с конца XIX века. В этой области были выполнены исследования психологов Т. Кенига, И. Лисинского, К. Марбе, Г. Мюн-стерберга, Р. Сейферта, У Д. Скотта, Дж. Б. Уотсона, К. В. Шульте и др. В 1925 году А. Мануйлов в книге «Психология рекламы» выдвигал проблему изучения влияния рекламиста на потребителя, прежде всего на его психические процессы (внимание, эмоции, память, мотивацию и др.), а также рассматривал многочисленные психологические закономерности восприятия некоторых важных формально-динамических характеристик рекламы. Аналогичные вопросы поднимались в работах В. Н. Володеевой, И. А. Гольмана, Н. С. Добробабенко, В. Г. Зазы-кина, Г. А. Исаковой, А. И. Китова, В. В. Усова, О. А. Феофанова, А. В. Филиппова и других.

В мировой социальной психологии одной из наиболее актуальных является проблема влияния средств массовой информации на население, в рамках которой чаще всего изучается реклама. Работы в данном направлении проводятся на Западе с 50-х годов XX века. В качестве основных теорий, которые рассматриваются сегодня для объяснения агрессивного поведения людей под воздействием СМИ являются следующие: агрессия как инстинктивное поведение (Андри, К. Лоренц, Меннингер, Фишбах, 3. Фрейд и др.), теория фрустрации — агрессии (Берковиц, Доллард, Миллер, Розенцвейг), экологическая концепция (Бэрон, Зилманн, Лоо, Карпентер и др.). Однако в нашей стране количество подобных исследований незначительно, то есть проблема изучена явно недостаточно. Так, в частности, наиболее интенсивно она рассматривается в рамках вопросов информационной безопасности и представлена в работах Н. А. Голядкина, В. Е. Лепского, Л. В. Матвеевой, Г. С. Мельник, Е. Е. Прониной, Ю. А. Шерковина и других.

Основная цель данного исследования состоит в экспериментальном изучении влияния агрессивности личности на оценку наружной рекламы с различными формально-динамическими характеристиками.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования влияния рекламы на проявление агрессии;

2. Разработать ряд экспериментальных методик изучения оценок респондентами рекламы с выделенными формально-динамическими характеристиками;

3. Разработать шкалу оценки агрессивности рекламы;

4. Провести экспериментальное исследование влияния агрессивности личности на оценку рекламы с рассматриваемыми формально-динамическими характеристиками;

5. Провести статистическую обработку, анализ и интерпретацию полученных в экспериментальном исследовании результатов.

Объектом исследования являются респонденты с разной степенью выраженности агрессивности, оценивающие рекламу с некоторыми формально-динамическими характеристиками. Испытуемыми в экспериментах выступили мужчины и женщины, русской национальности, проживающие в г. Москве, в возрасте от 25 до 30 лет с высшим и неоконченным высшим гуманитарным и техническим образованием. Женщины составляли — 51% (303 человека), мужчины -49% (294 человека). Профессиональный состав испытуемых: студенты — 25%, служащие государственных учреждений — 35%, служащие частных компаний -40% На предварительных этапах исследования приняло участие 10 экспертовпсихологов, 10 экспертов-дизайнеров и 151 испытуемый. В основном исследовании приняло участие 597 человек.

Предметом исследования является влияние агрессивности личности на оценку рекламы с различными формально-динамическими характеристиками.

Среди важных формально-динамических характеристик наружной рекламы, влияющих на отношение к ней, нами были рассмотрены следующие: а) форма обращения к потребителю в рекламном тексте («Ты» или «Вы», «приказ» — повелительное наклонение- «рекомендация» — сослагательное наклонение) — б) тип используемого в рекламном объявлении шрифта («тайме», «рукописный», «готический») — в) цветовые сочетания для оформления рекламной вывески, выполненные по принципу «фигура-фон» (всего 90 цветовых сочетаний). Основная гипотеза исследования: Агрессивность личности влияет на оценку рекламы в зависимости от степени «агрессивности» формально-динамических характеристик, используемых в ней.

Основные методы и методики исследования. Для выполнения исследования применялись следующие методы и методики:

1. Метод эксперимента по изучению оценок респондентами рекламных текстов, в которых рекламист использует различные формы обращения к потребителюмакета рекламного объявления, в которых рекламист использует различные шрифтымакета рекламной вывески, в котором рекламист использует различные цветовые сочетания.

2. Методика диагностики показателей и типов агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К Осницкого).

3. Шкала оценки степени «агрессивности» рекламы.

4. Комплекс методов статистической обработки полученных в исследовании результатов.

Обработка данных проводилась при помощи статистического пакета Statistika 5.5. Использовались такие методы статистики как ранжирование, хи-квадрат, корреляционный анализ Спирмена, многофункциональный критерий Фишера, критерий Колмогорова-Смирнова.

Концептуальные основы исследования. Теоретическими и методологическими основами данного исследования выступили: теория массовых коммуникаций (М. Макклюэн, А. Моль, С. Милграм, Ю. А. Шерковин, Л. В. Матвеева, Г. С. Мельник, Е. Е. Пронина и др.) — системная модель рекламы как «коммуникации для коммуникации» (А. Н. Лебедев) — концепция маркетинга (Ф. Котлер, П. Друкер, Т. Левитт) — когнитивная теория (Л. Берковиц, Зильманн и др.) системно-деятельностный подход (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Л. Журавлев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.).

В исследовании реклама рассматривается как форма коммуникации и взаимовлияния рекламиста и потребителя. Цель рекламы, с точки зрения рекламиста — создание специфических психологических эффектов воздействия (привлечение внимания, возбуждение эмоций, обеспечение запоминаемости, стимулирование мотивации и т. д.). С точки зрения потребителя, реклама должна обеспечивать быстрое получение нужной информации, возможность сравнивать различные по цене и качеству предложения.

Агрессия рассматривается как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей принятых в том или ином обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности. страха, подавленности и т. п.).

Агрессивность — это личностная черта, характеризующая предрасположенность реагировать агрессивно в тех или иных ситуациях.

Большую роль для исследования проблемы агрессии в рекламе, тех социальных противоречий и конфликтов, которые реклама сегодня вызывает в обществе, имеют работы отечественных авторов, выполненные в рамках исследований в области конфликтов, общения, совместимости, сработанности, совместной деятельности [4, 9, 12, 27, 31, 34, 62, 63, 67, 68, 82, 109]. Эти исследования позволяют изучать рекламу как общественное явление, на основе полученных закономерностей подробно рассматривать социальные последствия рекламы как конфликто-генного фактора.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, в работе впервые исследуется проблема влияния агрессивности личности на оценку рекламы с представленными в предмете формально-динамическими характеристиками. Реклама рассматривается как форма коммуникации рекламиста и потребителя, в которой проявляются их личностные характеристики, в частности, агрессивность. Изучение этой коммуникации дает возможность выявить закономерности, вызывающие противоречия между рекламистами и потребителями, которые возникают при несовпадении их оценок рекламной продукции. В исследовании рассматриваются формально-динамические характеристики рекламы, которые оказывают на потребителей косвенное, часто неосознаваемое воздействие, что позволило изучить некоторые закономерности такого воздействия.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась проработанностью его теоретико-методологических основ, использованием методов исследования, адекватных предмету и объекту изучения.

Практическая значимость. Полученные данные о влиянии агрессивности на оценку рекламы позволяет разработать ряд практических рекомендаций рекламистов, создающих рекламу, а также для прогнозирования и контроля возможных агрессивных реакций со стороны потребителей. Все это имеет в настоящее время большое практическое значение для производства и размещения наружной рекламы в населенных пунктах, а также для обучения студентов-психологов и практиков рекламы основам психологии рекламных коммуникаций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Агрессивность личности влияет на оценку рекламы с такими формально-динамическими характеристиками, как: а) форма обращения к потребителю в рекламном текстеб) тип используемого в рекламном объявлении шрифтав) цветовые сочетания рекламной вывески. Реклама с одинаковыми по степени «агрессивности» формально-динамическими характеристиками оценивается как менее «агрессивная» людьми с высокими показателями агрессивности и оценивается как более «агрессивная» людьми с низкими показателями агрессивности. Полученную закономерность можно объяснить механизмом психологической адаптации, то есть люди с высоким уровнем агрессивности более адаптивны к рекламе с «агрессивными» формально-динамическими характеристиками, чем люди с низким уровнем агрессивности.

2. Оценки рекламы различаются в зависимости от уровня личностной агрессивности респондентов. Реклама, в которой используются такие формально-динамические характеристики, как обращение «Ты» в повелительном наклонении («приказ») — «готический» шрифт- «красная фигура на черном фоне» или «синяя фигура на черном фоне» оценивается людьми с высоким уровнем агрессивности как менее «агрессивная», в отличие от оценок той же рекламы людьми с низким уровнем агрессивности.

3. Реклама, в которой используются такие формально-динамическими характеристики, как обращение к потребителю «Ты» в сослагательном наклонении рекомендация"), обращение «Вы» в повелительном наклонении («приказ») — шрифт «тайме», людьми с высоким уровнем агрессивности оценивается более агрессивно, чем людьми с низким уровнем агрессивности. То есть, чем выше уровень агрессивности респондентов, тем более агрессивные оценки получает такая реклама и, наоборот, чем ниже уровень личностной агрессивности, тем менее агрессивные оценки получает реклама.

4. Выявлены статистически значимые различия в оценках рекламы с такими формально-динамическими характеристиками как форма обращения к потребителю и цветовые сочетания между мужчинами и женщинами. Обращения «ты» в сослагательном наклонении («рекомендация») и «вы» в повелительном наклонении («приказ») оцениваются женщинами более «агрессивно», чем мужчинами. Цветовые сочетания, выполненные на красном и оранжевом фоне, оцениваются мужчинами как «неагрессивные» в отличие от женщин. Различий при оценке рекламы с использованием различных шрифтов между мужчинами и женщинами не обнаружено.

Апробация диссертации.

Основные положения работы докладывались на первой Всероссийской научной конференции по психологии РПО «Психология сегодня» (1996), на Первой Всероссийской конференции «Психология в рекламе» (1996), обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН (1999 -2002).

Структура работы.

Текст диссертации состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

146 ВЫВОДЫ.

1 Теоретико-методологический анализ литературы показывает, что первоначально реклама рассматривалась, как одностороннее психологическое воздействие рекламиста на потребителя с целью побудить его к покупке товара. В настоящее время реклама изучается как коммуникация рекламиста и потребителя, как процесс их взаимовлияния, основанный на принципе «обратной связи».

2. Анализ научной литературы по теме диссертации, различных теоретических подходов и эмпирических результатов, полученных разными авторами, позволяет прийти к выводу о том, что на сегодняшний день существует несколько различных по содержанию определений понятия «агрессия». Это неизбежно приводит к ряду терминологических, методологических трудностей в понимании, описании и интерпретации сущности исследуемого явления.

3. В проанализированной психологической литературе описано два основных фактора, способствующих агрессии: а) индивидуально-личностные характеристики и б) различные ситуации и факторы окружающей среды. В число личностных характеристик, способствующих проявлению агрессивных реакций, входит и личностная характеристика агрессивности. Реклама является фактором окружающей среды и, следовательно, возможным источником агрессивных реакций населения.

4. Проведенный анализ показывает, что реклама чаще всего распространяется с помощью СМИ. Однако агрессия в рекламе, в отличие от агрессии в СМИ, имеет свою специфику. Так, агрессия в рекламе может быть представлена в завуалированной, юмористической форме либо скрыта в ее формальных элементах, таких как слоган, цвет, звук, шрифт и др. Это может делать рекламу более изощренным и опасным видом воздействия на зрителей, так как агрессия воспринимается зрителями на неосознаваемом уровне.

5. Одним из факторов, влияющих на установление эффективной коммуникации посредством рекламы, является ее так называемая двухаспектность, которая выражается в прямом и косвенном воздействии, а именно в воздействии содержания сообщения и его формально-динамических характеристик. В отличие от содержания, которое чаще всего является стабильной величиной, формально-динамические характеристики рекламы постоянно меняются во времени. Их динамика определяется необходимостью воздействия на различные слои населения, обновления рекламы для привлечения новых потребителей, их внимания, обеспечения новизны восприятия, борьбой с конкурентами, также обновляющими свою рекламу и т. д.

6. Уровень агрессивности (и враждебности) личности оказывает влияние на оценку степени «агрессивности» рекламы с такими формально-динамическими характеристиками, как: форма обращения к потребителю «ты» или «вы», повелительное наклонение («приказ») или сослагательное наклонение («рекомендация»), шрифт «готика», «тайме» или «рукописный», а также цветовые сочетания.

7. Реклама с одинаковыми по степени «агрессивности» формально-динамическими характеристиками оценивается как менее «агрессивная» людьми с высокими показателями агрессивности и оцениваться как более «агрессивная» людьми с низкими показателями агрессивности. Это можно объяснить механизмом психологической адаптации. Люди с высоким уровнем агрессивности более адаптивны к рекламе, использующей «агрессивные» составляющие, в то время как у неагрессивных людей подобная реклама вызывает психологический дискомфорт, и поэтому они оценивают ее как более «агрессивную».

8. Оценки рекламы различаются в зависимости от уровня личностной агрессивности респондентов. Реклама, в которой используются такие формально-динамические характеристики, как обращение «Ты» в повелительном наклонении («приказ») — «готический» шрифт- «красная фигура на черном фоне» или «синяя фигура на черном фоне» оценивается испытуемыми с высоким уровнем агрессивности и враждебности (по А. Бассу), как менее «агрессивная» в отличие от оценок той же рекламы испытуемыми с низким уровнем агрессивности.

9. Реклама, в которой используются такие формально-динамические характеристики, как обращение к потребителю «ты» в сослагательном наклонении («рекомендация»), обращение «вы» в повелительном наклонении («приказ»), шрифт «тайме» оценивается респондентами с высокими показателями агрессивности и враждебности (по А. Бассу) как более «агрессивная», в отличие от оценок такой рекламы респондентами с низким уровнем агрессивности и враждебности.

10. Реклама, в которой используется форма обращения к потребителю «ты» в сослагательном наклонении («рекомендация») или «вы» в повелительном наклонении («приказ»), оцениваются женщинами более «агрессивно», чем мужчинами. Макет рекламной вывески, в которой используется красный и оранжевый цветовой фон, оценивается мужчинами менее «агрессивно», чем женщинами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реклама относится к социально — экономическим явлениям, изначально содержащим в себе противоречия и также противоречиво воспринимаемых различными группами населения. Сегодня она проникает практически во все сферы жизнедеятельности человека и оказывает существенное влияние на его персональное развитие и на развитие общества в целом. При этом реклама обладает положительными и отрицательным потенциалом. Например, она может выступать фактором, провоцирующим агрессию людей, и одновременно фактором улучшения их материального благосостояния, способствуя экономическому развитию страны. Исследования этого противоречия, условий его возникновения и снижения отрицательных последствий воздействия рекламы на личность и общество в рамках психологической науки сегодня крайне необходимы.

Важным вопросом изучения социального влияния рекламы является вопрос оценки ее содержания и формы. Обычно эти два аспекта не различают, хотя анализ содержания и формы рекламных сообщений позволяет изучить некоторые наиболее распространенные и неосознаваемые человеком механизмы психологического воздействия рекламы на людей, на ценности и нормы их поведения.

Так, одну и ту же рекламную информацию можно представить потребителям, используя совершенно разные образы, персонажи, идеи, текст, графику, цвет и т. д. Причем, как показывают исследования, потребителями, имеющими актуальную потребность в рекламируемом товаре, лучше всего осознается (воспринимается, запоминается и пр.) содержание рекламы и намного хуже ее формально-динамические характеристики. Но элементы воздействия на подсознание содержатся, прежде всего, именно в этих формально-динамических характеристиках рекламы.

В отечественной социальной психологии было выработано представление об общении (коммуникации) как процессе, в котором может происходить не только обмен информацией, полезной для его субъектов, или воздействие одного субъекта на другого, но и процесс их взаимного развития и саморазвития. Реклама как форма коммуникации, способна не только продавать, удовлетворяя потребности одних людей и обогащая других, но и вызывать социальные изменения. От того, какими будут эти изменения, зависит будущее страны.

Проведенное нами исследование раскрывает лишь незначительную область возможных экспериментально — психологических исследований рекламы. Учитывая актуальность подобных исследований, их важность для изменяющегося и развивающегося общества, целесообразно продолжить данное научное направление в будущем. По-видимому, исследования в этой области должны проводиться в направлении изучения причин и влияния других личностных характеристик на оценку рекламы в целом, а также агрессивное поведение под воздействием рекламы. Необходимо также изучать другие формально-динамические характеристики рекламы, которые способны определенным образом определять оценку рекламы потребителями.

Следует отметить, что полученные в исследовании результаты позволили полностью выполнить выдвинутые нами цели и задачи, проверить сформулированные гипотезы, описать некоторые важные закономерности влияния рекламы на потребителей, а также рассмотреть некоторые условия, при которых реклама принимает форму эффективной коммуникации, форму диалога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Понять природу человека. / Пер. с нем. — СПб.: Академический проект, 1997.
  2. Н. В. Социально-психологический анализ рекламной деятельности в России. //Автореферат на соиск. уч. ст. к.п.н., М.: 1997.
  3. . Г. Человек как предмет познания. J1., 1968.
  4. Г. М. Социальная психология. М.:1986.
  5. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Магуна М. Аспект Пресс, 1998.
  6. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  7. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  8. В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.
  9. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
  10. Ю.Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. -М.: 1997.
  11. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  12. А. А. Личность и общение. М., 1983.
  13. А. В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  14. А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.
  15. Р., Ричардсон Д Агрессия. Спб.: 1998.
  16. . М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.
  17. А. Русская реклама. С.-Петербург, 1898.
  18. Л. Психология политической пропаганды. / Пер. с польск. М. Прогресс, 1981.
  19. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инжене ров и художников-конструкторов. I Пер. с англ. М.: Мир, 1968.
  20. Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А. Н. Леонтьева. -М. АПН РСФСР. 1956.
  21. Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики. / Общ. ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.
  22. Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994.
  23. Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
  24. Л. Я, Шестопал Е Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  25. И. Творческая телереклама (из американского опыта). Учебное пособие. М. НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998.
  26. О. В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психологический журнал. 1999, том 20, № 4, с. 96−101.
  27. Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
  28. И. В. Полоролевые стереотипы и тендерная невербальная коммуникация в зеркале рекламы // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 1998 Том 4. № 4.
  29. И. А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  30. В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.
  31. А. Л., Таранов Е. В. Социально-психологические основы опосредствованных методов руководства II Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.
  32. А. Л. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений в обществе // Труды института психологии РАН. М.: ИП РАН, 1997. Т. 2.
  33. А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений / Дисс. в виде научного доклада на соискание уч. степени д.п.н. М.: 1999.
  34. В. Н. Психология в рекламе. М.: Дата-Стром, 1992.
  35. А. В. Опыт изучения сельского читателя. «Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды», вып. 2. М., 1969.
  36. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.
  37. В. В. Понимание в познании и общении. Самара, 1988.
  38. К. Психология эмоций. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1998.
  39. М. С. Мир общения. М., 1988.
  40. О. Как ваше слово отзовется? / Рекламный мир. 1996. № 8 (47).
  41. Т. Психология рекламы: ее современное состояние и практическое значение. / Пер. с нем. М.: Современные проблемы, 1925.
  42. . В. П. Социология коммуникации. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.
  43. Ф. Управление маркетингом. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1980.
  44. Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. М.: Бизнес-книга, ИМА -Кросс. Плюс, 1995.
  45. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. / Пер. с англ. 2-е европ. изд. — М.: СПб.- К.: Издательский дом «Вильяме», 1999.
  46. Т. И. Психология рекламы: / Под ред. Е. В. Ромата. Харьков: Студ-центр, 2002.
  47. И. В. Теория и практика рекламы в России. М.: Центр, 1996.
  48. И. В. Маркетинг. М.: Центр, 1998.
  49. П. А., Ломов Б. Ф. Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. -М.: Плакат, 1987.
  50. А. Н., Боковиков, А К Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Издательский центр «Академия», 1995.
  51. А. Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе // Вопросы психологии. 1996 а. № 4.
  52. А. Н. Зигзаг удачи или точные технологии?(Психологическаяэкспертиза наружной рекламы: проблемы и методы) // Рекламный мир. 1996 в. № 8.
  53. А. Н. Наружная реклама: экспериментально-психологический подход к оценке эффективности // Наружная реклама России. 1997 а. № 9−10.
  54. А. Н. Опыт психологического экспертизы наружной рекламы // Реклама и жизнь. 1997 б. № 1.
  55. А. Н. Социально-психологические характеристики рекламно-информационного пространства супермаркета // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. -М.: ИП РАН, 1999.
  56. А. Н. Психология рекламы // Психология. Учебник для экономических вузов / Общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000 а.
  57. А. Н. Две методологические традиции в организации научно-практических исследований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал. 2000 б. Т. 21. № 4.
  58. А. Н. Психологические основы адвертологии // Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика / Под ред. В. В. Козлова. -Ярославль: 2000 в. Т. 2.
  59. А. Н. Психология рекламной деятельности с точки зрения системного подхода // Современная психология: состояние и перспективы. Тезисы докладов / Отв. ред. А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 2002.1. Т. 2.
  60. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. СПб.: «Питер», 2002.
  61. А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  62. А. А. Психология общения. М., 1997.
  63. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1968.
  64. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  65. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.
  66. . Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
  67. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  68. К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс». 1994.
  69. М. Цвет вашего характера. Пер. с англ. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997.
  70. МайерсД. Социальная психология. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.
  71. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. / Пер. с англ. М.: Мир, 1988.
  72. М. А. Психология рекламы. М.: Гостехнздат, 1925.
  73. Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: Учебно-методический коллектор «ПСИХОЛОГИЯ», 2000.
  74. С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.
  75. А. Теория информации и эстетическое восприятие. / Пер. с франц. -М.: Мир, 1966.
  76. А. Социодинамика культуры. / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1973.
  77. В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. -М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998.
  78. В. Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М.: Право и Закон, 1996.
  79. В. Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1,2. Монография. -М.: Евразийский регион, 1998.
  80. В. Н. Основные направления и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР: В 2 т. Т. 2. М., 1960.
  81. Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
  82. Д. Откровения рекламного агента. М.: АО «Финстатинформ», 1994.
  83. В. Скрытые увещеватели (дайджест) // Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск: Фолиум, 1994.
  84. Ф. Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
  85. . Д. Общественные настроения. П., 1966.
  86. В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.
  87. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Райгородского Д. Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
  88. Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. М.: РИП — холдинг, 2000.
  89. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельче-нок. Мн.: Харвест, 1999
  90. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1977.
  91. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
  92. Р. Реальность в рекламе (дайджест) // Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск: Фолиум, 1994.
  93. И. Я. Реклама: планка для «профи». М.: Юрайт, 1997.
  94. Е. Реклама в системе маркетинга. Учеб. Пособие. Харьков: Харьк. гос. академия технол. и орг. питания, 1995.
  95. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. / Общ. ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна М.: Аспект Пресс, 1999.
  96. Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. / Пер. с англ. / Общ. ред. Л. А. Волковой СПб.: Питер, 2000.
  97. С. К. Реклама и «психология потребителя» // Психологические механизмы регуляции социального поведения. Наука, 1979.
  98. С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.
  99. С. Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973.
  100. С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.
  101. Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — с. 81−86.
  102. Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М., 1991.
  103. Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.
  104. Ч., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама. Теория и практика. / Пер. с англ. В. Б. Боброва. М.: Прогресс, 1989.
  105. Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
  106. Н. Н., Карамушка Л. Н., Федоришин А. Б. Слово, рисунок, цвет: Психологический анализ наглядных средств политической аггации. -К.: AT «Реклама», 1995.
  107. Р. Л. Когнитивная психология. I Пер. с англ. М.: Тривола, 1996.
  108. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.
  109. Д. Н. Теория установки / Общ. ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО МО-ДЭК, 1997.
  110. Т. Н. Системный подход и дискурсивная психология // Труды института психологии РАН. М.: ИП РАН, 1997. Т. 2.
  111. У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб.: Питер, 1999.
  112. Федеральный Закон о рекламе. М.: Кросна-Лекс, 1997.
  113. О. А. США: реклама и общество. М.: Мысль, 1974.
  114. О. А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2000.
  115. Фегеле 3. Директ-маркетинг. 99 практических советов, как найти потребителя. / Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1998.
  116. К. Т. Путь к покупателю (теория и практика рекламного дела). / Пер. с нем. М.-Л.: ВСНХ ЦУП СССР, 1926.
  117. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: 1978.
  118. А. У. Социально-психологические механизмы коммуникационного воздействия. М., 1983.
  119. Е. В. Социально-психологические детерминанты агрессивного поведения: психолого-историческая реконструкция на материалах 20-х и 90-х гг. ХХ-го века. // Автореферат на соиск. уч. ст. к.п.н., М. 1999.
  120. Т. Все об упаковке. / Пер. с англ. СПб.: Азбука-Терра, 1997.
  121. В. А., Шибанова Е. С. Представления о богатом и бедном человеке в современном российском обществе II Современная психология, состояние и перспективы. Тезисы докладов / Отв. ред. А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев. М: ИП РАН, 2002. Т. 2.
  122. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.1, М., 1986.
  123. Л. Ф. Знаковость. СПб., 1993.
  124. Ю. А. Социальная психология и пропаганда II Проблемы социальной психологии и пропаганда. М., 1971.
  125. Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. -М.: Мысль, 1973.
  126. Ю.А. Наружная реклама: Трудное искусство простоты. М.: Смысл, 1995.
  127. Т. Социальная психология. / Пер. с англ. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.
  128. Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии. / Пер. с англ. -СПб.: Евразия, 1998.
  129. Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. Д. Поведение потребителей. -СПб.: Питер Ком, 1999.
  130. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
  131. П. В. Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: Изд-во Сам ПГУ, 1996.
  132. П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара. Изд-во СамГПУ, 2000.
  133. Bandura A. Aggression: Social learning analysis. N.Y., 1973.
  134. Berkowitz L. The concept of aggression II Brain P.F., Benton D. (eds.) Multidisciplinary approaches to aggression research. 1981.
  135. Eyken A. van. Aggression: Myth or model? // J. Of Applied Philosophy. 1987. 4. № 2.
  136. Feschbach S. Dynamics and morality of violence and aggression // Amer. Psychol. 1971. 26. P. 281−292.
  137. Lysinski E. Zur Psychology der Schaufensterreklame Zeitschrift fur Handelswissenschaft und Handelspraxis. 1919.
  138. Lysinski E. Die Methoden der Werbewissenschaft Zeitschr. f. Handelswissenschaft und Handelspraxis. 15 lahrsg. 1922.
  139. Lorenz K. On aggression. L 1967.
  140. Ridder R. de. Normative considerations in the labeling of harmful behavior as aggressive II J. Of Soc. Psychol. 1985. 125. № 5.
  141. Zilmann D. Hostility and aggression. N.Y. 1979.
  142. Burtt Harold. Psychology of Advertising. N.Y., Chicago, 1938.
  143. Dunn W. S., Braban A. M., Krugman D. M., Rein L. M. Advertising. Role in modern marketing. N.Y.: 1991.
  144. Варианты наружной рекламы, использующей агрессивные образы
  145. Вариант агрессивного рекламного щита с использованием обращения к потребителю на «ты» в повелительном наклонении
  146. Вариант рекламного щита, демонстрирующий агрессивную реакцию людей на рекламу (на щите рекламы сигарет Lucky Strike надпись мелом: «А у нас Русь и СССР»)
  147. Необходимая вещь для делового человека
  148. Если ты деловой человек, подумай о впечатлении, которое ты производишь на окружающих и купи себе «Войс Оганайзер» (1).
  149. Помни, что «Войс Оганайзер» это не магнитофон и не просто записывающее устройство это банк данных с голосовым управлением, который узнает твой голос, запомнит его и воспроизведет, когда тебе это нужно (2).
  150. Запиши на «Войс Оганайзер» личную телефонную книжку, предстоящие встречи, ежегодные события, свои заметки, неожиданные идеи и мысли, все это будет оставаться в памяти «Войс Оганайзер», которые он автоматически напомнит тебе в установленное время (3).
  151. Дни и недели с утра до вечера будут организованы, как бы ни была наполнена твоя жизнь, убедись в его практичности в машине или самолете это лучший друг для тех, кто перемещается и путешествует (4).
  152. Сделай «Войс Оганайзер» своим незаменимым помощником для бизнеса (5).
  153. Необходимая вещь для делового человека
  154. Если ты деловой человек, хорошо бы подумать о впечатлении, которое ты производишь на окружающих и приобрести «Войс Оганайзер» (1).
  155. Войс Оганайзер" это не магнитофон и не просто записывающее устройство это банк данных с голосовым управлением, который узнает твой голос, запомнит его и воспроизведет, когда тебе нужно2.
  156. Дни и недели с утра до вечера будут организованы, как бы ни была наполнена твоя жизнь, он практичен и в машине, и в самолете это отличный друг для тех, кто перемещается и путешествует (4).
  157. Ты можешь сделать «Войс Оганайзер» незаменимым помощником для бизнеса (5).
  158. Необходимая вещь для делового человека
  159. Если вы деловой человек, подумайте о впечатлении, которое вы производите на окружающих и купите себе «Войс Оганайзер» (1).
  160. Помните, что «Войс Оганайзер» это не магнитофон и не просто записывающее устройство зто банк данных с голосовым управлением, который узнает ваш голос, запомнит его и воспроизведет, когда вам это нужно (2).
  161. Запишите на «Войс Оганайзер» личную телефонную книжку, предстоящие встречи, ежегодные события, свои заметки, неожиданные идеи и мысли, все это будет оставаться в памяти «Войс Оганайзер», которые он автоматически напомнит вам в установленное время (3).
  162. Дни и недели с утра до вечера будут организованы, как бы ни была наполнена ваша жизнь, убедитесь в его практичности в машине или самолете это лучший друг для тех, кто перемещается и путешествует (4).
  163. Сделайте «Войс Оганайзер» незаменимым помощником для бизнеса (5).
  164. Необходимая вещь для делового человека
  165. Если вы деловой человек, хорошо бы подумать о впечатлении, которое вы производите на окружающих и приобрести «Войс Оганай-зер» (1).
  166. Войс Оганайзер" это не магнитофон и не просто записывающее устройство это банк данных с голосовым управлением, который узнает Ваш голос, запомнит его и воспроизведет, когда Вам нужно2.
  167. Дни и недели с утра до вечера будут организованы, как бы ни была наполнена ваша жизнь, он практичен и в машине, и в самолете это отличный друг для тех, кто перемещается и путешествует (4).
  168. Вы можете сделать «Войс Оганайзер» незаменимым помощником для бизнеса (5).1. Фестиваль COSMO в Москве
  169. К новому макияжу подбери парик от «РЕВЛОН», выбери одежду и обувь от «ТРУА СУИЗ», бижутерию «ДОЛФИН ОР», а в белье и колготках почувствуй себя обновленной с головы до ног (2).
  170. К новому макияжу ты сможешь подобрать парик от «РЕВЛОН», выбрать одежду и обувь от «ТРУА СУИЗ», бижутерию «ДОЛФИН ОР», а в белье и колготках у тебя есть возможность почувствовать себя обновленной с головы до ног (2).
  171. К новому макияжу подберите парик от «РЕВЛОН», выберите одежду и обувь от «ТРУА СУ ИЗ», бижутерию «ДОЛФИН ОР», а в белье и колготках почувствуйте себя обновленной с головы до ног (2).
  172. К новому макияжу можно подобрать парик от «РЕВЛОН», выбрать одежду и обувь от «ТРУА СУИЗ», бижутерию «ДОЛФИН ОР», а в белье и колготках вы можете почувствовать себя обновленной с головы до ног (2).
  173. Английский язык в TOM’S HOUSE
  174. Макет двуцветного экспериментального рекламного щита, выполненного по принципу «фигура-фон»
  175. А. Басса и А. Дарки
  176. Прочитывая утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: «ДА», «ПОЖАЛУЙ, ДА», «ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».
  177. Утверждения «Да» «Пожалуй, да» «Пожалуй, нет» «Нет»
  178. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  179. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  180. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  181. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  182. Не всегда получаю то, что мне положено.
  183. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  184. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  185. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  186. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  187. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  188. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  189. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  190. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  191. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  192. Часто бываю не согласен с людьми.
  193. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  194. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  195. В раздражении хлопаю дверьми.
  196. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  197. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  198. Меня немного огорчает моя судьба.
  199. Думаю, что многие люди не любят меня.
  200. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  201. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  202. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  203. Я не способен на грубые шутки.
  204. Ns№ Утверждения «Да» «Пожалуй, да» «Пожалуй, нет» «Нет»
  205. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  206. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  207. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  208. Довольно многие завидуют мне.
  209. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  210. Меня огорчает, что я мало делают для своих родителей.
  211. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  212. От злости иногда бываю мрачным.
  213. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  214. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  215. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  216. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  217. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  218. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  219. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  220. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  221. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  222. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  223. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  224. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  225. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  226. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  227. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  228. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  229. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  230. Утверждения «Да» «Пожалуй, да» «Пожалуй, нет» «Нет»
  231. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  232. Когда кричат на меня, кричу в ответ.54. Неудачи огорчают меня.
  233. Дерусь не реже и не чаще других.
  234. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  235. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  236. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  237. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.60. Ругаюсь только от злости.
  238. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  239. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  240. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  241. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  242. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  243. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  244. Часто думаю, что живу неправильно.
  245. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  246. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  247. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  248. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  249. В последнее время я стал занудой.
  250. В споре часто повышаю голос.
  251. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  252. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Заполнить форму текущей работой