Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π€ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ДСловая ΠΈΠ³Ρ€Π° (Π”Π˜) — Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ популярноС срСдство ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ всС выявлСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’ ΠΈΠ·Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Π² 1987 Π³. ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Ρ‚Π°Π»ΠΎΠ³ΠΎΠ² Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ 1166 Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ситуаций, Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ число ΠΈΠ³Ρ€ ΡƒΠΆΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ большС. Число Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ сСгодня, Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎ, ΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π€ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π”Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹

ДСловая ΠΈΠ³Ρ€Π° (Π”Π˜) — Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ популярноС срСдство ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ всС выявлСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’ ΠΈΠ·Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Π² 1987 Π³. ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Ρ‚Π°Π»ΠΎΠ³ΠΎΠ² Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ 1166 Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ситуаций, Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ число ΠΈΠ³Ρ€ ΡƒΠΆΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ большС. Число Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ сСгодня, Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎ, ΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ. РаспространСниС Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² — Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ стСпСни ΠΌΠΎΠ΄Π° Π½Π° Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, особСнно характСрная для 80—90-Ρ… Π³Π³. ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ Π²Π΅ΠΊΠ° — ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ мСроприятия, Π½ΠΎ ΠΈΡ… Π²Π½Π΅Π΄Ρ€Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π²ΡƒΠ·ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π»ΠΈ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠΌ дСловая ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ Π»ΡŽΠ±Ρ‹Π΅ ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ провСдСния занятий, особСнно Ссли ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ имитационная модСль ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ сцСнарий.

Π’ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ случаС ΠΏΠΎΠ΄ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ принятия Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ руководящих Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ спСциалистов Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… производствСнных ситуациях, осущСствляСмый ΠΏΠΎ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ людСй ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ с Π­Π’Πœ Π² Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ΅, ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ситуаций ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ нСопрСдСлСнности[1]. Π”Π˜ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²Π΅, Π² ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ°Π½ΠΈΡΡ… для обучСния ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ обоснованных Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ хозяйствСнных ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π½Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅. НСсмотря Π½Π° ΡΡ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ всС ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС Π²ΡƒΠ·Π°.

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π»ΡŽΠ±Ρ‹Ρ… Π”Π˜ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ позволяСт Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ управлСния, главная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ — участиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ людСй (ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° управлСния)[2]. Π’ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ взаимосвязи, Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ управлСния, Ρ‚Π΅ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ мСсто Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΌ, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ сСйчас ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… условий Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ являСтся ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ, Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ‚Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ сформулированы Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎ-контСкстного обучСния[3], ΠΊ Π½ΠΈΠΌ относят:

  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ модСлирования ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… условий ΠΈ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ производства. Как ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… условий ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ спСциалиста Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ слуТСбных, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… связСй являСтся основой ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния;
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ модСлирования содСрТания ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. РСализация этого ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° являСтся Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ условиСм ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ нСсСт Π² ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Ρ‡Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π»ΠΈΡˆΠ΅Π½Ρ‹ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ пСрсонала;
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ этот ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ являСтся основой всСй ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ся посрСдством вовлСчСния Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ всСх участников. Он Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‡ΠΈΠΊΠ° Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΈ Ρ…арактСристики Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ, опрСдСлСния ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΠΎΡ‡ΠΈΠΉ, интСрСсов ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, выявлСния ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия «Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ…» Π»ΠΈΡ†;
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ диалогичСского общСния. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ΅ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ условиС достиТСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ. По Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ психологии, Π² Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³Π΅ пороТдаСтся процСсс ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ, Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ зрСния участников Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ Ρ‚Ρƒ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Ρƒ, которая нс ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΡ‚ся Π½ΠΈ Ρƒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ устраиваСт. Волько Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³, дискуссия с ΠΌΠ°ΠΊΡΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ участиСм всСх ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… способны ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ поистинС Ρ‚Π²ΠΎΡ€Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ. Волько ΠΏΡ€ΠΈ всСстороннСм ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ обсуТдСнии ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ комплСксного прСдставлСния ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… процСссов ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ;
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ двуплановости. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ процСсс развития Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… личностных характСристик спСциалиста Π² «ΠΌΠ½ΠΈΠΌΡ‹Ρ…», ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… условиях. Π Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‡ΠΈΠΊ ставит ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ двоякого Ρ€ΠΎΠ΄Π° Ρ†Π΅Π»ΠΈ, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ контСксты Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° двуплаповости прямо связан с ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ участников ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. Π—Π΄Π΅ΡΡŒ слоТным ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ: коллСктивная ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, мотивация достиТСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ. О. Π‘. Анисимов ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ тСорСтичСских срСдств, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅, Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ инструмСнтарий ΠΊΠ°ΠΊ собствСнно ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, психологии, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, философии, этики, Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Π­Ρ‚ΠΈΠΌ ΠΈ Π³Π°Ρ€Π°Π½Ρ‚ируСтся рСализация ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° выращивания Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… способностСй, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТного ΠΈ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ[4];
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ проблСмности содСрТания ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ° Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Ρ‚ывания Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π›ΡŽΠ±Π°Ρ дСловая ΠΈΠ³Ρ€Π°, нСсмотря Π½Π° Π²ΡΠ΅ различия Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, строСния, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» принятия Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π°Π»Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΌΠΎΠ² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π½Π΅Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ — структуру, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ опираСтся процСсс принятия Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‚. Π΅. Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ обусловливаСт способы связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π΅Π΅ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. ВворчСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ участников состоит Π² ΠΎΡ‚ыскании Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² Π΅Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. ΠΠ΅ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π”Π˜ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСским ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹[5]:

  • 1. ΠœΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ процСсса Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° (Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ) руководящих Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΡΡ‚ΠΎΠ² прСдприятий ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ управлСнчСских Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊ относит Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ ΠΊ ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ обучСния.
  • 2. РаспрСдСлСниС Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ участниками ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.
  • 3. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.
  • 4. ВзаимодСйствиС участников, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ.
  • 5. НаличиС ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ Ρƒ Π²ΡΠ΅Π³ΠΎ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°.
  • 6. ΠšΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ участниками ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.
  • 7. РСализация процСсса «Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ».

Π’ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ модСлируСмая систСма рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ динамичСская. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ это проявляСтся Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ». РСшСниС, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌΠΎΠ΅ участниками ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ этапС, воздСйствуСт Π½Π° ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΡŒ ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅Ρ‚ Π΅Π΅ ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ состояниС. ИзмСнСния состояния ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ комплСкс, ΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ участники ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ этапа ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ Ρ‚. Π΄.

  • 8. ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.
  • 9. НаличиС управляСмого ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ напряТСния.
  • 10. НаличиС систСмы ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ оцСнивания Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ участников ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

ΠŸΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, опрСдСляя ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Ρƒ выполнСния ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… дСйствий, Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ взаимодСйствия участников ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой ΠΈ Ρ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, экспСртами, ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ этого взаимодСйствия (ΡƒΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ). ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, стрСмятся ΠΊ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ максимально Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΉ свободы дСйствий участников ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Ρ‚Π΅ΠΌ самым усиливая ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ситуации.

БистСма оцСнивания Π² Π”Π˜ строится ΠΊΠ°ΠΊ органичСский элСмСнт ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ встроСнный Π±Π»ΠΎΠΊ. Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ случаС Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ участников оцСниваСтся ΠΏΠΎ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡΠΌ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ — ΠΏΠΎ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмС ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡˆΡ‚Ρ€Π°Ρ„ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Π°ΠΌ ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ стороны Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ участников. Π’Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ Π² Π”Π˜ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚: Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, особСнности Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обсуТдСния Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, соотвСтствиС дСйствий Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹ΠΌ характСристикам, этика повСдСния Π½Π° ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΠΊΠ΅.

Π’ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π²ΡƒΠ·Π° систСма оцСнивания Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ максимально проста, понятна участникам Π±Π΅Π· Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ быстро ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΊΠΎΠ². Π Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‡ΠΈΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ оцСнивания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π»ΠΈ Π±Ρ‹ цСлям занятия ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ участников. Π¦Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ стимула. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго Π² Π”Π˜ систСма оцСнивания Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ся ΠΊ Π²Ρ‹ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ Π² ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π», Π° ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ, ΡΠΎΡ€Π΅Π²Π½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ элСмСнтом.

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², описывая структуру Π”Π˜, Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π΅, исходя ΠΈΠ· Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ управлСния, ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡƒΡŽ ΠΊΠΈΠ±Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ систСму[6]. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΎΠ½ΠΈ Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π΅ ΡΡ…СматичСскоС прСдставлСниС, указывая многочислСнныС прямыС ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ связи. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, являясь Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ, затрудняСт ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ прСдставлСниС вопроса своСй ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… цСлях ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ схСму структуры ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния (см. Ρ€ΠΈΡ. 4.1), которая носит ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ основныС элСмСнты, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ связи взаимодСйствия ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ наглядным прСдставлСниСм структуры Π”Π˜.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ элСмСнтом структуры являСтся имитационная модСль ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ организация, ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ физичСских явлСний ΠΈ Π΄Ρ€. Π’ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π½ΠΈΠΈ со срСдой имитационная модСль Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ΅ содСрТаниС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. Π”Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π»ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ Π² Π”Π˜ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ участники, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ Π² ΠΊΠΎΠΌΠ°Π½Π΄Ρ‹ ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠ°Π½Π΄Π½Ρ‹Π΅ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΡŒ, ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π»ΠΈΡ†Π° находятся Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ срСдС, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ общСствСнный контСкст ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ спСциалистов. Π‘Π°ΠΌΠ° игровая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ прСдстаСт Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия Π½Π° ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ модСль, зависящСго ΠΎΡ‚ Π΅Π΅ ΡΠΎΡΡ‚ояния ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вляСмого Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ взаимодСйствия участников, Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌΠΈ. БистСму воздСйствия участников Π½Π° ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ модСль Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ модСль управлСния. Вся игровая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ происходит Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ ΠΈ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с дидактичСской модСлью ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ элСмСнты, ΠΊΠ°ΠΊ игровая модСль Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, систСма оцСнивания, дСйствия ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΡ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΈ Π²ΡΠ΅ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ слуТит обСспСчСниСм достиТСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

ΠžΠΏΡ‹Ρ‚ использования Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния, ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ условия ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ личностных качСств ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ…, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ, товарищСство, сотрудничСство, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

  • [1] Π‘ΠΌ.: Π‘Π΅Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² Π―. М., Π‘Π΅Ρ€Π½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½ М. М. Π”Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. Π‘. 34.
  • [2] Π‘ΠΌ.: Π˜Π³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ занятия Π² ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Π²ΡƒΠ·Π΅ / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. Π•. А. Π›ΠΈΡ‚Π²ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΊΠΎ, Π’. И. Π Ρ‹Π±Π°Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ. КиСв, 1985.
  • [3] Π‘ΠΌ.: Π’Π΅Ρ€Π±ΠΈΡ†ΠΊΠΈΠΉ А. А. АктивноС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ школС: контСкстный ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄. Π‘. 129.
  • [4] Π‘ΠΌ.: Анисимов О. Π‘. Π˜Π³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.
  • [5] Π‘ΠΌ.: Π‘Π΅Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² Π―. М., Π‘Π΅Ρ€Π½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½ М. М. Π”Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹; ΠŸΠ»Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π’. Π―. Π”Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹: Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ°, организация, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅.
  • [6] Π‘ΠΌ.: ΠŸΠ»Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π’. Π―. Π”Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹: Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ°, организация, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ