Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Построение гипотезы (версии)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй этап: синтез фактов в единую систему, их обобщение в целях выдвижения предположения о неизвестной причине, породившей данные факты. На этом этапе происходит непосредственная формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют данные факты. Сопоставление следствий с фактами — второй этап проверки гипотезы. Его суть заключается в сопоставлении следствий, выведенных из гипотезы… Читать ещё >

Построение гипотезы (версии) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Построение гипотезы (как и версии вообще) складывается из пяти последовательных этапов.

Первый этап: выдвижение группы фактов и отношений между ними, которые не укладываются в существующие на данный момент теории или гипотезы и поэтому должны быть объяснены новой гипотезой.

Цель данного этапа — обнаружение специфического в фактах и отношениях между ними.

Второй этап: синтез фактов в единую систему, их обобщение в целях выдвижения предположения о неизвестной причине, породившей данные факты. На этом этапе происходит непосредственная формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют данные факты.

Третий этап: анализ основного предположения и разработка ряда следствий, вытекающих из данного предположения.

Четвертый этап: сопоставление выведенных из гипотезы следствий с данными наблюдения и опыта с научными законами.

Пятый этап: превращение гипотезы в достоверное знание или научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Можно привести следующий элементарный пример, который поможет прояснить нам суть этих пяти стадий. Больной приходит на прием к врачу, симптомы болезни отсутствуют, но врач должен поставить диагноз, т. е. назвать заболевание, установить причину болезненного состояния пациента. Это первая стадия изучения самого явления, прежде всего тех фактов, которые не укладываются в систему обычных представлений о данной болезни; факты сравниваются, синтезируются. После этого врач начинает выдвигать предположение, что в данном случае имеет место какая-то редко встречаемая модификация данного заболевания, т. е. происходит непосредственная формулировка гипотезы. Третья стадия — рассуждение: если пациент болен этой болезнью, то она должна сопровождаться такими-то симптомами, явлениями. Четвертая стадия — врач дальнейшими наблюдениями и исследованиями тщательно проверяет наличие всех явлений, свидетельствующих о заболевании данной болезнью. Если эти явления окажутся налицо, то врач делает заключение (пятая стадия), что пациент болен данной болезнью. Если окажется, что этих явлений, пег то врач делает отрицательное заключение, после чего строится новая гипотеза и проводится новое исследование. Разумеется, что такой логический процесс исследования имеет место в случаях, когда врач не может сразу поставить диагноз.

Проверка гипотезы (версии)

Гипотеза (версия) проверяется в два этапа: первый — дедуктивное выведение следствий, второй — сопоставление следствий с фактами.

Дедуктивное выведение следствий строится по схеме: (Г? Н) > (S1, S2, …, Sn), где Г — обстоятельства дела (или факты, уже доказанные наукой), Н — гипотеза, S1, S2, …, Sn — следствия.

Сопоставление следствий с фактами — второй этап проверки гипотезы. Его суть заключается в сопоставлении следствий, выведенных из гипотезы, с фактами, для того чтобы опровергнуть гипотезу или подтвердить ее.

Опровержение гипотезы протекает путем построения рассуждения в форме отрицающего модуса условно-категорического силлогизма по следующей схеме:

Если А есть В (т.е. гипотеза истинная), то С есть D (т.е. должно наступать такое-то следствие).

С не есть D (т.е. это следствие не наступило) Следовательно, А не есть В (т.е. гипотеза является ложной) Гипотеза является ложной, если ее несостоятельность достаточно обоснованна.

Подтверждение гипотезы. Рассуждение в этом случае проводится по следующей схеме:

Если А есть В (т.е. гипотеза истинна), то С есть D

(налицо имеется такое-то следствие).

С есть D (т.е. это следствие имеет место) Вероятно, что А есть В

Вероятный вывод в данном случае следует потому, что по правилам условно-категорического силлогизма из истинности следствия не вытекает истинность основания, которое может быть как истинным, так и ложным.

Поэтому в случае подтверждения гипотезы лучше использовать умозаключение по отрицающе-утверждающему модусу разделительно-категорического силлогизма.

Если гипотеза подтвердилась и вытекающее из нее следствие налицо, то для того чтобы убедиться в истинности гипотезы, необходимо сформулировать все возможные причины, из которых могло бы вытекать данное следствие. Получится разделительное суждение, являющееся большей посылкой разделительного силлогизма: " А есть В, или B1, или В2, или B3″. Затем необходимо проверить все возможные случаи — при подтверждении каждого из них они отбрасываются одно за другим, пока не будут исключены все, кроме одного, которое и окажется истинным.

Схема вывода в данном случае будет выглядеть так:

А есть В, или Ву, или В2, или В3

(т.е. причина явления А есть или В, или В1, или В2, или В3)

А не есть ни В1, ни В2, ни В3

(эти причины объяснения A отпадают, т. е. ошибочны) Следовательно, А есть В (т.е. В и есть причина A)

В данном случае необходимо выполнить следующие два условия.

  • 1. Перечислить все возможные причины, при этом дизъюнкция может быть как строгой, так и нестрогой.
  • 2. Опровергнуть все ложные гипотезы.

Заметим, что в практической деятельности трудно построить полный перечень причин, объясняющих исследуемое событие, поскольку всегда существует опасность упустить какое-то возможное объяснение, не заметить того, что может оказаться возможной причиной. Поэтому, когда все возможные решения в разделительном силлогизме отвергнуты, кроме одного, и это последнее признано истинным, для того, чтобы гипотеза превратилась в научную теорию, требуется не только, чтобы все гипотезы по поводу одного и того же явления оказались ложными, но и то, чтобы данная гипотеза была проверена всеми возможными способами и нашла свое положительное подтверждение в максимальном количестве материала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой