Социальная государственность и социальная работа
5] См.: Определение Конституционного суда РФ от 05.10.2001 № 187−0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Григоряна Арена Альбертовича, Григоряна КаренаАльбертовича и Бадрутдинова Ильнура Минулловича на нарушение их конституционныхправ п. 3 ст. 5 Закона РФ „Об образовании“ и п. 4 ст. 2 Федерального закона „О высшеми послевузовском профессиональном образовании“». Документ опубликован… Читать ещё >
Социальная государственность и социальная работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социальная работа, будь то международный, федеральный или региональный уровень, выстраивается с учетом норм правового государства, социального государства, принципа социальной государственности в целом.
Социальное государство — такое государство, в котором учитываются интересы всех социальных слоев общества, в котором человеку гарантированы права и свобода и т. д.; это характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционные гарантии экономических и социальных прав человека и гражданина и соответствующие обязанности государства[1].
Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким ученым Лоренцом фон Штайном в середине XIX в.
Категория «социальное государство» характеризует определенный исторический этап правового развития и качественное состояние государственно организованного общества, при котором на основе признания взаимных прав и обязанностей личности, общества и государства каждому человеку обеспечиваются стабильные справедливые и равные условия для свободной самореализации и гарантии достойной жизни, а между образующими данное общество социальными группами (классами) поддерживается устойчивое равновесие интересов и сотрудничество в целях достижения общего блага. Триедиными сущностными характеристиками такого государства являются достоинство личности, равенство и справедливость, что можно выразить формулой «равное достоинство каждого перед общей мерой справедливости»[2].
Признаки социального государства: 1) пакет нормативно-правовой базы социальной работы; 2) наличие системы социального страхования; 3) государственные социальные выплаты; 4) наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;
5) доступность социальной поддержки государства для всех членов общества; 6) признание ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан.
Специфика государственной политики социального государства заключается в создании условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и развитие человека[3].
В социальном государстве экономика, политика, идеология, законодательство, правоприменительная практика и другие сферы общественной жизни основываются на моральных общечеловеческих принципах социальной справедливости, равенства и общественной солидарности и направлены на создание условий, необходимых для достойной жизни и свободного развития каждого человека, в котором конституционно закреплены и гарантированы, реально обеспечиваются и соблюдаются основные права и свободы человека и социальные обязанности государства перед обществом и человеком[4].
К основополагающим целям России как социального государства отнесены:
- 1) обеспечение каждому гражданину РФ на ее территории всех прав и свобод, а также равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);
- 2) охраны труда и здоровья людей (ч. 2 ст. 7);
- 3) гарантированного минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 7);
- 4) государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);
- 5) развития системы социальных служб (ч. 2 ст. 7);
- 6) установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7);
- 7) права каждого на жилище; запрета на произвольное лишение жилища; поощрение жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище органами государственной власти и органами местного самоуправления; бесплатного предоставления или за доступную плату жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40);
- 8) права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь; бесплатного за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений оказания гражданам медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; финансирования в РФ федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения; принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения; поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию; наступления ответственности в соответствии с федеральным законом за деяния, выразившиеся в сокрытии должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41);
- 9) права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
- 10) права на образование; гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; права каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, иными словами, (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) «максимально широкого доступа к высшему образованию»[5]; обязательности основного общего образования; исполнения обязанности родителями или лицами, их заменяющими, получения детьми основного общего образования; установления РФ федеральных государственных образовательных стандартов, поддержания различных форм образования и самообразования (ст. 43) и др.
Главная задача социального государства — достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство ориентировано на решение следующих задач:
- — сглаживание, или нивелирование, имущественного неравенства за счет средств государства (установленные законодательно налоги, сборы, пошлины и т. д.);
- — смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы);
- — устранение социального неравенства методами правового характера (например, восстановление имущества и компенсационные выплаты за имущество, утраченное вследствие природных и техногенных катастроф, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда);
- — социальное корректирование, осуществляемое в сфере правовых отношений (например, с помощью права социального обеспечения, трудового, семейного права и т. д.);
- — государственное вмешательство в социально значимые сферы общественных отношений (защита прав человека и трудовых прав, охрана труда, надзор за правами лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, ресоциализацией, воспитанием и т. п.);
- — улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальных пособий);
- — обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (создание системы здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки кадров, служб занятости, регулирование цен и т. д.) и др.[6]
На настоящий момент времени существует три модели социального государства:
- • либеральная (роль государства незначительна; каждый член общества отвечает за себя и свою семью; принята в США, Великобритании и др.);
- • корпоративная (в основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций, организаций-работодагелей; принята в странах третьего мира);
- • общественно-демократическая (богатый платит за бедного, молодой — за старого; принята в Германии, Франции, России).
В социальном государстве общество имущих превращается в государство большинства.
- [1] См.: Безлепкина Л. Ф. Социальное государство — это социальное развитие для всех //Социальное обеспечение. 1995. № 11. С. 16—17.
- [2] Джагаряп А. А. Российское местное самоуправление в системе социальной государственности: постановка проблемы // Паука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 1. С. 3—7.
- [3] Сафонов П. А. Понятие социального государства // Закон и право. 2008. № 3. С. 49.
- [4] См.: Чепурнова //. М, Серегин А. В. Теория государства и прав. М.: ЕАОИ, 2007.
- [5] См.: Определение Конституционного суда РФ от 05.10.2001 № 187−0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Григоряна Арена Альбертовича, Григоряна КаренаАльбертовича и Бадрутдинова Ильнура Минулловича на нарушение их конституционныхправ п. 3 ст. 5 Закона РФ „Об образовании“ и п. 4 ст. 2 Федерального закона „О высшеми послевузовском профессиональном образовании“». Документ опубликован не был. М., 2011.
- [6] См.: Зулъфугарзаде Т. Э. Основы социального государства и гражданского общества.С. 27−28.