Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общественные блага и подход Тибу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иногда случается так, что выигрыш в результате общественного выбора концентрируется у небольшого числа индивидуумов, а расходы, достигающие зачастую значительных размеров, распределяются на всех. Эта ситуацию создает определенные трудности для общества. Сторонники, принятия какой либо общественной программы могут оказывать воздействие на правительство для ее принятия, в то время как противники… Читать ещё >

Общественные блага и подход Тибу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Даже при существовании отлаженного механизма альтернативного выбора общественных благ часто трудно избежать компромисса. Часть людей глубоко убеждена, что только общество должно заботиться о здоровье каждого человека и охранять его интересы, другие считают, что каждый человек, наоборот, должен сам заботиться о себе. В результате таких совершенно разнородных предположений часто принимаются компромиссные решения о частичной поддержке обществом здоровья, не удовлетворяющие ни одному из участников голосования.

Применительно к общественном благам на муниципальном уровне американский экономист Ш. Тибу предложил способ избежания некоторых компромиссов. Подход Тибу сводится к созданию сообществ людей, которые имеют аналогичные склонности. Те люди, которые отстаивают высокий объем производства общественных благ, могут объединиться в сообщества, поддерживающие высокие налоговые ставки, которые необходимы для финансирования данных общественных благ. Те, кто предпочитает более ограниченный ассортимент общественных благ, объединятся в сообщества, выступающие за низкие налоговые ставки. В результате создания таких сообществ облегчается возможность поиска компромиссов, но отнюдь не устранение последних.

Поиск ренты

Иногда случается так, что выигрыш в результате общественного выбора концентрируется у небольшого числа индивидуумов, а расходы, достигающие зачастую значительных размеров, распределяются на всех. Эта ситуацию создает определенные трудности для общества. Сторонники, принятия какой либо общественной программы могут оказывать воздействие на правительство для ее принятия, в то время как противники программы не делают шагов к ее отклонению. В результате этого общественные программы принимаются даже в случае, когда выгоды от их принятия не превышают затрат на их реализацию.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать в случае принятия программ, где их сторонники завышают затраты. Если осуществление программы предполагает в дальнейшем высокие прибыли, то участники конкурса готовы тратить большие суммы с целью получения заказы на эту программу. Получение высоких прибылей осуществляется под маркой поиска ренты. Последствием такого поиска зачастую бывает растрата прибыли при реализации государственного заказа на этапе конкурентной борьбы.

Пример. Предположим, что три компании телевещания подали заявку на участие в конкурсе, на право вещания на телевизионном канале (вспомним недавнюю ситуацию с шестым каналом и борьбой вокруг НТВ). Предположим, что затраты на телевещание составляют 500 ден. ед., а кривая спроса на его эксплуатацию имеет вид Р— 100 — Q, где Р цена для абонента в год; Q — число абонентов. Лицензия продается на один год и позволяет компании установить любую цену. Жюри, принимающее решение, выберет ту компанию, которая потратит наибольшую сумму на «подкуп» членов жюри. Вопрос заключается в том, сколько средств будет потрачено каждым претендентом на подкуп (ведение переговоров), если соглашение между ними невозможно?

Компания победитель установит цену, исходя из условия максимизации своей прибыли (MR = МС) {рис. 9.11). Так как предельная выручка MR = 100 — 2Q, а предельные издержки равны нулю, то компания выберет объем, равный 50, и назначит цену в 50. Общая выручка компании составит: 5050 = 2500, а прибыль будет равна 2500 — 500 = 2000.

Если какая-то из компаний истратит на ведение переговоров вдвое больше, чем другие, то она получит эти привилегии. Если же сумма, затраченная каждой из трех компаний, будет одинакова, то у каждой будет один шанс из трех на получение

Поиск ренты.

Рис. 9.11. Поиск ренты

прибыли в 2000. В случае же объединения лоббистов и платежа суммы вдвое большей, чем остальные, прибыль достанется победившему. Если взаимное соглашение отсутствует, то каждая из компаний находится в состоянии соблазна заплатить больше, чем другие.

С точки зрения рациональной позиции любой фирмы имеет смысл вести закулисные переговоры и тем самым получить льготы. Такое поведение вряд ли приемлемо с общественной точки зрения. Поэтому задачей властных структур является принятие шагов к воспрепятствованию поиска рейты путем проведения открытых торгов и с ориентировкой на конечные цены, которые обещают компании.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой