Вопросы, подлежащие изучению
Экологический аудит является важным элементом экономического и организационно-правового механизмов природопользования и охраны окружающей среды, а его развитие называется в качестве актуальной задачи в ряде документов стратегического уровня, в том числе в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Энергетической стратегии России… Читать ещё >
Вопросы, подлежащие изучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проверяемые при экологическом аудите темы и вопросы могут быть самыми разнообразными, связанными с организацией рационального природопользования и охраной окружающей среды:
- • политика предприятия в области природопользования и охраны окружающей среды — соответствует ли она его деятельности, продукции, услугам;
- • одобрена ли экологическая политика руководством, трудовым коллективом, когда, на каком уровне, каким документом;
- • назначено ли лицо, ответственное за производственный экологический контроль и экологическую политику предприятия;
- • какие конкретные обязательства включаются в осуществление этой политики; является ли экологическая политика предприятия частью его социальной политики, и наоборот;
- • осведомленность и мотивация действий — каким образом администрация предприятия устанавливает, усиливает и передаст персоналу экологические требования;
- • до какой степени работники понимают, принимают, выполняют и разделяют экологические ценности предприятия; чем мотивируются и стимулируются экологически полезные и ответственные действия;
- • управление экологическими рисками — осуществляется ли управление рисками в процессе деятельности предприятия по обеспечению техногенной и экологической безопасности;
- • соответствует ли эта деятельность установленным нормам и правилам;
- • способствует ли управление рисками инвестиционной привлекательности (экологической безопасности) предприятия и росту на нем производительности труда;
- • как выявляются, учитываются и суммируются экологические и иные риски, вероятности возникновения аварий и катастроф[1].
Творческое использование зарубежного опыта
Важность экологического аудита подтверждается зарубежным опытом. Экологический аудит положительно зарекомендовал себя как эффективный инструмент природоохранной деятельности в США уже в 1970;е гг. Первоначально в промышленном секторе США возник внутренний аудит организаций в виде проверки соблюдения соответствующих правовых экологических норм[2].
Позднее сложился так называемый аудит экологического менеджмента (environmental management system audit), проверяющий эффективность производственных систем экологического менеджмента, а также аудит выполнения поставленных управленческих задач (performance audit).
Целью проведения экологического аудита стала подготовка информации о соблюдении экологических норм и правил в производственном секторе. Подлинность полученных результатов подтверждалась проверкой, осуществляемой независимой лицензированной организацией или независимыми лицензированными аудиторами.
Все три вида аудита, первоначально возникшие в США, были восприняты в Европе: сформирована единая концепция экологического аудита в области природопользования и охраны окружающей среды на производстве.
В настоящее время экологический аудит как самостоятельный вид деятельности или как составляющая общих процедур по оценке воздействия на окружающую среду широко используется большинством государств Восточной, Центральной и Западной Европы, США, Канадой, рядом государств Азии, Австралией.
Экологический аудит находится в фокусе зрения ряда международных организаций, в частности Международной торговой палаты, Европейского банка реконструкции и развития, ООН, Европейского союза, Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO).
Значительное развитие экологический аудит как новый подход к природоохранной деятельности получил в странах Европейского сообщества с принятием Правил по экологическому управлению и экологическому аудиту 1993 г., известных как система ЭМАС (EMAS — есо-management and audit scheme).
Во многих государствах законодательные основы регулирования экологического аудита закреплены в законодательстве. Нормы об экологическом аудите могут содержаться как в общих законах об охране окружающей среды (США, Австралия, Болгария, Румыния), так и в специальных законах (об оценке воздействия на окружающую среду — Эстония, об экологическом аудите — Германия).
Важным направлением совершенствования экологического аудита в России является стремление ввести систему саморегулирования в сфере экологического аудита, заимствуя положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» .
Однако сферы хозяйственной деятельности, в которых было введено саморегулирование, изначально регулировались государством через разрешительные механизмы, на основе лицензий, выдаваемых органами государственной власти. Позднее меры государственного регулирования были заменены на саморегулирование.
В России государственное регулирование экологического аудита осуществлялось на протяжении 1990;х гг. путем ведомственного нормотворчества. Впоследствии соответствующие нормативные правовые акты Госкомэкологии России были отменены, и в настоящее время добровольный экологический аудит как специальный вид деятельности почти не регулируется со стороны государства.
Введение
саморегулирования в сферу экологического аудита обусловливает создание экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов. Современной задачей экологического аудита является нахождение его места в государственно-частном регулировании природопользования и охраны окружающей среды.
При сокращении и ликвидации избыточных функций государства, обнаружении коррупционных явлений приобретают значение повышение профессионализма, независимая проверка деятельности, подбор и воспитание лиц, допускаемых к проведению экологического аудита.
Основной проблемой развития экологического аудита становится вопрос о доверии независимому экологическому аудиту, который не должен быть субъективным, волюнтаристским, угождать заказчику, а служить общим целям организации рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Региональные саморегулируемые организации призваны оправдывать возлагаемые на них надежды по вытеснению, а может быть, и замене обязательного государственного и иных видов публичного надзора и контроля. Важно и то, насколько добровольный экологический аудит, назначаемый, обычно, для оценки предприятий с точки зрения международных банков, а продукции — для зарубежного рынка, создаст достойный и объективный имидж российских организаций, поддержит их объявленную конкурентоспособность.
Этому может способствовать совершенствование координации планового государственного надзора, муниципального, производственного контроля и добровольного экологического аудита, в том числе путем отражения координации и итогов аудита в органах прокурорского надзора; формирование экологической культуры и эколого-правовой подготовки как аудиторов, так и проверяемых; воспитание надлежащего отношения к обязательным требованиям закона и рекомендательному характеру правил ISO 14 000, к нормам «мягкого права», рассчитанным на добровольность соблюдения пожеланий.
Экологический аудит является важным элементом экономического и организационно-правового механизмов природопользования и охраны окружающей среды, а его развитие называется в качестве актуальной задачи в ряде документов стратегического уровня, в том числе в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[3], Энергетической стратегии России на период до 2030 года[4], Экологической доктрине Российской Федерации, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года.
Экологический аудит представляет собой перспективное направление предпринимательской деятельности, тесно связанное с применением наилучших доступных и иных инновационных технологий, «зеленым» строительством, экологическим менеджментом, стандартизацией и сертификацией.
- [1] См.: Боголюбов С. А. Экологическое (природоресурсное) право: учебник. М.: Контракт: Волтере Клувер, 2010.
- [2] См. параграф 8.2 о производственном экологическом контроле.
- [3] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
- [4] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.