Особенности регулирования труда других категорий работников (гл. 55 ТК РФ)
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе и имеют право на замену военной службы про призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с Федеральным… Читать ещё >
Особенности регулирования труда других категорий работников (гл. 55 ТК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (ст. 349 ТК РФ).
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Из данной нормы следуют два вывода. Первый состоит в том, что отношения по труду названных в ст. 349 ТК РФ лиц являются трудовыми отношениями и регулируются трудовым правом. Второй — в том, что нормы об особенностях регулирования трудовых отношений этих работников могут устанавливаться только актами федерального уровня.
Статья 349 ТК РФ на уровне Кодекса поставила вопрос о регулировании трудовых отношений гражданского персонала воинских и военизированных формирований — Вооруженных Сил РФ, МВД России, МЧС России и др.
Распространение на таких работников трудового законодательства с соответствующими особенностями имеет принципиальное значение для регулирования трудовых отношений, в которых они состоят с весьма специфическими работодателями — организациями Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Статья 349 ТК РФ устанавливает, что особенности регулирования отношений упомянутых в ней работников должны предусматриваться федеральными актами. Однако по многим вопросам они пока не приняты.
Особые нормы, относящиеся к указанным в ст. 349 ТК РФ работникам, содержатся в отдельных подзаконных актах — постановлениях Правительства РФ, приказах федеральных исполнительных органов, где предусмотрена военная служба.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Дополнительные льготы гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности предоставляются в соответствии с приказом ФСБ России от 30.07.2009 № 364.
Приказом Министра обороны РФ 22.06.2007 № 9968 утверждена Инструкция о выплате работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы и материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2000 № 38 предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо-Кавказском регионе. Этим нормативным правовым актом установлено, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению указанных задач, начиная со 2 августа 1999 г.:
- 1) выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;
- 2) выплачиваются суточные по установленным нормам с применением коэффициента 1,1;
- 3) предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней;
- 4) сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Предусмотренные вышеназванным постановлением Правительства РФ гарантии и компенсации распространены на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, а также органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы (постановление Правительства РФ от 31.05.2000 № 424).
Инструкция о присвоении квалификационных категорий сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы утверждена приказом Минюста России от 05.09.2006 № 283.
Меры по социальной защите гражданского персонала МЧС России предусмотрены приказом этого Министерства от 20.11.2000 № 573.
Указом Президента РФ от 07.09.1992 № 1056 предусмотрен порядок увольнения работников при передислокации воинских частей и выплаты им пособий и компенсаций.
При передислокации воинских частей в другую местность командирам воинских частей предоставлено право увольнения работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для лиц, увольняемых в связи с ликвидацией организации. Работникам, увольняемым по этой причине, средняя заработная плата за второй и третий месяцы со дня увольнения выплачивается одновременно с выплатой выходного пособия.
С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Он регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, конкретизирует это право, определяет понятие альтернативной гражданской службы как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ определяет:
- — место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы (ст. 4 Закона);
- — ее срок (ст. 5 Закона);
- — организацию (ст. 6 Закона);
- — финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы (ст. 8 Закона);
- — порядок и организацию направления граждан на альтернативную гражданскую службу (ст. 10−14 Закона);
- — порядок разрешения споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу (ст. 15 Закона);
- — порядок прохождения этой службы (ст. 16 Закона);
- — права, обязанности и ответственность проходящих ее граждан (ст. 17−22 Закона);
- — основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы (ст. 23 Закона);
- — ответственность должностных лиц за нарушение данного Закона (ст. 7 Закона).
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе и имеют право на замену военной службы про призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принято соответствующее решение (п. 1 ст. 3 Закона).
Перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 15.02.2010 № 84н.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и место прохождения этой службы учитывается образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах (п. 5 ст. 4 Закона).
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (п. 6 ст. 4 Закона).
Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата (п. 3 ст. 5 Закона).
Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной службы (п. 4 ст. 5 Закона).
В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:
- — прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
- — время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
- — время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
- — появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 5 ст. 5 Закона).
Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:
- — представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта РФ предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
- — заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;
- — организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;
- — контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством РФ;
- — обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту (абз. 4 п. 4 ст. 6 Закона).
Граждане вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в сроки, определенные Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ. В заявлении гражданин указывает причины и обстоятельство, побудившее его ходатайствовать об этом, т. е. свое желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой обосновать тем, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (п. 1 и 2 ст. 11 Закона).
Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу (ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона).
Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет (ч. 2 ст. 13 Закона).
Гражданин, направленный на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, установленный в повестке военного комиссариата, и получает под роспись предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы (ч. 1 ст. 14 Закона).
Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки (ч. 2 ст. 14 Закона).
Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 1 ст. 15 Закона).
Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация (п. 2 ст. 16 Закона).
При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку (ч. 3 п. 4 ст. 23 Закона).
Организации альтернативной гражданской службы посвящены Указ Президента РФ от 21.07.2003 № 793 «Вопросы организации альтернативной гражданской службы» и постановление Правительства РФ от 11.12.2003 № 750.
Правила представления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ предложений, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, а также принятия специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решений по вопросам участия указанных органов в организации альтернативной службы утверждены постановлением Правительства РФ от 11.12.2003 № 750 «Об организации альтернативной службы» .
Об удостоверении и учетной карте гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, см. приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2004 № 167. Форма отпускного билета гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и форма предписания на убытие к месту прохождения альтернативной гражданской службы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 07.04.2005 № 261.