Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессионально важные качества менеджера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй важной потребностью, определяющей нацеленность менеджера на успех, является потребность в достижениях. Она носит ярко выраженный психологический характер и в своем становлении отражает постоянное соревнование менеджера с самим собой, стремление превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше. Если данная потребность преобладает, то менеджер получает удовлетворение от восприятия разницы… Читать ещё >

Профессионально важные качества менеджера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В самом общем виде профессиограмма определяется как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. В современной профессиографии существует важное понятие — системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой соединяется профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества для данной профессии). Выделяются следующие виды профессиограмм: информационные, ориентировочно-диагностические, конструктивные, методические, диагностические.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК).

А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.

  • 1. Комплексная профессиограмма (К. К. Платонов, Ю. В. Котелова и др.) — учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.
  • 2. Аналитическая профессиограмма (Е. М. Иванова) — раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности.
  • 3. Психологически ориентированная профессиограмма (Е. И. Гарбер) — выделяются описание внешней картины труда, трудовое поведение; внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

Существуют также основные требования к профессиограмме: четкое выявление предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности; демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

  • — направленность профессиограммы на решение практических задач;
  • — выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств, а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Качества менеджера — это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способностей, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера, которые можно рассматривать на трех уровнях:

  • — на уровне задач деятельности менеджера;
  • — поведенческом уровне;
  • — уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества характеризуют умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества — это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

Наиболее важными являются следующие.

  • 1. Психологическая избирательность — способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
  • 2. Критичность и самокритичность — способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и в своих поступках.
  • 3. Психологический контакт — способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
  • 4. Требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
  • 5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
  • 6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди других организаторских качеств следует отметить такие, как:

  • 1) целеустремленность — умение поставить четкую и ясную цель и стремиться к ее достижению;
  • 2) гибкость — способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;
  • 3) работоспособность — способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
  • 4) настойчивость — волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
  • 5) самостоятельность — способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
  • 6) дисциплинированность — подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
  • 7) инициативность — умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца являются интеллектуальные качества.

Существенное значение в деятельности менеджера имеют коммуникативные качества:

  • 1) способность к кооперации и групповой работе;
  • 2) поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
  • 3) социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

  • 1) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных;
  • 2) служебно-товарищеское — это общение между руководителямиколлегами;
  • 3) дружеское — общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

К мотивационно-волевым качествам относятся:

  • 1) стремление к успеху (ориентация на его достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
  • 2) осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
  • 3) самоопределение (свобода, открытость);
  • 4) социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держаться).

В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых, изучающих менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

Любая управленческая деятельность имеет три основных измерения:

  • 1) собственно деятельностное, связанное с организацией и управлением какой-либо системой;
  • 2) кадровое — «личностное», связанное с управлением людьми, организацией межличностных взаимодействий;
  • 3) производственно-технологическое, связанное с организацией технологического процесса, его оперативным управлением. Эффективность управления определяется тем, насколько менеджер способен обеспечить три этих очень разных измерения, а также согласовать их между собой. Поэтому управленческие способности целесообразно рассматривать в контексте общей структуры личности менеджера.

Рассмотрим основные категории характеристик личности менеджера.

  • 1. Категория «менеджерские характеристики». Эта категория либо необходима, либо желательна для деятельности менеджера, поскольку обуславливает высокий уровень ее успешности. Менеджерские характеристики являются фактором, обуславливающим предпочтение личностного выбора управленческой деятельности, склонности к ней. Эти характеристики подразделяются на две группы:
    • — общесоциальные (биографические характеристики), свойственные «эффективному менеджеру» (социально-статусные, культурнообразовательные, половозрастные и т. п.);
    • — личностные качества «эффективного менеджера».
  • 2. Категория собственно управленческих способностей. Включает в себя только те свойства личности, которые непосредственно и наиболее значимо влияют на деятельность менеджера, определяются ее содержанием и требованиями. Она также подразделяется на две группы: общеуправленческие (общеорганизационные) способности. Они определяют эффективность данного типа деятельности в целом, а не успешность входящей в ее состав функции (функций); частные управленческие способности, которые обеспечивают эффективное выполнение ее отдельных функций; решение частных задач управления.

Две указанные категории выделяются по деятельностно-функциональному критерию — по тому, какие свойства психики и качества личности требуются для деятельности. Существует еще один важный критерий выделения способностей — структурно-психологический.

Согласно ему в основу выделения способностей кладется не структура и содержание деятельности, а структура психики. В соответствии с этим в деятельности менеджера выделяют общие и специальные способности. Способности структурируются по основным классам психических процессов — когнитивным, регулятивным, коммуникативным, мотивационным, волевым.

Одной из первых потребностей в деловой сфере является потребность в самоутверждении. Она отражает стремление менеджера любого ранга слиться с обществом, стать «единым» с ним, но также получить особую «метку», выделиться в своих действиях и достижениях. Успех как форма проявления потребности в самоутверждении, единстве идентифицированности является основной предпосылкой сознания собственной значимости, успех выделяет личность менеджера.

Второй важной потребностью, определяющей нацеленность менеджера на успех, является потребность в достижениях. Она носит ярко выраженный психологический характер и в своем становлении отражает постоянное соревнование менеджера с самим собой, стремление превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше. Если данная потребность преобладает, то менеджер получает удовлетворение от восприятия разницы между старым и новым уровнем осуществления предпринимательской деятельности, так как это имеет особое значение. Такой тип личности менеджера можно назвать «достигающим». Направленность личности менеджера зависит не только от характера потребностей, но и от уровня притязаний. На основе соотношения притязаний с реально достигнутыми результатами формируется отношение личности к предпринимательской деятельности и осознание собственного «Я». Можно сказать, что содержание императива «хочу», самооценки «могу» и характер соотношения между ними определяют уровень притязаний как ориентации на успех. Таким образом, ориентация личности на жизненные, профессиональные, творческие достижения осуществляется в разных формах успеха.

Немаловажным фактором в успехе, эффективности предпринимательской деятельности личности выступает и мотивация. Высокая удовлетворенность, по словам Е. П. Ильина, возможна при преобладании «внутренней мотивации», так как она является источником развития человека. Однако, как отмечает О. С. Дейнека, в предпринимательской деятельности лучше адаптируются те, у кого направленность на дело преобладает над направленностью на общение и на себя. Синонимом слова «мотивация» в сфере менеджмента может быть стремление делать труд радостным, где критерием оптимальной мотивации является стремление к тому, чтобы руководители и сотрудники были удовлетворены. Сотрудники должны быть знакомы с успехом. Успех — это реализация цели, рассматриваемый относительно той или иной деятельности, в которую включена личность.

По словам Г. С. Никифорова, приоритет при описании профессионально важных качеств успешного менеджера отдается тем из них, которые связаны с умением общаться, управлять людьми (межличностное общение, коммуникация, личное воздействие и др.), владением методами управления (умение определять проблемы, принимать решения и др.). Среди позиций деловых и личностных качеств, способствующих достижению успеха, в бизнесе выделяют такие, как:

  • — постоянная готовность к изменениям, способность к нововведениям;
  • — эффективное использование навыков, способностей, знаний других людей в зависимости от ситуации;
  • — способность производить впечатление, налаживать и поддерживать взаимоотношения с другими людьми;
  • — уверенность в себе и своей миссии;
  • — умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывать позицию других сторон, при необходимости извлекать выгоду из неопределенных и нестандартных ситуаций;
  • — способность быстро переключаться с одного дела на другое;
  • — умение строить деловые стратегии с учетом длительной перспективы.

В деятельности менеджера находят свое отражение те качества, которые способствуют реализации профессиональных обязанностей. Для описания модели личности преуспевающего менеджера используются различные психологические теории. В научной психологической литературе, зарубежной и отечественной, предпринималось много попыток описать прежде всего структуру личности преуспевающего менеджера. В течение долгого времени господствовало убеждение, что успешное руководство немыслимо без интеллекта, образования и аналитических способностей. В середине 1970;х гг. произошла переоценка ценностей, и было выявлено, что для успеха руководителя важны и другие качества.

Так, с помощью модели Фрейда — Мак-Клелланда установлено, что стремление к доминированию, характерное для личности лидера, проявляется, как правило, уже в детстве. И таких людей немного. Однако чаще современные исследователи используют теорию черт, модель личности, предложенную гуманистической психологией, типологические теории личности.

Зарубежные специалисты предлагают много моделей личности эффективного менеджера. Так М. Биркенбиль считает, что важнейшими личностными чертами менеджера должны быть: стремление к доминированию, коммуникативные способности, гибкость, умение создавать личную информационную систему, с помощью которой можно оценить возможные последствия принятых решений. Кроме того, менеджеры, способные противостоять кризисным явлениям, обладают следующими качествами: стремлением к доминированию (лидерству), способностью предвидеть и желанием не сдаваться ни при каких обстоятельствах.

Ч. Маргерисон (Квинслендский университет) и Э. Канабадзе (Крэнфилдский технологический институт), опросив менеджеров компаний различных отраслей, отметили, что продвижению на высший уровень прежде всего способствуют: личное желание занять высокий пост, умение работать с людьми, готовность рисковать и брать за это на себя ответственность.

П. Чисхольм считает, что уверенность в себе — залог будущего успеха. Деловому успеху способствуют также знания и профессиональный опыт, стремление к цели и энергия, сопутствующая деятельности. Важна и способность ладить с людьми.

Среди качеств, присущих хорошему руководителю, Б. Карлоф называет: экстравертность, открытость, любезность, восприимчивость, ориентированность на результат, критичность, терпимость к ошибкам, обаятельность, энтузиазм, эмоциональную устойчивость, готовность выслушать других, смелость, гибкость, готовность способствовать развитию других.

М. Вудкок и Д. Фрэнсис, изучая личностные характеристики эффективных и неудачливых менеджеров, выделили потенциальные ограничения, сдерживающие потенциал и успех в работе: неумение управлять собой; размытые личные ценности; нечеткие личные цели; остановленное саморазвитие; недостаточность навыков в решении проблем; недостаток творческого подхода; неумение влиять на людей. Российский психолог А. У. Хараш выделяет следующие личностные характеристики, которые мешают правильно руководить людьми: конформность, ригидность, внушаемость, авторитарность (формализм, невнимание к людям, эгоцентризм, «монологичность»). Согласно подходу к личности менеджера с позиций ограничений, качества, необходимые ему для эффективной работы, не являются раз и навсегда данными от рождения, а развиваются в процессе работы над собой. Главное — открытость новому опыту и желание меняться.

Наиболее важное качество менеджера — устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость — это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

И. Бренгельман сформулировал гипотезу устойчивости к стрессу: инициативное, ориентированное на успех (результат) и эффективное поведение редуцирует стресс. Им были выделены факторы трех уровней преодоления стресса. На одном из таких уровней представлены качества, «ориентированные на результат» (эффективное поведение):

  • — стремление к успеху (ориентация на достижения, решительность, доверие к себе);
  • — осторожность (добросовестность, внимание, точность, признание со стороны окружающих); самоопределение (свобода, открытость);
  • — социальная компетентность (контактность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, аттрактивность, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя);
  • — контроль гнева (спокойствие, самообладание, готовность к разрешению конфликтов, низкий уровень раздражительности).

В исследованиях Е. Торренса, Ф. Фидлера интеллектуальные качества представлены сводкой данных о связи отдельных интеллектуальных качеств и менеджерской успешности (табл. 4).

Таблица 4

Связь отдельных интеллектуальных качеств и менеджерской успешности

Качества

Средний коэффициент корреляции с успешностью

Общий интеллект.

0,29.

Внимание.

0,28.

Математические способности.

0,23.

Механически-техническое понимание.

0,23.

Пространственные представления.

0,21.

Моторные способности.

0,14.

Интерпретируя приводимые выше результаты, следует вспомнить, что при коэффициенте корреляции 0,30 предиктор объясняет только 9% общей вариативности успешности. При этом чем сложнее профессиональная деятельность, тем более низкой оказывается прогностичность тестов на интеллект. Авторы отмечают, что деятельность менеджера сложна, многообразна и многоаспектна, ее состав плохо изучен и не охватывается современными психометрическими моделями интеллекта. Таким образом, интеллект выступает или не выступает в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера — интеллектуальные или коммуникативные — включены в его деятельность.

Среди необходимых коммуникативных качеств менеджеров разного уровня существуют разнообразные типологии («12-компонентная типология», модель Мак-Грегора и др.), в которых коммуникативные ресурсы проявляются прежде всего в стиле руководства. Однако среди такого многообразия качеств выделяют особо важные: способность к групповой работе; поведенческие реакции при разрешении конфликтных ситуаций; компетентность при реализации своих целей в ситуации конкуренции с партнером по интеракции.

Общим для всех существующих описаний структуры качеств личности менеджера является стремление авторов (Ф. Фидлер, И. Бренгельман, Р. Стогдил и др.; Р. Л. Кричевский, А. А. Свеницкий и др.) обнаружить закономерные отличия эффективного менеджера от неэффективного. Множество существующих подходов можно объединить в три основные группы:

  • 1) функциональный;
  • 2) личностный;
  • 3) ситуационный.

В функциональном подходе за основу успешной деятельности менеджера принято брать его функции. При этом основой для выделения функций выступает структура деятельности менеджера (А. А. Свеницкий). П. Дракер, В. Ньюмен разделяют функции менеджера на технические и функции управления людьми. В. Ф. Рубахин, А. В. Филиппов выделяют общие и специальные функции.

В большинстве случаев функциональные характеристики деятельности менеджеров связаны с осознанием и формулированием миссии организации, постановкой целей и их последующей конкретизацией в задачах, управлением ресурсами, необходимыми для достижения целей, контролем процессов во внешней и внутренней среде организации.

В перечень функций руководителя, выделяемых в работах А. Файоля, Г. Кунца, С. О. Доннела, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, Е. С. Кузьмина и др., входят 11 основных функций менеджера, отражающих структуру и специфику его профессиональной деятельности:

  • 1) функция познания;
  • 2) функция прогноза;
  • 3) функция проектирования;
  • 4) функция коммуникативно-информационная;
  • 5) функция мотивации;
  • 6) функция руководства;
  • 7) функция организации;
  • 8) функция обучения;
  • 9) функция развития;
  • 10) функция оценки;
  • 11) функция коррекции.

Таким образом, деятельность менеджера характеризуется многофункциональностью.

С позиций функционального подхода руководителями оценивается готовность претендентов на должность менеджера низшего ранга эффективно выполнять именно те функции, которые являются характерными для предполагаемой должности.

Авторы личностного подхода (Р. Эванс, П. Рассел, Р. Стогдил, Р. Л. Кричевский и др.) считают, что успешность профессиональной деятельности связана с личностными чертами менеджера. Черты могут быть заданы генетически, что отмечается сторонниками биологизаторских концепций. Личностный подход, по словам Р. Л. Кричевского, является наиболее разработанным и располагает значительным количеством эмпирических данных о связи между теми или иными личностными качествами и успешностью управления, руководства и лидерства. Значительное внимание автор уделяет и возможностям менеджера по самоуправлению (стремление к достижениям, склонность к риску, способность длительное время находиться в ситуации неопределенности, стрессоустойчивость, ответственность).

В работах Р. Эванса, П. Рассела указывается на необходимость обладания успешным менеджером развитыми творческими способностями, а также коммуникативными характеристиками — общительностью, высоким уровнем эмпатии. Р. Стогдилл пишет о взаимосвязи успешности деятельности менеджера с интеллигентностью, образованностью, надежностью, ответственностью, участием в общественной жизни и социально-экономическим статусом.

В исследовании, проведенном Национальным научным фондом США, был получен профиль эффективного менеджера, согласно которому успешного менеджера характеризуют следующие особенности:

  • — поиск возможностей и инициативность (способность видеть и использовать новые или необычные деловые возможности, готовность действовать до того, как к этому вынудят обстоятельства);
  • — упорство и настойчивость (готовность к неоднократным усилиям для встречи «вызова» или преодоления препятствия, изменения стратегии достижения цели);
  • — риск (контроль результатов);
  • — ориентация на эффективность и качество (поиск путей, чтобы делать все в лучше, быстрее и дешевле, стремление к достижению совершенства);
  • — вовлеченность в рабочие контакты (ответственность и личные жертвы для выполнения работы);
  • — целеустремленность (долгосрочное видение, корректирование краткосрочных задач);
  • — информированность (личное участие в сборе информации о клиентах, поставщиках и конкурентах, использование в этих целях личных контактов);
  • — способность убеждать и устанавливать связи;
  • — независимость и уверенность в себе (иначе говоря, готовность полагаться лишь на себя в ситуации противостояния или в случае неуспеха, вера в свою способность выполнить трудную задачу).

Приведенные перечни качеств опираются на культуру американского менеджмента, в которой особое значение придается роли личности менеджера, подчеркиваются ценности индивидуализма.

Представители ситуативного (поведенческого) подхода (Ф. Фидлер, Ю. Н. Емельянов и др.) в своих исследованиях не отрицают влияния личностных качеств менеджера на эффективность профессиональной деятельности. Они обогатили представления о профессионально значимых качествах личности менеджера и обращают внимание на то, что эффективное руководство может рассматриваться как функция управляемой группы и ситуации.

Ситуационный подход, как подчеркивают Г. С. Никифоров, С. И. Макшанов, ставит жесткие границы для менеджеров любого ранга, ориентированных на воспроизведение привычных образцов поведения, что и является главной ценностью данного подхода. В нем более реалистично рассмотрена практическая деятельность менеджера.

Исследования, выполненные в рамках ситуационного подхода, позволили выделить дополнительные факторы, влияющие на результаты деятельности менеджера. Успех деятельности зависит от: ожиданий и потребностей руководимых лиц; структуры группы и специфики ситуации, в которой она находится, культурной среды, в которую включена группа; возраста, опыта, стажа руководителя в конкретной должности; психологического климата в группе, ее величины и уровня развития; личностных особенностей подчиненных и др.

Таким образом, ситуационный подход позволяет выделить ряд особенностей личности менеджера, которые, оставаясь его неотъемлемой характеристикой, свидетельствуют о готовности менеджера к продуктивной активности в различных ситуациях. К таким характеристикам авторы относят способность к гибкому поведению, устойчивость к неопределенности, отсутствие жестких стереотипов.

По результатам биографических исследований менеджеров, проведенных в США и Западной Европе, были выделены общие для различных культур психологические факторы. Данные систематизированы в соответствии с основными видами профессиональных требований к менеджеру. По словам С. А. Маничева, к ним относят: профессиональную мобильность за счет хорошего образования, реалистические ориентации, адекватное восприятие собственных способностей, позитивные установки, самостоятельность, ответственность, ориентацию на профессиональные задачи, социальную активность в межличностных отношениях, конформное (без конфликтов) приобретение успеха, зрелость, психическую и интеллектуальную результативность. Следовательно, отмечается наличие общих особенностей жизненного пути успешных менеджеров, перекрывающих частично даже влияние культурных различий.

Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях отмечается, что чем выше человек поднимается по служебной лестнице, тем все более отчетливо проступают как сильные, так и слабые стороны его личности. Менеджер включается в предметную деятельность организации как специалист, обладающий квалификацией и способностями в какой-то предметной области (отрасль производства, сфера услуг, финансы и др.). Поэтому основой включения менеджера в организацию как социальный институт становятся: «мотивационно-волевые качества; эффективное руководство людьми; умение общаться, строить отношения». Следовательно, рассматривая сферы деятельности менеджера, можно выделить три основные группы профессионально важных качеств, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности: мотивационно-волевые, интеллектуальные, коммуникативные. Влияние профессионально важных качеств на успех деятельности менеджера в конкретной организации зависит от особенностей этой организации, моделирующих эффекты качеств. Таким образом, профессионально важными качествами менеджера являются прежде всего личностные компоненты деятельности.

В. М. Денисов выделяет три основные группы психологических характеристик менеджеров:

  • — общие деловые характеристики;
  • — специфические управленческие характеристики;
  • — дополнительные характеристики, состав которых определяется особенностями данной компании и позицией руководителя в иерархии менеджеров.

В группу общих деловых характеристик входит ряд общих психологических характеристик, с помощью которых можно описать стиль делового поведения любого работника, в том числе и менеджера, и рядового специалиста. Такие характеристики проявляются в процессе деловой активности и имеют устойчивый характер. К характеристикам этой группы относятся следующие:

  • — компетентность, под которой понимается не только конкретный уровень знаний, их широта и структура, но и психологические способности личности руководителя, позволяющие непрерывно поддерживать профессиональную компетентность на необходимом актуальном уровне и на любом рабочем месте;
  • — деловитость как общий аналог таких качеств, как активность, инициативность, расторопность, толковость. В коммерческих компаниях аналогом этого качества может выступать предприимчивость;
  • — работоспособность, которая рассматривается как потенциальная возможность индивидуума выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени;
  • — организованность, которая сама по себе является универсальной характеристикой, способной повлиять на успешность любой человеческой деятельности, однако будучи наложенной на перечисленные выше характеристики, приводит к проявлению таких качеств, как исполнительность, пунктуальность, высокая степень личной инициативы, умение самостоятельно организовать свою работу, способность быстро принимать решения и действовать без промедления, умение координировать действия и процессы, сохраняя контроль над ходом нескольких дел одновременно, способность оперативно реагировать на любое отклонение от плана и др.

В группу специфических управленческих характеристик включены ряд характеристик личности, обладание которыми принципиально важно именно для менеджера и не имеет такого значения для рядового специалиста. Конечно, любой человек независимо от конкретной направленности его личности в той или иной мере обладает начальными признаками этих характеристик. Важным является не потенциальное наличие указанных признаков, а собственно состав и содержание хорошо развитых качеств у реально действующего менеджера.

В группу специфических управленческих характеристик В. М. Денисов включает следующий набор.

Деловая ответственность менеджера как одна из составляющих его психологических ресурсов включает осознанную готовность и стремление выполнять свои обязанности так, чтобы полностью реализовать принятую им ответственность за результаты управления, а также готовность отчитываться за результаты управляемого производственного процесса, за собственные действия, действия своих подчиненных и их последствия. Запас личной ответственности можно рассматривать как гарантию, обеспечение того, что вступая в должность, менеджер осознанно заявляет о своей ответственности за результаты управления и готов отвечать за это. Конечно, обладание чувством высокой ответственности само по себе не гарантирует достижения результата управления, но, во всяком случае, гарантирует, что при таком ресурсе личность приложит максимум стараний для этого.

Готовность к рискам. Деятельность практически каждого менеджера объективно и неизбежно протекает в условиях особых управленческих рисков. Независимо от того, делает он это осознанно или нет, менеджер вынужден непрерывно оценивать риски, сопутствующие его деятельности. Вследствие этого процесс подготовки и принятия каждого управленческого решения так или иначе включает операцию оценки рисков. Вполне естественно заключить, что менеджер, декларирующий свою ответственность за результат и обладающий этим качеством, должен быть готов к работе в условиях специфических повышенных рисков. Речь идет не о склонности менеджера к риску, которая может проявляться как повышенная рискованность действий менеджера, а именно о готовности его к работе в объективных условиях повышенных управленческих рисков. Одной из форм проявления этого качества может быть, например, постоянная готовность к возникновению форсмажорных или кризисных ситуаций.

Системное мышление. Принимая очередное управленческое решение, менеджер пытается найти именно ту совокупность связей и отношений между работниками и ресурсами, которая обеспечит достижение цели или решение задачи. Обладать системным мышлением руководителя означает быть способным находить такие связи и отношения между работниками и ресурсами, которые превращают это множество в систему, обеспечивающую достижение заданного результата управления. Фактически речь идет о том, что каждое решение, которое находит менеджер, превращает работников и ресурсы в систему, способную обеспечить нужный результат управления. В общем случае в эту систему включены не только подчиненные ему работники и ресурсы, но и партнеры, клиенты и вообще все факторы, которые участвуют в достижении результата управления. Чем сильнее у руководителя выражена способность к системному мышлению, тем более эффективное решение будет найдено.

В современной научной литературе широко признается, что исходным этапом решения многих вопросов профессионального отбора является изучение психофизиологических и личностных характеристик человека. Выявление таких качеств личности дает возможность эффективно дифференцировать менеджеров по успешности их профессиональной деятельности. Изучение качеств личности составляет основу психограммы любой профессии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой