Эволюция моделей оп
Сложность в управлении системной мотивацией и ее формировании; руководитель должен быть харизматической личностью и профессионалом; необходимы гибкий контроль и мониторинг; возрастают затраты на формирование и поддержание работоспособности системы; необходимы нематериальная мотивация и сложное системное управление. Самоуправляемое динамичное, самоподстраиваюшееся образование с адаптивной… Читать ещё >
Эволюция моделей оп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Функционально-структурный и объектно ориентированный анализ существующих на сегодняшний день в бизнес-мире моделей ОП, проведенный западными (работы Варнеке по изучению фанк-систем и фракталов) и отечественными (РЭА им. Г. В. Плеханова — работы А. Ю. Егорова, Л. Ф. Никулина по «пульсирующему» менеджменту и автор данного пособия) учеными, позволяет сделать вывод о дальнейшей эволюции моделей ОП, обусловленной усложнением и повышением скорости протекания процессов в бизнес-среде. По мнению автора, эволюцию моделей ОП можно представить в обобщенном виде с помощью табл. 2.6.
Таблица 2.6
Эволюция моделей ОП.
№. | Типичные модели. (рассмотрены выше). | Новые модели. | Особенности эволюции. |
Авторитарная. | Авторитарная с командной корпоративной культурой. | Формирование моделей поведения, в которых у людей в равной степени активизированы самостоятельность и добровольное подчинение целям организации (например, специальные подразделения). | |
Опекающая. | Не изменилась. | Возможно появление фактически не развивающихся организаций крайне малого размера с теплым семейным моральнопсихологическим климатом. | |
Поддерживающая. | Название не изменилось. | Поведенческая модель, основанная на функциональной организационной структуре. Из нее изъяты адаптивные (органические) составляющие, осмысленный, хорошо отлаженный механизм со средним уровнем инициативы, дисциплины и самоуправления, ориентация на решение задач и среднюю динамику развития. | |
Коллегиальная. | Название не изменилось. | Авторитарная модель с делегированными коллективу аналитическими, экспертными и инновационными (частично) функциями («Мы туг посоветовались, и я решил»). | |
Развивающая. | Фанк-система (от англ. to /ипк — уклоняться, убегать). | Самоуправляемое динамичное, самоподстраиваюшееся образование с адаптивной (органической) структурой (аналогичное команде спортсменов, экипажу космического корабля и т. д.), аналог — самообучающиеся организации. Модель основана на динамичном целевом развитии потенциала работника, а затем — организации и бизнеса в целом. | |
Гармонизирующая. | Фрактальная система. | Каждый человек — прообраз (матрица) организации, в которой он работает; способен развиться в систему отношений, а затем и в новую автономную систему. Основа модели — холистическое развитие личности. Пример — китайские организации. |
Группа разработчиков Института бизнеса и делового администрирования АНХ под руководством автора пособия в составе: С. П. Аксенова, Т. Н. Анзиряевой, Р. В. Гаркуши, О. С. Голубевой, С. Н. Дониченко, С. В. Елисеева, С. В. Журавовой, О. В. Кравец, О. А. Липкиной, И. А. Матвеевой, К. В. Неземского, Л. В. Петровой, М. А. Полятковой, М. Н. Поляшевой, М. Н. Пугачевой, К. А. Саргсяна, Э. В. Тициана и С. А. Шмойлова на базе масштабного исходного материала выполнила комплексное описание современных моделей ОП (см. табл. 2.7—2.11). Все они обработаны и развиты автором. Фрактальная модель не описана, так как не изучена окончательно.
Авторитарная модель
Таблица 2.7
№. | Параметр | Свойства параметра. |
Цель. | Упорядочение, стандартизация, унификация процессов внутри системы вообще. | |
Форма. | Бюрократия, армия (коллегиальный гибрид). | |
Движущая сила. | Прямое силовое воздействие. | |
Устремления управляющего блока. | Упорядочение, стандартизация, управляемость; концентрация ресурсов; администрирование. | |
Устремления людей организации. | Уверенность в завтрашнем дне, стабильный невысокий доход, понятные и простые обязанности; место в системе, другие гарантии; ощущение защищенности. | |
Тип занятых по Макгрегору. | Люди типа «Х' иногда типа «У» в режиме человеческих ресурсов. | |
Морально-психологический климат. | Холодный, формализованный, с элементами манипуляций; психологическая зависимость от руководства; появление ситуационных эмоций. | |
Ответственность. | Должна находиться наверху системы — в управленческом блоке; чаще всего распыляется. | |
Права. | Находятся наверху системы, у остальных людей — минимально равные; полномочия линейные. | |
Власть в целом. | Распределена неравномерно, каждый элемент стремится ее получить; авторитарна, директивна, подавляет; жесткая иерархия, единоначалие и п одотвстстве н ность. | |
Способ выработки решений. | Может быть как интуитивным, так и формальнологическим. |
Способ принятия решений в коллективе. | Индивидуальный — у руководства, соглашательство и исполнение — для всех остальных; сужен диапазон альтернатив для окончательной выработки решений. | |
Инициатива и инновации. | Не поддерживаются, так как мешают упорядоченности. | |
Коммуникации. | Односторонние, сверху вниз, жесткие, формализованные; отсутствует обратная связь. | |
Стиль управления. | Командно-авторитарный, автократический, не предусматривающий никакого участия людей в управлении. | |
Система управления. | Жесткая формализованная иерархия, власть, должности; идеология — неотъемлемая часть системы управления. | |
Контроль. | Жесткий на протяжении всего трудового процесса, скрупулезный. | |
Мотивация людей в организации. | Страх, власть, голод; наказание для всех, поощрение — для избранных. | |
Открытость — закрытость системы. | Система скорее закрыта, чем открыта. | |
Тип занятых согласно матрице. | Кадры и человеческие ресурсы. | |
Достоинства модели. | Высокая скорость принятия решений; высокая управляемость, экономия времени на все управленческие воздействия на систему; простые решения; возможность концентрации ресурсов. | |
Недостатки модели. | Стандартность операций; неадаптивность; отсутствие возможности развития; боязнь ответственности; затраты на системы власти и контроля; отсутствие сильной материальной и нематериальной мотивации. | |
Разделение труда. | Узкоспециальное. | |
Качество и характеристики информации. | Формализованная информация содержит только факты. | |
Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно. | 2 — детство, 4 — зрелость (стагнация), 5 — упадок (как форма модели). |
Опекающая модель.
№ | Параметр | Свойства параметра. |
Цель | Привязать элементы системы к своему месту надолго (навсегда) — аналог пожизненного найма по-японски | |
Форма | Бюрократия — наиболее яркая; любая форма (организационная мимикрия) | |
Движущая сила | Косвенное силовое воздействие в форме социального давления и контроля, манипуляций и психологических игр со стороны руководства и людей в организации | |
Устремления управляющего блока | Упорядочение, стандартизация, управляемость; концентрация ресурсов; администрирование; лояльность и преданность; постоянное нахождение трудовых ресурсов внутри системы | |
Устремления людей организации | Уверенность в завтрашнем дне, стабильный высокий доход; отсутствие обязанностей; место в системе, другие гарантии; ощущение защищенности; равный доступ к ресурсам для всех | |
Тип занятых по Макгрегору | Люди типа иХ" | |
Морально-психологический климат | Теплый; большое количество слухов и сплетен; соблюдение равенства в «проедании» ресурсов; слежка за своими, стукачсство, подсидка | |
Ответственность | Должна находиться наверху системы в управленческом блоке, на самом деле полностью распыляется | |
Права | У всех людей организации — равные; формируется социальный пакет; полномочия линейные | |
Власть в целом | Распределена равномерно, каждый элемент старается от нее избавиться; безответственность, фактически власть отсутствует | |
II. | Способ выработки решений | Выработка решений отсутствует |
Способ принятия решений в коллективе | «Забалтывание» | |
Инициатива и инновации | Наказуемы, так как заставляют напрягаться и изменяют систему равноправного «проедания» ресурсов | |
Коммуникации | Многосторонние, фамильярные, несистематические; слухи, сплетни |
Стиль управления | На поверхности — авторитарный, фактически — либерализм | |
Система управления | Слабая иерархия, власть должности; идеология — «коммунистическая» («от каждого по способностям — каждому по труду») | |
Контроль | Разрушен | |
1 $ | Мотивация людей в организации | Разрушена; безделье; доступ к ресурсам; уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом; коллективизм, спаянность |
Открытость — закрытость системы | Система закрыта, чужих не принимает | |
Тип занятых согласно матрице | Кадры; остальные либо уходят, либо превращаются в кадры | |
Достоинства модели | Отсутствуют для бизнеса и деятельности вообще, для персонала — социальная защищенность (в роли собеса организация) | |
Недостатки модели | Полная недееспособность | |
Разделение труда | Отсутствует | |
Качество и характеристики информации | Низкое качество информации; суждения, оценки, слухи, сплетни | |
Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно | Ни при каких условиях |
Поддерживающая модель (разделение ответственности).
Таблица 2.9
Нг Параметр | Свойства параметра. | |
Цель | Обеспечение среднего достаточного качества, такой же инициативы, дисциплины и возможностей развития | |
Форма | Функциональная | |
Движущая сила | Мотивация; экспертная власть, основанная на разумной вере в профессионала | |
Устремления управляющего блока | Развитие системы в соответствии с условиями внешней среды; сохранение динамической стабильности и способности к выживанию системы |
Устремления людей организации | Развитие профессионализма; получение краткосрочного значимого материального результата; удовлетворение потребностей согласно эго-модели | |
Тип занятых по Макгрсгору | Люди типа «У» ', в основном предпринимательского типа, инициативные и умеренно агрессивные | |
Морально-психологический климат | Предпринимательский: ценится инициатива, находчивость, энергия, индивидуальный результат; улучшается за счет участия в управлении | |
Ответственность | Должна быть на каждом рабочем месте системы; рождается ответственность у персонала за конечный результат; персонал готов брать на себя частичную ответственность за общий результат и более полную — за свое рабочее место | |
Права | У всех людей организации равные возможности; не поддерживается социальный пакет; полномочия штабные | |
Власть в целом | Распределена относительно равномерно в соответствии с решаемыми задачами; возникает делегирование полномочий; снижается координация действий | |
Способ выработки решений | Выработка решений интуитивная и формальнологическая | |
Способ принятия решений в коллективе | В основном индивидуальный, творческий, коллективный, иногда — коллегиальный; при коллективных способах принятия решений увеличивается время на их создание и реализацию; требуется процесс согласования; необходима фильтрация информации | |
Инициатива и инновации | Поддерживаются, если незамедлительно приносят ощутимый результат | |
Коммуникации | Многосторонние, с обратной связью; хорошая циркуляция информации; оперируют в основном с фактами | |
Стиль управления | Демократически й | |
Система упраатения | Иерархия в сочетании с экспертной властью, коллегиальными элементами и партиципативностью — развитые штабные полномочия и делегирование | |
Контроль | Гибкий, текущий; возникает режим мониторинга | |
Мотивация людей в организации | Весь диапазон мотиваторов — от высших до низших; появляется самореализация в узком понимании смысла этой категории мотиваторов | |
Открытость — закрытость системы | Система открыта; имеются предпосылки к корпоративному мышлению |
Тип занятых согласно матрице | Человеческие ресурсы, персонал | |
Достоинства модели | Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью, опекой, коллегиальной моделью; большие возможности развития; возможность привлечения большего количества людей с развитой мотивацией; возможность использования человеческого потенциала в большей степени, чем в других моделях | |
Недостатки модели | Сложность в управлении системной мотивацией и ее формировании; руководитель должен быть харизматической личностью и профессионалом; необходимы гибкий контроль и мониторинг; возрастают затраты на формирование и поддержание работоспособности системы; необходимы нематериальная мотивация и сложное системное управление | |
Разделение труда | Гибрид функционального и узкоспециального; тяготеет к широкой специализации, но не универсальное | |
Качество и характеристики информации | Среднее достаточное для организации качество информации (недостаточное для системы); суждения, оценки, слухи, сплетни | |
Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно | 3-й этап (юность), 4-й этап (зрелость) как заменитель бюрократии |
Таблица 2.10
Коллегиальная модель (участие).
№ | Параметр | Свойства параметра. |
Цель | Активизировать людей в авторитарной системе и использовать их потенциал для достижения целей организации, сохраняя управляемость | |
Форма | Авторитарная по смыслу, функциональная по форме, партиципативная по типу системы управления | |
Движущая сила | Прямое силовое воздействие; мотивация (ограниченно); косвенное силовое воздействие в форме социального давления и контроля, манипуляций и психологических игр со стороны руководства и людей в организации |
Устремления управляющего блока | Упорядочение, стандартизация, управляемость; концентрация ресурсов; администрирование; лояльность и преданность, постоянное нахождение трудовых ресурсов внутри системы; использование потенциала людей для выработки решений или их экспертной оценки; активизация высших потребностей человека (кроме власти) | |
Устремления людей организации | Уверенность в завтрашнем дне, стабильный высокий доход; отсутствие масштабных обязанностей; место в системе, другие гарантии; ощущение защищенности; доступ к ресурсам для всех при условии выполнения правил системы; возможность ограниченного творчества и развития | |
Тип занятых по Макгрегору | Люди типов «А» 'и «К» в основном самодисциплинированные, ответственные | |
Морально-психологический климат | Теплый; большое количество слухов и сплетен; соблюдение равенства в доступе к руководству; при этом коллектив единомышленников под эгидой носителя идей; сочетается с жестким управлением сверху в целях организации | |
Ответственность | Должна находиться на каждом рабочем месте системы, на самом деле распыляется, когда система подходит к конечному результату | |
Права | У всех людей организации — равные; поддерживается социальный пакет; полномочия линейные | |
Власть в целом | Распределена неравномерно, сконцентрирована наверху; люди в организации выполняют экспертные функции советников по важным вопросам, отвечая за собственное рабочее место | |
Способ выработки решений | Выработка решений формально-логическая | |
Способ принятия решений в коллективе | Коллегиальный (собрания и совещания); коллектив может увязнуть в бесконечном обсуждении проблем | |
Инициатива и инновации | Поддерживаются, если одобрены коллективом, в соответствии с ресурсами системы и возможностью ее упорядоченного существования | |
Коммуникации | Многосторонние; слухи, сплетни; управляемые, с обратной связью; хорошая циркуляция информации | |
Стиль управления | На поверхности — авторитарный, декларативный, фактически — партиципативная система | |
Система управления | Иерархия в сочетании с экспертной властью, коллегиальными элементами и частичной партиципативностью |
Контроль | Жесткий, присущий авторитарной модели | |
Мотивация людей в организации | Уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом; коллективизм, спаянность; частичное творчество; причастность, нужность, защищенность; главное — общение, уважение других, статус в коллективе | |
Открытость — закрытость системы | Система открыта | |
Тип занятых согласно матрице | Человеческие ресурсы | |
Достоинства модели | Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью; внутреннее тепло и защищенность благодаря опеке; ограниченные возможности развития и трансформации за счет использования потенциала людей | |
Недостатки модели | Сложность в управлении и формировании многослойной идеологии; уходит человеческий капитал; имеется возможность экспертной оценки принимаемых решений | |
Разделение труда | Гибрид функционального и узкоспециального | |
Качество и характеристики информации | Среднее качество информации (недостаточное для системы); суждения, оценки, слухи, сплетни | |
Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно | Окончание 3-го этапа (юность), 4-й этап (зрелость) как заменитель бюрократии |
Развивающая модель (партнерство)
Таблица 2.11
№. | Параметр | Свойства параметра. |
Цель. | Развитие бизнеса за счет развития личности. | |
Форма. | Адаптивные структуры (органические) — команда. | |
Движущая сила. | Творчество. | |
Устремления управляющего блока. | Развитие системы; динамическая стабильность; способность системы к выживанию; конкурентные преимущества (прорывы). | |
Устремления людей организации. —. | Метамотиваторы (развитие, путь, цель, процесс, достижение, спасение, патриотизм, помощь, формирование, создание и др.). |
1 ! 2. | ||
Тип занятых по Макгрегору. | Люди типа UZ" — творцы. | |
Морально-психологический климат. | Гармония; полное отсутствие конкуренции внутри образования; возможны трения с материнской оранизацией; необходим малочисленный штат работников. | |
Ответственность. | Вся полнота ответственности за конечный результат передается в организации от человека к человеку исходя из профессионализма и потенциала — способности эффективно достичь поставленной цели. | |
Права. | У всех людей организации равные полномочия (органическая власть). | |
Власть в целом. | Распределена относительно равномерно, перетекает; координация находится в режиме автоподстройки; система самообучающаяся. | |
Способ выработки решений. | Выработка решений интуитивная; используются креативные способности; формально-логическая обработка информации и реализация решений. | |
Способ принятия решений в коллективе. | В основном индивидуальный, творческий, коллективный, иногда — коллегиальный; сферы ответственности разделены, но у всех — универсальный характер деятельности (коммутантная деятельность). | |
Инициатива и инновации. | Развиваются. | |
Коммуникации. | Многосторонние, с обратной связью; хорошая циркуляция информации; оперируют в основном с фактами; единое информационное поле. | |
Стиль управления. | Единство, ценность личности, доверие, равный профессионализм — стиль невмешательства. | |
Система управления. | Горизонтальная одноуровневая. | |
Контроль. | Жесткий контроль за результатами труда и мониторинг целей, ценностей и методов достижения целей. | |
Мотивация людей в организации. | Весь диапазон мотиваторов — от высших до низших; появляется самореализация в широком понимании смысла этой категории мотиваторов. | |
Открытость — закрытость системы. | Система закрыта; имеются предпосылки к антикорпоративному мышлению при несовпадении целей команды и материнской организации. | |
20 Тип занятых сог- 1 ласно матрице. | Человеческий капитал. |
Достоинства модели. | Максимальная эффективность при изменяющихся и непредсказуемых условиях; адаптивность; гибкость и нестандартность решений; сильный синергетический эффект. | |
Недостатки модели. | Сложность в управлении и формировании; руководитель должен быть суперпрофессионалом; необходимы жесткий контроль и мониторинг; возрастают затраты на формирование и поддержание работоспособности системы; необходима нематериальная мотивация и сложное системное управление целями и ценностями. | |
Разделение труда. | Гибрид функционального и узкоспециального; тяготеет к широкой специализации, но не универсальное. | |
Качество и характеристики информации. | Среднее достаточное для организации качество информации (недостаточное для системы); суждения, оценки, слухи, сплетни. | |
Этапы жизненного цикла, на которых применение модели эффективно. | 1 — рождение, 2 — детство, 5 — упадок как наполнитель авторитарной формы организации. |