Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Форма и функции государства как отражение его сущности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Юридические критерии классификации форм правления широко использовались также известными русскими ученымиюристами Ф. Кистяковским и Н. Коркуновым. В частности, Б. А. Кистяковский писал, что «юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно в юридическом положении носителя этой власти». А Н. М. Коркунов… Читать ещё >

Форма и функции государства как отражение его сущности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государство характеризуется не только своей сущностью, но и формой. Общефилософское понятие категории форма означает способ внешнего выражения содержания.

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет.

Форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и государственный (политический) режим. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.

На форму государства влияют как социально-экономические факторы, так и природные, национальные, исторические, религиозные, культурные и др. наибольшее значение имеют следующие:

  • 1) историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий;
  • 2) исторические особенности становления национальной государственности. Например, принятие федеративной формы государственного устройства такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами;
  • 3) национальный состав населения данной страны. Именно это обстоятельство обусловило установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия и Бельгия;
  • 4) избрание той либо иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками. Иногда метрополия навязывает бывшей колонии определенную государственную форму. Так, произошло, например, в Малайзии, где установилась федеративную форму государства.

Форма государства включает три элемента: форму правления, форму государственного (территориального) устройства, форму политического (государственного) режима.

Форма и функции государства как отражение его сущности.

Форма правления — это способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества и имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.

В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). Указанный критерий используется и в настоящее временя.

В различные исторические периоды форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия.

За всю историю становления и развития государства существовало множество различных форм правления, их видов и разновидностей. Одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций форм правления является их классификация в зависимости от числа лиц, стоящих у власти. По этому основанию все формы правления разделяются на монархии, когда власть осуществляется одним лицом, и республики, в которых власть принадлежит коллегиальному выборном органу. Однако, простота данной классификации создает проблемы при попытке ее применения к реальным государствам в конкретных исторических условиях. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, признаки монархии (пожизненные президенты, рекомендация приемника), создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм[1]. По вопросу осуществления власти, можно сказать, что президенты многих современных республик обладают большей реальной властью, чем монархи большинства современных монархий. Еще Н. М. Коркунов писал, что разделяя государства на монархии и республики только по числу правящих, «пришлось бы признать, что Россия во время совместного царствования Иоанна и Петра перестала быть монархией и сделалась аристократической республикой».

Таким образом, классификация форм правления только на основании числа лиц, осуществляющих государственную власть, является упрощенной, несовершенной и не дает представления о реальных взаимоотношениях верховных органов власти, их структуре, роли народа в управлении государством. В связи с несостоятельностью данного критерия классификации рядом исследователей предлагаются и другие, используемые в комплексе с первым. В. С. Нерсесянц предлагает различать монархии и республики по критериям выборности, коллегиальности, законности и краткосрочности осуществления должностных обязанностей, при этом делает оговорку об условности противопоставления монархии и республики. По его мнению, противопоставлять республике можно реальную монархию, то есть абсолютную, складывающуюся в период позднего феодализма. Как реальные монархии В. С. Нерсесянцем названы и древние монархии, в частности Римская империя эпохи домината, а также раннефеодальные и сословно-представительные монархии. Монархии же индустриального общества (конституционные или ограниченные) именуются номинальными и не могут быть противопоставлены республике.

Рассуждая о классификации форм правления, М. Н. Марченко анализирует две группы критериев: количественный и юридический. Количественный был рассмотрен выше. Юридический критерий основан на юридическом положении (правовом статусе) высших государственных органов и правящих лиц. Указывая на такие критерии подразделения форм правления на республики и монархии как выборность и наследственность, срочность и бессрочность пребывания у власти главы государства, ответственность главы государства перед народом и отсутствие ответственности, М. Н. Марченко подчеркивает, что в реальной жизни данные признаки, как и многие другие, имеют относительный и к тому же формально-юридический характер[2].

Юридические критерии классификации форм правления широко использовались также известными русскими ученымиюристами Ф. Кистяковским и Н. Коркуновым. В частности, Б. А. Кистяковский писал, что «юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно в юридическом положении носителя этой власти». А Н. М. Коркунов подчеркивал, что различие между монархической и республиканской формами правления заключается не в различии по числу правящих или в иных второстепенных по своему характеру особенностях, а в различном «юридическом положении» правящих лиц. При этом основные отличие президента республики от монарха, — делает вывод Н. Коркунов, состоит в ответственности и безответственности. При республиканской форме правления, пояснял автор, все лица, наделенные государственной властью, ответственны перед народом, действуют от его имени. В монархии же имеет безответственный орган власти, называемый монархом.

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления.

Форма государственного устройства показывает — из каких частей состоит внутренняя структура государства, каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов, как строятся отношения между центральными и местными государственными органами, в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на две основные группы: унитарное государство и федеративное государство.

Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные связи осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Имеются единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация — это сложное союзное государство, части которого обладают определенной самостоятельностью и некоторыми признаками государственности.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, кантов, земель, республик и т. д.), в государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы, в некоторых федерациях существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц, основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, Российская Федерация и др.).

С формой государства тесно связан государственнополитический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политическим режимом государства называется совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. Политические режимы делятся на демократические и недемократические (или антидемократические).

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти. Античная демократия — политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов (по принципу раб — говорящее орудие). Такой режим называется аристократическим (гр. aristokratia — власть лучших в смысле «знати»). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический (гр. oligarchic — власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия.

Отличие обоих режимов состоит в том, что аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия была властью денег, наиболее богатых людей. С развитием общества эти политические режимы были вытеснены более демократическим[3]. Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим (лат. liberalis — свободный).

Демократический политический режим в классическом выражении реализуется в условиях, когда законодательные органы формируются путем демократически организованных выборов с участием оппозиции, когда обеспечивается система сдержек и противовесов властей в государстве, эффективна судебная и конституционная власть, местным органам предоставляется в известной форме самоуправление, вплоть до признания за отдельными ее частями суверенитета.

Антидемократическими являются тиранический, деспотический, авторитарный, тоталитарный и фашистский режимы.

Форма каждого из существующих в настоящее время государств уникальна в своем роде и не всегда вписывается в теоретические классификации. По этому поводу профессор Р. X. Макуев пишет: «Форма государства — не просто случайная схема, а функциональная система организации власти в конкретных условиях общественной жизни. Она имеет свою историю, по времени соразмерную с историей государства»[4]. Форма конкретного государства возникает не в один момент, а складывается в течение определенного времени под влиянием различных факторов как объективных, так и субъективных. Наиболее существенное воздействие оказывают конкретно-исторические условия возникновения государства, исторический тип государства (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, постиндустриальное), соотношение политических сил внутри страны, национальный состав, территориальные размеры и иные географические особенности, правосознание и правовая культура общества. В процессе исторического развития формы государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что форма того или иного государства является продуктом истории. Она развивалась постепенно, эволюционируя в соответствии с социально-политическими новациями. Поэтому говорить о преимуществах той или иной формы не корректно. В ходе политической эволюции изменяется баланс между главными компонентами системы разделения властей, их юридическая и фактическая компетенция. Вопрос о конкретных пределах власти того или иного государственного органа (института) на практике решался не доктринально, а исходя из социальнополитической обстановки.

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом.

Содержание функций государства складываются из совокупности однородных аспектов государственной деятельности, т. е. сходные стороны такой деятельности объединяются в одну функцию, так же их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

С. 39.

Форма и функции государства как отражение его сущности.

В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

  • • экономическая;
  • • социальная;
  • • политическая;
  • • контрольно-надзорная;
  • • экологическая;
  • • охраны правопорядка;
  • • охраны прав и свобод человека и гражданина и др.

Внешние функции государства:

  • • внешнеполитическое сотрудничество с другими государствами;
  • • межгосударственное экономическое сотрудничество;
  • • культурное и научно-техническое сотрудничество;
  • • сотрудничество в области охраны окружающей среды;
  • • оборона страны;
  • • поддержание международного мира;
  • • борьба с международными преступлениями и др.
  • [1] Селютина Е. Н. Форма правления в современных федеративных государствах // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 4. С. 171—177.
  • [2] Селютина Е. Н. Проблемы классификации форм государственного правления в современных условиях // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4.С. 39—42.
  • [3] Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государстваи права: учебник. М.: ЭКСМО, 2005. С. 227.
  • [4] Макуев Р. X. Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации // Государство и право. 2010. № 8.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой