Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, история ООПТ показывает, что их возникновение являлось в большинстве случаев следствием истощения природного ресурса из-за его нерационального использования, а также инициативой защитников окружающей среды. Развитие ООПТ на территории государства первоначально носило «точечный» характер, учитывались принципы уникальности территории и хозяйственной ценности объектов. Со временем… Читать ещё >

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту Закон) дается следующее определение:

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Каждая из них имеет свой спектр вышеперечисленных задач.

В соответствии с Законом (ст. 2, п. 1) всего существует семь видов ООПТ.

  • 1. Государственные природные заповедники — природоохранные, научно-исследовательские, эколого-просветительские учреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем, т. е. нацеленные, прежде всего, на решение упомянутых выше задач а-в. Посещение заповедников, исключая посещение с научными и инспекционными целями, как правило, запрещено. В большинстве из них ведутся систематические долговременные наблюдения за состоянием природных сред (Летопись природы). Государственные природные заповедники являются федеральной собственностью. Исторически сложилось так, что в России именно заповедники представляют собой главный вид ООПТ. На 1 января 2012 г. в России имелось 102 заповедника, расположенных во всех федеральных округах, в большинстве субъектов РФ.
  • 2. Национальные парки — природоохранные, экологопросветительские, научно-исследовательские учреждения, территории (акватории), которые включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях, а также для регулируемого туризма, т. е. главной для них является задача г. В большинстве парков выделяются три зоны: заповедное ядро, посещение которого строго ограничено, окружающая ядро буферная зона и рекреационная зона, занимающая большую часть территории. Национальные парки относятся к объектам федеральной собственности. На 1 января 2012 г. в России имелось 42 национальных парка.
  • 3. Природные парки — природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведение субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Главная задача для них — г, т. е. по своим функциям они совпадают с национальными парками, но отличаются формой собственности. Принадлежность этих ООПТ к региональному ведению создает трудности с финансированием, поэтому в стране всего около десятка природных парков. Нередко парки сначала создаются в регионах как природные, а затем передаются в федеральную собственность и становятся национальными.
  • 4. Государственные природные заказники — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Их основные задачи — гид. Государственные природные заказники могут быть федерального и регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль и быть:
    • — комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
    • — биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
    • — палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
    • — гидрологическими (болотными, речными, озерными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
    • — геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов неживой природы.
Большинство заказников являются зоологическими и предназначены для регулируемой охоты. На 1 января 2012 г. в России имелся 71 заказник федерального уровня, а регионального уровня их в десять раз больше.
  • 5. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Их основные задачи разнообразны — от а до г. Памятники природы, как правило, непосредственно подчиняются региональным властям и контролируются различными, часто общественными, организациями. Если памятник природы не находится на территории ОПТ более высокого ранга, то он имеет сложности с финансированием и организацией охраны. Это самая многочисленная категория ООПТ, памятников природы насчитывается десятки тысяч.
  • 6. Дендрологические и ботанические сады — природоохранные учреждения, в задачи которых входят создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления научной, учебной и просветительской деятельности, т. е. их основные задачи — б-г. Они находятся в ведении научно-исследовательских или образовательных учреждений. Эти ООПТ находятся далеко не во всех субъектах РФ, стоит задача их роста.
  • 7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты — территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Их основная задача — рекреационная деятельность, т. е. г, причем главный аспект — оздоровление населения. Объекты этого вида ООПТ одновременно относятся к рекреационному ПП и находятся в ведении региональных подразделений Министерства здравоохранения или Курортного управления России (в случае курортов общегосударственного значения).

Организация ООПТ в России имеет давнюю историю. ООПТ создавались для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, первоначально они были схожи по функциям с современными заказниками. Лишь позже возникло понимание комплексности сохранения территории, а в дальнейшем к природоохранным функциям были добавлены эколого-просветительские и рекреационные.

Еще в Древней Руси, начиная с времен княгини Ольги, организовывались закрытые феодальные помещичьи охотничьи угодия; летописи упоминают о наличии таких территорий в Киевском княжестве. Во многих земельных владениях монастырей находились под запретом сбор растений и охота на животных, посещение леса. Петр I принял указ об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. Наиболее важными были его указы об охране леса, в соответствии с которыми впервые учреждались постоянные лесозаготовки, а леса подразделялись на две категории: охраняемые и эксплуатируемые; им были установлены заповедные зоны для рубок лесов в 55 км от берегов крупных рек, 16,5 км — от малых. Вообще понятие заповедности главным образом было связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира. Указ Сената от 10 ноября 1832 г. повелевал выделять в неприкосновенный запас из лесов казенных крестьян «заказные рощи», получившие название «заповедных».

С середины XIX в. началось движение за охрану природы, необходимость которой стала очевидной для ученых, многих просвещенных людей и наиболее прогрессивных общественных людей и государственных деятелей. Идея заповедности приобретает широкое распространение. В конце XIX в. В. В. Докучаев одним из первых обратил внимание на исключительную важность изучения заповедных целинных степей для практических целей их правильного использования, в книге «Русский чернозем» обосновал эталонное значение заповедников. У истоков развития теории заповедания в России стояли такие выдающиеся естествоиспытатели, как И. К. Пачоский, Г. А. Кожевников, В. И. Талиев, П. П. Семенов-ТянШанский, В. Н. Сукачев, И. П. Бородин и др. Были научно определены место заповедников в системе рационального ПП и их основные задачи, заложена основа для создания сети заповедников в стране, режимов их использования и охраны.

Первые заповедники создавались на частные средства. По инициативе местного самоуправления в 1882 г. был создан заповедник в районе Кроноцкой бухты на Камчатке, граф Потоцкий организовал заповедник в Волынской губернии, графы Шереметевы — на реке Ворскле под Белгородом, стараниями В. В. Докучаева был заповедан участок Старобельской степи. Первыми закрепленными государственными документами заповедные территории создавались на территории нынешней Украины: заказник горного леса в Крыму вблизи Козьмо-Дамиановского монастыря в 1896 г. и известный заповедник Аскания-Нова на юге Украины в 1898 г. Вскоре были созданы заповедники в Прибалтике — Вайка (1911 г.) и Морицсала (1912 г.), в Южной СибириСаянский (1915 г.). В октябре 1916 г. Государственной думой впервые был принят Закон об охраняемых территориях — общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках», предоставлявший Министерству сельского хозяйства право учреждать охотничьи заповедники и управлять ими «для сбережения и размножения» дичи на государственных землях. 15 апреля 1916 г. иркутский генерал-губернатор издал постановление об учреждении Баргузинского заповедника, который в настоящее время является самым старым заповедником России.

Советское руководство принимало меры по организации заповедников даже в годы Гражданской войны. В 1919 г. был создан Астраханский заповедник в дельте Волги, а в 1920 г. — Ильменский на Среднем Урале. Существовавшие и вновь создаваемые (особенно интенсивно в 1930;е гг.) заповедники находились в подчинении двух наркоматов — Наркомпроса и Наркомзема. Во время Великой Отечественной войны 1941;1945 гг. заповедники не функционировали только на оккупированной территории. Более того, в 1943 г. было организовано два новых заповедника: «Предуралье» и.

«Кунгурская ледяная пещера». Однако в августе 1951 г. Сталин подписал постановление, предписавшее закрыть 88 заповедников СССР. В этот период из 128 заповедников общей площадью 12,5 млн га, что составляло 0,56% территории СССР, уцелело лишь 40 с общей площадью 1 млн 465 тыс. га, т. е. 0,06% территории Советского Союза.

Затем началось медленное восстановление заповедного дела в стране; число ООПТ, в первую очередь заповедников, постепенно увеличивалось. Важными стали Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» (1972) и «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» (1978), которые предписывали усиление природоохранных функций и разработку положений ООПТ. В 1981 г. были утверждены типовые положения о государственных природных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, заказниках и природных национальных парках, а в 1983 г. были организованы первые национальные парки — Лосиный остров (в Москве) и Сочинский.

В постсоветский период управление системой ООПТ было сосредоточено в специальном ведомстве; в настоящее время это Росприроднадзор РФ, входящий в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Были приняты рассмотренные выше законы и подзаконные акты, регламентирующие деятельность на ООПТ.

В декабре 2011 г. была принята «Концепция развития системы ООПТ федерального значения до 2020 года». Она имеет двойственный характер. С одной стороны, предполагается создание 11 новых заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказников; но, с другой стороны, разрешается развитие познавательного туризма в заповедниках, изменение границ и статуса ООПТ, что частью природоохранной общественности воспринято как негативное.

Таким образом, история ООПТ показывает, что их возникновение являлось в большинстве случаев следствием истощения природного ресурса из-за его нерационального использования, а также инициативой защитников окружающей среды. Развитие ООПТ на территории государства первоначально носило «точечный» характер, учитывались принципы уникальности территории и хозяйственной ценности объектов. Со временем заповедное дело перешло в стадию «классического»: были созданы «полные» заповедники и национальные парки, на территории которых антропогенная деятельность была максимально ограничена. Управление природоохранной деятельностью на государственном уровне всегда возлагалось на специальные ведомства; становление и эффективное развитие сети ОПТ существенно зависело и нередко сдерживалось отсутствием согласованной природоохранной политики этих ведомств. Хотя во все времена природоохранное ПП испытывало значительные трудности, но система ООПТ существует в России уже около 100 лет. Именно благодаря статусу особой охраны были сохранены уникальные ландшафты, многие виды флоры и фауны.

В настоящее время в развитии ООПТ наступил новый этап, отличающийся приоритетностью эколого-образовательной и рекреационной функций над природохранной и научной деятельностью, расширением хозяйственных задач, даже для заповедников. Для последних важнейшее значение приобретают оптимизация управления и планирования, строгая регламентация рекреационых потоков, создание соответствующей инфраструктуры, в первую очередь экологических троп, рассчитанных на все категории туристов и отдыхающих. При этом необходимо сохранять территории с режимом строгой охраны, на которых и будут решаться традиционные природоохранительные задачи.

При реализации этого этапа предполагается максимально приблизить российскую систему ООПТ к зарубежной и максимально полно использовать международный опыт. Категории и типы ООПТ, выделяемые в Российской Федерации, и сегодня в большинстве случаев соответствуют принятым в международной практике или корреспондируют с ними. Так, к статусу российских заповедников близок статус зарубежных природных резерватов. Однако исторически за рубежом приоритет всегда отдавался такому виду ООПТ, как национальные парки, первый из которых — Иелоустоунский в США — был создан еще в середине XIX в.; этому соответствовали развитые правовые акты и инфраструктура. Но в большинстве парков имеется «заповедное ядро» со строгим режимом охраны. Необходимо подчеркнуть, что туристы и отдыхающие в зарубежных странах законопослушны, к чему в России еще предстоит стремиться.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой