Надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием, дознанием определены в УПК РФ. В досудебных стадиях уголовного процесса в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. УПК РФ относит прокурора к участникам уголовного процесса со стороны обвинения. Типичные… Читать ещё >
Надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы студент должен:
знать
- • предмет и пределы надзора за следствием, дознанием, оперативно-розыскной деятельностью;
- • поднадзорные объекты в данной отрасли надзора;
- • соотношение полномочий прокурора при надзоре за следствием и дознанием, полномочия прокурора при надзоре за оперативно-розыскной деятельностью;
- • типичные ошибки, допускаемые поднадзорными прокурору объектами, в процессе предварительного расследования и в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
уметь
- • определять полномочия прокурора, необходимые для выявления нарушений закона в процессе расследования преступлений;
- • различать функцию прокурорского надзора за следствием и дознанием и функцию ведомственного контроля;
владеть
• понятийным аппаратом, определяющим сущность оперативнорозыскной деятельности, деятельности органов предварительного расследования.
Предмет и пределы надзора за следствием и дознанием
Предметом надзора в рассматриваемой отрасли в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре РФ являются:
- • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- • соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- • законность проведения расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Задача надзора состоит в следующем: каждое преступление должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее, привлечено к установленной законом ответственности; привлечение к уголовной ответственности виновных лиц должно быть законным и обоснованным; применение мер процессуального принуждения к лицам, совершившим преступления, должно производиться в строгом соответствии с уголовнопроцессуальным законом; возбуждение уголовного дела и предварительное расследование должно осуществляться в установленном законом порядке, с соблюдением установленных сроков и с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства, а также иных граждан.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием, дознанием определены в УПК РФ. В досудебных стадиях уголовного процесса в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. УПК РФ относит прокурора к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.
Следует разграничивать такие понятия, как «прокурорский надзор» и «ведомственный контроль» за деятельностью следователя и дознавателя. Прокурор осуществляет надзор за всеми органами, осуществляющими уголовное преследование. Деятельность же начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа представляет собой исключительно ведомственный контроль. Очень важно, чтобы прокурор не подменял в своей деятельности органы, осуществляющие ведомственный контроль, а каждый выполнял возложенные на него функции.
Руководитель следственного органа в соответствии со ст. 39 УПК РФ поручает следователям расследование уголовных дел, дает обязательные указания по вопросам следствия, решает организационные вопросы, связанные с распределением нагрузки между следователями, применяет меры поощрения и взыскания. Прокурор, в свою очередь, осуществляет именно надзорные полномочия. Он вправе отменить любое незаконное или необоснованное постановление дознавателя и некоторые постановления следователя, но он не вправе подвергнуть следователя и дознавателя дисциплинарному взысканию, применить меры поощрения, не занимается распределением нагрузки в органах предварительного расследования.
На досудебных стадиях уголовного процесса прокурор может непосредственно осуществлять уголовное преследование, давать поручения дознавателю о производстве следственных действий и по организации расследования, однако не вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность. В конечном счете прокурор отвечает за результаты уголовного преследования на стадии предварительного расследования, а затем поддерживает обвинение в суде.
Целесообразным на досудебных стадиях уголовного процесса является сочетание прокурорского надзора и судебного контроля, так как это создает более надежную систему гарантий прав и свобод человека в уголовном процессе. Вмешательство суда на досудебных стадиях должно осуществляться в исключительных случаях, когда это необходимо для соблюдения конституционных прав личности, а само осуществление судом контроля за обоснованностью решений, связанных с ограничением конституционных прав граждан, вовсе не означает, что к нему переходят обязанности прокурора по обеспечению законности. Полномочия суда следует считать дополняющими по отношению к тем, которые ему принадлежат в других судебных стадиях уголовного процесса, и только в единстве общих задач и различии функциональных обязанностей возможно оптимальное сочетание функций судебного контроля и прокурорского надзора в досудебном производстве[1].
- [1] Халиков А. К вопросу о соотношении судебного контроля и прокурорского надзора в досудебном производстве // Уголовное право. 2004. № 3. С. 138.