Вопросы и задания
С точки зрения Л. Даймонда, в 1990;е гг. продолжался рост электоральной демократии при застое в развитии демократии либеральной. Это обстоятельство, по его мнению, указывает на все более поверхностный характер демократизации на исходе «третьей волны». Американский ученый отмечает, что качество демократии (измеряемое объемом политических прав и гражданских свобод) заметно упало, особенно в «новых… Читать ещё >
Вопросы и задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Охарактеризуйте процесс политического развития России за последние два десятилетия с точки зрения основных критериев.
- 2. С позиций либерального подхода политическая модернизация представляет собой:
- а) процесс становления демократической политической системы;
- б) процесс становления современной политической системы;
- в) процесс создания прочных и организованных институтов, способных эффективно решать наиболее важные для общества проблемы;
- г) процесс дифференциации политических структур.
- 3. Характеризуя процессы модернизации в незападных обществах, С. Хантингтон выделяет несколько альтернативных путей модернизации (рис. 21.10).
Рис. 21.10. Альтернативные пути модернизации незападных обществ. Источник: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С. 107.
Эти альтернативы основаны на том, что возможно и желательно для общества. Линия AD отмечает путь культурной вестернизации без технической модернизации. Прямая АЕ отмечает путь развития, сочетающий в себе и техническую модернизацию и культурную вестернизацию. Точнее — это техническая модернизация через культурную вестернизацию. Реформизм, обозначаемый прямой АС, характеризуется принятием плодов технической модернизации, но отвергает культурную вестернизацию, настаивая на сохранении культуры, исторических традиций и обычаев народа. Обобщенная альтернатива ответа на влияние Запада представлена на кривой АЕ. Первоначально вестернизация и модернизация идут рука об руку, но по мере развития модернизация постепенно возобладает над вестернизацией. Западные ценности постепенно вытесняются возвратом к историческим корням и истокам. Таким образом, на одних этапах модернизация поддерживает процесс вестернизации, а на других — инициирует возврат к традиционным ценностям. Возвращение к истокам обусловлено тем, что модернизация способствует усилению экономической, политической, военной мощи общества и государства и заставляет поверить народ в значимость своей культуры. Однако модернизация способна вызвать не только рост национальной гордости, но и ощущение отчужденности и кризис идентичности, которые могут, в свою очередь, стать источником религиозного и культурного возрождения. «Когда приходит кризис идентичности, — поясняет Хантингтон, — для людей в первую очередь имеет значение кровь и вера, религия и семья. Люди сплачиваются с теми, у кого те же корни, церковь, язык, ценности и институты, и дистанцируются от тех, у кого они другие». Большинство движений за религиозное и культурное возрождение незаиадных обществ принимает антизападную направленность. В этом и заключается парадокс современного миропорядка, когда, как отмечает Хантингтон, «мир становится более современным и менее западным*.
Рассмотрите основные пути модернизации незападных обществ. Попытайтесь определить перспективы и последствия этих путей модернизации.
- 4. Проанализируйте основные кризисы модернизации. С какими из них России пришлось столкнуться в процессе политической модернизации? Раскройте содержание этих кризисов применительно к России.
- 5. Л. Даймонд, X. Линц и С. Липсет полагают, что серьезной трудностью становления демократии является отсутствие связи между эффективностью и легитимностью власти. Режимам, обладающим низкой легитимностью, трудно быть эффективными. В то же самое время неэффективность режимов обусловливает их низкую легитимность. Возникает порочный круг. Каким образом, по вашему мнению, власть может вырваться из этого порочного круга?
- 6. Охарактеризуйте взаимосвязь экономического развития и демократии.
- 7. Р. Даль считает, что «возникновение и живучесть демократического правления среди группы людей определенным образом зависит от их убеждений», Р. Инглхарт также по-
Рис. 21.11. Пути перехода к демократии по Ф. Шмиттеру
лагает, что «эволюция и выживаемость массовой демократии подразумевает появление некоторых поддерживающих ее привычек и ориентаций среди широкой общественности». Как вы понимаете смысл этих высказываний? Существуют ли с точки зрения политических предпочтений и ценностей условия для выживания демократии в России?
- 8. Сравните структурные и процедурные трактовки перехода к демократии. Найдите теоретические различия в этих подходах. Охарактеризуйте достоинства и недостатки каждого из них.
- 9. Д. А. Растоу утверждает, что «процесс зарождения демократии не обязательно должен быть единообразным во всех точках земного шара: к демократии может вести множество дорог». Объясните, что, на ваш взгляд, имеет в виду американский политолог? Какие пути становления демократии вам известны?
- 10. Ф. Шмиттер приводит несколько примеров перехода к демократии. О каких путях перехода к демократии идет речь в каждом случае (рис. 21.11)?
- 11. Какой из путей переходов к демократии, выделенных Ф. Шмиттером, является, на ваш взгляд, наиболее успешным?
- 12. Хантингтон выделяет три способа перехода к демократии. Первый — трансформация или реформа — характеризуется инициативой элиты установления демократии. Второй — замена — предполагает полное отстранение от власти прежней элиты оппозицией. Третий — замещение — предполагает совместную деятельность оппозиции и элиты в процессе перехода к демократии. Приведите примеры, иллюстрирующие эти способы перехода к демократии.
- 13. Характеризуя процесс перехода к демократии в латиноамериканских и восточноевропейских странах, российский политолог В. Елизаров выделяет их специфические особенности (табл. 21.2). Сравните особенности латиноамериканского и восточноевропейского пути к демократии. Охарактеризуйте специфические черты российского транзита. Дополните табл. 21.2.
Таблица 21.2
Сравнение трех моделей перехода от авторитарного режима к демократии.
Латинская Америка. | Россия. | Восточная Европа. |
Старые политические акторы. | Новая политическая система. | |
Закрытость элит и быстрая их консолидация. | Незавершенность процесса консолидации. | |
Отсутствие массового политического участия. | Широкое массовое участие. | |
Актировано по: Елизаров В. От авторитаризма к демократии: две модели // Pro et contra. 1998. № 3. С. 101. |
- 14. В чем, на ваш взгляд, заключается содержание процессов либерализации и демократизации?
- 15. При каких условиях либерализация заканчивается:
- а) установлением смягченной диктатуры;
- б) утверждением твердой диктатуры;
- в) восстанием масс против прежнего режима;
- г) вступлением в фазу перехода к демократии?
- 16. С точки зрения теории демократизации А. Пшеворского авторитарный режим сохраняется с уступками в том случае, если:
- а) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется с умеренной частью оппозиции;
- б) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется со сторонниками твердой линии;
- в) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы — со сторонниками твердой линии в правительстве;
- г) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы объединяются с умеренной оппозицией.
- 17. С точки зрения теории демократизации А. Пшеворского авторитарный режим сохраняется в прежней форме, если:
- а) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется с умеренной частью оппозиции;
- б) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется со сторонниками твердой линии;
- в) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы — со сторонниками твердой линии в правительстве;
- г) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы объединяются с умеренной оппозицией.
- 18. С точки зрения теории демократизации А. Пшеворского демократия без гарантий для членов бывшей правящей элиты формируется в том случае, если:
- а) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется с умеренной частью оппозиции;
- б) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется со сторонниками твердой линии;
- в) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы — со сторонниками твердой линии в правительстве;
- г) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы объединяются с умеренной частью оппозиции.
- 19. С точки зрения теории демократизации А. Пшеворского демократия с гарантиями для членов бывшей правящей элиты формируется в том случае, если:
- а) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется с умеренной частью оппозиции;
- б) умеренная часть оппозиции объединяется с реформаторской группой в правительстве, а та, в свою очередь, объединяется со сторонниками твердой линии;
- в) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы — со сторонниками твердой линии в правительстве;
- г) умеренная часть оппозиции объединяется с радикальной, а реформаторы объединяются с умеренной частью оппозиции.
- 20. Найдите три необходимых условия, позволяющие начать переход от авторитаризма к демократии: а) реформаторы и умеренные приходят к согласию относительно демократических институтов, которые гарантируют им участие в политическом процессе;
- б) сторонники твердой линии сохраняют контроль над реформаторами;
- в) радикалы контролируют умеренную часть оппозиции;
- г) реформаторы сохраняют контроль над сторонниками твердой линии;
- д) умеренная часть оппозиции контролирует радикальную;
- е) между реформаторами и умеренной частью оппозиции существуют большие разногласия относительно будущих демократических институтов и гарантий участия реформаторов в будущем политическом процессе.
- 21. Неправительственная организация Freedom House провела исследование относительно изменений политических режимов в XX в. Результаты этих исследований приведены в табл. 21.3 и 21.4. Рассмотрите данные, приведенные в таблице. Охарактеризуйте тенденцию изменений демократических режимов в XX в.
Таблииа 21.3
Эволюция политических режимов в XX веке.
Страна. | Страна. | Страна. | |||||||||
Афганистан. | ТОТ. | ТМ. | ТМ. | Гамбия. | АР. | К. | К. | Нигерия. | АЕМ. | К. | К. |
Албания. | АЕМ. | тот. | И. | Г рузия. | АЕМ. | ТОТ. | И. | Норвегия. | АЕМ. | АЕМ. | КМ. |
Алжир | АР. | к. | К. | Германия. | АЕМ. | П/. ТОТ. | КМ. | Оман. | ТМ. | ТМ. | ТМ. |
Андорра. | АЕМ. | п. | П. | Гана. | АЕМ. | К. | к. | Пакистан. | АР. | ОА. | К. |
Ангола. | АР. | к. | П. | Греция. | АЕМ. | КМ. | км. | Палау. | АЕМ. | П. | К. |
Антигуа и Барбуда. | RDP. | к. | К. | Г ренада. | АЕМ. | к. | к. | Панама. | АЕМ. | АР. | ОА. |
Аргентина. | АЕМ. | АР. | ОА. | Г ватемала. | АЕМ. | ОА. | ОА. | Папауа — Новая Г винея. | АЕМ. | П. | К. |
Армения. | АЕМ. | тот. | И. | Гвинея. | АР. | К. | К. | Парагвай. | АЕМ. | АР. | ОА. |
Австралия. | АЕМ. | АЕМ. | К. | Гвинея; Бисау. | АЕМ. | К. | К. | Перу. | АР. | АР. | ОА. |
Австрия. | АЕМ. | П. | КМ. | Гайана. | АЕМ. | К. | к. | Филиппины. | АЕМ. | ОА. | П. |
Азербайджан. | АР. | ТОТ. | И. | Гаити. | АЕМ. | АР. | ОА. | Польша. | АЕМ. | ТОТ. | И. |
Багамские Острова. | АЕМ. | К. | К. | Гондурас. | АЕМ. | ОА. | ОД. | Португалия. | АЕМ. | АР. | КМ. |
Бахрейн. | ТМ. | п. | П. | Венгрия. | АЕМ. | ТОТ. | КМ. | Катар | ТМ. | П. | П. |
Бангладеш. | АЕМ. | OD. | К. | Исландия. | АЕМ. | АЕМ. | П. | Румыния. | АЕМ. | ТОТ. | ТМ. |
Страна. | Страна. | Страна. | |||||||||
Барбадос. | АЕМ. | К. | к. | Индия. | ДЕМ. | ДЕМ. | к. | Россия. | ДЕМ. | ТОТ. | AM. |
Беларусь. | АР. | ТОТ. | и. | Индонезия. | ДЕМ. | ОД. | к. | Руанда. | АР. | П. | К. |
Бельгия. | ДЕМ. | ДЕМ. | км. | Иран. | АР. | КМ. | AM. | Сент-Киттс и Невис. | ДЕМ. | К. | К. |
Белиз. | ДЕМ. | К. | к. | Ирак. | АР. | км. | И. | Санта; Лючия. | ДЕМ. | К. | К. |
Бенин. | ДЕМ. | К. | к. | Ирландия. | ДЕМ. | ДЕМ. | КМ. | Сент; Винсен. | ДЕМ. | К. | К. |
Бутан. | тм. | ТМ. | п. | Израиль. | ДЕМ. | ДЕМ. | и. | Самоа. | ДЕМ. | П. | ТМ. |
Боливия. | ДЕМ. | ОД. | од. | Италия. | ДЕМ. | ДЕМ. | км. | Сан-Марино. | ДЕМ. | ДЕМ. | од. |
Босния и Герцеговина. | П. | ТОТ. | и. | Ямайка. | ДЕМ. | К. | к. | Сан-Томе и Принсипи. | ДЕМ. | К. | к. |
Ботсвана. | ДЕМ. | к. | к. | Япония. | ДЕМ. | ПР. | км. | Саудовская Аравия. | ТМ. | AM. | и. |
Бразилия. | ДЕМ. | АР. | од. | Иордания. | ОД. | КМ. | и. | Сенегал. | ОД. | К. | к. |
Бруней. | ТМ. | П. | п. | Казахстан. | АР. | ТОТ. | и. | Сейшельские Острова. | ДЕМ. | К. | к. |
Болгария. | ДЕМ. | ТОТ. | и. | Кения. | АР. | к. | к. | Сьерра; Леоне. | ДЕМ. | П. | п. |
Буркина; Фасо. | АР. | к. | к. | Кирибати. | ДЕМ. | к. | п. | Сингапур | АР. | К. | к. |
Бирма. | АР. | од. | к. | Северная Корея. | ТОТ. | тот. | к. | Словакия. | ДЕМ. | ТОТ. | и. |
Бурунди. | АР. | п. | к. | Южная Корея. | ДЕМ. | п. | к. | Словения. | ДЕМ. | тот. | и. |
Камбоджа. | ОД. | к. | к. | Кувейт. | ТМ. | п. | п. | Соломоновы Острова. | ДЕМ. | п. | п. |
Камерун. | ОД. | п. | к. | Киргизская Республика. | ДЕМ. | тот. | и. | Сомали. | АР. | к/п. | к. |
Страна. | Страна. | Страна. | |||||||||
Канала. | ДЕМ. | ДЕМ. | од. | Лаос. | ТОТ. | К. | к. | ЮАР. | ДЕМ. | ОД. | ОД. |
Кабо; Верди. | ДЕМ. | К. | к. | Латвия. | ДЕМ. | ТОТ. | и. | Испания. | ДЕМ. | АР. | КМ. |
иентрально-Африканекая Республика. | ДЕМ. | К. | к. | Ливан. | АР. | од. | и. | Шри; Ланка. | ДЕМ. | ОД. | к. |
Чад. | ОД. | К. | к. | Лесото. | ОД. | к. | к. | Судан. | АР. | П. | к. |
Чили. | ДЕМ. | ДЕМ. | од. | Либерия. | ДЕМ. | од. | од. | Суринам. | ДЕМ. | К. | к. |
Китай. | АР. | ТОТ. | AM. | Ливия. | АР. | п. | и. | Свазиленд. | тм. | К. | к. |
Колумбия. | ДШ. | од. | од. | Лихтенштейн. | ДЕМ. | од. | км. | Швеция. | ДЕМ. | ДЕМ. | км. |
Коморы. | од. | к. | п. | Литва. | ДЕМ. | тот. | и. | Швейиа; рия. | ДЕМ. | ОД. | од. |
Конго. | АР. | к. | к. | Люксем; бург. | ДЕМ. | км. | км. | Сирия. | АР. | ОД. | и. |
Конго. (Kinshasa). | АР. | к. | к. | Македония. | ДЕМ. | тот. | и. | Тайвань. | ДЕМ. | ОД. | и. |
Коста-Рика. | ДЕМ. | од. | од. | Мадагаскар | ДЕМ. | к. | к. | Таджикистан. | ОД. | ТОТ. | и. |
Кот; д’Ивуар | АР. | к. | к. | Малави. | ДЕМ. | к. | к. | Танзания. | од. | П. | к. |
Хорватия. | ДЕМ. | тот. | и. | Малазия. | ОД. | к. | к. | Таиланд. | ДЕМ. | КМ. | AM. |
Куба. | ТОТ. | од. | п. | Мальдивы. | АР. | п. | п. | Того. | ДЕМ. | п. | к. |
Кипр | ДЕМ. | к. | п. | Мали. | ДЕМ. | к. | к. | Тонга. | ОД. | п. | п. |
Чешская Республика. | ДЕМ. | тот. | и. | Мальта. | ДЕМ. | к. | к. | Тринидад и Тобаго. | ДЕМ. | к. | к. |
Дания. | ДЕМ. | ДЕМ. | км. | Маршалловы Острова. | ДЕМ. | п. | к. | Тунис. | АР. | п. | п. |
Джибути. | ДЕМ. | к. | к. | Мавритания. | АР. | к. | к. | Туриия. | ДЕМ. | ДЕМ. | AM. |
Доминика. | ДЕМ. | к. | к. | Маврикий. | ДЕМ. | к. | к. | Туркменистан. | АР. | ТОТ. | И. |
Страна. | Страна. | Страна. | |||||||||
Доминиканская Республика. | АЕМ. | ОД. | ОА. | Мексика. | ОД. | ОД. | ОД. | Тувалу. | АЕМ. | К. | П. |
Восточный Тимор | П. | К. | К. | Микронезия. | АЕМ. | П. | К. | Уганда. | АР. | П. | П. |
Эквадор | АЕМ. | АЕМ. | ОА. | Молдавия. | АЕМ. | ТОТ. | ТМ. | Украина. | АЕМ. | ТОТ. | И. |
Египет. | ОА. | КМ. | К. | Монако. | АЕМ. | КМ. | км. | Объединенные Арабские Эмираты. | ТМ. | П. | П. |
Сальвадор | АЕМ. | ОА. | ОА. | Монголия. | АЕМ. | тот. | и. | Великобритания. | АЕМ. | АЕМ. | КМ. |
Экваториальная Гвинея. | АР. | К. | К. | Марокко. | ТМ. | п. | ТМ. | США. | АЕМ. | АЕМ. | ОА. |
Эритрея. | АР. | П. | К. | Мозамбик. | АЕМ. | к. | к. | Уругвай. | АЕМ. | АЕМ. | ОА. |
Эстония. | АЕМ. | ТОТ. | И. | Намибия. | АЕМ. | п. | к. | Узбекистан. | АР. | ТОТ. | И. |
Эфиопия. | АР. | КМ. | П. | Науру. | АЕМ. | п. | к. | Вануату. | АЕМ. | П. | п. |
Фиджи. | АЕМ. | К. | К. | Непал. | АЕМ. | AM. | ТМ. | Венесуэла. | АЕМ. | АР. | ОА. |
Финляндия. | АЕМ. | АЕМ. | И. | Нидерланды. | АЕМ. | АЕМ. | км. | Вьетнам. | ТОТ. | К. | К. |
Франция. | АЕМ. | АЕМ. | ОА. | Новая Зеландия. | АЕМ. | АЕМ. | к. | Йемен. | ОА. | ТМ. | ТМ. |
Габон. | АР. | К. | К. | Никарагуа. | АЕМ. | АР. | од. | Югославия. | АР. | ТОТ. | КМ. |
Нигер | АЕМ. | К. | к. | Замбия. | АР. | К. | К. | ||||
Зимбабве. | ОА. | К. | К. |
АЕМ — демократия AM — абсолютная монархия И — империя АР — авторитарный режим К — колония ОА — ограниченная демократия КМ — конституционная монархия П — протекторат ТМ — традиционная монархия ТОТ — тоталитарный режим.
Источник: Freedom House Home.
Таблица 21.4
Эволюиия политических режимов в XX веке.
Суверенные государства и колониальные объединения. | Население, млн чел. | |||||
ДЕМ. |
| 22(14,3%). | 0 (0%). |
| 743,2 (31%). | 0 (0%). |
ОД. | 16(8,3%). | 21 (13,6%). | 25(19,2%). | 297,6 (5%). | 285,9(11,9%). | 206,6(12,4%). |
КМ. | 0 (0%). | 9 (5,8%). | 19(14,6%). | 0 (0%). | 77,9 (3,2%). | 299,3 (17;9%). |
ТМ. | 10(5,2%). | 4 (2,6%). | 6 (4,6%). | 58,2 (1%). | 16,4(0,7%). | 22,5 (1,3%). |
AM. | 0 (0%). | 2(1,3%). | 5 (3,8%). | 0 (0%). | 12,5 (0,5%). | 610(36,6%). |
АР. |
| 10(6,5%). | 0 (0%). |
| 122,0 (5,1%). | 0 (0%). |
ТОТ. | 5 (2,6%). | 12(7,8%). | 0 (0%). | 141,9 (2,4%). | 816,7(34,1%). | 0(0%). |
К. | 0 (0%). | 43 (27,9%). | 55 (42,3%). | 0 (0%). | 118,4 (4,9%). | 503,1 (30,2%). |
П. | 2(1%). | 31 (20,1%). | 20(15,4%). | 4,8 (0,1%). | 203,3 (8,5%). | 26,5 (1,6%). |
Итого. |
|
|
|
|
|
|
АЕМ — демократия АР — авторитарный режим ОД — ограниченная демократия ТОТ — тоталитарный режим КМ — конституционная монархия С — колония ТМ — традиционная монархия Р —протекторат.
AM — абсолютная монархия.
- 22. Л. Даймонд противопоставляет электоральные и либеральные трактовки демократии. Под электоральной демократией он понимает режим, соответствующий двум критериям:
- а) наличие гражданских прав и свобод, необходимых для реальной политической конкуренции;
- б) электоральное соперничество.
Либеральная демократия, по его мнению, должна соответствовать следующим признакам:
- а) принадлежность власти выборным чиновникам и назначаемым ими лицам, а не независимым от общества акторам;
- б) конституционные и институциональные ограничения исполнительной власти;
- в) отсутствие определенности результатов выборов;
- г) социальный и политический плюрализм;
- д) наличие кроме партий и выборов других альтернативных каналов выражения интересов;
- е) наличие альтернативных источников информации;
- ж) гарантии основных прав и свобод, включая свободу слова, собраний, демонстраций, подачи петиций;
- з) политическое равенство;
- и) власть закона.
С точки зрения Л. Даймонда, в 1990;е гг. продолжался рост электоральной демократии при застое в развитии демократии либеральной. Это обстоятельство, по его мнению, указывает на все более поверхностный характер демократизации на исходе «третьей волны». Американский ученый отмечает, что качество демократии (измеряемое объемом политических прав и гражданских свобод) заметно упало, особенно в «новых демократиях». Проанализируйте мнение Л. Даймонда. Выскажите свое суждение. Сравните выводы о «третьей волне» демократизации Л. Даймонда и С. Хантингтона.
- 23. С. Хантингтон утверждает, что причинами, которые могут способствовать возврат)' многих стран к авторитаризму, являются:
- а) системные трудности в функционировании демократических режимов, особенно в молодых демократиях, неспособность обеспечить благосостояние, процветание, справедливость, внутренний порядок и внешнюю безопасность могут со временем подорвать легитимность демократии;
- б) мировой, региональный или национальный экономический кризис;
- в) переход к авторитарному правлению одной из демократических или демократизирующихся великих держав может вызвать эффект снежного кома в других странах, входящих в орбиту ее влияния;
- г) если КНР, сохраняя авторитарную форму правления, усилит в ближайшие десятилетия свою экономическую мощь и будет расширять влияние в Восточной Азии, то демократические режимы могут быть значительно ослаблены;
- д) разочарование ведущих элитных групп в демократических ценностях;
- е) нарушение законности и порядка в результате терроризма или повстанческих дви- * жений;
- ж) социальная или политическая напряженность при осуществлении слишком многих реформ в сжатое время;
- з) внешняя угроза.
Какие из этих причин кажутся вам наиболее значимыми?
24. Российские политологи В. И. Умов и В. В. Дапкин связывают фазы реформ—контрреформ в истории России с циклами мировой экономической конъюнктуры, проанализированными Н. Кондратьевым. Результаты циклов модернизации—контрмодедернизации в России приведены в табл. 21.5. Эти циклы связаны с циклами мировой конъюнк;
Рис. 21.12. Модели кондратьевских циклов (, А — модель кондратьевских циклов мировой конъюнктуры (К) согласно первой концепции (одинаковая продолжительность циклов), В — модель кондратьевских циклов мировой конъюнктуры (К) согласно второй концепции (сокращающаяся продолжительность циклов). Источник: Умов В. И., Лапкин В. В. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ. С. 56.
туры (рис. 21.12). Рассмотрите динамику циклов. Постройте свой прогноз дальнейшего развития России.
Таблица 21.5
Большие циклы реформ—контрреформ в России (1780-е — начало 1980;х гг.).
1Ликл. | Повышательная волна. | Понижательная волна. |
Коней 1780-х до 1810−1817 гг. | 1810−1817 гг. до конца 1840-х до начала 1850-х гг. | |
Реформы Александра 1, 1801−1802 гг. | Контрреформы Николая 1, после 1825 г. до начала 1850-х гг. | |
II. | Коней 1840-х — 1870-е гг. | 1870-е — начало 1890-х гг. |
«Великие реформы» Александра II, 1860-е гг. | Контрреформы Александра III, после 1881 г. до начала 1890-х гг. | |
III. | Вторая половина 1890-х — 1914;1920 гг. | 1920;е — середина 1940;х гг. |
Реформы Витте—Столыпина, 1905;1910 гг. | «Великий перелом». Утверждение тоталитаризма с 1929 г. | |
IV. | Середина 1940;х до конца 1960;х — начала 1970;х гг. | Коней 1960;х — начало 1980;х гг. |
«Оттепель*. Реформы Хрущева—Косыгина 1953;1968 гг. | «Застой». Жесткая линия Суслова в идеологии, с начала 1970;х гг. | |
Источник: Умов В. И., Лапкин В. В. Кондратьевские ииклы и Россия: прогноз реформ//Полис. 1992., № 4. С. 55. |
- 25. Российский политолог А. Ю. Мсльвиль выделяет некоторые фазы успешной демократизации (рис. 21.13). Рассмотрите последовательность перехода к демократии. Раскройте содержание каждого этапа.
- 26. В. Бане полагает, что важнейшей чертой транзита посткоммунистических режимов является неопределенность как политических институтов, так и результатов политического процесса. Результатом выхода из неопределенности является утверждение нового режима. Как вы полагаете, вышла ли Россия в начале XXI в. из состояния неопределенности?
- 27. Российский политолог В. Гельман выделяет четыре сценария выхода из неопределенности (табл. 21.6).
- ? Содержанием сценария «победитель получает все* является формирование моноцентричного политического режима, опирающегося на преобладание неформальных институтов и силовые стратегии.
- ? Содержанием сценария формирования «сообщества элит* является формирование политического режима с господством доминирующего актора, опирающегося на компромиссные стратегии и преимущественно неформальные институты.
- ? Содержанием сценария «борьбы по правилам* является формирование формальных институтов и использование компромиссных стратегий.
- ? Содержанием стратегии «войны всех против всех* является гражданская война.
Рис. 21.13. Фазы перехода к демократии (модель А. Ю. Мельвиля).
Источник: Мельвиль А. Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и проиедурного подходов к демократическим транзитам // Полис. 1998. Nu 2.
Рассмотрите табл. 21.6 и содержание стратегий. Какой, на ваш взгляд, сценарий выхода из неопределенности наиболее возможен для России?
Таблица 21.6
Сценарии выхода из неопределенности по В. Гельману.
Стратегии/композииии акторов. | Компромиссная. | Силовая. |
Доминирующий актор | «Сообщество элит». | «Победитель получает все». |
Отсутствие доминирующего актора. | «Борьба по правилам». | «Война всех против всех». |
Источник: Гельман В. Трансформации и режимы. Неопределенность и ее последствия // Россия регионов: Трансформация политических режимов/Обш. ред. В. Гельманна, С. Рыженкова, М. Бри. М., 2000. С. 45. |
- 28. Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что сложившийся в современной России политический режим — консолидированная демократия?
- 29. Проанализируйте динамику политических режимов в основных регионах мира по данным проекта PolityIV[1]. Сравните приводимые данные с данными FreedomHouse[2].
- 30. Проанализируйте данные неправительственной организации FreedomHouse о состоянии демократии в мире[3]. В каких регионах преобладают демократические режимы, а в каких авторитарные?