Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вопросы и задания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения Л. Даймонда, в 1990;е гг. продолжался рост электоральной демократии при застое в развитии демократии либеральной. Это обстоятельство, по его мнению, указывает на все более поверхностный характер демократизации на исходе «третьей волны». Американский ученый отмечает, что качество демократии (измеряемое объемом политических прав и гражданских свобод) заметно упало, особенно в «новых… Читать ещё >

Вопросы и задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Охарактеризуйте процесс политического развития России за последние два десятилетия с точки зрения основных критериев.
  • 2. С позиций либерального подхода политическая модернизация представляет собой:
    • а) процесс становления демократической политической системы;
    • б) процесс становления современной политической системы;
    • в) процесс создания прочных и организованных институтов, способных эффективно решать наиболее важные для общества проблемы;
    • г) процесс дифференциации политических структур.
  • 3. Характеризуя процессы модернизации в незападных обществах, С. Хантингтон выделяет несколько альтернативных путей модернизации (рис. 21.10).
Альтернативные пути модернизации незападных обществ. Источник.

Рис. 21.10. Альтернативные пути модернизации незападных обществ. Источник: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С. 107.

Эти альтернативы основаны на том, что возможно и желательно для общества. Линия AD отмечает путь культурной вестернизации без технической модернизации. Прямая АЕ отмечает путь развития, сочетающий в себе и техническую модернизацию и культурную вестернизацию. Точнее — это техническая модернизация через культурную вестернизацию. Реформизм, обозначаемый прямой АС, характеризуется принятием плодов технической модернизации, но отвергает культурную вестернизацию, настаивая на сохранении культуры, исторических традиций и обычаев народа. Обобщенная альтернатива ответа на влияние Запада представлена на кривой АЕ. Первоначально вестернизация и модернизация идут рука об руку, но по мере развития модернизация постепенно возобладает над вестернизацией. Западные ценности постепенно вытесняются возвратом к историческим корням и истокам. Таким образом, на одних этапах модернизация поддерживает процесс вестернизации, а на других — инициирует возврат к традиционным ценностям. Возвращение к истокам обусловлено тем, что модернизация способствует усилению экономической, политической, военной мощи общества и государства и заставляет поверить народ в значимость своей культуры. Однако модернизация способна вызвать не только рост национальной гордости, но и ощущение отчужденности и кризис идентичности, которые могут, в свою очередь, стать источником религиозного и культурного возрождения. «Когда приходит кризис идентичности, — поясняет Хантингтон, — для людей в первую очередь имеет значение кровь и вера, религия и семья. Люди сплачиваются с теми, у кого те же корни, церковь, язык, ценности и институты, и дистанцируются от тех, у кого они другие». Большинство движений за религиозное и культурное возрождение незаиадных обществ принимает антизападную направленность. В этом и заключается парадокс современного миропорядка, когда, как отмечает Хантингтон, «мир становится более современным и менее западным*.

Рассмотрите основные пути модернизации незападных обществ. Попытайтесь определить перспективы и последствия этих путей модернизации.

  • 4. Проанализируйте основные кризисы модернизации. С какими из них России пришлось столкнуться в процессе политической модернизации? Раскройте содержание этих кризисов применительно к России.
  • 5. Л. Даймонд, X. Линц и С. Липсет полагают, что серьезной трудностью становления демократии является отсутствие связи между эффективностью и легитимностью власти. Режимам, обладающим низкой легитимностью, трудно быть эффективными. В то же самое время неэффективность режимов обусловливает их низкую легитимность. Возникает порочный круг. Каким образом, по вашему мнению, власть может вырваться из этого порочного круга?
  • 6. Охарактеризуйте взаимосвязь экономического развития и демократии.
  • 7. Р. Даль считает, что «возникновение и живучесть демократического правления среди группы людей определенным образом зависит от их убеждений», Р. Инглхарт также по-
Пути перехода к демократии по Ф. Шмиттеру.

Рис. 21.11. Пути перехода к демократии по Ф. Шмиттеру

лагает, что «эволюция и выживаемость массовой демократии подразумевает появление некоторых поддерживающих ее привычек и ориентаций среди широкой общественности». Как вы понимаете смысл этих высказываний? Существуют ли с точки зрения политических предпочтений и ценностей условия для выживания демократии в России?

  • 8. Сравните структурные и процедурные трактовки перехода к демократии. Найдите теоретические различия в этих подходах. Охарактеризуйте достоинства и недостатки каждого из них.
  • 9. Д. А. Растоу утверждает, что «процесс зарождения демократии не обязательно должен быть единообразным во всех точках земного шара: к демократии может вести множество дорог». Объясните, что, на ваш взгляд, имеет в виду американский политолог? Какие пути становления демократии вам известны?
  • 10. Ф. Шмиттер приводит несколько примеров перехода к демократии. О каких путях перехода к демократии идет речь в каждом случае (рис. 21.11)?
  • 11. Какой из путей переходов к демократии, выделенных Ф. Шмиттером, является, на ваш взгляд, наиболее успешным?
  • 12. Хантингтон выделяет три способа перехода к демократии. Первый — трансформация или реформа — характеризуется инициативой элиты установления демократии. Второй — замена — предполагает полное отстранение от власти прежней элиты оппозицией. Третий — замещение — предполагает совместную деятельность оппозиции и элиты в процессе перехода к демократии. Приведите примеры, иллюстрирующие эти способы перехода к демократии.
  • 13. Характеризуя процесс перехода к демократии в латиноамериканских и восточноевропейских странах, российский политолог В. Елизаров выделяет их специфические особенности (табл. 21.2). Сравните особенности латиноамериканского и восточноевропейского пути к демократии. Охарактеризуйте специфические черты российского транзита. Дополните табл. 21.2.

Таблица 21.2

Сравнение трех моделей перехода от авторитарного режима к демократии.

Латинская Америка.

Россия.

Восточная Европа.

Старые политические акторы.

Новая политическая система.

Закрытость элит и быстрая их консолидация.

Незавершенность процесса консолидации.

Отсутствие массового политического участия.

Широкое массовое участие.

Актировано по: Елизаров В. От авторитаризма к демократии: две модели // Pro et contra. 1998. № 3. С. 101.

  • 14. В чем, на ваш взгляд, заключается содержание процессов либерализации и демократизации?
  • 15. При каких условиях либерализация заканчивается:
    • а) установлением смягченной диктатуры;
    • б) утверждением твердой диктатуры;
    • в) восстанием масс против прежнего режима;
    • г) вступлением в фазу перехода к демократии?
  • 16. С точки зрения теории демократизации А. Пшеворского авторитарный режим сохраняется с уступками в том случае, если:
    • а) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется с умеренной частью оппозиции;
    • б) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется со сторонниками твердой линии;
    • в) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы — со сторонниками твердой линии в правительстве;
    • г) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы объединяются с умеренной оппозицией.
  • 17. С точки зрения теории демократизации А. Пшеворского авторитарный режим сохраняется в прежней форме, если:
    • а) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется с умеренной частью оппозиции;
    • б) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется со сторонниками твердой линии;
    • в) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы — со сторонниками твердой линии в правительстве;
    • г) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы объединяются с умеренной оппозицией.
  • 18. С точки зрения теории демократизации А. Пшеворского демократия без гарантий для членов бывшей правящей элиты формируется в том случае, если:
    • а) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется с умеренной частью оппозиции;
    • б) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется со сторонниками твердой линии;
    • в) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы — со сторонниками твердой линии в правительстве;
    • г) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы объединяются с умеренной частью оппозиции.
  • 19. С точки зрения теории демократизации А. Пшеворского демократия с гарантиями для членов бывшей правящей элиты формируется в том случае, если:
    • а) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется с умеренной частью оппозиции;
    • б) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется со сторонниками твердой линии;
    • в) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы — со сторонниками твердой линии в правительстве;
    • г) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы объединяются с умеренной частью оппозиции.
  • 20. Найдите три необходимых условия, позволяющие начать переход от авторитаризма к демократии: а) реформаторы и умеренные приходят к согласию относительно демократических институтов, которые гарантируют им участие в политическом процессе;
  • б) сторонники твердой линии сохраняют контроль над реформаторами;
  • в) радикалы контролируют умеренную часть оппозиции;
  • г) реформаторы сохраняют контроль над сторонниками твердой линии;
  • д) умеренная часть оппозиции контролирует радикальную;
  • е) между реформаторами и умеренной частью оппозиции существуют большие разногласия относительно будущих демократических институтов и гарантий участия реформаторов в будущем политическом процессе.
  • 21. Неправительственная организация Freedom House провела исследование относительно изменений политических режимов в XX в. Результаты этих исследований приведены в табл. 21.3 и 21.4. Рассмотрите данные, приведенные в таблице. Охарактеризуйте тенденцию изменений демократических режимов в XX в.

Таблииа 21.3

Эволюция политических режимов в XX веке.

Страна.

Страна.

Страна.

Афганистан.

ТОТ.

ТМ.

ТМ.

Гамбия.

АР.

К.

К.

Нигерия.

АЕМ.

К.

К.

Албания.

АЕМ.

тот.

И.

Г рузия.

АЕМ.

ТОТ.

И.

Норвегия.

АЕМ.

АЕМ.

КМ.

Алжир

АР.

к.

К.

Германия.

АЕМ.

П/.

ТОТ.

КМ.

Оман.

ТМ.

ТМ.

ТМ.

Андорра.

АЕМ.

п.

П.

Гана.

АЕМ.

К.

к.

Пакистан.

АР.

ОА.

К.

Ангола.

АР.

к.

П.

Греция.

АЕМ.

КМ.

км.

Палау.

АЕМ.

П.

К.

Антигуа и Барбуда.

RDP.

к.

К.

Г ренада.

АЕМ.

к.

к.

Панама.

АЕМ.

АР.

ОА.

Аргентина.

АЕМ.

АР.

ОА.

Г ватемала.

АЕМ.

ОА.

ОА.

Папауа — Новая Г винея.

АЕМ.

П.

К.

Армения.

АЕМ.

тот.

И.

Гвинея.

АР.

К.

К.

Парагвай.

АЕМ.

АР.

ОА.

Австралия.

АЕМ.

АЕМ.

К.

Гвинея;

Бисау.

АЕМ.

К.

К.

Перу.

АР.

АР.

ОА.

Австрия.

АЕМ.

П.

КМ.

Гайана.

АЕМ.

К.

к.

Филиппины.

АЕМ.

ОА.

П.

Азербайджан.

АР.

ТОТ.

И.

Гаити.

АЕМ.

АР.

ОА.

Польша.

АЕМ.

ТОТ.

И.

Багамские Острова.

АЕМ.

К.

К.

Гондурас.

АЕМ.

ОА.

ОД.

Португалия.

АЕМ.

АР.

КМ.

Бахрейн.

ТМ.

п.

П.

Венгрия.

АЕМ.

ТОТ.

КМ.

Катар

ТМ.

П.

П.

Бангладеш.

АЕМ.

OD.

К.

Исландия.

АЕМ.

АЕМ.

П.

Румыния.

АЕМ.

ТОТ.

ТМ.

Страна.

Страна.

Страна.

Барбадос.

АЕМ.

К.

к.

Индия.

ДЕМ.

ДЕМ.

к.

Россия.

ДЕМ.

ТОТ.

AM.

Беларусь.

АР.

ТОТ.

и.

Индонезия.

ДЕМ.

ОД.

к.

Руанда.

АР.

П.

К.

Бельгия.

ДЕМ.

ДЕМ.

км.

Иран.

АР.

КМ.

AM.

Сент-Киттс и Невис.

ДЕМ.

К.

К.

Белиз.

ДЕМ.

К.

к.

Ирак.

АР.

км.

И.

Санта;

Лючия.

ДЕМ.

К.

К.

Бенин.

ДЕМ.

К.

к.

Ирландия.

ДЕМ.

ДЕМ.

КМ.

Сент;

Винсен.

ДЕМ.

К.

К.

Бутан.

тм.

ТМ.

п.

Израиль.

ДЕМ.

ДЕМ.

и.

Самоа.

ДЕМ.

П.

ТМ.

Боливия.

ДЕМ.

ОД.

од.

Италия.

ДЕМ.

ДЕМ.

км.

Сан-Марино.

ДЕМ.

ДЕМ.

од.

Босния и Герцеговина.

П.

ТОТ.

и.

Ямайка.

ДЕМ.

К.

к.

Сан-Томе и Принсипи.

ДЕМ.

К.

к.

Ботсвана.

ДЕМ.

к.

к.

Япония.

ДЕМ.

ПР.

км.

Саудовская Аравия.

ТМ.

AM.

и.

Бразилия.

ДЕМ.

АР.

од.

Иордания.

ОД.

КМ.

и.

Сенегал.

ОД.

К.

к.

Бруней.

ТМ.

П.

п.

Казахстан.

АР.

ТОТ.

и.

Сейшельские Острова.

ДЕМ.

К.

к.

Болгария.

ДЕМ.

ТОТ.

и.

Кения.

АР.

к.

к.

Сьерра;

Леоне.

ДЕМ.

П.

п.

Буркина;

Фасо.

АР.

к.

к.

Кирибати.

ДЕМ.

к.

п.

Сингапур

АР.

К.

к.

Бирма.

АР.

од.

к.

Северная Корея.

ТОТ.

тот.

к.

Словакия.

ДЕМ.

ТОТ.

и.

Бурунди.

АР.

п.

к.

Южная Корея.

ДЕМ.

п.

к.

Словения.

ДЕМ.

тот.

и.

Камбоджа.

ОД.

к.

к.

Кувейт.

ТМ.

п.

п.

Соломоновы Острова.

ДЕМ.

п.

п.

Камерун.

ОД.

п.

к.

Киргизская Республика.

ДЕМ.

тот.

и.

Сомали.

АР.

к/п.

к.

Страна.

Страна.

Страна.

Канала.

ДЕМ.

ДЕМ.

од.

Лаос.

ТОТ.

К.

к.

ЮАР.

ДЕМ.

ОД.

ОД.

Кабо;

Верди.

ДЕМ.

К.

к.

Латвия.

ДЕМ.

ТОТ.

и.

Испания.

ДЕМ.

АР.

КМ.

иентрально-Африканекая Республика.

ДЕМ.

К.

к.

Ливан.

АР.

од.

и.

Шри;

Ланка.

ДЕМ.

ОД.

к.

Чад.

ОД.

К.

к.

Лесото.

ОД.

к.

к.

Судан.

АР.

П.

к.

Чили.

ДЕМ.

ДЕМ.

од.

Либерия.

ДЕМ.

од.

од.

Суринам.

ДЕМ.

К.

к.

Китай.

АР.

ТОТ.

AM.

Ливия.

АР.

п.

и.

Свазиленд.

тм.

К.

к.

Колумбия.

ДШ.

од.

од.

Лихтенштейн.

ДЕМ.

од.

км.

Швеция.

ДЕМ.

ДЕМ.

км.

Коморы.

од.

к.

п.

Литва.

ДЕМ.

тот.

и.

Швейиа;

рия.

ДЕМ.

ОД.

од.

Конго.

АР.

к.

к.

Люксем;

бург.

ДЕМ.

км.

км.

Сирия.

АР.

ОД.

и.

Конго.

(Kinshasa).

АР.

к.

к.

Македония.

ДЕМ.

тот.

и.

Тайвань.

ДЕМ.

ОД.

и.

Коста-Рика.

ДЕМ.

од.

од.

Мадагаскар

ДЕМ.

к.

к.

Таджикистан.

ОД.

ТОТ.

и.

Кот;

д’Ивуар

АР.

к.

к.

Малави.

ДЕМ.

к.

к.

Танзания.

од.

П.

к.

Хорватия.

ДЕМ.

тот.

и.

Малазия.

ОД.

к.

к.

Таиланд.

ДЕМ.

КМ.

AM.

Куба.

ТОТ.

од.

п.

Мальдивы.

АР.

п.

п.

Того.

ДЕМ.

п.

к.

Кипр

ДЕМ.

к.

п.

Мали.

ДЕМ.

к.

к.

Тонга.

ОД.

п.

п.

Чешская Республика.

ДЕМ.

тот.

и.

Мальта.

ДЕМ.

к.

к.

Тринидад и Тобаго.

ДЕМ.

к.

к.

Дания.

ДЕМ.

ДЕМ.

км.

Маршалловы Острова.

ДЕМ.

п.

к.

Тунис.

АР.

п.

п.

Джибути.

ДЕМ.

к.

к.

Мавритания.

АР.

к.

к.

Туриия.

ДЕМ.

ДЕМ.

AM.

Доминика.

ДЕМ.

к.

к.

Маврикий.

ДЕМ.

к.

к.

Туркменистан.

АР.

ТОТ.

И.

Страна.

Страна.

Страна.

Доминиканская Республика.

АЕМ.

ОД.

ОА.

Мексика.

ОД.

ОД.

ОД.

Тувалу.

АЕМ.

К.

П.

Восточный Тимор

П.

К.

К.

Микронезия.

АЕМ.

П.

К.

Уганда.

АР.

П.

П.

Эквадор

АЕМ.

АЕМ.

ОА.

Молдавия.

АЕМ.

ТОТ.

ТМ.

Украина.

АЕМ.

ТОТ.

И.

Египет.

ОА.

КМ.

К.

Монако.

АЕМ.

КМ.

км.

Объединенные Арабские Эмираты.

ТМ.

П.

П.

Сальвадор

АЕМ.

ОА.

ОА.

Монголия.

АЕМ.

тот.

и.

Великобритания.

АЕМ.

АЕМ.

КМ.

Экваториальная Гвинея.

АР.

К.

К.

Марокко.

ТМ.

п.

ТМ.

США.

АЕМ.

АЕМ.

ОА.

Эритрея.

АР.

П.

К.

Мозамбик.

АЕМ.

к.

к.

Уругвай.

АЕМ.

АЕМ.

ОА.

Эстония.

АЕМ.

ТОТ.

И.

Намибия.

АЕМ.

п.

к.

Узбекистан.

АР.

ТОТ.

И.

Эфиопия.

АР.

КМ.

П.

Науру.

АЕМ.

п.

к.

Вануату.

АЕМ.

П.

п.

Фиджи.

АЕМ.

К.

К.

Непал.

АЕМ.

AM.

ТМ.

Венесуэла.

АЕМ.

АР.

ОА.

Финляндия.

АЕМ.

АЕМ.

И.

Нидерланды.

АЕМ.

АЕМ.

км.

Вьетнам.

ТОТ.

К.

К.

Франция.

АЕМ.

АЕМ.

ОА.

Новая Зеландия.

АЕМ.

АЕМ.

к.

Йемен.

ОА.

ТМ.

ТМ.

Габон.

АР.

К.

К.

Никарагуа.

АЕМ.

АР.

од.

Югославия.

АР.

ТОТ.

КМ.

Нигер

АЕМ.

К.

к.

Замбия.

АР.

К.

К.

Зимбабве.

ОА.

К.

К.

АЕМ — демократия AM — абсолютная монархия И — империя АР — авторитарный режим К — колония ОА — ограниченная демократия КМ — конституционная монархия П — протекторат ТМ — традиционная монархия ТОТ — тоталитарный режим.

Источник: Freedom House Home.

Таблица 21.4

Эволюиия политических режимов в XX веке.

Суверенные государства и колониальные объединения.

Население, млн чел.

ДЕМ.

  • 120
  • (62,5%)

22(14,3%).

0 (0%).

  • 3439,4
  • (58,2%)

743,2 (31%).

0 (0%).

ОД.

16(8,3%).

21 (13,6%).

25(19,2%).

297,6 (5%).

285,9(11,9%).

206,6(12,4%).

КМ.

0 (0%).

9 (5,8%).

19(14,6%).

0 (0%).

77,9 (3,2%).

299,3 (17;9%).

ТМ.

10(5,2%).

4 (2,6%).

6 (4,6%).

58,2 (1%).

16,4(0,7%).

22,5 (1,3%).

AM.

0 (0%).

2(1,3%).

5 (3,8%).

0 (0%).

12,5 (0,5%).

610(36,6%).

АР.

  • 39
  • (20,3%)

10(6,5%).

0 (0%).

  • 1967,7
  • (33,3%)

122,0 (5,1%).

0 (0%).

ТОТ.

5 (2,6%).

12(7,8%).

0 (0%).

141,9 (2,4%).

816,7(34,1%).

0(0%).

К.

0 (0%).

43 (27,9%).

55 (42,3%).

0 (0%).

118,4 (4,9%).

503,1 (30,2%).

П.

2(1%).

31 (20,1%).

20(15,4%).

4,8 (0,1%).

203,3 (8,5%).

26,5 (1,6%).

Итого.

  • 192
  • (100%)
  • 154
  • (100%)
  • 130
  • (100%)
  • 5909,6
  • (100%)
  • 2396,3
  • (100%)
  • 1668
  • (100%)

АЕМ — демократия АР — авторитарный режим ОД — ограниченная демократия ТОТ — тоталитарный режим КМ — конституционная монархия С — колония ТМ — традиционная монархия Р —протекторат.

AM — абсолютная монархия.

  • 22. Л. Даймонд противопоставляет электоральные и либеральные трактовки демократии. Под электоральной демократией он понимает режим, соответствующий двум критериям:
    • а) наличие гражданских прав и свобод, необходимых для реальной политической конкуренции;
    • б) электоральное соперничество.

Либеральная демократия, по его мнению, должна соответствовать следующим признакам:

  • а) принадлежность власти выборным чиновникам и назначаемым ими лицам, а не независимым от общества акторам;
  • б) конституционные и институциональные ограничения исполнительной власти;
  • в) отсутствие определенности результатов выборов;
  • г) социальный и политический плюрализм;
  • д) наличие кроме партий и выборов других альтернативных каналов выражения интересов;
  • е) наличие альтернативных источников информации;
  • ж) гарантии основных прав и свобод, включая свободу слова, собраний, демонстраций, подачи петиций;
  • з) политическое равенство;
  • и) власть закона.

С точки зрения Л. Даймонда, в 1990;е гг. продолжался рост электоральной демократии при застое в развитии демократии либеральной. Это обстоятельство, по его мнению, указывает на все более поверхностный характер демократизации на исходе «третьей волны». Американский ученый отмечает, что качество демократии (измеряемое объемом политических прав и гражданских свобод) заметно упало, особенно в «новых демократиях». Проанализируйте мнение Л. Даймонда. Выскажите свое суждение. Сравните выводы о «третьей волне» демократизации Л. Даймонда и С. Хантингтона.

  • 23. С. Хантингтон утверждает, что причинами, которые могут способствовать возврат)' многих стран к авторитаризму, являются:
    • а) системные трудности в функционировании демократических режимов, особенно в молодых демократиях, неспособность обеспечить благосостояние, процветание, справедливость, внутренний порядок и внешнюю безопасность могут со временем подорвать легитимность демократии;
    • б) мировой, региональный или национальный экономический кризис;
    • в) переход к авторитарному правлению одной из демократических или демократизирующихся великих держав может вызвать эффект снежного кома в других странах, входящих в орбиту ее влияния;
    • г) если КНР, сохраняя авторитарную форму правления, усилит в ближайшие десятилетия свою экономическую мощь и будет расширять влияние в Восточной Азии, то демократические режимы могут быть значительно ослаблены;
    • д) разочарование ведущих элитных групп в демократических ценностях;
    • е) нарушение законности и порядка в результате терроризма или повстанческих дви- * жений;
    • ж) социальная или политическая напряженность при осуществлении слишком многих реформ в сжатое время;
    • з) внешняя угроза.

Какие из этих причин кажутся вам наиболее значимыми?

24. Российские политологи В. И. Умов и В. В. Дапкин связывают фазы реформ—контрреформ в истории России с циклами мировой экономической конъюнктуры, проанализированными Н. Кондратьевым. Результаты циклов модернизации—контрмодедернизации в России приведены в табл. 21.5. Эти циклы связаны с циклами мировой конъюнк;

Модели кондратьевских циклов.

Рис. 21.12. Модели кондратьевских циклов (, А — модель кондратьевских циклов мировой конъюнктуры (К) согласно первой концепции (одинаковая продолжительность циклов), В — модель кондратьевских циклов мировой конъюнктуры (К) согласно второй концепции (сокращающаяся продолжительность циклов). Источник: Умов В. И., Лапкин В. В. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ. С. 56.

туры (рис. 21.12). Рассмотрите динамику циклов. Постройте свой прогноз дальнейшего развития России.

Таблица 21.5

Большие циклы реформ—контрреформ в России (1780-е — начало 1980;х гг.).

1Ликл.

Повышательная волна.

Понижательная волна.

Коней 1780-х до 1810−1817 гг.

1810−1817 гг. до конца 1840-х до начала 1850-х гг.

Реформы Александра 1, 1801−1802 гг.

Контрреформы Николая 1, после 1825 г. до начала 1850-х гг.

II.

Коней 1840-х — 1870-е гг.

1870-е — начало 1890-х гг.

«Великие реформы» Александра II, 1860-е гг.

Контрреформы Александра III, после 1881 г. до начала 1890-х гг.

III.

Вторая половина 1890-х — 1914;1920 гг.

1920;е — середина 1940;х гг.

Реформы Витте—Столыпина, 1905;1910 гг.

«Великий перелом».

Утверждение тоталитаризма с 1929 г.

IV.

Середина 1940;х до конца 1960;х — начала 1970;х гг.

Коней 1960;х — начало 1980;х гг.

«Оттепель*.

Реформы Хрущева—Косыгина 1953;1968 гг.

«Застой».

Жесткая линия Суслова в идеологии, с начала 1970;х гг.

Источник: Умов В. И., Лапкин В. В. Кондратьевские ииклы и Россия: прогноз реформ//Полис. 1992., № 4. С. 55.

  • 25. Российский политолог А. Ю. Мсльвиль выделяет некоторые фазы успешной демократизации (рис. 21.13). Рассмотрите последовательность перехода к демократии. Раскройте содержание каждого этапа.
  • 26. В. Бане полагает, что важнейшей чертой транзита посткоммунистических режимов является неопределенность как политических институтов, так и результатов политического процесса. Результатом выхода из неопределенности является утверждение нового режима. Как вы полагаете, вышла ли Россия в начале XXI в. из состояния неопределенности?
  • 27. Российский политолог В. Гельман выделяет четыре сценария выхода из неопределенности (табл. 21.6).
  • ? Содержанием сценария «победитель получает все* является формирование моноцентричного политического режима, опирающегося на преобладание неформальных институтов и силовые стратегии.
  • ? Содержанием сценария формирования «сообщества элит* является формирование политического режима с господством доминирующего актора, опирающегося на компромиссные стратегии и преимущественно неформальные институты.
  • ? Содержанием сценария «борьбы по правилам* является формирование формальных институтов и использование компромиссных стратегий.
  • ? Содержанием стратегии «войны всех против всех* является гражданская война.
Фазы перехода к демократии (модель А. Ю. Мельвиля).

Рис. 21.13. Фазы перехода к демократии (модель А. Ю. Мельвиля).

Источник: Мельвиль А. Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и проиедурного подходов к демократическим транзитам // Полис. 1998. Nu 2.

Рассмотрите табл. 21.6 и содержание стратегий. Какой, на ваш взгляд, сценарий выхода из неопределенности наиболее возможен для России?

Таблица 21.6

Сценарии выхода из неопределенности по В. Гельману.

Стратегии/композииии акторов.

Компромиссная.

Силовая.

Доминирующий актор

«Сообщество элит».

«Победитель получает все».

Отсутствие доминирующего актора.

«Борьба по правилам».

«Война всех против всех».

Источник: Гельман В. Трансформации и режимы. Неопределенность и ее последствия // Россия регионов: Трансформация политических режимов/Обш. ред. В. Гельманна, С. Рыженкова, М. Бри. М., 2000. С. 45.

  • 28. Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что сложившийся в современной России политический режим — консолидированная демократия?
  • 29. Проанализируйте динамику политических режимов в основных регионах мира по данным проекта PolityIV[1]. Сравните приводимые данные с данными FreedomHouse[2].
  • 30. Проанализируйте данные неправительственной организации FreedomHouse о состоянии демократии в мире[3]. В каких регионах преобладают демократические режимы, а в каких авторитарные?
  • [1] URL: http://www.systemicpeace.org/p4creports.html.
  • [2] URL: https://freedomhouse.org/sites/default/files/FH_FIW_2017_Report_Final.pdf.
  • [3] URL: https://freedornhouse.org/report freedom-world/freedorn-world-2017.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой