Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

О природе языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С таким взглядом на язык тоже нельзя согласиться. Из признания языка выражением духа должно следовать, что он может и должен развиваться у любого человека, независимо от условий его существования. Однако хорошо известно, что язык возникает и развивается у детей только в условиях человеческого общества; вне человеческого общества, вне коллектива язык возникнуть не может. Это подтверждается… Читать ещё >

О природе языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

§ 5. Рассмотрев вопрос о понятии языка как своеобразной системы знаков, служащих средством общения людей, можно попытаться ответить на вопрос о том, какова природа языка, в чем его сущность. По этому вопросу существуют разные мнения. Одни ученые считают язык общественным, социальным явлением, другие относят его к явлениям биологическим, третьи — к психическим.

В современном отечественном языкознании бытует широко распространенное мнение, согласно которому язык является общественным явлением. Положение об общественной природе языка находит отражение в приведенном выше определении языка как важнейшего средства человеческого общения. При этом принимается во внимание общеизвестная истина о том, что нет и не может быть языка без человека, вне человеческого общества. Еще И. И. Срезневский в работе «Мысли об истории русского языка» (1849) обращал внимание на то, что «народ и язык один без другого представлен быть не может» .

Язык социален, выполняет известные общественные функции с момента возникновения, на что в свое время обратили внимание К. Маркс и Ф. Энгельс: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»[1].

Язык возникает, живет и развивается вместе с возникновением и развитием человеческого общества, он сохраняет общественный характер, обслуживает потребности общества на протяжении своего существования и развития. С исчезновением человеческого коллектива, народа, говорящего на том или ином языке, исчезает и данный язык, который, однако, в случае сохранения письменности сохраняется как язык неживой, или мертвый. В качестве примеров мертвых языков можно привести такие языки, как старославянский, древнегреческий, латинский, прусский (один из балтийских языков, язык прусских племен, живших по побережью балтийского моря на территории нынешней Калининградской области России), шумерский (язык шумеров, или шумерцев, т. е. древнего народа, населявшего территорию современного Ирака), многие языки Австралии, Северной Америки и др.

Будучи явлением общественным, язык коренным образом отличается от всех других общественных явлений, таких, как, например, наука, культура, производство. Принципиальное отличие языка от других общественных явлений заключается в его специфической функции — быть основным средством общения людей.

При рассмотрении вопроса об общественной природе языка необходимо обратить внимание на его отношение к разным социальным группировкам людей, к разным классам общества. Этот вопрос продолжительное время дискутировался в советском языкознании. Некоторое время было распространено мнение о классовой сущности языка. После дискуссии в печати утвердилось мнение, что язык носит общенародный характер, т. е. является единым для всего данного народа, — как по своей структуре, так и по выполняемым функциям[2].

Говоря о языке как об общественном явлении, надо иметь в виду, что язык представляет собой явление многогранное, многоаспектное в том смысле, что некоторыми своими сторонами он связан непосредственно с явлениями естественными — физическими, биологическими, в частности акустическими. Существование, функционирование языка как знаковой системы обусловлено строением и деятельностью головного мозга человека, т. е. явлением физиологическим, биологическим. Знаки, единицы естественного языка образуются в процессе общения благодаря деятельности органов речи (фактор биологический) и воспринимаются в виде звуковых колебаний во внешней среде (фактор физический). Общение между людьми «делается возможным лишь при условии физиологических явлений говорения и вызываемых ими звучаний, т. е. уже физических явлений во внешней среде (или при условии соответствующих явлений письменной речи)»[3]. Обобщая все изложенное выше по данному вопросу, можно сказать следующее: «Речевая деятельность отдельного человека и коллектива людей (в том числе и народа) представляет собой явление, имеющее много сторон и измерений. Те измерения, которые касаются отношения языка и общества, языка и истории народа, языка и географии, отчасти языка и мышления, социологичны по своей природе. Те аспекты языкознания, которые измеряют соотношение языка и физиологии, языка и акустики., не являются социологичными. В этих аспектах языкознание выступает как естественная наука»[4]. Таким образом, можно согласиться с утверждением, что «язык — это одновременно и общественное и природное явление»[5].

Как уже отмечалось выше, некоторые ученые придерживаются мнения, согласно которому язык представляет собой чисто биологическое явление, подобное таким, как способность ходить, принимать пищу и т. п. В соответствии с данной концепцией способность общаться с окружающими людьми передается детям по наследству. Такая точка зрения на природу языка представляется необоснованной, она опровергается конкретными фактами. Хорошо известно, например, что дети, с раннего возраста оказавшиеся в обществе людей иной национальности, говорящих на другом языке, начинают говорить не на родном языке, а на языке окружающих их людей. Известны многочисленные случаи усыновления детей разных национальностей людьми иной национальности в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны; естественно, в подобных случаях дети овладевают языком своих приемных родителей и окружающих их людей, а не языком своих собственных родителей. Один из таких случаев подробно описывается в повести А. В. Калинина «Цыган»: цыганский мальчик, лишившийся родителей сразу же после рождения, оказывается в русской среде, усваивает русский язык и долгое время даже не подозревает, что его родители цыгане. О другом аналогичном случае рассказывается в мексиканском художественном фильме «Есения»: мексиканская девочка-подкидыш воспитывается в семье обнаруживших ее цыган, усваивает их язык, воспринимает их образ жизни, и лишь много лет спустя обнаруживается ее настоящее происхождение.

В определенных условиях (в условиях постоянного или длительного иноязычного окружения, при постоянном общении с людьми иной национальности, в случае смешанных браков и т. п.) часто дети в одинаковой мере овладевают разными языками, становятся билингвистами. Более того, в иноязычной среде дети иногда забывают родной язык. В качестве иллюстрации можно привести случай, представленный в относительно новом художественном фильме «Американская дочь», где русская девочка по имени Анюта, в детском возрасте оказавшаяся в США вместе с матерью, овладевает английским языком и, некоторое время спустя, даже при родной матери забывает русский язык (с трудом произносит в искаженном виде слово «бабу?шка»). Подобные факты тоже могут служить подтверждением несостоятельности концепции биологической природы языка.

Наконец, существует точка зрения, согласно которой язык представляет собой явление психическое, является выражением духа (духа божьего или духа народа). Так, например, немецкий языковед Вильгельм Гумбольдт в первой половине XIX в. писал о том, что язык есть «орган внутреннего бытия, само это бытие, находящееся в процессе внутреннего самопознания и проявления», что он есть «как бы внешнее проявление духа народа», что «язык народа есть его дух», что «язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящегося превратить дух в выражение мысли»[6]. Подобных взглядов на язык придерживаются многие современные зарубежные лингвисты.

С таким взглядом на язык тоже нельзя согласиться. Из признания языка выражением духа должно следовать, что он может и должен развиваться у любого человека, независимо от условий его существования. Однако хорошо известно, что язык возникает и развивается у детей только в условиях человеческого общества; вне человеческого общества, вне коллектива язык возникнуть не может. Это подтверждается конкретными фактами, в частности тем, что люди, с детства оказавшиеся вне человеческого общества, говорить не могут. В печати описываются разные случаи подобного рода. Можно привести некоторые примеры. Так, в 1920 г. в Индии были обнаружены две девочки (в возрасте восьми и полутора лет), жившие в волчьей берлоге среди волчат. Младшая вскоре умерла, не научившись говорить. Старшая смогла произнести первое предложение лишь через пять лет после обнаружения[7]. В мае 1972 г. в индийском штате Уттар-Прадеш обнаружен мальчик трех-четырех лет, игравший в лесу с четырьмя волчатами. Долгое время он передвигался на четвереньках, лишь через пять месяцев с трудом начал передвигаться на ногах. К десятилетнему возрасту говорить не научился и, как представляется, не оставлял надежды на возвращение дара речи[8].

Принимая во внимание все сказанное выше о природе языка, нетрудно убедиться, что язык представляет собой, по существу, социальное, общественное явление, хотя и связан некоторыми своими сторонами с явлениями естественными.

Вопрос о природе языка иногда рассматривается и в других аспектах, например социальное в языке противопоставляется индивидуальному; дискутируется вопрос о том, является язык сущностью материальной или идеальной (об этом будет сказано ниже, в § 241).

  • [1] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. М., 1955. Т. 3. С. 29.
  • [2] Подробнее об этом см.: Головин Б. Н. Введение в языкознание. 1966. С. 17.
  • [3] Смирпицкий А. И. Объективность существования языка: материалы к курсам языкознания. М., 1954. С. 10.
  • [4] Пиотровский Р. Г. К вопросу о методах лингвистического исследования // Теоретические проблемы современного советского языкознания. М., 1964. С. 132.
  • [5] Гречко В. А. Теория языкознания. С. 16.
  • [6] См.: Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода: хрестоматия по истории языкознания XIX—XX вв. / сост. 15. А. Звегинцев. М. 1956. С. 69−73.
  • [7] Подробнее см.: Сидоров М. Как человек стал мыслить. М., 1965. С. 13−27.
  • [8] Подробнее см.: Лантц А.-М. Паскаль из Лакнау — еще один «Маугли» // За рубежом. М., 1986. № 5.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой