Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология индивидуальных образовательных траекторий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процессуальный этап — следующий этап в запуске технологии. На данном этапе педагог закрепляет учащихся за темами, вносит эти данные в информационно-распределительный лист и осуществляет запуск тем. Запуск тем предполагает поочередный информационный ввод ученикам темы, объяснение на уровне обобщенных понятий, краткую сжатую информацию, акцент на основополагающие моменты и контроль за усвоением… Читать ещё >

Технология индивидуальных образовательных траекторий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технология индивидуальных образовательных траекторий (ТИОТ) — один из множества вариантов реализации личностно ориентированного обучения. Процессуально-содержательный аспект позволяет на практике в массе (в аудитории в 30 и более человек) организовать процесс обучения на основании принципа индивидуализации, лежащего в основе индивидуальных образовательных траекторий[1].

Индивидуальные образовательные траектории предполагают представление учащимся:

  • а) выбор уровня, объема содержания предметного знания (не ниже стандартного);
  • б) определение информационного источника для усвоения выбранного объема знаний (учебника, дополнительной литературы…);
  • в) выбор способа учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (тип мышления, соционический тип, особенности памяти и т. д.);
  • г) использование темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;
  • д) выбор формы, вида и времени контроля по согласованию с учеником.

Учащиеся по данной технологии находятся в позиции самостоятельного принятия решения, постоянная деятельность в этом ключе позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания образовательного заведения.

Взаимообусловленность мотивационных и инструментальных составляющих деятельности является отличительным признаком свободной деятельности. Стимулирование максимального раскрытия способностей, творческих возможностей каждой личности сочетается с ориентацией на их действенно-гуманистическое приложение при организации процесса обучения по данной технологии.

Педагогический процесс на основе технологии индивидуальных образовательных траекторий вписывается и в познавательную, и в личностную парадигмы. Познавательная парадигма рассматривается по аналогии с процессом познания от постановки целей и отбора его содержания до конкретных форм, методов и средств, проектируется и осуществляется как квазиисследовательский процесс. Личностные аспекты обучения сводятся в такой интерпретации к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей, с одной стороны, а с другой — через осваиваемое предметное содержание к накоплению опыта содержательных (смысловых, ценностных, эмоциональных) оценок поведения других и своего собственного.

Личностная парадигма предполагает организацию образования, которая сосредоточена преимущественно на личности обучаемого, его самобытности, уникальности, неповторимости, субъективности. Организация процесса обучения сводится к созданию условий законосообразной (природосообразной и культуросообразной) деятельности. Образовательный процесс на основе технологии индивидуально-образовательных траекторий базируется и на той, и на другой парадигмах, но с доминирующим предпочтением в сторону личностной. В деятельности педагога важной становится проектировочная функция, проектирование на основе диагностико-целевых установок, когда учитель идет с учеником к предмету, а не наоборот, создав проект, после проведения диагностических срезов с целью получения индивидуально-личностных характеристик (соционического типа мышления, уровня обученности, обучаемости и др.). Затем учитель осуществляет дифференциацию учащихся для того, чтобы определенным образом для детей на том или ином этапе их развития подобрать вариативное содержание и особую психологию обучения, которая создавала бы максимальные условия для выявления и развития их задатков и способностей.

В организации процесса обучения на основе технологии индивидуально-образовательных траекторий можно выделить несколько этапов: 1) подготовительный; 2) процессуальный; 3) рефлексивный.

Подготовительный этап предполагает:

  • — проведение диагностики учащихся, а перед этим — подбор методик диагностирования предполагаемых параметров;
  • — определение тем для изучения в курсе;
  • — подготовку дидактического материала;
  • — разработку содержания эталона контроля, контрольных срезов;
  • — подготовку информационно-распределительного листа для учащихся;
  • — подготовку листа учета деятельности;
  • — подготовку путеводителя по теме.

При переходе на технологический способ обучения учитель готовит тематическое планирование, которое содержит информацию о количестве тем, запускаемых для изучения, примерное число часов на изучение каждой темы и количество и виды контроля, которые учащиеся должны в обязательном порядке пройти. Тематическое планирование в технологиях представляется в линейно-горизонтальном виде. Приведем пример.

Технология индивидуальных образовательных траекторий.

Здесь АВ — отрезок времени, отводимый на изучение выбранных тем (Tj—Т4); Та, Т2, Т3 Т4 — темы курса для изучения; Ку — контроль, который проводит другой ученик (обязательно); Ки — контроль итоговый, индивидуальный; К" _ контроль письменный; Пр — практическая работа (лабораторная); К,. — контроль тестовый; 3 — зачет.

Для запуска этой технологии могут быть избраны темы, на изучение которых требуется значительно меньше времени. Педагоги-практики часто поступают следующим образом: одну тему, на которую отводится примерно 8—12 ч, разбивают на подтемы, выделяют их самостоятельные учебные единицы и запускают для изучения. Приведем пример. Технология индивидуальных образовательных траекторий.

Здесь Т — одна тема, Тх Т2, Т3 Т4 — подтемы (учебные элементы одной и той же темы).

После подготовки тематического планирования учитель готовит информационно-распределительный лист для учащихся. Он может выглядеть следующим образом (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Информационно-распределительный лист для учащихся

Темы: …, …, … (32 ч)

№.

Фамилия

Название темы и примерное количество часов на ее изучение

т, (8 ч)

т2(10 ч)

т3 (8 ч)

Т4 (6 ч)

Иванов.

*.

Петров.

*.

Сидоров.

*.

Колесникова.

*.

Семенов.

*.

Кривцов.

*.

Щербаков.

*.

Телешов.

*.

Петров.

*.

Смирнов.

*

Жолнеров.

*.

•к

Емельяненко.

*.

В информационном листе звездочками (*) (или точками) обозначаются учащиеся, отвечающие (закрепленные) за тему. За каждой темой закрепляются четыре-пять учащихся, можно распределить одинаковое число учащихся за каждой темой. Например, если для изучения предлагается четыре темы, а в классе (группе) 24 человека, то за каждой темой закрепляются шесть человек. Но это совсем необязательно. Данный лист выполняет функцию информационную — информирует учащихся о количестве и названиях тем, а также указывает ориентировочное время на изучение темы. В самом начале, при переходе от классноурочной системы к технологическому способу, это необходимо делать, так как проектировочная деятельность учащихся развита очень слабо, и они не могут прогнозировать свою образовательную траекторию без консультации, помощи учителя. Кроме того, лист несет информацию о том, кто из учащихся отвечает за какую тему. Для запуска данной технологии учителю необходимо подготовить лист учета деятельности учащихся, он может совмещаться с информационно-распределительным листом, а может быть представлен отдельно. Приведем пример (табл. 2.9).

Информационно-распределительный лист.

№.

Фамилия.

т,.

Т2

Т3

Т4

Ку.

К".

Ку.

ки

Кп

Kv.

Ки

К".

ПР.

Kv.

к.

К".

и.

Иванов.

*.

#.

#.

#.

#.

Петров.

#.

#

к

Сидоров.

#.

#.

#.

#.

и т. д.

В листе учета деятельности ученика звездочка (*) (или точка) точка означает «изучаю эту тему», (+) — «изучил», (#) — «изучил, ответил». Так, запись Иванова означает, что этот ученик приступил к изучению темы первой (Та), изучил тему вторую (Т2) и прошел все виды контроля по этой теме. Запись ученика Сидорова означает, что он изучил тему третью (Т3), прошел все виды контроля по этой теме и изучил тему четвертую (Т4), по которой идет контроль, прошел пока только один вид контроля (Ку) — контроль со стороны другого ученика.

В начале организации процесса обучения учитель помогает учащимся составить маршрутный лист индивидуальной траектории, в котором учащиеся отмечают последовательность изучения тем и дают информацию о том, когда они могут осуществлять контроль других учащихся, оказывать помощь в усвоении темы, за которой закреплены. Приведем пример маршрутных листов ученика.

Маршрутный лист Иванова при изучении тем:

Пример № 1.

Т,.

т2

Тз.

Т4

Эта запись означает последовательность изучения тем: 1,2,3,4, а «О» означает оказание помощи другим ученикам, она возможна со стороны Иванова только тогда, когда он освоил тему, которую начал изучать.

Пример № 2.

Тх.

Ti.

Тз.

Тз.

Т4

Т4

Т2

Т2

Эта запись показывает ту же последовательность изучения тем: 1, 2, 3, 4, но оказание помощи со стороны ученика Иванова возможно в любое время, о чем сигнализирует запись (Tj — 0 — Та), «О» между одной и той же темой. Приведем пример совмещенного варианта, где одновременно представлены и информационно-распределительный лист, и лист учета деятельности учащихся, и маршрутный лист учеников (табл. 2.10).

В той теме (например, Та — Иванов), где ученик записывает маршрут своего движения (Т:), означает, что он закреплен за этой темой № 1, освоил ее и готов оказать помощь другим в изучении этой темы.

Информационно-распределительный лист и лист учета за деятельностью учащихся.

№.

Фамилия.

Т1 (6 ч).

Т2 (8 ч).

ТЗ (10 ч).

Т4 (8 ч).

Ку.

Ки.

Ку.

Ки.

Кп.

Ку.

Ки.

Кп.

Пр

Ку.

Кт.

Кп.

И.

Иванов.

Tj 0 Т3 0 Т420.

*.

Петров.

*.

Т2 0 Т2 0 Tj 0 Т3 0 Т, 0 Т4 0.

Сидоров.

Т, 0 Т3 0 Т3 0 Т2 0 Т2 0 Т4 0.

*.

Для запуска технологии, помимо сказанного, на подготовительном этапе учитель готовит путеводители к каждой теме, выбранной для изучения. Путеводитель оформляется на отдельном листе и лучше, если он будет представлен в нескольких экземплярах. Рассмотрим структуру путеводителя.

(ПТ1) Путеводитель к теме (Т1) — тема 1.

Название темы…

Структура

  • 7 часть — ориентиры на то, что должен усвоить ученик, на что нужно обратить внимание:
    • — при изучении темы необходимо усвоить следующие понятия:… (перечень понятий);
    • — должны уметь …, научиться …;
    • — по теме планируются следующие виды контроля: письменный, устный, тестовый и др.
  • 2 часть — информационные источники: перечень литературы с указанием страниц, номера заданий, упражнений, задач, выполнение которых поможет усвоить изучаемую тему.
  • 3 часть — перечень средств обучения, которыми учащиеся могут воспользоваться при изучении данной темы, с указанием их местоположения в классе.
  • 4 часть — при необходимости учащимся могут быть предложены: алгоритмы, правила, схемы, опорные конспекты, сигналы, рисунки и далее (методический аспект).

Другим моментом, который продумывает учитель на подготовительном этапе, является организация ученических рабочих мест. По данной технологии необходимо предусмотреть место для индивидуальной работы и для работы в малых группах, их должно быть несколько. Приводим пример организации ученических рабочих мест (рис. 2.9).

Процессуальный этап — следующий этап в запуске технологии. На данном этапе педагог закрепляет учащихся за темами, вносит эти данные в информационно-распределительный лист и осуществляет запуск тем. Запуск тем предполагает поочередный информационный ввод ученикам темы, объяснение на уровне обобщенных понятий, краткую сжатую информацию, акцент на основополагающие моменты и контроль за усвоением темы, осуществляемый каждым учеником. Учитель также знакомит с организацией деятельности учащихся, предоставляет алгоритм поведения, осуществляет консультирование, контроль, оценку знаний учащихся.

Организация ученических рабочих мест в ТИОТ.

Рис. 2.9. Организация ученических рабочих мест в ТИОТ:

прямоугольником обозначены ученические парты, столы; ВМУ — валеологическое место ученика; У — место учителя; ИК — место индивидуального контроля; СО — место расположения средств обучения; ф — место посадки ученика По данной технологии каждый из учащихся усваивает одну тему с помощью учителя, получает за нее оценку, пройдя все предусмотренные виды контроля, и затем сам выступает в роли «учителя» по этой теме, оказывая помощь своим товарищам в усвоении (объясняет, контролирует). Сам же изучает другие темы самостоятельно, затем обращается к учащимся, которые закреплены за другими темами. Такой процесс организации учебной деятельности позволяет ученику продвигаться темпом, соответствующим его возможностям, способностям, он выбирает тот способ учения, который для него наиболее эффективен, и в то же время не исключается помощь со стороны учителя, товарищей.

Каждый ученик в обязательном порядке проходит устный контроль по всей теме целиком, а не по какому-то фрагменту, что способствует развитию речи, мышления. Остановимся на процессуальном аспекте ученической деятельности. Для более успешной организации управления, особенно на первых этапах, учащимся желательно предложить алгоритм поведения. Приводим примерный вариант такого алгоритма.

Алгоритм поведения учащихся по ТИОТ

  • 1. Изучи информационно-распределительный лист для учащихся.
  • 2. Составь маршрут индивидуальной образовательной траектории.
  • 3. Возьми путеводитель для темы, которую ты выбрал изучать первой, ознакомься с ним, возьми нужные информационные источники для изучения данной темы.
  • 4. Реши для себя, нужен ли тебе информационный ввод учителя (товарища), в соответствии с этим поступай:
    • — иди договариваться насчет информационного ввода (ИВУ);
    • — или приступай к изучению темы самостоятельно, пользуясь путеводителем к теме.
  • 5. После изучения темы, выполнения заданий, указанных в путеводителе, знакомства со средствами обучения, которые предложены, можешь идти на контроль.
  • 6. Обязательным является контроль у учащегося, закрепленного за этой темой (смотри в информационно-распределительном листе).
  • 7. После собеседования с учеником, в случае успешного усвоения темы, выходи на другие виды контроля, которые обозначены как обязательные.
  • 8. Дорабатывай тему, если обозначились пробелы (можешь получить консультацию учителя или учащихся, закрепленных за этой темой). Затем еще раз выходишь на контроль к ученикам. После чего выполняешь другие виды контроля, которые обязательны.
  • 9. Не забывай делать соответствующие записи в листе учета деятельности учащихся: (*) — изучаю тему; (+) — изучил тему; (#) — успешно прошел контроль.
  • 10. Задачи ученика:
    • — изучить все темы и пройти обязательные виды контроля, обозначенные учителем (устный, подробный ответ учащимся, закрепленным за этой темой, обязателен);
    • — усвоить одну тему, за которой закреплен, и ответить ее учителю не ниже уровня 4 баллов;
    • — помочь товарищам усвоить эту тему (при необходимости объяснить, проконсультировать, проконтролировать, сделать соответствующие записи).
  • 11. По ходу работы можешь воспользоваться валеологическим местом для ученика.
  • 12. В случае досрочного изучения темы (раньше, чем это обозначено в тематическом плане) освобождаешься от посещения занятий на какое-то время или продолжаешь двигаться вперед с целью досрочного изучения курса и выхода на итоговый контроль (экзамен, зачет).
  • 13. Если не уложился в отведенное время, получаешь домашнее задание (дорабатываешь темы дома).

Содержание контрольных срезов может быть различным: как традиционным, так и модернизированным. По данной технологии учащиеся большую часть времени занимаются самостоятельно, отсюда и получают возможность продвижения по индивидуальному маршруту соответственно своим возможностям, целевым установкам, интересам. Уже с первых занятий происходит дифференциация учащихся на отдельные образовательные траектории, поэтому данную технологию мы так и называем — технология индивидуальных образовательных траекторий (ТИОТ).

  • [1] ТИОТ разработана нами в 1999 г., апробирована впервые при организации образовательного процесса Бизинской средней школы Тобольского р-на Тюменской обл. (проведено более 50 занятий по разным дисциплинам: русский язык, математика, физика, история, химия, естествознание в начальной школе и др.). Оценка со стороны педагогови учащихся одобрительная, отмечается результативность и гуманный характер процессаобучения. Проведены курсы для учителей (более 400 педагогов в Тюменском регионе).Первые курсы проведены и в Санкт-Петербурге (30 педагогов), начался педагогическийэксперимент по апробированию этой технологии на базе СПТУ № 18 Санкт-Петербургаи профессионального лицея «Петербургская мода».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой